Реферат: Социальная мобильность. Миграционные процессы в вашем регионе

Название: Социальная мобильность. Миграционные процессы в вашем регионе
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Выполненные номера 14, 19, 32.

14. Социальная мобильность. Миграционные процессы в вашем регионе.

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж. Люди переезжают из города в деревню, из страны в страну. Они перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда группами, реже – целыми стратами и классами. Подобные перемещения в рамках стратификации общества именуются социальной мобильностью.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну – две ступени вверх или в низ. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объёмом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Классификация социальной мобильности

Между восхождениями и нисхождениями существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет спускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение явление добровольное, а нисхождение явление принудительное. Исследования показывают, обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто - вниз.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – пример нисходящей. Вертикальная мобильность – изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий, или наоборот.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения статуса в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизительно эквивалентными. Скажем, он был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашёл здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому.

Главные и неглавные виды мобильности существуют в трех основных сферах общества – экономической, политической, профессиональной. Мобильности почти не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограничена в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а перемещение из детского возраста в юношеский не относится к мобильности.

Вывод: социальная мобильность существует в нашем обществе и в нашей жизни, как неотъемлемая её часть. Мы живём, работаем, учимся. Движемся по жизни и продвигаемся по карьерной лестнице. Я считаю, что социальная мобильность это очень хорошее явление в нашем мире и жизни. Без неё было бы всё скучно, однообразно и монотонно. Жизнь была бы скучна и неинтересна. Я думаю, хорошо, когда люди стремятся к достижению высот, не стоят на месте. Хотя могут быть и падения, но они наоборот дают человеку толчок к новым высота, достижениям и успехам.

Миграция – переселение людей, переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню. Иными словами, миграция это - территориальные перемещения. Они бывают сезонными, т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, сельхозработы), и маятниковыми – регулярные передвижения из данного пункта и обратно в него.

Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Миграция - перемещение населения внутри одной страны.

Эмиграция – выезд за пределы страны, на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Анализ демографических и миграционных процессов в области. Федеральная миграционная программа определяет пять основных миграционных потоков на территории Российской Федерации:

- вынужденная миграция;

- внутренняя (социально – экономическая миграция);

- внешняя миграция;

- внешняя трудовая миграция;

- незаконная миграция.

Для Костромской области наиболее характерными являются:

- Вынужденная миграция и

- Внутренняя миграция.

По данным областной государственной статистики на территорию области прибыло больше человек, чем выбыло из неё. Однако превышение въезда на территорию области над выездом из неё, в силу низкого естественного прироста населения не приводит к увеличению его численности. Из всех вынужденных мигрантов, получивших статус беженца и вынужденного переселенца 62% размещены в городской местности, 38% в сельской местности.

Нестабильная политическая и социально – экономическая обстановка в странах средней Азии и Закавказья явилась причиной значительного выезда из этих регионов русского населения в нашу область из Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Увеличился поток вынужденных мигрантов и из зон вооружённых конфликтов.

Вывод: В нашем регионе, как и других тоже есть миграция. Создана специальная миграционная служба, которая помогает адаптироваться людям в сложной жизненной ситуации. В основном миграция трудовая (люди ищут для себя лучших заработков для улучшения жизни своих семей) и вынужденные переселенцы из неблагоприятных зон.

Нельзя плохо относиться к эмигрантам (хотя это не всегда так) они жертвы политических конфликтов и нестабильности.

19. Политическая власть, ее формы.

Власть, порождаемая в социуме, служит регулятором индивидуальных и общественных отношений без права на законное насилие. Ее факторами чаще всего выступают авторитет, доверие, влияние, согласие. Но власть едва ли смогла бы выполнять функции по наведению и поддержанию социального порядка и выходить за пределы простого принуждения, если бы каждый индивид был способен самостоятельно и в любое время применять физическое насилие. Социум взорвался бы ненормативным применением силы и во взаимной войне «всех против всех» самоликвидировался. Ведь наиболее сложным остаётся вопрос согласования потребностей и интересов людей с имеющимися в их распоряжении ресурсами. Нехватка ресурсов порождает неравенство, конфликты, борьбу.

