Шпаргалка: Шпаргалка по Отечественной истории

Название: Шпаргалка по Отечественной истории
Раздел: Рефераты по истории
Тип: шпаргалка

1.Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация — это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей"[14]. Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

6.Основные черты рабовладельческого строя.

Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого строя состоят примерно в следующем: присвоение рабовладельцами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путём хищнической эксплуатации массы рабов на основе полной собственности на средства производства и на рабов, путём разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран. Черты рабства: 1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства); он — одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина; 2) раб не имеет собственности на средства производства; 3) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения.

7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.

Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) — первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.. Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины и вообще всей Восточной Европы. Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) — важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро. Калос-Лимен (у пгт Черноморское) — основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до .н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами — скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э. Феодосия — основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н.э. — захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия — аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа; Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н.э или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. Столица – Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Понтийский царь Митридат и Рим разорили царство, прекратили существование в IV в. н.э.

8.Скифы и их культура.

Ски́фы (греч. Σκύθαι) — греческое название всех народов, проживавших на территории Восточной Европы и (Средней) Азии в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим повсюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья.

9.Восточные славяне в древности

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники хазары создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей , древлян , радимичей и северян ; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне . Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами , угличами и тиверцами . Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей

10.Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Для феодального строя характерно: 1) сельское хозяйство; 2)земельное хозяйство; 3) крестьянство; 4)натуральное хозяйство.

11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.

Направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

12.Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

Особенности политического и социально-экономического развития Киевской Руси нашли отражение в Русской Правде, крупнейшем юридическом документе Средневековья, фиксирующем юридические нормы X–XII вв. и предоставляющем сведения о развитии феодальных отношений: об образовании классов и классовой борьбе, о категориях феодально-зависимого населения, о собственности и т. д.

13. Общественно-политический строй Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика русских князей.

Появление государственных учреждений в Киевской Руси было неразрывно связано с возникновением и укреплением княжеской власти. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы. Военная деятельность князей имела ряд направлений: 1) завоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения даней (контрибуций), расширения территории, оказания политического давления; 2) защита Киевского государства от внешних врагов, в частности, от нападений кочевников; 3) охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных. Всё законодательство Киевской Руси – это акты княжеской власти. В XI-XII вв. появился первый свод законов, известный в исторической науке под названием «Русская Правда». Внешняя политика заключалась в организации походов князя с дружиной с целью грабежа и захвата рабов. Это было традиционным занятием викингов (варягов), каковыми и являлись Олег и Игорь. Ольга, будучи женщиной, когда осталась вдовой после убийства Игоря, не смогла активно продолжать такую политику, но ее продолжал сын Ольги Святослав. Внутренняя политика заключалась в подчинении власти князя окружающих славянских племен и сборе с них регулярной дани. За это князь и его дружина гарантировали защиту от внешних врагов.

Особенности общественного строя Древней Руси:

1. Община. Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества.За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

2. Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

3. Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу.

4.В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы, Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды купы.

5.Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работающие в княжеских селах.

14.Расширение и укрепление Древнерусского государства в 5-6 веках. Складывание древнерусской народности.

Владимир идет на своеобразную духовную революцию сверху вводит в 988 г. христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство.

15.Классовая борьба в древнерусском государстве.

Как ни сложны и противоречивы были отношения между отдельными группами господствующего класса, весь этот класс в целом противостоял крестьянству, которое продолжало борьбу со своими угнетателями. Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах. Борьба с землевладельческой знатью, внутренняя дифференциация городского населения, рост долгового закабаления ремесленников, частые войны и т. п.— всё это ухудшало и без того тяжёлое положение городской бедноты и приводило к восстаниям. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно. Так, большое восстание крестьянства и городской бедноты вспыхнуло в 1136 г. в Новгороде, когда новгородцы совместно с псковичами и ладожанами изгнали князя Всеволода, который притеснял смердов. Но плоды восстания присвоили себе бояре, установившие в Новгороде феодальную республику, независимую от киевских великих князей.

16.Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.

Ру́сская Правда (XIII век, 1280-ые годы — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

17.Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.

Материальную культуру разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм). истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего. К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру. Другой существенной особенностью является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси.

18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.).

19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

Былины

20.Художественное творчество в 9-13 веке.

Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.

23.Владимиро-суздальское княжество.

Типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество. Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

24.Новгородская земля.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882—1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник — сын киевского князя — обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской — на юге и с Полоцкой — на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.

25.Культура русских земель в период феодальной раздробленности.

С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры. В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

26.Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.

К концу XII — началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племён («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племён и их объединений («степные племена») жила в степях.

27.Нашествие монголо-татарских захватчиков на русской земле. Героические сопротивление русского народа.

В 1236 г. начался новый завоевательный поход на запад, куда была направлена многочисленная армия, состоявшая не только из монгольских войск, но и из войск покорённых пародов. Во главе этой армии был поставлен Вату, сын Джучи. Покорив кыпчаков и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. В зимней кампании 1237/38 г. они захватили и разграбили Рязань, Коломну, Москву и Владимир. В битве на реке Сити потерпели поражение главные силы русских князей. Монгольские войска, понёсшие в боях против русских княжеств большие потери, нуждались в передышке. Этим объясняется перерыв в их военных действиях, длившийся около полутора лет. Зимой 1239 г. война возобновилась. Завоеватели вторглись в южнорусские земли, переправились через Днепр, взяли и разграбили Киев. В 1241 г. монгольские силы разделились на две группы. Одна, под командованием Бату и Субэтэя, направилась в Венгрию, другая вторглась в Польшу. Опустошив Польшу и Силезию, монголы в сражении близ Лигницы разбили ополчения польских и немецких князей. И хотя монгольская армия вторглась в Венгрию и дошла почти до Венеции, понесённые потери настолько ослабили монголов, что дальнейшее их наступление в глубь Европы стало невозможным и они повернули назад.

28.Установление монголо-татарского ига над народами нашей страны и его последствия. Золотая Орда.

Последствия монголо-татарского нашествия по-разному освещаются в исторической литературе. С точки зрения советского ученого Гумилева Л Н. -золотоордынского ига не было, а был союз Руси с Ордой, так как русские князья использовали Золотую Орду в борьбе за власть, и каждый князь был относительно независим, имел собственную дружину и чеканил монету. С точки зрения других историков - последствия ига были исключительно тяжелыми, так как: резко сократилось население страны; уничтожены и разграблены многие города - всего 49 из 74, в 14 из них жизнь не возобновилась; пришло в упадок ремесло. Ослабление обороноспособности Руси повлекло за собой учащение набегов на Русь польских, венгерских, немецких и др. феодалов. Нашествие сильно затормозило, но не остановило развитие славянских земель. Золотая Орда, Улус Джучи - феодальное государство, основанное в первой половине XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, на территории Хорезма и Северного Кавказа. Батый в 1236-1255 гг. завоевал области волжских болгар, половецкие степи, Крым, Западную Сибирь. В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Ее южные территории включали Тебриз (Иран), северные - Башкирию и Волжскую Булгарию; на западе она простиралась до Дуная, а на востоке - до Оби и Иртыша. Коренные русские земли не входили в Золотую орду, а попали в вассальную зависимость - население платило дань и подчинялось распоряжениям ханов. Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - около 200 лет.

29.Золотая Орда и русские княжества в 14-15 вв.

Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлыки на Владимирский великокняжеский стол. Великие князья отвечали за сбор с русских земель ордынской дани (выхода). В 13-15 вв. формировалась категория служилых князей, переходивших в русские княжества из Великого княжества Литовского, Золотой Орды и др. Великий князь московский Василий I (правил в 1389-1425) в конце 14 -начале 15 вв. вёл борьбу с Новгородом за Двинскую землю и пытался ограничить суверенитет Новгородской республики. В 1408 он заплатил выкуп в 3000 руб. ордынскому военачальнику Едигею, разорившему территорию Московского великого княжества. Великий князь московский Василий II Тёмный (правил в 1425-62) одержал победу в междоусобной войне (1425-53) с удельными князьями Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным, которая велась в обстановке ордынских набегов и литовской экспансии. Он ликвидировал Дмитровский, Галицкий, Серпуховско-Боровский уделы, сохранив в составе Московского великого княжества Верейско-Белозерское княжество, присоединил к Москве Нижегородско-Суздальское великое княжество, часть ярославских и др. земель. Содействовал утверждению на Руси автокефальной церкви, руководил походами на Новгород (1441, 1456, 1460 и др.). Объединение земель вокруг Московского великого княжества происходило в условиях дальнейшего развития феодального способа производства.

30.Разгром Русью шведских и немецких захватчиков. Александр Невский.

Не́вская би́тва (15 июля 1240) — сражение на реке Неве между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским отрядом. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».

Первыми выступили шведы. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот с войском крестоносцев под командованием ярла (герцога) Биргера, зятя короля и фактического правителя страны. Пройдя Невой до устья Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. Ближайшей целью шведов был захват Старой Ладоги с последующим наступлением на Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич, получив весть о появлении шведского флота в устье Невы, стремительно двинулся со своей небольшой дружиной и немногими успевшими примкнуть к нему новгородцами к месту высадки шведов. Расчет князя на успех внезапного удара полностью оправдался. 15 июля 1240 г., скрыто подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска, тогда как пешая рать под предводительством новгородца Миши ударила во фланг, отрезая рыцарям отступление на корабли. Короткий стремительный бой закончился почти полным уничтожением высадившихся на берег рыцарей, которых не смогла поддержать оставшаяся на кораблях пехота. Биргер, получивший в бою тяжелое ранение ударом копья в лицо от Александра, с жалкими остатками своего войска бесславно отплыл в Швецию. Победа на Неве, за которую Александра Ярославича прозвали в народе «Невским», надолго пресекла шведскую агрессию на Восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому морю, столь необходимый ей для экономических, политических и культурных связей со странами Западной Европы.

31.Социально-экономическое развитие северно-восточной Руси в 14-15 вв

Население Северо-Восточной Руси находилось в наиболее благоприятных условиях для возобновления этнического развития. Край сохранил политический строй, государственную обособленность, экономически быстро развивался. Все это привело к складыванию великорусской (русской) народности, формированию единой культуры. Отторгнутые территории Южной и Юго-западной Руси, перешедшие под власть Великого княжества Литовского и Польши во времена раздробленности и ига идут в развитии своим путем – на их территории формируется украинская и белорусская народности. В формировании великорусской народности большую роль сыграла борьба за национальную независимость, оплотом которой стала расцениваться Москва. Со второй половины 14 в. появляется новое название края - Великая Русь.

32.Предпосылки и начало объединения русских земель под властью Москвы.

Процесс возвышения Москвы проходил в жёсткой конкурентной борьбе с Тверью и другими княжествами Северо-Восточной Руси, а также Литвой, вокруг которой консолидировались западнорусские земли. Московские князья получили у ханов Золотой Орды право на Великое Владимирское княжение, что позволило им утвердить свою власть в Северо-Восточной Руси. Большое значение имело перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву, превратившуюся в духовный центр возрождавшегося Русского государства. Важное значение для утверждения Москвы как общерусского центра имела победа московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Заключительными этапами «собирания» русских земель вокруг Москвы стали присоединения Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств, Новгородской земли, Пскова, а также некоторой части западнорусских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского при Иване III и Василии III. Одновременно с этим происходила ликвидация последних удельных княжеств.

33.Борьба русского народа против ига монгольских ханов. Куликовское битва и ее значение.

Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. В 1374 году в Нижнем Новгороде Вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. С 1359 по 1389 год в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Он был талантливым полководцем мужественным патриотом. Если Иван Калита золотом добывал у Орды мир для русского народа, то его внук возглавил народную борьбу против монгольских завоевателей. В 1378 году татарский воевода Бегич с большим войском напал на Рязанское княжество. Дмитрий Иванович пришел на помощь Рязани. На берегу реки Вожи, притока Оки его воины окружили и почти полностью уничтожили татарские войска. Золотоордынский хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. Он задумал повторить Батыево нашествие. Мамай собрал сотни тысяч воинов, заключил военный союз с литовским князем Ягайло и в августе 1380 года выступил в поход на Москву. Князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На призыв Дмитрия в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств.

34.Образование великорусской народности.

В XIV — XV вв. происходило складывание на основе древнерусской народности трех братских народностей: великорусской (русской), украинской и белорусской. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских славян. В состав великорусской народности вошли и неславянские племена мери и муромы, жившие в междуречье Оки и Волги и полностью растворившиеся среди славянских племен. С объединением вокруг Москвы Северо-Восточной Руси и Новгородско-Псковскои земли, а также части земель Смоленского и Черниговского княжеств происходило формирование на основе племенных языковых диалектов русского языка, развитие на основе местных культурных традиций и особенностей культуры великорусской народности. Важную роль в сплочении и росте национального самосознания великорусской народности сыграла освободительная борьба против татаро-монгольских и других захватчиков.

35.Развитие русской культуры во второй половине 13-первой половине 15 вв.

Русская культура в период второй половины 13в.- 15 в. испытала тяжелейшие последствия монгольского нашествия. Всеобщее разорение, разруха не могло не сказаться на развитии культуры. Однако вскоре начинается период возрождения и всеобщего духовно-нравственного подъема. Ведущими направления развития культуры становятся литература, архитектура, живопись.

В литературе XIII – начала XIV в. отразилась борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте, ставших любимыми героями литературных произведений. В XIV веке появляются авторские произведения литературы. Это прежде всего: поэма «Задонщина», автором которой стал рязанский боярин Софоний. Таким образом, русская литература периода 2-ой половины XIII века - середине XVвека отражает духовный подъем Руси.

36.Социально-экономическое развитие России во второй половине 15 -начале 16 века.

Со второй половины XV в. начинается процесс распространения и юридического оформления поместной системы. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного Московского государства.Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV в. С середины века сохранились наиболее ранние княжеские грамоты, запрещавшие выходы крестьян от своих владельцев, однако пока они носили фрагментарный характер. Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивавшим свободу крестьянских переходов, был Судебник 1497 г., согласно которому крестьяне могли "отказываться" от боярина или помещика только один раз в году. Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси. Попытки ограничения свобод крестьян проявлялись и в политике финансового закабаления. Получив от помещика или феодала кредит, крестьянин уже не мог его покинуть до выплаты долга, а это нередко растягивалось на многие годы и десятилетия. Наиболее бесправная часть должников получила название кабальные люди (первые упоминания о них приходятся на конец XV в.). В XV в. интенсивно развивается экономика Руси. Изменения затронули и ремесленное производство, и строительство, и сельское хозяйство. Основой прогресса в сельском хозяйстве служил практически повсеместный переход на трехполье. Перелог, т.е. "забрасывание" земель на несколько лет, использовался только при обработке новых земель. Применение органических удобрений стало необходимой составляющей сельскохозяйственных работ.

37.Завершение объединения русских земель. Политический строй русского государства.

Важнейшим этапом в процессе создания единого Русского государства было княжение Ивана III /1462-1505/. Объединение Руси он сделал главной задачей своей политики. С этой целью он мобилизовал большие воинские силы, но в большинстве случаев они не понадобились, так как население не оказывало сопротивления, а бояре охотно переходили на почетную московскую службу. В 1463 г. к Москве добровольно присоединилось Ярославское княжество, затем Ростовское. Однако новгородское боярство предпочитало союз с Литвой. В 1471 г. московская рать одержала победу над новгородцами в битве на р. Шелони. Новгород был приведен к повиновению, он отказался от самостоятельной внешней политики. В 1478 г. в результате нового похода Ивана III Новгородская республика была ликвидирована. В этот период в состав московских владений вошли Карелия, Пермь, Вятка. Началось освоение Урала. В 1485 г. клятву на верность Ивану III принесла Тверь. Окончание времени раздробленности нашло отражение в том, что с конца XV в. Московское княжество впервые стало именоваться в источниках Русским государством. Последние русские земли - Псков и Рязань были присоединены сыном Ивана III - Василием III.

38.Падение ига монгольских ханов.

В начале 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханствОрда В 15 в. значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницейЗолотая Орда, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 году русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16 в. Победа над монголами далась русскому народу нелегко. Вырваться из плена России, как ни удивительно, помогла та же междоусобная борьба, только не в родном государстве, а в Золотой Орде, благодаря чему ослабло её влияние на Русь, и стало возможным объединение русских земель.

39.Формирование централизованного аппарата власти Русского государства. Судебник 1497 года.

Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права. Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын.

40.Историческое значение образования единого Российского государства.

С начала IV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы ,которая требует постоянной обработки земли Поскольку крестьянин всегда имеет дело только с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год ( двухпольная система) или через два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, н что влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Укрепление экономических связей требовало и политического объединения русских земель. Однако в отличии от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он таковым не был (единый всероссийский рынок сложился лишь в XVII веке).

41.Ликвидация последствий монголо-татарского нашествия в области материальной культуры. Дальнейшее ее развитие в 14-16 вв.

