Курсовая работа: Экономические проблемы развития региональной экономики

Название: Экономические проблемы развития региональной экономики
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Курсовая работа

защищена с оценкой «_____»

_________________________

подпись руководителя

«___» ____________ 2009 г.

Содержание

Введение 4

1) Роль регионов в национальной экономике 6

2) Понятие региона и его системные признаки 6

3) Цели и критерии социально-экономического развития

региона 8

4) Дифференциация регионов РФ 14

5) Экономические проблемы развития Кемеровской области 18

6) Основные показатели экономики Кемеровской области

в период 2005-2008 годов 18

7) Динамика и структура ВРП Кузбасса 21

8) Объем инвестирования 24

9) Оценка уровня жизни 27

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 34

ВВЕДЕНИЕ

Россия – уникальная страна. Ее регионы подобны большим государствам. Сама она столь огромна, а ее регионы столь разнообразны по своим экономическим и географическим параметрам, культурным и другим особенностям, что она сравнима с целым континентом. Национальная экономика России представляет собой совокупность народнохозяйственных связей, которые превращают отдельные регионы в единой экономическое пространство.

В мировой экономической теории проблемы регионального развития находятся на втором плане. В России они являются проблемами первого плана.

По экономическому потенциалу Кемеровская область - крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации. Ведущая роль в развитии народного хозяйства Кемеровской области принадлежит топливно-энергетическому комплексу. Его основа - угольная промышленность и электроэнергетика.

Актуальность этой темы заключается в том, что Кемеровская область является одним из важнейших промышленных регионов нашей страны и играет ведущую роль в экономике Сибири, и соответственно, в России, но как и в любом другом регионе имеются специфические проблемы экономического развития. Помимо этого, я родилась и живу в Кемеровской области, что и привело к повышенному интересу с моей стороны раскрыть именно этот вопрос.

Степень изученности темы довольно низкая, поэтому при написании курсовой работы в основном использовались интернет-источники, такие как интернет-портал органов государственной власти Кемеровской области (http://www.kemobl.ru), территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (http://www.kemerovostat.ru).

Объектом курсовой работы является экономика Кемеровской области, а предметом – проблемы развития региона.

Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем экономического развития Кемеровской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть критерии и показатели, по которым можно судить о развитии региона;

2) провести анализ показателей экономического развития Кемеровской области;

3) выявить проблемы на основе анализированных показателей.

Методы исследования:

1) анализ литературы по региональной экономике и управлению, статистических сборников Кемеровской области;

2) индукция: на основе каких-либо показателей или фактов делается обобщение (вывод);

3) эмпирический: описание (фиксирование сведений об объекте изучения, т.е. экономики Кемеровской области) и измерение (сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам и сторонам).

1 РОЛЬ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие региона и его системные признаки

Слово регион произошло от латинского regio – область, район. Оно является синонимом слову «район» (от французского rayon - луч, радиус) и используется для обозначения:

1) частей территории страны по каким либо признакам;

2) административно-территориальных единиц (городов, сельских районов и пр.)

Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [1, с.16].

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо же объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Россия состоит из 89 областей и административно-хозяйственных единиц, которые объединены в 12 районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный районы и Калининградская область.

Регион является частью народнохозяйственного комплекса, поэтому он отражает господствующую в стране систему производительных сил и производительных отношений. Таким образом проявляется подчиненность региона по отношению к хозяйству всей страны, поскольку любой элемент системы не сможет существовать без тех связей, которые превращают его в звено единой экономической системы. Тем не менее район является относительно самостоятельной частью народнохозяйственного комплекса, что предопределяет относительную экономическую обособленность территориальных производственных процессов и специфические черты их развития [2, с.589, 591].

Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.

Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, центральные и периферийные, где численность населения растет и где падает; в одних преобладает население старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Все эти и другие различия в региональной экономике необходимо учитывать, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений [3, с.18].

С функциональной точки зрения региональная экономика представляет собой целостную систему, предполагающую территориальную и функциональную интеграцию входящих в нее элементов. Основные системные признаки региона:

1) целостность, т.е. принципиальная несводимость свойств региона к совокупности составляющих его компонентов, зависимость каждого элемента от его положения внутри региона;

2) структурность, т.е. совокупность отношений, связывающих элементы системы, вследствие чего состояние и динамика региона обусловлены не поведением отдельных его элементов, а свойствами структуры;

3) наличие внутренних и внешних связей, благодаря которым регион обособляется от национальной экономики и противостоит ей как относительно единой образование;

4) иерархичность, вследствие которой каждый элемент региона (составляющие местности) может рассматриваться как система, а в свою очередь район представляет один из компонентов более широкой системы – национальной экономики в целом [1, с. 593-594].

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).

1.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

10) рост производства и доходов;

11) перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

12) перемены в общественном сознании;

13) перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

1) повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

2) создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

3) увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения [4, с. 87-88].

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

3) величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1) национальный доход на душу населения;

2) уровень потребления отдельных материальных благ;

3) степень дифференциации доходов;

4) продолжительность жизни;

5) объем инвестиций;

6) внешнеторговый оборот.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой региональный продукт).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВРП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере [5, с. 194-196].

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

1) валовой региональный продукт (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

2) средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

3) продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

4) уровень образования (наличие школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, квалификация людей);

5) уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

6) уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

7) равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса (наличие и количество предприятий, число занятых на предприятии).

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, равенство возможностей в экономической сфере.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание [4, с. 91 - 94].

Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

1.3 Дифференциация регионов РФ

Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Поэтому вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность или, что почти то же самое, дифференциация экономического пространства, имеет большое значение с разных точек зрения.

Уменьшение пространственной дифференциации означает сближение регионов по уровню социально-экономического развития. Это создает более благоприятные условия для эффективного развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства Российского государства. Наоборот, усиление региональной дифференциации затрудняет проведение общей политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, несет опасности региональных кризисов (особенно в маргинальных регионах) и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства.

Говоря о негативных сторонах неоднородности или дифференциации экономического пространства, вовсе не имеется в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение неизбежное свойство любого организованного экономического пространства (следствие территориального разделения труда, концентрации и специализации производства, урбанизации, расселения и т.д.). Более того, не равномерное поляризованное развитие характерно для современного этапа эволюции экономического пространства. Неоднородность понимается прежде всего как мера межрегиональных различий общих уровней экономического развития (экономической активности) и уровня (качества) жизни в крупных регионах страны и субъектах федерации.

В СССР и Советской России проблема сдерживания межрегиональных различий по уровням экономического развития и жизни занимала видное место в социально-экономической политике и еще более - в идеологии. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации и субвенции, разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Тем не менее, различия между российскими регионами по важнейшим социально-экономическим индикаторам были весьма велики.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось в основном двумя комплексами причин. Во-первых, действием рыночной конкуренции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактически неравенством субъектов федерации в экономических отношениях с центром. Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам населения) дифференциации. Тенденции экономической дифференциации регионов и соответственно неоднородности экономического пространства целесообразно оценивать и анализировать с помощью синтетических индикаторов, характеризующих уровни экономического развития и уровни жизни.

Уровень экономического развития страны и региона в принципе характеризуется накопленным национальным богатством. Однако региональная статистика пока фиксирует лишь некоторые элементы национального богатства, что не позволяет делать репрезентативные межрегиональные сопоставления. При информационной недостаточности приходится исходить из годовых показателей производства и использования экономических благ.

В последние годы российская статистика переходит на международный стандарт системы национальных счетов (СНС), в соответствии с которой в качестве главного индикатора экономического развития на национальном уровне рассматривается объем валового внутреннего продукта (ВВП), а на региональном уровне - объем валового регионального продукта (ВРП). Указанные макропоказатели более адекватны рыночной среде, нежели доминировавшие в советской статистике показатели производства и использования национального дохода, поскольку охватывают все сферы хозяйственной деятельности (а не только материальное производство), включая производство рыночных и нерыночных услуг [1, c. 284-292].

По объемам ВРП безусловным лидером в 2007 году стала Москва, ВРП которой был равен 6731189 млн. рублей. Самый минимальный ВРП уже на протяжении с 1998 по 2007 год в республике Ингушетия, в 2007 году этот показатель составил 14835 млн. рублей. Однако по ВРП нельзя понять, как развивается регион, более точную «картину» показывает ВРП на душу населения, и первое место здесь занимает Тюменская область (829155 рублей), а последнее - республика Ингушетия (29904 рубля) [6].

