Отчет по практике: Отчет о врачебной производственной практике на базе ГУЗ ВГЦКБ

Название: Отчет о врачебной производственной практике на базе ГУЗ ВГЦКБ
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: отчет по практике

МИНИСТЕРСТОВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н., профессор Глушанко В.С.

ОТЧЕТ

О ВРАЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

СТУДЕНТКИ 14 ГРУППЫ 5-ГО КУРСА

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Кургановой Алины Александровны

проходившей практику на базе ГУЗ «ВГЦКБ»

Отчет проверил:

Зав. отделением

_______________

« »______2010 г

Руководитель организации

Здравоохранения:

_______________

« »______2010 г

Витебск 2010г.

Городская больница ГУЗ « ВГЦКБ» является многопрофильным стационаром на 320 коек, с зоной обслуживания 317 тысяч населения, проктологическое отделение является областным, при нем работает областной консультативный кабинет. В 2009 году с 01.04.2009 года произошла реорганизация структуры ЛПУ города, ГУЗ «ВГЦКБ» стала самостоятельным учреждением, вышла из объединения. С 01.05.2009 года сокращено 20 коек кардиологических, с 01.05.09г возвращено 10 кардиологических коек в т.ч. 5 коек ДС. Больница имеет в своем составе отделения с профилями коек: хирургические 50 коек, сосудистой хирургии 20, проктологические - 45, гнойной хирургии - 10, кардиологические - 50, в том числе - 5 ДС; пульмонологические -50, гастроэнтерологические - 10, ревматологические - 40 в том числе 10 коек Дневного стационара (ДС), неврологические - 45 в том числе 5 коек ДС, РАО - 12, приемное отделение, операционный блок. Вспомогательные отделения: физиотерапевтическое, лабораторное, рентгенологическое, функциональной диагностики, эндоскопический кабинет и кабинет ультразвуковой диагностики.

Штаты. Штатных ставок - 514,25; занятых - 514,25; физических лиц - 428; в 2009 году -шт.ст -632,25; занято - 632,25, физических лиц - 528. Из них: врачи шт.ст. -82,75; занято - 82,75; физических лиц - 47; (08г шт.ст.-103.75 - занято 103.75-61 физических лиц). Обеспеченность врачами - 2,61 на 10 000 населения в 08г - 3,54 на 10 000 в расчете на г.Витебск. Коэффициент совмещения - 1,76 в 2009г - 1,70.

Средний медперсонал: штатных ставок — 160,25 (226,25); занято - 160,25 (226,25);физических лиц - 131 (189). Обеспеченность средним медперсоналом - 4,14 (7,72) на 10 000населения. Коэффициент совмещения - 1,23 (1,20).

За 2009 год прошли специализацию и усовершенствование - 24 (86) м/с, аттестовано -14 (22). Имеют категорию - 143 (138 ) м/с в том числе: высшую - 7, первую - 86, вторую 45. Аттестованных м/с -91,08% (73.02%).

Отделениями стационара оказывается экстренная кардиологическая, пульмонологическая, неврологическая; хирургическая помощь при заболеваниях органов брюшной полости и гнойно-воспалительных процессах.

Финансирование больницы осуществляется из республиканского бюджета.

Организация стационарной хирургической помощи населению

Общие сведения о больнице и показателях здоровья населения.

Основные приказы, регламентирующие работу больницы:

Приказ МЗ РБ № 13 от 25.01.90 г. «О создании системы реабилитации больных и инвалидов» в РБ.

Приказ МЗ РБ № 129 от 07.07.92г. «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования здорового образа жизни»

Приказ МЗ РБ № 47 от 24.03.93 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской и неотложной помощи»

Приказ МЗ РБ № 80 от 12.05.93г. «Об оказании травматолого-ортопедической помощи населению РБ»

Приказ МЗ РБ № 132 от 14.07.93 г. «О совершенствовании медико-санитарного обеспечения подростков, молодежи и призывников в РБ»

Приказ МЗ РБ № 13 от 25.12.93 г. «О создании отделений медицинской реабилитации»

Приказ МЗ РБ № 10 от 10.01.94 г. «Об обязательных медицинских осмотрах работающих, занятых во вредных условиях труда»

Приказ МЗ РБ № 47 от 24.03.93г. о мерах по совершенствованию кардиологической помощи населению РБ»

Приказ МЗ РБ № 12 «О добровольном медицинском страховании в РБ»

Постановление МЗ и министерства труда и социальной защиты РБ «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о ВН» №52/97 от 09.07.02. г.

«Инструкция по определению группы инвалидности» № 61 от 12.08.02г.

Структура «Территориальной программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения»

Закон РБ « О государственном социальном стандарте от 11.11.99 года», определил, что государственный минимум социальных стандартов – является минимальный уровень государственных гарантий, социальной защиты, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах, предоставляемых денежные выплаты, бесплатность и общедоступность социальных услуг.

Социальные стандарты в здравоохранении:

· норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя в год.

· услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, кроме платных услуг.

· нормы и нормативы материально-технического, медицинского, кадрового обеспечении в государственной системы.

· нормы питания, обслуживания и инвентаря.

· нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами и предметами мед. назначения.

· минимальные стандарты:

· нормативное обеспечение врачей общей практики, участковых терапевтов 1 врач на 1300 жителей

· нормативная обеспеченность койками - 9 на 1000 жителей.

· 1 аптека на 8000 жителей

· обеспеченность фельдшерами, специализированными врачебными бригадами: 1 бригада на 12500 жителей.

Министерство Здравоохранения разрабатывает среднереспубликанские объемы медпомощи на 1000 жителей бесплатно.

Амбулаторно-поликлиническая помощь - 10600 посещений на 1000 жителей.

Стационарная помощь -2750 коек на 1000 жителей

Уровень госпитализации - 220 на 1000 жителей

Пребывание больного на койке - 12.5 дня

300 вызовов на 1000 населения скорой.

Составляется территориальная программа государственных гарантий. Основа-гарантированность государством объема медпомощи, предусматривающая оказание качественной медпомощи по профилактическому, диагностическому, лечебному процессу за счет госбюджета. Предусматриваются виды медпомощи, объем, условия оказания медпомощи. Утверждается исполнительно-распорядительными органами.

Контроль качества, оказываемой медпомощи осуществляется экспертным методом должностными лицами ЛПУ, штатными и внештатными специалистами органов управления здравоохранения.

Территориальная программа по предоставлению стационарной медицинской помощи населению города Витебска выполнена на 115,26% (104,70%) по пролеченным больным и 113,40% (99,20%) по койко-дням.

Структура, функции, документация приёмного покоя .

В структуру приёмного покоя входят следующие помещения: вестибюль, комната мед. персонала, кабинет для осмотра больных, перевязочная, кабинет санитарной обработки, выписная.

К документации приёмного покоя относятся:

· журналы регистрации госпитализируемых больных,

· история болезни,

· врачебное свидетельство о смерти.

В приёмном отделении осуществляется:

· Учет движения больных по стационару;

· Перевод больных из одного отделения в другое;

· Прием больных;

· Установление диагноза больным при поступлении

· Заполнение медицинской документации;

· Распределение больных по отделениям;

· Санитарная обработка больных;

· Регистрация и учёт принимаемых и выписываемых больных;

· Приём вещей и их выдача;

· Оказание неотложной помощи;

Различают следующие виды поступлений в стационар: плановые (по направлению поликлиники); экстренные (доставленные машиной скорой помощи) и поступление самотёком . В стационаре составляется график плановых мест по дням недели.

Хирургическое отделение является структурным подразделением многопрофильной больницы. Создано для оказания специализированной плановой и экстренной помощи населению г. Витебска. Руководство отделением осуществляет заведующий отделением. Заведующий отделением в своей непосредственной работе подчиняется заместителю главного врача, а по организационно-методическим, хозяйственным и другим вопросам подчиняется соответствующим заместителям главного врача.

Экстренная хирургическая помощь населению г.Витебска и Витебского района оказывается круглосуточно один раз в неделю (понедельник). В вечернее и ночное время дежурит рентгенлаборант, врач-эндоскопист, врач ультразвуковой диагностики, клинический лаборант. Дежурит бригада из 5 хирургов.

В остальные дни недели дежурит бригада из двух хирургов, рентгелаборант, клинический лаборант. К дежурствам привлекаются врачи проктологического отделения, сотрудники медуниверситета. Всего принимает участие в дежурствах 18 хирургов.

B стационаре есть эндоскопическое отделение. По показаниям выполняются все эндоскопические исследования.

В рентгенкабинете выполняются все необходимые рентгенисследования.

Хирурги отделения принимают участие в дежурствах по оказанию экстренной хирургической помощи районам области.

Также оказывается плановая консультативная помощь хирургическим отделениям области. Хирурги выезжают один раз в квартал в закрепленные районы. За хирургами отделения закреплены следующие районы: Лиозненский, Толочинский, Городокский.

Хирургическое отделение рассчитано на 70 коек, в составе отделения 20 коек сосудистой хирургии. В отделении 18 палат. В палатах от 2 до 6 ко­ек. В отделении двасестринских поста, процедурный кабинет, одна перевязочная, душевая, две клизменных, кабинеты заведующего отде­лением, старшей медсестры, сестры—хозяйки, ординаторские. В отде­лении — 3 платные палаты.

Хирургические отделения ГУЗ ВГЦКБ разделены на хирургическое, в состав которого входят сосудистые койки, и проктологическое, в состав которого входят койки гнойной хирургии.

Организация работы врачей и среднего мед. персонала осуществляется по графику. Рабочий день с 8.00. В рабочие дни с 16.00 помощь оказывается дежурными врачами: хирургами. Последний является ответственным дежурным врачом по больнице. Существуют правила внутреннего распорядка для больных, которые контролируются заведующей отделением, лечащим врачом, старшей медсестрой, палатной медсестрой и другим медперсоналом. С режимом дня больных ознакамливает медсестра. Уход за тяжелобольными осуществляется в реанимационном отделении.

