Реферат: Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности

Название: Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Содержание

Введение 3

1 История формирования отрасли в РФ 4

2 Закон об основах туристической деятельности в РФ 7

3 Стандартизация и сертификация услуг в сфере туризма 9

3.1 Основные государственные стандарты в сфере туризма 9

3.2 Процедура сертификации 10

3.2.1Порядок проведения сертификации 11

4 Теория и практика реализации законов «О рекламе» и «О защите прав потреби­теля» в РФ при организации туристской деятельности 18

4.1 Теория 18

4.2 Практика 24

5 Финансовая и юридическая безопасность туриста 30

5.1 Финансовые гарантии 30

5.2 Туристские риски в социальной среде 32

Заключение 36

Список использованных источников 37


Введение

В работе, представленной Вашему вниманию, пойдет речь о такой деятельности, как туристская.

Итак, что же это такое туристская деятельность?

Некоторые понимают туристскую деятельность, как деятельность по оказанию туристических услуг.

Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли – это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.

Туристическая услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего путешествия (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т.д.).

Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» под туристской деятельностью понимаются туроператорская, турагентсткая и иная деятельность по организации путешествий. Деятельность, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность, как деятельность по организации путешествия, от деятельности по оказанию туристических услуг.

При разработке и принятии нормативно-правовых актов необходимо учесть актуальные проблемы развития регионального туризма. Ведь федеральный закон призван заложить единые (общие) подходы к государственному на федеральном уровне регулированию в сфере туризма, а закон призван обеспечить туристскую индустрию с учетом особенностей применительно к конкретным территориям региона.

Туризм в России в целом и, особенно в регионах все еще развивающийся комплекс. Поэтому закономерно ведение поиска новых форм работ на рынке туристских услуг, путей решения возникающих в данной ситуации проблем.


1 История формирования отрасли в РФ

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма:а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв.2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализиро­ванный предприятий по производству туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социаль­ного туризма. 4. Туризм после второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, форми­рование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству това­ров и услуг для туризма.Нас интересует туризм начала XX в. Это наиболее яркий этап Российского туризма, именно в XX в. началось зарождение современного туризма.Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, раз­вития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов: 1. Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географи­ческой и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Ту­ризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных про­грамм. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России. 2. Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 ос­новных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреацион­ный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и соци­альные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милита­ристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организаци­онно-хозяйственных тенденций. 3. Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характе­ризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции ту­ризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовав­ших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. С возникновением в 1928 г. обще­ства пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экс­курсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом разви­тие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все но­вых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире матери­альная база социального и самодеятельного туризма. 4. Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества об­служивания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулиро­вать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоре­чия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало фор­мирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерыв­ной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невоз­можность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслужива­ния в рамках административно-командной системы и необходимость широ­кого использования экономических методов. 5. Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития турист­ского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации турист­ского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное разви­тие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе эконо­мических отношений; г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к эконо­мическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной ос­нове.Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в но­вых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практиче­ски исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или пере­стали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., усто­явшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
2 Закон об основах туристической деятельности в РФ Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 но­ября 1996 года. «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направ­ленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передви­жения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рациональ­ного использования туристских ресурсов Российской Федерации.
В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективно­сти инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере ту­ризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отноше­ний, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Россия располагает огром­ным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путеше­ственников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историче­ское и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа».

Туристическая услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей тури­ста непосредственно в рамках проходящего путешествия (например, услуги по размеще­нию, питанию, перевозке и т.д.). Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах турист­ской деятельности» под туристской деятельностью понимаются туроператорская, турагент­сткая и иная деятельность по организации путешествий. Согласитесь, деятельность по организации путешествий и деятельность по оказанию туристических услуг нетождествен­ные понятия? Далее будет раскрыта суть деятельности по организации путешест­вий, но уже здесь хотелось бы заметить, что туристская деятельность – это профессио­нальная деятельность физических и юридических лиц по организации путешест­вий. Деятельность, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важ­ное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность, как деятель­ность по организации путешествия, от деятельности по оказанию туристических ус­луг.

В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективно­сти инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, международ­ных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значе­ние для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Россия рас­полагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема ино­странных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое ис­торическое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.

Полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имущест­вом, а также правоприменительные функции в сфере туризма в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по туризму.

Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», последние изменения в который были внесены 30 декабря 2008 года. Федеральный закон определяет цели, приоритетные направления и способы государствен­ного регулирования туристской деятельности в стране; регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; их защите, обеспече­нии безопасности; регламентирует вопросы международного сотрудничества в указан­ной сфере; устанавливает, что приоритетными направлениями государственного регулиро­вания туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въезд­ного, социального и самодеятельного туризма, а также обеспечение соблюдения прав и сво­бод российских граждан при посещении иностранных государств.

Несмотря на то, что вопросы реализации государственной политики в области ту­ризма подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нужда­ются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.

3 Стандартизация и сертификация услуг в сфере туризма

3.1 Основные государственные стандарты в сфере туризма

Вся туристическая индустрия полагается на четыре основных государственных стан­дарта:

· ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспе­чению безопасности туристов и экскурсантов»;

· ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Классификация гости­ниц»;

· ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Проектирование тури­стских услуг»;

· ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».

В них изложены обязательные требования к туристско-экскурсионному обслужива­нию, которые необходимы для получения сертификата туристической организацией. Каждый из стандартов имеет одинаковую структуру, и после изучения каждого из них можно выне­сти некоторые общие положения, которые являются очень важными и применимыми к каж­дой туристической организации:

· Безопасность туристов.

Туристическая организация, оформляющая тур, несет ответственность за каждого участ­ника, купившего турпакет или индивидуальный тур в ту или иную страну/регион. Туристиче­ская фирма должна уведомлять клиента заранее о возможных психических или физических нагрузках, которые могут угрожать безопасности туристов во время поездки (и информировать во взаимосвязи с чем: особые природные условия, биологические факторы и т.п.); предоставлять информацию о том, как действовать при наступлении чрезвычайных ситуа­ций и предоставить всю контактную информацию для связи с помощью в случаях чрезвы­чайных ситуаций в той или иной стране/регионе.

Транспортные средства, места проживания и весь туристский инвентарь должен соответст­вовать мерам безопасности или требованиям, установленным действующей норматив­ной документацией на те, или иные виды снаряжения/инвентаря. Весь туристиче­ский персонал, участвующий в сопровождении участников тура во время поездки, должен быть подготовлен к ЧП и информирован, как действовать в экстренных случаях.

· Достоверность информации предоставляемая клиентам.

