Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 8

Название: Шпаргалка по Политологии 8
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: шпаргалка

1 Политология в системе социально-гуманитарных наук

Политическая философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика.

Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

2 Понятие политики. Её значение и роль в обществе

Политика— «искусство управления» государством — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.я определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика)

3 Политическая мысль в древности и эпоху античности

Полит учения древ мира. Полит мысль в странах ДрВ, но наивысшего расцвета в Др мире она достигла в Др Гр и Р.Полит мысль в ДрГ и ДрР разв как форма теоретичо обобщ интенсивной политич жизни, характ для этих обществ. Функционир институтов полисной демокр невоз без актив участия граждан в политике, что предпол выбор оптимал для этого форм гос устр, сущ механизма разреш политич конфликтов, возник между гражданами, нал представл о путях обесп единства общ-ва при нал очевид и острых соци разл. В Афинах, где утв демокр сист законод, где право в глазах граждан ассоц с разумом и со справедливостью, слож своеобр правовое гос-во, благами ко-го не могли польз рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочит слож в рим общ-ве. Безусл след республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести, идея правового гос-ва берет свое начало и в республиканском Риме. софисты утв, что политика — это чисто чел дело. «Человек - мера всех вещей», а потому справедл не явл прир или бож уст. Любой закон - продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума. Подобные уч Платон нах неверными и вредными, тк призыв людей к непови законам. Платон гос-во возник потому, что каждый из людей не в силах удовл свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи. Понятие о идеал гос-ве, т.е. реально не сущ идейном образе, и его особ: 1власть принадл людям способным, 2присутствие соц иерархии выр в нерав властных полномочий, кот облад разные соц группы;3политич отнош подч принципу справедл, смысл к-го в том, что каждый вып опред обяз и получает за них вознагр; 4“коммунизм” как принцип равенства потребл осущ в высших классах и служит усл сохр их сплоченности перед лицом классов низших. естеств путем возник лишь «порочные» ф-мы гос-ва: тимократию (власть честолюбцев влечет за собой страсть к обогащению. В рез превр), олигархию (госп немногих богачей. сущ как бы 2 гос-ва: богатых, бедных. идет непрерыв борьба.), демократию (Эта борьба зак уст демократии — власти большинства) и тиранию. Аристотель (“Политика”, “Афинская полития”, “Этика”). разд ф-мы гос устр на прав (монархию, аристократию, политик) —власть осущ во имя общего блага) и непр (тиранию, олигархию, демократию, где мех власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства -политика, соч кач-ва аристократии и демократии. имущ нерав -основа общественных потрясений. теория “среднего элемента” (слой не бедных и не богатых людей), дорожащих своим положением и независимостью и удерж общ-во от соц потрясений. Цицерон (“Краткое пособие для претендентов на выборные должности”)наиб привлекат форма правл, соч в себе черты демократии и аристократии. предложил версию права как естеств, неотъемлемого кач-ва природы человека и общества. рассм гос-во не только как выр общих интересов всех его членов, но и как соед многих людей, "связ между собой согласием в в-сах права". Солон: жизнь общ-ва должна регул правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греч городах-гос-вах у граждан с детских лет восп уважение и почтение к законам, к устан в них полис порядкам. Сократ утв, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандир собл законов всеми афинянами.

Средневековая Европа

Представители: Микола Макиавелли

. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.