Российское государство формировалось как многонациональное, но включение в его состав других народов было, как правило, мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные рубежи между отдельными землями. На территории всего государства стали вводиться единая денежная система, единые меры веса, длины. Все это способствовало подъему экономики. Образование Российского централизованного государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла видное место среди европейских государств. Возрос авторитет России среди западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.

42.Средневековый религиозный догматизм – основное препятствие на пути развития образования и науки.

События последней трети XVII в. показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению страны с западными государствами, усвоению их опыта и проведению необходимых реформ. Россия же жаждала новой правды, правды мирской, истинной. Она стояла на пороге Просвещения.

43.Быт,обычаи и нравы в 15-16 вв.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января. В этот день патриарх освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани (смывания святой водой). По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник. Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5 - 6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Держание частных кабаков строго преследовалось. Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного городка, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI в.- в карты, привезенные с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

44.Русская культура и общественно-политическай мысль во второй половине 15-16 вв.

В конце 15-16 вв. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половины века. Происходит становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры. Зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты. Образование единого централизованного государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей, на основе которых сформировалась единая великорусская. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер. Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем 17 столетии, были подготовлены историко-культурным процессом конца 15—16 вв.

45.Внутренняя политика русского централизованного государства в 16 в.

Политическое объединение русских земель сопровождалось централизацией государственного управления. Формой централизованного государства на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV в. политические права удельных князей московского дома были сильно урезаны, а сами они низведены на положение служилых вотчинников. С усложнением функций Русского единого государства боярская дума приобрела характер постоянного учреждения, возникли особые органы управления, развившиеся в XVI в. в приказы. Иммунитетные привилегии феодалов-вотчинников урезывались. Они лишались права суда по наиболее важным делам — об убийстве, разбое и т. д. Суд по этим делам передавался княжеским наместникам, за деятельностью которых усиливался контроль со стороны великокняжеской власти. Централизованный государственный аппарат был поставлен на службу господствующему классу, предоставляя ему средства для подчинения крестьян и укрепляя его экономическую власть над зависимым населением.

46. Борьба за укрепление централизованной власти. Реформы 50-х г 16 века. Реорганизация аппарата управления в 16 в.

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты: • Усилилась централизация государства и личная власть царя. • Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления. • Выросла военная мощь страны. • Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства.Реформы означали формирование Русского сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем. Для утверждения этой системы необходимо было время. В силу ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 50-х годов. Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-е годы внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами. Многое здесь значила и личность царя Ивана - человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием, и, возможно, на этой почве с некоторыми психическими отклонениями.

47.Социальные и политические причины образования опричнины и ее последствия.

Опри́чнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.Боярская дума была ослаблена, большинство её членов были казнены. В 1572 во главе думы был поставлен крещёный татарский царевич Михаил Кайбулович. В 1575 царь попытался возродить опричнину. Он принял титул князя Московского, назначив царём и Великим князем служилого касимовского царевича Симеона Бекбулатовича (до АВ 1576), родственника царицы Марии Темрюковны. Одна из возможных причин отречения от престола на этот раз - надежда быть избранным на польский престол, который в этот момент пустовал. Года через полтора Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Опричнина имела тяжёлые последствия для страны, ослабила её политически и экономически, однако, и власть бояр была таки же подорвана. Крестьяне бежали на окраины. Чтобы их остановить, в 1581 введены "заповедные лета".После смерти Ивана Ивановича перед Иваном IV встал вопрос о преемнике. Оставшийся в живых сын Анастасии Фёдор был слабоумен, а сын Марии Нагой - Дмитрий - слишком мал. Очевидно, Иван создаёт что-то вроде опекунского совета для Фёдора, но кто в него входил - точно не известно.Значение опричнины:1)подрыв экономической базы и ослабление политического могущества княжеско-боярской оппозиции 2)усиление дворян 3)создание централизованного государства и мощной армии 4)разорение важнейших экономических районов 5)усиление феодального гнёта и рост закрепощения крестьян.

48.Внешняя политика России в 16 веке. Присоединение народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири к Российскому государству.

Казанское и Астраханское царства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Эти земли были плодородными, о них мечтало русское дворянство. Народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши стремились к освобождению от ханской зависимости. После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское царство 150-тыс. русское войско осадило Казань. Казань была взята штурмом 1 октября 1552 г.Спустя 4 года, в 1556 г. была присоединена Астрахань, в 1557 г. – Чувашия и большая часть Башкирии. Зависимость от России признала Ногайская Орда (гос-во кочевников, живших на территории от Волги до Иртыша). Т.о. в составе России оказались новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь. Расширились связи с народами Кавказа и Средней Азии. Присоединение Казани и Астрахани открыло дорогу в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от царя грамоты на владение земель по реке Тобол. Был сформирован отряд во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1558 г. Ермак проник на территорию сибирского ханства и разбил хана Кучума. В ХУ1 в. началось освоение территории Дикого поля ( плодородные земли к югу от Тулы). Русское гос-во стало укреплять южные границы от набегов крымского хана. Государственные интересы России требовали тесных связей с Западной Европой, которые легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Левонский орден. А в случае успеха открывалась возможность приобретения новых освоенных земель. Левонская война продолжалась 25 лет и в начале сопровождалась победами русских войск. Всего было взято 20 городов. Орден распался. Его земли перешли Польше, Дании и Швеции. Неудача Левонской войны явилось следствием экономической отсталости России. Было заключено перемирие. В ХУ11в. территория России расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы России – от Днепра до Тихого океана и от белого моря до владений крымского хана, Северного Кавказа и казахских степей. Географические открытия российских исследователей также расширили границы России. В 1643-45 г.г. Поярков вышел по реке Амур в Охотское море. В 1648 г. Дежнев открыл пролив между Аляской и Чукоткой. В середине века Хабаров подчинил России земли по реке Амур. Были основаны многие сибирские города: Енисейск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.

49.Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.

Ливонская война за выход к Балтийскому морю велась Иваном Грозным против Ливонии (Ливонского ордена), Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. — Речи Посполитой). В 1558 г. московские войска вступили в Ливонию. Ливонский орден оказался не в силах оказать им сопротивление и распался. Эстляндия предалась Швеции, Лифляндия — Польше; орден удержал одну Курляндию. К 1561 г. Ливонский орден был окончательно разбит. Русскими войсками были заняты города Нарва, Дерпт, Полоцк, был осажден Ревель. Военные действия были успешными для Москвы до тех пор, пока на польско-литовский престол не был избран Стефан Баторий, обладавший несомненным полководческим талантом. Став королем, С. Баторий сразу же предпринял решительное наступление. Под натиском его войск русские оставили Полоцк и стратегически важную крепость Великие Луки. В 1581 г. Баторий осадил Псков, намереваясь после взятия города идти на Новгород и Москву. В том же году Швеция захватила Нарву и Корелу. Перед Россией возникла угроза потери значительных территорий. Героическая оборона Пскова (1581—1582 гг.), в которой участвовало все население города, предопределило относительно благоприятный для России исход войны. Баторий вынужден был пойти на мирные переговоры. В 1582 г. был заключен Ям-Запольский мир, а точнее 10-летнее перемирие, по которому город Полоцк и вся Ливония отходили к Речи Посполитой. В следующем году было подписано Плюсское перемирие со шведами. К Швеции получила исконно русские города Ям, Копорье, Ивангород. Результаты Ливонской войны, продолжавшейся двадцать пять лет, оказались для России весьма тяжелыми. Страна понесла территориальные потери, военные действия разорили ее: казна была опустошена, центральные и северо-западные уезды обезлюдели. Главная цель Ливонской войны — выход на побережье Балтийского моря — не была достигнута.Ливонская война́ (1558—1583) велась Царством Русским за территории в Прибалтике и выход к Балтийскому морю, чтобы прорвать блокаду со стороны Ливонской конфедерации, Великого княжества Литовского и Швеции и установить непосредственное сообщение с европейскими странами.

50.Внутренняя и внешняя политика русского государства в конце 16-начала 17 века. Правление Б.Годунова.

Борис Годунов был первым русским правителем, решившимся отправить дворянских «робят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». При нем успешно развивалось книгопечатание. Борис хотел также создать в России школы и даже университет по европейскому образцу. В 1600 в Германию им был послан немец Иоанн Крамер, которому было поручено подобрать и привести в Москву профессоров и докторов. К сожалению, эти его планы не были претворены в жизнь из-за сильного ортодоксального противодействия духовества, полагавшего неразумным поручение католикам и лютеранам обучать юношей. Также большое внимание царь уделял благоустройству столицы. При нем в Кремле был построен водопровод с мощным насосом. Вода теперь «великой мудростью» поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Возле Архангельского собора были построены обширные палаты для приказных военных ведомств, а в Китай-городе на месте сгоревших торговых рядов возникли каменные лавки. Старый обветшалый мост через Неглинную был заменен широким мостом, по краям которого были выстроены торговые помещения. На Красной площади было сооружено каменное Лобное место. Также Борис приказал надстроить столп колокольни Ивана Великого и сам заложил крепость в Смоленске. В ее сооружении принимали участие «все города Московского государства». Увенчанная 38 башнями, эта крепость стала мощным оборонительным форпостом на западе страны.