Турагентская или операторская фирма обязана заранее предоставить клиенту достовер­ную информацию о своей фирме, всю необходимую информацию для обеспечения возможности выбора (соотношение цена-качество); о возможных проблемах/задержках сопряжен­ных с оформлением документов (при выборе определенных стран); всю контакт­ную информацию для разрешения проблем при возникновении у клиента вопросов с аннуля­цией договора, претензиями и т.п.; о рисках во время поездки.

· Регионы, предлагаемые туристическими фирмами для отдыха, должны быть экологи­чески чистыми/безопасными для здоровья.

Туристическая фирма должна быть уверена, перед продажей тура, что экологическая и политическая обстановки в выбранной стране не угрожают психологическому и физиче­скому здоровью клиента. Если контракт уже оформлен, и на этой стадии в выбранном ре­гионе произошли какие-либо происшествия, которые могут угрожать здоровью клиента, то туристическая фирма обязана проинформировать клиента о возможном риске при поездке, и в случае желания клиента расторгнуть контакт.

При составлении трасс для туристических маршрутов должны быть учтены природ­ные условия, которые также должны быть безопасны для здоровья клиента. Паспорт трассы должен быть согласован с органами санитарно-эпидемиологической службы; организациями, кон­тролирующими перемещение транспортных средств (авто и/или водная инспекция и т.п.), и органами управления (собственниками) земельными угодьями, по которым проходит трасса туристского похода.

· Высокая профессиональная подготовка сотрудников туристических организаций.

Каждый сотрудник той или иной туристической фирмы обязан быть высоко квалифициро­ванным специалистом в области туристического обслуживания; владеть всей необходимой информацией, которая может понадобиться клиенту; быть честным в отноше­нии предоставления информации о туре, компании и возможных рисках; знать какие дейст­вия предпринимать в ЧС (необходимо для сотрудников туристических организации, сопровож­дающих/обслуживающих клиентов непосредственно в стране временного пребыва­ния).

Все стандарты могут, и должны, быть использованы, как основополагающие моменты для работы с клиентами, организацией туров и т. п.

3.2 Процедура сертификации

Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. Положения данного документа распространяются не только на организа­цию и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а и на такие объекты, как процессы, работы, системы качества.

Развитие отечественной сертификации, активизация деятельности различных струк­тур промышленности, развивающееся техническое видовое законодательство обусловили необходимость упорядочения деятельности по сертификации и формирование условий, обеспечи­вающих интеграцию этой деятельности в Российской Федерации с международной деятельностью.

Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности соз­дают, производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупно­стью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловлен­ные или предполагаемые потребности, запросы, требования потребителей (заказчиков). Это корректируется с определением понятия "качество", установленным ИСО 8402-94 «Управле­ние качеством и обеспечение качества».

Возрастающая на мировом рынке конкуренция приводит к ужесточению требований, кото­рые потребитель и заказчик предъявляют к качеству продукции и услуг. Обычно требова­ния потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разра­ботку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандар­тах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию. Однако, само по себе это нормиро­вание не может быть надежной гарантией того, что требования потребителя (заказ­чика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический меха­низм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существен­ные недостатки.

Таким образом, успешная экономическая деятельность разработчиков, товаропроизводите­лей и поставщиков, их конкурентоспособность на рынке в значительной мере зависят от наличия у них высокоэффективного организационно-технического меха­низма управления и обеспечения качества продукции (услуг), прогрессивной и результатив­ной системы качества, ориентированной на требования потребителя (заказчика). Создание и применение таких систем должно способствовать постоянному улучшению качества и повыше­нию удовлетворенности не только потребителей, а и других заинтересованных лиц (работников предприятия, руководства предприятия, субподрядчиков, общества).

3.2.1 Порядок проведения сертификации

Сертификация продукции включает:

· подачу заявки на сертификацию;

· принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

· отбор, идентификацию образцов и их испытания;

· оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

· анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

· осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

· корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установлен­ным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

· информацию о результатах сертификации.

Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке. Для проведения сертифика­ции продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертифика­ции (при отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертифика­ции интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России, при наличии нескольких органов по сертифика­ции данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них, а при отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ра­боты по сертификации в пределах своей компетенции). Орган по сертификации рассматри­вает заявку и не позднее одного месяца после ее получения и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установ­ленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указыва­ются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредито­ванных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испыта­ния продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.

Отбор, идентификация образцов и их испытания. Испытания проводятся на образцах, кон­струкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продук­ции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавлива­ются в соответствии с нормативными или организационно-методическими докумен­тами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязатель­ной сертификации продукции, утвержден Госкомстатом 8 февраля 1996г.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образ­цам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продук­ции.

Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборато­рия или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществ­лен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лаборато­рий). Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годно­сти продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавли­ваются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продук­ции, протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкрет­ные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не мо­жет быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требова­ниям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытатель­ной лаборатории.

Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по за­явке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выдан­ные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномоч­ными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертифика­ции продукции).

Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с уче­том сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производ­ство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредито­ванными или признанными в системе сертификации.

После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержа­щихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесен­ных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, – орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испыта­ний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.

Оценка производства. В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состоя­ния производства продукции, сертификация производства или системы качества. Поря­док анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производ­ства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.

· Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертифика­ции производства или сертификации системы качества указывают в сертифи­кате на продукцию.

· Выдача сертификата соответствия.

· Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производ­ства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схе­мой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществ­ляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Резуль­таты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного за­ключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформ­ляет сертификат и регистрирует его.

Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертифи­кате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответст­вии со схемой сертификации.

Постановлением Госстандарта РФ от 25 июля 1996г. N 15 абзац второй пункта 3.5.1 на­стоящего Порядка дополнен нижеследующим абзацем:

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:

· группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифициро­ванной по одним и тем же требованиям;

· изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изде­лия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертифика­ции выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует тре­бованиям нормативных документов, установленных для данной продукции, в соответст­вии с п.1.3 настоящего Порядка. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертифика­ции с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производ­ства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям норматив­ных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производ­ства этой продукции.

В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной про­дукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документа­ции делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата вы­дачи сертификата.

Применение знака соответствия. Продукция, на которую выдан сертификат, маркиру­ется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответст­вия осуществляет изготовитель (продавец) в соответствии с лицензией на применение знака соответствия, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной про­дукции, при нанесении на упаковку – на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.

Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются поряд­ком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображе­ние этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции. Изображение знака соответст­вия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых и нему требований.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Инспекционный кон­троль за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертифика­ции) в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, вклю­чающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтвержде­ния, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требова­ниям, подтвержденным при сертификации. Критериями для определения периодично­сти и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасно­сти продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стои­мость проведения инспекционного контроля и т.д.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в по­рядке сертификации однородной продукции. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торго­вых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государствен­ный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.

Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:

· анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;

· создание комиссии для проведения контроля;

· проведение испытаний и анализ их результатов;

· оформление результатов контроля и принятие решений.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результа­тов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производ­ства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выдан­ного сертификата.

Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготови­телю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицен­зию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требова­ниям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

1. изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;

2. изменения конструкции (состава), комплектности продукции;

3. изменения организации и (или) технологии производства;

4. изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испыта­ний, системы обеспечения качества – если перечисленные изменения могут вы­звать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.

Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соот­ветствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласован­ных с органом, его выдавшим , заявитель может устранить обнаруженные при­чины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборато­рии соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то дейст­вие сертификата отменяется и лицензия на право применения знака соответствия аннулиру­ется.

Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата дово­дится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Поря­док и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однород­ной продукции.

Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установлен­ным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

1. приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия;

2. информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 на­стоящего Порядка;

3. устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

4. контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприя­тий.

Изготовитель (продавец):

1. определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с наруше­нием продукции, модель, номер и размер партии;

2. уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опас­ности применения (эксплуатации) продукции.

После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удов­летворительными, орган по сертификации:

1. указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отли­чия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкрет­ном случае определяет характер и вид маркировки;

2. информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 на­стоящего Порядка.

При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их не­эффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицен­зию на применение знака соответствия.

Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую инфор­мацию в пределах своей компетенции.


4 Теория и практика реализации законов «О рекламе» и

«О защите прав потребителя» в РФ при организации

туристской деятельности

4.1 Теория

Вопрос о государственном регулировании туристской деятельности в целом стал очень актуальным в настоящее время. Этой проблеме посвящено немало исследований. Изуче­ние государственного регулирования туристского сектора экономики предполагает рассмот­рение двух аспектов: регулирование туризма как сферы бизнеса и государственную поддержку туризма как доходного сектора экономики. Первый аспект предполагает создание ши­рокой законодательной и налоговой базы и формирование системы исполнительных орга­нов разных уровней, осуществляющих контроль. Второй аспект, то есть государственная под­держка, осуществляется посредством создания национальной туристской администрации с целью продвижения страны как объекта туристского интереса на мировом рынке. Нас интере­сует второй аспект, хотя его изучение невозможно без рассмотрения вопросов, касаю­щихся государственного регулирования, как туризма, так и рекламы.

Необходимость государственного, а также общественного регулирования рекламы можно объяснить тем, что у различных участников экономической деятельности интересы часто не совпадают, и нередко даже входят в противоречия. То есть, если одна сторона заинтере­сована в сбыте по максимально высоким ценам той продукции, которую она произ­вела, то другая – стремится приобрести качественный товар или услугу, которые полностью совпадают с её потребностью и имеют приемлемую цену. С помощью рекламы производи­тель или продавец старается «навязать» товар покупателю всеми возможными способами, к сожалению, не всегда честными. Поэтому в рекламе достоинства товара или услуги не про­сто хорошо продемонстрированы, а преувеличены и даже гиперболизированы.

Однако и сам продавец нуждается в защите от посягательств на его идеи, на имидж това­ров или фирмы, на товарный знак. Поэтому необходимы рамки, регламентирующие деятель­ность в сфере рекламы. Исторически к этой необходимости пришли давно. Еще в XVII в. английский король Карл II издал указ о запрещении рекламы на улицах Лондона, объяс­няя такую необходимость большим объемом наружной рекламы. Это один из первых фактов вмешательства государства в рекламную деятельность. Первый закон о рекламе был принят английским парламентом в 1752г. Этот закон ограничивал распространение недобросове­стной рекламы. В 1889г. английское правительство издало постановление «Про­тив непристойной рекламы». С середины XIX в. товарные знаки стали регистрировать как «защищаемую промышленную собственность». Закон о рекламе в Германии появился в 1886г., в США функционирование рекламы регламентировалось рядом законов, разработан­ных в основном в начале XX в. Многие из подобных законов принимались под давлением обществ по защите прав потребителей. Что касается общественного регулирования рекламы, то в кон. XIX – нач. XX в.в. в Европе и США возникают различные общества рекламистов. Под их эгидой организовывались различные цензорские комитеты.

В России первая редакция Федерального закона «О рекламе» была издана 18 июня 1995г. (его последняя редакция относится к 30 декабря 2001г., а в настоящее время обсужда­ются новые поправки к закону «О рекламе»). Он является базовым в регулировании рекламы. За­кон регулирует «отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распростра­нения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации...». Дан­ный закон призван защищать граждан и производителей от недобросовестной конкуренции и: её по­рождения – ненадлежащей рекламы, то есть «недобросовестной, недостоверной, неэтич­ной, заведомо ложной и иной рекламы, в которой допущены нарушения требований к её содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательст­вом Российской Федерации». Все вышеперечисленные виды ненадлежащей рекламы запре­щены законом. К этому следует добавить скрытую рекламу, которая оказывает неосознавае­мое потребителем воздействие на его восприятие. Поэтому в законе сформулировано однознач­ное требование возможности распознавания рекламы.

Некоторые пункты закона «О рекламе» дополняются законом «Об основах туристиче­ской деятельности в РФ». Например, вопрос о ли­цензировании. Поскольку гостиничный биз­нес является отраслью, подлежащей лицензированию, то данные о лицензии должны присутст­вовать в рекламной продукции. Также об этом говорится в законе РФ «О сертифика­ции продукции и услуг». До последнего времени туристский бизнес также подлежал лицензирова­нию, однако сейчас поднят вопрос об отмене лицензирования в туристском биз­несе. Нельзя не назвать и другие документы законодательного характера, относящиеся к этой сфере: закон РФ «О средствах массовой информации», закон «О конкуренции», указ прези­дента России «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О гарантиях граж­дан на охрану здоровья при распространении рекламы», статьи 8 и 34 Конституции РФ «О запрещении недобросовестной рекламы», статья 182 УК «О заведомо ложной рекламе» и дру­гие.