Именно эти факторы породили особый вид власти – политическую власть. В отличие от произвола социальной власти политическая власть основывается на системе ценностей, которые обще признаны и узаконены большинством населения, и среди них важнейшая ценность – отчужденное от общества исключительное право государства на использование принуждения в отношении всех членов общества в правовых рамках. Носители политической власти имеют в своем распоряжении силовые и денежные ресурсы. Политическая власть привносит в общество такие цивилизованные функции, как разрешение конфликтов, управление людьми, достижение общественно значимых целей.

Ее сущность заключается в надзоре и детализации.

Убеждение и принуждение как средства, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти:

- тоталитарная,

- авторитарная,

- демократическая,

которые образуются на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм политической власти.

Противоречивое единство убеждения и принуждения, механизмы и способы развития и функционирования политической власти составляют социальную основу технологии политической практики.

Политическая практика базируется на следующих принципах политической власти: всеобщность, управляемость, многоуровневость, конкретность, легитимность, изменчивость содержания, подвижность методов и средств деятельности субъектов и др.

Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру политических отношений.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяют ее конкретные виды. По отношению к государству выделяют:

- политико – государственную;

- политико – негосударственную власти;

( власть политических партий, общественно политических организаций и движений, власть местного самоуправления и т. п.).

По внутренней структурированности каждый из институтов политической власти расчленяется на отдельные свои составляющие элементы. Так, государственная власть разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную .

Политические партии состоят из лидеров, руководящего звена, активных и пассивных членов данных организаций.

По уровням власти политическую власть делят на: федеральную, региональную и местную.

В соответствии с различными критериями можно выделить различные формы власти. Один из этих критериев связан с вопросом о том, кто олицетворяет власть: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идёт об индивидуальной политической власти. Власть осуществляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государства, которые формально имели республиканскую форму правления, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин – в СССР, Мао Цзэдун – в Китае). Во втором случае речь идёт об институализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значительно моложе индивидуализированной. Впервые возникла с принятием конституции в США в 1778г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны.

Основными формами политической власти являются:

- господство;

- политическое руководство;

- управление.

Господство – это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуется через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию контроль их развития, но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами. Формы политической власти, как говорилось выше, различают и по критериям главного субъекта правления.

К ним принадлежат:

- монархия - единовластие (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);

- тирания – единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

- аристократия – власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;

- олигархия – власть немногих богатых;

- тимократия – особенная форма олигархии, при которой государственная власть принадлежит привилегированному обществу, которое обладает высоким имущественным цензом, часто – военной силой;

- теократия – власть церкви;

- охлократия – власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиянию демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

- демократия – власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, установление сверхцентрализованности, которая формализуется в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно- техническая элита, господство технологического мышления).

Политическая власть воплощается через механизм властных отношений.

Важным элементом власти является принуждение, не характерное для авторитета. В то же время авторитет является одним из важнейших каналов управленческой деятельности. В демократическом правовом государстве и гражданском обществе политическая власть и её институты авторитетны, т. е. они легитимны, публично признаваемы народом, а следовательно, их роль в управленческой и иной деятельности довольно положительна и значима.

Вывод: я считаю, что значение политической власти и её институтов в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечивает управление важнейшими сферами общественной жизни. Её функционирование направлено на удовлетворение потребности людей, повышение уровня благосостояния жизни, преодоления конфликтов, и противоречий, создание условий для нормальной политической жизни, укрепление порядка и стабильности общества и государства.

32. Покажите, на каких принципах строится выборочное обследование, как они увязаны с методами социологии?

Основы выборочного обследования.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своём мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники.

Его основа – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии – генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральные совокупности (их еще называют популяциями) настолько крупные, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ. Это те на кого направлен теоретический интерес социолога (теоретический в том смысле, что узнать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно, на основе информации о выборочной совокупности). Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своём исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность. Пример социолог хочет узнать мнения людей об обстановке в стране. В качестве генеральной совокупности будут выступать люди, которых эта система затрагивает и которые сформировали своё мнение. Исключаются дети, инвалиды, дипломатические работники, а также умственно отсталые. Оставшиеся и составляют генеральную совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами её участников, в генеральную совокупность войдут все воины – афганцы, но прашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социологу нужно придерживаться правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Как только социолог определится с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Они делятся на три больших класса:

а) сплошные (переписи, референдумы),

б) случайные,

в) неслучайные.

