Реферат: Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики

Название: Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Московский Гуманитарный Техникум Экономики и Права

Реферат

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики

Москва 2008


Содержание

Введение

1. Понятие патриотизма и гражданственности

2. Основы патриотического воспитания

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»

5. Организация патриотического воспитания в РФ

Заключение

Литература


Введение

С распадом Советского Союза пала и система патриотического воспитания в России. Прошло около 10 лет до того момента как представители власти осознали необходимость возведения новой системы такого воспитания. За эти 10 лет только у отдельных представителей молодого поколения сохранились представления о патриотизме и любви к своей Родине.

В настоящее время идет построение новой системы патриотического воспитания молодежи. Она уже вступила в действие на всей территории страны. Организуются центры патриотического воспитания для молодежи, разнообразные конференции, конкурсы, военно-патриотические игры и т.п.

Наиболее важно то, что стали готовить специалистов, которые занимаются исключительно гражданско-патриотическим воспитанием. Такой подход к этой проблеме связан с тем, что патриотизм – эта основа сильного государства, и воспитывать его в подрастающем поколении должны специально подготовленные специалисты.

1. Понятие патриотизма и гражданственности

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям[1] ), чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства[2] ), сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии[3] ) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода)[4] .

У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов[5] .

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.[6]

Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

2. Основы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.[7]

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

Патриотического воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.[8]

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.[9] Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.

Создание системы патриотического воспитания предполагает сочетание деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

В систему патриотического воспитания входят соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также мероприятия по формированию патриотических чувств и сознания граждан. Охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая государственными органами при активном участии СМИ, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и общественных организаций, основных религиозных конфессий.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Обеспечение патриотического воспитания:

- Нормативно-правовое обеспечение: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

- Педагогическое и методическое обеспечение: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

- Информационное обеспечение: активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации.

- Научно-теоретическое обеспечение: организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.

- Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания.

- Кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан.

- Финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания.

- Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ

Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Цель: определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан, как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Концепция дает два определения патриотизму – первое: патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества; и второе, на котором и базируется данная Концепция: патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Задачи, которые выделяет Концепция в качестве задач патриотического воспитания:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, правовых и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ;

- привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности СМИ, , активное противодействие антипатриотизму;

- формирование терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Принципами патриотического воспитания являются:

- системно организованный подход (скоординированная, целенаправленная работа всех государственных и общественных структур),

- адресный подход (использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп),

- активность и наступательность (настойчивость и инициатива в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок),

- универсальность основных направлений патриотического воспитания (целостный и комплексный подход к ним),

- учет региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного),

Принципы данной концепции взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Объекты: семья, молодые граждане и молодежные общественные объединения, военнослужащие, работники системы правоохранительных органов, трудовые коллективы, представители власти, творческая интеллигенция и СМИ, преподаватели и воспитатели, представители традиционных религиозных конфессий.

Субъекты: государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения; общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; СМИ.


4. Государственная программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»

Данная программа является продолжением аналогичной программы, рассчитанной на 2001 – 2005 годы. Данная программа исходит из того, что в процессе реализации программы 2001 – 2005 года сложились основы гражданско-патриотического воспитания в РФ. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании. учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи: продолжить создание системы патриотического воспитания, совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы; привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей.

Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи, при чем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций, координации их деятельности. Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Исполнителями являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Они разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Для исполнения функций указанных советов создаются центры патриотического воспитания.

Общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах составит 497,8 млн. рублей.

Программа предусматривает следующие мероприятия:

1. Всероссийская научная конференция "Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (2009 год, цель: повышение интереса граждан к военной истории Отечества, противодействие попыткам фальсификации событий ВОВ);

2. Всероссийская научно-практическая конференция "Наука, искусство и культура страны в 1941 - 1945 годах" (2010, цель: популяризация патриотической деятельности работников культуры и искусства в годы ВОВ);

3. Виртуальная историко-документальная выставка в сети Интернет на сайте "Архивы России" (2010 год, цель: сохранение памяти о подвиге народа в годы ВОВ);

4. Всероссийский фестиваль народного творчества "Салют Победы" (2006 – 2010 год, цель: активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения);

5. Всероссийский фестиваль авторской песни "Приморские струны" (2010 год, цель: формирование чувства гордости за свой регион и его исторический вклад в победу над врагом);

6. Международный фестиваль народного творчества "Дни мира на Тихом океане" (2010 год, цель: сохранение памяти о победе над Японией и об окончании Второй мировой войны);

Всероссийский слет юных патриотов России "Равнение на Победу" (2007 – 2009 год, цель: дальнейшее развитие и совершенствование форм организации юных патриотов);

7. Создание кинофильмов: "Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей" и "Неизвестная высота" (2007 – 2010 год, цель: сохранение памяти о народном подвиге в ВОВ);