Если рассматривать дифференциацию регионов по уровню жизни, то в качестве основного индикатора региональных различий возьмем величины среднедушевых денежных доходов населения. В пользу этого показателя говорят возможности анализа достаточно длинных динамических рядов и приближенной оценки сравнительной покупательной способности доходов в различных регионах.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2007 году максимальный уровень доходов населения в Москве и минимальный в Республике Ингушетия различается в 9,5 раза. При этом сообщили в Росстате, коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по субъектам РФ высокий и составляет 43,9% [7].

Итак, одной из самых больших трудностей объединения регионов России в общеэкономическое пространство является их дифференциация. Дифференциация - мера межрегиональных различий общих уровней экономического развития (экономической активности) и уровня (качества) жизни в крупных регионах страны и субъектах федерации. В большинстве регионов России основные показатели социально-экономического развития растут, но при этом сохраняются высокие межрегиональные различия по ВРП и доходам на душу населения. Столь огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства и сопоставима только с различиями между самыми богатыми и бедными странами.

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Основные показатели экономики Кемеровской области в период 2005-2008 годов

Кемеровская область относится к числу наиболее развитых индустриальных регионов Сибири, обладает огромным природным, ресурсным и промышленным потенциалом. Основу экономики области составляет добывающее и перерабатывающее производство. Производство Кузбасса представлено добычей угля, продукцией металлургической и химической отраслей, видами деятельности, специализирующимися на производстве конечной продукции [8, с.6].

В 2008 году экономика области развивалась неравномерно. В первой половине года наблюдался значительный рост экономики, а во второй половине года сказалось негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на деятельность крупнейших кузбасских предприятий, интегрированных в мировую экономику. Однако в целом по итогам 2008 года в Кузбассе удалось сохранить положительные тенденции развития отраслей реального сектора экономики, действовавшие на протяжении последних лет и продолжить модернизацию основных технологических объектов [9].

В связи с тем, что промышленность занимает ведущее место в экономике Кемеровской области, ее доля в валовом региональном продукте в 2006 году составила 47,5 процента, а в 2007 - 48,3 процента. Не менее важную роль играет такой показатель, как индекс промышленного производства, который характеризует изменение масштабов производства в сравниваемых периодах и отражает силу экономики региона. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Индекс промышленного производства

2004

2005

2006

2007

2008

Индекс промышленного производства,
в % к пред. году

104

104

107

102

98

С 2004 по 2006 год индекс промышленного производства к уровню предыдущего года увеличивался, а 2007 год стал переломным, так как далее индекс промышленного производства уменьшается. Объем промышленного производства в 2008 году снизился не значительно и составил 98% к уровню 2007 года. В настоящий момент промышленность переживает не лучшие времена. В первом квартале 2009 года индекс производства снизился на 19 %, вследствие этого, владельцы предприятий существенно уменьшили выделяемые на инвестиционные программы средства.

По ряду видов деятельности произошло резкое снижение индекса производства по отношению к 2007 году. Горно-рудные, химические, машиностроительные, текстильные и швейные предприятия области в 2008 году увеличили производство железной руды – на 2% (к уровню 2007 года), скребковых конвейеров – на 6%, электродвигателей взрывобезопасных – на 23 %, трикотажных изделий – на 13%, чулочно-носочных изделий на 98%, снизили производство минеральных удобрений - на 5 %, аммиака - на 1%, погрузчиков сельскохозяйственных – на 18 %, тканей – на 36%.

По итогам 2008 года 74,3 % предприятий обрабатывающей промышленности работало рентабельно, а их совокупная прибыль превысила 47 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 18%. В горно-рудной отрасли совокупная прибыль в 2007 году составила 1,5 млрд. рублей (прирост к уровню 2007 года – на 33%), в металлургии – 42 млрд. рублей (прирост - в 1,3 раза), в производстве кокса – 4 млрд. рублей (прирост – на 11%).

Это позволило направлять больше средств на поддержание процессов масштабной модернизации реального сектора экономики, ввод новых производственных объектов.

На эти цели в 2007 году предприятиями горно-металлургической, коксохимической, химической, машиностроительной, легкой промышленности инвестировано (с учетом средств направленных на капитальный ремонт) 6,6 млрд. рублей. Из них в металлургию поступило 2,8 млрд. рублей, в химическую отрасль – 2,4 млрд. рублей, в машиностроение – около 1 млрд. рублей, в текстильную, швейную и полиграфическую промышленность – около 48 млн. рублей [9].

