Реферат: Система учёта экспорта и импорта в таможенной внешней торговле

Название: Система учёта экспорта и импорта в таможенной внешней торговле
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы « Система учёта экспорта и импорта в таможенной внешней торговле». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность внешнеэкономической деятельности в современной экономической жизни.

Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.

Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли, т.е. переход от государственной отчетности к использованию данных таможенного учета.

Таможенная статистика — составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Правовой основой перехода на таможенную статистику является Таможенный кодекс, который определяет цели ее ведения (обеспечение высших органов государственной власти, а также иных государственных органов информацией о состоянии внешней торговли страны, а также анализ развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом), а также механизм ведения таможенной статистики внешней торговли (сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны).

Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров — приходная часть платежного баланса).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей.

Цель курсовой работы – на основе теоретических основ статистики таможенного дела, а также изучения системы учёта внешней торговли, а также изучить систему ведения учета ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли.

Предмет исследования - система учёта внешней торговли.

Курсовая работа состоит из введения, ДВУХ глав, заключения. Изложена на страницах машинописного текста. Содержит библиографический список из 4 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Основные особенности и объект изучения таможенной статистики

Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.

Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли, т.е. переход от государственной отчетности к использованию данных таможенного учета.

Таможенная статистика — составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Правовой основой перехода на таможенную статистику является Таможенный кодекс, который определяет цели ее ведения (обеспечение высших органов государственной власти, а также иных государственных органов информацией о состоянии внешней торговли страны, а также анализ развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом), а также механизм ведения таможенной статистики внешней торговли (сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны).

Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров — приходная часть платежного баланса).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей.

Механизм ведения таможенной статистики имеет принципиально важное значение, так как определяет качественно новую основу формирования исходных данных о перемещении товаров через таможенную границу страны. Такие сведения содержатся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), подлежащих представлению российскими участниками внешнеэкономических связей на таможнях для таможенного оформления и таможенного контроля.

Обязательное декларирование участниками ВЭС на таможнях товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, введено с 1 января 1989 г., в период, когда начался переход экономики России на рыночные отношения.

Декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу страны по экспорту либо по импорту, с представлением заполненного формуляра ГТД, воспроизводящего принятый для этих же целей в международной практике так называемый Единый административный документ, закладывает качественно новую документальную основу формирования, ведения и представления таможенной статистики внешней торговли страны, так как первичные документы заполняются самими участниками ВЭС (или по их уполномочию) и предъявляются для контроля, оформления и решения вопроса о выпуске товаров.

Таможенное декларирование — один из способов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Из ГТД используются 13 показателей, которые формируют статистику внешнеторгового оборота.

В ГТД указываются сведения, необходимые для оценки и взимания импортных пошлин и налогов, сбора статистических данных и применения законов и распоряжений, за исполнение которых таможенная служба несет ответственность. Требования к информации, указываемой в ГТД, зависят от того, какой таможенный режим декларант просит применить по отношению к декларируемым товарам. Все графы ГТД заполняются для режимов «экспорт» и «выпуск для свободного обращения», поскольку к ним применяются все меры экономической политики, и таможенный контроль в этих случаях требует наиболее полной информации.

В ГТД указываются вид внешнеторговой операции, отправитель и получатель товара, валюта платежа, общая фактическая стоимость и другие данные, раскрывающие сущность товара и валютной выручки. В соответствующих графах ГТД указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД СНГ. Правильное кодирование товаров является важным источником повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли.

Важнейшим блоком в формировании таможенной статистики является стоимостная оценка экспортно-импортных операций, которая предопределяет приведение стоимостных данных к единому базису цен.

Уникальность ГТД заключается в том, что при ее заполнении используются цифровые коды классификаторов, позволяющие автоматизировать сбор данных. При их заполнении применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы.

Информация о внешней торговле за год формируется на основе обработки более 2 млн ГТД.

На основе данных, содержащихся в ГТД, можно определить распределение экспорта и импорта по странам-контрагентам, включая и страны, через которые были заключены внешнеторговые контракты и страны отгрузки товаров.

Сведения, содержащие в ГТД, обеспечивают формирование официальных публикаций по таможенной статистике внешней торговли.

1.2 Методология таможенной статистики внешней торговли

Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (в дальнейшем — Методология).

Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.).

В Методологии используются следующие основные термины:

1. Таможенная территория Российской Федерации — сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Расположенные на территории Российской Федерации свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенная граница Российской Федерации — пределы таможенной территории Российской Федерации, а также параметры свободных таможенных зон и свободных складов.

3. Товары — движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

4. Российские товары — товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.

5. Иностранные товары — товары, не указанные выше в п. 4.

6. Таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.

Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется используемыми в таможенной практике таможенными режимами. В таможенную статистику включаются товары 11 таможенных режимов из 15 (кроме режимов транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте).

Методологией прежде всего определяются объекты статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, который в значительной степени зависит от применяемой системы учета экспорта и импорта.

В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций — специальная и общая системы учета торговли.

При специальной системе учета в импорт включаются товары, предназначенные для потребления внутри страны, а в экспорт — товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в ней. Общая торговля распространяется на все коммерческие операции по ввозу и вывозу, включая в себя операции по реэкспорту.

Различие между двумя системами состоит в основном в определении момента учета этих операций: при общей системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при специальной — когда он проходит через таможенную границу страны.

Это различие имеет особый смысл для товаров, которые проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где товары находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.

Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли по специальной системе торговли (специальный импорт) только после того, как они выпущены из пределов свободных таможенных зон и свободных складов в свободное обращение.

Специальный экспорт аналогично включает товары, произведенные, добытые, выраженные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт.

Общая система при импорте таким образом учитывает весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады в момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее.

В экспорте при общей системе учета, помимо товаров, охватываемых специальным экспортом, подлежат учету товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы.

Статистическая комиссия ООН рекомендует использовать общую систему торговли.

В таможенной статистике Российской Федерации, осуществляющей учет ввоза и вывоза товаров на основании общей системы, учитываются следующие категории товаров:

импорт Российской Федерации

- товары, ввозимые для свободного обращения;

- реимпортируемые товары;

- товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;

- товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;

- товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;

- товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

- товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;

- вывозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

- иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;

- товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более;

экспорт Российской Федерации

- товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;

- товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;

- товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;

- товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

- товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;

- иностранные и российские товары, вывозимый за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;

- товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.

Не учитываются таможенной статистикой при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:

товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации;

товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;

временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;

иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;

вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;

товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

Круг учитываемых товаров в таможенной статистике должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.

Многие международные сделки носят комплексный характер и не всегда очевидно, необходимо ли учитывать в статистике внешней торговли участвующие в них товары. В целях обеспечения сопоставимости данных Методологией определяются товары:

- подлежащие включению в статистику внешней торговли;

- подлежащие исключению из нее, но рекомендованные для учета в целях составления национальных счетов и платежного баланса;

- не подлежащие учету.

В таможенной статистике учитываются не только товары, являющиеся объектом купли-продажи, а все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых запасы материальных ресурсов страны увеличились или уменьшились. При этом не требуется, чтобы это увеличение или уменьшение ресурсов было необратимым.

Таможенной статистикой не учитываются товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения, т.е. установленной предельной (нижней) границы величины стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары.

Статистическому наблюдению в Российской Федерации подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены. Не учитывается также монетарное золото, которым обмениваются национальные и международные финансовые органы или уполномоченные банки.

Немонетарное золото, т.е. золото, предназначенное для промышленного использования (для электронной промышленности, для производства украшений, для зубоврачебных целей и т.п.), включается в таможенную статистику внешней торговли.

Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.

Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки.

По этой же причине не учитываются товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию России российскими воинскими частями.

В последние годы особый интерес представляют оценка и учет неорганизованной (так называемой «челночной») торговли, которая составляет около 20% импорта страны. Наиболее распространенными странами для этого вида торговли являются Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Италия. В таможенной статистике учитывается (и заполняется ГТД) ввоз физическими лицами товаров, вес или стоимость которых превышает соответственно 200 кг или 10 000 долл. США. Ввоз физическими лицами товаров как в несопровождаемом, так и в сопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 долл. США или вес составляет более 50 кг, учитывается отдельно на основе данных, содержащихся в таможенном приходном ордере (ТПО), служащим для уплаты таможенных платежей, и не находит отражения в официальных публикациях по таможенной статистике внешней торговли.

Как было указано выше, товары, помещаемые под режим временного ввоза (вывоза), не учитываются в таможенной статистике. Киотская конвенция относит к числу таких товаров, например товары, демонстрируемые на торговых ярмарках или выставках; художественные экспозиции; коммерческие образцы; племенных животных, животных для участия в выставках или состязаниях и др.

Исключение составляют товары, временно ввозимые или вывозимые для аренды сроком на один год и более, например по сделкам на аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, самолетов, технологического оборудования и т.п.

В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Соответственно товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.

Ряд товаров, которые должны учитываться в товарообороте страны, не охватываются таможенной статистикой внешней торговли, так как они поставляются в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации.

Например, учет морских судов и летательных аппаратов, предназначенных для использования в международных перевозках, создает серьезные проблемы в отношении достижения параллельного учета в странах-контрагентах, поскольку суда и самолеты, построенные и проданные одной страной, не всегда доставляются в страну-покупатель.

Аналогично, на основании таможенных документов, нет возможности учесть рыбу и все виды морских продуктов, продаваемых с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море, а также бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.

Поскольку торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ГТД, источников информации и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.

Определение круга товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, позволяет упорядочить отбор тех грузовых таможенных деклараций, данные из которых используются для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

1.3 Показатели таможенной статистики внешней торговли

Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов, дает представление о стране происхождения и стране назначения того или иного товара, условиях поставки, ценах и т.п.

Исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт являются основными экономическими показателями, на базе которых рассчитываются средние цены, эффективность внешней торговли, сальдо внешнеторгового баланса, определяются роль и место внешней торговли в платежном балансе страны.

Учет товаров, обращающихся во внешней торговли, осуществляется посредством не только стоимостных, но и количественных показателей, что позволяет получать данные о ценах конкретных сделок или среднестатистических ценах.

В таможенной статистике используются следующие понятия и показатели: отчетный период; направление товаропотока (ввоз или вывоз); страна происхождения при ввозе; страна назначения при вывозе; статистическая стоимость; код и наименование товара; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения; характер сделки; вид таможенного режима; категория отправителя (получателя) товара; регион (республика, край, область, г. Москва и г. Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ).

Перечисленные показатели позволяют обеспечить подготовку не только периодических публикаций по таможенной статистике внешней торговли, но и проводить различного рода аналитические исследования, в частности, в области развития внешней торговли в региональном разрезе (региональная статистика), а также по категориям участников внешнеэкономических связей.

Для факторного анализа изменений стоимостных объемов экспорта/импорта таможенной статистикой исчисляется взаимосвязанная система индексов: стоимости (Jpq ), внешнеторговых цен (Jp ) и физического объема (J q ). Индексы внешней торговли исчисляются в целом по экспорту/импорту России и по укрупненным товарным группам.

Стоимостная оценка товаров в таможенной статистике. Статистические данные по экспорту и импорту в стоимостном выражении являются важнейшими экономическими показателями, на базе которых рассчитывается целый ряд абсолютных и относительных величин, характеризующих развитие внешней торговли страны.

Соотношение стоимости экспорта и импорта за определенный период образует торговый баланс страны. Баланс внешней торговли считается активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным при обратном соотношении.

Стоимость экспорта и импорта входят также в качестве важнейшей составной части в платежный баланс страны.

Статистическая стоимость должна определяться для всех товаров, подлежащих учету, независимо от того, были они объектом купли-продажи или нет.

Исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую, внешнеторговый контракт заключается с учетом коммерческих условий поставок, регламентируемых правилами по толкованию торговых терминов — Инкотермс. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. Так, один и тот же товар будет иметь одну цену на заводе-изготовителе, другую, более высокую, — в порту отправления, третью, еще более высокую, — в порту прибытия, поскольку по мере продвижения товара от производителя к потребителю к его стоимости будут прибавляться расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные расходы.

Для получения сопоставимых данных необходимо все цены привести к единому базису, принятому для всех экспортных и импортных товаров.

Коммерческими (базисными) условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Таким базисом при расчете стоимости экспорта является цена ФОБ — российский порт или ДАФ — граница Российской Федерации, а при расчете статистической стоимости импортируемых товаров фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия поставки следует привести к базе цен СИФ — российский порт или СИП — пункт назначения на границе Российской Федерации.

ФОБ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.

Во всех случаях, когда торговая сделка совершается на иных условиях по сравнению с принятыми в таможенной статистике, производится соответствующий пересчет на базисные условия.

Так, если по условию торговой сделки или контракта товары продаются на условиях СИФ — порт страны-покупателя, для пересчета цен на единый базис из цены контракта вычитают фактические расходы на перевозку, страхование товара в пути и другие издержки продавца за пределами своей страны. Например, цены на товары, купленные на условиях ФОБ страны-экспортера, пересчитываются в цены СИФ путем включения в цену расходов по транспортировке товаров на территориях других стран и страхованию.

Статистический учет экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США по курсу, определяемому ЦБ РФ на день принятия ГТД к оформлению.

Для этого величина фактурной стоимости в валюте контракта умножается на курс рубля по отношению к валюте контракта на день принятия ГТД и делится на курс рубля по отношению к доллару США. Так, если товар продан (куплен) за 200 тыс. фунтов стерлингов, то пересчет осуществляется следующим образом:

1 английский фунт стерлингов — 38 р. 30 к.

1 долл. США — 24 р. 22 к.

200 000 х 38,30 : 24,22 = 316 267,5 долл. США

Географическое распределение товарооборота. Чрезвычайно важными для анализа внешнеэкономических связей, тенденций и перспектив их развития, ориентации страны в мировой торговле являются показатели, характеризующие географическое распределение товарооборота.

Под странами-контрагентами принято понимать те страны, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот.

В международной статистике используются три основных метода определения стран-контрагентов при ввозе и вывозе товаров, которые сгруппированы следующим образом:

1) страна происхождения и страна назначения;

2) страна покупки и страна продажи;

3) страна отгрузки и страна поставки.

Большинство товаров импортируются из стран, где они производятся. Однако в ряде случаев производство, покупка и поставка товаров могут иметь место в различных странах, что затрудняет определение географического распределения товаров.

В соответствии с Методологией рекомендуется при сборе данных и анализе импорта использовать в качестве страны-контрагента страну происхождения товара, а в качестве дополнительной информации (если неизвестна страна происхождения) — страну поставки.

При экспорте в качестве страны-контрагента используется страна конечного назначения.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной* переработке.

* Критерием достаточной переработки товара в данной стране является, в частности, изменение товарной позиции по ТН ВЭД СНГ на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара.

Страна назначения — страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.

Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.

Страна поставки — страна, из которой получены товары, без каких-либо коммерческих сделок или иных операций, изменяющих юридический статус этих товаров после их отправления из этой страны.

Статистические данные в публикациях по таможенной статистике внешней торговли приводятся по унифицированным показателям, экономическое содержание и методы исчисления которых определены Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. Это создает условия для сопоставимости данных России и стран-контрагентов. Тем не менее на практике данные о взаимной торговле, рассчитанные в разных странах, зачастую не совпадают.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА УЧЕТА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2.1 Экспорт и импорт товаров

Исходными данными при формировании статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров, формы федерального государственного статистического наблюдения о вывозе товаров в государства-члены Таможенного союза, об экспорте/импорте бункерного топлива, рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, а также расчетные данные по "неорганизованной" торговле, по нефти и газу, направляемых трубопроводным транспортом.

При заполнении таможенных деклараций и форм федерального государственного статистического наблюдения по внешнеэкономической деятельности применяется методология, разработанная с учетом рекомендаций Статистической Комиссии ООН и "Руководства для пользователей по статистике внешней торговли" (Евростат, издание 3, 1990 г.), а также Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденная Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

2.2 «Общая» система учёта внешней торговли

Таможенная статистика Российской Федерации ведет учет ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы государственной территории страны или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории государства выступает его государственная граница 1.

Общая система при импорте учитывает весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады в момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее.

В экспорте при общей системе учета, помимо товаров, охватываемых специальным экспортом, подлежат учету товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы.
Статистическая комиссия ООН рекомендует использовать общую систему торговли.

В таможенной статистике Российской Федерации, осуществляющей учет ввоза и вывоза товаров на основании общей системы, учитываются следующие категории товаров:

импорт Российской Федерации

1.товары, ввозимые для свободного обращения;
2.реимпортируемые товары;
3. товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;
4. товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;
5. товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;
6. товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
7. товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;
8. вывозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;
9. иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;
10. товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более;

экспорт Российской Федерации

1. товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;
2. ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
3. товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;
4. товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;
5. товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;
6. товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
7. товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;
8. иностранные и российские товары, вывозимый за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;
9. товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.

Не учитываются таможенной статистикой при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:

-товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации;
-товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;
-временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;
-иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;
-вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

Круг учитываемых товаров в таможенной статистике должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.

2.3 «Специальная» система учёта внешней торговли

При специальной системе учета в импорт включаются товары, предназначенные для потребления внутри страны, а в экспорт — товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в ней. Общая торговля распространяется на все коммерческие операции по ввозу и вывозу, включая в себя операции по реэкспорту.

Различие между двумя системами состоит в основном в определении момента учета этих операций: при общей системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при специальной — когда он проходит через таможенную границу страны.
Это различие имеет особый смысл для товаров, которые проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где товары находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.
Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли по специальной системе торговли (специальный импорт) только после того, как они выпущены из пределов свободных таможенных зон и свободных складов в свободное обращение.

Специальный экспорт аналогично включает товары, произведенные, добытые, выраженные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт.

Специальный импорт должен включать в себя:

1. ввоз товаров иностранного происхождения для внутреннего использования на территории страны (эти товары могут поступать во внутреннее обращение как непосредственно из-за границы, так и с территорий национальных свободных зон или открытых портов);

2. ввоз товаров для переработки на территории данной страны под таможенным контролем;

3. ввоз в страну товаров, объявленных для внутреннего использования на таможенных складах страны.

Для стран, учитывающих “специальную торговлю”, главным условием для регистрации в импортной статистике становится факт ввоза для использования внутри страны, т.е. поступление в пределы таможенной территории, что сопровождается таможенной очисткой соответствующего товара.

Специальный экспорт включает в себя следующие виды поставок:

1. вывоз за границу товаров отечественного происхождения, т.е. произведенных, добытых, выращенных или переработанных в данной стране (в западной статистике эта категория поставок получила название “национального” экспорта);

2. вывоз товаров после переработки под таможенным контролем;

3. вывоз “национализированных” товаров – продуктов иностранного происхождения, находившихся в свободном обращении на территории данного государства (т.е. прошедших таможенную очистку и декларированных для внутреннего использования).

Приняв во внимание вышеперечисленные обстоятельства, Статистическая комиссия ООН рекомендовала странам применять общую систему учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Таможенная статистика внешней торговли – это сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу данной страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики; ведется с целью обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, определяемых национальным законодательством, информацией о состоянии внешней торговли страны, контроля за поступлениями в государственный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля , анализа состояния и развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом. Т.с.в.т. Российской Федерации ведется таможенными органами РФ в соответствии с Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. При этом используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в РФ. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК РФ о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной.

Основными показателями изучения статистики внешней торговли является импорт и экспорт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право. Учебник для Г 12 вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2001. – 448 с.

2. Ч–12 Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 148 с.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.

4. Статистика внешнеэкономических связей (Учеб. пособие). Автор: Мягкова Г.Г. , редактор: Александрова Л.И.