Новое время и просвещение

Полит мысль эп Возрожд и Просвещ. Отход от чисто теолог интерпр политики происх в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами Никколо Макиавелли («Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»), кот соз принцип реалистич видения политики рассм гос-во как политич сост общ-ва: отнош властвующих и подвл, нал соответ образом устроенной, организ полит власти, учреждений, законов. наз политику «опытная наука», кот разъясн прошлое, рук наст и способна прогноз буд. считал, что в осн полит повед лежат выгода и сила, в политике след опир на силу, а не на мораль, кот можно пренебречь при нал благой цели. вывод: в пол цель оправдывает средства. Сущ 2 способа дейст для достиж целей: путь закона способ чел, путь насилия (дик жив.). Государи д ум поль обоими. своб политику от принципов морали. успех политики зав от самоув, смелость и гибкость. При рассм форм гос устр он отдает предпочт республике, а не монархии. Единовл необх при создании и реформ гос-тв, а республ правл -лучше для поддерж гос власти. отм больш влияние на политику борьбы противопол классов: народа и элиты, имущ и неимущ. Из соотн борющихся в общ сил он выводит и конкрет ф-мы гос-ва. предпочит умер республику или «смешанную форму государства», в кот сочет демокр, аристокр и монарх эл-ты власти. «макиавеллизм» - политика, осн на культе груб силы, пренебр нормами морали. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. политика - отраж прир чел, а она отнюдь не благая.17в (Вольтер, Руссо, Монтескье, Юидро, Локк, Лессинг, Гете, Шиллер ,Франклин, Новиков, Радищев). Прос поставил традиц в-с иначе: не как Бог созд чел, а как люди созд богов, общ-во,институты. Просвещ – необх ступень в поступат разв страны, расст с феодал обр жизни и стрем беспов встать на путь НТ и соц прогресса. Поборники рав всех перед законом, право кажд на обращ в органы управл, неприкосн собств. Концепция «обществ договора» (Гоббс). –осн уч о гражд общ-ве. Чел чущ-во эгоистич = неизб в общ войны всех против всех. Гражд общ-во – высший эт разв. В рез общ дог прекр война всех против сех: ф-мы правл: деморк, аристокр, монархич. Монтескье (Перс псиьма, «о духе законов») пыт вывести из геогр усл х-р, нравы, обычаи наордов, хоз ,полит строй. Ср-во обесп законности – принцип разд властей. Привнес в науку о праве и в гуманитар знание естесств-науч метод. Теория форм власти, в осн кот леж трехчастная сихема: республика, монарх, деспотия, что разв положение теории локка о разд властей. Осужд деспотизма, утв принципа гражд и личн свободы, призыв к веротирпим, полит умеренности. Осн географ школы (георг среда -опред фактор разв общ-ва и гос). одна из первых школ, с кот началась геополитика.

Политическая мысль в России

Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства

7 Власть как политическая категория. Концепции и определения власти

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Релятивистские концепции власти. В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния".

Бихевиористские концепции власти, Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредо- точении внимания на особенностях людей, на мотивах их поведения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать.

8Структура, ф-ции, полит. Власти

Функции

управленческая

интегрирующая (интеграция общественных интересов)

мотивационная

мобилизационная

контролирующая (обеспечение правопорядка)

культурная

Методы

принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)

применение силы

убеждение (посредством пропаганды и др.)

манипулирование информацией

побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)

применение авторитета

9 типология власти: виды и формы

Виды власти: классификация видов власти определяется ресурсами власти. 1) экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами. Собственность на различного рода материальной ценности, эк. власть опр-ет все другие виды власти. 2) социальная власть – распределение статусов, льгот, привилегий, с помощью соц. политики оказывается влияние на население, вызывая его лояльность и поддержку. 3) духовно-информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Она имеет возможность манипулировать общественным мнением. Это мощное средство управления умами людей. 4) принудительная – опирается на силовые ресурсы с применением или угрозой применения физической силы.

- В зависимости от субъектов власти она делится на: государственную, партийную, семейную, профсоюзную, армейскую. - По функциям ее органов: законодательная, исполнительная, судебная. - По способу взаимодействия субъекта и объекта власти: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

10 Разделение властей

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть. Для нормального существования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата – Сенат. Нижняя палата – палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд – самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть – представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших

14 , 15, 16 политический режим

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности

Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности, подчинением всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц-е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира.

Демократия -1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш-ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач. Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е. Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот. явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание Д. как народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была властью народа.

Авторитаризм - один из основоп-х типов полит. систем(гос-в) власть кот. принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность власти высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос-ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об-ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч. обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями партий, профсоюзов и др. орга-й. А Вт-ые полит. сист. разнообразны: монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции главы гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых возможностей предотв-я злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос-ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не меняет сути.

17 демократический режим Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа. Осно­вополагающие принципы демократии - народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д. Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить. Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии: 1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США); 2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

21 функции государства

Внутренние:

функции по защите существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека;

общественно-экономическая, хозяйственно-организаторская (регулирование экономики, поддержание стабильности);

социальная(выполнение социальных программ);

культурно-воспитательная.

