Реферат: Рынок труда и проблемы его формирования

Название: Рынок труда и проблемы его формирования
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………………………...4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………..11

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО РЫНКА ТРУДА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ…………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...19

3

ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок труда претерпевает изменения в условиях перехода к постиндустриальному обществу, где ведущими факторами экономического роста и развития становятся производные от ресурса труда: знания и предпринимательская инициатива. Проблема формирования и развития рынка труда исключительно актуальна для российской экономики, стоящей перед необходимостью рационально использовать имеющийся трудовой потенциал в целях инновационного развития.

Цель данной работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях

Для реализации цели определены следующие задачи:

- исследование феномена социальной политики относительно рынка труда в Российском государстве в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям,

- изучение формирования рынка труда в России;

Объект исследования - рынок труда Российской Федерации и социальная политика

Предмет исследования - сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях

4

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

Рынок труда - это сложная социально-экономическая система, связанная с такими важнейшими аспектами жизни общества, как уровень и качество жизни населения, демографические и миграционные процессы, система образования и другие. Процессы, происходящие на рынке труда, во многом определяют движение и развитие общества.

В настоящее время в экономике труда остаются открытыми вопросы в части научной терминологии. В первую очередь отсутствует конвенциональное определение рынка труда. Кроме того, правомерность использования самого термина «рынок труда» является предметом дискуссий. На протяжении длительного времени в экономической теории в состав ресурса «труд» включалась в основном физическая деятельность человека. Впоследствии в число факторов производства вошли такие ресурсы как предпринимательство и знания (информация). То есть первоначально деятельность человека, связанная с управлением, творчеством, созданием и переработкой информации, не относилась к ресурсу, который реализуется на рынке труда. Поэтому в последние десятилетия экономисты предлагают другие термины для обозначения рассматриваемого рынка. В научных публикациях в качестве близкого понятия термину «рынок труда» встречаются: рынок трудовых ресурсов, трудовых услуг, человеческих ресурсов и т.д.

Рынок труда в наиболее широком аспекте следует рассматривать как совокупность отношений по поводу использования человеческих ресурсов. Возникновение рынка труда связывают с разложением феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. Получив личную свободу, крестьяне и ремесленники лишены средств производства, не имеют средств к существованию. В результате работник вынужден вступать в экономические отношения с собственниками средств

5

производства (капиталистами) и реализовывать свою способность к труду. Так появился особый товар, который дал название рынку труда.

Рассмотрим формирование современного рынка труда в Российской Федерации за последние два десятилетия.

Можно сказать, что до 1991 года открытого рынка труда в СССР не существовало. Тем не менее отмечались различные скрытые процессы в системе трудовых отношений. Например, для советских предприятий была характерна скрытая безработица, то есть избыток работников на производстве.

С 1991 по 1998 год – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Системная трансформация, глубокая и затянувшаяся рецессия стали причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. С самого начала вслед за другими реформируемыми экономиками Россия «импортировала» стандартный набор институтов, действующих в данной сфере (3, с.34).

Закон «О занятости населения Российской Федерации» от 1991 года и Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, декларируют свободно избранную занятость, что означает отказ государства от тотального контроля в сфере труда и обеспечения полной занятости. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы.

Происходит институциональное оформление рынка; создан фонд занятости , функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные и исполнительные власти России, принимая

6

соответствующие акты. Началось высвобождение работников, ставших излишними, хотя этот процесс протекает медленнее темпов спада производства. Из-за сдерживания массового высвобождения работников с малоэффективных предприятий, увеличивается скрытая безработица.

В то же время при появлении первых институтов, российский рынок труда сохранил немалое число законодательных норма и ограничений, действовавших при административно- командной системе, которые так и не были отменены. Так, до 2002 года действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый ещё в 1971 году. Многочисленные поправки и изменения, вносимые в КЗоТ на протяжении 90-х годов, носили достаточно бессистемный характер, усиливая противоречивость документа и препятствуя практическому применению. Следствием этого стала массовая практика «обхода» действующего законодательства частными предпринимательскими структурами. Становится привычным наём работников без оформления трудовой книжки, выплата заработной платы «в конвертах» - через теневые схемы учётов и без уплаты налогов. В этих условиях права наёмных работников ущемляются, не выполняются базовые социальные гарантии. Получили развитие нестандартные формы занятости (неполный рабочий день, административные отпуска). Происходит девиация рынка труда, то есть отклонение в развитии от социальных ориентиров(5).

