Реферат: Техники позитивной семейной терапии 2

Название: Техники позитивной семейной терапии 2
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат
  1. Понятие семейной ПТ. Основные понятия. Цели.
    2. История развития. Проблемы и современные тенденции.

    3. Подходы и направления.
    4. Структурная семейная ПТ (конспект + почитайте дополнительно).
    5. Стратегическая семейная.
    6. Парадоксальная сем. ПТ
    7. Позитивная сем Т (не знаю, будет ли у вас, у нас был доклад по ней, поэтому спросите у Филипчевой)
    8. Коммуникативная сем ПТ (самостоятельно)
    9. Психоаналитическая семейная
    10. К.Витакер, терапия основанная на опыте.
    11. Расстановки по Хеллингеру
    12. Стадия молодой семьи (подробно)
    13. Стадии развития семейной системы (стадию молодой не расписывать подробно)

    14. Основные понятия системного подхода (симптоматич. поведение, триангуляция и т.д....)

Осн. понятия системной ПТ

1. Целосность . Целое – больше суммы частей. Проблемы рассматрив-ся в контексте семьи.

2. Иерархичность . Подсистемы в 7е: родительские, супружеские )не связывать!), прародительские, детская.

3. Границы – правила общения между подсистемами. Диффузные, жесткие, проницаемые.

4. Гомеостаз – стремление к сохранению равновесия. В живой системе должен быть динамич гомеостаз т е стремление сохр равновесия но раскрыты для новых опытов.

5. Циркулярная причинность (обр. связь). В // нет начала и конца. И с какого бы конца ПТ не начала бы изменения, в итоге изменится вся система. Поведение одного подкрепляется поведением др.

6. Эквифинальность . Любая // движется по свлим законом-тям. Задача ПТ: открыть границы // для изменений. А какими они будут – не известно.

7. Симптоматическое поведение. Оно удовлетворяет след. условия:

а) оказывает сильное влияние на др. чл. 7и;

б) оно не произвольно и не поддается контролю со стороны симптомоносителя.

Симптом и // служат друг другу. А если симптом – это механизм регуляции //, то изменив его, // окажется нерегулируемой. И тогда избавление от проблемы порождает новые проблемы.

Семья просит терапевта изменить симптом, сохранив систему. Но это не возможно. И гл. задача сост. не в понимании того, как изменить симптом, а в осознании того, что произойдет с системой, когда она избавиться от симптома.

8. Интервенции . Прямые – основанные на согласии 7и. Совет, указание. То, что 7я сделает без сопротивления.

Если 7я не в состоянии реагировать на вмешательство, то это верный признак того, что существ. какие-то скрытые договоренности, кот. благоприятствуют симптому. В таком случае примен. парадоксальные интервенции. Они осн. на сопротивлении 7и. Это использование сопротивления 7и в терапевтических целях.

Разработка метода парадокса. 1. Переопределение. Симптом рассматрив-ся со стороны, что он дает 7е. 2. Предписание. Симптом и // предписываются др. другу. 3. Сдерживание. Сдерживать 7ю каждый раз, когда у нее будут появляться признаки изменения. Проявлять симптом тогда, когда симптом начин. исчезать. Если 7я требует изменений, позволить крайне осторожно и под контролем.

Этапы жизненного цикла семьи Молодая семья

Молодой считается семья, начиная с момента заключения брака и до рождения первого ребенка.

задача семьи:

функциониро­вание супруг в рамках семейной системы

их роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Супруги, не сумевшие достичь самостоятельности в собственной семье, продол­жают сохранять зависимость от расширенной семьи. Зачастую супруг формируют отношения псевдонезависимости от родительской семьи (Bowen, 1978). Боуэн (Bowen, 1978) подчеркивает, что супруг склонен дистанцироваться от родительской семьи с тем, чтобы избежать интенсивных эмоциональных переживаний, однако не­удовлетворенная потребность в близости заставляет интенсифицировать супружес­кие отношения. Когда же напряжение в супружеских отношениях достигает опре­деленного уровня, супруг вновь может эмоционально отдалиться. Таким образом, причиной эмоционального разрыва может послужить потребность семьи в близос­ти и неразрешенная проблема тесных взаимоотношений одного из супругов с роди­тельской семьей.

По мнению Мак-Голдрик ряд перечисленных ни­же факторов могут осложнить начальную фазу развития семьи:

1. Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека.

2. Супружеские отношения формируются на фоне стремления дистанцировать­ся от родительской семьи.

3. Семейные традиции и происхождение супругов (например, религиозные убеж­дения, образование, социальный класс, национальная принадлежность, возраст и т. п.) существенно различаются.

4. Супруги выросли в семьях с разным составом (например, многодетная семья и семья с одним ребенком).

5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко от хотя бы одной из ро­дительских семей.

6. Пара зависит от членов расширенной семьи материально, физически или эмо­ционально.

7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.

8. Брак после периода ухаживания продолжительностью менее шести месяцев или свыше трех лет.

9. Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей.

10. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества 42

11. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями.

12. Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.

13. Нестабильность брачных паттернов в одной из расширенных семей.

J

Этапы жизненного цикла семьи Задачи развития
1. Молодая семья а) дифференциация от родительской семьи б) установление границ общения с друзьями и родственниками в) разрешение конфликта между личными и семейными потребностями дом обязаности
2. Семья ребенка преддошкольного/школьного возраста а) реорганизация семьи для выполнения новых задач б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета в) согласование личных и семейных целей
3. Семья школьника а) перераспределение обязанностей б) проявление участия при наличии проблем с учебой в) распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
4. Семья подростка а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками б) изменение типа родительского поведения и ролей в) подготовка к уходу подростка из дома
5. Семья как «стартовая площадка» для реоенка а) сепарация ребенка от семьи б) корректный уход из дома в) поступление в колледж, на военную или иную службу
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию а) пересмотр супружеских взаимоотношений б) пересмотр распределения обязанностей и времени в) адаптация к уходу на пенсию

Семья ребенка преддошкольного/дошколыгого возраста

Задачи развития для семьи с маленькими детьми возникают с решения обзавес­тись ребенком и продолжаются до тех пор, пока дети не пойдут в школу.

С рождением ребенка пара автоматически формирует «треугольник» отношений. Ближе всех к ребенку находится мать. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и больше времени начинает уделять работе:

Иногда, напротив, рож­дение ребенка способствует сокращению уже существующей дистанции между суп­ругами. Таким образом, ребенок может играть ключевую роль в контроле дистан­ции между родителями.

Женщины, ранее занятые собственной карьерой или проводившие большую часть времени среди взрослых, а теперь вынужденные полностью посвятить себя детям, склонны испытывать фрустрацию. Мужья находятся в лучшем положении, они могут общаться со взрослыми на работе. Хейли (Haley, 1973) пришел к выводу о том, что жен­щины на этом этапе испытывают желание расширить контакты с миром взрослых, ощу­щают «недовольство и зависть» к своим мужьям. В таких условиях супружеские отно­шения существенно ухудшаются

Семья школьника

Семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем — соседей и школы. Семье следует научиться общению с эти­ми новыми для себя системами. Правила, или границы, должны позволять контакти­ровать с внесемейным окружением для того, чтобы ребенок приобретал собственный опыт завязывания отношений.

Семья подростка

Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения стар­шим ребенком половой зрелости и продолжается вплоть до его ухода из семьи, явля­ется семья подростка. С наступлением подростково правила и роли в семье вновь следует изменить. Родителям следует предоставлять подростку больше автономии, обеспечить гибкость границ.

Семья как «стартовая площадка» для ребенка

Этап семьи как «стартовой площадки» начинается, когда ребенок переходит в стар­ший подростковый возраст, и заканчивается, когда он оставляет дом.

Способ ухода молодого взрослого из дома определяет его позицию по отношению к семье — респонсивную (responsive, выбирающую) или реактивную (reactive, вынуж­денную). Успешное прохождение этапа «стартовой площадки» означает, что молодой человек может вернуться домой, если захочет, а не вынужден оставаться там из чув­ства вины. Даже если в семье есть проблемы, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к выполнению своей роли в семье, чтобы помочь эти про­блемы решить. Способность молодого взрослого дифференцироваться от своей роди­тельской семьи в перспективе ведет к развитию автономии в отношениях с будущи­ми членами семьи и друзьями.

В нормально функцио­нирующих семьях приход и утрата членов предоставляют возможность исследовать новые роли, в то время как в дисфункциональных семьях подобные события ведут к разладу, что может закончиться разводом или другими проблемами.

. Конфликт в се­мье, которая не может отпустить ребенка, может привести к разводу или к проблем­ному поведению подростка (например, побегу из дома, беременности или суициду).

Семья, в основном выполнившая свою родительскую

функцию

Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот этап начинается с уходом из дома последнего ребенка и может протекать вполне гладко, если паре удалось дать детям и автономию, и бли­зость.

Семейная психотерапия по Хеллингеру

— «ультракороткая» проблемно-ориентированная терапия, при которой пациент(-ка) расставляет образ собственной семьи.

Базовые положения :

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Основные понятия:

Человек — это дом, в котором неявно и явно присутствуют души тех, кто жил давно и недавно, кто живет сейчас, все забытые и изгнанные.

Изначальный порядок : члены системы, принадлежавшие к ней ранее, получают более высокий «ранг», чем те, кто вошел в нее позже.

Нарушения первичного порядка:

а) попытка приводить в порядок родительские отношения;

б) из верности к одному из родителей, быть обязанным (вправе) презирать др;

в) требовать от родителей удовлетворения своих непомерных потребностей, мстить им, обесценивать или исключать их;

г) позволить себе превзойти или «обогнать» старшего брата или сестру.

Смиренность : ритуал - «Я благодарен вам за то, что получил от вас, а остальное я сделаю сам»(может наступить состояние внутреннего примирения)

Исключение :Если кого-то исключают из системы, то тот, кто вошел в систему позже, неосознанно идентифицирует себя с исключенной фигурой и начинает ей подражать, жертвуя собой.

Выход :открыто посмотреть на «изгоя», признать его достоинство и дать ему «соответствующее место в своем сердце».

Перенятие чувства : вытесненные, не до конца пережитые, заблокированные или запрещенные обществом чувства, которые испытывали наши предки.

Расстановки позволяют вернуться в прошлое, заново пережить чувства предков и увидеть решение тех проблем, которые стоят перед Вами сейчас.

С чем работает: отношения в семье, выход из сложной жизненной ситуации, смерти близких, фобии, страхи, тревоги и т.д, финансовые проблемы, вопросы проф.успешности, отношения с противопол. полом, психосоматические заболевания.

Техника:

1. Запрос 2. Информационный процесс 3. Выбор заместителей 4. Процесс расстановки

- Образ действий

- Обнаружение семейной динамики

- Образ-решение

5. Завершение расстановки

Критика: Неподтвержденность феномена заместительского восприятия и природы «поля»; Отсутствие подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок; Зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего. Отсутствие сочувствия к жертвам; несогласие с общепринятыми трактовками таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Не являются ли "освобождающие фразы" простыми интроектами, которыми расстановщик "кормит" клиента Расстановки усиливают магичность мышления и отнимают у человека ответственность за поведение, перекладывая ее на систему. Формирование стыда и страха перед каким то событием в семье (например развод), которое может неизвестно как оказать влияние в будущем;Расстановки это ритуал поклонения предкам заимствованный из африканских магических практик. Директивность и авторитарность ведущего

Семейная психотерапия, основанная на опыте

Выдающимися представителями этого направления были Карл Витакер, Вирджи­ния Сатир и другие. Основное внимание они уделяли личностному росту, а не изме­нению дисфункциональных взаимодействий или устранению симптомов. Личност­ный рост предполагает автономию и свободу выбора. Рост происходит тогда, когда каждый член семьи способен переживать настоящее и, более того, делиться своими переживаниями с другими. Задача психотерапевта — помощь членам семьи в выра­жении своих переживаний максимально честно и открыто. Их учат не столько обсуж­дать проблемы или симптомы друг друга, сколько делиться своим личным опытом.

В семейной психотерапии, основанной на опыте, не принято теоретизировать. По мнению Карла Витакера, психотерапевт работает наиболее эффективно в том случае, когда ему удается быть самим собой. Сторонники семейной психотерапии, основанной на опыте, редпочитают быть как можно ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться проблемами. Не придавая большого значения теории, семейная психотерапия, ос-ованная на опыте, делает акцент на индивидуальности, свободе выбора и личност-ом росте.

Рост близости и отдельности должен идти параллельно. Одно невозможно без дру­гого. Индивид способен к близости ровно настолько, насколько способен к отдельнос­ти.

способность индивида реализовать свой потенциал ограничивает­ся другими людьми. В том случае, когда семья мешает одному из членов реализовать свои возможности, возникают

Главной целью семейной психотерапии, основанной на опыте, является личност­ный рост, а не редукция симптомов. Психотерапевты считают, что индивидуальный рост ослабит потребность в симптоме. Именно поэтому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность, делая творческий выбор. .

Техника

Приверженцы семейной психотерапии, основанной на опыте, не располагают об­ширным набором техник. Они не проявляют интереса к технике и не пытаются объяс­нить другим, что и как делают. Большинство сторонников этого направления пользу­ются приемами, непосредственно вытекающими из их личных особенностей. Личная встреча психотерапевта с семьей позволяет ему стать авторитетным ее членом. Став полноправным членом семьи, психотерапевт переживает те же радости и горести, вме­сте со всеми ощущает беспомощность (Whitaker, 1976a). Сторонники подхода, осно­ванного на опыте, утверждают, что техника вмешательства уникальна в каждом кон­кретном случае и возникает из особенностей данных семейных отношений.

Следовательно, эффективность подхода, основанного на опыте, зависит не столько от терапевтической техники, сколько от самого психотерапевта. Личные качества пси­хотерапевта имеют решающее значение для успеха лечения. Психотерапевту следует самому быть искренним и открытым, прежде чем ожидать от членов семьи аналогич­ных проявлений в отношении друг друга

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия

Это направление в семейной психотерапии оказало большое влияние на развитие семейной психотерапии во всем мире.

С 30-х до 50-х гг. XX в. все больше психоаналитиков занимались исследованием семей:

Цели психоаналитической семейной психотерапии — изменить личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимо­действовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых образов прошлого, т. е. научиться различать паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, обслуживающие потребности чле­нов семьи в ситуации «здесь-и-теперь» от паттернов, возникших в глубоком детстве.

Техники психоаналитической семейной психотерапии: в классическом психоанализе используются для терапевтических изменений конфронтация, кла-рификация, интерпретация и переработка опыта (GreensonR. R, 1967). Среди этих техник важнейшей является интерпретация. Эти же техники применялись и при семейной психотерапии, но кроме них к работе с сеиьями подключались и другие, отнюдь не психоаналитические техники, например техники улучшения коммуни­кативных способностей.

Натан Аккерман рекомендовал, чтобы на первую сессию приходили все чле­ны семьи, а затем предстояло встречаться с каждым по отдельности. В настоя­щее время считается, что допустима любая комбинация — работа со всеми чле-нами семьи, работа с членами семьи по отдельности, работа с супружеской парой и т.д. Широко используется техника «свободных ассоциаций», в которых прояв­ляются паттерны семейных взаимодействий.

Несмотря на сходство многих техник, применяемых в психоанализе и семей­ной психоаналитической психотерапии, выделяют и различия:

1. Психоаналитически-ориентированные психотерапевты менее директивны, чем представители других школ.. Психоаналитически-ориентированные психотерапевты предпочи­тают просто слушать.

2. Наличие различий между интерпретацией и манипуляцией. Интерпретация содержит контекстуальное восстановление разрозненных высказываний пациента с целью соприкосновения его с сущностью переживаний. Мани­пуляция является для психотерапевта способом подтолкнуть пациента в неизвестном ему (но известном психотерапевту) направлении. Многие психоаналитики считают, что интерпретация является в чистом виде техни­кой психоанализа, а то, чем пользуются директивные семейные психотера­певты системного направления, является манипуляцией.

Семейная коммуникативная психотерапия

В рамках системного подхода выделяют семейную коммуникативную психо­терапию, которая выросла из школы Пало Алто. Ведущие фигуры — Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон и П. Вацлавик. По мнению М. Николса, коммуникативная психотерапия оказала огромное влияние на развитие семейной психотерапии в целом. *

. Коммуникации людей могут быть проанализированы с помощью синтаксиса, се-мантики и прагматики (Морлис, 1938; Карнап, 1942). Синтаксис объясняет, как из слов конструируются фразы и предложения. Семантика изучает значение послания и то, каким языком пользуются члены семьи — понятным или нет Прагматика изучает поведенческий аспект коммуникации

1. Люди всегда коммуницируют, даже тогда, когда они не совершают никаких поступков.

2. Все послания являются одновременно и сообщением, и командой. Каждый раз, когда люди общаются, они не только сообщают нечто, но и уточняют свои взаимоотношения. 3. Любая коммуникация может быть непрерывной или фрагментарной.

Цель семейной коммуникативной психотерапии сформулировал П. Вацла-вик: «Сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образ­цы интеракций» (WatzlawickP., 1967). Так как интеракции — синоним коммуни­каций, это означает, что в процессе психотерапии будут изменены способы ком­муникации.

На заре семейной коммуникативной психотерапии, особенно в работах В. Са­тир, ставилась общая цель — улучшить коммуникацию в семье. Дальнейшее раз­витие привело к сужению целей семейной психотерапии, а именно, изменяться стали те способы коммуникации, которые поддерживали симптом (WatzlawickP., WeaklandJ., FischR, 1974).

Техники семейной коммуникативной психотерапии

^Психотерапия начинается с оценки ситуации, для чего используется структури­рованное интервью, разработанное П. Вацлавиком в 1966 г. Семье дается пять заданий:

1) обсудите и скажите, какая семейная проблема — самая важная;

2) обсудите план поездки за город всей семьей;

3) пусть родители расскажут, как они встретились;

4) обсудите содержание поговорок на семейную тему;

5) проведите инвентаризацию недостатков друг друга и обвинений.

В то время как семья работает над выполнением этих заданий, психотерапевт наблюдает за ней из-за односторонне-прозрачного зеркала и изучает образцы ком­муникаций в семье, способы принятия решений, как формируется роль «козла отпущения» и т. д.

Основные группы техник семейной коммуникативной психотерапии:

1) обучение членов семьи правилам ясной коммуникации;

2) анализ и интерпретация способов коммуникации в семье;

3) манипулирование коммуникацией в семье с помощью разных приемов или правил:

а) Необходимость говорить в 1-м лице и от себя лично.

Стратегическая семейная психотерапия

- ориентирована на решение проблем, поэто­му другие его названия — «короткая психотерапия», «проблеморешающая», «сис­темная». (Хейли,Маданес, Витикер и др.

Психотерапевты не концентрируются на личностных особенностях членов семей, не ставят своей целью достижение кли­ентом или семьей инсайта, а ставят ясные цели , включая снятие симптомов. Чрезвы­чайное внимание к деталям симптома и меньший интерес к семье, к ее росту и благополучию.

Отстаивали круговую причинность, лежащую в основе нервно-психичес­кого заболевания.

Эриксон: пациенты склонны воспринимать свои проблемы как ловушку, из которой возможен лишь один выход, неизвестный им, а на самом деле у них есть широкий набор альтернатив. Эриксон считал, что он полностью отвечает за результат лечения.

Два подхода :

1) использование косвенных методов воздействия;

2) принятие всего, что предлагает клиент.

Мара Сельвини-Палаццоли работала с семьями больных шизофренией. Она заключалась в формирова­нии контрпарадоксов в ответ на парадоксы семейных отношений и инвариант­ное предписание.

Суть стратегического подхода — разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений.

Индивидуальные проблемы стратегическими психотерапевтами рассматриваются как манифестация семейных. Самое важное в психотерапии — менять правила, привычки, решения и т. д. Даже небольшие изменения способны обеспечить решение проблемы.

Стратегическое вмешательство достаточно интенсивно и кратковременно.

Психотерапевт атаку­ет какое-то звено семейной системы, ответственное за формирование симптома, используя циркулярную модель причинности .

Стратегические психотерапевты в меньшей степени, чем психоаналитики, занимаются изучением этиологии проблемы: они исследуют факторы, обеспечива­ющие ее устойчивость, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить и изменить «проблемно-поддерживающее поведение»

В основе понимания расстройств поведения лежат две теории; молярная и молекулярная. Молярная описывает общие качества дисфункциональной семьи, а молекулярная объясняет, как частные трудности становятся проблемами из-за того, что с ними неумело обращаются («из мухи делают слона»), и как эти пробле­мы поддерживаются в ходе попыток решить их.

Боуэн выделил тенденцию, что как только между двумя членами триады возникает напряжение, то один из них начинает движение в сторону третьего. Третий участ­ник, включаясь в отношения, закрепляет их, но часто делает невозможным реше­ние проблемы в диаде.

Сельвини-Палаццоли - бригадный метод в работе с семьями: с семьей работают несколько разнополых психотерапевтов, в то время как другие наблюда­ют за их работой из-за односторонне-прозрачного зеркала.

Подход М. Сельвини-Палаццоли не просто краток, но и внезапен. Она стре­мится вызвать изменения в семье внезапным решающим движением. Такие реша­ющие удары больше похожи на хирургию, нежели на медикаментозную терапию.

Четыре принципа построения интер­вью :

1. Выдвижение гипотез. Психотерапевтам следует хорошо подумать перед каждой сессией, выдвинуть ряд гипотез предстоящих терапевтических вме­шательств.

2. Циркулярность. Речь идет о взаимоотношениях и взаимодействиях в се­мье, а не об особенностях индивидов, поэтому семейный психотерапевт рас­спрашивает о характере их взаимоотношений, а не о чувствах каждого.

3. Нейтральность. Принятие как семьи в целом, так и всех ее членов такими, какие они есть.

4. Позитивная коннотация. Симптомы играют роль механизма адаптации, поэтому они описываются благожелательно.

Парадоксальное задание – с целью вовлечения в его исполнение всех членов семьи.

СТРУКТУРНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МИНУХИНА.

- гомеостаз семейной структуры автоматически поддерживается за счет многократно повторяющихся стереотипов взаимодействия. Взаимоотношения в семье подчиняются законам циркулярной каузальности. Поэтому психотерапевтическая коррекция внешнего рисунка отношений между членами семьи и закрепление нового, не ведущего к болезненным расстройствам стереотипа являются условиями, достаточными для нормализации поведения и состояния отдельного члена семьи, делая излишним индивидуальную коррекцию его психических механизмов. Симптомы считаются лишь признаками дисфункциональности.

С. Минухин называл семью «сложным организмом» (Minuchin, 1983). Приверже­нец системного подхода, С. Минухин рассматривал семью не как сумму отдельных личностей или группу индивидов, а как единое целое, организм. Так же как амеба со­стоит из органелл, а человек из органов, семейный организм включает в себя отдель­ных членов семьи.

Таким образом, целью струк­турной психотерапии является изменение паттернов трансакций.

Психотерапия сосредоточена не на биографически раннем жизненном опыте в его отражении на позднейшем поведении больного, а на его актуальном коммуникативном поведении. Целью становится не столько достижение инсайта ,сколько выявление взглядов членов семьи на реальную ситуацию в ней, изменение коммуникативных стереотипов, за которым должна последовать перестройка всей системы внутрисемейных отношений. Психотерапевты осуществляют активный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно составляется «план положения», «карта», в рамках которой определяются роль и властные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом поколения, пола, интересов, функций), пути избегания конфликтов, формирования коалиций. Согласно концепции Минухина, границы между семьей и ее социальным окружением определяются семьей через сообщаемую своим членам «матрицу идентичности» за счет переживания равновесия принадлежности и обособленности. Четкость границ между подсистемами формирует индикатор интактного функционирования семьи. Особое значение принадлежит супружеским или родительским системам.

В качестве примеров психотерапевтических приемов, используемых Минухиным, можно привести «подражание» («присоединение») и «предписание». В первом случае психотерапевт «присоединяется», например, к отцу и имитирует его поведение, манеры и стиль общения. Во втором конфликт выносится на занятия, и члены семьи демонстрируют, как у них все происходит, после чего психотерапевт определяет пути модификации их взаимодействий и создания структурных изменений (часто используются прием «зеркала» и видеозапись).

С. с. п. М. создавалась, по мнению Леви, в контексте особой лечебной практики Минухина. Он работал обычно с семьями национальных меньшинств и семьями с низкими доходами, когда проведение инсайт-ориентированной психотерапии было затруднено.

Этапы:

1. определ. стр-ры 7и,

2. инсценировка (выполнение своего танца),

3. фокусировка,

4. переопределение стр-ры. а) Игнор того, кого необходимо исключить из обсуждения. Это новый опыт для всей семьи; б) увеличение длит-ти взаимодействия; в) усиление напряж-ти через повторение слов, интонация; г) доведение до абсурда доминирующего чл. 7и; д) сближение тех, кто далеко; отдаление тех, кто близко.

5. Завершающий. Подведение итогов, перпективы.

История развития семейной психотерапии

Под семейной психотерапией принято понимать комплекс психотерапевти­ческих приемов и методов, направленных на лечение пациента целью устранение эмоциональных рас­стройств в семье, наиболее выраженных у больного индивида

Мнения исследователей о том, кто был основоположником семейной психоте­рапии, существенно расходятся. Одни называют имя Зигмунда Фрейда, ссылаясь на то, что основной на психоаналитическом конгрессе в Нионе в 1936 г. была тема «Семейные неврозы и невротическая семья». Другие считают, что семейная психотерапия развилась из групповой психотерапии в качестве альтернативы психоанализу (MinuchinS., 1974).

Потребность населения в семейной психотерапии возрастала во всех стра­нах мира, особенно начиная с середины 40-х гг. XX в. — после завершения Второй мировой войны

По мнению Майкла Николса, автора одного из наиболее популярных в США руководств по семейной психотерапии (NickolsM., 1984), фактически первым в США семейным психотерапевтом является Джон Белл (BellJ, Е., 1961; 1962). Он основал свою практику на принципах групповой психотерапии, стремясь на сеан­сах семейной психотерапии стимулировать открытую дискуссию с целью разре­шения различных проблем. В настоящее время в семейной психотерапии выделяют несколько основных направлений: психодинамическое (МягерВ. К., Мишина Г. М., 1976; AckermanN.. 1958, 1966; AckermanN. W., FranklinP. F., 1985), системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1992, 1994; Чаева С. И., 1992; MinuchinS., 1974; HaleyJ., 1976; MinuchinS., FishmanH. C, 1981; PalazzoliM. S., BoscoloL, CechinG., PrataG., 1981; FritzB. Simon, HelmStierlin, 1984; BurnhamG., 1991), а также эклектиче­ское (Эйдемиллер Э. Г., 1980; Захаров А. И., 1982).

Исторически первым направлением в семейной психотерапии было психо­динамическое, выросшее, как считают на Западе, из анализа 3. Фрейдом случая «Маленького Ганса» (SakamotoJ., 1967). Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о том, как он интерпретирует пережи­вания своего сына, страдавшего навязчивым страхом лошадей, а в ответ получал советы, как лучше проводить эту работу. Так были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проек­ций, которые переживались на ранних этапах онтогенеза и воспроизводились в актуальном опыте. Поэтому важной задачей психотерапии являлось достижение инсайта — осознания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как у некоторых ее членов из нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и не­конструктивные способы адаптации к жизни. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий и огромных затрат времени со стороны как психо­терапевта, так и членов семьи, считается экономически нецелесообразным, но в то же время высокоэффективным.

Представители эклектического направления в психотерапевтической работе с семьями сочетают различные по лечебным механизмам методы — гипноз, AT и медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпрета­цию взаимоотношений, групповые дискуссии и т. д.

Продолжительность семейной психотерапии может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, что обусловливается тяжестью психических расстройств у носителя симптома, выраженностью межперсональных конфликтов в семье, мо­тивацией членов семьи к совершению терапевтических изменений. Часто исследователи выделяют четыре этапа семейной психотерапии (Эйде-миллер Э. Г., 1976, 1980; Тысячная 3. К., 1979; EidemillerE. G., JustitskyV. V-, 1989):

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоедине­ния психотерапевта к семейной группе с помощью системы выдвигаемых и прове­ряемых проблемных диагностических гипотез. Особенность этой процедуры зак­лючается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает семейную психотерапию на всех ее этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая ее особенность — стереоскопический характер: если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, она должна быть сопостав­лена с информацией, полученной от других, и с тем впечатлением, которое сложи­лось у психотерапевта на основании расспросов и наблюдений за поведением участников процесса психотерапии («семья глазами ребенка», «семья глазами ро­дителей», «семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле»).

На втором этапе в ходе встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена се­мьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта учиться гово­рить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает информацию о конфликте от одного члена семьи к другому (в согласо­ванном с ними объеме). Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего использу­ется техника «робот-манипулятор»: выслушав противоречивое сообщение участ­ника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жеста, экспрессивность которо­го соотносит с сенситивностью и толерантностью участников. Таким образом, на этой стадии ведущими оказываются недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых переживаний, а также специально разработанные нами методы — попытки установить контакт и добиться эффекта, воздействуя в иерархическом порядке на различные стороны личности участни­ков (Юстицкий В. В., 1980).

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое об­суждение актуальных семейных проблем в отдельно взятой семье или в парал­лельных группах пациентов и их родственников со сходными проблемами. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение прави­лам «конструктивного спора» по Баху—Кратохвилу (KratochvilS., 1985).

На поддерживающем этапе (на этапе фиксации) закрепляются в естествен­ных семейных условиях приобретенные на предыдущих этапах навыки эмпатиче-ского общения и возросший диапазон ролевого поведения. Проводится слушание отчетов о динамике внутрисемейных отношений, консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ПОНЯТИЕ. РАЗВИТИЕ.

Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении» различных психических расстройств.

40ые г.г. – введен термин 7я ПТ – Аккерман, Психодинамика 7й жизни.

Подлинным основоположником С. п. в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось «семейное воспитание» — прообраз современной С. п.

Потребность населения в С. п. возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины 40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны, а в СССР — в 70-е гг. и после 1990 г.

1995 – Ричардсон, у пациентов есть свои 7и.

Школы 7йПТ: Поло-Альто (50-60 г.г.; Хейли, Сатир, Витакер); Миланская группа (70г.г.)

В настоящее время выделяют несколько основных направлений в С. п.: психодинамическое (Мягер, Мишина, Костерева), системное и стратегическое (Эйдемиллер; Чаева;), а также эклектическое (Эйдемиллер; Захаров).

Исторически первым в С. п. было психодинамическое направление , выросшее, как считают на Западе, из анализа Фрейдомслучая «маленького Ганса». Отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдающего навязчивым страхом перед лошадьми, а в ответ получал советы по проведению этой работы.

Основные признаки психодинамического подхода : анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапии являлось достижение инсайта — осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, считается экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

Представители эклектического направления исп-т гипноз , аутогенную тренировку , медитацию ,домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и др.

Длительность С. п. обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений.

Вначале С. п. проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее — 1 раз в 3 недели.

В С. п. выделяются 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкий):

1) диагностический (семейный диагноз). Семейный диагноз – типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы.

Семейная диагностика носит сквозной характер - сопровождает С. п. на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник.

Часто в С. п. выделяются 4 этапа

Стереоскопический характер С.п . - в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле»).

2) ликвидация семейного конфликта - выявление и кларификация истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. На этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

3) реконструктивный - осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора .

4) поддерживающий - естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Психотерапевтические приемы:

1) эффективное использование молчания,

2) умение слушать,

3) обучение с помощью вопросов,

4) повторение (резюмирование),

5) суммарное повторение,

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта,

7) конфронтация ,

8) проигрывание ролей,

9) создание «живых скульптур