Внешние:

оборона страны;

защита национальных интересов на международной арене

23 парламент и парламентаризм

Парламент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним[1].

Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.[

24 президентская форма гос управления

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

26 гражданское общество

Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные об­щественные интересы. Специфика гражданского общества состо­ит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан.

Признаки гражданского общества

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры.

27 проблемы формирования гражданского общества в современной России

28 социальное государство

политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Многие утверждают что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся

32 политические организации и движения

33 политический плюрализм

34 Элиты

.Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. В состав политических элит входят высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи, представители различных отраслей других сло­ев общества, духовенство, суждения и мнения которых пользуются ог­ромным авторитетом. По существу политика - это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего общества. функции элиты: 1. Элита играет важную роль в определении политической воли соци­альной группы или класса, в разработке механизмов реализации этой воли. 2. Элита должна формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы, 3. Элита является основным резервом руководящих кадров, цен­тром набора и расстановки руководителей по различным участкам политического и государственного управления.

36 Лидерство

Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Политическое лидерство основано на способности политического лидера:

- понимать мотивы деятельности различных социальных групп;

- учитывать их интересы при осуществлении политического курса;

- воздействовать на основных политических акторов;

- убеждать людей

. 37 теории лидерства

1. Теория черт закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф. Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124 исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы. Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых ожиданий, уступает желанию большинства.

2. Но это уже приверженцы второй волны теории черт. Они стали различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения, связанные с выполнением определенных политических задач. В этом сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение лидера, вводится понятие ситуации и стиля лидера. Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю. Дженнингс отмечал: Нет сомненияния что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер чувствует ситуацию,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив. (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978. С. 51).

3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время.

39 политическая культура

30Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.

Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.

Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Три идеальных типа политической культуры:

Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

40 современная культура

42 Политическая культура в России

России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, госу­дарства перед целями и ценностями отдельной личности. Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо раз­витая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что за идеологизированность мыш­ления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демок­ратического развития других стран. В идеологизированном обществе по­литики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борь­бе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике прин­ципа "кто не с нами - тот против нас". Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государ­ства, при котором общество занимает подчиненное положение по отно­шению к государству. В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходя­щий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политичес­кая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неус­тойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обеща­ния, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

43 Политическое сознание,его сущность,структура

Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче­ская реальность (политические отношения, институты, деятель­ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чув­ства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территори­альные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и эли­тарного.

Другим ведущим основанием выделения структурных эле­ментов политического сознания являются глубина и адекват­ность постижения им политической реальности. По этому кри­терию выделяют уровни политического сознания — теоретиче­ский и обыденный, идеологический и психологический.

Обыденное политическое сознание — это стихийно форми­рующиеся представления социальных групп о политике, дея­тельности ее институтов и их представителей.

Два других уровня политического сознания — политическая идеология и политическая психология — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыден­ного сознания.

44 политическая идеология

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интере­сов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и др.).

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания из­начально

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие: целеобразующая — формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям соци­альных групп на власть;

программно-практическая — перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства со­циальной группы; мотивирующая — побуждение людей к политической ак­тивности; коммуникативная — формирование особого языка поли­тического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому
приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и
отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отне­сти познавательную, аксиологическую (ценностную), пропаган­дистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеоло­гии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм и социализм.

45 консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах). В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.

НЕОКОНСРЕВАТИЗМ.

Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков.

Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества.

Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.

46 Либерализм и неолиберализм

Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.

Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

Черты либерализма:

1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.

2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли

3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

Суть неолиберализма:

1. на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.

2. Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.

47 Марксизм и неомарксизм

48 Социал-демократия

49 фашизм и неофашизм

50 политический процесс

Содержание понятия «политический процесс» охватывает два аспекта политической жизни: функциональный (как полити­ческая система действует, воспроизводит и сохраняет себя) и динамический (как система эволюционирует, реформируется, расцветает или деградирует).

Полит процесс- совокупность полит действий пол субъектов, осуществление функций в сфере политики, ход развития политиче­ских явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечи­вающих формирование и функционирование политической системы общества.

