Реферат: Уровень жизни и прожиточный минимум в России

Название: Уровень жизни и прожиточный минимум в России
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Аккредитованное негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московская финансово-юридическая академия

Институт дистанционного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» на тему:

Уровень жизни и прожиточный минимум населения в России

Москва 2010.


План

Глава 1 Величина благосостояния и качества жизни, как критерий деятельности государства………………………………………………..………5

1.1. Понятие и показатели уровня жизни…………………………………….....5

1.2 Прожиточный минимум: особенности построения и расчета………….…7

1.3. «Потребительская корзина»: критерии бедности……………………..…..11

Глава 2 Уровень жизни и прожиточный минимум населения в России……..15

2.1. Уровень жизни населения: дифференциация дохода населения………...15

2.2. Доходы населения: факторы динамики уровня жизни……...………...….18

Глава 3 Проблемы уровня жизни в современной России………………..……24

3.1. Прожиточный уровень и качество жизни…………………………………24

3.2. Новые методики и оценки уровня жизни населения в России (на примере города Москвы)……………………………………………………………….….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………32


Введение

«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[1] .

В настоящей курсовой работе рассматриваются наиболее актуальные вопросы повышения жизненного уровня и оценка прожиточного минимума населения страны.

Всегда и везде власть предержащие всячески подчеркивают свое стремление к повышению благосостояния населения страны, объявляя именно его важнейшим среди всевозможных параметров жизнедеятельности общества. В противном случае эта власть не продержалась бы достаточно долго. С началом экономических преобразований, направленных на развитие свободного функционирования рыночных отношений, в России пошло "бурное" расслоение общества. В результате страна ускоренным темпом пришла к распределению доходов, характерному для большинства капиталистических стран. В обществе существенно ускорилась поляризация людей, последствия которой еще только предстоит ощутить и осмыслить.

На современном этапе, в условиях развивающегося финансового кризиса проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От этих решений во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов.

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Прожиточный минимум – это стоимость минимально необходимых расходов на потребление, позволяющих поддержать здоровье человека и его жизнедеятельность.

Понятия уровня жизни и прожиточного минимума тесно связанны. Однако, если прожиточный минимум, это та тонка грань, которая отделяет человека от бедности, то уровень жизни это мерило необходимых ценностей, которые необходимы гражданину для «достойного» существования. И если первое понятие имеет точное стоимостное определение, то второе весьма субъективно.


Глава 1 Величина благосостояния и качества жизни, как критерий деятельности государства

1.1. Понятие и показатели уровня жизни

Все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей. [2]

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.[3]

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека.

Существует классификация показателей по отдельным признакам:

¾ общие и частные; экономические и социально-демографические;

¾ объективные и субъективные;

¾ стоимостные и натуральные;

¾ количественные и качественные;

¾ показатели пропорций и структуры потребления;

¾ статистические показатели и др.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

1.2 Правовая основа, определяющая прожиточный минимум в России

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других. Российская Федерация гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации). Понятие "достойной жизни" очень обширно, оно включает в себя гарантию минимального размера оплаты труда, оказание государственной социальной поддержки инвалидам, пожилым гражданам, государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству и т.д. Экономической составляющей "достойной жизни" является уровень доходов граждан, достаточный для удовлетворения их материальных и духовных нужд. Для определения так называемой "черты бедности", законодатель использует величину прожиточного минимума . Прожиточный минимум - это стоимостная оценка:

- минимального набора продуктов питания;

- минимального набора непродовольственных товаров;

- минимального набора услуг;

- обязательных платежей и сборов.

При расчете прожиточного минимума используется принцип минимизации расходов при соблюдении биологических и духовных потребностей человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Если совокупный доход гражданина ниже величины прожиточного минимума, то такой гражданин признается малоимущим. Малоимущими могут быть не только одиноко проживающие граждане, но и семьи. Очевидно, что наличие доходов ниже прожиточного минимума не может обеспечить "достойную жизнь" гражданина.

Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам[4] .