Как известно, туризм можно классифицировать на выездной, въездной и внутренний. Со­временные российские реалии дали толчок к развитию в первую очередь выездного ту­ризма, поскольку данный вид деятельности не требует капиталовложений в туристскую индуст­рию и создание турпродукта. Этот вид туризма основан на продаже туристского про­дукта других стран в России. В настоящее время Россия является донором в системе международ­ного туризма. Выезд граждан России за рубеж является по своей сути импортом турпродукта. Именно такой импорт активно развивается. Российский турист стал привлекатель­ным объектом внимания туристских фирм многих стран мира. Об этом свидетельст­вует их активное участие в туристских выставках и других мероприятиях посвящен­ных выездному туризму. По оценкам западных экспертов Россия должна получать от туризма до 7 млрд. долларов, однако адекватных доходов бюджета не имеется. Наиболее ощутимый урон экономике страны приносит вывоз волюты туристами за рубеж. В среднем каждый турист вывозит от 500 до 2500 долларов США. По данным Центрального Банка России, наши соотечественники ежегодно вывозят из страны около 11 миллиардов долларов. Именно поэтому Всемирная Торговая Организация включила Россию, наряду с такими стра­нами как США, Германия, Великобритания, Франция в число крупнейших импортеров турист­ских услуг. Доля России составляет около 2,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, в то время как доля экспорта – менее 0,6%. В настоящий мо­мент за российских туристов, при поддержке собственных национальных правительств, «борются» крупнейшие мировые туроператоры. Российский турист стоит перед выбором: либо отдыхать в России, либо за рубежом и, к сожалению, чаще выбирает заграницу.

Экспорт, то есть въездной туризм развивается значительно медленнее. Можно даже ска­зать, что число иностранцев в России почти стабильно: въездной поток в 2001г. составил 7 млн. человек, а в 2002г. – 7,9 млн. человек. Для сравнения: в 30-е гг. XX в. в Россию въез­жало примерно 6 млн. человек в год. Причем статистика свидетельствует о преобладании поез­док по нетуристским целям. Деловые или частные цели составляют 66%. На долю ту­ризма приходится лишь чуть более 14 %. Можно сделать вывод, что сальдо туристских пото­ков всегда является отрицательным.

На данном этапе экономическая эффективность въездного туризма невелика: значи­мая часть доходов от туризма образуется не за счет поступлений от туристской отрасли, а за счет продажи товаров и услуг в дестинации. Также не всегда легальное, зарегистрированное, а, следовательно, не облагаемое налогами проникновение иностранных туристских фирм на рынок приема туристов снижает эффективность туристской сферы.

Поскольку туризм в настоящее время является одной из наиболее высокодоходных отрас­лей экономики и важной статьей бюджета некоторых государств, на международном туристском рынке весьма высока конкуренция между дестинациями. Результаты конкурент­ной борьбы такого уровня во многом зависят от государственной политики по продвижению национального туристского продукта. Конечно, развитие въездного туризма в стране зависит от очень многих факторов, в том числе от географического положения страны; от качества и состояния туристских ресурсов, инфраструктуры и многого другого. Но реклама региона или страны играет далеко не последнюю роль. Важно сформировать привлекательный имидж дестина­ции, интерес к стране, её культурному достоянию.

В настоящее время почти не осталось стран, которые не стремятся завлечь туристов. По­этому совокупность всего туристского продукта, предлагаемого данной страной представ­ляет собой национальный туристический продукт. Также под национальным турпродуктом понимают «результат деятельности государства по привлечению и обслуживание туристов и формированию собственного имиджа». Продвижением национального турпродукта занима­ется государственный орган – национальная туристическая администрация. Большую часть средств национальных туристических администраций составляют государственные ассигнова­ния. Например, в Испании, Сингапуре, Таиланде, Тунисе, Шри-Ланке, Польше рек­лама: национального турпродукта осуществляется исключительно на государственные сред­ства. Например, для продвижения туристических возможностей Исландии в 1964г. была соз­дана государственная структура «IcelandicTouristBoard». Сегодня ее бюджет на маркетинг составляет 20 миллионов евро. В некоторых странах в формировании бюджета туристиче­ских организаций участвуют коммерческие предприятия сферы туризма. Средства туристиче­ских администраций идут не только на проведение рекламных мероприятий, на организацию работы своих представительств за рубежом, но и на развитие внутреннего ту­ризма и на поддержание материально-технической базы внутри страны.

Что касается Российской Федерации, можно выделить некоторые особенности. В Рос­сии практически в каждом субъекте Федерации есть туристские администрации или информаци­онные центры, призванные заниматься маркетингом и продвижением своих регио­нов на внешнем и внутреннем туристских рынках. Также задачи туристических администра­ций в предоставлении туристам информации о туристской инфраструктуре, то есть о транспорте, гостиницах, санаториях, объектах культуры, торговли, спорта, обществен­ного питания. Многие вопросы деятельности этих центров еще не решены. Поэтому можно сказать, что органы, осуществляющие государственную поддержку туристской сферы, уже в течение многих лет находятся на стадии становления. Это подтверждает и тот факт, что исполни­тельный орган, регулирующий туристскую отрасль во всей России, очень часто ме­нялся. Например:

· Апрель 1991г. – упразднение Государственного комитета СССР по иностранному ту­ризму; создание Совета по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР;

· Март 1992г. – упразднение Совета по иностранному туризму при Кабинете Минист­ров СССР; создание Министерства культуры и ту­ризма РФ;

· Сентябрь 1992г. – упразднение Министерства культуры и туризма РФ; создание Ко­митета РФ по туризму;

· Январь 1994г. – упразднение Комитета РФ по туризму; создание Комитета РФ по фи­зической культуре и туризму;

· Август 1994г. – упразднение Комитета РФ по физической культуре и туризму; созда­ние Государственного комитета по физической культуре и туризму РФ;

И так далее. С 2000г. роль национальной туристской администрации выполнял Департамент туризма Минэкономразвития РФ. Департаменту эти функции были переданы от уп­раздненного Министерства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации роль национальной туристической администрации выполняет Федеральное агентство по физической культуре, спорту и ту­ризму при Министерстве здравоохранения и социального развития, которому туристическая отрасль была передана от Департамента по туризму при Министерстве экономического разви­тия и торговли.

Подобная ситуация не только отрицательно сказывалась на авторитете власти, но и вно­сила неразбериху в работу властей, так как вслед за головными органами последова­тельно возникали и исчезали местные органы туристского управления. Ещё одно плачевное последствие – отсутствие ответственности за выполнение решений руководящих туристских органов. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ», а также всевозможные указы и рекомендации в большинстве своем остались на бумаге. Это происходило, во-пер­вых, из-за того, что многие документы имеют весьма обтекаемые и неконкретные формули­ровки. Во-вторых, невыполнение программ можно объяснить тривиально – отсутствием финанси­рования.

Однако относительно финансирования в последнее время стали появляться радостные вести; в 2001г. в поправках к ФЗ «О бюджетной классификации РФ» впервые появился самостоя­тельный подраздел «Туризм», целевая статья «Государственная поддержка ту­ризма» и вид расходов «Финансирование развития туризма». Надо сказать, что в 1999г. в 41 регионе РФ расходы на туризм из региональных бюджетов напрямую, не финансировались, в 2001г. таких регионов осталось 23, а в 2002г. – 19 регионов.