Правила внутреннего трудового распорядка. Внутренний трудовой распорядок —это регламент выполнения работниками работы у нанимателя под его руководством и контролем. Внутренний трудовой распорядок регулируется правилами внутреннего трудового распорядка (ВТР) утверждаемыми нанимателем с участием профсоюзов. При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин предъявить нанимателю - паспорт, трудовую книжку, диплом, направление на работу, заключение МРЭК о состоянии здоровья.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договором, обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. Полная норма продолжительности рабочего дня, время обеденного перерыва, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Правила внутреннего распорядка для больных:

подъём, измерение температуры

утренний туалет

8.00-8.30 сдача анализов

8.30-9.00 приём лекарств

9.00-9.30 завтрак

9.30-10.30 обход врача

10.30-13.30 выполнение врачебных назначений

13.30-14.30 обед

15.00-16.30 тихий час

16.30-17.00 измерение температуры

17.00-19.00 посещение пациентов родственниками, свободное время

19.00-19.30 ужин

19.30-20.00 приём лекарств

20.00-21.30 выполнение врачебных назначений

21.30-22.00 вечерний туалет

22.00 отход ко сну

Организация лечебного питания.

Существует 15 диетстолов, а также их разновидности. Ежедневно палатные медсёстры сообщают старшей медсестре отделения сведения о наличии больных с указанием назначенных им диет, после этого старшая медсестра каждого отделения заполняет порционное требование на питание находящихся в отделении больных на следующий день. Порционник подписывается зав. отделения и старшей медсестрой и представляется диетсестре медучреждения. На основании полученных порциоников диетсестра составляет сводный порционник на всех больных. На каждое наименование блюда должна быть заранее построена постоянная карточка-раскладка, в которой приводится перечень продуктов питания, состав, калорийность, а также вес готового блюда. На основании сводного порционного требования и картотеки-раскладки диетсестра при участии шеф-повара составляет меню-раскладку. При составлении меню-раскладки работник бухгалтерии производит подсчёт дневной стоимости питания. Закладка продуктов в котёл проводится на кухне в присутствии диетсестры, продукты взвешиваются, проверяется вес порций приготовленных блюд. Продукты питания хранятся в специально приспособленных помещениях — продуктовых складах, кладовых, овощехранилищах. Ответственность за прием, хранение и остаток продуктов питания возлагается на зав. складом, отпуск продуктов со склада на кухню производится через шеф-повара на основании специальных требований, по которым составляется накладная. Пробу готовой пищи на пищеблоке снимают дежурный врач, данные записывает в бракиражный журнал, после чего пища выдаётся в отделение. Выдача приготовленной пищи из кухни производится по раздаточной ведомости.

Санитарно-эпидемический режим. Профилактика ВБИ.

Под санитарно-эпидемическим режимом подразумевается: влажная уборка помещения, генеральная уборка с помощью дезсредств, обеспечение спецодеждой и бельем, соблюдение правил личной гигиены, врачебный контроль за здоровьем персонала, уход за больными, контроль санитарного состояния палат, соблюдение правил внутреннего распорядка. Санитарно-эпидемический режим регламентируется следующими документами:

1. Приказ №66 от 1993г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в РБ»

2. Постановление №71 МЗРБ от 11. 07. 03 «Об утверждении санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций».

К основным составляющим профилактики ВБИ относятся: выделение диагностической палаты в приемном отделении для температурящих больных, проведение санобработки, порядок хранения вещей и выдачи больничной одежды, организация системы ухода за больными, система обработки шприцев и медицинского инструментария.

Преемственность в деятельности больницы с другими организациями здравоохранения. Учётная и отчётная медицинская документация, используемая при работе больницы.

Преемственность—это организационная система взаимодействия ЛПУ, призванная обеспечить единый подход в организации лечебно-диагностического процесса, логического по содержанию, последовательного во времени и адекватного по этапам. Она осуществляется разными путями: производственные встречи врачей, проведение конференций, семинаров, передача в стационары амбулаторных карт для информации врачей о диагностике, методах и эффективности лечения больных в поликлинике, проведённых исследованиях и их результатах; передача эпикриза из истории болезни после выписки больного из стационара в поликлинику с указанием рекомендаций по продолжению лечения и режима его в поликлинике; дежурство по стационару. Оценка преемственности амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями осуществляется посредством экспертной оценки данных. При этом экспертируется ряд признаков: обоснованность направления и самой госпитализации; профильность направления и самой госпитализации; степень полноты подготовки; качество оформления документации; сроки ожидания госпитализации; доля больных, которым отказали в госпитализации; причины отказов; сроки поступления экстренных хирургических больных; летальность экстренных хирургических больных.

Управленческая функция заведующего отделением

Заведующий отделением осуществляет:

· руководство отделением и врачами;

· составляет график работы;

· следит за правильной диагностикой и лечением;

· решает вопросы о выписке, производстве операций, экспертизы трудоспособности;

· консультирует врачей;

· устраивает консилиумы;

· делает обходы больных с присутствием ординаторов и старшей медицинской сестры отделения;

· осматривает вновь принятых на стационарное лечение больных в день их поступления;

· систематически осматривает тяжелобольных;

· проводит пятиминутки;

· внедряет в работу важнейшие достижения науки и практики;

· участвует в патологоанатомическом исследовании умерших больных;

· совершенствует качество медицинской помощи в отделении.

Заведующий отделением обязан:

· Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой лечащих врачей по экспертизе трудоспособности, реабилитации, профилактике заболеваемость и инвалидности.

· Осуществлять консультации больных в сложных, в отношении определения трудоспособности в первые дни заболевания.

· Проводить ежедневный контроль за обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности в первые 6 дней от начала ВН, соблюдением правил их оформления и выдачи.

