Реферат: Механизм франчайзинга

Название: Механизм франчайзинга
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Основные определения

В отечественной экономической литературе термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:1

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Основные участники франчайзинга являются:

1) Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы за определённую плату.

Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнесконцепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

2) Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору[4] .

Бренд (англ. brand) (также товарный знак) — термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы).

Товарная марка — наименование, знак, символ, рисунок или сочетание, клеймо, позволяющее выделить, опознать товар данного производителя и продавца, отличить его от аналогичных товаров других продавцов, конкурентов.

Виды франчайзинга

1. Товарный франчайзинг - представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера[5] .

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора.

2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г[6] .

3. Деловой франчайзинг «франчайзинг бизнес-формата» - при этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). [7]

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с, Патио Пицца.

4. Другие виды франчайзинга:

а) Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

б) Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

Положительные и отрицательные стороны франчайзинга

Положительные стороны Отрицательные стороны
для франчайзера

_ быстрое расширение рынков сбыта,

- более низкий уровень собственных капиталовложений;

- подъем престижа фирмы и ее товарного знака,

- доход от продажи лицензии;

- получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;

- невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий может отразиться на репутации самой фирмы;

- трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;

- обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

для франчайзи

- возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями;

- мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;

- возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;

- гарантированность постоянного снабжения;

- возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

- контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;

- потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;

- опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;

Основные проблемы развития франчайзинга в России

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать следующим образом:

а) экономические проблемы:

• франчайзинговые схемы требуют стабильности, прогнозируемости и предсказуемости экономического развития страны в целом;

• отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

• сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала из-за нежелания кредитных учреждений финансировать начальный бизнес, а отсутствие законодательства по франчайзингу делает невозможным выступить франчайзеру гарантом прибыльности планируемого предприятия.

б) социально-психологические проблемы:

• отсутствие отечественного опыта;

• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

в) организационно-правовые проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Перспективы развития франчайзинга в России

В последние годы рынок франчайзинга в России развивался невиданными темпами. Показательна статистика, собранная Школой профессионального франчайзинга: в 2001 году лишь 50 компаний декларировали развитие по модели франчайзинга, а в 2008-м их число выросло до 750. Самый заметный рывок произошел в 2008 году, когда количество франшиз в стране выросло на 40%.

52% действующих в России сетей франчайзинга ориентируется на торговлю непродовольственными товарами (с большим отрывом в этом секторе лидируют продавцы одежды — 45% от всех франшиз в этой категории), тогда как в сфере услуг пробуют свои силы лишь 24%. Для сравнения: в США на сферу услуг приходится более 60% франшиз (7% — торговые), в Европе — около 40% (столько же приходится на ритейл). Похоже, российский франчайзинг развивается по американскому пути. Разве что масштабы пока несопоставимы.

2009 год оказался урожайным для всех сегментов российского франчайзинга. Торговля непродовольственными товарами прибавила 52,5%, продовольственными — 27,3%, в секторе общественного питания количество франшиз увеличилось на 30,1%, а в сфере услуг — на 25%.

Источник: Школа профессионального франчайзинга

Несмотря на многие негативные факторы со стороны государства к этой форме бизнеса, всёже происходит развитие франчайзинга в России. По данным РАФ, сейчас в России работают около 150 франчайзеров (включая иностранные брэнды и мастер-франшизы) и около 2,2 тыс. франчайзи (примерно 2,3 тыс. франчайзинговых точек).

В последние годы отмечается положительная динамика роста, примерно на одну пятую увеличивается их число ежегодно. Эти показатели демонстрирует ресторанный бизнес и розничная торговля. Среди ресторанов на первом месте фастфуды и рестораны восточной кухни, а в рознечном секторе лидируют бытовая химия, косметика и парфюмерия, а также ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной продажей продуктов питания.

В интернете франшизу предлагают около 500 компаний, а число франчайзинговых точек может превышать 10 тыс. Такой разброс в цифрах происходит оттого, что многие фирмы называют себя франчайзерами, но на деле ими не являются. Это скорее многоуровневый маркетинг с установкой "купи у меня дешевле, продай другому подороже, разницу оставь себе". Профессиональные организации такие компании в статистике не учитывают, однако среди псевдофранчайзеров есть настоящие монстры. Так, "Лавка жизни", торгующая БАД, препаратами для похудения, лечебной косметикой, уже открыла около 5 тыс. лавочек по всей России, 1С-бухгалтерия имеет более 3 тыс. франчайзинговых точек, активно продвигает себя "Форекс Клуб".

Войти в дело может предприниматель, располагающий самыми разными суммами. Самая дешевая франшиза у "Горячих кренделей" - за $500-600 партнера обеспечат оборудованием для торговли кренделями и попкорном. Встречаются предложения и в интервале $1,5-5 тыс., но подавляющее большинство франшиз располагаются в ценовом диапазоне $10-100 тыс., самые востребованные - $15-35 тыс. За эти деньги можно приобрести франшизу обувных салонов "Эконика" и "Монарх", автозаправки ЛУКОЙЛа, копировального центра Xerox. Дорогие мастер-франшизы находятся в сегменте сетей супер- и гипермаркетов, таких как "Пятерочка", "Перекресток", "Седьмой континент", "Копейка". Цена такого вопроса может доходить до $600 тыс. (например, за право торговать под брэндом в определенном регионе). Правда, сейчас продает франшизы только "Копейка". "Седьмой континент" приоритетным считает развитие собственного бизнеса в регионах. "Пятерочка" после нескольких крупных скандалов в регионах начала обратный выкуп бизнеса у франчайзи, а попутно купила и сеть "Перекресток".

Очевидно, что компании с востребованными брендами продают большее количество франшиз. Размер первоначальных инвестиций в проект также имеет принципиальное значение. Так, по статистике единственной в России специализированной выставки BuyBrand, более 40% ее посетителей имеют возможность инвестировать в бизнес до 150 тысяч долларов. Инвестиции в наши рестораны «IL Патио» и «Планета Суши» на порядок выше – около 600 тысяч долларов за каждый. http://www.dv-reclama.ru