в структуре выделяют 4 компонента

1)Субъект-классы,нации,пол партии,руководитель,вождь,государства,межд организации,массовые полит движения на макроуровне(акторы) политического процесса (институциона­
лизированные и неинституционализированные. Есть 2 подхода а)соц-групповой,марксизм (более традиционный) б)институциональный-предпочтение в политике отдается госуд институтам(парламент,прав-во,партии).Гос во является важным,оно самоценно.

2)полит интересы участников процесса(в зависимости от субъектов:личностные,групповые,корпоративные,классовые,национальные полит интересы,по степени проявленности:стихийные,осознанные,если политика как наднациональный феномен:внутриполитические,внешнеполитич,глобальные,геополитические

3)сама полит деятельность(профессиональная поли­
тическая деятельность и политическое участие рядовых граждан)3 вида:гос управление,полит лидерство и руководство,полит участие рядовых граждан.

4)полит отношения,в которые вступают участники данного процесса. складывающиеся в результате
деятельности субъектов политического процесса(отношения по поводу завоевания и использования полит власть,прав и свобод

53 Политическое участие.

Та или иная степень вовлечнности граждан в ПП называется политическим участием.

Понимание необходимости такого участия рассматривается по-разному:

В рамках марксистской философии считается, что все граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

Другая точка зрения состоит в том, что достаточно привлекать людей к голосованию за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.

Иногда формы политического участия классифицируются:

совершенно пассивная

только в выборах представительных органов власти

вовлеченность в решения местных политических проблем

активное участие в предвыборных компаниях

политические активисты

политическая активность как профессия

Также выделяют масштабное локальное, интенсивное вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия:

выборы

референдумы

политический протест

54 Политический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Ф-ции конфликтов : позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.

Негативные функции:

- угроза интеграции общества

- может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений – возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах.

- несет угрозу ликвидации данной пол системы.

Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.

Три типа пол конфликтов:

- конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

- конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.

Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.

56 избирательная система

38Избирательная система: понятия, типы

Избирательная система - совокупность общ. отношений, склад. в процессе выборов, порядок формирования выборных органов госуд. власти и местного самоуправления, распределение мест в них после определения результатов голосования. Виды: 1. Мажоритарная (основывается на большинстве, одномандатная) - при ней избранным счит. тот кандидат, кот. набрал большинство голосов. а) мож. простого относительного большинства б) абсолютного большинства (50% + 1) в) квалифицированного большинства (75%). Достоинства: прочные связи между избирателями и депутатом, устойчивая полт. ситуация, возможность полит. прогнозов. Недостатки: не дает представления о реальной растановки сил в обществе. 2. Пропорциональная - при этой системе места распредел. строго пропорционально числу получ. голосов Достоинства: даже маленькая партия может получить какое-то кол-во мест. Недостатки: голосуя за партию, а не за человека утрачивается связь между депутатами и избирателями, отсутствие доминирующей партии, трудность формирования правительства и полит. курса. 3. Смешенная. Избирательная система - форма осущ. предствавительной демократии (косвенной). В зависимости от тер. представительства выделяют выборы: верховная, местная, региональная, международная. Также выделяют: локальные выборы и всеобщие. В зависимости от кол-ва мест: одномандатные и многомандатные. Электорат - круг лиц, обладающих избирательными правами в данном государстве. Ценз - ограничение права участия в выборах. Виды цензов: возростной, ценз оседлости, имущественный, образовательный, половой. Плювральный вотум - права некот. групп населения иметь несколько голосов. Избирательный округ - деление на округа по кол-ву населения.

57 международные политические отношения

В 80—90-е годы в мире произошли масштабные экономичес­кие, политические, социальные процессы огромной преобразую­щей силы, которые оказали воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. После ликвидации раскола мира на две противоположные системы в мире, особенно в Европе, произошли кардинальные перестановка сил и переоценка цен­ностей, в результате чего стереотипы, существовавшие у нас и за рубежом десятилетиями (вплоть до 90-х годов) относительно про­блем мирового хозяйства, МРТ и международных экономических отношений, изжили себя.

Важнейшей проблемой все более взаимозависимого мира ста­новится взаимодействие разноуровневых структур, которые харак­теризуются не только степенью развитости, но и степенью вовле­ченности в МРТ и мировое хозяйство.

Главная цель мир развития: Переход к постиндустриальной цивилизации и интернализация экономики . Самый же важный вопрос - политический. Информация в постиндустриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера.

Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию.

Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники.