Реферат: Неформальные объединения

Название: Неформальные объединения
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.. 5

§1. О неформальных объединениях безнадзорных подростков. 5

§2. Молодежные субкультуры и объединения. 7

§3. Молодежные движения и неформальные группы.. 9

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 18

Глава 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ.. 19

§1 Неформальные молодежные группы в России и странах Европы.. 19

§2 Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России. 23

§3 Направления работы с неформалами. 35

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой темы вызвана тем, что современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Также актуальность в том, что существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений.

Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. В последнее время государство пыталось привести в жизнь федеральные законы и программы, которые помогли бы молодому поколению адаптироваться в обществе, но на современном этапе развития нашего государства экономические факторы наряду с политической обстановкой не дают возможности государству, и в том числе обществу, осуществлять все программы и федеральные законы о молодежи, а те законы и программы, которые все таки работают, не приносят позитивного результата для Росси в целом. Очевидно, что этих законов и программ не достаточно. С учетом выявленных противоречий мы формулируем тему нашего исследования: «Неформальные молодежные объединения: социально-педагогическая работа с ними».

Объектом нашего исследования являются неформальные молодежные объединения.

Предметом исследования является сущность социально педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Гипотеза - предполагалось, что имеются существенные различия в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений.

Исходя из объекта и предмета, мы определили цельнашего исследования – изучение неформальных объединений подростков и молодежи в современной России.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты неформальных молодежных объединений;

2. Изучить практическую значимость неформальных молодежных объединений;

Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в уточнении сущности неформальных молодежных объединений, выявлении их видов в описании специфики социально-педагогической работы с молодежью в современных условиях, в выявлении источников, построения социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в проведении анкетирования и его анализа, а также разработке методических рекомендаций по направлению работы с неформальными молодежными объединениями.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

§1. О неформальных объединениях безнадзорных подростков

В последние годы в нашей стране усилились социальная напряженность, умножились конфликты, возросла неустроенность, и незащищенность значительной части населения, в первую очередь детей.

Изучение проблемы в детско-молодежной среде позволило выявить ряд негативных тенденций, таких как увеличение числа социальных маргиналов, омоложение преступности и усиление ее группового характера. Получили массовое распространение такие явления, как суицид, бродяжничество, наркомания, алкоголизм, ранее выпадение из организованной социальной среды. [2]

Одним из основных проявлений социальной дезадаптации стала безнадзорность. Ей подвержены дети, окончательно не порвавшие связь с семьей, но предоставленные сами себе, не занятые учебой, трудовой или другими видами общественно полезной деятельности (либо занимающиеся незаконными заработками) и проводящие большую часть времени вне дома. По данным Министерства образования РФ, их насчитывается около 2 млн. традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое влияние на них, а на смену приходит «институт улицы и подворотни». Социализация в этом случае носит стихийный, неуправляемый характер. [5]

Подавляющая часть проблем, возникающая у таких детей, имеет корни в неблагополучии семьи. Ориентировочно проблемные семьи можно подразделить на те, для которых характерно безответное отношение к воспитанию детей, осложненное аморальным поведением и образом жизни родителей; где из-за низкой педагогической культуры родители допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми; и, наконец, семьи, в которых дети безнадзорные по разным причинам: из-за развода, разлада в семье, занятости родителей и т.п.

Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым – практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «применять» на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица. На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимаются самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей. [10]

Неформальные группы подростков – это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развития и функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, какие-либо групповые мотивы и потребности.

По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит неформальные молодежные группы на три типа: просоциальные или социально положительные; асоциальные, стоящие в стороне от социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; антисоциальные. По мнению автора, большинство изученных подростковых объединений принадлежит у социально положительным и близким к этому типу.

§2. Молодежные субкультуры и объединения

Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает все, что относится к культуре людей определенного возраста – от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40.

Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследуется, более того, она не стремится себя афишировать. Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей. [15]

В термине «молодежное объединение» обычно опускается определение «формальное», из-за чего его нередко путают с «неформальным», что ведет к неразберихе и смысловому непониманию. Между тем формальное молодежное объединение создается для молодых людей извне. Как правило, взрослые придумывают идею, цели, структуру и т.д. для этих объединений и организуют вступление в них молодежи.

Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно и представляется весьма отдаленным событием жизни.

В социальном плане это оборачивается тем, что все выше поднимающаяся планка длительности периода обязательного образования превращает его практически в бесцельное (в нашей стране в школе учится 10 лет, затем в институт 5-6 лет. Если к этому прибавить обучение между школой и институтом в колледже или профессиональном училище, обучение в аспирантуре после окончания института, а для врачей и в ординатуре, то в сумме получится не менее 20 лет. Таким образом, специалистом в современном индустриально-развитом обществе человек становится очень поздно, лет к 35.