Реформы 1990-х годов, разрушив распределительную систему расстановки кадров, не создали нормальных условий для свободного участия наёмных работников на рынке труда. В частности, не создан емкий и доступный рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города, в регионах имели место значительные задержки выплаты заработной платы.

В сжатые сроки произошёл переход к постиндустриальному типу экономики, когда более 50% занятого населения участвуют в непроизводственной сфере. За период реформ доля работающих в сфере

7

услуг выросла примерно на 15 процентных пунктов и достигла 60% от общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой). Следует отметить, что структурный сдвиг был достигнут преимущественно за счёт абсолютного сокращения занятости в сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тогда как прирост занятости непосредственно в сфере услуг не слишком значителен (около 3 млн. человек) (2).

В 90-е годы произошёл глобальный сдвиг и в системе профессионального образования в части изменения пропорций в масштабах приёмов и выпусков, и между его уровнями, что обусловило изменение структуры предложения на рынке труда.

Если в начале 90-х годов на долю учреждений начального профессионального образования (НПО) приходилось около половины принятых учащихся, а выпуск квалифицированных кадров составлял свыше 50% в системе профессионального образования, то к 2002 году доля НПО в приёмах учащихся сократилась до 30%, а в выпусках до 40%. Соответствующие показатели для ВУЗов выросли с 22 до 40% в приёмах и с 18 до 30% в выпусках.(1, с. 5- 6).

К концу этого периода наблюдается рост интереса к бизнес - образованию в области экономики, юриспруденции, менеджмента, при этом рабочие профессии и инженерные специальности в учебных заведениях оказываются невостребованными. Сохраняется солидная база для подготовки кадров у предприятий, которая в условиях общего кризиса не может работать в полную силу.

Принятый в 1991 году Закон «Об образовании» снимает с учебных заведений ответственность за трудоустройство выпускников. Таким образом, нарушается взаимосвязь рынка труда и профессионального образования. Не выполняется информационная функция труда, так как те, кто получает

8

образование, плохо информированы о состоянии и потребностях рынка труда.

Несмотря на отмеченные недостатки в ходе формирования рынка труда в постсоветский период, была достигнута главная цель преобразований: рынок труда фактически был создан, экономические отношения характеризуются либерализацией и основываются на основных рыночных регуляторах: спрос и предложение и цена труда. Заработная плата постепенно становится определяющим фактором и на рынке труда, и на потребительском рынке.

С 1999 года по настоящее время наблюдается развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъёмом. Наблюдается переориентация внутреннего рынка труда крупных предприятий на внешний рынок труда. Сворачивается активная политика государства на рынке труда, с 2001 года ликвидируется Фонд занятости. Снижается роль государственных центров занятости населения и возрастает количество коммерческих служб трудоустройства.

Создать условия для результативного функционирования рынка труда в новой в рыночной среде был призван Трудовой Кодекс Российской Федерации, принятый в конце 2001 года (вступил в действие в феврале 2002 года). Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами. Поэтому нормы, соответствующие рыночным реалиям, соседствуют в нём с ограничениями, унаследованными от командного механизма.

Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время проблема массовой безработицы в России не стоит так остро как в период с 1991 года по 1998 год. Об этом свидетельствуют предпринимаемые реформы, косвенно воздействующие на рынок труда. Так, например, с 2007 года продолжительность срока службы в армии сокращена до 1 года. С 2009 года в высшем образовании был завершён переход на двухуровневую систему согласно Болонской конвенции, в соответствии с которой основная часть

9

студентов ВУЗов будет обучаться четыре года. Эти меры приведут к тому, что на рынке труда окажется больше молодых людей в возрасте 19-22 года, которые, как правило, имеют трудности при устройстве на работу.

Российский рынок в своём развитии прошёл несколько основных этапов: появление трудовых отношений в условиях зарождения капиталистического хозяйства, возникновение рынка труда в связи с разложением феодальных отношений, создание регулируемого рынка труда в первые годы советской власти, ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости, восстановление рынка труда в период рыночных преобразований, и, наконец, развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъёмом.

