Дипломная работа: Реконструкция архитектурно-строительных чертежей и выполнение макета утраченного особняка Шишкин

Название: Реконструкция архитектурно-строительных чертежей и выполнение макета утраченного особняка Шишкин
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа

Министерство просвещения Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Художественно-графический факультет

Дипломная работа

по теме:

«Реконструкция

архитектурно-строительных чертежей и выполнение макета

утраченного особняка Шишкина

города Златоуста»

/Методическая разработка/

Дипломники: Котыхова М.В.

Федулова О.В.

Руководители: Мустаева В.А.

Мишуковская Ю.И.

Рецензент: Ряхов С.А.

Магнитогорск – Златоуст

2004 г.

Содержание

I Введение 4
II Основная часть
1 Историческое развитие архитектуры XIX века 6
2 Архитектура города Златоуста 11
3 Строительное черчение (теория) 16
– Стадии проектирования 17
– Фасады и разрезы здания. Общие сведения 17
– Наименование и маркировка строительных чертежей 19

– Наименование и марка отдельных комплектов рабочих

чертежей

20
– Масштабы строительных чертежей 21
– Конструктивные элементы и схемы зданий 22
– Координационные оси и нанесение размеров на чертежах 25
– Нанесение размеров 26
– Выноски и ссылки на строительных чертежах 28
– Планы, разрезы и фасады зданий 29
– Условное обозначение окон и дверей 31
– Чертежи планов зданий 32
– Планы зданий 32
– Чертежи разрезов зданий 33
– Построение и вычерчивание разреза 35
– Построение разреза по лестнице 35
– Чертежи фасадов зданий 36
– Последовательность вычерчивания фасада 37
– Стены из кирпича и легкобетонных камней 37
4 Конспекты уроков 38
5 Описание графической документации 54
6 Описание макета 56
III Заключение 57
IV Список литературы 59

Введение

По школьной программе на раздел строительного черчения отводится мало времени, три урока и для более полного изучения строительного черчения пароводятся факультативные занятия. Поэтому для помощи педагогам в подготовке факультативных занятий выполнена данная дипломная работа по теме: «Методическая разработка по архитектурно-строительному черчению на примере исчезнувшего архитектурного памятника города Златоуста, особняка Шишкина», которую можно использовать на уроках строительного черчения.

Цель дипломной работы: выполнить методическую разработку по архитектурно-строительному черчению для учителей средних школ.

Задачи:

– подбор и анализ специальной методической справочной литературы;

– выбор памятника архитектуры города Златоуста. Знакомство с историей его возникновения и строительства;

– составление блока конспектов уроков по архитектурно-строительному черчению (три урока);

– разработка практической части к блоку уроков;

– разработка таблиц архитектурно-строительных чертежей к блоку уроков;

– выполнение макета особняка Шишкина.

Актуальность работы в том, что на стыке веков, особенно в данное время. очень мало внимания обращается на то, чтобы сохранить, воссоздать и реконструировать памятники архитектуры, так как они являются отражением отношения человека к среде его обитания. Формирование представлений об архитектурном облике города Златоуста 1840-1910гг. на примере особняка Шишкина, как части духовной культуры провинциальных городов с отражением местных и национальных традиций. Приобщение учащихся к ценностям архитектурных памятников города Златоуста прошлого века.

Дипломная работа состоит из:

1) пояснительной записки с приложением и блоком конспектов уроков по архитектурно-строительному черчению;

2) иллюстративного материала;

3) таблиц архитектурно-строительных чертежей к архитектурному памятнику города Златоуста особняку Шишкина;

4) макета архитектурного памятника города Златоуста особняка купца Шишкина.

1.1 Историческое развитие архитектуры XIX века

Во второй половине XIX века особенно сложным и противоречивым оказалось развитие архитектуры. Это время можно назвать переходным в истории русской архитектуры XIX столетия.

В 30-50-е годы в русской архитектуре формируются новые черты, которым предстояло развиться во второй половине XIX столетия.

С 1830-х годов в русской архитектуре, так же как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель – обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы.

Причину изменений в области отечественной архитектуры следует искать в социально-исторической обстановке первой половины XIX века, характеризовавшейся углубляющимся кризисом крепостнической системы, усилением реакции в политической жизни России и одновременным ростом революционного движения. В недрах дворянской империи зрели новые капиталистические отношения.

Ретроспектизм распространился в силу ряда причин. Существенное значение имело то, что он позволял принимать более гибкие и разнообразные композиционные решения при проектировании многочисленных новых типов зданий, вызванных к жизни капиталистическими условиями развития. В этом смысле поворот к эклектизму явился как бы реакцией на догматические принципы классицизма, на утвердившиеся в нем «каноны» планов сооружений.

На смену русскому классицизму, постепенно теряющему историческую почву, приходит новое направление, именуемое «историзмом», или «эклектикой». Термин «эклектика» в данном случае употребляется не как оценочный, негативный, а как конкретно-исторический, обозначающий особенности архитектуры определенного периода – периода развития капитализма в России второй половины XIX столетия.

Русская архитектура периода ретроспектизма-эклектизма расчленена на три этапа: первый, примерно с 1830-х до 1860-хгодов – период реформ. Россия вступила в пределы капиталистической формации. 1830 – 1850 годы – ранний этап развития эклектики, следующей непосредственно за классицизмом и утверждающий себя в борьбе с ним.

Именно в это время происходит зарождение новых художественных и функциональных закономерностей архитектуры.

Обстоятельством, оказавшим в большей мере решающее воздействие на формирование эклектического направления в архитектуре, было влияние идей романтизма, получивших в это время широкое распространение в русской культуре. Историзм мышления как специфическая особенность породил стремление к исторически достоверному воссозданию прошлого. В середине XIX века возникает стремление к почти научной точности восприятия древних образцов. В 30-40-х годах в архитектурную практику входит опыт исторической науки, в частности археологии.

В отличие от классицизма, ориентированного на античность, эклектика признавала равноправие самых различных эпох истории архитектуры с точки зрения их использования как источников творческих идей.

В это время работали мастера, получившие воспитание в классической школе, и произведения их носят компромиссных характер. Черты эклектизма проявляются далеко не в полной мере. Первым из вошедших в моду стилей была готика, отдельные проявления ее относятся ко второй половине 1820-х годов, значительное распространение она получает в интерьере, меблировке, отчасти в изделиях прикладного искусства.

Наибольший отзвук получают готические и русско-византийские мотивы. Русско-византийский стиль может служить примером той внутренней сложности и противоречивости, которые были свойственны эпохе эклектики. В самой основе интереса архитектурной традиции лежали глубинные процессы – процессы осмысления передовыми общественными силами дальнейших исторических судеб России; однако не менее отчетливы в разработке «национального» стиля архитекторами середины столетия и элементы, воплощающие официозное понимание национального и народного. Аналогичные противоречия можно усмотреть и в «готике». Увлечение готикой идет синхронно с подобными же тенденциями в архитектуре.

В 1830-х годах появляется стиль неокрен, ориентирующий на области античного искусства.

В 1840-х годах в русскую архитектуру приходит итальянский Ренессанс, а вслед за ним - барокко, в основном его поздней стадии – рококо.

В архитектурных постройках по внешней и внутренней композиции, по конструктивной разработке это вполне современное, по отношению ко второй четверти XIX века. Фасады и интерьеры оформляются частично древнерусского, отчасти ренессансного и иного происхождения. Но сделано умело, очень профессионально и тактично.

Второй начался с 1860 и продолжался до середины 1890-х годов – времени промышленного подъема.

Дальнейшее развитие капитализма проявлялось в увеличении числа промышленных предприятий – фабрик и заводов, в строительстве складских сооружений, железных дорог, портов. В городах умножается количество так называемых доходных многоэтажных жилых домов с узкими колодцеобразными дворами, с кварталами, рассчитанными на различные слои населения. Строятся здания банков, кредитных и акционерных обществ, специальных учебных заведений, торговых пассажей, больших универсальных магазинов, вокзалов. Количество сооружений резко возрастает, но качество их архитектурных решений снижается. Наблюдаются хаотичность городской застройки и крайняя запущенность рабочих окраин, сбивчивая планировка которых контрастирует с городским центром.

Ансамблевые принципы застройки утрачиваются, архитекторы не имели возможности в полной мере раскрыть свои дарования. Они выполняют лишь отдельные заказы частных лиц, промышленных и коммерческих организаций, совершенно не заинтересованных в том, чтобы решать задачи градостроительного порядка – архитектурное единство улиц и площадей. В большинстве случаев облик фасадов зданий, так же как и внутренней отделки помещений, выбор тех или иных пригодных для этого стилей определялись заказчиком, его вкусами и материальными возможностями.

Характерной чертой архитектуры эпохи эклектики, определяемой историческими особенностями времени, ознаменованного развитием буржуазных элементов в общественной жизни, явилось тяготение к соразмерности с потребностями частного человека; в ней нарастают черты интимности.

Изменения, происходящие в общественной жизни и в архитектуре, сказались и на внутреннем решении зданий. В это время возрастает строительство жилых домов квартирного типа с 3-х, 4-х, 5-этажной структурой. Горожане средних и высших слоев стремятся к уюту и комфорту в быту. В особняках и квартирах увеличивается число комнат внутреннего семейного обихода и дифференцируются их функции.