По сплошным более или менее все ясно, это даже и не выборки, поскольку опрашиваются все единицы генеральной совокупности. Сложнее обстоит дело с двумя последними классами. Каждый из них подразделяется на несколько видов (типов). К случайным относят:

1) вероятностную,

2) систематическую,

3) районированную (стратифицированную),

4) гнездовую.

К неслучайным относят:

1) «стихийную»,

2) квотную,

3) метод «основного массива».

Для обеспечения репрезентативности требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Единицы отбора могут совпадать с единицами наблюдения, поскольку единицей наблюдения считается элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Обычно единица наблюдения – Это отдельный человек. Отбор из списка лучше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, хотя часто используется квази - случайный метод, когда из перечня простого берётся каждый n-й элемент. Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их в группирование по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодёжи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые проценты пропорции трёх возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Для каждой устанавливаются проценты пропорции в генеральной и выборочной совокупности. Расхождение структуры двух совокупностей ведёт к ошибке репрезентативности. Таким образом, структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность. Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объём выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда. Объём выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и тоже) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, её объём всегда меньше объёма генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представление о целом, то есть репрезентировала его. Социологов, часто проводящих эмпирические исследования, постоянно волнует вопрос о том, как много надо опрашивать человек, что бы получить достоверную информацию? Институт Дж. Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объёмом в 1500 человек и достигает поразительной точностью (ошибка выборки составляет о 1 до 1,5%). Центр «Социо – Экспресс» Института социологии РАН проводит исследования на выборке объёмом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%. Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Конечно, чем больше объём выборки, тем выше точностью её результатов. Однако огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность «плохо перемешана», то есть является не однородной. Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак, например уровень грамотности, распределен равномерно, не образует пустоты или сгущений. В этом случае, опросив нескольких человек, можно быть уверенным, что подавляющее большинство людей грамотны. Таким образом, не репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (её объём), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень её однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%. Вопрос о репрезентативности можно ставить только по отношению к фактам, гипотезам, выводам и т.п. Социолог обязан спросить себя о том, можно ли распространить сведения, полученные в его исследовании, на всё население. К примеру, опрашивая москвичей об их отношении к президенту, социолог обязан себя спросить, может ли он распространить полученные сведения на жителей всей страны, жителей крупных городов либо ограничиться столицей или его данные относятся только к тем, кто был опрошен по телефону в Москве.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Предположим, что средний ежемесячный семейный доход пенсионеров генеральной совокупности составляет 2000 руб., а в выборочной 6000руб. Это означает, что социолог опрашивал только зажиточную часть пенсионеров, а в его исследовании вкралась ошибка репрезентативности, Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая вступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности. Наряду с термином «ошибка репрезентативности» в отечественной литературе можно встретить другой – «ошибка выборки». Иногда они употребляются как синонимы, а иногда понятие «ошибка выборки» используется вместо понятия « ошибка репрезентативности» как количественно более точное. Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. На практике она определяется путём сравнения известных характеристик генеральной совокупности с выборочными средними. В социологии при обследовании взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учёта, результаты предыдущих опросов. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально – демографические признаки.

Сравнение генеральной и выборочной совокупностей, на основе этого определения ошибки выборки и её уменьшение называется контролированием репрезентативности. В опросах института Дж. Гэллапа репрезентативность контролируется по имеющимся в национальных переписях данным о распределении населения по полу, возрасту, образованию, доходу, профессии, расовой принадлежности, месту проживания, величине населённого пункта. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) используется для подобных целей такие показатели, как пол, возраст, образование, тип поселения, семейное положение, сфера занятости, должностной статус респондента, которые заимствуются в Государственном комитете по статистике РФ. В том и другом случае известна генеральная совокупность. Ошибку выборки невозможно установить, если не известны значения переменной выборочной и генеральной совокупностях. Ошибки выборки подразделяются на два типа – случайные и систематические.