Молодые люди образуют всевозможные неформальные объединения, или молодежные субкультуры различного характера (политического, религиозного и т.п.), но, как правило, большинство из них не имеют никакой идеологии или доктрины и могут утверждать лишь, что они просто «ищут себя». И хотя им не удается найти ни себя, ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, тем не менее, они заняты поисками способа быть самими собой, а не обладать и «потреблять», в отличие от всего большого «общества потребления», частью которого они также являются. [14]

Другой источник появления «субкультурой» молодежи безработные, а также временно, частично или случайно занятые молодые люди. Под временной работой мы имеет в виду ту, которая выполняется по временному контракту (договору); под частичной – работу с неполным рабочим днем; под случайной – работу, которая позволяет вполне трудоспособному и нередко хорошо профессионально подготовленному молодому человеку перебиваться случайными заработками. Еще один источник появления «субкультурой» молодежи – несоответствие реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу; невозможность для него найти свое место в жизни или его завышенные представления о собственных способностях и непризнание этих способностей обществом.

Молодежная субкультура возникает из потребностей молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Чтобы самоутвердится нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры. При этом ему достаточно достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослым путь навсегда закрыт.

§3. Молодежные движения и неформальные группы

Наше общество далеко неоднородно. Оно распадается на множество групп: по возрастным, половым, национальным, социальным, профессиональным и другим признакам. Постепенно каждая группа создает собственную субкультуру. Малые культурные миры принято называть субкультурами. Наиболее ярким типом является молодежная субкультура, внутренние составляющие которой плохо изучены.

Неформальные молодежные группы состоят в основном из юношей 70%, и лишь на 30% из девушек. Девушки являются членами такой группы, как правило, 2-3 месяца (реже до 6 месяцев), юноши же входят в молодежные группировки надолго и составляют «костяк» группы.

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992 в Москве их было всего около десятка, но уже через два года они вдруг сразу – в несколько недель становятся если не массовыми, то многочисленными и заметным явлением. Видимо, здесь сказались события сентября-октября 1993 г., когда Ельцин наглядно показал, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие. [4]

Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. В небольших рабочих городках, построенных обычно вокруг одного-двух крупных промышленных предприятий и испытывающих жесточайший кризис в связи с разорением этих предприятий, скинхедов не было и нет (лишь в самое последнее время появляются «первые ласточки» - как подражание столицам - и то исключительно в городах-спутниках, окружающих мегаполисы), хотя молодежные банды, конечно есть. В этих городках бедны все, там нет «новые русские», там некому завидовать.

Скинхеды, как и прочие мало-мальски идеологизированные молодежные субкультуры (хиппи, панки, байкеры, брейкеры, трешеры, «кислотники» и т.д.), пришли в Россию с Запада. Но в отличие от предыдущих молодежных субкультур (с которой у нас в стране либо боролись, либо, напротив, рекламировав или, как минимум, подробно, и широко освещались в прессе), скинхеды остаются для «взрослого» мира темой неизвестной и, позже, табуированной. Не только пресса о них старается не писать, но и отечественная академическая наука не желает их изучать.

Среди современных язычников достаточно много молодежи в возрасте 15-35лет, часто с высшим техническим образованием. И не так уж мало, особенно в крупных городах. В их квартирах могут спокойно уживаться домотканые одежды, кольчуги и волчьи шкуры с офисной мебелью, современным музыкальным центром и компьютерной системой. [1]

Древние традиционные и стилизованные народные заговоры, заклинания, молитвы, секреты народной медицины, использование паранормальных целебных свойств растений, камней и явлений пророды вообще, архаическая символика и орнаменталистика, все виды магии – от бытовой до вредоносной и любовной – все то идет в ход для создания мифологической ауры нового реконструируемого учения. Современная действительность связывает воедино древность и новейшие компьютерные технологии. С одинаковым успехом могут использоваться гадания по полету птиц, дуновению ветра, астрологические прогнозы и связь через сеть Интернет.

Можно выделить три типа неязыческих групп.

В первом молодежь как бы играет в древнюю веру, реконструируя народный быт, одежду, танец, славянские ратоборства и т.п. Во втором - любители природы. Они и экологически чистые уголки природы знают, и травами целебными вылечить могут. В третьем - национал-патриоты, участвующие в политических акциях. В начале 1990-х весьма активны были «Союз венедов». Здесь часты антиеврейские и антикавказские настроения. Хотя обычно об этом открыть не заявляется. Так, на вопрос о национализме одни язычники ответили: «Национализма у нас нет, мы живем в своей стране». А про то, как они относятся к евреям, остроумно сказали: «мы к евреям не относимся…».

Для подростков язычество с его обрядностью, мифами, магией и поединками – это таинственная игра, позволяющая уйти от техногенных реалий современности и очутится в сказке, ощутив себя ее героем. Взрослые язычники нередко наделяют себя вычурными или знаменитыми историческими именами и самыми разнообразными титулами, вплоть до «Волхва Всея Руси», что также вносит элементы игры.

