Реферат: Готовность педагога к инновационной деятельности

Название: Готовность педагога к инновационной деятельности
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

1.5. Готовность педагога к инновационной деятельности.

Ценность человека определяется его уникальностью, творческостью. Творчество предполагает новое видение, новое реше­ние, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к само­изменению. Человек творческий проявляет себя не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании, кото­рое обеспечивает прогнозирование, предви­дение развития личности.

В состав категориального комплекса, применяемого в исследовании творческой личности педагога, входят такие понятия, как творчество, индивидуально-творческий подход, творческий стиль деятельности, креативность и особенности ее проявления в деятельности, диагностика креативности, условия и технология творческого развития, готовность к творческой деятельности. Вы­яснение содержания и соотношения этого множества понятий способствует определе­нию специфики креативной парадигмы об­разования. Так, анализ творчества на уровне целостной деятельности предполагает рас­смотрение данного феномена как специфи­ческого вида человеческой активности, при­водящего к созданию новых, оригинальных продуктов деятельности за счет преобразо­вания прошлого опыта субъекта.

В отечественной педагогической науке термин «креативность» появился для обо­значения способности индивида формиро­вать новые понятия, навыки, способности к осознанию своего опыта к порождению не существовавшего ранее. Иначе говоря, креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных особенностей индивида. позволяющих ему творчески преобразовы­вать действительность.

Одной из центральных линий в развитии креативной парадигмы является развитие концепции субъектно-деятельностного под­хода в образовании. В соответствии с этим подходом личность педагога выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками:

-способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их. преобразовывать, созидать новые;

- осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществле­ния, способность и стремление личности и необходимых случаях самостоятельно их определять;

- способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определить­ся, обосновать выбор внутри своего «Я»;

- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирова­ния своего поведения, деятельности в соот­ветствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов «собственной несвободы», с другой;

-активная позиция личности, стремле­ние и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений;

- направленность на саморазвитие;

-способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения;

-творческий потенциал, уникальность, неповторимость.

Названные характеристики очерчива­ют поле субъектной педагогики, которая во многом определяет самоопределение специ­алиста во всех ситуациях его личностного развития и профессионального роста. Такая педагогика предусматривает смыслопоисковый диалог как полифункциональный метод ее развития, средство реализации новых технологий организации образовательного процесса с доминирующими в них установ­ками на взаимодействие, сотворчество, реф­лексию, креативность, ситуационное проек­тирование, саморазвитие.

Таким образом, креативная парадигма образования, обозначенная в данном подхо­де, со всей очевидностью определяет меха­низмы преобразования личности человека через самоопределение, свободу самовыра­жения, выбора оптимальных стратегий жиз­ненного пути.

Сущность индивидуально-творческого подхода состоит, во-первых, в развитии ин­дивидуально богатой, самобытной лично­сти; во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов.

Основное назначение индивидуально-творческого подхода заключается в созда­нии условий для самореализации личности педагога, выявления и развития ее творче­ских возможностей, собственных взглядов.

Реализация творческого потенциала личности педагога связана с механизмами внутренней активности субъекта, продук­тивностью подсознательных процессов и проявлением креативности. От богатого творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации и саморазвития.

Творческий потенциал как динамическая структура личности педагога включает ком­плекс креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении ее развития. Среди многочисленных критериев креативности можно выделить следующие: оригиналь­ность, гибкость, чувствительность к про­блемам, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность.

В структуре творческого потенциа­ла педагога выделяются потенциальный и актуальный образ творческого поведе­ния, обобщенное представление о себе как творческой личности. В основе проявления индивидуальности лежит механизм самоактуализации потенциальных возможностей человека. Процесс перехода потенциальных возможностей человека в актуальные, со­ставляя внутренний, прежде всего психофизический, план развития личности, означает самоактуализацию как механизм развития. Содержательные компоненты самоактуали­зации определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, процессуальные указывают на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности.

Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, фор­мирование у учителя идеального образа собственного «Я», каким я должен стать. Это, в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы, переводом должно­го в делаемое, в потребности личности. Ре­зультатом такой перестройки являются воз­никновение цели «внутри себя», осознание личностного смысла своей деятельности. Категория «индивидуальность» становится основополагающей для развития творче­ской личности.

Одним из условий развития творческой личности педагога является синергетический подход, который позволяет не просто переориентировать образовательную стра­тегию на студента, но и дает возможность увидеть и реально учесть неоднолинейность, незапрограммированность развития личности в образовательном процессе, не­однозначность самих педагогических воз­действий. Студент - субъект образования занимает в педагогическом процессе актив­но-творческую позицию. Отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспита­ния, манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение акцента с накопления знаний, умений и навыков на поиск индивидуальной стратегии самоопре­деления, актуализация принципов активно­сти, диалогичности, самостоятельности и творчества позволяют перейти к открытым саморегулирующимся системам в процессе профессионального обучения студентов.

Исследование условий развития творче­ской личности педагога также связано с ана­лизом специфики, структуры, особенностей и технологий развития инновационной дея­тельности учителя. Инновационная деятель­ность, являясь социально-педагогическим феноменом, выступает важнейшей особен­ностью педагогического труда и характе­ризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направлен­ности. Теоретическая модель инновацион­ной деятельности учителя содержит в себе такие структурные и функциональные ком­поненты, как мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. Систе­мообразующим фактором готовности учите­ля к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершен­ствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Инноваци­онный подход к процессу профессиональ­но-педагогической подготовки реализуется путем изменения технологий педагогиче­ского процесса, которые стимулируют вно­сить позитивные изменения в существую­щую культуру и социально-педагогическую среду. Такой подход вызывает активный от­клик на возникающие в профессиональной деятельности учителя проблемные ситуа­ции, постоянное стремление к переоценке ценностей. Инновационность - это, преж­де всего, открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. Речь идет о готовности и умении педагога отнестись к своей позиции не как к един­ственно возможной и истинной. Умение ко­ординировать свою точку зрения с другими, осознание собственной субъективности раз­виваются на протяжении всей жизни чело­века.

Существенной характеристикой прин­ципа инновационности является диалогичность, обеспечивающая равенство психо­логических позиций взаимодействующих сторон. Сотрудничество и сотворчество в инновационном процессе предполагает отказ от менторского дидакта и утверждение иного типа отношений: совместного поиска и анализа результатов. Совместность в дан­ном случае не означает отказа от самостоя­тельности. Речь идет о другом - об отказе от позиции, что твое мнение, подход един­ственно возможные и правильные.

Педагогическая деятельность на высоте ее конструктивных возможностей призвана осуществляться в динамике столкновения и взаимообогащения различных «открытых», способных к самокритике и в то же время к риску принятия на себя свободной ответ­ственности. Диалогизм, полифония высту­пают как структурообразующие принципы инновационности. Готовность к конструк­тивному общению, непредвзятому отно­шению к контраргументации, установка на признание рационального момента в иной позиции выступают не только как этические принципы, но и как необходимые условия для современной теории и практики обуче­ния в вузе. Будущий учитель должен усва­ивать не некий монолит готового бесспор­ного знания, а приобщаться к «драме идей», развивать свое сознание, проигрывая эту драму, становясь активным ее соучастником. Мышление в сотворчестве развивает спо­собность к внутреннему диалогу - основе самосознания и самопознания, способность к проблематизации общения, к лабильности его способов и легкости смены позиций.

Такие изменения несут с собой новый тип организации мотивационной сферы личности. Учитель преобразует широкий спектр мотивов, стимулирующих познание и научную деятельность. Мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования творчества формируют общую креативность личности педагога.

Но самое важное новообразование, ко­торое несет учителю новая ситуация обще­ния, - это способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к психолого-педагогической науке, к самому себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм педаго­гического опыта. Новый тип общения по­могает гуманизировать отношения, освоить многообразные типы познания, принципы испособы метадисциплинарного мышления (синергетика, «иррациональная логика», детерминирующий хаос»). Именно в воз­можностях преодоления ригидности мышления посредством сотворчества иннова­ционное обучение дает опору становлению нового образа и новой позиции.

Позиция продуктивной личности во­преки позиции личности потребительской нормируется в атмосфере свободы и неза­висимости открытого общения. Важную роль здесь играет также открытость своего «Я», собственного мира. Педагогическая среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». В рамках инновационного об­учения создаются условия самораскрытия, осуществляется право на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу. Изменение относительной роли инноваций и традиций в структуре инновационного обучения, обращенного к будущему, предлагает модификацию типа отношений между педагогами и учащимися. Эти отношения утрачивают характер принуждения, подчинения власти традиции. Они не могут быть ни чем иным, как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощи равных. В процессе учения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способам ее решения. Главная ценность отношений - сотворчество учителя и ученика. Противоречие между репродуктив­ными и творческими компонентамиучения разрешается посредством их согласования, гармонизации при ведущей, селективной роли творческого компонента.