Кемеровская область относится к числу экспортно-ориентированных регионов Российской Федерации, в которых базовый сектор экономики составляет добыча и первичная переработка сырья. Кузбасс активно участвует во внешнеторговой деятельности. На долю продукции, отправляемой на экспорт, приходится до 37% общего объема ее производства. Основная продукция экспорта – уголь, сталь, прокат, металлургические изделия, алюминий, ферросплавы, азотные удобрения, капролактам.

Внешнеторговые операции Кемеровской области осуществляются с 81 страной мира. Динамика объемов внешней торговли представлена на рисунке 1. Страны с наибольшим объемом товарооборота – Великобритания, Казахстан, Китай, Турция, Украина, Португалия, Кипр, Япония, Корея (Республика), Северная Ирландия. Товарооборот с этими странами составляет до 67,9% от общего объема внешней торговли [10].

Рисунок 1 - Динамика объема оборота внешней торговли (млн. долларов)

Внешнеторговый оборот Кемеровской области увеличивался с 2003 по 2007 год. Внешнеторговый оборот увеличился в 2007 году в сравнении с 2006 годом на 7% - до 7601 млн. долларов.

Таким образом, несмотря на мировой финансово-экономический кризис и снижения индекса промышленного производства, внешняя торговля наращивает обороты. Важно отметить, что большую долю экспорта составляет промышленная продукция и даже повышение цен на нее не сказывается на внешнеторговом обороте.

2.2 Динамика и структура ВРП Кузбасса

Валовой региональный продукт (ВРП) обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно ВРП представляет собой валовую добавленную стоимость, созданную резидентами региона и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах (номинальный объем ВРП) и в постоянных ценах (реальный объем ВРП).

Кемеровская область - регион с многоотраслевым народным хозяйством и высокой концентрацией сырьевых и перерабатывающих производств и по экономическому потенциалу является крупнейшим территориально-производственным комплексом Российской Федерации. Небольшая по территории, область играет одну из ведущих ролей в экономике Сибири. Кемеровская область является хорошо развитым индустриальным регионом, наряду с Иркутской областью и Красноярским краем она входит в лидеры по уровню индустриализации в Сибирском Федеральном Округе.

В соответствии с таблицей 2 объем ВРП в 2006 году вырос (107,2% к уровню 2005 года). В 2007 году объем ВРП области составил 106,8% к предыдущему году и объем ВРП Кемеровской области составляет 1,3% от ВВП России. Специализация региона обусловила доминирование в производстве товаров. ВРП на душу населения составляет 157298 рублей.

Таблица 2 - Валовой региональный продукт

2004

2005

2006

2007

Валовой региональный продукт в основных ценах, млн. рублей

244462

295378

342211

444352

Валовой региональный продукт на душу населения, рублей

85370

103759

120819

157298

Индекс физического объема валового регионального продукта (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

104,7

106,8

107,2

106,8

В период с 2004 по 2007 год наблюдается стабильный прирост валового регионального продукта в основных ценах, причем ВРП увеличивается на протяжении всего этого периода. В 2007 году объем ВРП по сравнению с 2004 вырос в 1,8 раза. Индекс физического объема ВРП (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) увеличивается лишь до 2006 года, а в 2007 году индекс физического объема ВРП уменьшился на 0,4%.

В 2008 году объем ВРП Кемеровской области составляет 1,5% от ВВП России. На долю области приходится 2,5% от общероссийского объема отгруженных товаров и выполненных услуг по трем базовым видам экономической деятельности и 23,2% от суммарного объема Сибирского федерального округа. По данному показателю Кемеровская область занимает 13 место среди всех субъектов РФ и второе место в Сибирском федеральном округе [11, с.135].

В структуре производства валового регионального продукта в 2008 году преобладает производство товаров, и в соответствии с рисунком 2 составляет 62,2 % , а в нем - промышленное производство (добыча полезных ископаемых). Валовой региональный продукт формируется в части производства товаров за счет 4 базовых отраслей: угольной, металлургической, электроэнергетики, химической.

Рисунок 2 – Структура производства ВРП

В настоящее время структура ВРП претерпевает изменения, связанные со структурной перестройкой экономики региона и в долгосрочной перспективе эти изменения будут прогрессировать, прежде всего, изменяется доля услуг транспорта и связи, строительства, а также оптовой и розничной торговли. По прогнозу до 2025 года снизится:

-Доля основных производств (добыча полезных ископаемых) с 27% до 15%.

