Курсовая работа: Теневая экономика России 4

Название: Теневая экономика России 4
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал )

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»

УДК

ББК

Теневая экономика России

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая теория

Исполнитель: Курпачева Ю.М.

студентка 1 курса, д/о

специальность «060500-БИА»

_________________ (подпись)

Научный руководитель: Давлетшина Д.Ф.

кандидат экономических наук, доцент

___________________ (подпись)

Зав.кафедрой: Давлетшина Д.Ф.

кандидат экономических наук, доцент

___________________ (подпись)

Дата допуска к защите: «__»_____2007г.

1.Защищена с оценкой

«_____» «____»_________________2007г.

Члены комиссии:

______________________________(Ф.И.О.)

______________________________(Ф.И.О.)

______________________________(Ф.И.О.)

2.Поступила на кафедру

Рег.№____________________________

Методист_____________________ (Ф.И.О.)


Орск 2007

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет Экономический

Кафедра Экономическая теория

Специальность БИА

Курс I

Задание

по курсовой работе студентки

Курпачевой Ю.М.

1. Тема работы: Теневая экономика России

2. Срок сдачи студентом завершенной работы

3. Цель курсовой работы: изучение понятия «теневой экономики», выявление основных причин и предложения способов ограничения роста теневого сектора в экономике России.

4. Задачи (вопросы), подлежащие исследованию (разработке):

4.1 Анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.

4.2 Виды теневых операций.

4.3 Негативный эффект «теневой» деятельности на экономику России.

4.4 Пути ограничения роста «теневой» деятельности в России.

Научный руководитель Давлетшина Д.Ф. (подпись, дата)

Зав.кафедрой Давлетшина Д.Ф. (подпись, дата)

Задание принял к исполнению: Курпачева Ю.М. (подпись, дата)

Отзыв о курсовой работе

Студент(ка)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_________»_________________________2007г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4

Глава 1 Понятие и анализ уровня развития «теневой»

экономики в России……………………………………………………………6

1.1 Определение теневой экономики и формы её проявления…........6

1.2 Причины развития теневой экономики…………………………..10

1.3 Механизм функционирования теневой экономики……………. 14

Глава 2 Формы «теневой » деятельности……………………………………18

2.1 Виды «теневой» экономики…………………………………….....18

2.2 Виды «теневой» экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в Россию…………………………………....20

2.3 Условия формирования «теневой» экономики…………………. 24

2.4 Формирование «теневой» экономики в финансовой и банковской сфере…………………………………………………………………………... 25

Глава 3 Оценка влияния «теневой» деятельности на экономику России и сокращение «теневой » экономики………………………………………......28

3.1 Основные причины ухода предприятий в теневую экономик 28

3.2 Негативные последствия для социально-экономического развития России………………………………………………………………………….29

3.3 Создание правовых экономических условий по сокращению «теневой» экономики…………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………...35

Список литературы………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример , когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики , которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен , который относительно легко определить , но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация , которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики.

Цель данной работы –изучить понятие «теневой экономики», выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.

2. Выявить формы теневых операций.

3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.

4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

При подготовке использовалась как учебная и научная литература по данной теме, так и материалы периодических печатных изданий.

Глава 1. Понятие и анализ уровня развития «теневой» экономики в России.

1.1 Определение теневой экономики и формы ее проявления

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1. Неофициальная экономика . Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2. Фиктивная экономика . Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3. Подпольная экономика . Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год)[1] , при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.

Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.

Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.

Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд[2] . Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до наемного убийства.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.

Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?

Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%. А серьезный по бюджету потребителя.

1.2 Причины развития «теневой» экономики

Становление современной “теневой”“ экономики в России можно отнести на конец 60-х - начало 70-х годов. Именно в это время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции как первоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития - опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполнения потребительского рынка, система натурального распределения материальных благ.

Становление “теневой”“ экономики происходило на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов.

К сдерживающим факторам можно отнести следующие;

- низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;

- отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

- жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

- массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

- ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

К стимулирующим факторам относятся:

- рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;

- опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;

- прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;

- -возрастающее желание “овеществить“ денежные средства, как способ спасения их от инфляции;

- -сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в “теневой”“ бизнес;

- накопление относительно больших средств в руках дельцов “теневой”“ экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;

- естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу “теневого“ бизнеса;

- монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.