Субъектное развитие и саморазвитие личности педагога осуществляется в процессе инновационного обучения, важнейшими функциями которого являются проблематизация и конфликтизация действительности, критическое отношение к нормативам, открытость среде и профессиональным новшествам, творчески преобразующее отношение к миру, стремление к самореализации, к воплощению в инновационной деятельности своих намерений.

Общей основой инновационной подготовки учителя является творческая педагогическая деятельность, к разновидностям которой относятся систематическое исследование, ди­алоговая и дискуссионная деятельность, мо­делирование и прогнозирование педагогиче­ских новшеств. Сущностной характеристикой разработки и использования моделей иннова­ционной подготовки является рефлексивная деятельность учителя, как в творческом, так и в эмоционально-личностном плане. Перевод процессуального плана обучения в личностно-ориентированный осуществляется по сле­дующим направлениям:

-ориентация на специальное обучение методике педагогического эксперимента, инновационным технологиям;

- специальная разработка профессио­нально-игровой деятельности, связанной с организацией творческого процесса;

- формирование культуры общения и ин­новационного мышления.

Инновационная устремленность ведет за собой творческое самовыражение педагога, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит учитель-творец, тем большее количество «несоблюдений» нормы он де­монстрирует и вовлекает в это «игнорирова­ние» большее количество других учителей.

В инновационной деятельности учите­ля преобладает потребность в новизне, в риске, в поиске более совершенных спосо­бов работы. Акцентированность на поиске предопределена самовыдвижением потреб­ности, неудовлетворенностью достигнутым. Риск усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени не­определенности и опасности зоны поиска. Мотивация креативной личности появляет­ся в большей степени именно в тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность.

Рефлексия является основным механизмом осмысления профессиональных успехов и неудач, личностных достижений педагога. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию педагог не только перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения. С помощью рефлексии учитель объективирует отдельные собственные интеллектуальные и эмоциональные операции, состояния и переживания. Превращаясь в механизм самоанализа, рефлексия становится инструментом самоконтроля, даёт возможность осознающей себя личности проследить те или иные отношения в собственном субъективном мире. В способе решения профессиональных задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслени­ем, переосмыслением, открытием нового для себя, проецированием личностного смысла на реальный педагогический процесс.

В педагогической деятельности способ­ность к рефлексии может выражаться в от­ражении своего стиля деятельности и его соотношения с деятельностью учащихся, в оценке адекватности выбранной стратегии, коррекции педагогического процесса.

Профессиональная рефлексия включа­ет в себя также готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопреде­ленности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей реше­ния профессиональных задач, способность переосмысливать свой профессиональный и личностный опыт.

Наиболее целостное выражение креа­тивной парадигмы профессионального об­разования выражено в разработке и реализа­ции обучающей среды. При этом стратегия реализации творческих технологий состоит в осуществлении различных взаимодей­ствий с факторами обучающей среды, при­званных обеспечить как личностный рост, так и формирование психологических и пе­дагогических новообразований. Принятие личностью позиции продуктивного взаимо­действия с обучающей средой с целью са­моактуализации и самореализации является одним из главных аспектов методологии ин­новационных технологий. Выработка и при­нятие такой позиции возможны в результате творческого самоопределения, при котором устанавливается степень соответствия лич­ностных предпосылок к профессиональной деятельности, глубины понимания и осмыс­ления содержания педагогических иннова­ций. На основе этого происходит построение самим учителем субъективно приемлемых моделей обучения и выбор индивидуальных технологий. Движение у педагогов личностных, предметных и профессиональных смыслов также связанно с реализацией творческих способов и приемов.

Личностный смысл студент приобретает лишь на основе своеобразного исследования ситуации, ее связей с потребностями.

