Реферат: Философия Рене Декарта 3

Название: Философия Рене Декарта 3
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

ГОУ ВПО МГОСГИ

Реферат по философии на тему:

« Философия Рене Декарта »

Выполнила: студентка

педагогического ф-та, группы НачА 31, Чуликова Надежда

Проверил: Рязанцев А.А.

Коломна 2010

Содержание:

1. Эпоха, время 3

2. Биография 4

3. Краткое учение 5

4. Влияние Декарта 9

5. Польза Декарта 10

6. Список литературы 11

2

1. Эпоха, время.

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, новогоспособа, но также и нового содержания философствования. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. В период, когда формируются философские системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе ещё не отзвучали идеи завершающегося Ренессанса. Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрениянарождающегося класса – буржуазии были выражены в философии Бэкона иДекарта. Период формирования их систем является временем постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию. Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине 16-го векав Нидерландах. Нидерланды были тогда экономически наиболее зрелой частьювладений испанских Габсбургов.Это было большим стимулом для ростамануфактурного производства, которое во многом развивается ещё на основесредневекового ремесла. С развитием производства формируются новыеобщественные отношения и одновременно обостряются противоречия междуНидерландами и Испанией. Во второй половине 16-го века происходит рядвыступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой сопротивлялисьпрактически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются в1609 году первой буржуазной революцией в Европе. Нидерландская буржуазная революция была первым политическимвыступлением во многом ещё не созревшего общественного класса – буржуазии. Во второй половине 15-го века державой первостепенного значениястановится и Англия. Во время правления Елизаветы I (1558-1603) в Англиизаметно развиваются как ремесленное производство (которое в конце столетияинтенсивно перерастает в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-хгодов 16-го века Англия бескомпромиссно соперничает с Испанией в борьбе завласть в мире. Англия становится значительной колониальной и торговой державой. Всё это ведёт к быстрому развитию мануфактурного производства, которое основывается на наёмном труде, т.е. на тех общественных отношениях, которые, в сущности, чужды феодализму. Грабёж колоний и «изгнание» крестьян с земли в самой Англии являются главным признаком происходящего в то время первоначального накопления капитала. В этот процесс включается и английское дворянство, которое ориентируется на производство сырья для развивающегося мануфактурного производства. Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазноепроизводство дворянство имеют близкие интересы в области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную основу. 3

2. Биография

Рене Декарт родился 21 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ в Турени. Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Детство Рене провел в Турени. В 1612 году Декарт закончил школу. Он провел в ней восемь с половиной лет.

Рене получил хорошее образование. В 1606 году отец отправил его в иезуитскую коллегию Ла Флеш. Учитывая не очень крепкое здоровье Декарта, ему делали некоторые послабления в строгом режиме этого учебного заведения, например, разрешали вставать позже других. Приобретя в коллегии немало познаний, Рене Декарт в то же время проникся антипатией к схоластической философии, которую он сохранил на всю свою жизнь.

Весной 1613 года Рене Декарт отправился в Париж: молодому дворянину нужно было позаботиться о приобретении светского лоска и завязать в столице необходимые для житейских успехов связи.

После окончания коллегии Декарт продолжил образование. В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права. В 1617 Декарт поступает на службу в армию и много путешествует по Европе.

1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». Скорее всего, Декарт имел в виду открытие универсального научного метода, который он впоследствии плодотворно применял в самых разных дисциплинах.

В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом.

В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства.

В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи.

В 1635 году у него родилась дочь, Франсина.

В 1637 на французском языке выходит работа Рене Декарта «Рассуждение о методе», с которой, как многие считают, и началась новоевропейская философия.

В 1641 появляется главное философское сочинение Декарта «Размышления о первой философии» (на латинском языке), а в 1644

Переселение в Голландию вызвано было не одним только желанием уйти от многочисленных парижских знакомых и любовью к уединению - были и другие мотивы. В Голландии благополучно существовали свободные учреждения, в ней

4

получил признание принцип веротерпимости. В Голландии Декарту нравился сам строй жизни деятельного народа, «более заботящегося о своих делах, чем любопытного к чужим».

От оптики он переходит к астрономии и медицине — точнее, к анатомии. Высшая цель философии состоит, по его мнению, в принесении пользы человечеству, он дорожит в этом отношении особенно медициной и химией и ожидает блестящих результатов от приложения к этим наукам математического метода. Анатомию Декарт изучает не по атласам и книгам, а сам анатомирует животных.