· Проводить совместно с лечащим врачом после личного осмотра больного продление листка ВН свыше 6 дней, но не более 10 дней.

· Выдавать совместно с лечащим врачом листок нетрудоспособности больным, находящимся в стационаре, в пределах установленных сроков, матери по уходу за больным ребёнком, отцу или др. члену семьи, при госпитализации матери, осуществляющей уход за больным ребёнком до 3-лет в установленном порядке.

· Своевременно выявлять и направлять на ВКК больных, нуждающихся в медицинской реабилитации, организовать и контролировать её проведение.

· Своевременно выявлять признаки инвалидности и направлять амбулаторных и стационарных больных на ВКК с целью последующего направления на МРЭК сразу после выявления признаков инвалидности.

· Проводить анализ качества работы врачей отделения по экспертизе трудоспособности с определением количества случаев и дней ВН, средней длительности случая при различных заболеваниях.

· Проводить экспертную оценку качества лечебно-диагностического процесса и реабилитации у всех больных, направленных на МРЭК для продления лечения.

· Совместно с лечащим врачом решать вопросы о необходимости саноторно-курортного лечения и выдачи санаторно-курортной карты.

Функции врача ординатора

Ординатор ведёт установленное число больных, применяет необходимые диагностические исследования, проводит лечение больных, ведёт истории болезни, контролирует своевременность и правильность выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений, участвует в обходе больных заведующим отделением, несёт дежурство по больнице, представляет больных на ВКК и МРЭК.

К функциям врача ординатора относится:

· Участвует в утренних клинических конференциях отделения;

· Проводит обходы и осмотры больных в закреплённых за ним палатах;

· Проверяет санитарное состояние и общий порядок в палатах;

· Применяет необходимые диагностические исследования, проводит перевязки и лечение;

· Консультирует больных в прикреплённых к нему отделениях больницы;

· Проводит санпросвет работу и воспитательную работу с больными;

· Обеспечивает надлежащий уровень обследования и лечения больных в соответствии с современными достижениями науки и техники;

· Обеспечивает составление и выполнение обоснованного плана обследования и лечения курируемых больных;

· Контролирует выполнение средним и младшим мед. персоналом своих обязанностей, чуткого и внимательного отношения к больным;

· Проводить на должном уровне экспертизу нетрудоспособности и своевременное направление больных на МРЭК;

· Ведёт историю болезни путём ежедневных записей в них о состоянии больного, лечении, питании, режима и т.д.

Врач-ординатор должен:

· Ежедневно проводить обход больных совместно с палатной медсестрой;

· Участвовать в обходах с зав. отделения и докладывать ему о состоянии своих больных;

· Применять на практике современные методы диагностики и лечения больных;

· Проводить на должном уровне экспертизу нетрудоспособности и своевременное направление на МРЭК;

· Качественно и своевременно заполнять истории болезни, необходимую учётно-отчётную документацию;

· Проводить анализ качественных показателей своей работы;

· Нести дежурство по больнице соответственно графику;

· Строго соблюдать основы деонтологии;

· Следить за соблюдением в отделениях и палатах должного санитарно-эпидемиологического состояния;

· Проводить пропаганду санитарно-гигиенических знаний среди больных;

· Принимать участие в проведении мероприятий по повышению квалификации среднего и младшего персонала;

· Систематически работать над повышением своего теоретического уровня, профессиональной квалификации путём чтения специальной литературы, участия в конференциях, клинических разборах больных, раз в 5 лет проходить аттестацию.

Функции старшей медсестры

Основной задачей старшей медсестры отделения является: охрана здоровья населения обслуживаемой территории, оказание квалифицированной первичной медицинской помощи населению и показателей деятельности отделения.

Старшая медсестра должна выполнять следующие функции:

· Обеспечение руководства работой среднего и младшего персонала отделения;

· Обеспечение безопасных условий труда сотрудников;

· Обеспечение своевременного информирования руководства о чрезвычайных происшествиях и принятых мерах.

Обязанности старшей медсестры:

· Оценка уровня качества работы среднего и младшего медперсонала;

· Рационально организовать труд среднего и младшего медперсонала путём широкого использования переводного опыта;

· Обеспечить и контролировать выполнение средним и младшим медперсоналом правил внутреннего распорядка;

· Контролировать выполнение должностных инструкций, соблюдение безопасность, исполнительскую и трудовую дисциплину среднего и младшего медперсонала отделения;

· Доводить до сведения подчинённых все директивные документы, необходимые для использования;

· Составлять табеля и графики на сотрудников отделения;

· Организовать своевременное замещение среднего и младшего медперсонала, не вышедших на работу;

· Ежедневно делать хозяйственный обход отделения и контролировать правильность сдачи и приёма дежурств средним и младшим медперсоналом;

· Контролировать соблюдение в отделении санитарно-эпидемиологического режима;

· Своевременно пополнять отделение мединструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, вести их распределение, контроль за их использованием;

· Контролировать правильность расходования и учёта медикаментов, спирта, перевязочного материала;

· Составлять порционные листы на питание больных, наблюдать за качеством пищи и её раздачей;

· Вести учет поступления и выписки больных, составлять дневник движения больных в отделении;

· Готовить документацию на выписанных больных;

· Получать из аптеки медикаменты и выдавать в отделение по заявкам медсестер;

· Вести учет и оформление листков нетрудоспособности и справок, участвовать в проведении санитарно-просветительской работы в отделении.