К 80-м годам “теневая“ экономика быстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных чиновников. Появились организованные преступные группы, тесно связанные с “теневиками“.

Чрезвычайно высокими темпами росли обороты “черного“ рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услуг населению, “почернела“ практически полностью - ремонт автомобилей, продажа строительных материалов, мебели, строительство домов, ремонт жилищ.

Одним из главных стимулов резкого рывка в развитии “теневой”“ экономики на фоне общей экономической стагнации явился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Отрицательное влияние его на социально-экономическую обстановку в России трудно переоценить. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъят один из самых массовых товаров народного потребления, приносивший фантастические доходы государству. В государственном бюджете образовалась дыра, которую заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и услуг при одновременном росте личных доходов резко возросло давление на потребительский рынок. Повсеместно расцвела спекуляция винно-водочными изделиями. Население активно и во все расширяющихся масштабах стало заниматься самостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона.

Одно из самых негативных последствий указа состоит в том, что благодаря ему дельцы “теневого“ бизнеса аккумулировали в своих руках огромные средства. Их влияние на экономику резко возросло, власть государства заметно снизилась. Дельцы “теневого“ бизнеса смогли организовывать искусственный дефицит определенных товаров. Так, летом 1990 года были закрыты на ремонт от половины до двух третей всех табачных фабрик одновременно. Предложение упало, к нормальному спросу добавился ажиотажный. цена на табак у спекулянтов стремительно взлетела, а их доходы оценивались в миллиардах рублей.

Принятые несколько ранее законодательные акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовой деятельности тоже стимулировали рост “теневой”“ экономики, так как дали реальную возможность отмывать “грязные деньги“ без особого риска.

В конце 80-х годов начавшиеся межнациональные конфликты резко подняли спрос на оружие и боеприпасы - увеличились хищения их с военных объектов, предприятий-производителей. Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружия.

Неудачи реформы цен в апреле 1991 года привели к полному развалу потребительского рынка, повсеместному и всеобъемлющему дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. “Черный“ - рынок укрепил свое влияние в торговле традиционными для этого сектора экономики товарами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, автомототехника, импортная одежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительство домов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всему спектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.

Ослабление на протяжении последних 5-7 лет правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям, также сказалось на росте “теневой”“ экономики. В эти годы, даже судя по зарегистрированным органами МВД преступлениям, преступность стала иметь более корыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать. Вместе с тем население практически перестало доверять правоохранительным органам и все реже стало обращаться к ним за помощью.

В 1992 году, в связи с некоторой активизацией экономической жизни в России, были относительно исправлены диспропорции между экономическими возможностями страны, уровнем доходов населения, ценами на потребительские товары. Это, бесспорно. объективно сужает базу “теневой”“ экономики. Одновременно жесткое налоговое законодательство при отсутствии системы контроля за его исполнением, опять-таки объективно работает на развитие теневых форм экономической деятельности, сокрытие доходов, подкуп государственных чиновников. Усилившаяся социальная дифференциация, разделение на бедных и богатых, поляризация экономических интересов разных социальных групп, резкий рост потребностей определенной части общества при крайне скромных возможностях других - все это стимулирует рост “теневой”“ экономики. Также к не менее важным причинам развития теневой экономики можно отнести:

Высокий уровень налогообложения. Это примерно 30-33% ВВП. В принципе, не так много, но если сравнивать это с остальными показателями : цен, кризисами и др., - уровень чрезвычайно высок.

Экономическая нестабильность, кризисы. Существование теневой экономики – следствие экономического развития страны. При плачевном состоянии экономики, отсутствии «правильного» законодательства предприниматель уходит туда , где законы стабильны, общеизвестны и где его никто ограничивать не будет– в «тень».

Несовершенство организационно – правового регулирования. Выше я уже отмечала пробелы в законодательстве. Это во-первых дает возможность комфортно работать в тени. И , во-вторых, не позволяет органам власти проконтролировать ситуацию.

Незащищенность прав собственности. Здесь тоже нужно говорить о пробелах в законодательстве. Если у предпринимателя нет четкой уверенности в стабильности своего положения, то имеющиеся возможности он будет использовать по максимуму. Не платить налоги – можно сохранить свое состояние.

Неблагоприятный социальный фонд. Низкая заработная плата, безработица, поток беженцев создают питательную среду для теневой экономики. Люди, у которых практически отсутствуют средства к существования, готовы идти на многое, - теневики этим пользуются и др. причины.

