Контрольная работа: Законы Ману 4
Название: Законы Ману 4 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА юридический факультет кафедра государственно-правовых дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: История государства и права зарубежных стран Проверил: Березкин А.В. Санкт-Петербург 2006 год Тема 2. Законы Ману 1. Происхождение Законов Ману. Место школы Законов Ману в системе древнеиндийского права. Законы Ману в Новое Время. 2. Социальная структура древнеиндийского общества. Понятие о варнах и кастах. 3. Регламентация и охрана царской власти. 4. Право собственности. 5. Семейное право. 6. Судопроизводство. Источник Законы Ману / Перевод С.Л.Эльмановича, исправленный и дополненный Г.Ф.Ильиным. М., 1992. (Репр. Изд. 1960). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древности и Средние века /Сост. В.А.Томсинов. М., 2000. Законы Ману В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль - лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, болеесистематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В.Кане и К. П. Джаясвалы 2, отстаивающих самостоятельный характер возникновения "Манавадхармашастры". Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э.-II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия, очевидно, прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.Дхармашастры - сборники религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением общества. В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами. 1.молиться Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей
, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24. Семейное право (гл.9) «…Вечным дхармам мужа и жены…» посвящены в основном III и IX главы: 2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин*, ибо, [будучи] приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях. 3. Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности (svatantrya). 18. Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр *: такова установленная дхарма; женщины немощны *, лишены [права изучать]мантры, [они - воплощенная] ложь: таково положение вещей. 95. Муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; ее, преданную, надо всегда содержать, совершая [этим] угодное богам. 101. "Взаимную верность надо сохранять до смерти",- это должно считать [выраженной] вкратце высшей дхармой мужа и жены.Подчиненное, приниженное положение женщины в древнеиндийском обществе, многоженство, несмешение варн вот основные принципы брачно-семейных отношений Древней Индии. В то же время с женщины снимается ответственность за любые действия, лишь размножение. Фактически женщина приравнена даже не к рабам, а к домашним животным, лишенным разума и способным жить лишь на благо хозяина. Вполне возможно, учитывая особенности древности, это была необходимая мера для защиты самих женщин, т.к. совершеннолетием считался возраст, в котором девочка становилась детородной, примерно с 12-14 лет. Девочек отдавали жениху, которому в это время было не менее 25-30 лет, предоставить самостоятельность ребенку 12-ти лет было бы неразумно. Единственная обязанность жены – послушание и уважение мужа. Право на жену сохранялось даже за умершим или продавшим свою жену в рабство (IX, 46) мужем, женщина не имела права на повторный брак (IX, 64), хотя исходя из шастр о наследстве, где говорится о детях (сыновьях) от второго брака, такие случаи все же были нередки. Мужчине в браке предоставлялась большая свобода, он мог взять другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была груба или ненавидела мужа. В случае же если жена больна, но добродетельна и ласкова, мужчина мог привести в дом другую жену только с ее согласия и одобрения: 82. Но, если больная [жена] ласкова и наделена добродетелью, может быть взята другая [только] с ее согласия: она никогда не должна быть презираема. 83. Если жена, когда взята другая, разгневанная, уходит из дому, она должна быть немедленно заточена или изгнана в присутствии родственников. Из этих двух шастр видно, как ЗМ одной рукой дают право женщине, а другой это право отнимают, ограничивая возможность женщины выразить свое отношение к происходящему, независимо от ее добродетели. В остальном же, вся ответственность за семью, обеспечение ее всем необходимым, надлежащее содержание и охрана жены и дочерей, возлагались на мужчину.Регламентация и охрана царской власти. По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов. В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение. Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев. Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени. Суд, его органы и процесс по законам М ану
ДОГОВОР ЗАЙМА
. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу. ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА
. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Литература Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985. Васильев Л. С. История Востока. М., 1994. Т. 1. Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов //Вестник древней истории. 1950. № 2. Ильин Г. Ф. Индия во второй половине I тысячелетия до н. э.// История Древнего Мира. М., 1989. Кн. 2. Крашенинникова Н. А. Индусское право (история и современность). М., 1982. Электронные тексты Законы Ману: http://www. p hi losophy .ru/ library / asiatica / indica / samhita / manu / rus / htm |