Реферат: Кассовые операции Сбербанка России

Название: Кассовые операции Сбербанка России
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Общая характеристика Сбербанка и его деятельности.

1.1 История развития Сбербанка России

1.2 Организационная структура Сбербанка России

1.3 Управленческая деятельность в операционном управлении центрального аппарата Сбербанка России

1.4 Организация труда работников отдела операционного обслуживания

2. Кассовые операции Сбербанка России.

2.1 Выдача наличных денег предприятиям и организациям денежными чеками.

3. Открытие счетов клиентам и расчетные операции в Сбербанке России

3.1 Документы, требуемые для открытия счета юридическим лицам.

3.2 Документы, требуемые для открытия нескольких банковских счетов

3.3 Виды открываемых счетов.

3.4 Закрытие банковских счетов

4. Депозиты и сберегательные операции Сбербанка России

4.1 Понятие депозита и его классификация

4.2 Депозитные и сберегательные сертификаты

5. Кредитные операции Сбербанка России.

5.1 Кредитование юридических и физических лиц.

6. Операции с ценными бумагами в Сбербанке России

6.1 Содержание и состав услуг Сбербанка России

Заключение.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

12 ноября 2008 г. Сбербанку России исполнилось 167 лет. Утвержденный в этот день Указом императора Николая 1 первый Устав сберегательных касс положил начало сберегательному делу в России. С этого момента развитие сберегательного дела, прошедшего становление от сберкасс до Сбербанка России, неразрывно связано с историей российского общества и государства.

Стремясь к совершенству в банковском бизнесе, Сбербанк России уделяет особе внимание разработке оптимальных путей развития на основе приоритета интересов клиентов. Свою миссию он видит в предоставлении банковских услуг высокого качества и надежности каждой стратегической группе клиентов банка - частным вкладчикам, корпоративным партнерам и государству – на всей территории России, обеспечивая при этом устойчивое функционирование банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя тем самым развитию экономики России. Внедрение мировых стандартов обслуживания, реорганизация филиальной сети в целях оптимизации расходов на ее содержание, - таковы направления развития для наилучшего соответствия клиентским требованиям.

Успешное развитие Банка – наилучшее подтверждение правильности выбранного пути. Существенный шаг сделан в направлении важнейшей цели Сбербанка России – обеспечении инвестиционного процесса экономики России и повышение его эффективности. Кредитный портфель Банка постоянно увеличивается. Опираясь на достигнутое, Сбербанк России уверенно продвигается к стратегической цели – качественно новому уровню обслуживания клиентов, при сохранении позиций современного первоклассного конкурентно способного и крупнейшего банка Восточной Европы.

Сегодня Сбербанк России – это универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам широкий спектр качественных банковских услуг.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБЕРБАНКА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 История развития Сбербанка России.

История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году… Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)».

Сбербанк и по сей день является любимым детищем Банка России, которому принадлежит свыше 57% акций. Во многом благодаря поддержке Банка России и повышению комиссий за расчетное обслуживание, Сбербанку удалось выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ 1998 года (в тот момент доля государственных долговых обязательств в активах Сбербанка составляла 52%, а на кредитный портфель приходился всего 21% активов-нетто).

В результате недавно проведенного IPO в руках институциональных инвесторов оказалось 33% акций, у частных лиц — 5%. Всего у банка 200 тысяч акционеров. На его долю приходится 26% активов российской банковской системы и 51,5% депозитов физических лиц. Это единственный банк, который ЦБ контролирует не только как регулятор, но и как акционер, владеющий 57,6% его акций. С октября 2007 года Сбербанком руководит бывший министр экономического развития Герман Греф, который, в частности, собирается сделать кредиты банка более доступными для населения.

1.2. Организационная структура Сбербанка России

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.

Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 24 января 2001г. сеть Сбербанка России состояла из 17 территориальных банков, 1511 отделений, 20250 внутренних структурных подразделений.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

Структура Сбербанка России представлена на рисунке №1.

Сбербанк России

Управление Сбербанка России
Региональные банки

Территориальные банки

Отделения Сбербанка России

Валютный отдел
Отдел ценных бумаг
Экономический отдел
Юридический отдел
Бухгалтерия
Отдел кадров
Отдел пластиковых карточек
Отдел службы безопасности
Коммунальный отдел
Отдел вкладов
Отдел валютного контроля
Отдел расчетов и переводов

Филиалы Сбербанка России

Рисунок №1. Структура Сбербанка России.

1.3. Управленческая деятельность

в Операционном управлении центрального аппарата Сбербанка России.

Операционное Управление Сбербанка России (Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Сбербанка России.

Задачами Управления являются:

1. Эффективное осуществление основных видов деятельности Управления, а именно:

· организация обслуживания юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в Центральном аппарате;

· Привлечение финансовых ресурсов за счет развития клиентской базы;

2. Обеспечение увеличения доходов и снижения расходов Банка (его структурных подразделений), по основным видам деятельности Управления;

3. Развитие направлений деятельности Банка, входящих в компетенцию Управления.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

· осуществляет расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, в том числе бюджетов;

· привлекает на договорных условиях денежные средства юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте;

· осуществляет операции кредитования физических лиц, в том числе овердрафтного кредитования по счетам банковских карт, в установленном Банком порядке;

· принимает на инкассо векселя, платежные и расчетные документы в рублях и иностранной валюте;

· совершает операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах, в том числе за счет и по поручению клиентов, а также дорожных чеков;

· проводит документарные операции по поручению клиентов;

· осуществляет операции с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов в установленном Банком порядке;

· предоставляет в аренду индивидуальные сейфы физическим и юридическим лицам;

· осуществляет выдачу и обслуживание пластиковых карточек, развивает совместно с другими управлениями Банка сеть банкоматов и терминалов в торговых и сервисных предприятиях;

· проводит операции с векселями в рублях и иностранной валюте в установленном Банком порядке

· на договорной основе по поручению и за счет средств юридических и физических лиц проводит операции с ценными бумагами;

· в пределах установленных лимитов и в установленном Банком порядке проводит операции с ценными бумагами за счет средств Банка;

· другие функции.

