Реферат: Оценка деловой активности предприятия

Название: Оценка деловой активности предприятия
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3

Глава 1. Теоретические аспекты рейтинговой оценки

деятельности организации……………………………………………….……….5

1.1. Сущность и задачи экономического анализа…………………………….5

1.2. Характеристика финансовых показателей и методика их расчета……...9

Глава 2. Проведение сравнительной рейтинговой оценки

деятельности организации……………………………………………………….19

2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..19

2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой

прибыли за отчетный год………………………………………………..…….20

2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции……...…22

2.4. Анализ рентабельности деятельности ветеринарной

станции «Леран»………………………………………………………...……….27

2.5. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия…………...…33

Глава 3. Пути улучшения финансового состояния ………………………...…36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………...………41

Приложение

Введение

В настоящее время в решении задач по управлению предприятием важную роль играет экономический анализ финансовой деятельности. С его помощью разрабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства и улучшения использования всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Многочисленные пользователи аналитической информации заинтересованы в получении сведений о финансовом состоянии и платежеспособности предприятия. Внутренние пользователи: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, - используют информацию исходя из выполняемых ими функций. Заинтересованные пользователи: акционеры, учредители, - хотят иметь представление об эффективности своих инвестиций, о предполагаемых размерах дивидендов и перспективах развития предприятия. Сторонние пользователи, оценивая финансовое состояние предприятия, преследуют свои интересы:

- Кредиторы хотят убедиться в том, что им вернут долги;

- Потенциальные инвесторы оценивают выгодность вложений своих средств в предприятие;

- Поставщики хотят убедиться в платежеспособности своих клиентов.

При выполнении работы я попытаюсь изучить данные отчета предприятия, на основании которых сделаю анализ финансовой устойчивости, ликвидности и других характеристик финансового состояния предприятия, вывить имеющиеся недостатки и резервы, определить перспективы дальнейшего развития предприятия.

Целью написания моей курсовой работы является рассмотрение рейтинговой оценки финансового состояния предприятия на примере Ветеринарной станции

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности.

2) Рассмотреть показатели оценки прибыльности, рентабельности, деловой активности, ликвидности, рыночной устойчивости предприятия.

3) Провести экспресс оценку финансового состояния предприятия.

На основе проведенного анализа я попытаюсь выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Объект исследования – ветеринарная станция.

Предмет исследования – оценка деятельности организации.

При написании курсового проекта применялись такие методы как: анализ литературы, анализ нормативно-правовой базы, экономический анализ.

Для написания своей курсовой работы мною будут использоваться как работы зарубежных авторов, так и отечественных (Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Русак Н.А и др.), имеющих очень интересные и учитывающие нашу действительность, наработки.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты рейтинговой оценки деятельности организации

1.1.Сущность и задачи экономического анализа

Любой хозяйствующий субъект в рыночных условиях осуществляет свою деятельность самостоятельно, но с необходимым учетом такого фактора, как конкуренция.

Конкуренция, как известно, представляет собой состязательность отдельных хозяйствующих субъектов, когда действия каждого из них, направленные на получение прибыли и удовлетворение потребностей определенного круга потребителей, ограничивают возможность влияния этих хозяйствующих субъектов на общие условия обращения товаров на рынке и стимулируют производство только тех товаров, которые действительно требуются потребителю.

В едином механизме хозяйствования конкуренция и рыночные регуляторы (подавляющее большинство которых относится к элементам финансового механизма -налог, цена, курс, процентная ставка, дивиденд и т.д.) заставляют производителя учитывать интересы и запросы потребителя и производить ту продукцию, которая ему требуется. Хозяйствующие субъекты неизбежно вступают между собой в конкурентные отношения в борьбе за потребителя и вынуждены постоянно поддерживать и повышать конкурентоспособность своих товаров.[14, с. 65]

Для того, чтобы занять достойное место на рынке, предприятие должно следить за хозяйственной ситуацией и адекватно реагировать на ее изменение, реально оценивая свои возможности в любой момент времени. Одним из инструментов исследования рынка и обеспечения конкурентоспособности является анализ коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе анализ финансового состояния.

Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе. В соответствии с этим можно выделить следующие задачи анализа финансового состояния предприятия:

• определение рентабельности и финансовой устойчивости;

• выявление эффективности использования финансовых ресурсов;

• установление положения предприятия на финансовом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;

• оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий, программ, плана финансовых показателей;

• оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов.

Финансовое состояние предприятия это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. доходности, финансовой устойчивости, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов неизбежно сопровождается образованием и расходованием денежных средств. Поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Анализ финансового состояния предприятия включает:

1) анализ динамики структуры имущества;

2) анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;

3) анализ финансовой устойчивости;

4) анализ доходности (рентабельности).

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.[12, с. 154]

Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группепользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие свих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группапользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает достаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имею возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа. [11, c.164]

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 по ОКУД). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о прибылях и убытках (Форма №2 по ОКУД).

Чем удобны такие источники информации для предприятия?

В первую очередь тем, что можно без предварительной подготовки уже на основании баланса предприятия (Формы №1 и№2) сделать сравнительный экспресс-анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды.

Во-вторых, с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании годовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс-анализ предприятия.

В общем виде, с точки зрения доступности, информацию можно разделить на открытую и закрытую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой. Помимо этого каждый хозяйствующий субъект может разрабатывать свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и «ноу-хау». В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» «предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия».

1.2. Характеристика финансовых показателей и методика их расчета

Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным баланса. Для более углубленного анализа структуры имущества предприятия необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5 и формы №11 («Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»).

Под имуществом предприятия в методике оценки финансового состояния понимаются все активы, которые имеет предприятие на дату составления баланса (т.е. имущество предприятия в стоимостном выражении равно итогу актива баланса).

Изучать измерение стоимости имущества предприятия, пользуясь только информацией об абсолютных отклонениях, недостаточно. Необходимо определить структуру имущества предприятия и затем изучить характер его динамики.

Динамику структуры имущества принять считать положительной, если темпы роста оборотных средств предприятия опережают темпы роста основных производственных фондов. Такое соотношение при прочих равных условиях приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия.

При анализе динамики структуры имущества также изучается динамика отдельных групп оборотных средств, так как уровень их ликвидности различен.

Анализ проводится методом группировки данных в аналитические таблицы.

Кроме оценки динамики общей стоимости и структуры имущества определяется стоимость текущих активов(на начало и конец отчетного периода), которая характеризует производственный потенциал предприятия. Текущие активы это реально существующее собственное имущество и финансовые вложения по их действительной стоимости. Текущими активами не являются нематериальные активы, износ основных средств и МБП, использование прибыли, заемные средства. Стоимость текущих активов складывается из следующих составляющих:

• Основные средства по остаточной стоимости;

• Производственные запасы;

• Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по их остаточной
стоимости;

• Незавершенное производство.[11, c.85]

Исходя из этого, рассчитывается коэффициент текущей стоимости имущества(или доля реальных активов в общей сумме активов предприятия):

РА

Кр =_____ х 100 %, (1.1)

А

Где,

Кр - коэффициент текущей стоимости имущества, %;

РА- стоимость текущих активов, тыс.руб.;

А- итого актива баланса, тыс.руб.

Изменение данного показателя за анализируемый период отражает увеличение (снижение) производственного потенциала предприятия. Кроме него важным показателем, характеризующим динамику структуры имущества предприятия, является показатель темпа прироста текущих активов.Он характеризует интенсивность наращивания имущества и определяется по формуле:

РА1
Т = (------------ -1) х 100%, (1.2)

РАО

Где,

Т - темп прироста реальных активов, %;

РАО, РА1 - стоимость текущих активов на начало и на конец года, тыс. руб.

Создание имущества предприятия осуществляется за счет собственных и заемных источников. Поэтому следующим моментом анализа является изучение структуры источников формирования имущества и ее динамики.

Для оценки соотношения собственных и заемных источников средств применяется коэффициент автономии.Он показывает долю собственных средств в общей сумме источников:

М

Ка =___ , (1.3)

И

Где,

Ка - коэффициент автономии;

М - собственные средства, тыс. руб.;

И - общая сумма источников, тыс. руб.

Минимальное значение коэффициента автономии принимается на уровне 0,6.

Ка = 0,6 означает, что все обязательства хозяйствующего субъекта могут быть покрыты его собственными средствами. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости и снижении риска финансовых затруднений.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют структуру используемого предприятием капитала с позиции его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов т.к. отражают способность предприятия погашать долгосрочные обязательства. (Финансово-устойчивым является такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам).

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат.

Для оценки финансовой устойчивости можно использовать показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель), рассчитываемый по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле:

Z= ТА/ВБ х 1,2+ПОД/ВБ х 3,3+ НК/ВБ х 1,4+ УК/ЗК х 0,6 + ВР/ВБ (1.4)

Где

ВБ – валюта баланса

ТА – текущие активы

ПОД – прибыль от основной деятельности

НК – накопленный капитал

УК – уставной капитал

ЗК – заемный капитал

ВК – выручка от реализации

Расчет приведенных показателей проводится в аналитической таблице, где сгруппированы необходимые данные на начало и на конец анализируемого периода.

По итогам проведенного анализа финансовой устойчивости необходимо определить тип финансовой устойчивости предприятия. В общем, виде выделяют следующие типы предприятий с точки зрения финансовой устойчивости:

1.К первому типу относятся предприятия, которые за счет собственных источников покрывают полностью основные и оборотные средства (т.е. итог III раздела пассива баланса больше суммы итогов I раздела актива и запасов).

2. Ко второму типу финансовой устойчивости относятся предприятия, которые за счет собственных источников (итог III раздела пассива) покрывают полностью основные средства (итог I раздела актива) и более 50% оборотных (итог II раздела актива).

3. К третьему типу финансовой устойчивости относятся те хозяйствующие субъекты, которые за счет собственных источников средств покрывают полностью основные и менее 50 % оборотных средств.

4. К четвертому типу относятся предприятия, которые за счет собственных источников не полностью покрывают даже основные средства (т.е. итог III раздела пассива меньше итога I раздела актива баланса). [10, c.143]

Характеристика предприятия с точки зрения финансовой устойчивости дает необходимую информацию для инвесторов: так, банки при выдаче кредитов отдают предпочтение предприятиям с первым и вторым типом финансовой устойчивости, т.к. в этом случае риск не возврата ссуд практически сводится к нулю.

Зарубежные предприниматели уделяют особое внимание при вложении средств в предприятия со вторым и третьим типом финансовой устойчивости, так как считается, что эти предприятия работают в соответствии с «золотым правилом финансирования»: формируют все основные средства и не менее 25-30 % оборотных средств за счет собственных источников, а остальные оборотные средства - за счет заемных и привлеченных.

Дальнейшее исследование финансовой устойчивости предприятия осуществляется в рамках внутреннего анализа, информационной базой для которого наряду с отчетностью служат данные текущего бухгалтерского учета. Важное место в текущем анализе финансовой устойчивости занимает исследование запасов, затрат и расчетов. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: достаточно ли запасов для осуществления нормальной деятельности предприятия; не допустило ли предприятие вложений в излишние и неиспользуемые запасы товарно-материальных ценностей; нет ли приостановления запасов в незавершенном производстве, а на складах - не пользующейся спросом готовой продукции.

Однако в моей работе будет уделено внимание только общему исследованию финансовой устойчивости на основе анализа годового баланса, расчету вышеперечисленных показателей финансовой устойчивости и определению типа финансовой устойчивости предприятия.

Прибыль – основной показатель финансового состояния и финансовых результатов работы предприятия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:

Пб = Пр ± Пф ± Пвн (1.5.)

где Пб — балансовая прибыль или убыток;

Пр — результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

Пф — результат от финансовой деятельности;

Пвн — сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:

Пр = В p – С np - Р nep (1.6)

где В p — выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без

НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;

С np — себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров,

работ, услуг;

Р nep — расходы периода (коммерческие и управленческие).

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Рентабельность предприятия можно охарактеризовать абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность) предприятия (т.е. в процентах к затратам средств и капитала).

Различают три основные группы показателей рентабельности:

1. Рентабельность продукции. Она определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции (выручке от реализации в оптовых ценах):

П

Р = _____ х 100 %, (1.7)

В

Где,

Р- рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

В - выручка от реализации продукции в оптовых ценах, руб.