Палатная медсестра осуществляет:

· выполнение врачебных назначений;

· уход за больными; обеспечение гигиенического режима;

· кормление тяжелобольных; наблюдение за сансостоянием палаты;

· организация связи с родными больных; проведение сан-просветработы с больными;

· помощь врачу и старшей медсестре в ведении меддокументации;

· контроль за работой санитарок; измерение температуры;

· наблюдение за пульсом и дыханием;

· измерение по назначению врача суточного диуреза;

· сбор мочи, кала для лабораторных исследований;

· обеспечение лечебно-охранительного режима отделения;

· ознакомление вновь поступивших с правилами внутреннего распорядка.

Лечащий врач обязан:

· На основании данных всестороннего медицинского освидетельствования больного, исходя из степени выраженности функциональных нарушений, характера и течения патологического, выполняемой работы, условий труда решать вопрос о временной нетрудоспособности в случаях заболеваний и травм, необходимости ухода за ребёнком в возрасте до 3-х лет в случае болезни матери, а также получения отпуска по беременности и родам;

· Выдавать листок нетрудоспособность в пределах 6 дней единовременно или по частям. Продление листков нетрудоспособности сверх этого срока проводится лечащим врачом совместно с зав. отделением, а при его отсутствии с заместителем главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности или по медицинским вопросам или по амбулаторно-поликлинической помощи;

· Установить дату явки на приём;

· Представлять больного в любой срок ВН на консультацию заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе нетрудоспособности на ВКК в неясных и конфликтных случаях;

· Представлять своевременно совместно с зав. отделением длительноболеющих на ВКК через один, два, три с половиной месяца от начала ВН и больных, имеющих признаки стойкой утраты трудоспособности независимо от продолжительности болезни, для решения вопроса о направлении их на освидетельствование в МРЭК;

· Направлять совместно с зав. отделением больных на МРЭК после проведения всего комплекса диагностических, лечебных и медико-реабилитационных мероприятий и заключения ВКК о необходимости такого направления в любой период от начала ВН;

· Изучать ВН за последние 12 месяцев по данному или родственному заболеванию;

· Фиксировать в дневнике медкарты амбулаторного больного объективные данные, послужившие основанием для выдачи листка нетрудоспособности, назначенные диагностические, лечебные и оздоровительные мероприятия, рекомендуемый режим, номер листка нетрудоспособности, отметки о его продлении или закрытии;

· Организовать контроль за соблюдением больным предписанного режима не позднее первых 3-х дней с момента освобождения от работы. Делать отметки в листке нетрудоспособности при нарушении больным режима;

· Своевременно выявлять больных, нуждающихся в проведении реабилитации, и направлять их на ВКК;

· Давать рекомендации о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, лечении в санатории-профилактории и диетическом питании;

· Анализировать первичный выход на инвалидность и причины наступления стойкой утраты трудоспособности у больных участка;

· Анализировать ЗВУТ и инвалидность в прикреплённых предприятиях и совместно с хозяйственными и профсоюзными органами принимать участие в разработке мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и инвалидности.

Заместитель главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности обязан:

· Организовать выдачу листков нетрудоспособности во всех медицинских подразделениях учреждения, в том числе в приёмных покоях больниц, пунктах неотложной помощи в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности;

· Консультировать сложных в отношении определения трудоспособности больных, решать все вопросы экспертизы трудоспособности с лечащим врачом, не имеющим зав. отделением;

· Консультировать обоснованность выдачи, продления, закрытия листков нетрудоспособности, сроков ВН, используя разные формы контроля, в том числе учет ежедневно выдаваемых листков нетрудоспособности по врачам и отделениям, регулярный просмотр медицинских дел амбулаторных и стационарных больных, личный осмотр больного, планово-контрольные ВКК, проверка выполнения режима на дому;

· Контролировать в стационаре обоснованность госпитализации с учетом состояния трудоспособности, своевременность госпитализации, активность сроков ВН по госпитализации, своевременность направления длительноболеющих на ВКК стационара, в отделение реабилитации и на МРЭК, своевременность выписки больных из стационара;

· Организовать работу ВКК в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах, являясь её представителем, составлять график её работы, обеспечивающий участие лечащего врача в представлении больного на ВКК;

· Обеспечивать своевременное направление длительноболеющих в поликлинике и стационаре на ВКК и МРЭК в установленные сроки;

· Курировать работу отделения реабилитации и своевременное выявление больных и инвалидов, нуждающихся в её проведении, контролировать в процессе реабилитации сроки ВН и их обоснованность, частоту и тяжесть инвалидности, эффективность реабилитационных мероприятий;

· Организовать работу врачей и зав. отделением по изучению причин инвалидности у разных специалистов, проводить совместно с зав. отделением экспертную оценку медицинских дел всех больных, первично признанных инвалидами и направленных на МРЭК для продления;

· Обеспечить постоянный контакт с МРЭК, участвовать в заседаниях по освидетельствованию больных в прикреплённой МРЭК в соответствии с графиком и выработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;

· Организовать мероприятия по обучению врачей амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров вопросам экспертизы нетрудоспособности и медицинской реабилитации, планировать повышение квалификации зав. отделениями, обеспечивать своевременное изучение всеми врачами ЛПУ действующих положений, инструкций, приказов, распоряжений по вопросам экспертизы трудоспособности, выдачи листков нетрудоспособности и реабилитации.

