Реферат: Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья

Название: Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Тема: Развитие креативности человека как условие сохранения здоровья
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3

ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ

И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6

1.1 Проблемы креативности детей в психолого-

педагогической литературе………………………………………….6

1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14

1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17

ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22

2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22

2.2. Общая характеристика развивающей программы,

направленной на повышение креативности младших

школьников………………………………………………………….36

2.3 Диагностика уровня сформированности креативности

младших школьников………………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.

Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.

Психическое здоровье ребенка оценивается на основании следующих критериев: свойств личности, психических состояний и психических процессов. Одним из психических состояний способствующих сохранению здоровья является креативность (способность к творческой деятельности). Развитее креативности позволяет ребенку не только сохранить психическое здоровье, но и помогает противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществляя реализацию своих намерений.

Развитие творческих способностей младших школьников проводится в образовательном учреждение как специальной психологической службой, так и всем педагогическим коллективом. Для развития творческих способностей ребенка разрабатывается специальная программа «Креатив в школе».

В психологии проблема развития креативности имеет давнюю историю. Некоторые аспекты рассматриваются в работах отечественных ученых – Л.С. Выгодского, А. Мослоу.

В основу написания данной работы положены труды отечественных ученых, посвященные проблемам развития детской креативности: В.В. Давыдова, Д.В. Котельникова, В. Колесова В, Е.Е. Туник, В.С. Юркевича; психологии здоровья: В.А. Ананьева, А.А. Крылова, Г.С. Никифорова.

Предмет исследования – программа как средство повышения творческих способностей младших школьников

Цель исследования: выявить уровень и показатели креативности младших школьников; разработать программу по развитию творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования: грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности, сохраняет здоровье ребенка.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы креативности детей в психолого-педагогической литературе

2. Рассмотреть психологические аспекты психического здоровья детей;

3. Определить критерии психического здоровья;

4. Провести диагностику , разработать программу, направленную на развитие креативности младших школьников.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных авторов по проблемам креативности детей.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

2. Опросник креативности Джонсона адаптированном Е. Туник;

3. Батарея тестов предложенная Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса.

Данные методики являющихся наиболее подходящими для исследования т. к. выявляют у младших школьников уровни и показатели креативности.

Базой исследования явилось МОУ СОШ № 30 г. Асбеста.

Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики детей, была составлена и осуществлена на практике коррекционная программа.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы определяется анализом исследования и разработанной программой, направленной на развитие творческих способностей младших школьников.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы. Вторая (практическая) глава посвящена исследованию и коррекционной работе.


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

1.1 Проблемы креативности детей в психолого-педагогической литературе

В данном параграфе мы попытаемся разобраться в понимании творчества, выяснить, как определяется творчество взрослого и ребенка в психолого-педагогической литературе, рассмотреть различные подходы к характеристике творчества и особо остановится на понимании креативности и связанных с этой категорией понятий.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [5; 19].

В характеристике понятия креативность обращаются как психологи так и педагоги.

В «Педагогике» Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27].

В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творчеством. Но это не говорит о том, что отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме, они рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности. Так Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.

В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [31, с. 28]. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др.). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин).

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга» [5, с. 67].Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

- воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения».

- воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна "»олько благодаря чужому или социальному опыту».

Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

- воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения».

- воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

«Воображение становится действительностью», когда оно кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это круг творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. По этому нашей задачей в данном параграфе и является рассмотрение креативности в детстве. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка, поэтому мы остановимся на развитии воображения у дошкольников.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом [5, с. 68].Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности …». Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ [6]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [36, с. 22].

А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я. А. Дудецкий – включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [15, с. 17].

Таким образом, обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как свойство личности. Личность – термин, обозначающий:

- человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или

- устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности [34, с. 25].

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Торранс). Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [8, с. 31]. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [35, с. 43].

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Плаже, В. Штерн). Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Плаже). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности [27, с. 41]. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.). В концепции Торренса, названной «теория интеллектуального порога», автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др.). Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у школьников относит:

Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [9].

Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

- оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

- образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановки проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- гибкость – способность к продуцированию различных идей;

- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [27. с. 46].

Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской работы. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, некомфортен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх [26, с. 66].

Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, процесс преобразования знаний. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка младшего школьного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность школьника.