Для внутреннего анализа также используется следующий показатель уровня рентабельности продукции:

П
Р =________х 100%
(1.8)

С

Р- рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

С - себестоимость продукции, тыс. руб.

2. Рентабельность производственных фондов. Уровень рентабельности фондов предприятия исчисляется следующим образом:

П

Р = ________ х 100 %, (1.9)

ОПФ + ОС

Р- рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.;

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

3. Рентабельность вложений (этот показатель также называется «рентабельность активов»). Она вычисляется по формуле:

П

Р = _____ х 100 %, (1.10)

А

Р- рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

А - стоимость имущества предприятия (общий итог актива баланса), тыс.руб.

В процессе анализа изучаются, динамика изменения объема прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на размер прибыли, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы и расходы от внереализацонных операций. На уровень чистой прибыли также влияет величина налога на прибыль и других налогов и обязательных платежей, выплачиваемых из прибыли.

Анализ рентабельности предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. В условиях инфляции необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние повышения цен. Анализ проводится по данным работы за год. Показатели прошлого года должны быть приведены в сопоставимый вид с показателями отчетного периода путем применения индекса инфляции. Плановые показатели, как уже упоминалось, разрабатываются предприятием самостоятельно для внутреннего пользования и являются основными показателями финансового плана предприятия в рамках выработанной им финансовой стратегии.

Платежеспособность предприятия на дату составления баланса характеризуется отсутствием признаков финансовых затруднений и наличием свободных денежных средств. Однако отсутствие последних не всегда свидетельствует о неплатежеспособности предприятия, так как, во-первых, существует разрыв между реализацией продукции и поступлением денег на расчетный счет, и, во-вторых, особенно в условиях сильной инфляции, предприятие не может постоянно держать свободные денежные средства (это означает их замораживание), оно стремиться использовать их как можно более эффективно в целях ускорения оборачиваемости.[11, c.42]

Поэтому необходимо по текущим (месячным) данным установить характер отсутствия денежных средств на счетах предприятия. Если это отсутствие носит постоянный характер, то мы вправе предположить наличие финансовых затруднений на данном предприятии.

Для определения платежеспособности предприятия следует сопоставить итоги второго раздела актива баланса и пятого раздела пассива.

Вложение капитала в производство, в то или иное мероприятие должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящая на один рубль вложенного капитала.

Речь идет о комплексном понятии, включающем в себя движение оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов. Поэтому анализ использования капитала проводится по отельным его частям, затем делается сводный анализ.


Глава 2. Проведение сравнительной рейтинговой оценки деятельности организации

2.1. Краткая характеристика предприятия

Ветеринарная станция на протяжении многих лет является одной из ведущих клиник России по лечению тяжелых патологий у животных.

Круглосуточная ветеринарная станция «Леран» существует с 1997 года.

Целью деятельности ветеринарной станции «Леран» является оказание профессиональных ветеринарных услуг на мировом уровне, а также формирование прогрессивной ветеринарной школы и новых подходов к лечению домашних животных для поднятия уровня ветеринарной науки не только в нашей стране, но и во всем мире.

Мы шли к ней долгим путем. Мы выросли за 10 лет из маленькой клиники в сеть, и на каждом этапе этого роста мы на первое место ставили качество нашей профессиональной работы.

Для повышения качества мы несколько раз меняли структуру нашей работы. Ранее всегда приходилось адаптироваться к тем условиям, которые диктовали нам помещения, в которых располагаются наши клиники.

Таблица 2.1.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Ветеринарная станция «Леран» за 2008г, 2009 гг., тыс. руб.

Показатели 2009 г. 2008 г.
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) 3603,10 1923,46
Полная себестоимость реализованной продукции 3210,44 1844,86
Прибыль от реализации продукции 392,66 78,60
Прибыль отчетного периода 407,78 82,94
Налог на прибыль 130,48 26,90
Чистая прибыль 277,30 56,04

Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 "Бухгалтерский баланс"; форма №2 "Отчет о прибылях и убытках"; форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; а также опрос специалистов ветеринарной станции.

Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.

На рассматриваемом нами предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ветеринарной станции относит эту информацию к коммерческий тайне.

