Реферат: Оценка бизнеса 8
Название: Оценка бизнеса 8 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1. Сущность традиционных подходов оценки бизнеса………………………...4 2. Достоинства и недостатки традиционных подходов и методов оценки стоимости бизнеса……………………………………………………………….10 3. Современные подходы и методы оценки бизнеса………………………...15 4. Преимущества и недостатки опционного метода оценки бизнеса……...…19 Заключение………………………………………………………………….……21 Список литературы………………………………………………………………22 Введение Основной задачей, которая стоит перед оценкой, как инструментом рынка, является установление обоснованного и независимого от заинтересованных сторон суждения о стоимости той или иной собственности (объекта оценки). Оценка стоимости любого объекта представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости данного объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в конкретных рыночных условиях. Действительно, оценка предприятия необходима для выбора обоснованного направления его реструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм в рыночной экономике. На сегодняшний день к оценке бизнеса используются три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный. Каждый из этих подходов включает в себя различные методики все они обладают как достоинствами так и недостатками. Для того чтобы выбрать нужный подход к оценке бизнеса оценщик должен знать не только цель оценки, а также учитывать плюсы и минусы данных методов, а также оценщик должен опираться и на новые подходы и методы, не забывая, что они так же имеют свои недостатки. Целью данной контрольной работы является изучение методов и подходов оценки бизнеса, а также выявление их положительных и отрицательных сторон. 1. Сущность традиционных подов оценки бизнеса К оценке бизнеса можно использовать три подхода: доходный, затратный (имущественный) и сравнительный. Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами. Сопоставление доходов с затратами ведется с учетом факторов времени и риска. Динамика стоимости компании, определяемая доходным подходом, позволяет принимать правильные управленческие решения для менеджеров, собственников. Для оценки предприятий по доходу применяют два метода: метод капитализации и метод дисконтирования дохода. 1. Метод капитализации используется в случае, если ожидается, что будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Причем доходы являются достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться. Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании. При этом стоимость бизнеса будет вычисляться по следующей формуле: Стоимость бизнеса = V = I/R, где I – чистый доход; R – норма прибыли (дохода). 2. Метод дисконтированных денежных потоков. Наиболее широко применяется в рамках доходного подхода. Этот метод позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. В качестве дисконтируемого дохода используется либо чистый доход, либо денежный поток. При этом денежный поток по годам определяется как баланс между притоком денежных средств (чистого дохода плюс амортизация) и их оттоком (прирост чистого оборотного капитала и капитальных вложений). Годовой чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами. Метод включает в себя несколько этапов: 1) расчет прогнозных показателей на ряд лет; 2)выбор нормы дисконтирования; 3) применение соответствующей нормы дисконтирования для дохода за каждый год; 4) определение текущей стоимости всех будущих поступлений; 5) выведение итогового результата путем прибавления к текущей стоимости будущих поступлений остаточной стоимости активов за вычетом обязательств. Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Базовая формула: Собственный капитал = активы — обязательства. 1. Расчет методом стоимости чистых активов включает несколько этапов: - Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости. - Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования. - Выявляются и оцениваются нематериальные активы. - Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных. - Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость. - Оценивается дебиторская задолженность. - Оцениваются расходы будущих периодов. - Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость. - Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств. 2. Метод ликвидационной стоимости Оценка ликвидационной стоимости осуществляется в следующих случаях: - компания находится в состоянии банкротства, или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием; -стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности. Ликвидационная стоимость представляет собой стоимость, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продажи его активов. Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает в себя несколько основных этапов: - Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия: недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов производится в течение различных временных периодов; - Определяется валовая выручка от ликвидации активов; - Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим и оценочным компаниям, налоги и сборы). С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск; - Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации; - Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода; - Вычитаются преимущественные права на удовлетворение: выходных пособий и выплат работникам, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженностей по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчетов с другими кредиторами. Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств. 3. Метод стоимости замещения. В данном случае оценка бизнеса производится исходя из затрат на полное замещение активов, и применяется в качестве максимальной цены, на которую может рассчитывать поглощаемая компания. 4. Метод восстановительной стоимости заключается в расчете затрат, необходимых для создания точной копии оцениваемой фирмы. Рассмотрим сравнительный подход к оценке бизнеса, который представлен методом сравнимых продаж и методом мультипликаторов. Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого предприятия с ценами продаж либо аналогичных предприятий в целом либо с ценами продаж акций аналогичных предприятий. 1. Метод продаж, или метод сделок, основан на использовании цены приобретения предприятия – аналога в целом или его контрольного пакета акций. Технология применения метода продаж практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Соответственно, метод продаж и используется для оценки полного или контрольного пакета акций предприятия Метод сравнимых продаж более трудоемок. Он заключается в анализе рыночных цен контрольных пакетов акций компаний-аналогов. Оценка рыночной стоимости этим методом состоит из нескольких этапов: 1) сбора информации о последних продажах сходных предприятий; 2) корректировки продажных цен предприятий с учетом различий между ними; 3) определения рыночной стоимости оцениваемого предприятия на основе скорректированной стоимости компании-аналога. Иными словами, этот метод состоит в создании модели компании. При этом в модели рассматривают компании, которые должны принадлежать той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, быть похожими по размеру и форме владения. Корректировку рыночной цены смоделированного предприятия-аналога проводят по наиболее важным позициям: дата продажи, тип предприятия, вид отрасли, правовая форма владения, проданная доля акций, дата основания, дата приобретения последним владельцем, количество занятых, суммарный объем продаж, площадь производственных помещений и т.д. 2. Метод мультипликаторов («цена акции к доходу фирмы») целесообразно использовать для оценки закрытых компаний, акции которых не котируются на бирже. Для них используют данные о прибылях и ценах на акции аналогичных компаний, чьи акции котируются на фондовом рынке. Для получения достоверного результата прежде всего производят тщательный финансовый анализ акционерных компаний-аналогов. Анализ состоит из определения коэффициентов рентабельности и ликвидности, структуры капитала, темпов роста компании. Затем оценивается закрытая компания, как если бы ее акции котировались на фондовом рынке, путем сравнения ее с компаниями-аналогами. 2. Достоинства и недостатки традиционных подходов и методов к оценке стоимости бизнеса Представим данный раздел в виде таблиц Табл. 1: Преимущества и недостатки доходного подхода
Табл.2: Преимущества и недостатки затратного подхода.
Табл.3: Преимущества и недостатки сравнительного подхода.
3. Современные подходы и методы оценки бизнеса Традиционные подходы к оценке бизнеса часто демонстрируют свою ограниченность, им присущи недостатки, которые были рассмотрены нами в прошлой главе. Если рассматривать, к примеру, методы подходного дохода, то прежде всего им присуща значительная недооценка стоимости предприятия, функционирующих в условиях неопределенности. Очевидно, что основной причиной этого является неуклонное следование тезису об отсутствии гибкости оцениваемого бизнеса и соответственно должной реакции менеджмента на негативное изменение внешней среды. Существует также проблема использования результатов традиционного анализа дисконтированных денежных потоков для выработки будущих сценариев развития предприятия в рамках стратегического управления стоимостью. В связи с этим возрастает значение новейших методов оценки бизнеса, которые могут использоваться на практике как для оценки предприятия внешними организациями, так и для принятия более взвешенных решений, нацеленные на управление стоимостью в перспективе. К числу таких методов относится метод реальных опционов (ROV- метод), предложенный рядом зарубежных авторов в середине 80-х годов. Теория реальных или управленческих опционов представляет собой объединение экономических, финансовых и управленческих положений и разных подходов к прогнозированию денежных потоков с учетом различной степени неопределенности доходов, прибыли, издержек и иных факторов на стадиях функционирования объекта оценки. Реальный опцион представляет собой возможность совершения предприятием каких-либо действий в будущий момент времени или отказа от них, следовательно, эти действия влияют на стоимость предприятия. Поскольку этот метод сравнительно недавно был внедрен в практику оценки, до сих пор продолжаются дискуссии о его месте в системе подходов и методов оценки предприятия. Согласно используемым в России подходам оценки ROV-метод относится, прежде всего к доходному подходу, поскольку ориентирован на определение будущей стоимости бизнеса с учетом возможности предприятия менеджментом активных решений. Однако, как представляется, участникам развернувшийся дискуссии, концептуально он достаточно близок к сравнительному подходу, поскольку ориентирован на рассмотрения множества вариантов. Современные исследование выделяют множество разнообразных реальных опционов. Для оценки бизнеса наибольшее значение имеют следующие типы опционов, представленные в табл.3 Табл.3: Основные типы реальных опционов
