Реферат: Структура бюджетной системы Российской Федерации 2
Название: Структура бюджетной системы Российской Федерации 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
1-4Структура бюджетной системы Российской ФедерацииБюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: В комментируемой статье рассматривается структура бюджетной системы РФ. Она состоит из трех уровней. По сравнению с прежними законодательными актами основное изменение состоит в том, что в состав бюджетной системы включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширенное толкование ввелось в БК РФ впервые. Можно сказать, что авторы БК РФ определили три уровня бюджетов и бюджетную систему РФ, состоящую из трехуровнего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система в РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется посредством норм права. 2-4
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный
процесс
состоит из пяти стадий: Составлению
проекта
бюджета
предшествует разработка планов ипрогнозов развития территорий и целевых программ. Ре шение о начале работы над составлением проекта федерально го бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта феде рального бюджета. финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и на рушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального Участниками бюджетного процесса являются: В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета. 3-5Админестратор доходов бюджетной систамы Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы. 4-6Доходы федерального бюджета Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Доходы федерального бюджета – в странах, имеющих федеральное устройство, доходы центрального государственного бюджета. В каждой стране используется собственная система формирования доходов центральных и местных бюджетов, но с учетом опыта других стран, т.е. на основе своих возможностей и мировой практики. Налоговый кодекс страны, другие законы определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого бюджета. Д.ф.б. РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ. В Д.ф.б. указываются поступления доходов по источникам. Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами. К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов. Среди Д.ф.б. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др. Все эти Д.ф.б., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Так, в установленном законом проценте зачисляются в Д.ф.б. налоги: НДС, например в 1997г. - 75% по товарам российского производства и 100% - иностранного; акцизы - по импортируемым товарам полностью, а по спирту, водке и ликеро-водочным изделиям российского производства - только 50%. Следовательно, Д.ф.б. частично поступают на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты. 6-8Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах: - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; - разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; - равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; - равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: - выравнивание бюджетной обеспеченности, - стимулирование роста налогового потенциала, - финансовое управление территориальным развитием, - снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне. 4-6 доходы федерального бюджета Доход федерального бюджета формируется за счет на- логовых и неналоговых поступлений, заимствований, безвоз- мездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ. К налоговым источникам поступлений относятся: • федеральные налоги и сборы; • таможенные пошлины и сборы; • пени и штрафы. К неналоговым источникам поступлений относят доходы: • от использования имущества, находящегося в государ- ственной собственности; • от продажи или другого возмездного отчуждения иму- щества, находящегося в государственной собственности; • от платных услуг, оказываемых органами государствен- ной власти и бюджетными организациями; • полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; • от других неналоговых источников дохода. В доходах бюджета от неналоговых источников учитыва- ются: • средства, полученные в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование иму- щества, находящегося в государственной собственности; • средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; • средства, полученные от передачи имущества, нахо- дящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление; • средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд; • средства, полученные от продажи (приватизации) иму- щества, находящегося в государственной собственности; • доходы от внешнеэкономической деятельности; • плата за пользование предоставленными бюджетными средствами; • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в ус- тавных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству; • часть прибыли государственных унитарных предприя- тий, остающейся после уплаты налогов и других платежей; • доходы от реализации государственных запасов и ре- зервов; • другие доходы от имущества, находящегося в госу- дарственной собственности. К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят: • безвозмездные перечисления физических и юридичес- ких лиц; • безвозмездные перечисления международных органи- заций и правительств иностранных государств; • перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджет- ном законодательстве. Денежные средства считаются зачисленными в доход фе- дерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кре- дитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет. Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учиты- ваются в доходах соответствующих фондов по ставкам, ус- тановленным налоговым законодательством, и распределя- ются между федеральным и территориальными внебюджет- ными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на финансо- вый год". 5-4 Расходы федерального бюджета Расходы бюджетов в зависимости от экономического со- держания подразделяются на текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов включают статьи рас- ходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расши- ренным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Текущие расходы бюджетов обеспечивают функциони- рование органов государственной власти (местного самоуп- равления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов. На основании российского законодательства федераль- ные расходы имеют две составляющие: 1) расходы, финансируемые исключительно из федераль- ного бюджета; 2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов мест- ного самоуправления. Исключительно из федерального бюджета финансиру- ются следующие виды расходов: • обеспечение деятельности государственных органов влас- ти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы; • обеспечение национальной обороны, безопасности го- сударства, осуществление мероприятий по конверсии отрас- лей промышленности; • осуществление международной деятельности; • фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, исследование космического про- странства; • государственная поддержка железнодорожного, воз- душного и морского видов транспорта; • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; • формирование инфраструктуры федеральной собствен- ности и содержания учреждений, находящихся в федераль- ной собственности; • обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга; • пополнение государственных запасов драгоценных ме- таллов, драгоценных камней и материальных резервов; • проведение выборов и референдумов и т. д. Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия: • поддержание отраслей промышленности, строитель- ства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и реч- ного транспорта, дорожного хозяйства и связи; • обеспечение социальной защиты населения, правоох- ранительная деятельность, противопожарная безопасность; • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно- технический прогресс; • обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба; • обеспечение деятельности средств массовой информа- ции, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д. 7-2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения выполняемых фондом задач и функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение в законодательные органы. Государственные внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе РФ, поэтому их проекты представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1)обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы. Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона. В аналогичном порядке осуществляется представление отчета. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. |