8. Автопробег спортсменов-автолюбителей по городам-героям (2006 – 2010 год, цель: возрождение и развитие военно-спортивных традиций, увековечение памяти о победе в ВОВ);

9. Выставка "Оружие Победы" в Тульском государственном музее оружия (2006 год, цель: воспитание патриотизма у молодежи, привлечение ветеранов войны и труда к воспитательной работе);

10. Эстафета агитпоездов по территории РФ (2010 год, цель: привлечение граждан к подготовке и проведению празднования 65-летия Великой Победы);

11. Организация поисковых работ в местах боевых действий ВОВ, выявление, реставрация и передача боевой техники времен войны в музеи РФ (2006 – 2010 год, цель: реализация положений Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества")

12. Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России: Проведение мероприятий, посвященных: 70-летию событий на озере Хасан – 2008год;60-летию создания ядерного щита страны, 300-летию Полтавской битвы, 130-летию образования уголовно-исполнительной системы России, 20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, 10-й годовщине разгрома бандформирований, вторгшихся на территорию Республики Дагестан – 2009 год, 80-летию Российской оборонной спортивно-технической организации, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского, 100-летию со дня рождения С.П.Королева, 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли и началу космической эры – 2007 год, 10-летию подвига воинов-десантников 6 парашютно-десантной роты 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии – 2010 год; Проведение Всероссийских научно-практических конференций: "Патриотизм народов России: традиции и современность", "Казачество в истории России", "Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений" в 2007 году; Мероприятия по совершенствованию работы организаторов патриотического воспитания; Учреждение ежегодных наград и многое другое.[10]

5. Организация патриотического воспитания в РФ

В городе Красноярске патриотическое воспитание молодежи организовано достаточно хорошо. Например, для школьников города стала уже традицией участвовать в военно-спортивной игре «Патриот», которая с начала проводится на районном уровне, а потом на городском. Игра проводится с целью овладения школьниками военно-прикладными навыками и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Командам предлагается, ориентируясь по карте- схеме, пройти 15 этапов, среди которых: преодоление препятствий, метание гранат, метание ножей, строевой смотр, сборка/разборка боевого оружия, стрельба, ориентирование на местности, знание воинских званий, оказание первой медицинской помощи, умение пользоваться средствами защиты от оружия массового поражения, соревнование на скорость пришивания пуговиц.

В Ханты-Мансийском автономном округе в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания создан Центр "Альтернатива". Который регулярно проводит такие мероприятия: военно-спортивные игры "Зарница", "Орленок", "Щит" (для детей, подростков и молодежи); методические семинары и курсы для руководителей и инструкторов военно-патриотических клубов и объединений; учебно-методические семинары для руководящего и инструкторского состава военно-спортивных лагерей окружного значения; региональные и окружные конкурсы-фестивали военно-патриотической песни (для детей и молодежи).

В Санкт-Петербурге на базе детско-юношеского центра был открыт отдел гражданского и патриотического воспитания. В коллективах отдела занимаются более 700 детей. Все программы отдела призваны решать проблему системного обучения школьников в областях туристско-краеведческой и оборонно-спортивной деятельности, а также воспитания у них качеств, присущих истинному гражданину и патриоту своей страны. Программы, реализуемые в отделе гражданского и патриотического воспитания: спортивное ориентирование, туристы-ориентировщики, история и культура Санкт-Петербурга с элементами экскурсоведения, туризм и краеведение, водный туризм и экология, музееведение в школе, история и культура Санкт-Петербурга и «Зарница».

Кроме того, в школах вводят предметы, направленные на развитие патриотических чувств у детей школьного возраста по отношению к своей малой Родине. Например, это такие предметы как история края и художественная культура края.

Кроме того, организуются поисковые отряды. Цель которых, раскопки в местах боевых действий во время ВОВ, реставрация найденного оружия времен ВОВ и пре дача его музеям, а так же поиск родственников найденных останков солдат времен ВОВ и их захоронение.


Заключение

С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующих пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно хорошо. Государство и власть на местах всячески поддерживает и пропагандирует патриотическое воспитание современной молодежи. Была создана Концепция патриотического воспитания граждан РФ, государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Кроме того, создаются программы на региональном уровне.


Литература

1) Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с.

2) Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. – 2005. - №2, с. 99 – 102.

3) http://slovari.yandex.ru

3) http://www.chtivo.ru

4) http://www.ed.gov.ru

5) http://www.glossary.ru

6) http://www.gorby.ru


[1] http://slovari.yandex.ru

[2] См. там же.

[3] http://www.glossary.ru

[4] http://slovari.yandex.ru

[5] http://www.chtivo.ru

[6] Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997. – С.91.

[7] http://www.gorby.ru

[8] http://www.ed.gov.ru

[9] Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. – 2005. - №2, С. – 99.

[10] http://www.ed.gov.ru