1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики медицинскую и психологическую. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [25, с. 45]. В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.В «Кратком словаре по социологии» [1, с. 38] дается толкование термина «здоровье населения», который означает:

1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.[1, с. 14]

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.[1, с. 15]

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [25, с. 67] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.[25, с. 68]Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [16, с. 69].

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.

Рассматривая множество подходов к определению психисеского здоровья остановимся на определении психологическое здоровьея рассматриваемое в словаре А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского, как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

1.3 Критерии психического здоровья

В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. Понятно, что каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики психического здоровья предлагаются какие-то отдельные признаки его выраженности. Среди них особого внимания заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Что касается психического равновесия, то от степени его выраженности зависит уравновешенность человека с объективными условиями, его приспособленность к ним. Причем сама по себе уравновешенность не выступает как застывшее в своем проявлении равновесие, а разворачивается в поступательном движении жизненно важных биологических и психологических процессов. При этом, по мнению В. Н. Мясинцева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии [15, с. 162]. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

И все-таки идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В литературе можно встретить отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать, по крайней мере, два общих вывода. Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство того, что они наиболее точно характеризуют состояние психического здоровья. Во-вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой-либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию.

Попытаемся перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы) [15, с. 163]. Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.

С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.

Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия [15, с. 164]. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

Итак, критерии психического здоровья в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы).

Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

Сфере психических состояний обычно включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).


ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика исходного уровня

Одним из критериев психического здоровья человека является креативность (способность к творчеству). Развивая в ребенке креативность тем самым мы способствуем сохранению его здоровья.

Объект исследования – уровни и показатели креативности младших школьников.

Предмет исследования – программа как средство повышения творческих способностей младших школьников

Цель исследования: выявить уровень и показатели креативности младших школьников; разработать программу по развитию творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования: грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности, сохраняет здоровье ребенка.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 30 города Асбеста. В исследовании принимали участие учащиеся 2 - А класса – в количестве 25 человек – 10 мальчиков и 15 девочек.

Используемые методики . При выборе исследовательского инструментария мы остановились на:

1. Опроснике креативности Джонсона адаптированном Е. Туник [35, с. 14];

2. Батареи тестов предложенной Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса [34, с. 24];

Данные методики являющихся наиболее подходящими для исследования т. к. выявляют у младших школьников уровни и показатели креативности.

1. Опросник креативности Джонсона адаптированный Е. Туник.

Цель: определить уровень креативности школьников.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 8 утверждений.

Текст опросника

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности (Таб. 1).

Таблица 1 Соответствие суммы баллов уровню креативности

Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–20
Низкий 19–15
Очень низкий 14–8

Результаты составили следующую картину специфики развития креативности (Приложение 1).

Сведем все данные полученные при наблюдении за детьми в единую таблицу уровня креативности (Таб. 2).

Таблица 2 Соответствие количества детей, % от общего количества уровню креативности

Уровень креативности Количество детей % от общего количества детей
Очень высокий 3 12
Высокий 4 16
Нормальный, средний 9 36
Низкий 5 20
Очень низкий 4 16

Покажем результаты графически

По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати пяти обследуемых детей, 5 детей, что составляет 20% от общего числа детей имеют низкий уровень креативности, 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют очень низкий уровень креативности, 9 детей, что составляет 36% от общего числа детей имеют средний уровень креативности, 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют высокий уровень креативности и 3 детей, что составляет 12% от общего числа детей имеют очень высокий уровень креативности.

2. Батарея тестов предложенная Е. Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, состоящая из семи субтестов.

Цель: исследовать креативность творческого мышления младших школьников.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..

Для испытуемых читалась инструкция : Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б - беглость,

n - число уместных ответов.

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.

3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.

0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту:

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 - суммарный показатель первого субтеста, Б 1 - беглость по 1 субтесту, Г 1 - гибкость по 1 субтесту, Ор1 - оригинальность по 1 субтесту, n - общее число уместных ответов, m - число категорий, k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..

Для испытуемых читалась инструкция : Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.

1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. 1 оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Субтест 3б. Выражение. Модификация для детей 9—15 лет

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 5 мин..

Для испытуемых читалась инструкция : Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость - число придуманных предложений (n). 1 предложение - 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово - 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г - показатель гибкости, m - число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача

Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..