Неоязычество – это из защитных реакций современного общества, оторванного от природы и родовых корней технократической цивилизации.

Общество Сторожевой Башни – одно из самых знаменитых и скандально известных религиозных движений в современном мире.

Организация Свидетелей не признает никаких праздников, будь то религиозные, государственные или семейные торжества. Празднование Рождества, Пасхи, дней рождения, именин и любых других дат и юбилеев считается языческим обычаем. Выходные дни, посвященные государственным праздникам, в Вефиле остаются рабочими. Единственное торжество, принято у Свидетелей – Вечер Поминания (Вечеря Господня). В отличие от традиционных христианских Церквей, отмечающих воскрешение Христа, собрания Свидетелей Иеговы устраивают празднование в память его смерти. [9]

Самая распространенная мера наказания у Свидетелей Иеговы – лишение общения. Ей может подвергнуться любой крещенный Свидетель за нарушение какого-нибудь запрета Организации, а также за разного рода идеологические брожения. В Вефиле утверждают, что в России наиболее серьезными грехами являются блуд, пьянство и курение. По их данным, в Москве в каждом из собраний в течение года по этим причинам отлучаются около трех человек (возможно, эти цифры не совсем точные). Если человек сам признается в грехе и искренне раскаивается, мера пресечения может быть ограничена предупреждением.

Общество Сторожевой Башни старается обеспечивать себя всем самостоятельно. В Америке оно владеет фермами, заводами, издательствами, типографиями и прочими предприятиями, работающими исключительно на нее. В России Свидетели еще не так многочисленны, чтобы обеспечивать себя самостоятельно. В настоящее время деятельность Российского Центра почти полностью финансируется Бруклином.

Организация Свидетели Иеговы существуют уже более 100 лет. Если на начальном этапе своего существования это была типичная харизматическая группа, сплоченная вокруг основателя Чарльза Рассела, то теперь она приближается к получению статуса деноминации. Вопрос о том, в каком именно момент религиозное движение из культа или секты превращается в деноминацию очень спорен.

Сквотеры – это люди, без формальных оснований занимающие пустующие помещения. До сих пор они находились в тени внимания социологов, что связано с закрытостью большинства случаев и некоторым консерватизмом наших исследователей. При этом в некоторых социальных группах практика захвата является достаточно известной и распространенной. Это, прежде всего нонкнформистская, богемная среда, «тусовочная» молодежь, кроме того, семьи мигрантов, а также бездомные.

Сквотеры не афишируют свое существование. Интервью они не дают из-за опасений привлечь к себе внимание и тем самым вызвать санкции. Относительно открыты только бывшие сквотеры. [11]

Общую модель сквота можно охарактеризовать как «тихую». Сквотеры никогда не артикулируют факт захвата, не заявляют о свих требованиях. Это отличает их от сквотеров в Германии, борющихся за свое право жить в одном доме, имеющих развитую идеологию первая причина такого различия – социальный контекст, структура возможностей. Она позволяет идти по пути наименьшего сопротивления и захватывать по-тихому.

Вторая причина «тихой» модели – в общей аполитичности субкультурной среды. Опыт показывает, что конфликтно-консенсусная схема взаимодействия с властями, напряженная борьба за свои права в перспективе выгоднее.

В современном российском обществе наблюдаются мощные процессы дезинтеграции на идеологическом и практическом уровнях. Одним из проявлений этих процессов является все большее дробление доминантной культуры на множество субкультур, вплоть до исчезновения первой. Обязанность социологии отслеживать и интерпритировать эти процессы. Именно таким образом она помогает решать обществу одну из его вечных проблем – проблему интеграции и самосознания себя в этом мире.

Главная организация натуристов в России – «Национальная федерация натуризма». Ее штаб-квартира, по месту регистрации – в Санкт-Петербурге. В состав НФН входят, а также поддерживают с НФН дружеский контакт, до 50 клубов и натур-групп по всей стране. В большинстве клубов народу числится немного - не более чем по 30 человек в каждом. Самым крупным считается питерский клуб. По официальным спискам, в него входит около 250 человек. Разумеется, эти списки достаточно условны. Кто-то может записаться, сдать взносы (обычно они не превышают 5-10 долларов в год) и после этого больше никогда не придти. Тех, кто ходит на пляж постоянно и активно участвует во всех «тусовках», как в Питере, так и в Москве, не более сотни. [13]

Субкультуры вообще, и натуризм, в частности, всегда были теми образованиями, которые возникали в противовес доминантной культуре, стремились восполнить ее пробелы и пустоты, освободиться от ее условностей, ограничений, клише и табу. С отечественным натуризмом (нудизмом) случилось так, что он из авангардной революционной субкультуры постепенно превратился в общественно приемлемое поведение и практически стал составной частью доминантной культуры.

В конце 1989г. в Москве была создана первая «Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)». Программ АСМ подчеркивала, что это «прежде всего правозащитная организация, ее основная цель – полное равноправие людей различной сексуальной ориентации». Главные задачи АСМ: борьба за отмену ст. 121.1; изменение общественного отношения (точнее, предрассудков) к сексуальным меньшинствам, с использованием для этого возможностей официальной прессы; социальная реабилитация больных СПИДом; издание газеты «Тема» и других материалов; помощь людям в поисках друзей и единомышленников, пропаганда безопасного секса и сбор информации о преследовании гомосексуалов. Формального членства АСМ не имела, присоединится мог любой человек старше 18 лет. После распада АСМ пошла через возникновений, существований и умираний различных организаций сексуальных меньшинств.

Оставаясь социально изолированной группой, лесбийское общество стремиться к внутреннему объединению, кооперации и легитимизации, открытости своего существования и своей деятельности. Однако это долгий процесс.

Летом 1994 года, когда российскую прессу обуял очередной приступ истерии по поводу того, что не сегодня к власти придут фашисты, я опубликовал в «Новой ежедневной газете» статью «Миф о «фашисткой России», вы которой объяснил, что никакой победы фашистов на днях не будет и быть, не может вот по каким причинам.

Для победы фашизма требовалось, чтобы фашистские движения выработали единую идеологию, причем эта идеология уже прошла бы стадию адаптации и стала привлекательной и понятной широким массам. Необходимо также моральная самодискредитация представительной демократии, широкое распространение в обществе милитарских идей, воинствующего национализма, элитаризма и культурного примитивизма.

Тогда в России все эти факторы отсутствовали. К 2000 году ситуация изменилась. Во-первых, стало явным сближением различных фашистских и протофашистских организаций и групп в идеологическом отношении. [14]

Во-вторых, представительная демократия в России себя катастрофически дискредитовала, слово «демократ» стало ругательством, едва ли не синонимом слова «вор»; в обществе возродился милитаризм, и «хорошим тоном» стало восхваление армии, а не критика ее; одновременно произошла реабилитация геополитики и социал-дарвинизма (к сожалению, социал-дарвинистские идеи были подняты на щит именно неолибералами, принявшимися рассказывать публично о «генах успеха», «биологической предрасположенности к предпринимательству и т.п.).

В-третьих, у фашистов появились деньги.

В-четвертых, власти стали покровительствовать фашистами.

В-пятых, в эпоху первой Чеченской войны на государственном уровне были возрождены имперская идея и великодержавный национализм, - и это очень помогло фашистам.

В-шестых, обнаружился прямой контакт армии с национал-патриотическими протофашистскими организациями – казачьими объединениями (на Юге России). Это именно тот самый классический случай, когда регулярная армия обучает, одевает и вооружает воинствующие националистические организации.

Наконец, в-седьмых, фашисты нашли свою «социальную базу»: молодежь. Это не только скинхеды или дети казаков. Состав всех праворадикальных организаций резко омолодился, численность их выросла исключительно за счет молодежи.

Предшественницей скин-движения в Англии была существовавшая в 60-е гг. молодежная субкультура Mods. Скины – это «младшие братья Mods», как заявил в интервью один из приверженцев движения. Однако в то время как Mods, которые тоже вышли из рабочей среды, пытались дистанцироваться от субкультуры своего социального слоя модной одеждой и колоритным имиджем, скины воспользовались традиционными представлениями и стилем общения, существовавшими в социальном сообществе рабочих квартолов. [8]

В своем внешнем виде они создали образ агрессора: сапоги с высокими голенищами, узкие «обшарпанные» джинсы, подтяжки поверх рубашки и «пилотная» куртка. Одежда имеет, прежде всего, функциональный характер: «сапоги с высокими голенищами – это хорошее оружие… облегающие джинсы и рубашка – удобны и прочны при драке», коротко остриженные волосы – символ скин-движения – не позволяет «вцепится в них во время борьбы». Таким образом, внешний вид скина ассоциируется с видом заключенного солдата, раба, что в своем соединении и позволяет ощущать себя членом скин-движения.

Панки же, напротив, со своими металлическими ремнями и булавками на одежде выглядели даже миловидно. Пестрая, полная фантазии прическа (в виде «гребешка») свидетельствовала об их креативности и игривости.

Отверженность и разарованность ищут скины через провокационные действия своих наиболее агрессивно настроенных «боевых» групп. В одном из интервью с представителем «воинственной» группировки скинов Моника Реймиц отмечала ненормальную ненависть ко всему чужому, не соответствующему представлениям скинов. «Они угрожают другим, когда чувствуют угрозу от них, и пытаются решить проблему насильственными действиями, идентифицируя себя с агрессорами».

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Неформальные группы подростков – это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развития и функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, какие-либо групповые мотивы и потребности.

Молодые люди образуют всевозможные неформальные объединения, или молодежные субкультуры различного характера (политического, религиозного и т.п.), но, как правило, большинство из них не имеют никакой идеологии или доктрины и могут утверждать лишь, что они просто «ищут себя». И хотя им не удается найти ни себя, ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, тем не менее, они заняты поисками способа быть самими собой, а не обладать и «потреблять», в отличие от всего большого «общества потребления», частью которого они также являются.

Наше общество далеко неоднородно. Оно распадается на множество групп: по возрастным, половым, национальным, социальным, профессиональным и другим признакам. Постепенно каждая группа создает собственную субкультуру. Малые культурные миры принято называть субкультурами. Наиболее ярким типом является молодежная субкультура, внутренние составляющие которой плохо изучены.

Неформальные молодежные группы состоят в основном из юношей 70%, и лишь на 30% из девушек. Девушки являются членами такой группы, как правило, 2-3 месяца (реже до 6 месяцев), юноши же входят в молодежные группировки надолго и составляют «костяк» группы.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

§1 Неформальные молодежные группы в России и странах Европы

Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в странах Европы, как неприятие молодежью общественных и экономических систем в их странах, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.[7]

Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно, что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.

В конце 40-х – начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с особенными прическами и одеждой. Их жесты, их язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание. Это были – битники, обитавшие в подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни.

В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.

Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого цвета кожи (неким их аналогом в современной России стали быдланы).

Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в группу Tods. Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным дням.

Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символом движения были – цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности, индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества.

Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, старомодное пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии – внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи – это своеобразный вызов современному обществу. [6]

В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией.

Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что приводило к разорению. Это была попытка создать коммуны, как протест существующему обществу. У хиппи была своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб мог вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы.

В этот период из движения хиппи отделяется группа Йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Америки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала подростков. После этого движение хиппи прекратило свое существование.

Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к проникновению в их движение идей сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.[1]

В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты как более мирные протесты обществу: движение «зеленых», группы новой демократии, группа защиты прав женщин и безработных.

В развитых странах появляются байкеры (от слова bike – мотоцикл) – молодые люди из рабочих семей, учащиеся с мотоциклами. Они носились на большой скорости, оглушали ночные города, испытывая при этом чувство свободы.

В ФРГ возникло движение фашистского толка наци рокеров.

В настоящие время массовое распространение приобрели спортивные фанаты, куда активно внедряются бритоголовые нацисты.

Группа попперов выступала против протестующего поколения отцов, предлагая не обращать внимание на отрицательное в жизни, а наслаждаться существующими благами, находить их в своем окружении.

Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя брошенным обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: ярко расписывают лица, наголо бреют голову, или делают «ирокезы»; ходят в рваной одежде с ошейниками в шипах или цепями от унитаза на шее.

Существуют так же люди, увлеченные компьютером. Они делятся на геймеров и хакеров. Геймеры – люди, профессионально занимающиеся прохождением компьютерных игр, а хакеры – люди, занимающиеся взломом различных компьютерных систем.

В последнее время огромную популярность приобрели рэпперы, рейверы и роллеры.

Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих это поиск оригинального образа жизни.[2]

В России неформальные группы молодежи появились также после ВОВ. В период перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику. Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом (А.П.Файн). Панки, металлисты, рокеры, гранжи, байкеры знают друг друга.

1) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

2) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

Причины возникновения.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения

§2 Исследование проблемы неформальных объединениях подростков и молодежи в России

В данной курсовой работе проводится сравнение и анализируется проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью рубежа 60-70-х годов прошлого века. Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни. Поэтому анализ форм досуга позволяет выявить многие тенденции развития молодого поколения.

Тема является актуальной, так как общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в прямом смысле представляет будущее страны. Вследствие её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.

Каждая возрастная группа имеет свои ценности и свою субкультуру. Однако, с другой стороны, поколение нынешних «отцов» в дни своей молодости проходило стадию «детей». Эти две ипостаси старшего поколения наложены в их сознании друг на друга и в своём влиянии на нынешнее поколение «детей» «отцы» проецируют на них и свои воспоминания о том, каково, по их мнению, должно быть «правильное» поведение молодёжи, и взгляды, выработанные у них в более позднем возрасте.

Отдельно хочу отметить, что выбранная мною тема интересна моему поколению. Родители часто сравнивают жизнь современной молодёжи, в частности, её досуг с тем, как это было во времена их молодости. Зачастую у молодёжи это вызывает раздражение, но иногда возникает интерес, как протекала молодость наших родителей.

Проблемой данного исследования является сходство и различие проведения своего свободного времени молодёжью двух поколений. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей.

Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Также интересно определить направление этих изменений и их темпы.

Объектом исследования в этой работе являлись жители города Магнитогорска, которым в настоящее время от 13 до 20 лет и от 45 до 53 лет (то есть те, кто попадал в возрастной диапазон 13-20 лет на рубеже 60-70х годов ХХ века).

Предметом исследования в данной работе являлось сравнение проведения свободного времени современной магнитогорской молодёжью и магнитогорской молодёжью рубежа 60-70х годов прошлого века, выявление структуры досуга, а также различий и сходных черт его.

Перед началом исследования была выдвинута следующая гипотеза. Предполагалось, что имеются существенные различия в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений, а именно в изменении процентного соотношения между старыми видами досуга; в появлении качественно новых видов проведения свободного времени, связанных с техническим прогрессом (например, повсеместное распространение компьютеров) и с экономическим положением (например, международный туризм, распространение видов спорта, требующих больших материальных затрат).

Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).

Базой проведённой работыявлялись данные, полученные в результате, во-первых, изучения литературы по социологии (в частности, по вопросу проведения социологических исследований) и, во-вторых, данные, полученные в результате социологического опроса, в декабре 2007 – январе 2008 года.

Остановимся на вопросе методики расчёта объёма выборочного исследования, так как в любом социологическом исследовании очень важно определить, каким должно быть число опрашиваемых. Как уже было указано в предыдущем разделе работы, по рекомендации Института социологии Российской Академии наук объём выборки должен составлять 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объём. Поэтому в проведённом исследовании был необходим провести опрос 100 представителей возраста от 13 до 20 лет и 100 представителей возраста от 45 до 53 лет. Все представители являлись жителями города Магнитогорска.

В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 13 до 20 лет являлись учащиеся школ, колледжей, техникумов и младших курсов институтов, а также работающая молодёжь. В число опрошенных респондентов возраста от 45 до 53 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.

В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения.

Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

В проведённом социологическом опросе анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.

Формулируя варианты ответов (подсказок) в закрытых и полузакрытых вопросах, я старалась соблюдать стандартные правила:

- первыми ставились наиболее вероятные ответы;

- подсказки были приблизительно равной длины;

- варианты ответов были выдержаны на одном уровне конкретности;

- в одном ответе не формулировалось несколько идей.

Вся анкета вместе с вариантами ответов была отпечатана на одной странице.

Все респонденты второй возрастной категории (то есть в возрасте от 45 до 53 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 13-20 лет.

В дальнейшем для удобства респондентов в возрасте от 13 до 20 лет будем именовать группой А, а респондентов в возрасте от 45 до 53 лет – группой Б.

Перейдём непосредственно к рассмотрению вопросов анкеты и анализу полученных ответов.

Анкета состояла из приводимых ниже вопросов, расположенных в том же порядке, в котором мы их рассмотрим.

1) «Сколько Вам лет?»

Первый вопрос о возрасте респондентов подтвердил, что все они принадлежат к тем возрастным категориям, среди которых проводился опрос.

2) «Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете каждый день?» Ответы респондентов группы А распределились следующим образом:

менее 2 часов – 15 % ;

от 2 до 3 часов – 46 % ;

от 4 до 6 часов – 33 % ;

более 6 часов - 6 % .

Ответы респондентов группы Б распределились следующим образом:

менее 2 часов – 5 % ;

от 2 до 3 часов – 30 % ;

от 4 до 6 часов – 49 % ;

более 6 часов - 16% .

Количество свободного времени у современной молодёжи (группа А) не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи рубежа 60-70х годов (группы Б). Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению, что, вероятно, связано с тем, что представители группы А занимаются на всевозможных курсах, иногда подрабатывают (даже при дневной форме обучения), некоторые сами зарабатывают на платное обучение

3) «Где Вы предпочитаете проводить свободное время?

А) дома;

Б) на улице;

В) в гостях;

Г) другое.»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Представители группы А свободное время предпочитают проводить:

- дома - 50 %;

- на улице – 27 %;

- в гостях – 16 %;

- другое – 19 %.

В качестве «другого» чаще всего указывалось посещение компьютерных клубов, кинотеатров, дискотек.

Представители группы Б свободное время проводили:

- дома – 31 %;

- на улице – 46 %;

- в гостях – 19 %;

- другое – 17 %.

В качестве другого чаще всего указывалось посещение кинотеатров.

Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Это, во-первых, может быть объяснено тем, что досуг дома в настоящее время можно проводить более разнообразно (компьютер, телевизор с большим количеством программ, видео и т.д.). Во-вторых, изменились жилищные условия (практически исчезли коммунальные квартиры, большинство молодых людей имеют отдельную комнату).

Молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовому волейболу и футболу, массовому катанию на катках постепенно приходят ролики, скейтборд, сноуборд.

4) «Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете чаще всего?

А) кино;

Б) театр;

В) концерты;

Г) дискотеки \ танцы;

Д) другое.

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Респонденты группы А дали следующие ответы:

- кино – 51 % ;

- театр – 14 % ;

- концерты – 10 % ;

- дискотеки – 15 % ;

- другое – 10 % ;

В качестве «другого» указывалось посещение клубов, выставок.

Респонденты группы Б дали ответы:

- кино – 92 %;

- театр – 3 %;

- концерты – 3 %;

- танцы – 1 %;

- другое – 1 %.

В качестве «другого» были указаны выставки.

Так как разрешалось ответить только единственным образом, то ответ фиксировал только лидирующий вид досуга.

Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время популярность кинотеатров опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё 8-10 лет назад).

Проведение досуга в форме посещения концертов стало в настоящее время заметно более распространённым, чем у предшествующего поколения. Одним из возможных объяснений этого факта может быть следующее. В 60-70х годах прошлого века массовые зрелищные мероприятия испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны властей. Это сужало возможности молодёжи слушать и смотреть то, что соответствовало её желанию. В связи с этим в те годы пользовались особой популярностью магнитофонные записи ряда представителей неформальной музыкальной культуры. Из отечественных – «Машина времени», Высоцкий и др.; из зарубежных – «TheBeatles», «TheRollingStones» и другие. В настоящее время отсутствие каких-либо преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга. Этими же причинами можно объяснить проявление большего интереса к театральному искусству.

Большое место в жизни современной молодёжи занимает посещение компьютерных клубов и дискотек, аналогов которым практически не было у предыдущего поколения.

5) «Какой стиль музыки Вы предпочитаете?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Основные музыкальные пристрастия группы А распределились следующим образом:

- рок – 51 %;

- поп-музыка – 22 %;

- рэп – 10 %;

- альтернатива – 9 %;

- классическая музыка – 7 %;

- фольклорная музыка – 5 %;

- другое – 23 %.

Ответы представителей группы Б таковы:

- популярные группы («TheBeatles» и др.) – 69 %;

- эстрадная музыка – 54 %;

- классическая музыка – 7 %;

- фольклорная музыка – 2 %.

Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны, поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала достаточно высокими музыкальными и литературными качествами). На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 22 %, полученные поп музыкой.

6) «Какие игры Вам больше нравятся?

А) логические;

Б) подвижные;

В) другое».

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Ответы респондентов группы А:

- логические игры (в том числе компьютерные) – 47 %;

- подвижные игры – 51 %;

- другое – 2 %.

Ответы респондентов группы Б:

- логические игры (шахматы, настольные игры) – 30 %;

- подвижные игры – 68 %;

- другое – 2 %.

Результаты опроса показали, что интерес к логическим играм возрос в связи с появлением и широким распространением компьютерных игр и увлечения ими большого процента молодёжи.

7) «Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

А) занимаюсь регулярно;

Б) занимаюсь иногда;

В) совсем не занимаюсь».

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Ответы группы А:

- занимаюсь регулярно – 39 %;

- занимаюсь иногда – 49 %;

- совсем не занимаюсь – 12 %.

Ответы группы Б:

- занимаюсь регулярно – 41%;

- занимаюсь иногда – 52 %;

- совсем не занимаюсь – 7 %.

Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций практически не существует, возникли многочисленные платные секции, в том числе в новых видах спорта, обеспечивающие эту потребность молодёжи. По результатам дополнительных вопросов, не вошедших в анкету, можно сделать вывод, что девушки нынешнего поколения также активно занимаются спортом (аэробикой, шейпингом). Это явление является новым. В предыдущем поколении количество девушек, занимающихся спортом, было значительно ниже.

8) «Любите ли Вы читать?

А) не люблю;

Б) люблю (что именно)».

Допускалось указывать более 1 ответа.

В группе А ответили «не люблю» 29 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных представителей этой группы разделились следующим образом:

- научная фантастика – 65 %;

- периодика – 40 %;

- детективы – 37 %;

- любовные романы – 23 %;

- другое – 28 %.

В качестве «другого» чаще всего указывалась проза русских и зарубежных писателей, научно-популярная литература, поэзия.

В группе Б ответили «не люблю» 15 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных были такие:

- приключенческие романы – 48 %;

- классические произведения – 43 %;

- исторические романы –36 %;

- книги про войну – 27 %;

- другое – 21 %.

В качестве другого были указаны книги советских писателей, поэзия, научно-популярная литература.

Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению (71 % против 85 %), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.

9) «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?»

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час.

Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.

10) «Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Интерес к телевизионным программам в группе А распределяется следующим образом:

- зарубежные кинофильмы – 56 %;

- музыкальные передачи – 47 %;

- спортивные передачи – 45 %;

- сериалы – 27 %;

- другое – 21 %.

В качестве «другого» указывались игровые программы, информационные программы, отечественные художественные фильмы.

В группе Б интересы распределялись таким образом:

- отечественные художественные фильмы – 71 %;

- развлекательные передачи – 43 %;

- спортивные передачи – 41 %;

научно-популярные программы – 19 %.

Различия в ответах респондентов в группах А и Б частично обусловлено тем, что в 60-70х годах телевизионная программа весьма ограничивала возможный выбор.

Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль кинопродукции Голливуда, весьма часто пропагандирующей насилие как способ решения всех проблем, а также осуществляющей мировую культурную экспансию США.

11) «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Ответы респондентов группы А разделились следующим образом:

на даче – 70 %;

на море – 42 %;

за рубежом – 39 %;

в Магнитогорске – 25 %;

в лагере – 15 %.

Ответы респондентов группы Б:

в лагере – 85 %;

в деревне – 56 %;

на море – 24 %;

в Магнитогорске – 11 %.

Из ответов, опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов мало и постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %.

С другой стороны изменившееся материальное положение многих магнитогорцев и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах.

Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.

Проведённое социологическое исследование позволило сравнить проведение досуга современной молодёжью и молодёжью 60-70х годов.

§3 Направления работы с неформалами

В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами.

Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.

Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Ведь молодежь тянется к тому, что «нельзя», ажиотаж и запреты порождают проявления эксцентричности.

Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолен «образ врага», формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание молодежи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причесок, атрибутов, увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага» складывается и у некоторых членов групп по отношению к представителям правоохранительных органов и педагогам. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах, волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия.

Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:

- переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);

- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.

При разработке рекомендаций по профилактике поведения «неформалов» нельзя не сказать об организации свободного времени подростка.

Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:

1 этап – организационный(сентябрь-октябрь):

· выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;

· создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

· определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;

· анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

2 этап - непосредственная организация внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель).

3 этап- подведение итогов(май):

· творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);

· соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Тема является актуальной, так как общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в прямом смысле представляет будущее страны. Вследствие её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.

Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

В проведённом социологическом опросе анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.

Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.

Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С.Овчинский).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе анализа сущности неформальных молодежных объединений мы выяснили, что неформальные молодежные объединения разнообразны и многочисленны. Направленность их тоже различна и зависит от целей, задач, идей самого движения. Также нам стало ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность чем-либо, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума. Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.

В современных условиях, когда молодежная политика осталась на периферии государственных интересов, когда большинство законов, программ о молодежи или не работают совсем или не приносят желаемого результата, тогда начинает работать специалист по социальной работе. В специфике работы с молодежью нет четких рекомендаций, концепций, форм работы и поэтому специалист по социальной работе должен сам организовывать свою работу, формулировать для себя структуру и ход работы. Поэтому в современных условиях работа с молодежью является одним из сложнейших направлений работы специалиста по социальной работе, так как в этой работе должна быть связь со многими людьми, организациями, учреждениями, то есть это все то, что поможет молодежи интегрироваться в социум.

Анализ проведенной работы по разработке методических рекомендаций для построения социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что проблемой неформальных молодежных объединений занимаются уже сравнительно давно, но не в России, а в западных странах: Германии, Нидерландах, США… Опыт зарубежных ученых, а также опыт отечественных исследователей показывает насколько трудно дать рекомендаций по тому или иному движению. И для работы с «неформалами» - это разобщение группы; ее переориентация; пропагандирование и агитация просоциальных движений.

На основе опыта, взглядов и идей как зарубежных, так и отечественных исследователей мы разработали свою систему методических рекомендаций, которая основана на диагностических данных, то есть в ходе нашего исследования были проведены тестирование, анкетирование, беседа, а также наблюдение, анализ результатов нашего диагностического исследования дает нам возможность утверждать, что проведение различных методик, тестов, бесед дает свой позитивный результат, как для исследователя, так и для исследуемых. Мы утверждаем, что в некоторых случаях после проведения данных методик коррекционная работа специалиста по социальной работе будет, не так необходима, как работа профилактического характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 2007.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы, кто есть кто? Просвещение, 2004.

3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контур культуры. М., Наука, 2000.

4. Дети группы риска. С.-Петербург, издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

5. Журнал «Классный руководитель», № 6, 2005

6. Журнал «Классный руководитель», № 5, 2001

7. Журнал ShkolaPress / Воспитание школьников/ № 3, 2003

8. Клочкова Л. Детское движение в России: программы и опыт. // Воспитание школьников 2002, № 5-6.

9. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Ленинград, 2002.

10. Невский И.А. Психологический анализ причин участия школьников в различных неформальных самодеятельных группах и объединениях. // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 2006 г.

11. Овчинский В.С. Нетрадиционные группы молодежи: отклоняющееся поведение и его профилактика. //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 2006.

12. Собкин В.С. Подросток в политике. М., 2001.

13. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Минск, 2002.

14.Чепурных Е., Рожков М. Детские организации: шаг в будущее. // Воспитание школьников. 2003, №2.

15. Школьник Г.И. Будущему учителю о проблемах педагогики. 2006 г.