2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год

Рассмотрим структуру балансовой прибыли ветеринарной станции за 2009 год, проследим ее динамику, сравнивая с показателями предшествующего года, а также оценим выполнение плана по балансовой прибыли.

Как показывают данные, приведенные в таблице 2.2., план по балансовой прибыли перевыполнен на 10,21% .

Таблица 2.2

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ветеринарной станции

Состав балансовой прибыли 2008 г. 2009 г. Фактическая сумма прибыли в сопоставимых ценах 2008 г., тыс. руб.
Сумма, тыс. руб. Структура, % План факт
Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, %
Балансовая прибыль 82,94 100 370,0 100 407,78 100 226,5
Прибыль от реализации продукции 78,6 94,77 370,0 100 392,66 96,29 218,14
Прибыль от прочей реализации - - - - - - -
Внереализа-ционные результаты 4,34 5,23 - - 15,12 3,71 8,4

По сравнению с предшествующим годом темп прироста балансовой прибыли составил 391,66 % , однако значительное влияние здесь оказали инфляционные процессы, т.к. в сопоставимых ценах (в ценах базового - 2008 года) темп прироста составил 173,09% . Столь значительный прирост является положительной тенденцией.

Наибольшую долю в структуре балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции - 96,29%.

Удельный вес внереализационных результатов составил лишь 3,71 % балансовой прибыли.

Это является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности - производством и реализацией продукции деревообработки и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем основных фондов и т.п.

2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции

Основную часть прибыли предприятие ветеринарной станции получает за счет реализации услуг. План по сумме прибыли от реализации услуг за 2009 г. перевыполнен на 22,66 тыс. руб. , или на 6,12 % . По сравнению с предшествующим годом сумма прибыли возросла на 314,06 тыс. руб. , или на 399,57% .

Прибыль от оказания услуг зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации услуг; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.

Здесь следует отметить, что анализ результатов деятельности предприятия мы проводим за 2008 и 2009 годы. После августа 2009 г. цены на продукцию значительно возросли в результате инфляции. Индекс цен на продукцию в 2008 году составил 1,8 (данный индекс рассчитан бухгалтером рассматриваемого нами предприятия). Имело место увеличение себестоимости условной единицы продукции в 1,7 раза за счет инфляции. По нашему мнению, факторный анализ, показывающий за счет каких факторов и на сколько изменилась сумма прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. представляет несомненный интерес.

Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, разместили в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.

Показатель 2008 г. Условный показатель, рассчитанный в ценах 2008 г. на объем 2009 г. 2009 г.
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) 1923,46 2001,72 3603,1
Полная себестоимость реализованной продукции 1844,86 1888,49 3210,44
Прибыль от реализации продукции 78,6 113,23 392,66

Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового (предшествующего) года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр. ):

тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.

Прирост объема реализации составил:

%.

Влияние объема продаж на сумму прибыли (DП(V) ):

тыс. руб.

Определим влияние структурного фактора (DП(стр.) ):

тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С) ) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:

тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц) ) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:

тыс. руб.

Общее изменение суммы прибыли:

тыс. руб.,

в том числе за счет изменения:

1) объема продаж тыс. руб.;

2) структуры товарной продукции тыс. руб.;

3) полной себестоимости тыс. руб.;

4) цен реализации тыс. руб.

Баланс факторов:

.

Далее проведем факторный анализ изменения суммы прибыли по сравнению с планом.

Данный анализ также проведем способом ценных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической. Алгоритм расчета представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.4.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации (без НДС) 3514 3598,8 3603,1
Полная себестоимость 3144 3207,8 3210,44
Прибыль от реализации 370 391,0 392,66

Таблица 2.5.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции.

Показа-тель Условия расчета Алгоритм расчета
Объем реали-зации Структура товарной продукции Цена Себесто-имость
План План План План План Впл - Спл
Усл1 Факт План План План Ппл * Крп
Усл2 Факт Факт План План Вусл - Сусл
Усл3 Факт Факт Факт План Вф - Пусл
Факт Факт Факт Факт Факт Вф - Пф

где Впл , Вф , Вусл - выручка от реализации без НДС, соответственно, плановая, фактическая и условная;

Спл , Сф , Сусл - себестоимость;

П - прибыль;

Крп - процент выполнения плана по количеству реализованной продукции.