Личностное исследование ситуации высту­пает одновременно и как высшее проявле­ние познавательной функции интеллекта, поскольку в момент личностной рефлексии происходит более полное отражение связей и отношений с окружающим миром. Личность полнее реализует себя, если предлагаемое со­держание способно поколебать целостность мировосприятия, социальный и професси­ональный статус студентов, который высту­пает действующим лицом, соучастником, инициатором процесса своего образования. Творческое обучение не имеет однозначно: предписанной методики организации педагогического процесса, не осуществляется од­новременно для всех. Подлинно личностное порождается личностью, создается путем субъективирования смыслотворчества. Цели, содержание и методы обучения - косвенные стимулы этого процесса. С другой стороны, то, что было скрытым, выявляется в творче­ском обучении: борьба мотивов, столкнове­ние смыслов и ценностей как бы выходят во вне и становятся осязаемыми.

Открытость диалогу с другими людьми, допускающая возможность изменения само­го себя, позволяет формировать как смысло­вые структуры личности, так и основы твор­ческой профессиональной позиции.

Профессиональная деятельность педагога сопровождается постоянными изменениями. В этой связи были выделены психолого-педа­гогические условия, моделирующие деятель­ность учителя в изменяющихся ситуациях и содержащих различные варианты решения сложных педагогических задач. В ходе экспе­риментальной работы студенты включались в процесс выполнения творческих заданий, которые стимулировали рассмотрение педаго­гических явлений в динамике, быструю ори­ентировку в ситуации, способность находить нестандартные решения. Подбор способов решения характеризовал эффективность и уровень выполнения творческих задач. Понимание и способ реагирования способствовали развитию самосознания учителя, критичности его мышления. Именно поэтому вводились такие учебные ситуации, которые требовали рецензирования, оценки, высказывания лич­ного мнения, зарождения сомнений.

Среди форм и методов развития творческо­го потенциала учителя диалог занимает осо­бое место. Он строится как система проблем­но-конфликтных вопросов, что предполагает намеренное обострение коллизий, продумывание различных вариантов развития сюжет­ных линий, проектирование способов взаимо­действия участников дискуссии и возможных ролей и условий их принятия, гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких си­туаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников.

Этой же цели служит и игровое моделиро­вание. Одна из его функций состоит в поиске самостоятельного решения той или иной про­фессиональной задачи и изменении, коррекции её решения. В качестве основных способов игрового моделирования педагогической деятельности в условиях подготовки учителя мы использовали микропреподавание, индивидуальное и совместное решение задач, анализ педагогических ситуаций, профессиональные деловые игры, социально-психологический тренинг. В систему игрового моделирования были включены игры детей: ролевые, дидактические, языковые, игры-драматизации.Особое место занимают профессиональные ролевые и деловые игры: приемы и упражнения на игровое поведение и взаимодействие,

психотехнические игры, интервью, психодрама, дидактический спектакль, педагогическиеэтюды. Игровое моделирование включало различные формы творческого поиска: «мозговойштурм», дискуссии, методы синектики. В ходе

игрового моделирования происходило разрешение проблемно-конфликтной ситуации, ее переживание не подавлялось, не игнорировалось,а наоборот, обострялось, поскольку педагогу приходилось искать решение вопреки его очевидной возможности. В силу этого стремление решить проблему выражается в осмыслении ситуации как жизненно важной, от которой зависит личностная самооценка как способного или неспособного к творческой деятельности.

Потребность в переосмыслении появ­ляется при столкновении с проблемно-кон­фликтной ситуацией, когда прежний опыт в качественно изменившихся условиях не способен обеспечить положительных ре­зультатов в профессиональной области. Данную ситуацию можно охарактеризовать как творческий кризис, в котором заключа­ются и положительные, и отрицательные моменты. Положительное состоит в том, что состояние кризиса способствует поиску нового, однако, если достичь этого не уда­ется, дальнейшее развитие ситуации может привести к саморазрушению. В результате создания особой творческой среды происхо­дит не только обмен информацией, опытом по данной проблеме, но также, благодаря созданию особой атмосферы сотворчества, удается объективировать новый смысл, ко­торый в дальнейшем будет положен в осно­ву педагогической деятельности.

Обобщая условия творческой личности педагога, следует подчеркнуть необходи­мость организации обучения как исследова­тельской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации, выбора вариантов решений, рефлексии способов и личност­ного смысла, осознания себя как творческой индивидуальности.

В этом контексте со всей очевидностью от­крываются перспективы построения персони­фицированных программ, перехода на гибкие модели организации образовательного про­цесса в высшей педагогической школе.