Для испытуемых читалась инструкция : Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение - 1 балл.

Б = n.

Б - показатель беглости.

2) Гибкость - число категорий ответов.

Одна категория - 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

3) Оригинальность — число оригинальных определений.

Одно оригинальное определение - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа. Длина стороны квадрата — 8 см. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 8 мин.

Для испытуемых читалась инструкция : Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 - число изображенных элементов (деталей);

n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.

Одна деталь - 0,1 балла.

Один класс фигур - 1 балл.

n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Однаошибка — 0,1 балла.

Б4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i )

Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 — число оригинальных элементов рисунка.

Один оригинальный элемент - 3 балла.

За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .

Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, 0р -оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 10 мин.

Для испытуемых читалась инструкция : Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.

Б = n

n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).

2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Одна категория - 3 балла.

Г = 3m.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

3) Оригинальность

Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности,

k - число оригинальных рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Процедура . Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин.

Для испытуемых читалась инструкция : Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость - суммарное число ответов (n). Один ответ - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. Один оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.

Общий результат субтестов:

Тоб = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7

Результаты батареи субтестов представлены в Приложении 1, таб. 2.

Сведем все результаты полученные при анализе субтестов в единую таблицу (Таб.3)

Таблица 3 Соответствие количества учеников и % от общего количества показателям креативности

Показатели креативности Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Высокие 3 12
Средние 13 52
Низкие 9 36

Покажем результаты графически

Анализируя показатели, полученные в результате тестирования по субтестам, получили: 3 ребенка, что составляет 12 % от общего количества детей имеют высокие показатели креативности; 13 детей, что составляет 52 % от общего количества учеников имеют средние показатели креативности и 9 детей, что составляет 36 % от общего количества испытуемых детей имеют низкие показатели креативности.

Вывод: наблюдая и тестируя младших школьников мы пришли к следующему выводу: в классе 9 детей имеют низкий уровень и показатели креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления), 9 детей имеют средний уровень креативности, 13 детей имеют средние показатели креативности, 7 детей имеют высокий уровень креативности и 3 ребенка имеют высокие показатели креативности. Исходя из полученных данных рекомендована разработка и реализация с данными младшими школьниками программы, направленной на повышение уровня и показателей креативности.

2.2. Общая характеристика развивающей программы, направленной на повышение креативности младших школьников

Для данного класса учащихся нами была разработана и внедрена программа «Креатив в школе», направленная на развитие творческих способностей детей.

Задачи развивающей работы:

1) знакомство младших школьников с особенностями формирования типов творческой личности;

2) знакомство младших школьников с особенностями творчества, факторами, влияющими на формирование творческой личности;

3) знакомство со способами развития гибкости ума и оригинальности мышления (решение творческих задач);

4) развитие воображения;

5) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое;

6) развить способность разрешать противоречия;

7) расширить кругозор;

8) обучение ауторелаксации.

Программа построена в соответствии с принципами развивающего обучения (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина), гуманистической психологии (Н.Роджерса, А. Маслоу), что позволило раскрыть психологические особенности формирования креативности младших школьников.

Программа состоит из двух разделов: первый раздел состоит из заданий, игр, упражнений. Задания подбирались по принципу открытости, т.е. большинство упражнений предполагали несколько вариантов ответов. Тематический план представлен в Приложении 2.

Второй раздел - тренинг развития креативности, он включал в себя: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, ритуал прощания, затем добавлялась групповая рефлексия.

Ритуал приветствия и прощания придумывался совместно с учащимися. На этапе разминки использовались упражнения динамического характера, чтобы снять в начале работы напряжение и стимулировать положительные эмоции. На этапе основного содержания реализовывались задачи, поставленные программой развития креативности. Занятия проходили 1 раз в неделю в период с октября по апрель (2008 -2009гг.).

2.3 Диагностика уровня сформированности креативности младших школьников

После проведения работы по развитию креативности младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 нами проведено контрольное обследование с использованием:

1. Опросника креативности Джонсона адаптированный Е. Туник;

2. Батареи тестов предложенных Е.Туник, являющимися модификацией тестов Гильфорда и Торренса.

Результаты диагностики младших школьников проводимой по опроснику креативности Джонсона адаптированный Е. Туник зафиксированы в Приложение 1, таблице 3.