Организация работы и функции врачебно-консультативной комиссии (ВКК) по вопросам медицинской реабилитации и экспертизы трудоспособности.

ВКК организуется в ЛПУ (больницах, поликлиниках, диспансерах, женских консультациях…).

Состав : председатель—зам.главного врача по мед. реабилитации и экспертизе трудоспособности, а при его отсутствии зам. главного врача по поликлинике, по медицинской части или главный врач. При необходимости на заседании ВКК могут привлекаться врачи-специалисты данного или др. лечебных учреждений.

Основные функции ВКК:

· Консультации больных в сложных и конфликтных случаях экспертизы нетрудоспособности. ВКК принимает решения только после осмотра больного, изучения медицинского карты амбулаторного или стационарного больного, изучения данных обследования, условий и характера труда, профессии. ВКК высказывает мнение об обоснованности диагноза, лечения своевременности использования реабилитационных средств и о возможности восстановления здоровья и трудоспособности.

· При необходимости ВКК направляет больного на дообследование в диагностические центры, на консультацию и лечение в специализированные учреждения или реабилитационные отделения;

· Контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности в ранние сроки;

· Обязательные плановые освидетельствования один, два, три с половиной месяца от начала ВН с целью контроля обоснованности диагноза, лечения своевременного использования реабилитационных мероприятий, тактики ведения больного, сроков ВН, определение трудового прогноза, показаний к проведению дальнейшей реабилитации или направлению на МРЭК;

· Своевременное выявление лиц, нуждающихся в реабилитации и направление больных и инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий;

· Формирование индивидуальной программы оздоровления больных, не являющихся инвалидами;

· Выдача и продление листка нетрудоспособности: для спец. лечения в другом городе, для отпуска на сан-кур лечение, продление листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении по уходу за больным ребёнком свыше 10 дней;

· Направление на освидетельствование на МРЭК в следующих случаях:

· Длительно болеющих - не позднее 4 месяцев со дня наступления непрерывной трудоспособности или не позднее 5 месяцев нетрудоспособности в общей сложности за последние 12 месяцев по поводу родственных заболеваний, а при туберкулёзе не позднее 6 месяцев при непрерывной ВН и не позднее 8 месяцев в общей сложности в течение последних 12 месяцев при повторном заболевании туберкулёзом;

· Работающих лиц с признаками инвалидности;

· Больных с детства и лиц пенсионного возраста при наличии признаков инвалидности;

· Инвалидов для очередного переосвидетельствования;

· Инвалидов для определения медицинских показателей для обеспечения спец. и автотранспортом;

· Для изменения причины инвалидности при наличии соответствующих документов.

· Выдача заключений ВКК о необходимости предоставления академического отпуска или перевода на др. факультет по состоянию здоровья студентов ВУЗов, СУЗов, ПТУ; об освобождении от выпускных экзаменов учеников общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (приказ МЗ РБ и МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 10.04.02 №90/96).

Данные освидетельствования больного и решение ВКК записываются в первичных медицинских документах, а также в книге записей заключений ВКК и подписываются председателем и членами ВКК.

Основные положения «Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности», утверждённой приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №31 от 01.02.94г.

Листок нетрудоспособности — документ, который удостоверяет факт нетрудоспособности, освобождает от работы, является единицей статистического анализа и основанием для получения пособия по ВН, по беременности и родам. ВН возникает при острых заболеваниях или обострениях хронических заболеваний, травмах или иных состояниях, когда осуществление трудовой деятельности больным невозможно, труд противопоказан или препятствует проведению лечения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях ЛН выдаётся в день установления нетрудоспособности, в том числе в общевыходные и праздничные дни. Лечащие врачи выдают ЛН в пределах 6 дней единовременно или по частям. Продление этих документов свыше 6 дней проводится по совместному решению лечащего врача и зав.отделением на период не более 10 дней, длительно болеющие (>1мес.) подлежат обязательному освидетельствованию на ВКК через 1, 2, 3 с половиной месяца от начала ВН. В случае, когда восстановление нетрудоспособности не возможно, ВКК направляет больного из стационара на МРЭК. При выявлении признаков инвалидности больные направляются на МРЭК ранее указанных сроков.

Листок нетрудоспособности выдаётся на весь период санаторно-курортного лечения, указанный в путёвке и время проезда в санаторий и обратно. При обращении за ЛН необходимо представить: путёвку, справку администрации о длительности очередного и дополнительных отпусков в санаторно-курортную карту.

ЛН по уходу за больным членом семьи выдаётся, если отсутствие ухода угрожает здоровью больного или при наличии показаний для госпитализации его невозможно поместить в больницу, а среди членов семьи нет других лиц, которые могли бы ухаживать за больным без освобождения от работы.

ЛН не выдаётся: для ухода за больным, который находится в стационаре, для ухода за хроническим больным и инвалидом 1 группы.

ЛН по беременности и родам выдается врачом акушер-гинекологом, а при его отсутствии врачом, ведущим общий прём, совместно с зав. отделением с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 126 календарных дней. Беременным женщинам, проживающим на территориях пострадавших от чернобыльской катастрофы ЛН, выдается с 27 недель беременности продолжительностью 146 календарных дней. В случае осложненных родов, рождении 2 и более детей ВКК женской консультации выдает дополнительный ЛН сроком на 14 календарных дней. А в случае рождения мертвого ребенка при родах до 30 недель беременности—на 70 календарных дней.