Развитие промышленности, капиталистических форм общественной жизни поставило перед архитектурой ряд совершенно новых задач. К жизни были вызваны типы общественных сооружений, связанных с железнодорожным транспортом, промышленностью, новые решения торговых и административных зданий.

Одним из определяющих обстоятельств в процессе становления архитектуры эклектизма явилось развитие инженерной мысли, использование достижений техники своего времени. Это открыло возможности для воплощения самых смелых и необычных архитектурных идей.

Практика строительства обогащается новыми материалами (чугун, железо, облегченные «горшковые» своды и другое). Их начинают применять в крупных, сложных по конструкциям сооружениях.

Рост металлургической промышленности обеспечивает выполнение новых инженерных конструкций. Методы расчета конструкций стали более совершенны. Специальные технические учебные заведения, созданные в это время, стали выпускать специалистов-инженеров. Начали издаваться книги строительно-технического содержания, в которых основное внимание уделялось статистическому расчету сооружений и производству работ.

Характерно для того времени, что архитектурные формы и конструкции в ряде случаев перестают соответствовать друг другу. Значительно усложнившиеся конструктивные элементы, примененные в крупных сооружениях, часто обособляются от архитектурно-декоративных частей и скрываются от зрителя (особенно ясно это проявляется в архитектуре перекрытий).

В строительной практике начинает ощущаться разрыв архитектуры и инженерии. Часто тот или иной стиль воспринимается как сумма внешних порой второстепенных признаков; иногда сооружение оказывается перегруженным декоративными элементами, приобретающими самодовлеющий характер, отчего архитектура утрачивает свои пластические качества.

Третий период доходит до момента Великой Октябрьской социалистической революции.

1.2 Архитектура города Златоуста

Архитектура провинциальных городов в 1840-1910 годы, непосредственно предшествующих советскому зодчеству, долго оставалась в тени, и к ней не было проявлено должного внимания. Ее историческое значение недооценивалось и она сравнительно с другими периодами остается до сих пор наименее исследованной.

Архитектура провинции имеет свои характерные особенности. Например, в других условиях и масштабах, чем в столицах, своеобразно, нередко со значительным отражением местных традиций, проводилась застройка городов, формировались новые типы зданий, складывались художественные направления. Сохранившаяся в нашей стране историческая застройка городов более чем на 60% состоит из зданий, выстроенных в рассматриваемый период. Эти сооружения в значительной степени и ныне определяют облик центральных районов многих городов.

Златоуст основан в 1754 г. как центр развивающейся горнозаводской промышленности. Чтобы взглянуть на Златоуст с высоты, достаточно подняться на какую-нибудь гору, лучше всего на Косотур. Остановиться у вздыбленных плит, похожих на хребет фантастического динозавра, отсюда открывается удивительная панорама города. Прямоугольная в плане крепость, расположившаяся на обоих берегах реки Ай, стала первоначальным ядром города. Внутри крепости находились завод, здание горной канцелярии, гостиный двор, церковь, жилые дома, с другой стороны искрился пруд. Между ними плотина. От нее начинается площадь, откуда ведут дороги в разных направлениях: вверх по бывшей улице Большая Аптечная на Уфу, направо к металлургическому заводу и далее в Кусу и Сатку, назад берегом пруда к вокзалу. Нынешняя площадь III Интернационала осталась практически неизменной. Здесь почти все, как было в далекие времена. Заводские здания и купеческие дома строго расположены по красной линии, им присущ единый стиль. Постепенно вокруг крепости появились новые кварталы и улицы, послужившие основой регулярной планировки города.

План Златоуста 1829 г. представлял собой регулярную сетку кварталов, группировавшихся вокруг завода и пруда. В плане конца XIX века предусматривалось расширение города с учетом развития его регулярной планировочной структуры, а также укрупнение кварталов. Сходный характер регулярной системы планировки прослеживается и на плане города начала ХХ века.

До второй половины XIXвека Златоуст был чем-то средним между городом и заводом. Передача его из горного ведомства, организованного на военных началах, в гражданское произошла в 1860 г., после чего в городе сильно активизировалось частное строительство. По улице Большой Аптечной было возведено несколько каменных гостиных рядов. В жилой застройке Златоуста преобладали особняки и доходные жилые дома. Однако большинство домов было небольшого размера, нередко с торговыми помещениями на первом этаже. При многих домах Златоуста находились наряду с обычными хозяйственными подсобными постройками и производственные, что характерно для уральских городов, так как нередко такие дома принадлежали владельцам небольших мастерских.

Общественные сооружения Златоуста, например, Горное управление, Горное училище, Земская управа, Городское управление, банки коммерческий и промышленный и т.п., были созданы в связи с развитием промышленности города. В 1874 году было учреждено городское общественное управление – городская дума и исполнительный орган – городская управа. В 1875 году создано первое Земское собрание и исполнительный орган собрание Земская управа. Именно с этого времени все постройки производились под присмотром городских Архитекторов, полицмейстера и с разрешения горного начальника, по установленным, утвержденным образцам.

Стилевая направленность архитектуры Златоуста имеет сходные черты с архитектурой других городов Урала, обусловленные общими истоками и влиянием традиций так называемой уральской архитектурной школой.

Архитектура Златоуста 40-х годов XIX века – начала ХХ века испытала сильное влияние традиций классицизма. Однако, в отличие от городов центральных районов России, на Урале классицизм получил более рационалистический характер.

В значительной степени сказался в архитектурном облике Златоуста и общий производственный характер города, имевшего множество заводских сооружений. В 1910 г. в Златоусте действовало 30 частных промышленных предприятий: 4 кожевенных, 4 мыловарни, 2 клееваренных завода, 6 кирпичных, 2 пивоваренных завода, 3 лесопильни, 1 спичечный и 8 кузниц. Многие гражданские здания приобрели в известной мере вид промышленных сооружений: простые кирпичные неоштукатуренные гладкие стены со скупыми декоративными деталями, как правило, без наличников; тяги и карнизы, выложенные из кирпича, - как один из основных мотивов обработки фасадов и т.д. Следует сказать и об особенностях становления и последовательности развития стилевых направлений архитектуры Златоуста сравнительно со столичными городами. Здесь наблюдается более длительная, чем в столицах, устойчивость и запоздалая инерция в развитии классицизма. И в целом проявление стилизаторства и эклектического стилизаторства в Златоусте происходит в 1840-е – 1850-е годы.

К этому периоду и относится Особняк купца третьей гильдии Шишкина. Здание построено по индивидуальному проекту. К сожалению, данные об авторе проекта отсутствуют. Сам особняк построен в 1861 году. В то время в роли основных заказчиков являлись состоятельные буржуа, заводчики, купцы. Каждый стремился построить дом не хуже, чем у соседа, поэтому много внимания уделялось фасадам домов и декору. Одним из выразительных средств архитектурного декора стал металл. Большое внимание архитекторы уделяли декору балконов, оград, ворот, кронштейнов. Дома украшались лепными орнаментами и различной формы руст.

Особняк гармонично вписывается в облик центральной улицы города. Жилые дома в этой части были почти повсеместно небольшие. Планировка выполнялась по типу особняков с экономным, компактным расположением комнат и подсобных помещений. В особняке проживал купец Иван Афанасьевич со всей своей многочисленной семьей. Старший сын Василий Иванович перенял отцовское дело после смерти отца. Промышленностью Шишкины не занимались, они имели 4 магазина в каменных гостиных рядах на Большой Аптечной и несколько лавочек в округе. После смерти мужа торговое дело вела жена Пелагея Ильинична. Купцы Шишкины активно участвовали в политической жизни Златоуста. И Пелагея Ильинична, как женщина, не имевшая входа в городскую думу, влияла на вынесенные думой решения через доверенных лиц. Позже, в 1894 г. сын Михаил Васильевич был избран делегатом в городскую думу. В 1918 году особняк национализировали, но потомки Шишкиных участвовали в потребительском обществе. Позже после революции следы Шишкиных теряются совсем.

Главный фасад здания, как и боковой, отличается красивым декором. Первый этаж отделан имитацией рустики. Окна первого этажа с наличниками. Окна второго этажа украшены сандриками. И между сандриками и наличниками выполнены рельефные орнаментальные лепные украшения. Между окнами второго этажа в простенках фигурные рельефные украшения. Между двумя промежуточными карнизами, разделяющими первый и второй этаж, орнаментальные украшения. Стены главного и бокового фасада по первому этаже для создания впечатления массивности здания отделаны рустом. Кронштейны и ограждения балкона выполнены из ажурных кованых решеток. Над венчающим здание карнизом расположен аттик с лепными орнаментальными украшениями.

Несмотря на богатое убранство главного и бокового фасадов, дворовые фасады не имеют никаких украшений. Интересно и то, что для слуг места в доме не было и жили они во дворе, где были предусмотрены для них хозяйственные помещения. Следует отметить, что построенный в 1861 году в период эклектизма и стилизаторства Особняк Шишкина, ныне несуществующий, был ярким памятником своего времени, в нем сочетался стиль эклектики с элементами рококо. Необходимо сказать так же, что резких разделений между стилистическими направлениями в Златоусте не было, стили сосуществуют и плавно переходят один в другой, нет резкого разрыва с классицизмом в период эклектизма.