1.4 Организация труда работников Отдела операционного обслуживания.

В своей служебной деятельности контролер подчиняется непосредственно начальнику Отдела операционного обслуживания юридических лиц.

При поступлении прямых указаний или распоряжений руководства он выполняет их в установленные сроки, докладывая непосредственному руководителю о полученных заданиях и ходе их исполнения.

В своей служебной деятельности контролер руководствуется нормативными документами Банка, обязательными к выполнению всеми работниками, Положением об Отделе операционного обслуживания, текущими планами работ и распоряжениями руководства.

Задачи контролера Отдела операционного обслуживания Операционного управления:

1. Осуществление расчетно-кассового обслуживания счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление контроля за операциями, совершаемыми клиентами Операционного управления.

3. Доведение до сведения клиентов нормативных актов Банка России и Сбербанка России, касающихся расчетно-кассового обслуживания.

Обязанности контролера:

· Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.

· Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

· Проверка наличия остатков на счетах клиентов при проведении платежей и выдаче наличных денежных средств.

· Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.

· Списание с лицевых счетов клиентов комиссий, предусмотренных договором банковского счета.

· Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.

· Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.

· Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.

· Постановка расчетных документов в картотеку к внебалансовым счетам № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и № 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты", списание с них и осуществление контроля за внебалансовым учетом операций, отраженных по указанным счетам.

· Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.

· Выверка документов, числящихся в картотеке не оплаченных документов, по состоянию на последний рабочий день отчетного месяца.

· Применение и реализация программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма[1] .

· Участие в работе комиссий, рабочих групп по направлениям деятельности подразделения в соответствии с письменным распоряжением руководителя.

· Соблюдение требований конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Сбербанка России.

· Своевременное и качественное выполнение работ по подготовке и выполнению бизнес-плана Операционного управления, а также плановые работы по отдельным направлениям деятельности и по распоряжению руководства Отдела операционного обслуживания.

2.КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА РОССИИ.

Ведение кассовых операций в банках регламентируется Положением Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Положение вступило в силу с 01 сентября 2008 года, а абзац четвертый пункта 2.11 Положения вступает в силу с 01 января 2009 года.
Положение ЦБ "О порядке ведения кассовых операций …" охватывает обширный круг вопросов. Им определяется и устанавливается следующий порядок кассовых операций:

1) Порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России (далее - наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок;

2) Порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России (далее - сомнительные денежные знаки Банка России);

3) Порядок работы с неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России (далее - неплатежеспособные денежные знаки Банка России);

4) Порядок работы с денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России);

5) Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Новое Положение от 24.04.2008 года за N 318-П более подробно расписывает технические тонкости по ведению кассовых операций, хранению, перевозке и инкассации денежных средств. Так, например, изменения коснулись формы препроводительной ведомости к инкассаторской сумке с денежной наличностью (приложение №8 к Положению Банка России №318-П от 24.04.08 ), формы доверенности инкассаторов и др. Из Положения Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" для физических лиц в основном необходимо знать следующие пункты:

1) В соответствии с пунктом 1.1. Положения, кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с находящимися на обслуживании в кредитной организации клиентами - физическими лицами. Другими словами, ни один из банков не имеет право отказать вам в обслуживании и в обмене допустим порванных/ветхих купюр или в обмене/размене мелочи. Правда, кассовые работники банков очень неохотно осуществляют обмен монет мелкого достоинства на более крупные купюры. А чтобы у кассовых работников не возникало причин для отказа в обмене мелких монет (5, 10, 50 копеек) на более крупную купюру, лучше всего в банк принести заранее рассортированные по достоинству монеты. Отдельные операции могут быть платными.

2) В соответствии с пунктом 2.9. осуществление приходных или расходных кассовых операций, кассовыми работниками кредитной организации на приходных или расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы. При приеме, выдаче наличных денег в послеоперационное время кредитной организации кассовыми работниками проставляется оттиск штампа кассы с отличительными признаками, указывающими на то, что операции осуществлялись в послеоперационное время кредитной организации.
Вместо штампа кассы на приходных, расходных кассовых документах может проставляться оттиск программно-технического средства, с применением которого осуществлялось оформление приходных, расходных кассовых операций.

3) В соответствии с пунктом 2.10. Положения, кассовым работникам при осуществлении кассовых операций запрещается:

a. выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;

b. убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;

c. хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;

d. уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.

2.1 Выдача наличных денег предприятиям и организациям денежными чеками

Выдача наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику, который проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также заверяются подписями чекодателя.Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек направляет в расходную кассу.

Получив денежный чек, кассир:

- проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся у кассира образцам;

- сличает сумму, поставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью;

- проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя денег;

- подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;

- вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него, сумму получаемых денег;

- сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку;

- повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;

- выдает деньги получателю и подписывает чек.

Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается.Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения банка.В конце операционного дня расходный кассир сверяет сумму денег, полученных им от заведующего кассой под отчет, с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, после чего составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты, сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников.Сверка оформляется подписями кассового работника в кассовых журналах и операционных работников на справке кассового работника.Остаток наличных денег, расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег заведующему кассой.Работа банка с денежной, наличностью по обслуживанию клиентов физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др.Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов и т.д

3. ОТКРЫТИЕ СЧЕТОВ КЛИЕНТАКМИ И РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА РОССИИ.

Банковские счета - счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на которые могут зачисляться и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Клиент имеет право открывать любое количество счетов.