Геометрию Декарт намеренно писал запутанно, «чтобы лишить завистников возможности сказать, что все это они давно знали». Для этого он выпустил при труднейших задачах анализ, оставив только построение.

Несравненно популярнее написаны были Диоптрика и Метеоры. Сам Декарт был очень доволен своими Опытами. Он говорил, что не думает, чтобы когда-либо ему пришлось выпустить или изменить в них хотя бы три строки.

Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г. В том же году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

3. Краткое учение

Методология Декарта С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос оспособе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболеедостоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частейфилософского наследия Декарта – к рассуждениям о методе. Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Ужеговорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е.чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был длянего лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила,гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональноепознание, инструментом которого служит разум. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не являетсяучить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вестисвой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свойразум». Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опытаполагает важнейшими, он формулирует следующим образом: - не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и 5 заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом; - разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; - свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом; - совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл. Первое из правил Декарта является концентрированным выражением егометодологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологическийхарактер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если тыеё не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия«достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше. Это правило также можно считать главной предпосылкой для использованияследующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются,остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинномупознанию. Следующее правило является выражением требования аналитичности. Приэтом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степениметодический характер. Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия,которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и наукинеотделимой и эффективной составной частью основных методологическихпринципов. Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённойсистематизации как познанного, так и познаваемого. Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имелиисключительное значение для развития философии и науки Нового времени.Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашуэпоху.

Учение о Боге

От философской психологии Рене Декарт переходит к учению о Боге. Он дает несколько доказательств существования высшего существа. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие.

Другое доказательство, предлагаемое Декартом, более оригинально (первое было хорошо известно в средневековой философии): в нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что

6

этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо.

Третий аргумент основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считает Рене Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а поэтому эта вера истинна, и материальный мир действительно существует.

Философия природы

Убедившись в существовании материального мира, Декарт приступает к исследованию его свойств. Главным свойством материальных вещей оказывается протяжение, которое может выступать в различных модификациях. Декарт отрицает существование пустого пространства на том основании, что везде, где есть протяжение, имеется и «протяженная вещь», res extensa. Другие качества материи мыслятся смутно и, возможно, считает Декарт, существуют только в восприятии, а в самих предметах отсутствуют.

Материя состоит из элементов огня, воздуха и земли, все различие которых состоит только в величине. Элементы не являются неделимыми и могутконцепцию дискретности материи с тезисом об отсутствии пустоты, Рене Декарт выдвигает любопытнейший тезис о нестабильности и отсутствии
определенной формы у мельчайших частиц вещества. Единственным способом передачи взаимодействий между элементами и состоящими из их смешения вещами Декарт признает соударение. Оно происходит по законам постоянства, вытекающим из неизменной сущности Бога. При отсутствии внешних воздействий вещи не меняют свое состояние и двигаются по прямой, являющейся символом постоянства. Кроме того, Декарт говорит о сохранении исходного количества движения в мире. Само движение, однако, изначально не свойственно материи, а привносится в нее Богом. Но уже одного первотолчка достаточно, чтобы из хаоса материи постепенно самостоятельно собрался правильный и гармоничный космос.

Тело и душа

Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на внешние воздействия. Испытанное воздействие передается в мозг, являющийся резервуаром «животных духов», мельчайших частиц, попадание которых в мышцы через поры, открывающиеся вследствие отклонений мозговой «шишковидной железы» (являющейся седалищем души), приводит к сокращениям

7

этих мышц. Движение тела составляется последовательностью таких сокращений. Животные лишены душ и не нуждаются в них. Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так как душа может корректировать естественные реакции тела.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

Методологический скептицизм, таким образом, образует только первую ступень. Декарт полагал, что если бы мы знали абсолютно достоверные первые принципы, то могли бы вывести из них все остальное знание. Поэтому поиск достоверного знания составляет вторую ступень его философии. Достоверность Декарт обнаруживает только в знании о своем собственном существовании: cogito, ergo sum ( «я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт рассуждает: у меня нет достоверного знания о существовании моего тела, ибо я мог бы быть животным или покинувшим тело духом, которому снится, что он человек; однако мой разум, мой опыт существуют несомненно и достоверно. Содержание мыслей или убеждений может быть ложным и даже абсурдным; однако сам факт мышления и верования достоверен. Если же я сомневаюсь в том, что мыслю, то по крайней мере достоверно то, что я сомневаюсь.