В последние годы сделаны некоторые подвижки в отношении развития туризма. Во мно­гих регионах разработаны программы развития внутреннего и въездного туризма. Со­гласно данным Департамента туризма Минэкономразвития, подавляющее большинство регио­нов участвует в международных туристских выставках. В России регулярно проводится около семидесяти туристских выставок. Большинство из них носит региональный характер. Многие регионы имеют возможность выставляться только на совместном стенде Департамента туризма Минэкономразвития. Также оговорюсь, что речь идет о международ­ных выставках, происходящих в России, например, MITT, «Отдых», Inwetex. Разумеется, Россия принимает участие в крупнейших международных выставках в Лондоне, Берлине, Милане, Мадриде, Шанхае.

Однако современные Российские реалии таковы, что государственных и частных средств на продвижение туризма не хватает. Как правило, на международных туристических выставках Россия представлена только Санкт-Петербургом, Золотым Кольцом и Москвой, как наиболее ориентированными на внешний рынок дестинациями (в большинстве случаев за счет средств частного бизнеса), хотя согласно Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» предполагается «развертывание широкомасштабной реклам­ной компании по продвижению отечественного туристского продукта на мировом рынке». Поэтому, к сожалению, в настоящее время нельзя говорить о полномасштабной под­держке туризма со стороны правительства.

Следует отметить, что развитие въездного туризма требует гораздо больших вложе­ний, чем развитие выездного. Причем вложений не только в индустрию туризма, но и в инфра­структуру страны в целом.

Как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости, вложен­ного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплекс­ного туристского продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфра­структуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристских услуг. Пока не налажено отвечающее современным требованием сообщение между регио­нами, пока не инвестированы капиталы в модернизацию туристской инфраструктуры, Россию сложно назвать привлекательной туристской дестинацией. Проблему привлечения иностранных туристов в Россию невозможно решить только за счет туристских компаний, необходима серьезная государственная поддержка, продуманные маркетинговые и PR-кампа­нии на международном уровне.

В заключении хочу сказать, что развитие туризма – это долгий процесс. В этом смысле показателен пример Турции, одной из самых популярных стран с точки зрения ту­ризма. Свой путь к превращению в лидирующую туристскую державу Турция начала с 1962г. Це­лых 25 лет создавался благоприятный инвестиционный климат, готовились кадры, велось строительство. Россию ожидает нечто подобное. Всемирная туристская организация прогнози­рует, что к 2020г. въездной поток в Россию составит 50 миллионов, человек.


4.2 Практика

По результатам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека в 2008 году было проверено 2149 субъектов турист­ской деятельности, из них 1551 субъект осуществлял туристскую деятельность с наруше­ниями требований законодательства о защите прав потребителей. При этом по обращениям граждан проверки проводились в каждом 4 случае от общего числа проверок, доводы кото­рых подтверждены в 69%. В ходе данных проверок было выявлено 4095 фактов нарушений требований законодательства, регулирующего правоотношения в области туристической деятель­ности, где:

31% приходится на нарушение права потребителей (туристов) на информацию об исполни­теле (туроператоре, турагенте), о туристском продукте (статьи 8-12 Закона о защите прав потребителей; статьи 6 и 14 Закона об основах туристской деятельности, пункты 4 и 5 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта);

34% приходится на нарушения порядка заключения договора о реализации турист­ского продукта, из них 25% (348 фактов) касаются включения в договор условий, ущемляю­щих права потребителей (статья 16 Закона о защите прав потребителей, статьи 10, 10.1 и 17 Закона об основах туристской деятельности);

9% приходится на ненадлежащее исполнение условий договора, в том числе в отноше­нии качества услуг, нарушения сроков передачи договоров (статьи 4, 28-32 Закона о защите прав потребителей, пункт 19 Правил оказания услуг по реализации туристского про­дукта).

Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодатель­ства о защите прав потребителей при оказании туристических услуг остается для Роспотребнадзора актуальной и в настоящее время.

Так, в ходе проведения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека эпидемиологических расследований случаев заболева­ния высокопатогенным вирусом гриппа А(Н1N1) среди детей, выезжавших в со­ставе организованных групп за рубеж на учебу по программам, интерпретируемых как «языко­вые курсы», было установлено, что выезд организовывался частными лицами по догово­ренности с учебными заведениями и туристическими компаниями. Признаки заболева­ния в большинстве случае отмечались в период нахождения детей на курсах.

В связи с возникновением угрозы причинения вреда здоровью граждан территориаль­ными органами Роспотребнадзора были проведены предусмотренные действующим законодатель­ством меры, направленные на выявление нарушений законодательства о защите прав потребителей в части соблюдения требований к предоставлению потребителям информа­ции при оказании им туристических и иных услуг по организации путешествий.

В результате проведенных мероприятий были выявлены факты нарушений требова­ний пунктов 7, 10 и 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержден­ных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452 (далее – Правила оказания туристских услуг), статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об ос­новах туристской деятельности) и статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в части не соблюдения прав потребителей на получение полной и достоверной информации о турист­ском продукте, об опасности повышенного риска по инфекционным заболеваниям, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия, а также о санитарно-эпидемиологических правилах.

Кроме этого установлено, что договорные отношения между субъектами Закона о туристи­ческой деятельности оформлялись с использованием различных форм договоров, преду­смотренных частью II Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно сторо­нами заключались договоры на участие в образовательной программе за рубежом, на информиро­вание и консультационное обслуживание, на оказание образовательных услуг, а также в форме поручения и агентирования и т.п., условия которых ущемляют установленные зако­ном права потребителя.

В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо­лучия человека обращает внимание на необходимость усиления контроля со стороны тер­риториальных органов Роспотребнадзора за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими туристическую деятельность, прав потребителей с применением к нарушите­лям адекватных мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера в рамках компетенции Роспотребнадзора.

При проведении соответствующих мероприятий по расследованию случаев заболева­ния туристов гриппом А(Н1N1) следует устанавливать фактические обстоятельства доведе­ния до потребителей полной и достоверной информации о туристском продукте, его потребитель­ских свойствах, уделяя особое внимание информированию туриста в момент заключе­ния соответствующего договора, в объеме необходимом для обеспечения его безопасно­сти в стране временного пребывания.

Права и обязанности субъектов договора оказания услуг, связанных с туристической и иной деятельностью по организации путешествий, предусмотренные в тех или иных формах договорных отношений, должны рассматриваться как взаимные, где право одной из сторон договора соответствуют обязанности другой стороны. В случае отсутствия урегулирования в этих договорах порядка и объема информирования туриста, к ним должны применяться соответст­вующие нормы правовых актов.