За основу оценки финансовых опционов принимают принцип свободы совершения арбитражных операций, поэтому на совершенном финансовом рынке цены активов с одинаковой доходностью равны. В условиях полного финансового рынка есть возможность составить портфель, который при одинаково внешних условиях приносил бы тот же доход. Что и опцион. Другим принципом определения цены опциона, не предусматривающим составления описанного портфеля, является оценка, нейтральная к риску. Такая оценка учитывает гипотетическое возможное поведение, нейтральное к риску, т.е. исследуется такое вероятностное распределение, которое в условиях, нейтральных к риску, приводит к формированию одинаковых рыночных цен. Эти цены при изменении к склонности к риску участников рынка должны оставаться в равновесии. Базовой формулой на которой основывается опционный метод: NPVs = NPVp + ROV, где NPVs– стратегический показатель NPV, NPVp– пассивное значение NPV, рассчитанное на основе метода дисконтирования денежных потоков, ROV – стоимость опционов активных действий менеджмента оцениваемого предприятия. Таким образом ROV метод, представляет собой модификацию метода дисконтирования денежных потоков с использованием математической теории опционов. Метод реальных опционов является эффективным, хотя в некоторых случаях достаточно трудоемок для оценки стоимости предприятия в условиях неопределенности. Метод активно применяется при стратегической оценке. Опционный метод позволяет оценивать управленческие решения, выходящие за рамки обычных решений. В результате оцениваемое предприятие получает выгоду от удачно сложившейся ситуации или уменьшает потери. 4. Преимущества и недостатки опционного метода Сторонники опционного метода оценки бизнеса утверждают, что предпринимательские возможности не могут быть адекватно оценены с помощью традиционных методов текущей стоимости объектов, когда будущие доходы оцениваются на базе жесткого планирования. При этом оценщик соглашается с ранее принятым, в том числе отрицательным решением. К одному из основных преимуществ опционного метода относится то, что модели опционного ценообразования могут быть использованы для оценки любого актива, имеющие опционные характеристики, хотя и с некоторыми ограничениями. В целом ROV-метод может применятся в различных ситуациях для оценки множества объектов, среди которых: опционы на различные активы, акции, инструменты с характеристиками опционов, в том числе некоторые виды облигаций, патенты, полезные ископаемые и некоторые другие природные ресурсы, инвестиционные проекты, долгосрочные контракты ( с правом пролонгации), лизинговые сделки и арендные договоры. ROV-метод может быть использован в сфере имущественного страхования, в управлении финансами (принятие решений о скидках постоянным клиентам, оптовых скидках, закупках партий товаров и т.д.), при процессе слияния и присоединения компаний. К достоинствам опционного метода может быть отнесено отсутствие необходимости определения субъективных вероятностей при оценке предпринимательских возможностей. Это существенное преимущество возникает за счет использования известной рыночной цены объекта опциона. К недостаткам данного метода можно отнести: 1. Использование единой, постоянной процентной ставки в расчетах на основе построения дерева решений; 2. Методика ценообразования базируется на достаточно сложном математическом аппарате; 3. В некоторых случаях метод достаточно трудоемок для оценки стоимости предприятий в условиях неопределенности. Таким образом, нельзя дать окончательного ответа об эффективности опционного метода. Однако ROV-метод может успешно использоваться в тех случаях, когда имеются приемлемые и обоснованные данные о рыночных ценах объектов опционов. Заключение В данной контрольной работе были рассмотрены подходы и методы оценки бизнеса, такие как: затратный, доходный, сравнительный. Для каждого подхода были выявлены свои достоинства и недостатки. Хочется отметить основные минусы представленных методик, которые должны учитывать оценщики при выборе подхода к оценке стоимости бизнеса: 1. Трудность поиска информации и громоздкость расчетов; 2. Большое количество корректировок; 3. Сложность долгосрочного планирования затрудняет применение доходных способов оценки; 4. Бухгалтерская оценка активов приводит к занижению стоимости чистых активов. Необходима переоценка всех основных фондов, а если потребуется, нематериальных активов; 5. Отсутствие адекватной базы для сравнения с аналогами. Также в заключении хотелось бы отметить, что традиционные подходы к оценке бизнеса часто демонстрируют свою ограниченность. Поэтому на сегодняшний день все чаще возникает значение новейших методов оценки бизнеса, которые могут использоваться на практике как для оценки предприятия внешними организациями, так и для принятия более взвешенных внутрифирменных решений, нацеленных на управление стоимостью предприятия в перспективе. К числу таких методов относится ROV- метод. Список литературы: 1. В.П. Попков, Е.В. Евстафьева Оценка бизнеса Схемы и таблицы М: «Финансы и статистика», 2007 2. Оценка бизнеса под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федоровой М: «Финансы и статистика», 2008 3. С.В. Валдайцев Оценка бизнеса М: Проспект,2008 |