1.3 Механизм функционирования теневой экономики

Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный механизмы. Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации” , при этом в роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы: Первая: При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода. Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”. Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”. Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж. Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций. Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “предания” основных доходов. Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает: - предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции; - банк; - “службу безопасности”; - связи. Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно). Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях. “Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения. Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность. Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями.


Глава 2 Формы «теневой» деятельности

2.1 Виды «теневой» экономики

Главными и наиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока:

· законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать.

· законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид “теневой” экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и заканчивая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть “теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

· нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид “теневой” экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.

Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой” экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть “теневой” экономики можно называть неформальной экономикой .

Неформальная экономика

Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов (СНС) за 2001 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выглядели следующим образом:

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 2001-2003 годы (2003год - I полугодие) представлена ниже: Используемая при оперативных (месячных) расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 2001 года несколько возрос и достиг 23-25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлого года.

Незаконная экономика

Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика составляет порядка 40-45 % к ВВП.

Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.

2.2 Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России

Главной причиной роста “теневой” экономики в России, по мнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря, из всего набора “экономических свобод“ (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что у населения и деловых людей России появилась боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей орга­низации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразова­ний возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали дове­рять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в не­формальные отношения, как с частными лицами, а с государством -иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из кото­рых обладает определенной властью и может оказать частные услуги.

Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию “теневой” экономики и явилась следствием определенных особенностей реали­зованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.

Первая особенность - возникновение делового тандема чинов­ника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновни­ков. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение власт­ных полномочий государства в экономике. В то же время эти преоб­разования способствовали значительному усилению неопределеннос­ти функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это от­вечало их частным экономическим интересам. В результате, когда пред­приниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он ее от органа власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслуж­бы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, как будто его не существует. Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних эко­номических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплек­са). Осталась государственной существенная часть энергети­ки, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору тре­буются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сек­тор “теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручи­вают“ государственные деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкла­дываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмеша­тельстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударствен­ных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы обя­заны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обя­заны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной до­рогой и др.). Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зави­симость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ве­дет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приво­дит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В результате чрезмерное вмешательство государства в эко­номику при его слабости и зависимости от различных групп интере­сов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Еще один источник монополизма - деятельность бывших мини­стерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газ­пром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфи­денциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гиб­рид частной компании и государственного ведомства. Такие компа­нии регулируют целые секторы современной экономики. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. В силу этих осо­бенностей они практически закрыты от общественного и государ­ственного контроля, что дает широкие возможности для развития “теневой” деятельности. К числу самых распространенных ее видов отно­сятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части ва­лютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акция­ми, выпускаемыми такими компаниями.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изыма­ется 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты пе­ред государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситу­ации, когда в условиях экономической либерализации государство стре­мится сохранить “командные высоты“ в экономике и контролировать основные финансовые потоки. Пятая особенность - асоциальный характер рыночных пре­образований в России. Рыночные реформы лишили миллионы лю­дей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были “отпущены“, введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономи­ческого отбора не были созданы. В промышленности, сельском хо­зяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарпла­той на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время ника­ких формальных и легальных альтернативных вариантов экономи­ческой активности для работников, занятых на таких рабочих мес­тах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и но­вые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуж­дены зарабатывать за счет неформальной деятельности.

Шестая особенность - неправовой характер экономических пре­образований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется фор­мальными законами. В эффективной работе правоохранительной сис­темы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъек­тов в нынешней России.

2.3 Условия формирования “теневой” экономики

Условия для “теневой” экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной экономики.

Большое внимание проблемам “теневой” экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов количественной оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры “теневой” экономики по следам, которые та оставляет в денежной и ряде других сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов “теневой” экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4 до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

2.4 Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере

В финансовой и банковской сфере развитию “теневой” экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.

2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:

- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;

- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;

- за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;

- за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.

4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.

5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.

6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.

7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.

8. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России нарушений валютного законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России.

Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации“..

Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

Глава 3 Оценка влияния «теневой» деятельности на экономику России

Необходимо отметить, что проблеме теневой экономики уделяется значительное внимание отечественными и зарубежными специалистами. Существенно и то, что проблема теневого сектора, теневой экономики многоаспектна. Ею занимаются экономисты, юристы, социологи, международники, психологи, врачи, статистики и др. При этом экономисты уделяли и уделяют этой проблеме гораздо меньше внимания, чем специалисты других отраслей науки. В публикуемой работе предлагается рассмотреть три группы проблем.