Основные задачи медико-реабилитационной комиссии:

· Установить степень ограничения жизнедеятельности больных, причину и время наступления инвалидности;

· Установить процентную долю утраты профессиональной трудоспособности для лиц, которые получили увечье в связи с исполнением производственных обязанностей;

· Составление индивидуальных программ реабилитации;

· Анализ результатов работы;

· Участие в проведении конференций, совещаний, семинаров;

· Трудоустройство инвалидов;

· Консультативная помощь ЛПУ;

· Контроль проведения экспертизы ВН;

· Выдача удостоверений инвалидам.

Документы, регламентирующие порядок медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности. Порядок направления пациентов на МРЭК.

Медико-социальная экспертиза стойкой утраты трудоспособности и реабилитация больных и инвалидов в РБ проводится на основании « Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях». МРЭК осуществляет экспертизу нарушений жизнедеятельности граждан, составляет индивидуальные программы реабилитации. Она находится в подчинении управлений здравоохранения исполкомов. Работа организуется по территориальному принципу, т.е. существуют областные, городские, районные, межрайонные. Они делятся на общие и специализированные комиссии. Финансирование осуществляется из бюджета области, выделенного на охрану здоровья. Направление на МРЭК производится ВКК лечебных учреждений по месту жительства или лечения больного. Лечебное учреждение заполняет «Направление на МРЭК» установленной формы и посылает на МРЭК.

Учётная и отчётная документация, используемая для изучения различных видов заболеваемости.

В системе здравоохранения имеется 2 вида документации: учётная и отчётная. Учётная документация ведётся в течение года всеми медицинскими учреждениями по строго установленным формам. На основании данных учётной документации составляется отчёт по строго установленным формам.

Отчёты бывают: годовые, полугодовые, квартальные, месячные. Сведения статистических отчётов медицинских учреждений позволяют оценить их деятельность, выполнение планов и задач в области здравоохранения, выявить положительный опыт работы и недочёты. Статистический отчёт о деятельности ЛПУ составляется на основе учёта работы по формам, утверждённым Минздравом.

Учетная и отчетная документация используемая для изучения различных видов заболеваемости :

1. Журнал учета приема больных.

2. Медицинская карта стационарного больного.

3. Температурный лист.

4. Протокол запущенной формы злокачественных новообразований.

5. Лист основных показателей состояния больного.

6. Статистическая карта выбывшего из стационара.

7. Листок движения больных.

8. Сводная ведомость заболеваний.

9. Направление на МРЭК.

10. Выписка из медкарты.

11. Экстренное извещении об инфекционном заболевании, отавлении.

12. Извещение о впервые выявленном туберкулезе, венерическом заболевании, трихофитии, микроспории, фавусе, чесотке, трахоме, психзаболевании и новообразовании.

13. Журнал для записи заключений ВКК.

14. Свидетельство о смерти.

Роль врачей в составлении статистического государственного отчёта состоит в обеспечении достоверности собранных сведений и их анализе. После составления статистического отчёта проводится расчет показателей и их анализ (по каждому отделению и больнице).

Оценка качества оказания медицинской помощи по конечному результату предполагает динамику показателей здоровья, выполнение стандартов качества диагностики и лечения, а также 3 уровня контроля качества, расчет и оценку КДР по модели конечных результатов. Существуют временные протоколы, в которых для каждого заболевания есть перечень необходимых диагностических обследований и лечебных мероприятий. Существуют три уровня контроля качества медицинской помощи: 1. Зав. отделением, 2. Зам. главного врача по медчасти, 3. Экспертный совет.

Медико-гигиеническое обучение, воспитание населения и формирование здорового образа жизни осуществляется службой формирования ЗОЖ, звеном которой является стационар. Проводится в виде ежедневных разъяснительных бесед с пациентами во время обхода, санбюлетеней научно-популярных лекций. Регламентируется приказом МЗРБ №129 от 07. 07. 02 «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания в формировании ЗОЖ». Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Социально-гигиеническое воспитание — часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Конечными целями медико-гигиенического воспитания и обучения населения является улучшение здоровья населения, повышение санитарно-эпидемиологического благополучия региона, коррекция основных факторов риска заболевания.

Показатели результативности и дефектов, характеризующие деятельность хирургического отделения стационара за 2 года

( 2008--2009гг.).