1. Ппл = 370тыс. руб.

2. Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Кпр ) и скорректируем плановую сумму прибыли на этот процент:

%.

3. тыс. руб.

4. тыс. руб.

5. тыс. руб.

6. тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции:

тыс. руб.;

- структуры товарной продукции:

тыс.руб.;

- средних цен реализации:

тыс. руб.;

- себестоимости реализованной продукции:

тыс. руб.

Баланс факторов:

тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в большей степени за счет изменения структуры продукции (на 13,6 тыс. руб.), также увеличение объема реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 7,4 тыс. руб. Рост цен реализации повлек за собой увеличение суммы прибыли на 4,3 тыс. руб.

Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет этого фактора прибыль уменьшилась на 2,64 тыс. руб.

Такие результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре выпускаемой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной продукции. Так, готовые изделия из древесины, такие как двери, рамы, дверные блоки являются более рентабельной продукцией, чем необработанные пиломатериалы.

Здесь также следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации продукции и увеличения объема выпускаемой продукции значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции. Это также положительно характеризует деятельность предприятия.

2.4. Анализ рентабельности деятельности ветеринарной станции «Леран»

Для проведения анализа рентабельности деятельности ветеринарной станции необходимы данные, представленные в таблице 2.6.

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности составит:

тыс. руб.

Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала. По этой причине, а также по причине отсутствия у нас информации о сумме капитала на начало 2008 г., мы использовали одномоментное значение капитала за 2008 г. - на конец года.

Таблица 2.6

Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия.

Показатель

2008 г.

тыс. руб.

2009 г.,

тыс. руб.

Выручка от реализации товарной продукции 1923,46 3603,1
Затраты на производство и сбыт продукции 1844,86 3210,44
Прибыль от реализации продукции 78,6 392,66
Балансовая прибыль 82,94 407,78
Налог на прибыль 26,90 130,48
Чистая прибыль 56,04 277,3
Собственный капитал 828,42 944,16
Внеоборотные активы 238,1 32535
Весь капитал предприятия 1608,92 2024,43

Рассчитаем показатели рентабельности:

1) Рентабельность продаж

, (2.1.)

где Rп - рентабельность продаж;

Прп - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции.

В анализируемом периоде (2009 г.):

%.

В предшествующем периоде (2008 г.):

%.

Таким образом, если в 2008 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп., то в 2009 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.

2) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):

, (2.2.)

где И - затраты на производство и сбыт продукции.

В 2009 г. %

В 2008 г. %.

Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2009 году принес предприятия прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2008 году.

3) рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК ):

,

где ЧП - чистая прибыль;

В(ср) - итог баланса (средний).

В 2009 г. %

В 2008 г. %.

В 2009 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2008 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.

4) Рентабельность внеоборотных активов (RF ):

,

где F(ср) - средняя стоимость внеоборотных активов.

В 2009 г. %

В 2008 г. %.

На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 85,19 коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в предшествующем году.

5) Рентабельность собственного капитала (Rск ):

,

где СК - собственный капитал предприятия.

В 2009 г. %

В 2008 г. %.

Эффективность использования собственных средств предприятия в 2009 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.

Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.

Таблица 2.7

Показатели рентабельности деятельности ветеринарной станции

Показатель

2008 г.,

%

2009 г.,

%

Рентабельность продаж (Rп ) 4,09 10,9
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ ) 4,26 12,23
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк ) 3,48 13,70
Рентабельность внеоборотных активов (RF ) 23,54 85,19
Рентабельность собственного капитала (Rск ) 6,76 29,37

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

, (2.6.)

где Vрп общ - общий объем реализованной продукции;

УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;

Цi - цена реализации i-го вида продукции;

С i - себестоимость i-го вида продукции.

Расчет влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок, используя данные таблицы 3.:

(прирост объема продаж 2,36%)

;

;

;

.

Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим влияние факторов:

%;

;

%;

%;

%.

Баланс факторов:

%.

Сведем полученные данные в таблицу (см. табл. 2.8.)

Таблица 8

Влияние факторов на рентабельность производственной деятельности предприятия.