Случайная ошибка – это вероятность того, что выборочная средяя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала. К случайным ошибкам относятся статические погрешности, присущие самому выборочному методу. Они уменьшаются при возрастании объёма выборочной совокупности. Второй тип ошибки выборки – систематические ошибки. Если социолог решил узнать мнение всех жителей города о проводимой местными органами власти социальной политике, а спросил только тех, у кого есть телефон, то возникает предумышленное смещение выборки в пользу зажиточных слоёв, то есть систематическая ошибка. Редко когда социолог допускает намеренные ошибки. Чаще они возникают из-за тог, что ему плохо известна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т. д.

Вот некоторые способы избежать ошибки: каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку, отбор желательно производить из однородных совокупностей, надо знать характеристики генеральной совокупности, при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки. Если выборочная совокупность (или просто выборка) составлена правильно, то социолог получает надёжные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность. Если неправильно, то возникшая на этапе составления выборки ошибка приумножается на каждом следуещем этапе проведения социологического исследования и достигает, в конечном счёте, такой величины, которая перевешивает ценность проведения исследования, Говорят, что от такого исследования больше вреда, нежели пользы.

Социология располагает соответствующими её предмету способами сбора и описания фактов, способами их упорядочения и объяснения их взаимосвязи.

Общественные явления, которые вместе составляют общество, связаны между собой. Поэтому, исследуя общественные явления и общественные отношения и раскрывая на этой основе структуру и тенденции развития общества как целостности и как совокупности всех общественных отношений, можно открыть и наиболее общие законы развития общества в целом. Но для этого необходимо открыть и изучить те явления и отношения в обществе, которые заключают в себе наиболее характерные особенности этого общества как части реальной действительности. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что задача общей социологии состоит в раскрытии диалектики общества как целостности общественных явлений. Эта целостность может быть изучена и познана лишь путем исследования более узких целостностей, представляющих собой формы, в которых обнаруживает себя общество как тотальность. По существу, научное познание в социологии движется от целостного общества к его частям, к общественным явлениям и отношениям, а от них к целому, к обществу как тотальности.

Руководствуясь таким подходом к изучению человеческого общества, социология строит свой метод, и в рамках этого метода могут различаться: методы сбора фактов, методы упорядочения и частичного обобщения накопленных данных и методы научного обобщения .

Все эти методы с о ц и о л о г и я использует в процессе исследования, который охватывает ряд фаз и должен строиться таким образом, чтобы результаты исследования способствовали научному познанию общества в целом.

Процесс научного исследования состоит из определённых фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность, как в сборе фактов, так и в формулировании научных выводов. Процесс научного исследования в рамках всякой науки, в том числе и социологии, включает пять основных фаз:

- определение предмета исследования и формулирование исходных гипотез;

- разработку плана исследования;

- сбор данных;

- упорядочение сбора данных;

- научное объяснение и проверку.

Вывод: выборочное обследование для социологов очень важная и интересная работа. Обследуя и исследуя разные группы людей пользуясь социологическими методами и методами статистики вместе - эти методы дают возможность правильно и конкретно, опрашивать различные группы людей (пожилых, молодёжь, трудящихся…), относиться к каждой группе опрашиваемых с индивидуальным подходом и вопросами, что способствует получению точной, достоверной информации и исходя из этого находить правильное решение в устранении различных проблем для разных людей.

Используемая литература :

А.И.Кравченко « Социология и политология» 2000г.

В.П.Пугачёв А.И. Соловьёв «Введение в политологию» 1999г.

Ю.С.Борцов И.Д.Коротец В.Ю.Шпак «Политология в вопросах и ответах» 1998г.

В.А.Божанов «Политология: Мир современной политики» 2005г.

Данило Ж. Маркович « Общая социология» 1998г.

Харченко Л.П. Долженкова В.Г. Ионин В.В. и др. «Статистика» 2001г.