Результаты наблюдения вынесем в отдельную таблицу (Таб.4)

Таблица 4. Соответствие количества детей, % от общего количества уровню креативности после реализации программы «Креатив в школе»

Уровень креативности Количество детей % от общего количества детей
Очень высокий 5 20
Высокий 4 16
Нормальный, средний 16 64
Низкий - -
Очень низкий - -

Покажем результаты графически

По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати пяти обследуемых детей, нет детей с низким уровнем креативности; 16 детей, что составляет 64% от общего числа детей имеют нормальный (средний) уровень креативности; 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют высокий уровень креативности и 5 детей, что составляет 20% от общего числа детей имеют очень высокий уровень креативности

Результаты диагностики младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 по батарее тестов предложенных Е.Туник, являющимися модификацией тестов Гильфорда и Торренса зафиксированы в Приложение 1, таблице 4.

Результаты вынесем в отдельную таблицу (Таб.5)

Таблица 5.Соответствие количества детей, % от общего количества показателям креативности после реализации программы «Креатив в школе»

Показатели креативности Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Высокие 5 20
Средние 19 76
Низкие 1 4

Покажем результаты графически

Анализируя показатели полученные в результате тестирования по субтестам, получили: 5 детей, что составляет 20 % от общего количества детей имеют высокие показатели креативности; 19 детей, что составляет 76 % от общего количества учеников имеют средние показатели креативности и 1 ребенок, что составляет 4 % от общего количества испытуемых детей имеют низкие показатели креативности.

Сравним уровни и показатели креативности учащихся до реализации программы и после реализации программы по развитию креативности (Таб. 6, 7)

Таблица 6 Сравнение уровня креативности до реализации программы и после реализации

Уровень креативности До реализации программы После реализации программы
Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Очень высокий 3 12 5 20
Высокий 4 16 4 16
Средний 9 36 16 64
Низкий 5 20 - -
Очень низкий 4 16 - -

Таблица 7 Сравнение показателей креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) до реализации программы и после реализации

Показатели креативности До реализации программы После реализации программы
Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников Кол-во учеников, чел % от общего количества учеников
Высокие 3 12 5 20
Средние 13 52 19 76
Низкие 9 36 1 4

Анализ результатов показал, что после реализации программы направленной на повышение креативности младших школьников произошло повышение числа детей с высоким уровнем креативности с 12% до 20 % и средним уровнем креативности с 36% до 64%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности. Произошло уменьшение числа детей с низкими показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) с 36 % до 4%, повышение числа детей с нормальными показателями креативности с 13% до 19 %, повышение числа детей с высокими показателями креативности с 12% до 20%.

Убедимся, что уровень креативности у 25 младших школьников в результате наблюдения до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности после реализации программы.

Проведем статистическую обработку данных по критерию Манна – Уитни.

Последовательность действий, для вычисления критерия Манна-Уитни такова.

1. Проранжируем значения уровня креативности полученных в результате наблюдения до реализации программы и после, объединив обе выборки (Приложение 1, таб. 5).

Кол-во случаев в первой выборке: n1 = 25

Кол-во случаев во второй выборке: n2 = 25

Всего случаев: N = 25+25 = 50

Сумма рангов первой выборки: R1 = 533.5

Сумма рангов второй выборки: R2 = 741.5

Для проверки вычисляем:

R1+R2= (N/2)*(1+N) = 533.5 + 741.5 = 50/2 * (1+50);

1275 = 1275. Расчеты верны

2. Находим эмпирическое значение U-критерия.

Для этого вычисляем два значения:

U1= n1 * n2 + (n1*(n1 + 1) / 2) – R1

U2= n1 * n2 + (n2*(n2 + 1) / 2) – R2

Эмпирическим считается наименьшее из U1 и U2.

U1 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 533.5 = 416.5

U2 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 741.5 = 208.5

Эмпирическое значение U=208.5

3. Ищем критическое значение по таблице.

Число на пересечении размера наибольшей выборки (size of the largest sample) и наименьшей выборки (size of the smallest sample) является критическим значением коэффициента Манна-Уитни. В нашем случае размер наибольшей выборки 25, наименьшей – 25.

Находим критическое значение при p≤0,05 Uкрит = 211.