1.3 Строительное черчение

Мы все являемся свидетелями постоянного изменения облика города
и села, роста промышленных предприятий. Все виды строительства в
нашей стране ведутся по плану, по ранее разработанной на научной основе
и утверждённой государственными органами технической документации.

Главными техническими документами в строительстве, как и
машиностроении, являются чертежи. Строительные чертежи выполняют
по общепринятым в техническом черчении правилам, но они имеют и
некоторые свои особенности.

Строительными называются чертежи, на которых изображают
строительные объекты: здания, мосты, эстакады, тоннели, дороги,
гидротехнические сооружения и т. д., а также отдельные элементы
указанных объектов.

Строительные чертежи отличаются большим разнообразием.
Содержание строительных чертежей, их оформление, применяемые
масштабы, условные изображения и обозначение зависит от вида
строительных объектов, изображаемых на чертежах.

В зависимости от изображаемых на строительных чертежах
объектов условимся называть:

– архитектурно-строительными — чертежи, по которым ведётся строительство жилых, общественных и производственных зданий;

– инженерно-строительными — чертежи различных инженерных
сооружений (мостов, железных и шоссейных дорог, гидротехнических
сооружений, тоннелей, эстакад, градирен, резервуаров и т.д.) и
строительных конструкций из бетона, железобетона, грунта, металла,
пластмасс, дерева и других материалов;

– топографическими — чертежи земной поверхности, изображающие рельеф местности, ситуацию (водоёмы, насаждения, строение, дороги и т. д.).

1.3.1 Стадии проектирования

Содержание и оформление чертежей зависит от стадии
проектирования.

Проектирование зданий и сооружений может производиться в две
стадии:

– проектное здание;

– рабочие чертежи.

В состав проектного здания входят чертежи планов, фасадов,
разрезов зданий, генеральные планы и т. п. без детальной проработки
конструкций и деталей. Сюда включается также сметно-финансовый
расчёт, определяющий примерную стоимость сооружения; приводятся и
другие технико-экономические показатели. Проектное здание
представляется в утвержденную инстанцию с целью одобрения для
дальнейшей разработки. Рабочие чертежи разрабатываются на основе утверждённого
проектного задания.

По рабочим чертежам изготавливают отдельные конструктивные
элементы и изделия на заводах строительной индустрии и ведётся
строительство сооружений. Поэтому рабочие чертежи должны содержать
все необходимые сведения для производства строительных деталей и их
монтажа на стройке.

1.3.2 Фасады, разрезы здания. Общие сведения.

Изображение зданий на строительных чертежах имеют свои
названия: вид на здание спереди, с улицы называется главным фасадом,
вид сзади — дворовым фасадом, вид слева и справа — боковыми или
торцовыми фасадами, а вид на здание сверху называется планом крыши.

Фасады здания и план крыши дают представление только о внешнем
виде здания. Для ознакомления с расположением и размерами помещений внутри здания, с основными строительными конструкциями, с
размещением санитарно-технического и технического оборудования
служат планы и разрезы здания.

План здания называется разрез его горизонтальной секущей
плоскостью по оконным и дверным проёмам. Так, если мысленно рассечь
здание горизонтальной плоскостью по оконным и дверным проёмам,
отбросить верхнюю часть его, а оставшуюся нижнюю часть спроецировать
на горизонтальную плоскость проекций, то это проекция и будет планом
здания.

Для получения планов второго, третьего и других этажей в
многоэтажном здании горизонтальные секущие плоскости проводят по
оконным и дверным проёмам соответствующих этажей. Подобным же
образом получают и другие планы, например, план балок перекрытия
первого этажа. В этом случае горизонтальную секущую плоскость
проводят на уровне балок этого перекрытия. Дпя выявления конструкций
здания, высота этажей, отметок уровня полов, площадок, окон и других
данных служат разрезы зданий, которые получают при помощи
вертикальных секущих плоскостей.

Если мысленно рассечь здание вертикальной секущей плоскостью,
удалить, например, левую его часть, а оставшуюся правую спроецировать
прямоугольно на профильную плоскость проекции, то полученная
проекция и будет разрезом здания. В зависимости от секущей плоскости
различают продольный разрез здания, когда вертикальная секущая
плоскость параллельна продольным стенам здания, и поперечный разрез,
когда вертикальная секущая плоскость перпендикулярна к продольным
стенам здания.

Положение секущей плоскости для разреза с направлением взгляда с
буквенным обозначением на плане выполняют, как обычно, но на
строительных чертежах допускается вместо букв применять цифры, а также подписывать название разреза (плана) с присвоением ему
буквенным, цифровым или другим обозначением.

Строительные чертежи, на которых изображены планы, разрезы и
фасады здания, называются общими архитектурно-строительными
чертежами, так как они дают общее представление о здании — как о его
внешнем виде, так и о внутреннем устройстве.

1.3.3 Наименование и маркировка строительных чертежей

Работы по строительству зданий разделяют на общестроительные и
специальные.

К общестроительным относятся все работы по строительству самого
здания, включая и отделочные работы; к специальным — работы по
устройству водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции,
газоснабжения, электроосвещения, телефонизации, благоустройству. В
связи с таким делением строительных работ рабочие чертежи разделяются
на отдельные части или комплекты. Каждому такому комплекту (ГОСТ
21.101-79) присваивают наименование и особую марку, которую и
проставляют на каждом чертеже этого комплекта в основной надписи.
Марка состоит из заглавных начальных букв названия данной части
проекта.

1.3.4 Наименование и марка отдельных комплектов рабочих чертежей

Генеральный план и сооружение транспорта ГТ
Генеральный план ГП
Архитектурные решения АР
Архитектурно-строительные решения АС
Интерьеры АИ
Конструкции железобетонные КЖ
Конструкции металлические КМ
Конструкции металлические деталировочные КМД
Конструкции деревянные КД
Внутренние водопровод и канализация НВК
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха ОВ
Тепловые сети ТС
Газоснабжение ГС
Наружные сети и сооружения газоснабжения НГ
Электроснабжение ЭС
Электроосвещение ЭО
Технология производства ТХ
Технологические коммуникации (трубопроводы)

ТК
Автоматизация А

В наименовании и марке комплекта «Автоматизация...» многоточие
заменяют наименованием и маркой соответствующего основного
компонента рабочих чертежей.

Марка, проставляемая на чертеже, состоит из буквенного
обозначения, показывающего, к какому комплекту рабочих чертежей
проекта относится лист, и его порядкового номера. Например, марка АС6
означает, что данный лист относится к комплекту рабочих чертежей «Архитектурно-строительные решения» и его порядковый номер 6; марка
КЖ11 — комплект рабочих чертежей «Конструкции железобетонные», лист
11. В конце проектного обозначения комплекта и на всех его чертежах
через дефис проставляют марки комплекта, например, 410-1-КЖ.

В число рабочих чертежей различных марок входят и монтажные
чертежи — схемы расположения, на которых упрощённо показано
взаимное расположение сборных элементов и поставлены марки
отдельных элементов.

Чертежи, по которым на заводах или строительных полигонах
изготавливают строительные конструкции, называются заготовительными.

В процессе строительства зданий и сооружений иногда делают
некоторые изменения в планировке помещений или заменяют одни
конструкции другими. В таких случаях в соответствующие чертежи вносят
эти изменения или чертежи составляют заново. Чертежи, которые
полностью отражают планировку помещений построенного здания, его
размеры и строительные конструкции, называют исполнительные
конструкции, называют исполнительными.

Чертежи зданий, составленные на основании обмеров,
произведённых в натуре, называют обмерочными.

1.3.5 Масштабы строительных чертежей

Масштабы чертежей выбирают в соответствии с ГОСТ 2.302-68.

Планы этажей, подвала, фундаментов и кровли, фасады зданий, монтажные планы этажей и перекрытий делают в масштабе: 1:100, 1:200.

Разрезы, планы секций, фрагменты планов и фасадов — 1:50, 1:100.

Изделия и узлы — 1:2, 1:5, 1:10, 1:20.

Архитектурна-строительные рабочие чертежи производственных
зданий в конструкторской документации выполняют в следующих
масштабах:

– планы этажей, разрезы, фасады, планы кровли и полов — 1:200, 1:400;

– планы подземных конструкций и вспомогательных помещений, схемы расположения перегородок и заполнения оконных проёмов — 1:2, 1:5, 1:10, 1:20;

– фрагменты планов, разрезов, фасадов — 1:50, 1:100;

– изделия и узлы — 1:2, 1:5, 1:10, 1:20.

Если изображения на листе выполнены в разных масштабах, то над
каждым изображением указывают соответствующий масштаб.

1.3.6 Конструктивные элементы и схемы зданий

Конструктивным элементом называется отдельная самостоятельная
часть здания или сооружения; фундамент, стены, перегородки, цоколь,
отмостка, перекрытие, покрытие, кровля, стропила, лестничный марш,
оконный или дверной блок и т. п.

Фундамент под стену или отдельную опору (колонну) — подземная
часть здания или опоры, через которую передаётся нагрузка на грунт.
Фундаменты разделяют на ленточные, которые закладывают сплошными
по всему периметру стены, и столбчатые в виде отдельных столбов,
перекрываемых железобетонной балкой (ранд-балкой), на которую и
кладут стены. Фундаменты под отдельные опоры устанавливают в виде
отдельных столбов.