-Доля обрабатывающего производства с 17 % до 10%

Возрастет:

-Доля строительства с 6% до 11%

-Доля транспорта и связи с 9% до 13%

-Доля производства и распределения электроэнергии, газы и воды с 6 % до 8 %

-Доля оптовой и розничной торговли с 14% до 19%

-Доля прочих видов экономической деятельности с 18% до 22%

-Доля сельского хозяйства сохранится на уровне 3%

Реализация указанных приоритетных мер сможет обеспечить среднегодовой темп роста ВРП до 2025 года, который увеличится к 2025 году в пределах 721200 - 886100 млн. рублей в ценах 2007 года, то есть, в 1,9-2,0 раза больше уровня 2005 года.

Несмотря на то, что ожидается увеличение добычи угля к 2025 году до 270 млн. тонн - а это почти в 2 раза больше современного уровня добычи - политика, направленная на диверсификацию региональной экономики, должна снизить удельный вес угольной отрасли в общем объеме за счет роста других отраслей промышленности, но в особенности сферы услуг.

В структуре ВРП в 2025 году доминирующее положение займет «производство услуг», на долю которого будет приходиться 51,6 - 54,5% (рост по сравнению с 2007 годом на 13,6-14,8%) [12, с.146].

Таким образом, ВРП в основных ценах и ВРП на душу населения увеличивается, однако цены на товары и услуги не стабильны, и поэтому не менее важным показателем является индекс физического объема валового регионального продукта, который показывает, на сколько увеличился физический объем ВРП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году. Динамика этого показателя, в отличие от ВРП в основных ценах и на душу населения, имеет стабильный характер, а к 2007 году незначительно уменьшается. Важной проблемой на данный момент является то, что в структуре ВРП преобладает производство товаров.

2.3 Объем инвестирования

Для обеспечения роста производства товаров и услуг для населения необходимо привлечение на территорию области инвестиций, которые являются важным фактором устойчивого экономического развития региональной экономики.

Среди основных факторов, оказавших позитивное влияние на уровень инвестиционной активности, можно выделить следующие: рост основных макроэкономических показателей, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного климата, развитие банками программ кредитования.

По экспертной оценке, Кемеровская область относится к числу регионов со средним потенциалом и умеренным риском. В 2007 году Консорциумом «Эксперт РА-АК&М» присвоил, а в 2008 году подтвердил Кемеровской области рейтинг по национальной шкале «А» со стабильными перспективами, отнеся Кузбасс к классу регионов с высоким уровнем надежности, экономического развития и инвестиционной активности.

По объемам инвестиций в основной капитал в 2007 году область заняла 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа и 20-е место по Российской Федерации. В 2008 году среди регионов Сибирского федерального округа область заняла 2-е место [13, с. 12].

В 2007 году удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал по России составил 1,6 %, что на 0,3 % меньше, чем в предыдущем году. По данным таблицы 3 видно, что каждый год, начиная с 2004 по 2007 удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал по России падал на 0,2-0,3%.

Таблица 3 – Инвестиции в основной капитал

Годы

Инвестиции в основной капитал, млн.рублей

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал по России, %

2004

56525

169

2,0

2005

80315

124

2,2

2006

91032

102

1,9

2007

107587

103

1,6

С 2004 по 2007 год инвестиции в основной капитал увеличивались, однако инвестиции в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) имели тенденцию к снижению до 2006 года.

В 2007 году увеличение объема инвестиций относительно 2006 года наблюдалось по следующим видам деятельности: производство строительных материалов (рост 40% в сопоставимых ценах), жилищное и коммерческое строительство (32%), финансовая деятельность (21%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (19%), химическое производство (16%).

В I квартале 2008 года на развитие экономики и социальной сферы области (включая оценку по малым предприятиям и неформальному сектору экономики) направлено 21 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 125% к соответствующему уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Основная доля инвестиций в 2008 году (47,3%) была направлена на развитие добычи полезных ископаемых, транспорта и связи (11,8%), обрабатывающего производства (8,6%), и в другие отрасли. Увеличение темпа роста инвестиций отмечено в таких отраслях, как химическое производство, производство строительных материалов, строительство жилой и коммерческой недвижимости, производство, передача и распределение электроэнергии [8].

Особое внимание в области уделяется привлечению иностранных инвестиций, которые являются фактором ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, распространение передовых методов организации производства и подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. Размещая свой капитал в Кузбассе, иностранные компании обеспечивают обновление технологической базы предприятий и выход на стандарты устойчивого финансового и производственного роста, что положительно влияет на повышение уровня жизни населения региона (рост заработной платы, эффективность и прибыльность работы предприятий, а следовательно, рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней). Привлекаемый иностранный капитал способствует обеспечению занятости в области [14, c.297-298].