Наименование показателей и методики их расчёта

годы
2008г. 2009г.
1 2 3
Показатели результативности

Среднее число дней работы койки в году

число койко-дней, фактически проведённых больными за год число среднегодовых коек

307 331

Средняя длительность лечения (всего и по отдельным болезням)

число койко-дней, проведённых больными за год

число пользованных больных

9,4

8,8

Хирургическая активность (в %)

число прооперированных больных за год*100

число пользованных больных из отделения

38,56

40,08

Оборот койки

число пользованных больных

среднегодовое число коек

33,2

38,5

Летальность (в %)

число умерших больных за год *100

число пользованных из отделения больных

1,89

1,73

Послеоперационная летальность (в %)

число умерших после операции за год * 100

число всех оперированных за год больных

2,34

1,98

Показатели дефектов

обоснованные жалобы населения (на 10тыс. населения)

- деонтологические

- на низкое качество диагностики и лечения

- по поводу смерти больного

число обоснованных жалоб х10000

среднегодовая численность населения

0 0

расхождение диагнозов клинических и патологоанатомических (в %)

число расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов (за год ) * 100 _________________________________

число патологоанатомических вскрытий умерших в хирургическом отделении (за год)

0

0

Послеоперационная летальность при заболеваниях, требующих экстренной хирургической помощи (в % к числу операций)

Число умерших от заболеваний, требующих экстренной хирургической помощи

(всего и по отдельным заболеваниям) * 100_____________

число прооперированных больных, требующих экстренной хирургической помощи

0,73

0,88

4. Внутрибольничная гнойно-септическая инфекция – послеоперационные осложнения (в % к числу операций)

число послеоперационных осложнений за год /число*100

прооперированных больных

0 0

Оценка деятельности организации здравоохранения на основе модели конечных результатов

№№

Наименование показателей

Единица измерения

Плано

вый по

каза

тель

Оценка в баллах Фактичес кий показатель Оцен ка

Прог

ноз уров

ня

Отклонение
Знак За едини цу измере ния
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 УКДЛ % к стандарту 95 6

+

0,3 95 6
2 Занятость койки с учетом временного закрытия дней в году 28,3 5

+

0,1

28,51

5,321
3 Средняя длительность пребывания больного на койке дней 9,0 5

-

0,2

8,11

4,822
4 Общая летальность % умерших к числу ползован ных больных 1,73 5 - 0,5 0,66 5,27
5 Послеоперационная летальность %умерших после операц.вмешательства к числу оперированных 1,98 5 - 0,2 3,23 4,994
6 Хирургическая активность %опериро ванных к числу пользован ных больных 40,08 5 + 0,2 59 4,6

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕФЕКТОВ

1 Расхождение диагнозов клинических и патологоанатомических % от паталогоанатомических вскрытий 0 0 - 0,5 0 0
3 Повторная госпитализация случай 0 0 - 0,5 0 0
5 Нарушение санэпидрежима случаев 0 0 - 0,5 0 0
6 Обоснованные жалобы Случаев на 100 лечивш. 0 0 - 1,0 0 0
7 Дисциплинарные взыскания случай 0 0 - 0,5 0 0
8 Летальность от экстренной хирургической патологии случай 0 0 - 0,3 0 0

Расчет КДР на основе МКР .

Ι этап – оценка показателей результативности.

Устанавливается разница между фактическим и плановым значением показателя результативности. Разность умножается на величину измерения отклонения в баллах. Затем от нормативного значения показателя, выраженного в баллах, полученное число вычитается или прибавляется в зависимости от знака отклонения. Если в ходе расчета получается оценка показателей результативности в баллах больше установленного норматива в баллах, то за истинную величину показателя результативности рекомендуется принимать величину норматива.

ΙΙ этап – оценка показателей дефектов.

Для этого фактическое значение показателя умножается на величину измерения отклонения.

ΙΙΙ этап – определение бального результативного коэффициента (БРК).

Суммируются все оценки показателей результативности в баллах.

6+5,321+4,822+5,27+4,994+4,6=31,007

ΙΥ этап – вычисление бального нормативного коэффициента.

Он представляет собой сумму оценок нормативных значений в баллах всех показателей результативности.

6+5+5+5+5+5=31

Υ этап – определение бального дефектного коэффициента. (БДК)

БДК – это сумма оценок всех показателей дефектов в баллах.

0+0+0+0+0+0=0

ΥΙ этап – расчет коэффициента достижения результата. (КДР)

КДР= БРК-БДК * 0,5 , где 0,5 – поправочный коэффициент.

БНК

31,007-0 0,5 =0,5

31 *

КДР хирургического отделения ГУЗ ВГЦКБ составляет 0,5 , что отражает средний уровень.

Анализ, выводы и предложения.

На основе полученных результатов деятельности хирургического отделения стационара мы проведем их анализ в динамике за 2007г. и 2008г.

Отмечалось улучшения:

· Снижение летальности: в 2008г. – 1,89% ; в 2009г. – 1,73%.

· Снижение послеоперационной летальности: в 2008г. – 2,34%; в 2009г. – 1,98%.

· Средняя длительность лечения в 2008г. - 9,4; в 2009г. – 8,8.

· Хирургическая активность в 2008г. – 38,56%; в 2009г. – 40,08%.

· Оборот койки в 2008г. – 33,56; в 2008г. – 38,5.

Отмечались ухудшения:

· Послеоперационная летальность при заболеваниях, требующих экстренной хирургической помощи: в 2008г. – 0,73%; в 2009г. – 0,88%.

Таким образом, проведя исследование по деятельности хирургического отделения ГУЗ ВГЦКБ, рекомендовано:

· Проводить постоянную работу по повышению квалификации врачей отделения.

· Совершенствовать методы лечения.

· Внедрение новых методов диагностики и лечения.

Необходимо улучшить профилактическую работу врачей хирургического стационара, улучшить диагностику, стремится к постоянной модернизации материально-технической базы стационара, внедрению новых методов диагностики и лечения заболеваний, повышению уровня подготовки специалистов.