В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в данной справочной информации. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.04.2006, в "Российской газете" - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Таблица 1 .

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации

Период, за
который ис-
числена ве-
личина про-
житочного
минимума в
целом по
Российской
Федерации
Величина прожиточного минимума
в целом по Российской Федерации
(в руб.)
Нормативный акт,
установивший ве-
личину прожиточ-
ного минимума
на душу
населе-
ния
для тру-
доспособ-
ного на-
селения
для пен-
сионеров
для
детей
за II
квартал
2009 года
5187 5607 4129 4963 Постановление
Правительства РФ
от 14.11.2009
N 925
за I
квартал
2009 года
5083 5497 4044 4857 Постановление
Правительства РФ
от 19.08.2009
N 666
за IV
квартал
2008 года
4693 5086 3712 4472 Постановление
Правительства РФ
от 18.05.2009
N 418
за III
квартал
2008 года
4630 5017 3660 4418 Постановление
Правительства РФ
от 24.02.2009
N 151
за II
квартал
2008 года
4646 5024 3694 4448 Постановление
Правительства РФ
от 19.11.2008
N 860
за I
квартал
2008 года
4402 4755 3508 4218 Постановление
Правительства РФ
от 19.11.2008
N 860
за IV
квартал
2007 года
4005 4330 3191 3830 Постановление
Правительства РФ
от 06.05.2008
N 347
за III
квартал
2007 года
3879 4197 3085 3704 Постановление
Правительства РФ
от 05.02.2008
N 47
за II
квартал
2007 года
3809 4116 3033 3647 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за I
квартал
2007 года
3696 3993 2950 3536 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за IV
квартал
2006 года
3437 3714 2739 3290 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за III
квартал
2006 года
3434 3709 2736 3292 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за II
квартал
2006 года
3443 3717 2747 3301 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за I
квартал
2006 года
3374 3640 2703 3234 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за IV
квартал
2005 года
3060 3302 2450 2931 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за III
квартал
2005 года
3047 3288 2440 2921 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за II
квартал
2005 года
3053 3290 2449 2937 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за I
квартал
2005 года
2910 3138 2332 2795 Постановление
Правительства РФ
от 04.12.2007
N 841
за IV
квартал
2004 года
2451 2690 1849 2394 Постановление
Правительства РФ
от 02.03.2005
N 105
за III
квартал
2004 года
2396 2629 1816 2336 Постановление
Правительства РФ
от 26.11.2004
N 689
за III
квартал
2003 года
2121 2318 1612 2089 Постановление
Правительства РФ
от 05.11.2003
N 672
за III
квартал
2002 года
1817 1980 1387 1799 Постановление
Правительства РФ
от 01.11.2002
N 793
за IV
квартал
2001 года
1574 1711 1197 1570 Постановление
Правительства РФ
от 08.02.2002
N 91
за III
квартал
2001 года
1524 1658 1163 1514 Постановление
Правительства РФ
от 21.12.2001
N 879
за III
квартал
2000 года
1234 1350 930 1218 Постановление
Правительства РФ
от 11.11.2000
N 852
за I
квартал
2000 года
1137,66 1232,28 851,32 1160,66 Постановление
Правительства РФ
от 31.05.2000
N 421

Данные приведенные в Таблице 1 показывают, как увеличивался прожиточный минимум россиян за последние несколько лет. Однако минимальный объем продуктов, товаров и услуг, заложенных в прожиточный минимум россиян, - тема постоянной критики. В ближайшее время в Минздравсоцразвития начнет работу комиссия по пересмотру существующей потребительской корзины[5] .

1.3. «Потребительская корзина»: критерии бедности.

У законодателей есть возможность наконец-то отказаться от потребкорзины и в корне переработать прежнюю методику расчета самого необходимого. Но эксперты предостерегают: в кризисных условиях это может привести к резкому росту бедных в стране и снижению их социальной защищенности.