В частности, право потребителя (туриста) на получение полной и достоверной информа­ции (о туристском продукте и его потребительских свойствах), обеспечивающей возмож­ность правильного выбора, императивно установлено п. 7 Правил оказания турист­ских услуг, ст. 14 Закона об основах туристической деятельности и ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

При этом требования к информированию потребителя, определенные ст. 14 Закона об осно­вах туристической деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 7 За­кона о защите прав потребителей, как одну из мер, направленных на обеспечение безопасно­сти туриста во время путешествия.

Помимо этого необходимо учесть, что право граждан на получение информации о сани­тарно-эпидемиологической обстановке в стране пребывания также может основываться на положениях ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», при наличии соответствующей обязанности у юридических лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, установ­ленной ст. 11 этого же закона и п. 8 постановления Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 11 мая 2007г. № 27 «О реализации международ­ных медико-санитарных правил (2005)» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 31.05.2007 № 9575).

В целях установления обстоятельств правонарушений, совершаемых в указанной об­ласти правоотношений, необходимо также использовать предоставленные полномочия по проведению административного расследования в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что административное расследование представляет собой ком­плекс процессуальных действий должностных лиц Роспотребнадзора, направленных на установле­ние всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юриди­ческую квалификацию и процессуальное оформление.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных дейст­вий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем установления потерпевших, свидетелей, истребования необходимых сведений и иных мер, предусмотрен­ных в гл. 26, 27 КоАП РФ.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на ряд особенностей, связанных с право­вым регулированием договорных отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и потребителями в сфере туристической деятельности.

На сегодняшний день при осуществлении туристической деятельности применяются раз­личные формы договоров, предусмотренных частью II Гражданского кодекса Российской Федерации, легитимность существования которых в данной сфере правоотношений обуславлива­ется положениями Закона об основах туристической деятельности и Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская деятель­ность это деятельность, осуществляемая туроператорами и турагентами, а также иная дея­тельность по организации путешествий. Где, иная деятельность по организации путешест­вий туристов, не связанная с непосредственной реализацией туристического про­дукта, возможна в форме оказания иных возмездных услуг.

Соответственно, в таких случаях ответственность исполнителя услуг будет опреде­ляться из существа предоставляемой возмездной услуги по организации путешествия, т.е. из его содержания (объема прав и обязанностей сторон) и предмета договора. К такого рода договор­ным отношениям будут применять положения гл. 39 ГК РФ и главы III Закона о за­щите прав потребителей. При этом, непосредственная реализация туристического продукта возможна исключительно туроператором или турагентом, на основании соответствующего договора, отвечающего требованиям ст. 10 и 10.1 Закона об основах туристической деятельно­сти и Правил оказания туристских услуг.

Об особенностях правоприменения законодательства о защите прав потребителей при реа­лизации туристического продукта необходимо руководствоваться письмом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 авгу­ста 2007г. № 0100/8935-07-32.

Важно также учесть, что заключение договора возмездных услуг по форме, отличной от установленной Законом об основах туристической деятельности, не должно подменять фактических действий исполнителя услуг по реализации туристского продукта.

Усматривая такого рода действия исполнителя услуг, соответствующую сделку воз­можно квалифицировать как совершенную с целью «прикрыть» другую сделку, либо она совер­шена под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. К таким сделкам могут быть применены соответствующие нормы ГК РФ о недействительности сделок в установ­ленном порядке.

Помимо этого необходимо также иметь в виду, что правовое регулирование таких граждан­ско-правовых отношений, где стороной договора является иностранный эмитент, осущест­вляется по правилам главы 68 ГК РФ. В частности, пределы применения законодатель­ства о защите прав потребителей императивно определены в ст. 1212 ГК РФ.

По общему правилу, выбор права, подлежащего применению к договору, стороной кото­рого является физическое лицо – потребитель, не может повлечь за собой лишение потреби­теля защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключе­ния договора; 2) контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потреби­теля в этой стране; 3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было иницииро­вано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.

В целях недопущения распространения вируса гриппа A(H1N1) и предупреждения дейст­вий по его заносу на территорию Российской Федерации Федеральной службой по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах своих полномо­чий были предприняты необходимые меры по информированию о наличии угрозы инфекцион­ных заболеваний в странах, неблагополучных по гриппу. В том числе информирова­ние осуществлялась в рамках п. 8, п.9 Постановления Главного государствен­ного санитарного врача от 06 мая 2009г. № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распростра­нению высокопатогенного вируса гриппа на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2009г. N 13927) через Федеральное агентство по туризму письмами Федеральной службы «О мерах по предупреждению завозных случаев панде­мического гриппа» от 27.04.2009 № 01/5667-9-23, от 30.05.2009 № 01/7518-9-23, от 17.07.2009 № 01/10134-9-23, через средства массовой информации, а также в оперативном режиме соответствующая информация регулярно размещалась на официальном сайте Роспотребнадзора.

Несмотря на принятые Федеральной службой меры по предупреждению распростране­ния высокопатогенного вируса гриппа на территории Российской Федерации продолжают регистрироваться новые случаи завоза этого заболевания.

Важно отметить, что кроме существенного вреда здоровью пострадавшим туристам нано­сится моральный вред, в связи с не достижением ими целей туристической поездки (путеше­ствия), государством при этом тратится 250 тысяч рублей на одного заболевшего для вос­становления его здоровья. В частности, в связи проведением обследования и лечения 20 детей из Свердловской области, заболевших гриппом, проведением противоэпидемических мероприятий было потрачено около 5 миллионов рублей, в расчет экономического ущерба учтены затраты на лечение детей, пребывание их в стационаре, лабораторные исследования и противоэпидемические мероприятия.

В целях принятия действенных мер по фактам нарушений санитарно-эпидемиологиче­ского законодательства, законодательства о защите прав потребителей и об основах туристиче­ской деятельности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека проинформировала Генеральную прокуратору Российской Федерации о сложившейся ситуацией и принимаемых Роспотребнадзором мерах, с целью оказания содействия и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере международного ту­ризма.

С учетом изложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека предлагает определить комплекс системных мер, направ­ленных на повышение эффективности защиты прав потребителей туристических ус­луг, предусматривающих в том числе проведение соответствующих мероприятий по кон­тролю в отношении субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, на предмет соблюдения ими требований действующего законодательства Российской Федерации, с примене­нием мер, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государст­венного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом следует продолжить практику применения в указанной области потребитель­ских правоотношений соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и реализации полномочий, закрепленных ст. 40 За­кона РФ «О защите прав потребителей», в том числе, с активным применением мер граждан­ско-правовой защиты потребителей (неопределенного круга потребителей) в судебных инстан­циях (в пределах компетенции, закрепленной соответствующими положениями статей 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).