Стены по назначению и расположению в здании разделяют на
наружные, которые ограждают помещения от внешней среды и защищают их от атмосферных воздействий и внутренние, которые отделяют одни
помещения от других. Стены бывают несущие, самонесущие и навесные.

Несущие стены передают на фундамент нагрузки от собственного
веса и от веса перекрытий и крыши, самонесущие — только от
собственного веса (нагрузка от перекрытий и крыши передаётся в этом
случае на колонны) и ветровую нагрузку.

Навесные стены, состоящие из отдельных плит или панелей,
крепятся к колоннам (как бы навешиваются на них) и нагрузку от
собственного веса передают на колонны.

Перегородки — внутренние ограждающие конструкции, разделяющие
смежные помещения в здании.

Цоколь — нижняя часть наружной стены, которая лежит
непосредственно на фундаменте и предохраняет стены от атмосферной
влаги и повреждений.

Отмостка служит для отвода атмосферных вод от стен здания.

Перекрытие — внутренняя горизонтальная ограждающая
конструкция, разделяющее здание от наружной среды и защищая их от
атмосферных осадков. Эта конструкция совмещает функции потолка и
крыши.

Кровля — верхний водоизолирующий слой покрытия или крыши
здания.

Стропила - несущие конструкции кровельного покрытия, которые
представляют собой балку, опирающуюся на стены и внутренние опоры. В
небольших жилых и общественных зданиях применяют так называемые
деревянные насланные стропила основным элементом, которые служат
стропильные ноги. При небольших пролетах помещений применяют
стропильные фермы — плоскую решётчатую конструкцию стержней из
дерева, металла или железобетона.

Мауэрлат — деревянные брусья, уложенные на наружные стены
здания: на брусья опираются стропильные ноги.

Проём — сквозное отверстие в стене, предназначенное для установки
окон, дверей, ворот и для других целей.

Оконный блок — заполнение оконными переплетами с коробкой.

Дверной блок — заполнение дверного проема дверным полотном с
коробкой.

Лестничная клетка — помещение лестницы.

Лестничный марш - наклонный элемент лестницы со ступенями, в
одном марше должно быть не более восемнадцати ступеней.

Лестничная площадка — горизонтальный элемент лестницы между
маршами. Различают основные лестничные площадки на уровнях этажей и
промежуточные — для перехода с одного марша на другой.

Косотуры — наклонные железобетонные или стальные балки,
опирающиеся на площадки, на эти балки укладывают ступени лестницы.

По виду несущего остова различают две основные конструктивные
схемы здания с несущими стенами и каркасную. В здании с несущими
стенами нагрузку от перекрытий и крыши воспринимают стены.

В каркасных зданиях вся нагрузка передаётся на каркас, то есть на
систему связанных между собой вертикальных опор — колонн и
горизонтальных балок, ригелей или прогонов, на которые укладывают
плиты перекрытий и покрытие.

По виду и размерам строительных изделий различают здания из
мелких блоков и штучных элементов (мелкие стеновые блоки и камни,
перемычки проёмов), которые применяют главным образом в
малоэтажном строительстве, и здания из крупноразмерных элементов—
крупноблочные и крупнопанельные.

В крупноблочных зданиях наружные и внутренние стены состоят из
крупных блоков — межоконных и перемыченных, которые и
воспринимают нагрузку от перекрытий и кровли.

Крупнопанельные здания монтируют из крупноразмерных плит
заводского изготовления — панелей, из которых на строительной площадке
собирают наружные и внутренние стены, перекрытия, перегородки,
лестничные марши, балконные площадки.

1.3.7 Координационные оси и нанесение размеров на чертежах

Координационные оси — здание или сооружение расчленяется
осевыми линиями, определяющими расположение основных несущих
конструкций (стен и колонн), называются продольными и поперечными
координационными осями.

Расстояние между координационными осями в плане здания
называют шагом . По преобладающему в плане направлению шаг может
быть продольным или поперечным. Расстояние между продольными
координатами осями здания, которые соответствуют пролёту основной
несущей конструкции перекрытия или покрытия, называют пролетом.

За высоту этажа принимают расстояние от уровня пола данного
этажа, также определяют высоту верхнего этажа, при этом толщину чердачного
перекрытия условно принимают равной толщине междуэтажного
перекрытия.

В одноэтажных промышленных зданиях высота этажа равна
расстоянию от уровня пола до нижней грани конструкции покрытия.

Для определения взаимного расположения элементов здания
применяют сетку координационных осей его несущих конструкций.

Координационные оси наносят штрихпунктирными линиями и обозначают марки в кружках диаметром 6 — 12 мм.

Для маркировки координационных осей используют арабские
цифры и прописные буквы, за исключением букв з, й, о, х, ы, ъ, ь . Размер
шрифта для обозначения координационных осей должен быть на один--
два номера больше, чем размер шрифта чисел в том же листе. Цифрами
маркируют оси по стороне здания с большим количеством
координационных осей. Последовательность маркировки осей принимают
с левой и нижней стороны плана здания.

В зданиях с несущими продольными или поперечными стенами
привязку к координационным осям наружных и внутренних стен
производят следующим образом: внутреннюю грань наружной стены
размещают от координационной оси на расстоянии а = 100 мм для
опирания плит перекрытия; допускается также совмещать внутреннюю
грань наружной стены с координационной осью при наружных
самонесущих и навесных стенах в каркасных зданиях; во внутренних
стенах геометрическая ось симметрии стены должна совпадать с
координационной осью, за исключением стен лестничных клеток и стен с каналами, где допускаются отступления от этого правила.

1.3.8 Нанесение размеров

На строительных чертежах наносят размеры трёх видов:

— номинальные;

— натурные.

Конструктивными размерами называют проектные размеры
элементов конструкции и строительных изделий.

Номинальными размерами называют размеры конструктивных
элементов и строительных изделий, включающие в себя нормированные
зазоры и толщину швов между конструктивными элементами.

Натурными называются фактические размеры конструктивных
элементов и строительных изделий, отличающихся от конструктивных на
величину допусков, установленных нормами.

При нанесении размеров необходимо пользоваться
предусмотренным стандартом ЕСКД.

Размеры на строительных чертежах наносятся в миллиметрах без
обозначения единицы измерения.

Допускается указывать размеры в сантиметрах и метрах с обозначением единиц измерения, но с указанием их в технических
требованиях.

Размеры на строительных чертежах наносятся в виде замкнутой
цепи. Размеры допускается повторять. Чтобы ограничить размерные
линии с выносными линиями контура или осевыми линиями, можно
вместо стрелок применять засечки в виде короткой сплошной линии под
углом 450 ; при этом размерные линии должны выступать за крайние
выносные линии на 1 — 4 мм. При недостатке места для засечек на
размерных линиях, расположенных цепочкой, засечки можно заменять точками.

В этом случае, если в изображении присутствуют одинаковые
элементы, расположенные на равном расстоянии один от другого, то
между такими элементами размеры проставляются только в начале и в
конце ряда или указывают расстояние меду крайними элементами.

В соответствии с ГОСТ 21.105-79 отметки уровня (высоты, глубины)
элемента здания или конструкции от какого-либо отсчетного уровня,
применяемого за нулевой, помещают на выносных линиях (или линиях
контура) и обозначают соответствующим знаком. Знак отметки уровня представляет собой стрелку в виде прямого угла, который вершиной
опирается на выносную линию, с короткими (1 — 4 мм) сторонами,
проведёнными основными линиями под углом 450 к выносной линии
уровня соответствующей поверхности. Вертикальный отрезок и
горизонтальную полку знака выполняют тонкими линиями. На планах
зданий отметки наносят в прямоугольнике или на полке линии (выноски).
В этих случаях отметки указывают со знаком плюс.

Отметки указывают в метрах с тремя десятичными знаками.
Условную нулевую отметку отмечают «0,000». Отметки ниже условной
нулевой обозначают со знаком минус (- 4,800), отметки выше условной—
без знака. В качестве нулевой отметки для зданий принимают, как
правило, уровень пола первого этажа. Отметки при необходимости
сопровождаются пояснительными надписями, например, «Ур. ч. П»—
уровень чистого пола, «Ур. З.» - уровень земли.

1.3.9 Выноски и ссылки на строительных чертежах

Проекты зданий и сооружений содержат большое количество
разнообразных чертежей, схем и текстовых документов, а на самих
чертежах имеется, как правило, много пояснительных надписей и
наименований элементов, маркированных обозначений, выносок и ссылок
на другие чертежи проекта. На рабочих чертежах планов, разрезов и
фасадов не допускается чрезмерная детализация изображений. Все
необходимые подробности конструирования содержатся в чертежах
деталей и узлов конструкции, а также на выносных элементах, на которые
делается сноска.

Выносной элемент — отдельное увеличенное изображение какой--
либо части здания или конструкции (узла, фрагмента, фасада, плана, разреза), которое содержит необходимые подробности, не указанные на
основном изображении.

При выполнении выносных элементов и ссылок на узлы
соответствующее место на фасаде, плане или разрезе отмечают замкнутой
тонкой линией (окружностью или овалом) с указанием на полке-выноске
порядкового номера или буквенного обозначения выносного элемента.
Если выносной элемент помещён на том же месте комплекта, то на полке
линии-выноски проставляют порядковый номер выносного элемента узла.

Изображения конструктивных узлов, отмечены на чертеже
замкнутой линией или окружностью и требующие детализации,
выполняют в более крупном масштабе (выносной элемент).

У выносного элемента, на который делается ссылка, номер узла
наносят в окружностях диаметром 12 — 14 мм.

Размер цифр номера узла в 1,5 — 2 раза больше цифр размерных
чисел чертежа. Круги с номером узлов помещают над их изображением и
справа от них.

К многослойным конструкциям делают выносные надписи с
указанием толщины слоёв. Эти надписи помещают на так называемых
«этажерках» в порядке расположения слоёв материала или конструкции.
Последовательность надписей к отдельным слоям должна соответствовать
последовательности их изображения на чертеже сверху вниз или слева
направо.

В этом случае, если необходимо показать часть фасада (фрагмент),
или плана здания с большой детализацией, чертёж выполняют в более
крупном масштабе, а в основном чертеже делают ссылку на
соответствующие фрагменты изображения. Участок изображения, по
которому делается фрагмент, отмечают фигурной скобкой или линией--
выноской со стрелкой и указанием порядкового номера фрагмента, а
также марки комплекта чертежей, и номера листа в скобках, на котором помещен чертеж фрагмента. Над соответствующим фрагментом – увеличенным и детализированным изображением — в надписи указывают порядковый номер и наименование фрагмента.

1.3.10 Планы, разрезы и фасады зданий

Строительные чертежи зданий и инженерных сооружений
составляют по общим правилам прямоугольного проецирования на основе
плоскости проекций.

Изображения зданий на строительных чертежах имеют свои
названия. Виды здания спереди, сзади, справа, слева называют фасадами.
В наименовании фасада указывают крайние координационные оси. Фасады здания дают представление о внешнем виде здания, о его общей форме и pазмерах, о количестве этажей, наличии балконов или лоджий.
Вид здания csepxyназывают планом крыши.

Планом здания называют изображение здания, мысленно
рассеченного горизонтальной плоскостью на уровне оконных и дверных
проёмов, и проецировании на горизонтальную плоскость проекции, при
этом другая часть здания (между глазом наблюдателя и секущей
плоскостью) предполагается удалённой. На чертеже плана здания
показывают, то, что получается в секущей плоскости и что расположено
над ней.

План здания является его горизонтальным размером. Если
планировка помещения второго и последующих этажей одинакова, то
кроме плана первого этажа выполняют план второго этажа и называют его
планом типового этажа или планом 2 — 9 этажей.

В промышленных зданиях горизонтально секущую плоскость
проводят на уровне отдельных элементов, площадок или этажей зданий и полученные планы называют по этим числовым значениям уровней (отметкам пола).

Таким же образом получают и другие планы зданий, например, при
раскладке плит междуэтажного перекрытия. В этом случае
горизонтальную секущую плоскость проводят на уровне плит.
Наименование фасадов, планов, разрезов здания, мысленно рассечённого
вертикальной плоскостью и спроецированного на плоскость проекции,
параллельную секущей плоскости. Если мысленно рассечь здание
вертикальной секущей плоскостью и удалить его переднюю часть, а
оставшуюся часть здания спроецировать прямоугольно на фронтальную
плоскость проекции (параллельную секущей плоскости), то полученное на
ней изображение будет разрезом этого здания. Положение секущей
плоскости (горизонтальный след) для данного разреза показывают на
плане здания.

Разрезы делают по наиболее важным в конструировании или
архитектурном отношении частям здания, по лестничной клетке, оконным
и дверным проёмам.

Разрез здания называют поперечным, когда вертикальная секущая
плоскость перпендикулярна продольным стенам здания.

Такое наименование разрезов условно, поскольку в некоторых
случаях нельзя выделить в здании преобладающее измерение.

Иногда для получения разрезов применяют не одну, а две или более
секущих параллельных плоскостей. В таком случае разрез (поперечный
или продольный) будет сложным или ступенчатым.

Направление секущей плоскости для разреза обозначают на плане
первого этажа разомкнутой линией со стрелками на концах,
показывающими направление проецирования и взгляда наблюдателя.
Около стрелок ставят арабские цифры, а на самом разрезе делают надпись по типу Разрез 1-1. Допускается разрез обозначать прописными буквами по типу Разрез А-А.

При составлении разрезов зданий необходимо знать, что секущие
плоскости не проводят по колоннам вдоль прогонов и балок перекрытий и
по стропилам. Колонны, перегородки, прогоны, балки и стропила в
продольном направлении всегда показывают не рассечёнными, в
поперечном сечении эти элементы (за исключением) изображают
рассечёнными.

В строительных чертежах в разрезах и планах видимые линии
контуров, не попадающие в плоскость сечения, выполняют сплошной тонкой линией.

Основная надпись строительных чертежей.

Выполнение в соответствии с ГОСТ 21.103-78 форма, размеры и
содержание граф основной надписи строительных чертежей несколько
отличаются от основной надписи, применяемой на машиностроительных
чертежах.

1.3.11 Условное изображение окон и дверей

Количество переплётов не показывают. На чертежах, выполняемых в
масштабе 1:20 и мельче, не показывают четверти и применяют
изображения. На изображениях открывания оконных переплетов тонкой
сплошной линией обозначают переплёты, открывающиеся наружу, а
тонкой штриховой линией — открывающиеся внутрь.

Вершина знака направлена к обвязке, на которую не навешивается
переплёт. На чертежах, выполняемых в масштабе 1:400 и мельче, не
показывают дверные полотна и их открывания.

В условных изображениях лестниц стрелкой показывают
направление подъёма марша, Кружки у начала стрелок, и концы стрелок
ставят у края площадки этажа, к которому относится план.

Условное изображение перегородок, кабин и шкафов. Перегородки
на чертежах в масштабе 1:200 и мельче изображают одной линией.

Складчатые и раздвижные перегородки изображают на планах так
же, как складчатые и раздвижные двери.

1.3.12 Чертежи планов здании

План здания даёт представление о фюрме здания в плане и взаимном
расположении отдельных помещений. На плане здания показывают
оконные и дверные проёмы, расположение перегородок и капитальных стен.

План располагают под фасадом в проекционной связи с ним. Однако
из-за больших размеров изображений планы обычно помещают на
отдельных листах, при этом длинная сторона их помещается вдоль листа.

1.3.13 Планы этажей

На планах этажей указывают наименование помещений. Эти
наименования могут быть даны в экспликации помещений, на чертежах в
этом случае в кружках проставляют номера помещений. Наименование
помещений не указывают, если их назначение понятно и без
пояснительной надписи. На плане наносятся все координационные оси,
все размерные линии и размеры. Должно показываться, в какую сторону
открываются двери: наружные, входные с улиц.

На планах этажей размеры отдельных комнат не проставляют, так
как они дополняются планом секции в более крупном масштабе со всеми
размерами, маркировкой дверей (Д) и перегородок (ПГ).

Кроме планов секций делают чертежи деталей и узлов дверных
коробок и перегородочных панелей в более крупном масштабе.

В проектах зданий индустриального изготовления из сборных
элементов (панельных, щитовых) планы этажей вычерчивают схематично
и наносят лишь основные размеры.

Все основные элементы производственного здания заготовительного
цеха сопровождаются пояснительными надписями.

В число архитектурно-строительных чертежей планов данного
комплекта входят планы подземных конструкций – помещений, планы
кровли и полов, схемы расположения и перегородок.

Чертежи разрезов зданий

В начальной стадии проектирования, чтобы выявить внутренний вид
помещения и расположение архитектурных элементов интерьера,
составляют архитектурные разрезы здания, на которых не показывают
конструкции оундаментов, перекрытий, стропил и других элементов, но
проставляют размеры и высотные отметки, необходимые для проработки фасада.

Архитектурные разрезы вместе с развертками стен и потолков
используют также при проектировании внутренних отделочных работ
интерьеров зданий, при составлении проектов реконструкции
исторических памятников архитектуры и выполнения отделочных
восстановительных работ. Для строительства здания архитектурный разрез не используется, так как в нём не показаны конструктивные элементы здания.

На стадии разработки рабочих чертежей выполняют конструктивные
разрезы здания, на которых показывают конструктивные элементы здания
(фундаменты, стропила, перекрытия) и их сопряжения.

В рабочих чертежах направление взгляда для разрезов применяют,
как правило, по плану — снизу вверх и справа налево.

На чертежах кружками обозначают конструктивные узлы и даются
их порядковые номера.

На разрезах зданий и сооружений координационные оси выносят
вниз, проставляют в кружках соответствующие марки, проводят
размерную линию и наносят на ней размеры между смежными осями.
Положение конструктивных элементов зданий и сооружений по высоте,
размеры оконных и дверных проёмов проставляют на выносных линиях
уровней соответствующих элементов; проставляют так же отметки уровня
земли и верха кровли. Внутри разреза наносят высоту этажей, а также
высотные отметки уровней полов и площадь лесгницы.

Архитектурно-строительные чертежи типовых проектов зданий
обычно разделяют на две группы:

— в одну группу (нулевой цикл) входят чертежи для строительства подземной части здания (фундаментов и технического подвала);

— в другую группу входят чертежи для строительства надземной части здания.

На разрезах наносят размеры между координационными осями,
высоту оконных и дверных проёмов, показывают отметки на уровне земли
(Ур. з), покрытия пола (Ур. пл).