4. Делаем вывод.

Полученное эмпирическое значение меньше критического (208.5<211), различие определяется как существенное.

Следовательно: уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.

Аналогично проведем статистическую обработку показателей креативности, полученных по батарее субтестов по критерию Манна – Уитни.

Эмпирическое значение U=190.

Критическое значение при p≤0,05 Uкрит = 211.

Следовательно: показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от показателей креативности младших школьников после реализации программы.

Вывод: после проведения программы «Креатив в школе» и при анализе данных, полученных в результате проведения исследования, включающее в себя: наблюдение по опроснику креативности Джонсона адаптированном Е. Туник и батареи тестов предложенной Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, мы обнаружили определенные изменения в уровне и показателях креативности исследуемых детей в сторону их повышения. Число детей с высоким уровнем креативности повысилось с 12% до 20 %, средним уровнем креативности с 36% до 64%; число детей с со средними показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) повысилось с 13 % до 19 %; число детей с низкими показателями креативности уменьшилось с 36 % до 4%; число детей с высокими показателями креативности повысилось с 12% до 20%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности.

Проведя статистическую обработку уровня и показателей креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень и показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня и показателей креативности младших школьников после реализации программы.

Следовательно, наша гипотеза, что грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности, сохраняет здоровье ребенка подтвердилась.

Рекомендовано: продолжить занятия по данной программе с младшими школьниками для дальнейшего повышения уровня и показателей креативности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, процесс преобразования знаний.

Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Одним из критериев психического здоровья является креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом). Следовательно, развивая креативность, мы тем самым сохраняем здоровье ребенка.

На базе МОУ СОШ № 30 нами проведена предварительная диагностика, группы учащихся из 25 человек, направленная на выявление уровня и показателей креативности младших школьников. Выявлены: детей с низким и очень низким уровнем и показателями креативности. Разработанная программа «Креатив в школе» позволила развить творческие способности, тем самым сохранить психическое здоровье детей.

Апробирование программы прошло успешно, благодаря ее применению повысился уровень креативности младших школьников. Очень низкий и низкий уровень креативности младших школьников повысился до нормального (среднего). Число детей с низкими показателями креативности уменьшилось. Число детей с высокими показателями креативности повысилось.

Проведя статистическую обработку уровня креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.

Таким образом, можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе критерии психического здоровья и разработанная нами программа по развитию креативности способствуют сохранению здоровья младших школьников.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев В.А. Психология здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А. Барышева. – М.: Феникс, 2004. – 414 с.

3. Беспанская, Е. Развейте творческие способности своего ребенка [Текст] / Е. Безпанская. – М.: Союз, 2004. - 32 с.

4. Высилевский А.К. Искусство и школа [Текст]: книга для учителя / А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.

5. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 273 с.

6. Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество [Текст] // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-22.

7. Гуревич, К. Лабиринты развития таланта [Текст] / К. Гуревич // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-18.

8. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. – 216 с.

9. Дорфман, Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 5 – 13.

10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002. – 326 с.

11. Жердева, Е.В. Ребенок в школе [Текст] / Е.В. Жердева. – Изд. 3-е / Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 186 с.

12. Калвейт, Р. Резерв успеха – творчество [Текст] / Р. Колвейт. - М.: Педагогика, 1989. – 152с.

13. Колесов, Д.В. О психологии творчества [Текст] / Д.В. Колесников. // Психологический журнал. - 1992. - № 6. – С. 12-21.

14. Котельников, В. Творчество и креативность [Текст] / В. Котельников - М. Союз, 2004. – 186 с.

15. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – СПБ.: Питер, 2006. – 416 с.

16. Кудрявцев, С. Творческая природа психологии человека [Текст] / С. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. – С. 16 – 24.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу - СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.

18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. М.: Просвещение, 1992. – 144 с.

19. Медведева, О.М. Творчество учителя на уроках английского языка [Текст] / О. М. Медведева - М.: Просвещение, 1992.- 112 с.

20. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, А. Новлянская // Искусство в школе. – 1994. - № 2. – С. 9 -18.

21. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

22. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет [Текст] / С. Московская – СПб.: Питер, 2005. – 96с.

23. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменская - М.: Просвещение, 1991. – 192с.

24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1994. – 496с.

25. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 252 с.

26. Нозадзе, М.В. Высокое назначение человеческого голоса [Текст] / М.В. Нозадзе // Искусство в школе. - 1997. - № 5. – С. 6 – 14.

27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Рус. Яз., 1990. – 921 с.

28. Пасынкова ,Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности [Текст] // Психологический журнал. - 1995. - № 4. – С. 12-25.

29. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понамарев. – М.: Психология, 1988. – 146 с.

30. Петровский А.М. Психология [Текст] / А.М. Петровский - М.: Политиздат, 1990. – 448с.

31. Подласный, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласный – М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.

32. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.- С. 8 - 17.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн СПб.: Питер, 2000. – 516 с.

34. Туник, Е.Е. Диагностика творчества [Текст] / Е.Е. Туник – М.: Психология, 1998. – 170 С.

35. Туник Е. Диагностика творчества [Текст] / Е. Туник.// Школьный психолог. – 2000. - № 47. – С.14-28.

36. Стоянова, М.В. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании [Текст] / М. В. Стоянова. – М.: Педагогика, 1984. – 98с.

37. Чепуров, В.Н. Театр в школе [Текст]: кн. для учителя – 2-е изд. / В.Н. Чепуров - М.: Просвещение, 1983. – 112с.

38. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников [Текст] / Е.К. Чухман – М.: Педагогика, 1985. - 144с.

39. Шерер И. Техника креативности [Текст] / И. шерер – М.: Смартбук, 2009. – 93 с.

40. Щуркова, Н.Е. Духовная культура школы [Текст] / Н.Е. Щуркова – Петрозаводск: НКЦ, 1992. – 90 с.

41. Юркевич, В. С. О «наивной» и «культурной» креативности [Текст] / В.С. Юркевич - М.: Педагогика, 1997. – 94 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 в отдельном документе «приложение 1»




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематический план программы по развитию креативности.

Раздел Трудоемкость Ожидаемый продукт
I. Мониторинг 2 ч. Ребёнок определяет степень своей готовности к работе в программе по развитию креативности.

II.Интеллектуальная игра «Зри в корень»

2-1 Презентация по русскому языку «На звуковой волне»

2-2 «Наш родной язык»

2-3 Презентация по математике «Волшебный мир дробей»

2-4 «Математика – царица всех наук»

2-5 Презентация «Наш город»

2-6 Вопросы из области общих знаний

2-7 Проверка и подсчёт результатов

1,5 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч.

0,5 ч.

3 ч.

1 ч.

Ребёнок учится самооценке возможностей продвижения в программе; тренирует свои волевые усилия в преодолении трудностей; совершенствует базовые знания.

Ребёнок развивает гибкость и образность мышления.

III. РТВ средствами ТРИЗ

Презентация «Город загадок».

2,5 ч.

Ребёнок учится

- выделять существенные и несущественные признаки;

- формулировать вопрос;

- разрешать противоречия.

IV. Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит».

4-1 Творческая олимпиада.

4-2 Работа на станциях:

- «Лингвиния»;

- «Музыкальная»;

- «Смекалистые»;

- «Эврика»;

- «Чудесный мир спорта»

- «Компьютерный город»;

- «Маленький зодчий».

4-3 Работа в лабораториях:

- «Поиск»;

- «Я вам пишу»;

- «Юный Пифагор».

4-4 Проверка результатов.

1 ч.

1 ч.

0,5 ч.

1ч.

1 ч.

0,5 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Ребёнок расширяет свой кругозор, создаёт свои тексты на основе переработки информации.

V. Модульная программа «Наречие».

3 ч.

Ребёнок приобретает навык самообучения.

VI. Синтетическая деятельность как способ познания мира.

6-1Презентация «Владимиро-Суздальская Русь»;

6-2 Проект «Русская живопись»;

6-3 Проект «Народные промыслы».

0,5 ч.

3 ч.

3 ч.

- Ребёнок приобретает умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию. - Ребёнок учится творчески перерабатывать информацию и использовать её для практического применения.

- Ребёнок создаёт собственные иллюстрации, рисунки, поделки из разных материалов.

- Ребёнок активизирует знания о культуре своего народа, его истоках.

VII. Тестирование. 1 ч. Определение уровня прироста креативности ребёнка.