Открытие Клиенту банковского счета производится Банком при условии наличия у Клиента правоспособности и только в том случае, если Банком получены все предусмотренные настоящим Порядком документы, а также иные документы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации открытие счета обусловлено наличием документов, не указанных в Порядке, и проведена идентификация Клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации Клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.1. Документы, требуемые для открытия счета юридического лица

3.1.1.2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по ф. № Р51001. Для юридических лиц, созданных до 01.07.2002 - Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 по ф. № Р57001 (подлинник)

3.1.1.3. Учредительные документы с учетом организационно-правовой формы юридического лица (оригиналы или копии, заверенные в установленном порядке)

3.1.1.4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник)

3.1.1.5. Лицензии (разрешения) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (копии, заверенные в установленном порядке)

3.1.1.6. Карточка с образцами подписей и оттиска печати ф.0401026, оформленная нотариально или Банком. В населенных пунктах, где нет нотариусов -должностным лицом органов исполнительной власти, уполномоченным на совершение этих действий

3.1.1.7. Документы, подтверждающие полномочия должностных лиц на открытие и ведение счета

3.1.1.8. В соответствии с Положением Банка России № 262-П должностным лицом структурного подразделения филиала Банка осуществляется сбор и документальное фиксирование (в случае, если оно ранее не проводилось) следующих сведений:

- сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества;

- сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;

- сведения об органах Клиента (структура и персональный состав органов управления Клиента);

- сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению Клиента, его постоянного действующего органа управления, иного органа или лиц, которые имеют право действовать от имени Клиента без доверенности;

- сведения о выгодоприобретателе.

3.2. Документы, требуемые от Клиента при открытии нескольких банковских счетов

3.2.1. При открытии в филиале Банка одному Клиенту нескольких банковских счетов формируется единое «Юридическое дело Клиента».

3.2.2. При открытии в дальнейшем банковских счетов Клиентом дополнительно представляются следующие документы:

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по ф. № Р51001. Для юридических лиц, созданных до 01.07.2002, - Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 по ф. №Р57001 (подлинник);

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник);

- карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных на распоряжение счетом и оттиска печати ф.0401026, оформленная нотариально или Банком.

В случае обслуживания одним операционным работником Банка нескольких счетов Клиента и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи, Банк вправе не требовать оформления карточки к каждому счету.

Банком могут быть также использованы копии карточки, а также дополнительные экземпляры карточек, представленные Клиентом.

Если открытие нескольких счетов Клиента происходит не единовременно, момент принятия карточки для совершения операций по другому счету может быть отражен в поле «Прочие отметки».

3.3 Виды, открываемых счетов.

1. Накопительный счет.

2. Счет доверительного управления.

3. Счет внешнего управляющего.

4. Счет индивидуальному предпринимателю, физическому лицу.

5. Счет депозитного подразделения службы судебных приставов

3.4 Закрытие банковских счетов.

3.4.1. В соответствии со ст. 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается пс заявлению Клиентав любое время. Клиент вправе досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета без объяснения причин.

Закрытие банковского счета осуществляется на основании распоряжения о закрытии счета, оформленного должностным лицом структурного подразделения, обслуживающего юридических лиц.

3.4.2. При не возврате Клиентом денежной чековой книжки закрытие счета может быть осуществлено с одновременным изданием распоряжения о закрытии счета филиалом Банка (структурным подразделением) о том, что с даты закрытия счета чековая книжка с неиспользованными чеками и корешками, не возвращенная Клиентом, считается недействительной. При этом в распоряжении о закрытии счета также должны быть указаны серия чековой книжки и номера неиспользованных чеков, не возвращенных Клиентом.

3.4.3. Приостановление операций по счету не является препятствием для закрытия счета по инициативе Банка (без заявления Клиента) при соблюдении условия отсутствия на этом счете в течение 2-х лет денежных средств и операций по нему.

3.4.4. Расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия счета Клиента. Договор банковского счета прекращается с момента получения Банком письменного заявления Клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении.

3.4.5. В случае закрытия банковского счета, а также при изменении номера банковского счета либо своего наименования Клиент обязан возвратить Банку неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками, указав в заявлении номера и серию возвращаемых неиспользованных денежных чеков. При закрытии банковского счета в этом заявлении также может содержаться подтверждение остатка денежных средств на банковском счете на день прекращения договора банковского счета, указание Клиента о порядке перечисления остатка денежных средств со счета, реквизиты другого счета.

Остаток денежных средств на счете выдается Клиенту либо по его указанию перечисляется на его другой счет не позднее семи календарных дней после получения соответствующего письменного заявления Клиента; получении документов от уполномоченных органов, подтверждающих отмену ареста денежных средств на счете Клиента, отмену решения о приостановлении операций по счету Клиента.

3.4.6. Перечисление остатка денежных средств на счете по указанию Клиента в доходы Банка гражданским законодательством не предусмотрено. Кроме того, запрещено дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).

3.4.7. В случае непредставления Клиентом платежного поручения на перечисление остатка денежных средств в валюте Российской Федерации (иностранной валюте) филиал Банка, на основании платежного поручения (платежного поручения для перевода средств в иностранной валюте в соответствии с Порядком № 814-3-р), составленного работником бухгалтерской службы от имени Клиента, перечисляет остаток денежных средств по указанным Клиентом в заявлении реквизитам. Указанная операция выполняется аналогично Порядкам Сбербанка России № 1ОЗО-р и № 1076-р с учетом особенностей эксплуатируемого программного обеспечения и с учетом того, что ЭПД формируется филиалом Банка без представления Клиентом расчетного документа на бумажном носителе.

3.4.8. Денежные средства и расчетные документы, поступающие в филиал Банка после закрытия счета, возвращаются отправителям с отметкой о том, что счет получателя средств закрыт, и указанием даты закрытия счета.

3.4.9. Наложение ареста на денежные средства (часть средств), находящиеся на счете Клиента, на основании акта, уполномоченного на то органа (суда, судебного пристава -исполнителя) либо приостановление операций по счету не является препятствием для расторжения договора банковского счета, так как согласно пункту 1 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению Клиента в любое время.