Тезис Декарта о том, что мы обладаем абсолютно достоверным знанием о существовании собственного сознания, признавался всеми мыслителями Нового времени (хотя был поднят вопрос о достоверности знания о нашем прошлом). Однако возникал трудный вопрос: можно ли быть уверенным, что все остальное, с чем мы очевидно сталкиваемся, не является простым порождением нашего ума? Порочный круг солипсизма («Я» может знать только само себя) был логически неизбежен, и мы сталкиваемся с т.н. проблемой эгоцентризма. Эта проблема становится все более значимой по мере развития философии эмпиризма и достигает кульминационного пункта в философии Канта.

Итак, продолжим: уверившись в том, что можем доверять нашим способностям, мы приходим к пониманию, что материя существует, поскольку наши идеи о ней являются ясными и отчетливыми. Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется, или перемещается, в этом пространстве. Это существенные свойства материи. Все другие ее свойства вторичны. Подобно этому, сущностью разума является мышление, а не протяжение, поэтому разум и материя совершенно различны. Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.

Дуалистическая философия сталкивается с тремя трудностями: онтологической, космологической и эпистемологической. Все они обсуждались мыслителями, которые развивали идеи Декарта. Прежде всего, познание предполагает

8

установление тождества в кажущемся разнообразии; поэтому полагание принципиально неустранимой двойственности наносило удар самому духу философии. Возникли попытки свести дуализм к монизму, т.е. отрицать одну из двух субстанций или допустить существование единой субстанции, которая бы являлась одновременно и разумом и материей. Так, окказионалисты доказывали, что поскольку разум и тело по своей сути неспособны воздействовать друг на друга, то очевидные «причины», которые мы наблюдаем в природе, являются результатом прямого вмешательства Бога. Эта позиция получила логическое завершение в системе Спинозы. Трудно считать Бога чем-то иным, нежели Верховным Разумом; поэтому либо Бог и материя остаются дихотомически разделенными, либо материя сводится к идеям самого Бога (как у Беркли). Проблема монизма и дуализма занимала центральное положение в философии 17–18 вв.

4. Влияние Декарта

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно.Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовалразвитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Онявляется творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды,посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся кобласти естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитиефранцузского, в частности механистического, материалистического,философского и естественнонаучного мышления. Европейские мыслители восприняли от него призывы к созданию философии как точной науки (Б. Спиноза), к построению метафизики на базе учения о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал и теологические споры в вопросе о возможности доказательств бытия Бога.

Огромный резонанс имело обсуждение Декартом вопроса о взаимодействии души и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др.

Заложил основы детерминистской концепции поведения. Рефлексы и "страсти души", по Декарту, представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Декарт выделял особую субстанцию - сознание - прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит.

В современной науке наряду с индуктивным методом широко применяется и метод дедукции. Суть его состоит в том, что из небольшого числа общих принципов выводятся различные частные следствия. Хотя этот метод зародился еще в Древней Греции, именно в этой книге Рене Декарт впервые обстоятельно обосновал его применительно к естествознанию. Декарт не отрицал и индукции, он прекрасно понимал огромное значение опыта как средства познания и критерия истины: «Я буду отныне продвигаться в познании природы быстрее или медленнее, в зависимости от того, насколько я буду в состоянии производить опыты. Опыт дает мне необходимый материал для исходных посылок, он же дает проверку правильности выведенных заключений».

9

5. Польза

Для педагога польза Декарта складывается из множества критерий. Он оставил после себя полезное, причём в разных областях науки. Например: в геометрии, в оптике, в астрономии и в медицине. Задал хорошее начало для дальнейшего развития этих дисциплин.

Для меня, конечно, польза из философии. Это стремление к освобождению от старых догм и построению нового, самой жизни «с чистого листа». Критерием истины считается, может быть только «естественный свет» нашего разума. Разделять любую проблему нужно на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения. Начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному. Постоянно перепроверять правильность умозаключений.

10

Список литературы:

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994

2. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Основы философии. Учебное пособие, Н. Новгород, 1998

3. Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. Минск, 1995

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М., 2001

5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2001

6. Большая советская энциклопедия

7. www.erudition.ru

11