3.1 Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:

· 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

· 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.

· 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

3.2 Негативные последствия для социально-экономического развития России.

Уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней. Экономика уходит в тень, чтобы уйти от налогов. В результате нет поступления в бюджет . А нет доходов – нет и расходов. Власть становиться банкротом.

Рост преступности, коррумпированности. Теневики теперь платят не государству, а «браткам»,- меньше, конечно, но платят. Это и порождает рост преступности. Такая экономика нужна организованным преступным группировкам.

Теневое производство в пределах государственного сектора – самое выгодное производство для производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной собственности и присвоении производимых в ее рамках продуктов труда. «Теневик» , как правило, не вкладывает собственных - за исключением взяток – средств в развитие производства, ему выгоднее за взятку получить государственные вложения. Он использует сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства. При этом получает прибыль, из нее оплачивает труд рабочих, дает взятки вышестоящим. Так происходит сращивание официальной экономики с теневой. Коль скоро теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои теневые надстроечные структуры, этику, неофициальное право, внешнюю и внутреннюю службы безопасности, свою идеологию прикрытия, даже свои профессии .

Можно называть еще очень много отрицательных последствий существования теневой экономики, я перечислила основные.

Парадокс современной общественно – политической борьбы состоит в том, что нередко люди, искренне выступающие против эксплуатации населения страны дельцам теневой экономики, своими догматическими позициями сохранению огосударствленной системы и объективно оберегают ее «сиамского близнеца» - теневую экономику.

Рис.1 Структура ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической ситуации, % ( 2002 год)

Рис2Структура ущерба, наносимого теневой экономикой бюджетной сфере%

Позитивное воздействие теневой экономики

Обычно оценки этого явления крайне негативные. Но если говорить честно, то есть и свои «плюсы».Главное – это обеспечение рынок теми товарами, которые легальная экономика дать не может. Таким образом, функционирование теневой экономики способствует удовлетворению покупательского спроса.

Функционирование теневой экономики способствует смягчению напряжения на рынке труда, - какая-то часть населения все – таки работу получают.

Можно при желании найти и другие положительные моменты в функционировании теневой экономики. Однако очевидно, что все они не идут ни в какое сравнение с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой теневой бизнес.

3.3 Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.

В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.

Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.

Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.


Заключение

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

· Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

· Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

· Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

· Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инно­ваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас­штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капи­талов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Введение в научный оборот понятия «теневая» экономика, масштабы развития неформальных отношений во многих странах, особенно в России, осознание необходимости исследования данной сферы экономики и социальной жизни людей, выработанные методы и материалы проведенных исследований дают основание полагать, что формируется новая междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.


Список литературы

1.Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире.// Проблемы прогнозирования.- 2001.- №4.

2. Исправников В. Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса. //РЭЖ.- 2001.-№3.

3.Лунев В. Теневая экономика: криминальный аспект.// Общество и экономика.- 2004.-№2.

4.Никитин С. Теневая экономика и налогообложение.// МЭиМО.-2005.-№2

5.Олейник. Институциональная экономика. Учебное пособие.- М.:ИНФРА- М, 2000

6.Папаева В. И др. Об индустриальном анализе теневой экономики и особенностях её проявления.// Общество и экономика.- 2003.- №6.

7.Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому обороту.// Вопросы экономики.- 2002.-№1.

8.Протащик А., Тарасов М.Е. Криминальный бизнес или государство: кто победит?// РЭЖ.-2001.-№11-12

9. Радаев В. Российский бизнес: на пути к легализации?// Вопросы экономики.- 2002.-№1

10. Седов В.В.Основы экономической теории: вопросы устойчивого развития экономики: Учеб.пособие/Челяб.гос.университет, Челябинск 2005.79с-ISBN 5-7271-0697-4

11.“Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г. – с.131-157

12. Тимофеев Л. Теневая экономика и налоговые потери в сельском хозяйстве.// Вопросы экономики.-2001.- №2

13. www . ccsis . msc . ru

14. www . users . g . com . ua

15. www . president . kremlin . ru

16.Фишер С, Дорнбуш Р, Шмалензи Ф68 Экономика: пер. с англ. со второго издания-М:»Дело ЛТД», 1995.-846с-ISBN 5-86461-199-9


[1] Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?”(“Экономика и жизнь”, №24 июнь 1996)