Фактор Изменение рентабельности, %
Изменение структуры выпускаемой продукции + 1,91
Изменение себестоимости продукции - 79,89
Изменение цен в связи с инфляцией + 84,79

Полученные результаты показывают, что рост рентабельности производственной деятельности произошел за счет увеличения среднереализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности. Здесь следует отметить, что и увеличение цен и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние на изменение рентабельности (+4,9%).

2.5. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

Для рейтинговой оценки наиболее удобно использовать 5 показателей, которые часто применяются и наиболее полно характеризуют финансовое состояние предприятия

1. Обеспеченность собственными средствами:

Ко=IIа-Vn/ IIа

Ко=3093-4224/3212=-0,35

Нормативное требование Ко 0,1

На ветеринарной станции «Леран» Ко 0,35

2. текущая ликвидность баланса

Ктл= IIа/стр610+620+630+660=0,73

Нормативное требование Ктл 2

На ветеринарной станции «Леран» Ктл 0,73

3. интенсивность оборота авансируемого капитала

Ки=ф№2 стр. 010/ф.№ 1 стр (300 нач+300 кон)/05 х (360/Т)

Ки= 12674/((7702+3212)/0,5) х (360/365) =0,586

Нормативное требование Ки 2

На ветеринарной станции «Леран» Ки 0,586

4. эффективность управления предприятием

Км =ф №2, стр 050/ ф № 2, стр 010= 483/12674=0,038

5.Прибыльность (рентабельность предприятия)

Кn=ф№2, стр 140/ф№1, стр (490 нач+490 кон) х0,5 х(360/Т)

Кn=41/((927+1012)х0,5)х(360/365)=0,036

R=2Ко+0,1Ктл+0,08Ки+0,45Км+Кп=0,87

На основании всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема производства и оказания услуг;

- снижение себестоимости услуг;

- повышение качества услуг

Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов "Леран", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

- рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

- усовершенствовать управление предприятием, а именно:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп услуг;

- повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой услуг;

- осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;

- осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

- совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества услуг;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

- повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;

- осуществлять постоянный контроль за оказываемыми услугами.

Глава 3. Пути улучшения финансового состояния

В соответствии с методикой финансового планирования могут быть использованы различные методы оптимизации плановых решений при разработке финансовой стратегии предприятия.

К рассмотрению улучшения деятельности ветеринарной клиники предложены следующие варианты возможных стратегий :

· Стратегия, ориентированная на получения максимальной прибыли;

· Стратегия, направленная на максимальное ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия (т.е. максимальное повышение эффективности использования оборотного капитала);

· Стратегия, ориентированная на повышение финансовой устойчивости предприятия с целью достижения первого или второго типа финансовой устойчивости ;

· Комплексная финансовая стратегия;

Стратегия, ориентированная на получения максимальной прибыли.Реализация этой стратегии возможна при выполнении одного из следующих условий:

1) Увеличения уровня рентабельности продукции.

2) Увеличение объема выручки от реализации при том же уровне рентабельности.
Рассматривая данные условия, можно отметить следующее:

Во-первых, увеличить уровень рентабельности можно или снижая себестоимость продукции, или увеличивая размер прибыли.

Снизить себестоимость можно за счет уменьшения величины расходов на сырье, материалы и комплектующие, на оплату труда, накладных расходов и других групп расходов, входящих в себестоимость продукции.

Проанализируем эти резервы снижения себестоимости применительно к нашему предприятию.

Предприятие по мере возможности экономит на материальных затратах, приобретая товар у тех организаций, где ниже цены. Тем не менее, планировать уменьшение расходов на товар в качестве резерва снижения себестоимости нельзя, потому что трудно предвидеть, какова будет ценовая политика поставщиков в последующие периоды времени. Это трудно еще и потому, что ветеринарная клиника «Леран» работает с различными организациями- поставщиками, а не с определенным их кругом.

Инфляция также не позволяет снизить уровень накладных расходов и затрат на оплату труда, в абсолютном выражении их величина постоянно растет. С другой стороны, как уже было сказано, увеличить уровень рентабельности можно за счет увеличения процента прибыли. Согласно принятой в ветеринарной клинике структуре цены товара прибыль должна составлять % к сумме прямых затрат и накладных расходов.