Новая потребкорзина должна рассматриваться на пятилетку, которая начнется в 2011 году. Прошлые нормы были приняты в 2006 году. Сейчас корзина включает меню из хлеба (134 килограмма в год на трудоспособного россиянина), картофеля (107,6 килограмма), мяса (37,2 килограмма), рыбы (16 килограммов) и овощей (97 килограммов). А также расходы на жилье, коммунальные услуги и транспорт. Кроме того, каждому гражданину полагается три пальто на семь лет, шесть пар обуви на три года и девять трусов на два года. Траты на посещение театров, кино и выставок составляют до 5 процентов от всей корзины.

Для чего, собственно, нужна потребкорзина? На ее основе устанавливается размер прожиточного минимума в стране. Если доходы гражданина не дотягивают до этого минимума, он признается бедным. И получает право на социальные выплаты, место в очереди на бесплатное жилье, субсидии по квартплате и прочее. Ежеквартально Росстат выводит среднеарифметическую цену потребительской корзины по стране. Затем подсчитывают ее среднюю стоимость в регионах плюс отдельно для каждой категории граждан: для трудоспособных, пенсионеров и детей. В этом году власти намерены довести минимальную пенсию в стране до прожиточного минимума пенсионера.

По данным Росстата за III квартал прошлого года, прожиточный минимум в Москве в среднем составил 7456 рублей, в Санкт-Петербурге - 5300 рублей. Один из самых низких показателей в Тамбовской области - 3781, самый высокий - на Камчатке - больше 10 тысяч рублей, а в среднем по стране - чуть более 4600 рублей.

Аналогичный перечень колбасы, макарон, носков и рубашек - в близких к нашему варианту - существует и в других странах. Однако подавляющее большинство европейских стран вовсе отказались от этой методики определения уровня бедности. "Например, бедным признается тот, чей доход составляет 50 процентов от среднедушевого дохода", - говорит замгендиректора по научной работе НИИ труда Александр Разумов. Проще говоря, бедный или нет, зависит не от количества купленных носков, а от уровня получаемого дохода. Правда, уверен эксперт, если этот метод применить к нам, то уровень бедности в России получится на порядок выше нынешних 14 процентов. И, следовательно, больше станет тех, кто нуждается в государственной помощи.

С другой стороны, если отталкиваться в определении уровня бедности от среднедушевого дохода, который в силу кризисных явлений будет резко падать, то соответственно количество реально бедных будет расти. Условно вчера среднедушевой доход в стране составлял 100 рублей, а порог бедности - 50 рублей. А сегодня эти цифры составляют, например, 80 рублей и 40. И если вчера государство помогало тем, кто имел доход 50 рублей, то сегодня оно будет помогать только тем, у кого он 40 и ниже.

То, что нынешняя потребкорзина далека от идеала, признают даже ее разработчики. По словам заместителя директора департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы минздравсоцразвития Натальи Антоновой, в нынешней корзине доля услуг составляет 35 процентов. "В жизни эти расходы существенно ниже", - говорит представитель министерства. Значит, как минимум необходимо пересмотреть соотношение составных частей корзины.

Таблица 2

С другой стороны, как бы много ни рассуждали о пользе-вреде потребкорзины, есть объективная реальность. Эксперты настаивают, что иные методы расчета уровня бедности эффективны там, где на протяжении многих лет наблюдается низкий уровень инфляции. То есть для населения с низкими доходами цены и тарифы практически не растут. В России, по данным официальной статистики, с начала года рост цен опережает прошлогодний по всем показателям. Судьба потребкорзины прояснится ближе к концу года. Ее составители сейчас стоят перед дилеммой: либо принять новый закон, либо продлить действие существующего. В условиях кризиса простое добавление пары-тройки товаров в корзину - риск того, что уровень бедности поползет вверх. Пойдет ли государство на это? В неофициальных разговорах чиновники пока склоняются ко второму варианту: оставить потребкорзину без изменений.

Как видно из вышеизложенного, законодательная база, отвечающая за определение прожиточного минимума в России не отвечает объективной реальности и насущным потребностям населения.


Глава 2 Уровень жизни и прожиточный минимум населения в России

2.1. Уровень жизни населения: дифференциация дохода населения.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

Еще в XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля».

Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно дифференцируются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, хотя здесь процесс «насыщения» идет медленнее из-за постоянно меняющейся моды.

Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного спроса», поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и общественного положения. Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание), так и в разных государствах.

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.

Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.

Рисунок 1

Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Получила своё название по имени автора — американского экономиста Макса Отто Лоренца.

Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.

По оси Х отмечается в процентах количество семей, получающих определённую долю денежного дохода страны, по оси Y - доход в процентах. Прямая которая отражает зависимость 25%-25%, 50%-50% и т.д. до 100%-100% показывает абсолютное равенство. Оттягивающаяся тетива - показатель неравенства. Чем ближе тетива придвигается к оси X, тем ниже стимул населения к труду.

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат.

2.2 Доходы населения: факторы динамики уровня жизни

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:¾ политические факторы;¾ экономические факторы;¾ социальные факторы;¾ научно-технический прогресс,¾ экологические факторы и др.Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны. Как уже упоминалось выше, эти факторы принято подразделять на группы. Рассмотрим их подробнее.Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране. Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования прежде всего отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений. Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная – когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране. Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.В России доля населения, проживающего за чертой бедности, за последнее десятилетие сильно увеличилась. Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания Академии медицинских наук России. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении с развитыми странами, являются в Российской Федерации все виды услуг населению.В развитых странах платные услуги занимают в потребительском бюджете населения, как правило, большее место, чем питание. Эти услуги, во-первых, не сопоставимы с российскими по составу, во-вторых, весомо различие качества этих услуг, соответственно и цены на них. Важной составной частью экономического потенциала является национальное богатство, которое представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество.Остающаяся за вычетом потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат часть совокупного общественного продукта является национальным доходом, рост которого позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и тому подобное.Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и так далее.В мировой практике уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности. Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. Кризис последних лет привел ко все большему сокращению продолжительности жизни россиян, а смертность все больше возрастала. Динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей.Характеризуя условия здравоохранения, необходимо иметь ввиду как его результаты, так и используемые средства, а именно, не только число больничных коек, но и все медицинское оборудование – все основные фонды здравоохранения, и не только численность врачей, но и всего медицинского персонала, включая средний и младший.Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). За последние 20 лет этот показатель в Российской Федерации поднялся в 1,5 раза..С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд.В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны.Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.Кроме рассмотренных выше факторов, определяющих уровень жизни, относятся: ¾ условия труда, ¾ условия отдыха, ¾ социальное обеспечение, ¾ социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), ¾ личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

Глава 3 Проблемы уровня жизни в современной России

3.1. Прожиточный уровень и качество жизни

80 процентов смертей от инфарктов и инсультов приходится на страны с низким и средним уровнем дохода. Всемирная организация здравоохранения напрямую связывает распространенность болезней этой группы с уровнем жизни и эмоциональным ее фоном.[6]

По данным недавнего исследования Государственного комитета Российской Федерации по статистике, средний житель России зарабатывает около 200 евро в месяц. Удручающе выглядит на этом фоне статистика по провинциям: в некоторых регионах показатель средней зарплаты составляет менее 100 евро.

Наряду с появлением класса олигархов в России постепенно начала формироваться и тонкая прослойка среднего класса. Эти люди, как правило, являются постоянными клиентами повсеместно открывающихся ресторанов McDonald's, супермаркетов и крупных торговых центров. Жилищное строительство и экспансия торговых сетей в регионы являются доказательством роста покупательной способности.

Однако покупательная способность большей части населения, и прежде всего это касается многочисленной армии пенсионеров, находится на очень низком уровне. После оплаты квартиры, непрерывно растущих коммунальных и прочих платежей пенсионерам остается ровно столько, чтобы не умереть с голоду, не говоря уже о приобретении дорогостоящих и качественных товаров.

Негативно сказывается в этом смысле и высокий уровень инфляции. При этом темпы инфляции существенно опережают темпы роста зарплат и пенсий.