В этом случае при расторжении договора банковского счета счет Клиента не закрывается, сообщение в налоговый орган о закрытии счета не направляется. При отсутствии на счете денежных средств счет закрывается, в налоговый орган направляется сообщение о его закрытии. При этом в Книге регистрации открытых счетов (лицевых счетов клиентов - юридических лиц) ф. № 295 делается отметка о дате закрытия и дате направления сообщения в налоговый орган о закрытии счета.

4. ДЕПОЗИТНЫЕ И СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА РОССИИ.

4.1 Понятие депозита и его классификация.

Привлекаемые банком средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей и облигаций) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.

Депозит – это экономические отношения по поводу передачи средств клиента во временное пользование банка. Депозит выгоден не только вкладчику, но и банку. Множество депозитов способно создать банку ссудный капитал, который он затем разместит на выгодных условиях в любой сфере хозяйства. Разница в процентах по депозитам и процентах, получаемых от заемщиков капитала, есть вознаграждение банку за проведенную им работу по привлечению свободных денежных средств и размещению ссудного капитала.

Депозитные счета могут быть самыми разнообразными, и в основе их классификации имеются такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д.; однако наиболее часто в качестве критериев выступают категории вкладчика и формы изъятия вклада.

Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

физических лиц.

По форме изъятия средств депозиты подразделяются на:

до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

срочные (имеют определенный срок);

условные (подлежат изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

Депозиты довостребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств. Депозиты до востребования предназначены для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать платежи и получать денежные средства в свое распоряжение при посредничестве банков. Движение средств по этим счетам (поступление и списание) может оформляться наличными деньгами, чеком, переводом, иными расчетными документами.

К депозитам до востребования относятся также корреспондентские счета банков, открытые в РКЦ или у банков корреспондентов с целью осуществления расчетов и платежей в одностороннем порядке или по поручению друг друга. Корреспондентский счет, открытый данным банком у другого банка, называется «ностро», а корреспондентский счет, открытый данным банком для другого банка, называется счетом «лоро».

К депозитам до востребования следует отнести такие специфические счета, как контокоррентные счета, которые в своем классическом варианте в российской банковской практике не используются. В мировой банковской практике определенное сходство с контокоррентным счетом имеет

Текущий счет с овердрафтом. Это счет, по которому на основании соглашения между клиентом и банком допускается в определенном размере дебетовое сальдо за счет превышения суммы списания по счету над величиной остатка средств, что означает позаимствование кредита.

Срочные депозиты– это депозиты, привлекаемые банками на определенный срок. Различают собственно срочные вклады и срочные вклады с предварительным уведомлением как юридических, так и физических лиц. Собственно срочные вклады подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на срок и условиях по договору, а по истечении этого срока срочный вклад может быть изъят владельцем в любой момент. Размер вознаграждения, выплачиваемый клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Чем длительнее сроки и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения. Действующая практика предусматривает оформление срочных вкладов на 1, 3, 6, 9, 12 месяцев или более длительные сроки. Такая детальная градация стимулирует вкладчиков к рациональной организации собственных средств и их помещению во вклады, а также создает банкам условия для управления своей ликвидностью.

Сумма срочного вклада устанавливается круглыми суммами и должна быть неизменна в течение всего срока действия договора. Срочные вклады не используются для осуществления текущих платежей. Если вкладчик желает изменить сумму вклада, то он может расторгнуть действующий договор, изъять и переоформить свой вклад на новых условиях. Однако при досрочном изъятии вкладчиком средств по вкладу он может лишиться предусмотренных договором процентов частично или полностью. Как правило, в этих случаях проценты снижаются до размера процентов, уплачиваемых по вкладам до востребования.

Срочные вклады оформляются договором между клиентом (вкладчиком) и банком в лице его руководителя. В договоре предусматриваются сумма вклада, срок его действия, проценты, которые вкладчик получит после окончания срока действия договора, обязанности и права вкладчика, обязанности и права банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров

Счета до востребования используются владельцами для совершения текущих операций, характеризуются нестабильностью остатка, и в силу этого данная группа счетов отличается низкой доходностью. По остаткам на счетах до востребования, открытых юридическими лицами, проценты могут не начисляться вообще. В этом случае, как правило, с клиентов не взимается плата за рассчетно-кассовое обслуживание. Однако отсутствие дохода стимулирует владельцев к минимизации средств на счетах до востребования и размещению излишних сумм в более доходные виды вложений (срочные вклады, ценные бумаги и т.п.).

По счетам до востребования, открытым для физических лиц, проценты устанавливаются практически в обязательном порядке, но доход по ним всегда существенно ниже, чем по срочным вкладам.

Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада, и с установленной периодичностью, исходя из предусмотренного договором процента, происходит расчет и выплата дохода по вкладу.

Другим видом расчета дохода являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой возросшей на сумму начисленного ранее дохода базе. Сложные проценты целесообразно использовать в том случае, если фактическая выплата дохода осуществляется по окончании срока действия вклада.

Привлекательным для вкладчиков является применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Помимо гибкой процентной ставки с целью стимулирования привлечения средств банки должны создавать своим вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады посредством создания страховых резервов.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у него средств, кредитор должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

4.2 Депозитные и сберегательные сертификаты.

Своеобразной разновидностью срочных вкладов являются вклады, оформленные депозитными или сберегательными сертификатами.

Сертификат – это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Кроме деления сертификатов на депозитные и сберегательные в зависимости от категории вкладчиков, сертификаты можно классифицировать и по другим признакам:

По способу выпуска:

1. выпускаемые в разовом порядке;

2. выпускаемые сериями;

По способу оформления:

1. именные;

2. на предъявителя;

По срокам обращения:

1. срочные;

2. до востребования.

Срок обращения по депозитным сертификатам установлен в пределах 1 года, а по сберегательным – в пределах 3 лет. Если срок получения депозита или вклада просрочен, то такой сертификат считается документом до востребования и должен быть оплачен банком по первому требованию владельца. Банк может предусмотреть возможность досрочного предъявления к оплате срочного сертификата с выплатой суммы сертификата и процентов по пониженной ставке:

По условиям выплаты:

1. с регулярно выплачиваемой процентной ставкой до истечения определенного расчетного периода;

2. с выплатой процентов в день погашения сертификата.

Погашение сертификата можно осуществлять тремя способами:

1. сертификатами нового выпуска;

2. безналичными перечислениями в другие виды вкладов или на счет до востребования;

3. наличными деньгами (для физических лиц).

Банк, выпускающий сертификаты, самостоятельно разрабатывает условия выпуска и обращения своих сертификатов. Для обеспечения выгодного размещения своих сертификатов в условиях выпуска должны учитываться следующие моменты:

1. привлекательный для инвестора уровень процентной ставки;

2. удобный для вкладчика минимальный предел сертификата;

3. гибкий механизм пересмотра процентных ставок;

4. стандартные условия выпуска (кратный номинал, удобные даты эмиссии и погашения);

5. надежные гарантии платежа номинала и начисленных процентов;

6. информированность потенциальных покупателей об условиях выпуска сертификатов, т.е. широкая реклама.

Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными вкладами, оформленными простыми депозитными договорами:

благодаря большому количеству возможных финансовых посредников в распространении и обращении сертификатов расширяется круг потенциальных инвесторов;

благодаря вторичному рынку сертификат может быть досрочно продан владельцем другому лицу с получением некоторого дохода за время хранения и без изменения при этом объема ресурсов банка, в то время как досрочное изъятие владельцем срочного вклада означает для него потерю дохода, а для банка – утрату части ресурсов.

Недостатком сертификатов по сравнению со срочными вкладами являются повышенные затраты банка, связанные с их эмиссией.

С февраля 1992 г ЦБ РФ ввел ограничение в виде запрета на использование депозитных сертификатов в качестве платежа. Вместе с тем нехватка платежных средств в обороте предприятий и, как следствие, возникновение неплатежей обусловливают необходимость поиска новых финансовых инструментов. Одним из них является банковский вексель.

5. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА РОССИИ.

5.1 Кредитование юридических и физических лиц.

Финансирование инвестиционных проектов.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется в двух формах:

1. Инвестиционное кредитование - финансирование инвестиционного проекта в форме предоставления кредита (выдачи гарантий, организации лизингового финансирования), при котором источником погашения обязательств является вся хозяйственная и финансовая деятельность Заёмщика, включая доходы, генерируемые проектом (предприятие + проект).

2. Проектное финансирование - участие банка в инвестиционном проекте в форме предоставления кредита (выдачи гарантий, организации лизингового финансирования), при реализации которого возврат вложенных средств и получение доходов осуществляются на этапе эксплуатации проекта преимущественно из потока денежных средств генерируемого самим проектом (только проект).

Сроки кредитования определяются в зависимости от финансовых показателей проекта и составляют:

1. от 1 года до 7 лет - в зависимости от срока окупаемости проекта;

2. от 1 года до 8 лет - в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов.

Финансирование строительных проектов

· Кредитные средства могут быть направлены на финансирование (в том числе возмещение ранее понесенных затрат за счет собственных средств) инвестиционных проектов, связанных со строительством, модернизацией, приобретением (выкупом), реконструкцией и последующей эксплуатацией недвижимости:

· жилья всех типов;

· магазинов, торговых, офисных и многофункциональных комплексов;

· логистических центров торговых сетей и других торговых складов;

· гостиничных комплексов и прочих объектов туристической инфраструктуры;

· гаражных комплексов, станций технического обслуживания;

· торгово-выставочных комплексов;

· спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных комплексов; объектов коммунальной инфраструктуры;

· объектов в области здравоохранения, образования и искусства.

Кредитные ресурсы предоставляются на финансирование комплексных программ в области ЖКХ, проектов в области жилищного строительства и проектов по производству строительных материалов.

Срок и объем кредитования

Кредиты на финансирование строительства предоставляются сроком до 7 лет, зависят от сроков строительства объекта и периода окупаемости строительного проекта.

Сумма кредита может составлять до 80% от стоимости проекта и определяется основными параметрами проекта и условиями вложения средств участниками проекта. Доля финансирования проекта из собственных источников заемщика должна составлять не менее 20 % от общей стоимости проекта строительства. Сумма кредита не может превышать 70 % от стоимости проекта при проектном финансировании, когда источником погашения кредита является денежный поток, генерируемый преимущественно реализуемым строительным проектом. Стоимость проекта включает:

· затраты на приобретение земельного участка;

· затраты на разработку проектно-сметной, исходно-разрешительной документации;

· процентные платежи по кредиту на инвестиционной фазе (уплачиваемые до ввода объекта в эксплуатацию);

· затраты непосредственно на строительство (реконструкцию) объекта.

Банк финансирует строительные проекты, по которым в полном объеме оформлена правоустанавливающая, разрешительная и проектно-сметная документация.

В качестве обеспечения возврата кредита принимается:

· залог ликвидного имущества, в том числе имущества третьих лиц:

o ценные бумаги;

o транспортные средства;

o оборудование;

o недвижимость, в том числе объекты незавершенного строительства, зарегистрированные надлежащим образом;

· товарно-материальные ценности

· залог имущественных прав (требования) на строящиеся площади объекта, в том числе, прав аренды земельного участка

· гарантии и поручительства третьих лиц

Овердрафное кредитование.

Овердрафтный кредит предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании в банке, имеющим стабильные обороты по счетам, безупречную кредитную историю и устойчивое финансовое положение. Устанавливает лимит для оплаты платежных документов за счет кредитных средств банка при временном отсутствии или недостатке средств на счете в банке. Клиент может заключить с банком генеральное соглашение о предоставлении овердрафтных кредитов сроком до 180 дней, в рамках которого могут действовать отдельные договоры об овердрафтном кредите продолжительностью до 30 дней, причем лимит овердрафта может пересчитываться банком при подписании каждого отдельного договора. Для погашения ссудной задолженности банк ежедневно проводит автоматическое списание со счета, по которому был предоставлен овердрафтный кредит, поступающих на него денежных средств в требуемой сумме.

Вексельно кредитование.

Вексельный кредит предоставляется для приобретения простых дисконтных векселей Сбербанка России со сроком платежа от 31 дня до одного года и дальнейшего их использования в качестве расчетно-платежного средства. Выдача кредита может производиться с использованием как рублевых, так и валютных векселей с нулевым дисконтом (без дохода).

В рамках кредитного договора клиентом может быть приобретен как один, так и несколько векселей различной номинальной стоимости. Вексель может быть предъявлен контрагентом для получения денежных средств в любое подразделение Сбербанка России, уполномоченное совершать операции с указанными ценными бумагами.

Кредиты могут предоставляться одновременно в денежной и вексельной форме. В той части кредита, предоставленной на приобретение векселей, в период срока их обращения устанавливается ставка срочных процентов для кредитов с применением векселей (значительно ниже ставки по кредитам в денежной форме).

· данная форма кредитования характеризуется более низкой процентной ставкой по сравнению с традиционными видами кредитования;

· вексельный кредит удобен для предприятий, связанных "цепочкой" взаиморасчетов как внутри региона, так и за его пределами;

· векселедержатель может в любом отделении Сбербанка обменять полученный вексель на несколько векселей меньшего номинала;

· банк может принять и оплатить кредитный вексель до наступления срока платежа. Досрочная оплата векселя производится на условиях, устанавливаемых банком.

Кредитование экспортно-импортных операций.

Кредиты для финансирования экспортно-импортных операций предоставляются экспортерам и импортерам, имеющим в банке расчетные (текущие) рублевые и текущие валютные счета, а также оформившим в банке паспорта сделок по заключенным внешнеторговым контрактам, или осуществляющим через банк расчеты по внешнеторговым контрактам, не предусматривающим открытие паспортов сделки.

Кредиты в иностранной валюте могут предоставляться при условии перевода в банк расчетов по контрактам внешнего и внутреннего рынка на сумму, покрывающую обязательства по кредиту.

Кредитование импортеров может осуществляться с использованием следующих видов аккредитивов:

· Аккредитивы с финансированием иностранным банком без предоставления банком заемщику отсрочки для формирования покрытия по аккредитиву, т.е. с немедленной оплатой исполняющим банком бенефициару (поставщику) стоимости его отгрузочных документов с последующим предоставлением исполняющим банком оговоренной отсрочки платежа банку на сумму оплаченных документов бенефициара, при этом предоставление банком импортеру (заемщику) отсрочки для формирования покрытия по аккредитиву не предусматривается.

· Аккредитивы с отсрочкой платежа в счет коммерческого кредита бенефициара заемщику без предоставления банком заемщику отсрочки для формирования покрытия по аккредитиву, т.е. когда поставки товаров из-за рубежа не сопровождаются их немедленной оплатой благодаря отсрочке, предоставленной импортеру (заемщику) иностранным поставщиком (бенефициаром), при этом банк не предоставляет заемщику отсрочку для формирования покрытия по аккредитиву.

· Аккредитивы с платежом по предъявлении, т.е. когда исполняющий банк осуществляет платеж бенефициару немедленно по предоставлении документов, полностью соответствующих условиям аккредитива, без предоставления банку или заемщику отсрочки платежа.

Открытие аккредитива осуществляется при условии наличия на счете покрытия по аккредитиву средств в сумме открываемого аккредитива.

По кредитным средствам, направленным на формирование покрытия по аккредитиву, на период резервирования этого покрытия в банке устанавливается специальная процентная ставка, которая значительно ниже базовой процентной ставки по традиционным кредитам.

Банковские гарантии.

Банковская гарантия является одной из форм обеспечения предприятием выполнения своих обязательств перед контрагентом. Банком могут предоставляться основные виды банковских гарантий, принятые в российской и международной практике, в том числе:

· гарантия исполнения обязательств по договору (контракту);

· гарантия надлежащего исполнения контракта;

· гарантия выполнения гарантийных обязательств;

· гарантия возврата авансового платежа;

· тендерная гарантия;

· гарантии в пользу налоговых органов;

· гарантия исполнения обязательств по кредитному договору;

· гарантия встречного обеспечения;

· гарантия в пользу таможенного органа;

· контргарантия.

Обязательным условием выдачи банковской гарантии является предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств перед банком. В качестве обеспечения по гарантии принимаются те же виды обеспечения, что и по коммерческим кредитам.

Процедура выдачи банковской гарантии аналогична предоставлению кредита. Срок действия гарантии устанавливается в зависимости от сроков исполнения обязательств по договору, на котором она основана.

Базовые кредитные инструменты:

Стандартный кредит.

Предоставляется разовым зачислением денежных средств на счет заемщика. Погашение осуществляется единовременно либо согласно графику погашения. Наиболее удобен для осуществления разовой сделки за счет кредитных средств банка.

Невозобновляемая кредитная линия.

Предусматривает возможность использования кредитных ресурсов частями в течение длительного периода времени, при этом погашенная часть кредита не увеличивает свободный лимит кредитования.

· этот вид кредита удобен клиентам для осуществления различных платежей, связанных с одним контрактом или партией товара (например, для оплаты таможенной очистки, перевалки, транспортировки и прочих расходов), а также клиентам, осуществляющим регулярные финансово-хозяйственные операции.

· пакет документов на рассмотрение вопроса о выдаче кредита предоставляется в банк один раз. В течение срока действия договора заемщик может неоднократно получать кредиты в рамках кредитной линии, предъявляя в банк при этом только платежные документы;

· процедура выдачи кредита в рамках невозобновляемой кредитной линии ни по срокам, ни по объему оформления документов не отличается от оформления стандартного кредита;

· возможно предоставление кредитных ресурсов в денежном и вексельном выражении;

· возможно увеличение лимита кредитования посредством поэтапного оформления обеспечения.

Возобновляемая кредитная линия.