По данным таблицы 4 видно, что объем иностранных инвестиций в экономику области нестабильный.

Таблица 4 – Поступление иностранных инвестиций

2004

2005

2006

2007

Тысяч долларов США

Иностранные инвестиции

52739

547592

396793

578737

Объем иностранных инвестиций в 2005 году в 10,4 раза больше по сравнению с 2004 годом. В 2006 году объем иностранных инвестиций уменьшился на 27,8%, а в 2007 увеличился на 46%. В 2008 г. в область поступило 1,1 млрд. долларов США, что в 1,9 раза больше, чем за 2007 г.

Отраслевая структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер, наблюдается перекос в распределении инвестиций. Большая доля иностранного капитала направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (угледобыча, металлургия) в виде кредитов, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости (телекоммуникации, торговля, коммерческие услуги).

Таким образом, в настоящее время иностранных капитал имеет определенный поступательный рост, но не оказывает значительного воздействия на развитие хозяйства области в целом и играет роль «катализатора роста» в нескольких узких секторах производства.

Для формирования в Кузбассе благоприятного инвестиционного климата необходимо решение комплекса проблем: несовершенства инфраструктуры бизнеса, недостаточной развитости банковской системы, сложности с обеспечением гарантий под привлекаемые средства, отсутствия информационной прозрачности на предприятиях, квалифицированных и профессиональных кадров международного уровня, слабой развитости информационных баз, высоких административных барьеров.

2.4 Оценка уровня жизни

Качество жизни определяется как комплексная характеристика степени развития и удовлетворения материальных и культурных потребностей и интересов людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека, социальных общностей и общества в целом. Оценка качества жизни – это выявление отношения характеристик качества жизни человека или общества и соответствующих параметров, принятых за базу сравнения, эталон.

Одними из наиболее важных показателей качества жизни населения являются среднедушевые денежные доходы и величина прожиточного минимума.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

В соответствии с таблицей 5, по сравнению с 2004 годов величина среднедушевых доходов населения Кемеровской области в 2007 увеличилась в 1,9 раза.

Таблица 5 – Среднедушевые денежные доходы

2004

2005

2006

2007

Среднедушевые доходы, руб.

6161,6

7812,8

9442,8

11700,4

Величина среднедушевых денежных доходов в 2005 г. составила 7812,8 руб. и увеличилась на 26 % по сравнению с 2004 годом. В 2006 году произошло увеличение среднедушевых доходов по сравнению с предыдущим годом на 21%, а в 2007 – на 24 %.

Однако среднедушевые денежные доходы не могут отразить, как распределены доходы в обществе. Неравномерность распределения доходов в обществе измеряется с помощью коэффициента Джини (индекса концентрации доходов). Значение этого показателя может варьироваться от 0 до 1. При этом, чем ближе значение к 1, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. В 2005 году этот показатель был равен 0,394, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 0,3%. В 2006 году коэффициент Джини был равен 0,404; в 2007 – 0,409; а в 2008 – 0,457. Таким образом, распределение доходов за указанный период стало более неравномерным [15].

Такой показатель уровня жизни как величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по России, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах РФ. По данным таблицы 6 заметно, что величина прожиточного минимума в период с 2004 по 2008 год имела тенденцию то к снижению, то к повышению.

Таблица 6 – Величина прожиточного минимума всего населения, в рублях

2004

2005

2006

2007

2008

I квартал

2257

2521

2881

3311

3775

II квартал

2285

2639

2952

3433

4011

III квартал

2304

2633

2974

3455

4055

IV квартал

2376

2673

2933

3565

4099

С 2004 по 2006 год величина прожиточного минимума варьировалась то в меньшую сторону, то в большую. С 2007 по 2008 год эта величина увеличивается. В IV квартале 2008 г. величина прожиточного минимума составила 4099 руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 15%.

Величина прожиточного минимума для всего населения Кемеровской области за 2009 год составила 4342 рубля, эта величина самая минимальная в Сибирском Федеральном округе.

Величина прожиточного минимума устанавливается также для различных социально-демографических групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров, детей. В отличие от величины прожиточного минимума всего населения, прожиточный минимум трудоспособного населения больше, а пенсионеров и детей несколько меньше.