Построение и вычерчивание разреза

При вычерчивании разреза все построения выполняются тонкими
линиями в следующем порядке: проводят вертикальные координационные
оси основных несущих конструкции стен и колонн, если они имеются.

Перпендикулярно координационным осям чертят горизонтальные
линии уровней: поверхности земли, пола всех этажей и условно верха
чердачного перекрытия и карниза.

Наносят тонкими линиями контуры наружных и внутренних стен,
перегородок, которые входят в разрез, а также высоты междуэтажных и
чердачного перекрытий.

Отмечают и вычерчивают выносные карнизы от стены и цоколя
(если есть скаты крыши).

Намечают в наружных и внутренних стенах и перегородках оконные
и дверные проёмы, а также видимые дверные проёмы и другие элементы,
расположенные за секущей плоскостью.

Проводят выносные и размерные линии, кружки для маркировки
координационных осей и знаки для простановки высотных отметок.

Окончательно обводят сечения, проставляют высотные отметки и
размеры, делают поясняющие надписи и указывают наименование разреза,
удаляют лишние линии.

Конструктивные разрезы вычерчивают в той же последовательности.

Построение разреза по лестнице

Вертикальную плоскость ступени называют подступенком, а
горизонтальную — проступью.

Так как проступь последней ступени каждого марша совпадает с
уровнем площадки и включается в неё, то в плане каждого марша
число проступеней будет меньше числа ступеней на одну в марше.

После предварительных расчетов приступают к построению разреза.
Проводят координационные оси, вычерчивают стены, отмечают уровни
лестничных площадок горизонтальными линиями. Затем откладывают на
какие-либо горизонтальные линии разреза от внутренней стены ширину
площадки и через полученные точки проводят на разрезе тонкие
вертикальные линии для разбивки ступеней. После этого откладывают
ширину одной ступени, в сторону площадки первого этажа и соединяют
наклонной прямой линией эту точку с крайней точкой уровня
вышележащей промежуточной площадки.

Прямая пересекает вертикальные линии в точках, через которые и
проводят горизонтальные линии (проступни) и вертикальные
(подступеньки). Таким же способом на разрезах проводят разбивку
степеней и других маршей.

После этого вычерчивают на разрезе лестничные площадки и марши,
обводят основными линиями контуры сечений всех элементов (стен,
площадок, ступеней), расположенных в плоскости разреза.

Плоскость разреза по лестнице всегда проводят по ближайшим к
наблюдателю марша.

Чертежи фасадов зданий

На чертежах фасадов зданий показывают внешний вид здания,
расположение окон, дверей, балконов, наличников и других элементов. В крупноблочных и панельных зданиях показывают разрезку стен и блоки и
панели.

На рабочих чертежах фасадов зданий, как правило, показывают
только крайние координационные оси и размеры между ними не
проставляют.

На чертежах фасадов зданий справа и слева проставляют высотные
отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проёмов, карниза и верха
кровли.

Чертежи фасадов именуют по крайним координационным осям.

Последовательность вычерчивания фасада

1. Наносят координационные оси и чертят общий контур здания и, если имеются, контуры выступающих его частей.

2. Вычерчивают оконные и дверные проёмы, балконы, плиты козырьков над входами, карниз и другие архитектурные элементы фасада.

3. Вычерчивают оконные переплёты, двери, ограждения балконов, вентиляционные и дымовые трубы на крыше, проставляют знаки высотных отметок.

4. Проверяют и выполняют обводку.

На архитектурных чертежах фасадов, выполняемых в стадии
проектного здания, показывают тени и элементы антуража или окружение
здания.

Стены из кирпича и легкобетонных камней

Кирпичные стены выкладывают из керамического кирпича
размерами 250 х 120 х 65 мм. Кирпичи укладывают на растворе плашмя и
с перевязкой швов, толщина которых равна 10 мм. Толщина кирпичных
стен кратна половине кирпича (120 мм — полкирпича, 250 мм один
кирпич, 380 мм — полтора кирпича, 510 мм — два кирпича).

На чертежах разрезов зданий, выполненных в масштабе 1: 5 и
мельче, каменную кладку заштриховывают тонкими линиями,
наклонными под углом 450 , или обводят по контуру сплошной основной
линией.

Стены каменной кладки и другие конструктивные элементы
показывают на чертежах, называемыми порядковыми 1:10, 1:20.

Урок первый.

Тема урока: «Строительное черчение. Экскурсия в историю».

Цели урока:

Обучающая: знакомство с историей, историей края, с терминологией строительного черчения.


Развивающая: развитие кругозора.

Воспитывающая: воспитать патриотизм, любовь к родному краю.

Тип урока: сообщение нового материала.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов.

План урока:

1. Организационная часть — 2 минуты

2. Объяснение нового материала — 35 минут.

3. Подведение итогов и домашнее задание — 8 минут.

Конспект урока:

1. Организа-ционный-
мо--
мент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы начинаем новую тему «Строительное черчение»,
она довольно большая, но мы должны её пройти в течение
трёх уроков. Поэтому работа будет напряжённой, и нужно
быть кней готовым, чтобы не отвлекаться. У каждого на
парте должны быть ручки и тетрадь для конспектов.
Откройте их и запишите дату и тему «Строительное
черчение». Ниже подтему «Экскурсия в историю». А
теперь послушайте меня.

2. Новый
материал.

Издавна человечество нуждалось в жилье, поэтому
машиностроительное черчение зародилось гораздо позже строительного, ведь машины появились позже, чем дома.
И мы сделаем небольшую экскурсию в историю. Возьмём
за пример наш город. Скажите, на каких улицах мы
можем увидеть старые дома?

Улица Ленина, К. Маркса, Бушуева, Петровская,
Аникеева.

Правильно. На каждом шагу можно встретить лёгкие
кружевные козырьки подъездов, балконные решётки,
ажурные кованые оградки особняков и домов.

Изящным рисунком металлические кружева
подчёркивают красоту зданий и придают им
оригинальность. В Златоусте ещё осталось много
памятников кузнечного искусства и архитектурного
ремесла 18 — 19 веков.

Под ударами молотов талантливых русских мастеров
рождались ограды особняков. Сотни различных завитков
оковывали кузнецы и кропотливо собирали во фрагменты
и звенья оград.

Используя растительные мотивы, отковали кузнецы
ворота, балкон и козырьки особняка купца третьей
гильдии Шишкина. Рисунок симметричен и составлен из
спиралевидных извивов (завитков) — излюбленный мотив
русского декоративного искусства XIXвека. А узлы
переплетения закрыты штампованными розетками. Но кто
были эти кузнецы, остаётся тайной.

Много красивого можно встретить в этой части
города. Все дома подстать друг другу и в тоже время в
каждом есть изюминка, правда?

Гармонично вписывается и наш особняк в облик центральной улицы. Он был построен 1861 году по
индивидуальному проекту. Здание надстраивалось и
перестраивалось. А к 1930 году были сохранены даже
почти все интерьеры.

Давайте посмотрим, каким был особняк Шишкина.
Для начала скажите, что такое фасад здании?

Фасады здания — виды здания спереди, сбоку, сзади.
Вид спереди со стороны улицы называется главным. У
нашего здания главный фасад выходит на улицу Бушуева
и отличается красивым декором. Над венчающим здание
карнизом разных форм расположены лепные
орнаментальные украшения, и ажурная кованая решётка
описывает крышу, она сейчас утрачена. Стены украшены
рельефными, лепными украшениями. Стены главного
фасада по первому этажу, для создания впечатления
массивности, здания отделаны под кирпич. Балкон весь
украшен ажурными коваными решётками. Боковой фасад
здания выходит на улицу Аникеева. Окна украшены
наличниками. Между окнами рельефные украшения.
Подоконники тоже были украшены рельефами. Ажурный
балкон состоит из ажурных решёток.

Фасад сзади ещёназывается дворовым и, ксожалению, вся декоративная отделка стен утрачена.

Архитектурные и конструктивные чертежи.

Мы с вами можем заглянуть и внутрь здания. Как это
сделать?
(предлагаются ответы).

Для этого нужно просто мысленно снять крышу.
Представили, а теперь посмотрим на расположение
комнат. Ведь в этом доме жила лишь одна семья, да не каждый может себе это позволить в наше время, а
единицы. И вот то, что мы сейчас посмотрели, называется
планом
. Это горизонтальный разрез здания. А вид сверху как называется?

Просто план крыши.

В этом особняке находилось четыре камина для его
отопления с отделкой изразцовой плиткой, выполненной
по индивидуальному проекту бордового и зелёного
цветов. Но они были взорваны в 1970 году. Стены были
также украшены росписью маслом в виде геометрических
фигур и растительного орнамента, что тоже не
сохранилось.

А сколько всего утрачено: и деревянная входная
дверь, и деревянная веранда с резьбой, и каменные
выездные ворота с ажурной решёткой, и это лишь
небольшое перечисление, на самом деле гораздо больше.

Но я забыла сказать, что рядом с домом был построен
ещё флигель. Датируют его просто конец XIX века. В
1930 году он был объединён с основным зданием. И это
всё было украшено коваными решётчатыми и
рельефными орнаментами, ксожалению, ничего тоже не
сохранилось.

На фотографиях вы можете видеть плачевный вид
здания в наши дни. Представляете, какая бы красота была,
если бы здание было сохранено? Сейчас ещё не поздно
его отреставрировать, но видимо людям сейчас не до
этого, у каждого голова болит о чём-то своём.

Вы вырастите, но, пожалуйста, не забывайте, что
слова «мы старый мир разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим», вовсе не лозунг, и
построить новый мир сил может не хватить. Так что
давайте беречь то, что нам осталось от предков. Ведь
много таких ещё памятников старины и все они не в
лучшем виде.

Надеюсь, мой рассказ тронул, ваши сердечки и не
хотелось, заканчивать на грустной ноте.

3. Подведе-
ние итогов и
домашнее
задание.

Даже сейчас в ваших силах помочь истории. Не
ломайте старые дома, ограды!

Какие есть ко мне вопросы, на основании сказанного,
может кто-то хочет чем-то поделиться?

Мы продолжим на следующем уроке.

Зарисовать фрагменты. Записать слова.

На следующий урок, откройте дневники и запишите,
понадобятся чертёжные принадлежности, конспекты.

Всем до свидания.

Урок второй.

Тема урока: «Строительное черчение. Виды планов и их оформление».

Цели урока:

Обучающая: научить вычерчивать планы здания и умению оформлять чертежи с учетом нового ГОСТа.

Развивающая: развить навыки работы с чертежными инструментами.

Воспитывающая: воспитание активности и самостоятельности.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, карточки, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов, чертёжные инструменты.

План урока.

1. Организационная часть — 2 минуты.

2. Повторение темы— 5 минут.

3. Объяснение нового материала — 15 минут.

4. Практическая часть — 15 минут.

5. Закрепление пройденного материала — 5 минут

6. Подведение итогов — 1 минута.

7. Домашнее задание — 1минута.

Конспект урока.

1. Организа-

ционный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке вам нужна, будет рабочая тетрадь, чертёжные инструменты. Приготовьте всё необходимое.

2. Повторе-
ние мате-
риала.

А сейчас вспомним материал прошлого урока. Я, вам
раздаю карточки с заданием, вам необходимо ответить на
вопросы или дополнить предложение.

Итак, закончили. Все сдали свою работу.

3. Объясне-
ние нового
материала.


Так, открываем тетради — записываем тему урока
«Строительное черчение. Виды планов и их оформление».
Всё убрали из рук. Сели прямо, спины выпрямили.

Вспомните и скажите, как вы понимаете, что
называется планом здания? (Дети высказывают свои
предложения). Молодцы! А сейчас попробуем обобщить
и записать формулировку в тетрадь.

План здания — это горизонтальный разрез здания на
уровне немного выше подоконников.

Ребята, а какое представление дает план здания?

План здания даёт представление о форме здания и
взаимном расположении отдельных помещений.

А что изображают на плане здания?
На плане здания показывают оконные и дверные проёмы, расположение перегородок и капитальных стен.

(Объяснение сопровождается показом на плакате, где
изображён особняк купца третьей гильдии Шишкина).

План располагается над фасадом в проекционной
связи с ним. Однако из-за больших размеров изображений
планы обычно помещают на отдельных листах, при этом
длинная сторона их размещается вдоль листа,

Посмотрите на чертеж — план особняка, и
скажите, какие отличительные особенности вы
видите при проставлении размеров?

(Объяснение сопровождается показом на плакате
«План особняка»).

На плане проставляют размеры, которые дают возможность судить о величине всех помещений и размерах конструктивных элементов здания. Размеры
наносят в соответствии с гостом ГОСТ 2.307-68. и ГОСТ
21.105-79.

Для нанесения размеров пользуются общим правилом.

На плане зданий проводят внешние размерные линии
(от одной до четырёх) с расстоянием 7 мм. Эти линии
проводят слева и снизу, вне контура плана.

При этом первую размерную линию проводят на
расстоянии не менее 10 мм от контура, чтобы не
затруднять его чтение.

На первой размерной линии наносят размеры оконных
и дверных проёмов и простенков между ними, на второй—
размеры между смежными осями, и на третьей — размеры
между крайними осями.

Внутренние размеры помещений, толщины
перегородок и внутренних стен проставляют на
внутренних размерных линиях. Внутреннюю размерную
линию проводят на расстоянии не менее 8 — 10 мм от
стены или перегородки.

Если дом многоэтажный и размещение помещений не
одинаково, то изображают план каждого этажа. В данном
случае особняк двухэтажный, и видим, что расположение
комнат одинаковое, но в угловой части здания можно
выследить изменения, поэтому чертится два этажа.

На планах показывают взаимное расположение
помещений, в том числе лестничных клеток, расположение окон и дверей, толщину стен и перегородок.

Условное изображение на строительных чертежах.

Отдельные элементы здания (лестничные клетки,
оконные и дверные проёмы) показывают на чертежах при
помощи графических изображений — обозначений.

Стены изображаются сплошными основными
линиями, оконные проёмы — сплошными тонкими
линиями, на месте дверных проёмов в плане линии не
проводят, но показывают полотно двери и её направление
открывания.

На вертикальных разрезах в местах дверных проёмов
наносят тонкие линии. Тонкими волнистыми показывают
обрыв стен.

Отопительные устройства на плане и дымоходы
изображают прямоугольниками, половина которых по
диагоналям зачерчена. У вентиляционных каналов эту
половину не зачерняют.

Печь изображают в виде прямоугольника, чёрточкой
показывают топку. Печь на газе показывают
прямоугольником. Плита — прямоугольник с двумя
кружками.

4. Практиче-
ская часть.

Итак, открыли тетради. Повторяя за мной
вычерчиваем план здания.

План здания вычерчивается так: проводят продольные
и поперечные координационные оси; вычерчивают все
наружные и внутренние стены, перегородки. Проводят
разбивку оконных и дверных проёмов в наружных и внутренних стенах, условно показывают открывание
дверей и наносят необходимые выносные и размерные
линии; проставляют на чертеже все размеры, делают
соответствующие надписи и проверяют чертёж.

Далее контуры размеров и сечений на чертежах выполняют сплошной основной линией.

Далее класс делится на два варианта, я даю на каждый
вариант задание вычертить план здания. Два ученика
выполняют чертёж на доске.

Во время практической части ведётся индивидуальная
и фронтальная работа.

5. Закрепле-

ние пройден-
ного мате -
риала.

Молодцы! А сейчас давайте закрепим пройденный
материал. Ответы на мои вопросы не выкрикиваем, а
поднимаем руку.

1. Что называется планом?
2. Какое представление даёт план здания?
3. Где на чертеже располагают план?
4. Как необходимо проставлять размеры?
5. Порядок вычерчивания плана?

6, Итог
урока.

Подведём итоги урока. Сегодня на уроке
познакомились с планом здания. В основном все
справились. Кто запомнил не всё, повторите по
конспекту.

7. Домашнее
задание.

Вычертить дома на формате А4 план своего дома или
квартиры (без размеров).

Урок третий.

Тема урока: «Строительное черчение. Разрез здания.

Цели урока:

Обучающая: научить вычерчивать разрез здания по плану здания.

Развивающая: развить навыки работы с чертёжными инструментами.

Воспитывающая: воспитывать эстетичесое отношение к своей работе.

Оборудование.

Для учителя: классный журнал, альбом с наглядностями, карточки, доска, мел.

Для учеников: тетради для конспектов, чертежные инструменты.

План урока.
1. Организационная часть — 2 минуты.
2. Повторение темы — 5 минут.
3. Объяснение нового материала — 14 минут.
4. Практическая часть — 15 минут
5. Закрепление пройденного материала. — 5 минут
6. Подведение итогов — 1 минута.

7. Домашнее задание — 2 минуты.

Конспект урока.

1. Организа-

ционный мо-
мент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.
Сегодня на уроке вам нужна, будет рабочая тетрадь,

чертёжные инструменты. Приготовьте всё необходимое.

2. Повторе-
ние мате-
риала.

Для повторения темы я каждому раздам карточку с
заданием. Вам, необходимо будет дать ответ или что-то
вычертить.

Итак, закончили.

3. Объясне-
ние нового

материала.

Так, открываем тетради — записываем тему урока
«Строительное черчение. Виды разрезов и их
выполнение».

Скажите, что называется разрезом?
Молодцы!

Посмотрите на плакат (особняк Шишкина). На
начальной стадии проектирования, что бы выявить
внутренний вид помещения и расположение
архитектурных элементов интерьера, составляют
архитектурные или конструктивные разрезы здания, на
которых не показывают конструкции фундаментов,
перекрытий, стропил и других элементов, но проставляют
размеры и высотные отметки, которые необходимы для
проработки фасада.

На стадии разработки рабочих чертежей выполняют
конструктивные разрезы здания, на которых показывают
конструктивные элементы здания (фундамент, стропила,
перекрытия).

Конструктивные элементы.

(При раскрытии понятия «конструктивные элементы» ведётся показ по чертежу особняка).

Конструктивным элементом называется отдельная
часть здания или сооружения.

Фундамент подземная часть здания или опоры,
через которую передаётся нагрузка на грунт. Фундамент
бывает ленточный, его закладывают сплошным по всему
периметру стены, и столбчатый в виде отдельных
столбов.

Подумайте и скажите, какой фундамент может
быть под особняком?

Стены по назначению и расположению в здании
разделяют на наружные, которые ограждают помещение
от внешней среды и защищают от атмосферных
воздействий и внутренние, которые отделяют одни
помещения от других.