Некоторые специалисты отмечают, что к настоящему моменту сформировалась российская модель рынка труда, которая имеет свои специфические черты по сравнению с другими моделями рынка труда в условиях капиталистической и переходной экономики. Российский рынок не следует считать самостоятельно оформившейся моделью, так как это внутренне противоречивая система, объединяющая слабо взаимодействующие региональные рынки, имеющие свою специфику развития.

Несмотря на дифференциацию региональных рынков труда, можно выделить их общие проблемы. В процессе формирования современной рыночной экономики, регулируемой государством, российский рынок труда оказался свободен от государственного регулирования. В то же время рыночные механизмы регулирования ещё не работают в должной мере. Так, например, малые предприятия оказывают незначительное воздействие на формирование рынка труда; масштабная миграция из стран СНГ и Китая экономически не обоснована; заработная плата, как цена ресурса труда, не выполняет своей регулирующей функции; профсоюзы практически не влияют на процессы, происходящие на рынке труда; наблюдается дисбаланс

10

спроса и предложения в профессиональном разрез, так как отсутствует взаимосвязь между рынком труда и системой образования.

При устранении отмеченных противоречий важно учитывать, что рынок труда является открытой и самоорганизующейся социально-экономической системой. Под воздействием внешних регуляторов он трансформируется и переходит в определённое состояние равновесия. Процессы, происходящие в данной системе, определяются не только внешними факторами, но и внутренней спецификой самого рынка труда, поэтому любое административное вмешательство может привести как к ожидаемым, так и непредсказуемым последствиям. Создание институциональных условия для решения отмеченных противоречий – важнейшая задача государства на пути к социально-экономическому развитию.

11

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

В научной литературе дается определение социальной политики, которое разделяет соискатель: “Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп”. По своей природе социальная политика вторична по отношению к экономике, которая была и остается материальной основой социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Опыт свидетельствует, что социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Однако вторичное положение социальной политики по отношению к экономике не означает ее второстепенности для развития материальной и духовной культуры общества. Только с помощью разумной социальной политики и соответствующих организационных усилий возможно поддержание достигнутого в стране уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.

Главные задачи социальной политики состоят в гармонизации общественных отношений, выработке путей создания социально-гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, методов

12

воздействия социальных факторов на экономику, ускорение научно-технического прогресса.

Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России.

13

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО РЫНКА ТРУДА И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ

Последние десятилетия XX века для России являются периодом перехода от административно-командной системы управления к демократической, периодом формирования гражданского общества, рыночной системы экономики и т.д., что в целом можно назвать переходным периодом.

Главный признак социальной политики переходного периода состоит в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как государства, так и общества в целом. Продвижение к демократии в современных условиях предполагает отход от абсолютизма государственного управления и преодоление пассивности людей в защите своего социального положения. В переходный период остается опасность диктаторских методов “наведения демократии”. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей.

Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

14

Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработке принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В немалой степени все это связано с отсутствием национальной концепции социального государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку от того, в каком объеме реализуются права и свободы граждан, как гарантируется государственная

15

поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на регулировании занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы.

В рамках этой проблемы центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно.

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность

16

реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной. Уже сам по себе этот факт выдвигает тему - “социальная политика” - в число перспективных, актуальных для исследования. Терминология недавнего времени — “человеческий фактор”, “социализм с человеческим лицом”, “все во имя человека”, “дети - привилегированный класс” и другие касалась именно социальной сферы, социальных отношений.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Проблемы формирования российского рынка труда нельзя решить без

государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в

сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это – решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной

18

безработицы. Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной,

временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

19

ЛИТЕРАТУРА

1. Герций Ю.В. Проблема обеспечения баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда // Материалы совещания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Проблема правового обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда» - М., 2004. – с.15-13.

2. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики - №1 – 2006. - с. 122-144 .

3. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М., 2001.

4. Кострюков В. Вопросы занятости// Экономист - №8 – 1998. – с.57-62.

5. Лапшин В.Ю. Функционирование и развитие рынка труда в современных условиях России: проблема дивиации. – Тамбов, 2006.

6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. –М., 1996.

7. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики – №2 – 1997. – с.102-113