Курсовая работа: Финансовая политика России на современном этапе

Название: Финансовая политика России на современном этапе
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы

Московский городской педагогический университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Студент: 2 курс, менеджмент организации, Пучкина А.П

Руководитель: доцент Пономарёв А.А.

Москва 2009 год


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики

1.2 Структура финансовой системы РФ

Глава II. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования

2.2 Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе

2.3 Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Актуальность темы исследования. Наличие существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга) обусловливает необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны. Механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Реализация потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от степени обеспеченности ресурсами проводимых мероприятий, вследствие чего немаловажную роль играет процесс формирования и использования денежных фондов государства, которые оказывают существенное воздействие на ход воспроизводства. Следовательно, необходимость грамотной финансовой политики является очень важным элементом управления экономикой государства.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.

Задачи:

1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;

2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;

3. определить уровень развития и эффективность финансовой политики России на современном этапе.

Предметом исследования выступает система финансового регулирования социально-экономических процессов.

Структура работы : данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В I главе «Теоретические аспекты финансовой политики государства» рассматриваются теоретические основы финансового регулирования экономики страны. Во II главе «Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе» анализируется существующий в данное время в стране порядок осуществления финансовой политики и рассматриваются перспективы развития форм финансового регулирования экономики. В «Заключении» приводятся основные выводы и анализ эффективности существующей финансовой политики в РФ.


Глава II . Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [7, стр.6]. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая политика должна учитывать особенности каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития.

Финансовая политика включает следующие направления:

· налоговую политику;

· бюджетную политику;

· денежно-кредитную политику;

· ценовую политику;

· таможенную политику;

· социальную политику;

· инвестиционную политику;

· внешнеторговую политику.

Важнейшей составной частью финансовой системы является налоговая политика . Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объёма ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Бюджетная политика призвана установить оптимальные взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, распределять расходы между бюджетами разных уровней, управлять государственным долгом и т.д.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику . Важнейшие её задачи – укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землёй, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Её основными целями являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда, изменение объёма экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами.

В качестве главной цели финансовой политики государства могут выступать только общие интересы всего населения – повышение благосостояния каждого человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло «в разрез» с основой целью государственной финансовой политики.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В отдельных регионах и на разных этапах развития экономики может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.

Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:

1. повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

2. оздоровление и структурная перестройка экономики;

3. достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.

К основным задачам финансового регулирования экономики можно отнести:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

· организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;

· создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:

1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

2. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации .

3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности , напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом [7, стр. 11].

Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:

1. определение её целей и выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

2. обеспечение необходимой величины ресурсов и выработка для этого наиболее рациональных путей их достижения;

3. реализация конкретных практических действий для достижения поставленных целей и задач.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Существует 2 типа финансовой политики:

1. дискреционная политика (проводимая непосредственно правительством);

2. недискреционная политика (встроенные стабилизаторы).

Под недискреционной политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Также к ней относят следующие стабилизаторы: социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты; программы помощи фермерам (при кризисе перепроизводства экономики государство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции); эффект надёжности компаний (сохранение уровня выплачиваемых дивидендов при резком изменении доходов); инертность склонности к потреблению.

Но регулирование экономики нельзя осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики необходимо.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Её основными орудиями являются: общественные работы и другие программы, связанные с расходами (следует отметить, что это орудие является неэффективным); социальные программы; правительственные закупки (стимулирует развитие промышленности); государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного и перераспределительного типа; управление налоговым гнётом (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и т.д.).

1.2 Структура финансовой системы РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

1)государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;

2)финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

3)страхование;

4)кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы – государственных финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне, а местные финансы – соответственно на местном уровне управления.

Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т.д.).

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов представлены в приложении 1.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

В составе государственных финансов выделяются государственные финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и государственный кредит, и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Государственные финансы на федеральном уровне – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (финансах предприятий). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной части финансовых ресурсов вызвана той же важной ролью, которое оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач.

Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях. Аккумулировав за счёт предприятий сферы материального производства средства в централизованных государственных фондах (например, в бюджете), государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отраслей экономики.

Государственные и местные финансы включают бюджетную систему (государственные бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.

Государственный (федеральный) бюджет РФ – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства, это главное звено всей финансовой системы. Он представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики, а в расходной – направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере её экономического строя и материальном положении основной части населения.

В настоящее время бюджетная система России состоит из бюджетов трёх уровней:

· федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Государственный (федеральный) бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) – в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований. Правовую основу бюджетной политики в России составляют Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год и аналогичные законы местных органов власти.

Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды . Это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Их формирование осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными являются социальные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Организационно внебюджетные фонды отделены от федерального и территориального бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счёт бюджета Россия использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Госкредит – это также внешние займы государства у зарубежных стран для покрытия дефицита бюджета.

Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. Наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надёжная государственная страховая компания Росгосстрах.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов – предприятий различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.

В сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

· финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

· финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансы государственных и муниципальных предприятий;

· финансы общественных организаций (объединений).

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счёт прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлечённые средства, которые состоят из заёмных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счёт эмиссии акций от их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии и т.д.


Глава II . Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

Основной целью бюджетной политики является формирование и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст.6]. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Одними из основных показателей устойчивости бюджетной политики могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.

Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей

Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается парламентом страны или законодательным органом субъекта Федерации.

За период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Но начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.).Это связано с кризисными явлениями в экономике и внесением изменений в налоговое законодательство. Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.) [10].

В настоящее время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Анализ структуры финансовой помощи субъектам РФ показывает, что наибольшую долю в ней занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из ФФПР (Фонд финансовой поддержки регионов) (свыше 50%), второе место — Фонд компенсаций (в среднем 15,0%), третье место — дотации и субвенции на поддержку дорожного хозяйства (в среднем 11,0%). Незначительную долю составляют субсидии Фонда регионального развития.

По предварительным данным, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).

Динамика основных видов доходов федерального бюджета (% ВВП)

январь – июнь

2007 г.

январь - июнь

2008 г.*

Доходы, всего 22,4 23,2
в том числе:
Налог на прибыль организаций 1,8 1,9
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 1,3 1,3
Налог на добавленную стоимость 6,7 5,0
Акцизы 0,4 0,4
Налог на добычу полезных ископаемых 3,4 4,3
Ввозные таможенные пошлины 1,5 1,5
Вывозные таможенные пошлины 5,5 7,1
Другие доходы 1,8 1,7

* Предварительные данные за первое полугодие 2008 г.

Основной объем доходов федерального бюджета в январе-июне 2008 г. обеспечен поступлением НДС и налогов, связанных с добычей и экспортом энергоносителей: вывозными пошлинами на нефть и налогом на добычу полезных ископаемых.

Расходы федерального бюджета за 6 месяцев 2008 года составили 3 037,9 млрд. рублей или 16,1% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП выше расходов за аналогичный период предшествующего года. При этом, расходы по обслуживанию долгав номинальном значении выросли с 63,0 млрд. рублей до 74,1 млрд. руб. Непроцентные расходы в январе - июне 2008 года были выше на 1,2 п.п. ВВП, чем в январе - июне 2007 года (2 963,8 млрд. рублей или 15,8% ВВП по сравнению с 2 106,7 млрд. рублей или 14,5% ВВП соответственно). Это связано с более равномерным расходованием средств по месяцам в течение этого года, а также с корректировкой социальных расходов и трансфертов в конце 2007 года и переносом части расходов с 2007 года на начало 2008 года.

Динамика основных видов расходов федерального бюджета

% ВВП

январь - май

2007 г.

январь - май

2008 г.**

Расходы 14,6 15,5
Процентные расходы 1,6 2,0
Непроцентные расходы 0,4 0,4
Общегосударственные вопросы * 1,1 1,6
Национальная оборона 2,4 2,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,9 1,9
Национальная экономика 1,1 1,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,1 0,1
Охрана окружающей среды 0,0 0,0
Образование 0,7 0,6
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,2 0,2
Здравоохранение и спорт 0,4 0,5
Социальная политика 0,6 0,7
Межбюджетные отношения 5,7 6,0

*) Без учета процентных расходов.

**) Предварительная отчетность об исполнении федерального бюджета за первое полугодие не содержит сведения о подробной структуре доходов и расходов. По этой причине сопоставление производится за пять месяцев.

В функциональной классификации непроцентных расходов наибольший объем в январе-мае 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,0% ВВП), на национальную оборону (2,2% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,9% ВВП), на общегосударственные вопросы (1,6% ВВП) и национальную экономику (1,2% ВВП). Расходы по другим направлениям составили не более 0,8% ВВП.

В первом полугодии 2008 года профицит федерального бюджета, по предварительным данным, определился на уровне 1 331,1 млрд. рублей, или 7,4% ВВП (в 2007 году: 1076,1 млрд.рублей или 7,1% ВВП).

Доля государственного долга в налоговых и неналоговых доходах в 2008 г. оценивается в 17–18%. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45%. В условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно возрасти. Сложности с исполнением бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования.

Объём внешнего государственного долга составляет 40,5 млрд долл., причём большая часть приходится на задолженность по еврооблигационным займам – 27,7 млрд долл. (см. Приложение 4). Также у Российской Федерации имеют внутренние долговые обязательства, примерно треть которых должна быть выплачена в период 2009-2011 гг. (см. Приложение 3).

Для решения этой проблемы Министерство финансов РФ предлагает:

не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;

формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;

ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;

не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

Министерство финансов России провело анализ параметров бюджетов субъектов РФ на 2009 г. на предмет реалистичности доходов и расходов. Во многих регионах выявилось завышение параметров региональных бюджетов как по доходам, так и по расходам.

Впервые за последние восемь лет проект федерального бюджета свёрстан с дефицитом – в 3 трлн рублей (7,4% ВВП). При расходах 9,7 трлн рублей (увеличены на 667,5 млн) доходы составят 6,7 трлн рублей. Новый вариант бюджета свёрстан исходя из цены на нефть 41 доллар за баррель. Спад ВВП прогнозируется на 2,2%, инфляция – 13%. Среднегодовой курс рубля к доллару – 35,1 [10].

Основной задачей бюджетной политики в долгосрочной перспективе является усиление стимулирующей функции бюджета как инструмента экономического развития, изменение структуры расходов в соответствии с приоритетами государственной политики в области экономического развития одновременно с обеспечением долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Рис.1. Направления государственного бюджета в 2008-2010 годах

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

• обеспечение исполнения расходных обязательств;

• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации [9].

Долгосрочный прогноз доходов бюджетной системы Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

– снижением доли доходов в процентах к ВВП от уровня 39,8% ВВП в 2007 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году, в первую очередь, за счет снижения поступлений нефтегазовых доходов. К 2020 году нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся ниже величины нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, зафиксированной в Бюджетном кодексе Российской Федерации;

–увеличением доли нефтегазовых поступлений с 78% доходов бюджетной системы в 2007 году до 88-90% в 2020 году;

–снижением доли налогов и сборов на импорт в процентах ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП, изменением структуры импорта, изменением тарифной политики в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО;

–увеличением относительно ВВП и общего объема бюджетных доходов доли поступлений НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налогов и сборов на социальные нужды за счет доходов от секторов экономики с высокой добавленной стоимостью;

–изменением соотношения доходов в сторону консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [8].

При формировании доходной части долгосрочного прогноза учитывалось последовательное повышение уровня собираемости доходов за счет реализации комплексных мер по улучшению налогового и таможенного администрирования, созданию экономических стимулов для налогоплательщиков, направленных на системное решение проблемы собираемости налогов и сборов, борьбу с «теневым» сектором экономики. Указанные меры относятся к решению проблемы повышения до уровня развитых стран собираемости НДС, таможенных платежей, поимущественных налогов, налогов на доходы физических лиц, доходов при применении специальных налоговых режимов.

Необходимость выхода российской экономики на инновационный путь развития предполагает увеличение расходов на образование, здравоохранение, научные исследования, рост инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, не должны существенно снижаться в процентах к ВВП расходы на оборону и национальную безопасность.

Рост расходов будет связан с реализацией следующих направлений:

· формирование и внедрение стандартов оказания медицинских услуг;

· введение отраслевых систем оплаты труда, введение системы эффективных контрактов для наиболее подготовленных специалистов;

· развитие системы центров оказания высокотехнологичной помощи;

· развитие систем подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;

· улучшение обеспечения клиник лекарственными препаратами, информационного обеспечения работы специалистов.

В качестве основных направлений развития образования, по которым необходимо увеличить финансирование, следует выделить:

· переход на отраслевые схемы отплаты труда и введение системы эффективных контрактов;

· модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

· развитие сети инновационных и федеральных университетов;

· государственная поддержка научных исследований в вузах;

· переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений;

· перестройка системы непрерывного образования и участия организаций в образовательных процессах.

Рост расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:

–доля расходов на содержание государственных учреждений будет снижаться, в первую очередь, вследствие проводимых мероприятий административной реформы, направленных на создание оптимальной системы государственного управления, а также замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению. При этом заработная плата работников бюджетной сферы и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц в реальном выражении будет увеличиваться;

–расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности в процентах ВВП будут снижаться умеренными темпами. Учитывая, что к началу второго десятилетия содержание военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции. Одновременно предполагается сохранение тенденции к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации.

Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.


2.2 Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средне- и долгосрочной перспективе.

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Её цель – регулирование экономики посредством воздействие на состояние денежного обращения.

Формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы. Денежно-кредитная политика позволяет центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платёжеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, т.е. денежная масса в основном создаётся в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объёма денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются:

1. установление обязательств (минимальных) резервных требований;

2. учётная (процентная) политика (рефинансирование коммерческих банков);

3. операции на открытом рынке.

Основные тенденции денежно-кредитной сферы в первые месяцы 2008 года формировались в условиях продолжающегося экономического роста, опирающегося на расширение внутреннего спроса.

Объем денежной массы в национальном определении по состоянию на 1 июня 2008 года составил 13724,5 млрд. руб., увеличившись за первые пять месяцев 2008 года на 3,4% (в январе-мае 2007 года – на 18,9%).

В структуре рублевой денежной массы продолжились позитивные изменения. За первые пять месяцев 2008 года доля наличных денег в обращении снизилась на 1,3 процентного пункта (до 26,6% на 1.06.2008) в результате уменьшения объема наличных денег в обращении на 1,2% при росте безналичных средств в составе М2 на 5,2% (в январе-мае 2007 года наблюдалось увеличение обеих составляющих – на 4% и 25,6% соответственно).

Доля срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в объеме денежного агрегата М2 за январь-май 2008 года увеличилась на 2,7% – до 42,6% на 1.06.2008. При этом совокупный объем срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в рублях в январе-мае 2008 года увеличился на 10,4%, а депозитов до востребования в рублях снизился на 1,2% (в январе-мае 2007 года темпы прироста соответствующих групп депозитов составили 17% и 36 процентов).

В январе-мае 2008 года динамика рублевых депозитов нефинансовых организаций существенно замедлилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года (за пять месяцев 2008 года объем депозитов нефинансовых организаций в национальной валюте увеличился на 2,9%, тогда как в январе-мае 2007 года - на 39%). При этом рост срочных рублевых депозитов нефинансовых организаций составил 13,7%, их депозиты до востребования сократились на 2,5% (в январе-мае 2007 наблюдался рост на 22,7% и 44,9% соответственно).

Темпы прироста вкладов населения в национальной валюте в январе-мае 2008 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,7 раза (7,8% и 13,3% соответственно).Срочные депозиты населения в национальной валюте в январе-мае 2008 года возросли на 8,9%, вклады до востребования – на 3,3% (в январе-мае 2007 года их прирост составил 15,3% и 5,2% соответственно).

Депозиты населения в иностранной валюте за январь-май 2008 года увеличились в долларовом эквиваленте на 25% (в соответствующем периоде предыдущего года рост составил 0,3%). Депозиты нефинансовых организаций в иностранной валюте за пять первых месяцев 2008 года увеличились в долларовом эквиваленте на 32,4% (в январе-мае 2007 года их прирост составил 12,2 процента).

Сформировавшаяся динамика депозитов в иностранной валюте предопределила опережающие темпы роста широкой денежной массы (денежного агрегата М2Х) по сравнению с агрегатом М2 – за пять месяцев 2008 года она увеличилась на 5,4%, в том числе за май – на 3,7% (в аналогичном периоде годом ранее соотношение их темпов прироста было обратным).

Основными источниками роста широкой денежной массы, рассчитанной с учетом депозитов в иностранной валюте, в январе-мае 2008 года были увеличение требований к нефинансовым организациям и населению на 1,9 трлн. руб. (14,6%) и прирост чистых иностранных активов на 1,2 трлн. руб. (12,2 процента).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в I полугодии 2008 года сократился на 1,6% (в соответствующем периоде предыдущего года наблюдался прирост на 24,7%). Совокупные банковские резервы за январь-июнь 2008 года сократились на 114,1 млрд. руб., или на 6,3% (за аналогичный период 2007 года наблюдалось их увеличение на 57,9%). При этом остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизились почти на 210 млрд. руб., задолженность по облигациям Банка России – на 77 млрд. руб. В то же время депозиты кредитных организаций в Банке России возросли на 99 млрд. руб., их средства на счетах обязательных резервов – на 138,7 млрд. рублей.

В июне 2008 года ситуация с ликвидностью банковского сектора была достаточно спокойной: ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях находилась в основном в пределах 3,1-3,7% годовых с повышением до 5,0% годовых в середине месяца. Среднее значение однодневной ставки MIACR в июне 2008 года снизилось до 3,64% годовых по сравнению с 3,71% годовых в мае 2008 года. В июне потребность кредитных организаций в рефинансировании со стороны Банка России снизилась. Объем операций прямого РЕПО сократился до 45,4 млрд. руб. (в мае 2008 года - 145,1 млрд. руб.). Банки также предъявляли спрос на ломбардные и однодневные расчетные кредиты. Для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, среднедневной объем которых в июне составил 59 млрд. руб. (в мае – 62 млрд. рублей).

В целях создания условий для замедления инфляции Банк России с 10 июня 2008 года повысил ставку рефинансирования с 10,5% до 10,75% годовых; одновременно на 0,25 процентного пункта были повышены процентные ставки по операциям абсорбирования и предоставления ликвидности.

Направления, предложенные в приложении 2, предполагают осуществление комплекса взаимозависимых и взаимоувязанных мероприятий, направленных на расширение денежного предложения во всех отраслях и сферах, параллельно с созданием условий для эффективного использования ликвидности для модернизации российской экономики [7, стр. 197-198].

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования [8].

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

2.3 Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста

Современная система налогообложения многоступенчата, имеет национальную и региональную специфику. Структура налогов достаточно сложна. Различают две основные группы налогов: прямого и косвенного действия. В первом случае плательщиками налогов выступают владельцы факторов производства, во втором случае – потребители товаров и услуг.

К налогам прямого действия относятся налог на прибыль предприятия, дивиденды, биржевые операции, депозиты; налог на трудовые доходы, заработную плату и социальное страхование; земельный налог и налог на имущество. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на товары и услуги, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг [4, стр.47].

Принцип обязательности уплаты налога закреплён в ст. 57 Конституции РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Налоговая политика государства – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения налоговых доходов в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходов населения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) страны.

Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путём частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации основных средств и т.д.

Россия по уровню среднедушевных налогов попадает в категорию стран, занимающих последние места в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами – более 30% ВВП. Соответственно размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл., и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает нужды и защищает интересы каждого гражданина.

На современном этапе первостепенное значение налоговой политики заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны.

Правовую основу налоговой системы России, включающей перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений с налогоплательщиками и их агентами, составляет Налоговый кодекс РФ. Его главная задача заключается в упорядочении, сведении воедино многочисленных нормативно-законодательных актов.

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 гг.:

· отмена неэффективных «оборотных» налогов;

· существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счёт введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;

· новый режим и снижение ставки налога на прибыль;

· введение налога на добычу полезных ископаемых;

· реформирование системы налогообложение малого бизнеса;

· отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных компаний, можно сказать, что с каждым годом оно становится всё более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

Процессы снижения налоговых ставок идут практически во всех странах, и наиболее продвинувшиеся в этом направлении достигают больших успехов в экономическом и социальном развитии, т.к. привлекают значительную долю иностранных инвестиций.

Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой — о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

На данный момент ставки основных российских налогов таковы: НДС–18%, причём для некоторых продовольственных товаров ставка снижена до 10%, а для экспортируемых товаров составляет 0%; подоходный налог равен 13%, налог на прибыль – 20% (в некоторых случаях может быть снижена, но не ниже 13,5%); НДПИ для различных ресурсов варьируется от 0 до 16,5%.

Главной стратегической задачей налоговой политики является переход от налогообложения фискального типа к системе, учитывающей и согласовывающей финансовые интересы и потребности всех участников налогового процесса.

Для совершенствования российской налоговой системы в среднесрочной перспективе предполагается реализовать следующие цели:

1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения [9].

Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Основным направлением совершенствования налоговой политики должно стать усиление стимулирующего влияния налоговой системы на рост экономики и развитие инновационной активности.

Для реализации инновационного пути развития экономики Российской Федерации необходимы следующие изменения условий налогообложения:

1. Индексация пороговых уровней для исчисления налоговой базы единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с целью поддержания эффективного тарифа на уровне около 22 процентов.

2. Последовательное введение местного налога на недвижимость вместо налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций и земельного налога в части налогообложения установленных объектов для соответствующих налогоплательщиков.

3. Последовательная индексация имущественных и социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц, вычетов по затратам граждан на образование и здравоохранение.

4. Индексация специфических ставок акцизов и ставки НДПИ на газ темпами, сопоставимыми с прогнозируемым уровнем инфляции.

5. Последовательное доведение до 24% ставки налога на прибыль в отношении производителей сельскохозяйственной продукции, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Кроме перечисленных необходимо реализовать следующие меры среднесрочной и долгосрочной стратегий в области налоговой политики, что окажет влияние на уровень доходов бюджетной системы.

1. Постепенное изменение системы налогообложения добычи нефти с целью стимулирования разработки новых месторождений.

2. Совершенствование налогообложения добычи природного газа, в том числе в направлении дифференциации налоговых ставок в зависимости от условий добычи природных ресурсов.

3. Создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Это предусматривает создание в сжатые сроки кадастра объектов недвижимости, разработку и реализацию подходов массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

4.Изменение процедур администрирования налога на прибыль организаций, предусматривающее внедрение инструментов эффективного мониторинга трансфертного ценообразования, внедрение системы консолидированной налоговой отчетности, совершенствование амортизационной политики.

5. Изменение условий налогообложения налогом на прибыль некоммерческого сектора экономики, включая возможность освобождения их прибыли от налогообложения при соблюдении ряда условий.

6. Опережающая индексация ставок акцизов по отдельным видам подакцизной продукции, дифференциация ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса, гармонизация ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами [8].

Проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.


Заключение

Таким образом, современное экономическое состояние России требует быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации. Для построения эффективной системы государственного финансового регулирования и рационального применения финансовых регуляторов необходимо комплексно осуществлять следующие мероприятия:

· систематическисовершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;

· своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;

· определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;

· выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;

· проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жёсткой финансовой и более свободной денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъём экономики.

Отечественной системе финансового регулирования экономики предстоит пройти многие этапы становления. Но несомненно одно – подходы к решению стоящих перед ней задач и к поиску направлений повышения эффективности должны базироваться на объективном анализе конкретной исторической обстановки.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 128 с.

2. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 по состоянию на 05.03.09 г. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 688 с.

4. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Серия «Учебники, учебные пособия» / А.И.Пономарёв. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352.

5. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2006. – 512 с.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 720 с.

7. Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с. : ил.

8. http://www.minfin.ru/

9. http://www.economy.gov.ru

10. http://bujet.ru/

Приложение 1

Финансовая система Российской Федерации

Приложение 2

Приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики России

Направление денежно-кредитной политики Меры по совершенствованию
Уровень монетизации экономики и основные стерилизационные механизмы 1. Повышение уровня монетизации экономики по агрегату М2 ежегодно не менее чем на 2% до достижения 50%-ного уровня монетизации
2. Переход от профицитного к сбалансированному бюджету при увеличении социально значимых бюджетных расходов до мирового уровня (5% ВВП – на здравоохранение, 6-7% - на образование и т.п.)
3. Формирование из 20% Стабилизационного фонда Резервного фонда для сглаживания влияния конъюнктурных колебаний мировых цен на энергоносители на бюджет

4. Расходование 80% Стабилизационного фонда на:

· долгосрочное погашение внешнего долга;

· закупку новейшего высокотехнологичного оборудования за рубежом и предоставление его в кредит и лизинг отечественным производителям;

· инвестиции в быстроокупаемые проекты по производству товаров-заменителей импортных аналогов;

· компенсация доходов социальных внебюджетных фондов в связи с расширением социальных программ и дефицитом пенсионных ресурсов

5. Увеличение Инвестиционного фонда РФ на 7,7 млрд долл. США и дальнейшее продолжение пополнения его за счёт экономии на долгосрочном погашении внешнего долга
Инструменты денежно-кредитной политики Система рефинансирования Банка России 1. Расширение ломбардного списка за счёт векселей промышленных предприятий и банков
2. Предоставление кредитов Банка России под залог кредитных портфелей коммерческих банков по упрощенной системе
3. Снижение процентных ставок по кредитам Банка России
Меры по совершенствованию
Обязательные экономические нормативы банков 1. Переработка методики расчёта норматива долгосрочной ликвидности Н4 таким образом, чтобы в базу предоставления долгосрочных кредитов включалась устойчивая часть краткосрочных депозитов
2. Перевод норматива текущей ликвидности Н3 из обязательных в оценочные
3. Изменение методики расчёта собственных средств (капитала) банков, для чего исключить уменьшение собственного капитала на величины: части вложений кредитной организации в акции (доли участия) дочерних и зависимых юридических лиц (в том числе кредитных организаций-нерезидентов), приобретённые для инвестирования (в случае если принадлежащий кредитной организации пакет акций превышает 20% уставного капитала организации-эмитента); вложений в уставный капитал кредитных организаций-резидентов; стоимости нематериальных активов
4. Снижение предельно допустимых значений норматива мгновенной ликвидности Н2
5. Повышение максимально допустимого уровня норматива использования собственных средств для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12
Ценовая политика как часть антиинфляционной политики 1. Ограничение максимального уровня увеличения тарифов естественных монополий темпом инфляции
2. Ограничение роста внутренних цен на горюче-смазочные материалы вслед за мировыми посредством развития конкуренции, экспортных пошлин и отдельных налоговых мер, а также жёсткой антимонопольной политики

Приложение 3


Приложение 4