Доклад: Происхождение славян и их государственности

Название: Происхождение славян и их государственности
Раздел: Рефераты по истории
Тип: доклад

Государственный университет – Высшая Школа Экономики

Эссе по истории отечественного государства и права

На тему

Происхождение славян и их государственности

Студента 1-го курса

Кузина Ивана

Группа 151

После распада гуннской державы отдельные народы, входившие в её состав, начинают выступать в качестве самостоятельных величин. В числе этих народов были и славяне. С 6 века византийские историки начинают упоминать о славянах и их соплеменниках – антах. Славяне беспокоили Византийскую империю с севера, из-за Дуная. Нельзя с полной уверенностью сказать, появились ли славяне на Дунае

только в 6 веке, или и раньше были на Дунае их поселения, но раньше славяне не появлялись как определённое целое. Во всяком случае, известный византийский историк 6 века Прокопий Кесарийский уделяет славянам и антам значительное внимание. По словам Прокопия, славяне и анты жили за Дунаем, причём страна их простирается далеко на Северо-Восток.

Как можно судить по сопоставлению различных историко-литературных известий и данных языкового характера, ко времени Прокопия Кесарийского первоначально единая славянская народность начала уже распадаться на составные части.

Среди славянских племён были, как представляется учёным, и русы (росы). Источники упоминают это название, начиная с 4 века. А с 10 века название «русь», «русьский» применительно к восточным славянам начинают преобладать. Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой и жили росы.

Наследование отдельных славянских языков привело учёных к выводу, что вся масса славянства должна была сначала распасться на две основные группы: группу западных славян (чехи, поляки) и группу славян южных и восточных. Известия Прокопия относятся непосредственным образом именно к этой второй группе славянских народов, славян южных и восточных, напиравшей с севера на Дунай в 6 веке.

Вероятно, на Дунае назрело разделение между южными и восточными славянами. Южными славянам удалось в конце концов прорваться в пределы Византийской империи. К 7-8 векам они заняли весь Балканский полуостров, достигли Адриатики и проникли до самой южной оконечности Греции.

Восточные славяне с Дуная отхлынули на север. Пути их проследить можно лишь предположительно. Край, непосредственно примыкающий к устью Дуная с севера, вероятно, составлял территорию восточных славян ещё до 6 века.

С верховьев Прута, Днестра, Южного Буга расселение славян пошло на север и северо-восток. Ими были заняты верховья Западного Буга и верховья южных притоков Припяти (дулебы, бужане, волыняне). С верховьев Южного Буга по реке Роси движение восточных славян подошло к Днепру и затем пошло вверх по Днепру. Таким образом славянами было занято среднее течение Днепра и его притоков (до Припяти – древляне и дреговичи, по Сейму и Десне – северяне). В 9 веке поток славянской колонизации, который шёл с низа Днепра встретился с тем потоком, который шёл с запада. Вероятно, уходя под напором авар, спасавшихся от франкского разгрома, славянские племена с верховьев Вислы переходили на верховья Днепра, Оки, и Западной Двины. Неизвестно точно, когда и откуда пришли кривичи и славяне ильменские.

На протяжении двух веков (6-9 века) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью чёрного моря – с перерывами – до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться образования своего собственного государства. Они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами (аварами и хазарами). Но если не имели единства государства, то было у них единство племенное. Сознание этого племенного единства разных восточнославянских племён было живо отражено в русских летописях 9-го века.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов. Распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые по сравнению с Востоком или античным миром рабовладельческие отношения.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов.

Таким образом, социально-экономический статус восточного славянства во второй половине 1-го тысячелетия н.э характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формированием классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец появлением государства.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организации торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием противоречий.

Форму общественных отношений славян в 7-8 веках можно определить как военную демократию. Её существенными признаками являются: 1) участие всех членов-мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем 2) особая роль народного собрания как высшего органа власти 3) всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседкой общины («верви») и патриархального рабства.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением кровнородственных отношений. К 18 веку на территории, населенной славянскими племенами, было организовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих преобразований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группой становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупные формирования. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа – Новгород), Артания (юго-восточная группа – Рязань). В 9 веке большая часть славянских племён сливаются в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила легендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к 9 веку.

Не совсем ясен вопрос и о том, как возникло русское государство. По этому вопросу существует 2 теории: норманнская (разработана западными и частью русских исследователей – Миллер, Байер, Погодин, Шлецер) и антинорманнская (противопоставление норманнской, разработана под началом Ломоносова). Помочь разобраться в истинности событий нам помогает «Повесть Временных Лет». Она даёт нам понять, что в 9 веке наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в летописи об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славяне платили дань хазарам, а северные – варягам, и что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей и тогда в 862 году пришли три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. Но некоторые историки полагают, что эта версия не достоверна, ссылаясь в основном на найденные якобы в ней противоречия: 1) государственность у славян существовала ещё до варягов 2) историки не могут согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства, считая, что государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся «мужей») Главным опровержением норманнской теории может являться высокий уровень социального и политического развития, государство было опосредовано многовековым развитием восточного славянства.

Я придерживаюсь теории умеренного норманнизма (скандинавы внёсли решающую лепту в создание государства на Руси, так как в то время существовала лишь зародышная система государства. Но они не внесли свою культуру, так как культурные традиции на Руси были весьма длительны и автономны, балтийские государства имели более развитый государственный аппарат, а также более продвинутую военную систему и аппарат принуждения).

Точно не известно, когда возникли первые княжества у восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства. Считается, что они присутствовали до 862 года (в германских хрониках, например, русские князи уже с 839 года именуются хаканами-царями.

Но момент объединения восточно-славянских земель в одно государство, под чётким руководством из центра известен достоверно: в 882 году 2 крупнейших политических центра древних славян Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 века до начала 11 века это государство включало территории других славянских племён: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалась племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия.