Реферат: Методика истории
Название: Методика истории Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||
Основные идеи, понятия каждой лекции Лекция №1 Основные идеи, понятия каждой лекции Предмет методики обучения истории в школе. Учитель – источник знаний. Учитель истории как подчеркивается в государственном стандарте высшего профессионального образования – это специалист, который владеет системой знаний о сфере образования сущности, содержания и в структуре образовательного учреждения. 1. Владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого – педагогических концепций предметных методик. 2. Владеет системой знаний о человеке, как субъекте образовательного процесса, его возрастных индивидуальных особенностей, социальных факторов развития. 3. Соблюдает права и свободу учащихся, умеет оказать социальную помощь и поддержку учащимся. 4. Обладает системой знаний о закономерности целостного педагогического процесса о современном психолого – педагогическом технологиях, владеет техническими средствами развивающего обучению. 5. Умеет организовать внеучебную деятельность учащихся. 6. Знает систему организации опытно – экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования. 7. Владеет современной методикой преподавания истории и обществознания в образовательных учреждения разных типов, использовать различные средства обучения. Слово «методика» от греческого «metodos» путь исследования, способ познания. Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Предмет методики обучения истории – является внутренний закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения в качестве учебного предмета. Функции методики (роль и назначения): - Описательная, ориентирована на объективное изложение доступных для данной науки реальных факторов образовательной деятельности, эмпирические данных опыта, практики. - Диагностические, способствует изучательной оценке добытых фактов и сопоставлению . - Объяснительная, направлена на обнаружение причинно – следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определенных закономерностей в них. - Прогностическая, позволяет предвидеть практических использований концепций. - Проекно – конструктивная проводит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции. - Критериально – оценочная, занимается разработкой критериев и оценкой. - Коррекционная, обеспечивает непрерывные развития образовательно- педагогической деятельности. Задачи: 1. Методика вооружает учителя содержанием и педагогическим средством обучения знаниями и умениями. 2. Развивает познавательные возможности учащихся, как одной из целей и одного из условий обучения историй. 3. Методика решает, какие межкурсовые и внутрипредметные связи рационального провести в той или иной теме. 4. Методика определяет пути и средства наиболее эффективного решения в единстве основные целей воспитания, образования и развития обучении истории. Методические исследования: 1. Наблюдения 2. Эксперимент Связь методики с другими науками: - педагогика - история - психология - историография - политология - социология - этнография - религиоведение - возрастная физиология Лекция №2 Возникновение и развитие методики преподаваиия истории в школе 1. Зарождение методики обучения истории в школе. В России первым оригинальный учебным пособием по истории был «СИНОПСИС», составленный в 70-х годов XVII века. Становление Истории как учебного предмета в первых российских гимназиях было связано с именем Петра I. Преподование истории впервые началось в Московском гимназии Эриста Глюка в 1705 г.затем в школе Феофана Прокоповича в петерберге в 1721г. Государственное обучение начался с 1726г. При Петербургском университете была образована первая правительственная академическая гимназия. Ее можно считать первой государственной светской общеобразовательной школой. По настоянию Ломоносова отечественной история была включена в учебной план. Историю начинали обучать с сотворения земли до середины XVIIвека. 1.Развития методика обучения истории XIX век. Резкой критикой существующей системы школьного образования в XIX веке выступили «революционеры – демократы». Представители этого направления: Чернышевский, Добролюбов, Белинский – в своих работах подвергли к критике не только современные учебники, но и их существующую систему исторического образования. Цель школьного образования они видели в умственном развитии подрастающего поколения в воспитании у них «гуманизма», любви к народу и Родине. Либеральные направление – было представлено видными учеными Виноградов, Платонов, Кореев. «Школьные курсы истории должны показывать знание и причинно следственные связи между фактами, последовательно раскрывать концепцию исторического процесса с позиции буржуазного эволюционизма. Консервативное направление было представлено работами Карамзина. В своих работах он описывал деятельность монархистов, духовенство, знати. По его мнению, история должна служить политическом наставлению нравоучению подрастающего поколения в жуке преклонения над престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядком. Таким образом, школьные курсы по истории до 1917 года были направлены на религиозно-патриотическое воспитание учащихся духе господствующих представлениях об основах российской государственности. Обучение истории и методики обучения в 20-е годы XX века С установлением советской власти в 1917 году начинается новый этап в развитии исторического образования. Главной целью школы – стало воспитание нового человека строителя коммунизма о марксистских пролетарских позиций, в соответствии с новыми целями обучения было пересмотрено содержание школьного образования, принципы отбора исторического материала, больше уделять классовой борьбе, революциям, народным, движением, условиям труда простых людей, учебники, проникнутые монархическими и религиозными идеями были изъяты из них прграммы. Вместо гражданской истории, было предложено изучать историю труда социологии, вместо дореволюционной школ открывалось трудовые. В новой школе были отменены экзамены, балльные оценки знаний учащихся, домашние задания и взыскания. Вводится бесплатные обучение и совместные обучение девочек и мальчиков. Восстановление в школе самостоятельного курса истории. Недостатки исторического образования особенно стали остро ощущаться в 30-ые годы XX века, когда для выполнения пятилеток потребовались образованные люди и квалифицированные специалисты. В постановлениях «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г ЦК ВКП было решено восстановить в школе систематический курс истории. Давало указание о создании учебников по истории Древнего мира, Средних веков, новой истории и истории СССР. К 30-40-ым годам появились специалисты по методике преподования истории – Стражев, Зиноньев, Андреевская. Развития методики обучения истории в 40-80-ые гг. XX века. В 60-70-ые годы в СССР сложилось целостная государственная система среднего образования, охватывающая образовательное пространстве в масштабах всей страны. В 1959 года обязательным становится 8-летнее образования. А конституции 1977 года уже обязательное 10-летнее обучение велось государственным программом, единым для всех типах обучения. Современные состояния методики преподавания истории. 1. 1988-1992 гг. характеризуются процессами распадов прежней существовавшей в СССР централизованной системы исторического образования и поисками подходов к построению новой и системы. 2. Конец 1992 года – начало 1996 года характеризуется началом разработки стандартов исторического образования. Попытка переходить на концентрическую систему образования. 3. 1996- конец 1999 г – постепенное принятие концентрической систумы школьного образования. 4. Начало 2000 до марта 2004 г – более четким формулированием государственным стратегиям развития образования. 5. Апрель 2004 по сегодняшний день – освоение педагогами и учащимся современных технологий исторического образования на основе ресурса Интернета, мультимедийных носителей, процедурой проведения ЕГЭ. Лекция №3 Государственный стандарт Цели исторического образования. Государственный стандарт общего образования – это норма и требования, определяющие обязательный минимум, содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение государственного стандарта: 1. Обеспечение разных возможностей для всех граждан в получении качественного образования. 2. Обеспечение единства образовательного пространства в РФ. 3. Защиты от перегрузок и сокращение их психологического, физического здоровья. 4. Преемственность образовательных программ на разных общего образования, возможности получения профессионального образования. 5. Обеспечение социального и профильного защищенности педагогических работников. 6. Прав гражданин на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. 7. Обеспечение основы для федеральных нормативов, финансовых затрат на предоставление услуг в сфере общего образования. Лекция №4 Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования. Линейная структура – предлагает однократное, хронологически последовательное изучение истории с древнейших времен до современности. Концентрическое структура – изучение истории рассчитано на 2-х 3-х кратное рассмотрение одних и тех же хронологических отрезков истории, всякий раз повышая уровень и анализ. Положительные стороны
Отрицательные стороны:
|