Устанавливает лимит задолженности, в пределах которого может многократно производиться предоставление кредитных средств, при этом погашенная часть кредита увеличивает свободный лимит кредитования.

· данный кредитный инструмент удобен для финансирования регулярных финансово-хозяйственных операций, направленных на покрытие общего разрыва в платежном обороте;

· пакет документов на рассмотрение вопроса о выдаче кредита предоставляется в банк один раз. В течение срока действия договора заемщик может неоднократно получать кредиты в рамках кредитной линии, предъявляя в банк при этом только платежные документы;

· установление лимита остатка задолженности и отсутствие ограничений объема кредитования позволяет заемщику воспользоваться кредитом в объеме, многократно превышающем установленный лимит задолженности. При этом заемщик предоставляет обеспечение только на сумму установленного лимита задолженности и начисленных на него процентов;

· данный режим кредитования позволяет экономить на уплате процентов банку, поскольку клиент может погашать задолженность, если нет необходимости в использовании полного лимита кредитования, и выбирать вновь кредитные ресурсы, не оформляя новый кредит;

· возможно предоставление кредитных ресурсов в денежном и вексельном выражении;

· возможно увеличение лимита кредитования посредством поэтапного оформления обеспечения.

Рамочная кредитная линия.

Предоставление денежных средств осуществляется в пределах установленного лимита кредитования (лимита задолженности) путем оформления отдельных кредитных договоров (стандартных кредитов и договоров об открытии кредитной линии). Рамочные кредитные линии имеют возобновляемый режим - частичное погашение задолженности увеличивает свободный лимит кредитования.

· данный режим кредитования целесообразно использовать для оплаты отдельных поставок товаров в рамках контрактов, реализуемых заемщиком в течение определенного периода, а также финансирования этапов осуществления затрат, связанных с реализацией целевых программ заемщика;

· по рамочной кредитной линии заемщик может предоставлять обеспечение единовременно либо поэтапно;

· данный кредитный инструмент удобен, если у заемщика недостаточно залогового обеспечения сразу на полную требуемую сумму кредита;

· данный режим кредитования позволяет постепенно увеличивать лимит общего кредитования посредством заключения новых договоров в пределах рамочной кредитной линии;

· данный режим кредитования позволяет продлить общий срок кредитования посредством заключения новых договоров по мере закрытия предшествующих в пределах одной рамочной кредитной линии;

· возможно предоставление кредитных ресурсов в денежном и вексельном выражении.

6. ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В СБЕРБАНКЕ РОССИИ.

6.1.Содержание и состав услуг Северо-Кавказского банка Сбербанка России на рынке ценных бумаг

Северо-Кавказский банк Сбербанка России предлагает клиентам – населению и юридическим лицам – брокерское и депозитарное обслуживание на организованном рынке ценных бумаг, а также услуги по доверительному управлению и андеррайтингу.

В последние годы всё большее распространение как способ получения крупных сумм финансирования на длительные сроки находит выпуск государственных, муниципальных и корпоративных облигаций. Рынок корпоративных облигаций с момента своего зарождения демонстрирует стремительное развитие: растут объемы, количество эмитентов и эмиссий. За 2006 год на облигационном рынке компаниями привлечено почти 480 млрд. рублей. Между тем, в 2005 году данный показатель составлял 270 млрд. рублей, а в 2004 году - лишь 142,5 млрд. Как известно, по сравнению с банковскими кредитами и займами, выпуск облигаций обеспечивает эмитентам заметные преимущества. Среди них можно выделить длительные сроки привлечения средств, более низкую стоимость заимствований, а также отсутствие необходимости ежемесячной выплаты процентов, независимость от кредиторов из-за аккумулирования денежных средств значительного числа инвесторов.

Северо-Кавказский банк предлагает полный перечень услуг по организации выпуска и обращения рублевых облигаций, который предусматривает участие банка на всех этапах существования облигационного займа, начиная с принятия решения о выпуске и до его погашения. При этом специалисты банка оказывают следующие услуги:

· проводят предварительные маркетинговые исследования рынка облигационных займов аналогичных предприятий;

· оказывают содействие в разработке структуры займа и определении оптимальных параметров выпуска облигаций;

· помогают компании-эмитенту в подготовке документов, необходимых для государственной регистрации выпуска, а также в прохождении самой процедуры регистрации;

· совместно с клиентом составляют информационный меморандум для рассылки его потенциальным приобретателям облигаций;

· организацию и размещение (андеррайтинг) ценных бумаг через организаторов торговли, а также на внебиржевом рынке.

Комиссионные, выплачиваемые эмитентом посредникам за размещение облигационного займа, составляют в среднем от 0,2 до 0,8% от номинальной стоимости выпуска. При этом совмещение банком нескольких функций может снизить расходы эмитента на оплату услуг по организации и размещению облигаций. Минимальный объем эмиссии облигаций, оправдывающий расходы на организацию самого выпуска - 300 млн. руб.

Услугой доверительного управления активами могут воспользоваться как корпоративные клиенты, так и частные лица. При этом все доходы, полученные от доверительного управления активами инвестора (учредителя доверительного управления), также как и сами активы, в течение всего периода управления находятся в собственности клиента. Размер вознаграждения банка зависит от результатов доверительного управления и определяется как процент от величины полученного дохода, поэтому интересы клиента и банка совпадают: они заключаются в наибольшем приросте рыночной стоимости активов, находящихся в доверительном управлении.

В доверительное управление принимаются как денежные средства, так и ценные бумаги, допущенные к обращению на двух российских биржах - ММВБ и РТС. Минимальная сумма инвестиций должна составлять не менее 5 млн. руб. Срок действия Договора доверительного управления определяется в ходе переговоров с Учредителем.

Преимущества услуги доверительного управления, предоставляемой Сбербанком России:

· создание индивидуального портфеля ценных бумаг для каждого инвестора;

· возможность выбора любой стратегии и установления условий для ограничения риска в соответствии с интересами клиента;

· возможность зарабатывать как при росте, так и при снижении котировок ценных бумаг;

· информационная прозрачность и конфиденциальность операций.