5 Финансовая и юридическая безопасность туриста

5.1 Финансовые гарантии

В качестве финансовых гарантий применяются банковская гарантия возмещения убыт­ков или страхование гражданской ответственности. Гарантом или страховщиком может быть организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.

Банковская гарантия возмещения убытков, выдаваемая в обеспечение обязательств туропе­ратора, не может быть отозвана. Договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно.

Размер финансовой гарантии составляет:

· для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного ту­ризма, – 10 млн рублей;

· для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, – 1 млн рублей;

· для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и междуна­родного туризма, – 10 млн рублей.

Срок действия финансовой гарантии указывается в документах, содержащих гарантий­ные обязательства, и не может быть менее одного года. Финансовая гарантия на но­вый срок должна быть получена туроператором не позднее чем за три месяца до истечения срока действующей финансовой гарантии. Финансовая гарантия на новый срок вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия ранее выданной финансовой гаран­тии.

Сведения о наличии у туроператора финансовой гарантии на новый срок представля­ются в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее чем за три ме­сяца до истечения срока действующей финансовой гарантии.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обяза­тельств турист вправе предъявить требование о возмещении убытков непосредственно к организа­ции, предоставившей финансовую гарантию. Предъявление такого требования осуществ­ляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Требование туриста об уплате денежной суммы по банковской гарантии возмещения убыт­ков представляется организации, выдавшей банковскую гарантию, в письменной форме. В этом требовании указываются фамилия, имя и отчество туриста, номер банковской гаран­тии, дата ее выдачи и срок действия, наименование туроператора, в обеспечение обяза­тельств которого выдана банковская гарантия, номер и дата договора о реализации турист­ского продукта, а также подлежащая уплате денежная сумма. К требованию турист прила­гает копию своего паспорта или иного заменяющего паспорт документа, а также согласие туроператора в письменной форме на удовлетворение такого требования с указанием денеж­ной суммы, подлежащей уплате, которая должна быть обеспечена банковской гарантией и соответствовать денежной сумме, указанной в требовании.

При отказе туроператора дать согласие на удовлетворение требования туриста уплата де­нежной суммы по банковской гарантии осуществляется на основании вступившего в закон­ную силу судебного решения. В этом случае в требовании наряду со сведениями, предусмот­ренными частью седьмой настоящей статьи, указываются также номер и дата судеб­ного решения, а подлежащая уплате денежная сумма указывается в размере, определен­ном этим судебным решением. К требованию прилагается заверенная судом копия судебного ре­шения. Для исполнения своих обязательств по банковской гарантии организация, выдав­шая банковскую гарантию, не вправе требовать представления иных документов.

Если в качестве финансовой гарантии применяется страхование гражданской ответственно­сти, в договоре страхования, заключаемом туроператором со страховой организа­цией, должны предусматриваться:

· порядок и сроки уведомления туристом страховой организации о наступлении стра­хового случая;

· порядок и сроки предъявления туристом требования о страховой выплате непосред­ственно к страховой организации;

· основания освобождения страховой организации от страховой выплаты туристу.

Возмещение убытков за счет средств финансовой гарантии осуществляется организа­цией, предоставившей финансовую гарантию, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Наибольшее число вопросов традиционно вызывают суммы финансовых гарантий – отсут­ствие дифференциации пропорционально масштабам и видам деятельности. Действи­тельно, сумма страхового покрытия для крупнейших туроператоров, работающих на авиачартер­ном рынке, и небольшого регионального туроператора, продающего индивидуаль­ные туры в Крым, следуя этому проекту, будет одинаковой. Стоимость страхова­ния в данном случае может составлять 3-5% от размера страхового покрытия, то есть в международном (въездном и выездном) туризме это составит 300-400 тысяч рублей в год.

Не вызывает сомнений тот факт, что многие туроператоры не смогут получить, или, по крайней мере, быстро получить, необходимую финансовую гарантию. И это произойдет вовсе не вследствие его ненадежности или недобросовестности: просто ни банку, ни страхов­щику он будет неинтересен как клиент.

Что касается порядка получения туристом денег по финансовой гарантии, то все будет за­висеть от условий банковской гарантии или страхования гражданской ответственности. И та и другая услуга предоставляется самостоятельными структурами – банком и страховщи­ком, действующими на основании собственных правил и регламентов. Весьма вероятно, что правоприменительная практика сложится таким образом, что получить туристу деньги по финансовой гарантии будет весьма затруднительно, в особенности если турист будет из даль­него региона, а туроператор в Москве.

В настоящий момент мы разрабатываем совместные предложения со страховщиками, на­правленные на минимизацию затрат туроператоров на оформление финансовых гарантий.

5.2 Туристские риски в социальной среде

Обычные правонарушения (воровство, карманные кражи, нападения, кражи со взло­мом, мошенничество и т. д.). По итогам обширного обследования ВТО более 8 миллионов европейцев (3% всех путешественников) стали в ходе заграничных поездок жертвами серьез­ных преступлений. Самыми обычными преступлениями были ограбление (кража), похище­ние сумки, обмен денег с подлогом, кража наличных денег, кредитных карточек и чеков. Час­тота преступлений возрастает при самостоятельных поездках и падает при организован­ном туризме. Риск преступности зависит от типа отдыха, например зимний отдых в горах связан с наибольшим риском в плане преступности. Проживание в гостиницах и у знакомых (родственников) более безопасно, чем в других средствах размещения; молодые путешествен­ники, особенно женского пола, подвергаются большему риску, чем лица старше 50 лет и родители с маленькими детьми.

Беспорядочное и целенаправленное насилие (например, изнасилование) и домогатель­ства; Организованная преступность (вымогательство, принуждение к занятию проституцией, насилие над личностью и т. д.).

Официальными мерами международной борьбы с организованной преступностью стали:

· Ограничение въезда преступников в страну, то есть организация системы кон­троля в аэропортах и других пунктах въезда, позволяющая законным путешественни­кам въезжать в страну с минимумом проблем, а преступникам созда­вать определенные барьеры. Дополнительные меры предосторожности должны быть предприняты со стороны гостиниц и других предприятий размеще­ния, компаний по аренде автомобилей и других видов транспорта.

· Определение истинной природы актов насилия и подготовка специальных рекомен­даций для туристов и туристского бизнеса. Например, на определенном этапе мексиканские власти столкнулись с рядом проблем, связанных с автомобиль­ными и автобусными турами. Была организована дорожная служба турист­ской полиции – «Зеленые ангелы» и подготовлен большой пакет информацион­ных материалов для туристов о том, как в безопасности путешество­вать по Мексике на автомобиле или автобусе.

· Предоставление точной информации в СМИ в целях понимания природы актов наси­лия, истинного уровня рисков, путей и способов их избегания или сведения к ми­нимуму.

· Обеспечение поддержки со стороны местного населения, заинтересованного в разви­тии турбизнеса. Нетерпимое отношение к преступникам в турцентре исклю­чает многие преступления.

Терроризм (то есть нападение на государственные учреждения или причинение ущерба государственным интересам и т. д.), воздушное пиратство и захват заложников. Среди реальных опасностей, с которыми сталкиваются туристы, организованная преступ­ность и терроризм занимают одно из последних мест, однако они занимают одно из первых мест в представлениях путешественников о безопасных туристских направлениях и выборе места проведения отпуска. Человек, находящийся в привычной среде своего обитания, пони­мает присущие этой среде факторы риска и умеет жить с ними. Но тот же самый человек, оказав­шийся в роли туриста, не желает испытывать чувство беспокойства в связи с непредсказуе­мыми рисками, которые могут возникнуть на почве насилия. Туристу, не знаю­щему языка, не ориентирующемуся на местности, крайне трудно понять местные порядки и правила. Поэтому он поедет туда, где ему не придется иметь дело с вышеперечисленными опасностями.

Учитывая, какой экономический урон может быть нанесен туриндустрии, террористиче­ские и преступные группы избрали туризм в качестве мишени, чтобы оказать соответствующее давление на свое правительство. Обычно цель, преследуемая ими, заключа­ется в создании паники и страха, а не в убийстве людей, но все может обернуться иначе, и в ряде случаев среди туристов были убитые и раненые.

В целях борьбы с терроризмом мировое сообщество заключило целый ряд международ­ных конвенций (Конвенция Лиги наций 1937 года по предотвращению актов терро­ризма, Токийская конвенция о терроризме 1963 года, Монреальская конвенция 1971 года о безопасности гражданской авиации, Европейская конвенция 1976 года, Конвенция ООН 1979 года и др.). В решениях этих конвенций даны определения террористического акта, которые в обобщенном виде можно обозначить так: «Поведение лица или группы лиц, служащее стратегии прямого насилия, затрагивающее международные отношения, направлен­ное против государства и имеющее цель устрашить определенных лиц или пуб­лику с использованием гранат, бомб, ракет и другого оружия».

Войны, социальные конфликты, а также политические и религиозные беспорядки. В госу­дарствах со сложной обстановкой российским турфирмам рекомендуется регистриро­вать туристов в зарубежных дипломатических представительствах или консульских учрежде­ниях. При этом необходимо предоставлять сведения о месте размещения группы, числе туристов, сроках поездки, маршруте и иные сведения. Аналогичные рекомендации пропи­саны в памятке на последней странице российского заграничного паспорта. Турфирмы, на­правляющие российских граждан за границу, в первую очередь в страны со сложной соци­ально-политической, санитарно-эпидемиологической или иной неблагоприятной обстанов­кой, должны соответствующим образом подготовить туристов. Необходимые консультации турфирмы могут получить в Государственном комитете по физической культуре, спорту и туризму России и органах управления туризмом в субъектах РФ.

Представитель турфирмы (руководитель, старший из группы, а лучше все туристы) в по­ездке должен иметь телефоны посольства и консульства РФ в посещаемой стране и при необходимости зарегистрировать туристов.

По состоянию на первое полугодие 2000 года не рекомендовалось посещать следую­щие страны (войны, тоталитарный режим, осадное положение, безвластие, терроризм): Алжир, Ангола, Афганистан, Бурунди, Гватемала, Ирак, Индия, Йемен, Колумбия, Ливия, Мозамбик, Мьянма, Руанда, Шри-Ланка, Эфиопия. Туризм ограничен в Албании, Иране и Пакистане (только бизнес-туризм), Ливане, Саудовской Аравии (только паломничество), стра­нах бывшей Югославии, Перу.

Отсутствие социальной и правовой защиты. Обеспечение социальной и правовой за­щиты в первую очередь возлагается на государство, создающее юридическую, институциональ­ную и судебную систему, в рамках которой могут эффективно решаться во­просы безопасности туристов. Действенным способом, который используется в ряде стран для оценки юридической ситуации в области защиты и безопасности туристов, является проведе­ние систематического анализа проблем, связанных с защитой и безопасностью тури­стов, и их сопоставление с теми юридическими нормами и процедурами, с помощью кото­рых они решаются сегодня.

Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» российские тури­сты при заграничных поездках находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Так, если на территории иностранного государства, где находятся туристы, возни­кает чрезвычайная ситуация, то Российской Федерацией будут приняты все меры по обеспечению их безопасности. Если на территории того или иного иностранного государства воз­никают обстоятельства, затрудняющие принятие мер по защите туристов, то Правительство РФ должно давать рекомендации о нежелательности въезда в такое государ­ство.


Заключение

Приииииивееееееет!


Список использованных источников

1 История туризма. Туризм в дореволюционной России и СССР [Электронный ресурс] / Первый журнал туриста TOUR MAG – Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.tour-mag.ru/2008/03/26/istoriya-turizma-turizm-v-dorevolyucionnoj-rossii-i-sssr/, свободный – Яз. рус.

2 Рахмалёва О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление: Учебное посо­бие / О.В. Рахмалёва, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова – М.: Пресс-сервис, 1998.

3 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5491.

4 Правоприменительная практика реализации Федерального закона «Об основах турист­ской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / ГАРАНТ – Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, прак­тика – Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/action/interview/10223/, свобод­ный – Яз. рус.

5 Суворов Е.Д. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности [Электрон­ный ресурс] / Эрудиция – Российская электронная библиотека – Электрон, дан. – Режим дос­тупа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.28416_1.html, свободный – Яз. рус.

6 ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов – М.: Издательство стандартов, 1994.

7 ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц – М.: Издательство стандартов, 1994.

8 ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг – М.: Издательство стандартов, 1994.

9 ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования – М.: Издательство стандар­тов, 2000.

10 Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме / Г.М. Дехтярь – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

11 Онищенко Г.Г. Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/letters/7066, свобод­ный – Яз. рус.

12 Иванова Е. Туристская реклама на государственном уровне: проблемы и возможности [Электронный ресурс] / Байкал-Lake – Информационный портал – Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=3392, свободный – Яз. рус.

13 Руденко Л.Л. Безопасность туризма: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: ВГУЭС, 2001. – 112с.

14 Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М.М. Маринин – М.: Финансы и статистика, 2004. – 144 с.