Формально можно повысить эту величину до 25% и больше, но в таком случае, во-первых, резко возрастает цена на продукцию, и это снизит конкурентоспособность предприятия (товар из-за дороговизны перестает пользоваться спросом).Во-вторых, завышение нормы прибыли приведет к тому, что предприятие будет вынуждено платить больше налогов, а для него это невыгодно.

Рассмотрим второе направление финансовой деятельности при ориентации на достижения максимума прибыли. Это увеличение объема выручки возможно только за счет увеличения объема выручки, а для этого необходимо увеличить закуп ТМЦ.

Проведенный анализ предложенной стратегии развития (ориентация на достижение максимальной прибыли) позволяет установить, что принятое подобной финансовой стратегии в настоящий момент было бы не целесообразно.

Чтобы добиться ускорения оборачиваемости средств, мы должны стремиться повысить значения коэффициента оборачиваемости оборотных средств, снизить период одного оборота и уменьшить значение коэффициента загрузки средств в обороте.


Заключение

По итогам работы можно сделать следующие вывод. В составе имущества на начало отчетного периода оборотные средства составляли 16976 тыс.руб. За отчетный период они уменьшились на 3363 тыс.руб или на 19,81%. Их удельный вес в стоимости активов предприятия снизился на 4,61 пункта и составил на конец года 66,24%. Это свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных средств и понижении их ликвидной возможности. Наиболее существенно увеличилась их наименее мобильная часть- запасы и затраты (на 1918тыс.руб или на 158,71%) на конец отчетного периода их удельный вес составил 38,095 оборотных активов, т.е. увеличились по сравнению с началом года на 18,85 пункта. Таким образом запасы предприятия имеют тенденцию к увеличению, что в общем-то не составляет никакой угрозы для предприятия этого рода деятельности. В то же время существенно возросла самая мобильная часть оборотных средств-денежные средства и краткосрочные финансовые вложения - на 1209,0 тыс.руб(т.е более чем в 1,8 раза), а их удельный вес в оборотных активах увеличился с 8,76% в начале года до 19,80% в конце года, т.е. на 11,04 пункта.

Дебиторская задолженность снизилась за отчетный период на 6555,0 тыс.руб или на 54,96% ее удельный вес в оборотных активах значительно изменился, уменьшился на 30,8 пункта. Отметим, что дебиторская задолженность в течение всего отчетного периода имела большой удельный вес в оборотных активах (70,26% на начало года и 39,46% на конец года). При таком изменении в процентах дебиторской задолженности финансовое положение предприятия расценено как устойчивое.

Иммобилизованные средства - (внеоборотные активы) уменьшились за отчетный период на 49,0тыс.руб или 0,7%, а их удельный вес в стоимости имущества повысился на 4,61 пункта. Произошло это, главным образом, вследствие уменьшения стоимости основных средств на 92,00 тыс.руб или на 1,5 % . Удельный вес их уменьшился за отчетный период на 0,7 пункта.

В тоже время нематериальные активы увеличились на 43,0 тыс.руб или на 614,29%, а удельный вес нематериальных активов увеличился на 062 пункта на конец отчетного периода .

На конец отчетного периода наблюдалось незначительное уменьшение внеоборотных активов и резкое увеличение мобильных средств, за счет погашение дебиторской задолженности, что определо тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности активов предприятия и создало благоприятные условия для финансовой деятельности предприятия.

Таким образом, вновь привлеченные финансовые ресурсы были вложены, в основном, в более ликвидные активы, что повысило финансовую стабильность предприятия.

Список использованной литературы

1. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2008

2. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.

4. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 2007

5. Друри К. Табалина С.А. Введение в управленческий и производственный учет. / Под ред. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2006.

7. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 2008

8. Игнатьева А.Д. Рейтинговая оценка предприятий. М., 2008

9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 2002.

12. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 2006.

13. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. - Миснк: Вышэйшая школа, 2004.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 2003.

15. Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996.

16. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 2005.

17. Торопова О.Д. Финансовый анализ деятельности предприятий. М., 2008

18. Ухова С.Д. Анализ деятельности предприятий. М., 2009

19. Филькин А.А. Анализ финансовых показателей. М., 2007

20. Худякова С.С. Рейтинговая оценка предприятий. М., 2008