51.Усиление закрепощения крестьян в конце 16-17 в.

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день. 1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета». 1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета». 1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет. 1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. XVIII век — постепенное усиление крепостного права в России.К середине 17 века полностью восстановлена система, приведшая к Смуте в начале века. Венцом самодержавия стало окончательное закрепощение крестьян в 1649г.

52.Крестьянсая война под руководством Ивана Болотникова.

Восстание Болотникова, охватившее огромную территорию, является первой крестьянской войной в России. Крепостные крестьяне составляли основную движущую силу восстания. Причины, вызвавшие его, коренились в тех отношениях, которые существовали между крестьянством и феодалами-землевладельцами. Восстание Болотникова относится ко времени резкого усиления крепостнической эксплуатации крестьянства, юридического оформления крепостного права. Осуществление целей восставших под руководством Болотникова крестьян и низов посада могло бы привести к существенным социальным переменам в жизни страны, к ликвидации крепостнического строя. Крестьянские восстания эпохи феодализма (в том числе и восстание Болотникова) носили стихийный характер. Это выражалось, в частности, в том, что восставшие не имели программы переустройства общества. Они стремились разрушить существующий крепостнический строй, но не знали, как построить новый. Вместо этого они выдвинули лозунг замены одного царя другим. Отсутствие ясной программы ограничило задачу движения борьбой с конкретными носителями угнетения в той или иной местности без установления сколько-нибудь прочной связи между различными очагами восстания, вызывало организационную слабость движения. Отсутствие класса, способного возглавить это движение, преодолеть его стихийный характер, выработать программу движения и придать ему организационную крепость, определило и самый исход восстания. Ни мужество участников восстания, ни таланты руководителей не могли устранить его слабых сторон, обусловленных самой природой восстания. Великая заслуга восставших в 1606 г. заключалась в том, что они развернули первую в России крестьянскую войну против феодального гнёта.

53.Борьба русского народа против польско-шведских интервентов. Народное ополчение Минина и Пожарского.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО, объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в н. XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами. В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля — н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 — 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

54.Польская интервенция. Лжедмитрий 1.

ПОЛЬСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НАЧАЛА 17 в. - с кон. 16 в. Речь Посполита поддерживала Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. В сентябре 1609 польскими отрядами осажден Смоленск, в 1610 захвачена Москва, которая была освобождена в октябре 1612 Вторым ополчением. Попытки короля Сигизмунда и королевича Владислава захватить Москву в 1612 и 1617 были отражены русскими войсками. Военные действия завершились в 1618 Деулинским перемирием.

Лжедмитрий I (ск. 17.05.1606) — авантюрист, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, русский царь в 1605—06. Лжедмитрия I активно поддерживали антирусские католические круги Речи Посполитой, а позднее оппозиционные правительству Бориса Годунова слои русских феодалов. Происхождение Лжедмитрия I неясно. Наиболее общепринятой является версия правительства Бориса Годунова о том, что Лжедмитрий I — беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, сын галичского феодала Богдана Отрепьева. Появился Лжедмитрий I в Польше в 1601, но активная подготовка к авантюре происходила в 1603—04. Лжедмитрий обещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, жениться на Марине Мнишек, в виде «вена» отдать ей Новгород и Псков и уплатить Ю. Мнишеку 1 млн злотых. Тогда же Лжедмитрий I тайно перешел в католичество, обещал участие России в антитурецком союзе и введение в ней католичества. Осенью 1604 Лжедмитрий I перешел границу Русского государства. Успеху авантюры способствовали волнения крестьян, развернувшиеся в южных районах государства. Поддержали Лжедмитрия I и русские феодалы этих районов. Лжедмитрий I укрепился на Юге страны, несмотря на поражение под Добрыничами. После смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 1 июня 1605 в Москве произошло восстание горожан, и правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В интересах русских феодалов правительство Лжедмитрия I провело верстание их увеличенными денежными и земельными окладами, произведя при этом денежные и земельные конфискации у монастырей. Южные районы государства были освобождены от налогов на 10 лет, там же прекратилась обработка «десятинной пашни». Усиление налогов, в частности из-за отправки денег в Польшу, вызвало весной 1606 подъем вооруженной борьбы народных масс. Не успев заручиться полной поддержкой всех феодалов, Лжедмитрий I должен был делать уступки восставшим — он не пошел на подавление движения силой и включил в Сводный судебник, который не успел, однако, издать, статьи о крестьянском выходе. Произошло и ухудшение отношений с Польшей из-за нежелания Лжедмитрия I выполнить свои обязательства. Он оттягивал введение католичества и отказался делать территориальные уступки Польше, предлагая Сигизмунду III деньги за оказанную им помощь. Кризис внутренней и внешней политики Лжедмитрия I создал условия для организации заговора дворцовой знати во главе с Василием Шуйским. Во время восстания горожан Москвы против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I с М. Мнишек, самозванец был убит заговорщиками.

55.Экономическое положение страны после изгнания польско-шведских интервентов.

В результате польско-шведской интервенции страна находилась в состоянии сильнейшего экономического упадка. На месте сотен сёл и деревень на территории, подвергшейся оккупации, в центральной части страны, а также на западной и юго-западной окраинах оставались только развалины. В уцелевших поселениях большая часть дворов стояла пустыми, владельцы их были перебиты или разбрелись. Значительно сократилась площадь возделываемых полей. Число малопашенных или беспашенных дворов на помещичьих землях доходило до 70%. Однако производительные силы страны не были полностью подорваны. После окончания военных действий хозяйственная жизнь начала восстанавливаться. К 30-м годам XVII столетия последствия интервенции можно было считать изжитыми. Уже писцовые книги 20-х годов XVII в. отражают процесс восстановления хозяйства страны. Сёла и деревни, числившиеся в 1614—1615 гг. пустыми, заселяются. Соотношение крестьянских и бобыльских дворов меняется в пользу первых. Размер пашни быстро растёт. Восстановление народного хозяйства и укрепление внутреннего положения в стране позволяли выдвинуть на очередь решение ряда внешнеполитических задач.

56. Государственный строй России в 17 веке. Переход к абсолютизму.

Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются. Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних сферах. Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами. В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы – военно-уголовный, процессуальный. Но говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.

57.Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 года.

Собо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи (см. раздел «Развитие Уложения»). Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.Вооруженным выступлением городских низов и стрельцов, вызвавшим замешательство правящих кругов, воспользовались дворяне и верхушка купечества, чтобы предъявить правительству свои сословные требования. В многочисленных челобитьях дворяне требовали выдачи жалованья и отмены «урочных лет» для сыска беглых крестьян, гости и торговые люди добивались введения ограничений для торговли иностранцев, а также конфискации привилегированных городских слобод, которыми владели крупные светские и духовные феодалы. Правительство вынуждено было уступить домогательствам дворян и верхушки посада и созвало Земский собор для выработки нового судебника (уложения).

58.Обострение классовой борьбы в стране в середине и во второй половине 17 века. Городские восстания.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей. «Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования. Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов — Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян. На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах». Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же. 1648 г.

59.Крестьянская война под руководством Степана Разина, ее особенности, значение и причины поражения.

Ожесточенная классовая борьба, развернувшаяся в России во второй половине XVII в., нашла отражение и в таком общественном движении, каким был раскол православной церкви. Буржуазные историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. В действительности раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.

Крестья́нская война́ 1670—1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина — война в России между войсками крестьян и казаков и правительственными войсками. Окончилась поражением восставших.Военные действия Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого, перешедшего на его сторону, свободным человеком. В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его и отошли на Дон. Тем временем на Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруковым, под командой которого были так же иностранные наёмники, в частности, немецкая конница.[1] Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол. Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

60.Церковная реформа и деятельность Никона. Раскол и его социальная сущность.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после поставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом». Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма. Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать. С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами». Движение раскольников возглавил протопоп Аввакум Петрович, тоже родом нижегородец, человек с такой же неукротимой и властной натурой, как и сам Никон. «Видим, яко зима хощет быти; сердце озябло и ноги задрожали», — писал позже об исправлении церковных книг Аввакум.

61.Русская культура в 17 веке. Антицерковные тенденции в культуре.