Важной характеристикой уровня бедности является соотношение прожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В 2005 году прожиточный минимум составил 34,4% от среднедушевых денежных доходов населения (в 2004 году – 38,6%). Прожиточный минимум в 2006 году составил 32% от среднедушевых денежных доходов, а в 2007 – 30%. Таким образом, в период с 2004 по 2007 год разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась.

Прожиточный минимум трудоспособного населения в 2005 году составлял 33,5% среднемесячной заработной платы, прожиточный минимум пенсионеров – 74,2% от среднего размера назначенных месячных пенсий. В 2004 году значения этих показателей были равны соответственно 38,5 и 81,7% [16].

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 2004 году составляла 16,3%, а в 2005 году – 13,0% общей численности населения региона [6]. Данные представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Процент населения с доходами, ниже величины прожиточного минимума

2004

2005

2006

2007

2008

в процентах от общей численности населения

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

16,3

13,0

11,7

10,9

10,0

По сравнению с 2004 годом этот показатель сократился на 3,3 процентных пункта, что свидетельствует о снижении уровня бедности в регионе. В период с 2006 по 2008 год также наблюдается снижение уровня бедности, показатель сократился на 1,7 процентных пункта.

Хотя в Кемеровской области с 2004 по 2008 годы доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась, наиболее высокий уровень бедности характерен для пенсионеров (особенно проживающих в сельских районах), многодетных и неполных семей. Поэтому проблема недостаточного уровня дохода населения, значительного количества малоимущего населения стоит наиболее остро.

Согласно стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, уровень жизни будет расти, к 2025 году увеличатся среднедушевые денежные доходы на 64615 рублей по сравнению с 2005. Это будет возможно за счет инновационно-технологической модернизации базовых секторов экономики - угольной промышленности, металлургии, химии, горнодобывающего производства; их глубокой диверсификации – «движении в сторону глубоких переделов» и превращении области в ведущий центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Уровень экономического развития региона в принципе характеризуется накопленным национальным богатством. В связи с переходом на международный стандарт системы национальных счетов (СНС), главным индикатором экономического развития региона является объем валового регионального продукта (ВРП), а главные индикаторы уровня жизни - это величины среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума.

Каждый регион развивается по-своему и вследствие этого происходит дифференциация регионов России. Тенденции экономической дифференциации регионов и соответственно неоднородности экономического пространства целесообразно оценивать и анализировать с помощью социально-экономических индикаторов, о которых говорилось выше.

В данной работе рассматривались такие экономические показатели, как индекс промышленного производства, объем оборота внешней торговли, валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции и такие социальные показатели, как среднедушевые денежные доходы населения и величина прожиточного минимума применительно к Кемеровской области.

Промышленность занимает ведущее место в экономике Кемеровской области, в связи с этим, Кузбасс активно участвует во внешнеторговой деятельности, основной продукцией экспорта является уголь, сталь, прокат, металлургические изделия, алюминий, ферросплавы. Внешнеторговый оборот Кемеровской области увеличивается, однако индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году уменьшается.

ВРП региона увеличивается, в его структура преобладает «производство товаров», но в связи с информатизацией общества, становления постиндустриальной экономики, должно преобладать «производство услуг». Сейчас структура ВРП претерпевает изменения, и согласно стратегии социально-экономического развития в 2025 году доминирующее положение займет «производство услуг».

Объемы инвестиций Кемеровской области в основной капитал увеличивались в период с 2004 по 2007 год, однако их удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал по России уменьшается. Объем иностранных инвестиций в экономику области нестабильный, но в последние два года увеличивается. Отраслевая структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер, наблюдается перекос в распределении инвестиций. Большая доля иностранного капитала направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (угледобыча, металлургия) в виде кредитов, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости.

Среднедушевые денежные доходы населения Кемеровской области увеличивались на протяжении с 2004 по 2007 год. Величина прожиточного минимума с 2004 по 2006 год имела неустойчивый характер: то уменьшалась, то увеличивалась, а с 2006 года она имела тенденцию к росту. Важной характеристикой уровня бедности является соотношение прожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В период с 2004 по 2007 год разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась. Однако распределение доходов с каждым годом все более неравномерно.

Важно отметить, что успешность развития Кемеровской области зависит от эффективного использования топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов и технического перевооружения отраслей, работающих на их основе. Речь идет в первую очередь о реконструкции металлургических предприятий и действующих шахт.