Стены бывают несущие, самонесущие и навесные.
Несущие стены передают на фундамент нагрузку от
собственного веса и от веса перекрытий и крыши,
самонесущие — только от собственного веса.

Перегородки внутренние ограждающие
конструкции, разделяющие смежные помещения в
здании.

Цоколь нижняя часть наружной стены, которая
лежит непосредственно на фундаменте и предохраняет
стены от повреждений.

Перекрытия внутренняя горизонтальная
ограждающая конструкция, разделяющая здание по
высоте на этажи.

Кровля верхний водоизолирующий слой покрытия или крыши здания.

Стропила несущие конструкции кровельного
покрытия, которые представляют собой балку,
опирающуюся на стены и внутренние опоры.

Проём сквозное отверстие в стене, предназначенное
для установки окон, дверей, ворот и других целей.

Оконный блок — заполнение оконного проёма
оконными переплётами с коробкой.

Дверной блок заполнение дверным полотном с
коробкой.

Лестничнъгй марш — наклонный элемент лестницы со
ступенями.

Лестничная площадка — горизонтальный элемент
лестницы между маршами. Различают основные
лестничные площадки на уровнях этажей и
промежуточные для перехода с одного марша на другой.

По виду несущего острова различают две основные
конструктивные схемы здания с несущими стенами и
каркасную.

В здании с несущими стенами нагрузку от перекрытий
и крыши воспринимают стены.

В каркасных зданиях вся нагрузка передаётся на
каркас, то есть на систему связанных между собой
вертикальных опор.

В рабочих чертежах направление взгляда для разрезов
принимают, как правило, по плану — снизу вверх и справа
налево.

На разрезах наносят размеры между
координационными осями, высоты оконных и дверных проёмов показывают отметки уровня земли (Ур. 3.).

Работа в тет-
радях

Построение и вычерчивание разреза — познакомимся
на примере «Старинного особняка» Шишкина.
Вычерчивание разреза выполняем за мной.

Все построения выполняются в тонких линиях.

1. Проводят вертикальные координационные оси основных и несущих конструкций.

2. Перпендикулярно координационным осям чертят горизонтальные линии уровней поверхностей земли
— пола этажей.

3. Наносят тонкими линиями контуры наружных и вертикальных стен, перегородок.

4. Намечают в наружных и внутренних стенах дверные проёмы.

5. Проводят выносные и размерные линии.

6. Обводка толстыми линиями основных линий.

Построение лестничной клетки.

Вертикальную плоскость ступеней называют
подступенком,
а горизонтальную плоскость проступью. Если посмотреть на чертёж, то проступь
последней ступени каждого марша совпадает с уровнем
площадки и включается в неё, то в плане каждого марша
число проступеней будет меньше
числа ступеней на одну.

Далее число лесенок выстраивают на разрезе.
Вычерчивают стены, отмечают уровни лестничных
площадок. Затем откладывают на горизонтальные линии
разрез от внутренней стены и через полученные точки проводят тонкие вертикальные линии для разбивки
ступеней. Откладывают ширину одной ступени и
соединяют наклонной прямой. Обводят толстой основной
линией.

4. Практиче-
ская часть.

Класс делится на два варианта каждому варианту,
даётся задание, вычертить разрез здания. Два ученика
вычерчивают разрез здания на доске.

Во время практической работы ведётся
индивидуальная и фронтальная работа.

5. Закрепле-
ние пройден-
ного мате-
риала.

А теперь давайте закрепим материал. Ответьте на мои
вопросы:

1. Что называется конструктивными элементами?
2. Какие конструктивные элементы вы знаете?

Покажите их на чертеже?

6. Итоги
урока.

Подведём итог урока. Сегодня на уроке
познакомились с разрезом здания, конструктивными
элементами. Если кому-то что-то не понятно – просмотрите конспект.

7. Домашнее
задание.

По плану вычерченному к прошлому занятию
вычертить разрез.

1.5 Описание графической документации

Данная графическая документация состоит из 6 листов формата А3.

Художественная ценность Особняка определяется решением внешнего облика здания, что можно проследить на 1 и 2 листах альбома. Для более полного восприятия сооружения представлены планы первого и второго этажа и разрез здания (3, 4 и 5 листы).

В альбоме ведется работа одновременно сразу в трех измерениях – над планами, над разрезами, над фасадами. Только трехмерный подход обеспечивает оптимальное восприятие объекта.

Художественный облик здания особняка определяют два основных момента: общий – композиционные формы и формы частные, детальные. Общие архитектурные формы – это главные объемы сооружения, основная группировка его масс, его пропорции – то, что называется композицией здания. В понятия общих архитектурных форм включаются не только внешние, но и внутренние объемы.

Под «частными» формами подразумеваются архитектурные (декоративные) элементы, имеющие частный характер по отношению ко всей композиции здания. К ним относятся карнизы, балконы, наличники окон, скульптурные детали снаружи и внутри и другие элементы декора, с которыми можно познакомиться.

Для большей наглядности изображений в альбоме были использованы цвет и тон помимо графических материалов. Фрагменты лепнины выполнены в технике заливка с последующей тоновой проработкой цветным карандашом.

В 6 листе альбома можно увидеть фрагменты решеток, использованных в декоре особняка. В орнаментальных композициях используются стилизованные изображения природных форм: червонка, завитки, S-образный элемент.

При изучении особняка можно ясно представить основные этапы его существования и те изменения, которые исторически с ним произошли вплоть до его полного исчезновения, что можно увидеть на фотографических снимках последней страницы.

1.6 Описание макета

Макет данной дипломной работы имеет большое значение. Он дополняет и завершает представленный объем знаний и делает восприятие здания пластически более выразительным, позволяет точнее представить масштаб сооружения, композицию в целом от группировки общих масс сооружения до его силуэта, общих пропорций.

При выполнении макета выбран масштаб 1:250. Макет выполнен из картона, ватмана с применением ниткографии и техники бумагопластики.

Из бумагопластики отдельно выполнялись наличники окон, рустика первого этажа, элементы рельефной лепнины, карниз, орнаментальные фигурные рельефные украшения второго этажа, стены первого этажа отделаны рустом.

Кронштейны, ограждение балкона, ажурная кованная решетка опоясывающая крышу, а также все лепные украшения особняка выполнены в технике ниткографии.

Второй этаж для улучшения зрительного восприятия тонирован розовой гуашью с добавлением клея ПВА, имитирующей натуральный цвет здания.

Заключение

На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от материальных, социальных и климатических условий, что обусловлено многообразием существующих стилей.

Данная дипломная работа раскрывает стилевую направленность архитектуры Златоуста второй половины XIX – начала ХХ века.

Приведенный в данной работе обзор истории архитектуры и градостроительства Златоуста имеет своей целью пробудить у учащихся более глубокий интерес к этой увлекательной области человеческой культуры для воспитания эстетического вкуса, а также воспитать уважительное отношение к архитектурному наследию, что в настоящее время важно для сохранения неповторимого облика центральной части города.

Архитектура – одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами. Получая задание на разработку проекта здания, учащиеся стремятся создать образ будущего сооружения. Этот творческий процесс идет рука об руку с разработкой плана проектируемого сооружения, в процессе чего идет развитие личности ребенка, его творческих способностей, мышления, формирование пространственных представлений.

В задачи педагога входит научить детей проектировать несложные архитектурные сооружения. Научить читать план по условным изображениям. Ознакомить с историей родного края.

От урока к уроку систематически и последовательно задания усложняются, учащиеся получают новые знания и умения, которые закрепляются в практических работах. Методы и приемы работы с детьми тоже несколько изменяются: 1 урок – беседа, 2,3 урок – рассказ.

Необходимо постоянно обращать внимание детей на наиболее удачные работы и поощрять их за умение активно и правильно выполнять работу, за стремление к творчеству. Чаще привлекать детей к анализу образца, это развивает умение выполнять работы осмысленно и направлять учащихся на самостоятельный поиск.

Список литературы

1. Барановский Г.В. Очерки истории строительной техники России XIX-начало ХХ вв. Москва, 1964

2. Бартнев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. Москва. Изобразительное искусство, 1983

3. Бриллинг Н.С. Строительное черчение. Москва, Просвещение, 1974

4. Брунов Н.И. Альбом архитектурных стилей. Москва, 1937

5. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. Москва, 1940

6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. т. 2, Москва, 1979

7. Кириллов А.Ф. Чертежи строительные. Москва, 1980

8. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование. Москва, 1983

9. Короев Ю.И. Черчение для строителей. Москва, 1990

10. Лемм И. Теоретические и практические предложения о гражданской архитектуре. Москва, 1806

11. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. Санкт-Петербург, 1898

12. Ракова М.М., Рязанцева И.В. История русского искусства. Т.1, Москва, Изобразительное искусство, 1991

13. Савченко И.П., Сербинович П.П., Липявкин А.Ф. Архитектура. Москва, Высшая школа, 1982

14. Стандарты СЭВ. Москва, 1967-80

15. Шишко Л.П. Частные строения. Москва, 1929

16. Шквариков В.А. Градостроительство. Москва, 1945

17. Шмакова В.Т. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв. Природа, 1974

18. Шуали О. История архитектуры. т.2, Москва, 1937

19. Якубович А.А. Сборник заданий по строительному черчению. Москва, 1980