Для нашей страны характерно получение большой части дохода не в денежной, а в натуральной форме. В первую очередь их дают личные подсобные хозяйства. Кстати, по итогам переписи населения, 18 миллионов наших граждан (имеются в виду только взрослые) сказали, что одним из источников их дохода является личное подсобное хозяйство. Вот его влияние на уровень жизни. Бедность мы оцениваем только по денежным доходам. Ч[7] то такое показатель прожиточного минимума? Это некая потребительская корзина, которая обсчитана по рыночным ценам. Я эту корзину могу потребить только за деньги. Вот почему мы сравниваем денежные доходы. Если найти способ измерения натуральной части различных доходов, то тогда, действительно, показатель бедности будет ниже. Но у нас страна рискованного земледелия. Один год оказался урожайным - соответственно доходы выше, другой год - неурожайным. То есть если мы будем высчитывать доходы от личного подсобного хозяйства, то будем очень зависимы от сельхозгода. А денежная форма - достаточно объективный и стабильный показатель.

Уровень жизни определяется не только размером дохода, но и регулярностью его получения .

Таким образом, возникает вопрос о возможности граждан получать регулярный доход, который обеспечивает достойную и полноценную жизнь в современном обществе. Как уже отмечалось в понятие «достойная» жизнь каждый вкладывает свои понятия. Потребности все более возрастают с увеличением дохода, однако, удовлетворение необходимых нужд граждан, это обязанность государства, закрепленная Конституцией РФ.

Право на труд является одним из важнейших общепризнанных прав и свобод человека, и во многих случаях единтсвенно-возможным способом не оказаться за чертой бедности.

Однако, в последние годы во многих регионах России постоянные проблемы с выплатой зарплаты. Такая ситуация приводит не только к дизгармонизации экономики, но социальной напряженности. Нестабильность на рынке труда приводит к массовому высвобождению трудоспособного населения. Доходы граждан падают. Безработных в России на сегодняшний день по оценке Международной организации труда - 6,2 миллиона, или 8,6 процента экономически активного населения.

В 2009 году увеличен максимальный размер пособия по безработице до 4900 рублей, которое, разумеется, не может в полной мере удовлетворить потребности гражданина.

Наряду с безработными, остаются еще пенсионеры и инвалиды. И если лица достигшие пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, а женщины 55- лет, а в некоторых случаях и раньше) продолжают свою трудовую деятельность , то есть способны получать дополнительный доход, то с трудоустройством инвалидов на предприятиях страны очень много проблем. Работодатель не заинтересован привлекать к работе инвалида, так как это вызовет дополнительные затраты на обустройство рабочего места и «пути на работу».

3.2. Новые методики и оценки уровня жизни населения в России (на примере города Москвы)

Для объективной оценки уровня жизни москвичей планируется разработать систему потребительских бюджетов (включая семейные) для различных категорий населения.[8] .

Сегодня одним из показателей уровня жизни в стране служит старая потребительская корзина, которая была разработана в 2006 году. Ею все недовольны, потому что в нее, например, не заложены лекарства, необходимые пенсионерам, не учтено дополнительное образование детей. Только голый минимум продуктов, товаров и услуг, который не обеспечивает всех потребностей. "Но Москва не вправе пересматривать ее содержимое, - пояснила корреспонденту "РГ" первый заместитель руководителя департамента социальной защиты населения Москвы Ольга Грачева, - методика расчета утверждена федеральным законодательством".

Тем не менее, параллельно московская трехсторонняя комиссия разработала свою корзину - "более реальную", где учтено больше натуральных показателей. "Если мы перейдем на эту потребительскую корзину, уровень бедности в Москве возрастет почти в два раза, - говорит Грачева. - Так, по действующей методике за 9 месяцев прошлого года москвичей с доходами ниже прожиточного минимума было 13,1 процента, а по методике трехсторонней комиссии - 21,2 процента".

И как тут определить, сколько москвичей нуждается в социальной поддержке? Для объективной картины нужны дифференцированные расчеты для каждой категории, например, для инвалидов-колясочников, для многодетных семей, для семей с детьми-инвалидами. Это можно сделать через систему потребительских бюджетов, на которую, кстати, уже перешел Татарстан. И в США уровень бедности уже измеряется при помощи системы потребительских бюджетов.

Для разработки потребительских бюджетов в Москве привлекаются не только ученые-эксперты, но и предприниматели, промышленники, профсоюзы, депутаты.

По мнению ученых Всероссийского центра уровня жизни, существует три уровня потребительского бюджета. Первый - это прожиточный минимум, который не удовлетворяет даже первоочередные потребности. В Москве в III квартале 2008 года он составлял в среднем 6597 рублей. Но москвичи тратят на товары и услуги в два раза больше. Второй уровень - это так называемый "восстановительный" бюджет, он в 2-3 раза выше социального, обеспечивает простое воспроизводство и удовлетворяет все минимальные потребности. Есть и третий уровень - бюджет высокого достатка. Москве надо иметь все три уровня бюджета, поскольку разница в доходах велика: 15 процентов считаются бедняками - их доходы ниже прожиточного минимума, а 15 процентов - люди высокого достатка.

Потребительские бюджеты нужны как социальные ориентиры, которые позволят в будущем расширить меры социальной поддержки.

В заключении следует отметить, что показатели уровня жизни в России, как уже отмечалось, весьма субъективны и не соответствуют комплексному подходу к анализу благосостояния и качества жизни во многих западных странах. Например, для того чтобы понять методологию ООН по определению качества жизни - уровня благосостояния, надо иметь в виду, что для западных экспертов доход на душу населения - лишь одна и даже не самая главная составляющая понятия благосостояния и качества жизни. Наряду с этим основные показатели - продолжительность жизни мужчин и женщин, уровень грамотности и образованности.А также такие косвенные факторы, как гражданские свободы и возможность участия людей в общественной жизни


Заключение

Преобразование экономики России на основе рыночных отношений отражается в первую очередь на уровне жизни населения страны. Процесс стратификации, разворачивающийся в нашей стране после 1992 г., привел к формированию устойчивых полярных групп населения. В этих условиях основным критерием, характеризующим уровень бедности (малообеспеченности), официально является прожиточный минимум.

Истории возникновения этого показателя-категории, особенностям методологии его построения и расчета, а также использование в рамках системы показателей мониторинга уровня жизни населения и посвященна настоящая работа.

Росстат подсчитал, что в первом квартале этого года по сравнению с концом прошлого года количество людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, в нашей стране увеличилось на 6 миллионов человек[9] .

Такие люди считаются малоимущими. В первом квартале 2009 года прожиточный минимум на душу населения в целом по стране составил 5083 рубля. Граждан с доходами ниже этой черты у нас оказалось 24,5 миллиона человек, или 17,4 процента населения. Кстати, практически такой же уровень бедности - 17,5 процента - прогнозировал еще несколько месяцев назад и Всероссийский центр уровня жизни.

"В этой ситуации можно было ожидать и худших результатов, - считает гендиректор центра Вячеслав Бобков, - но позитивно сказался целый комплекс мер. Это и меры социальной политики государства, и усилия работодателей, и собственные усилия населения. Последнее обстоятельство я бы особо подчеркнул. Люди создали определенный запас средств и поддержали свой потребительский спрос. Но надо понимать, что этот процесс не беспредельный".

Нетрудно заметить, что статистика бедности на протяжении последних лет имеет определенную закономерность. Например, в начале года малоимущих всегда больше, чем в конце. В первом квартале 2008 года их тоже было немало - 23 миллиона человек. Затем их число сокращалось и к концу года составило 18,5 миллиона. Как утверждают эксперты, это обычное явление, связанное с тем, что в начале года много выходных, что снижает доходы населения.

Однако в нынешней ситуации на показатель бедности оказал влияние и фактор кризиса. По мнению Вячеслава Бобкова, снижение уровня доходов населения произошло не только за счет возросшей безработицы, но и за счет скрытой безработицы (многие предприятия переходят на неполную рабочую неделю, отправляют работников в административные отпуска).

Поэтому, сейчас самое время актуализировать закон о прожиточном минимуме. Прожиточный минимум должен быть гарантией определенного уровня доходов семьи. В законодательстве должно быть четко написано, что малоимущим государство должно «подтянуть» доход до прожиточного минимума. Пусть не сразу. И, конечно, наш прожиточный минимум и его потребительская корзина – «это куцый социальный стандарт, не применяемый в развитых странах». Он требует существенной корректировки применения наряду с абсолютным (по потребительской корзине) относительного метода определения бедности (процент от среднего дохода), а также определения бедности на основе отсутствия доступа к важнейшим предметам потребления, составляющим базовые потребности любой современной семьи.

Таким образом, помимо приведения в соответствие, относительно мировых показателей собственных методов расчета уровня жизни и прожиточного минимума, необходимо так же сосредоточить усилия для выработки конкретных мер, механизмов решения задач и детальных планов, направленных на обеспечение ежедневной работы на всех уровнях исполнительной власти.

В-первую очередь речь идет о реальном увеличении дохода граждан, снижения уровня безработицы, во-вторых – это улучшение качества здравоохранения, образования, в-третьих – это финансирование и развитие жилищного строительства и сельского хозяйства.

Правительство должно расставить приоритеты таким образом, чтобы обеспечить финансовую стабильность и одновременно обеспечить концентрацию ресурсов для решения приоритетных задач.


Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы

2. Закон Московской области от 8 декабря 2005 г. N 256/2005-ОЗ "О потребительской корзине в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 30 ноября 2005 г. N 4/160-П)

3. Конституция РФ

4. Постановление Госкомстата РФ от 16 июля 1996 г. N 61 "Об утверждении методик расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения"

5. Постановление Госкомстата РФ от 3 сентября 2002 г. N 173 "О внесении изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка статистической информации по которым нецентрализованы в органах государственной статистики"

6. Постановление Госкомстата РФ от 7 апреля 2001 г. N 27 "Об утверждении инструментария для проведения установочного этапа Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС)"

7. Постановление Минтруда РФ от 15 августа 2000 г. N 58 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации"

8. Постановление Правительства Московской области от 16 сентября 2003 г. N 563/34 "О проекте Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2004-2005 годы"

9. Постановление Правительства Московской области от 21 апреля 2006 г. N 340/15 "Об утверждении Порядка исчисления величины прожиточного минимума в Московской области" (с изменениями и дополнениями)

10. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями)

11. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

12. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 214 "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации"

13. Постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. N 327 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации"

14. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 17 апреля 2007 г. N 33 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованием домашних хозяйств на 2008 год" (с изменениями и дополнениями)

15. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 27 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованием домашних хозяйств на 2007 год" (с изменениями и дополнениями)

16. Постановление ФЭК РФ от 5 декабря 1997 г. N 125/2 "Об утверждении Рекомендаций по установлению тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью с учетом уровня жизни населения региона"

17. Трудовой кодекс РФ

18. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"

19. Указ Президента РФ от 7 июля 1994 г. N 1474 "О подготовке проекта программы стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации"

20. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

21. Федеральный закон от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"

Научная литература

22. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2009г.23 Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2009г.

24. Литвинов В. А. Проблемы уровня жизни в современной России, Учебное пособие, Вагриус, М., 2008г.

Альтернативные источники:

www.garant.ru,

www.rg.ru


[1] Ст.7 Конституции Российской федерации

[2] Европейская социальная хартия ETS N 163. г. Турин18 октября 1961 г.

[3] Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999

[4] Стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"

[5] "Российская газета" - Федеральный выпуск №4865 от 12 марта 2009 г

[6] "Российская газета" - Неделя №4352 от 27 апреля 2007 г.

[7] "Российская газета" - Федеральный выпуск №3389 от 27 января 2004 г.

[8] "Российская газета" - Центральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.

[9] "Российская газета" - Центральный выпуск №4986 (162) от 1 сентября 2009 г