Следует отметить, что услуги по андеррайтингу и доверительному управлению Северо-Кавказский банк осуществляет посредством заключения договоров с клиентами и предоставления им отчетов, а все операции проводит центральный аппарат Сбербанка. А услуги по брокерскому и депозитарному обслуживанию Северо-Кавказский банк осуществляет более самостоятельно. В целом данные виды обслуживания мы рассмотрели в первой главе.

Депозитарные услуги Северо-Кавказского Банка:

· открытие и ведение счетов депо, учет ценных бумаг;

· прием на депозитарное хранение документарных ценных бумаг;

· прием перевода, перевод ценных бумаг через систему корреспондентских отношений с расчетными и банковскими депозитариями, реестродержателями;

· проведение операций по счетам депо, связанных с торговлей ценными бумагами на ММВБ и других торговых площадках;

· поставка ценных бумаг по схеме «поставка против платежа» - форма расчетов при покупке или продаже ценных бумаг, когда банк гарантирует поставку ценных бумаг только после перечисления денег и наоборот;

· погашение купонов ценных бумаг и самих ценных бумаг;

· корпоративные операции с ценными бумагами (дробление, консолидация, конвертация и др.);

· получение и перечисление депонентам доходов по ценным бумагам;

· содействие владельцам в реализации прав по ценным бумагам.

Стандартная процедура брокерского обслуживания, выполняемая банком и инвестором при исполнении заявок на совершение сделок купли-продажи, состоит из следующих основных этапов:

· подача инвестором заявок на сделки;

· прием банком заявок на сделки, включая проверку полномочий лица, подавшего и/или подписавшего заявку от имени инвестора, и контроль обеспеченности заявок;

· ввод банком принятых заявок инвестора в торговую систему для их исполнения;

· ведение банком в ходе торговой сессии позиции инвестора (с учетом удержания с инвестора комиссионного вознаграждения банка и комиссионного сбора уполномоченных организаций торговой системы);

· подготовка и предоставление банком отчетности инвестору о заключенных сделках и позиции инвестора по результатам торговой сессии.

Банком предусматриваются следующие режимы организации исполнения заявок инвестора: режим предварительной подачи (режим РПП) и режим реального времени (режим РРВ), который доступен только VIP-клиентам с объемом денежных средств 1000000 рублей.

Режим РПП предполагает:

клиент должен подать заявку в письменном виде по месту обслуживания формуляр данной заявки

уполномоченное лицо банка передает заявку в бэк-офис, который проверяет возможность ее осуществления (наличие денежных средств или ценных бумаг на счете клиента);

бэк-офис передает заявку трейдеру для ввода в торговую систему.

Режим РРВ предполагает:

клиент напрямую звонит по телефону трейдеру отдела и в устной форме озвучивает параметры заявки указанные

трейдер выставляет заявку в торговую систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я проходила практику в течение 3-х недель в Отделе операционного обслуживания юридических лиц.

В начале практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, необходимой для работы в Отделе операционного обслуживания юридических лиц:

1. Правила банка России № 205-П от 05.12.2002 « Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;

2. Положение Банка России № 2-П от 03.10.2002 «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;

3. Положение Сбербанка России № 662-р от 14.12.2000 «Об Операционном управлении центрального аппарата Сбербанка России»;

4. Правила Сбербанка России № 304-2-р от 04.11.2000 «Правила документооборота и технология обработки учетной информации в Сбербанке России»;

5. Положение Сбербанка России № 355-3-р от 27.03.2002 «О проведении межфилиальных расчетов в Сбербанке России»;

6. Правила Сбербанка России № 881-2-р от 13 03.2003 «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

7. Порядок № 814-3-р от 14.04.2004 «Порядок открытия, закрытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами».

Именно на практике в Сбербанке мне довелось сопоставить теоретические основы и знания с практической деятельностью.

Я ознакомилась со всеми формами безналичных расчетов и работала со следующими расчетными документами: платежными поручениями, чеками, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, платежными ордерами и мемориальными ордерами.

В Операционном отделе обслуживания юридических лиц Операционного управления Сбербанка существует 2 системы работы с платежными поручениями:

· через компьютерную систему АС «Клиент-Сбербанк»;

· получение документов непосредственно от клиентов.

В первом случае, полученные расчетные документы разделяют на 2 стопки, одна из которых – для возврата плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению, а вторая – используется в банке для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка. Далее необходимо проверить наличие этих документов во внутрибанковской рабочей программе АБС «Гамма РКО», сверить номера расчетных счетов, БИКов, наименования получателя, отправителя, банка получателя, сумму, вид платежа (электронно, клиринг, внутренний, почтой…) и т.д. и при полном соответствии реквизитов провести документы.

Во втором случае документы поступают в количестве четырех экземпляров, со всеми росписями и оттисками печати. Их надо сканировать (копировать) в АБС «Гамма РКО», далее проверить правильность заполнения реквизитов и другие обязательные процедуры и провести, а экземпляры отправляются так:

1-й – остается в банке для списания;

2-й и 3-й – отсылаются в банк получателя

4-й – возвращается плательщику со штампом, удостоверяя проведение операции по счету.

Если на счете клиента не достаточно средств для списания, то платежное поручение помещают в картотеку №2 и производится оповещение плательщика о недостаточности средств на счете.

Существует картотека №1, куда помещаются, например, платежные требования (расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк). Они бывают с акцептом (разрешением) и без акцепта (без разрешения) плательщика на списание требуемой суммы со счета.

Если в графе на бланке платежного требования не указан срок акцепта (он может быть -5,10,15 рабочих дней), то документ помещается в картотеку расчетных документов №1 на пять рабочих дней и там они ожидают акцепта плательщика (или соответственно отказа от акцепта).

После проводки платежных поручений я составляла Реестры проведенных документов в валюте Российской Федерации, где отражены в сводном списке все проведенные расчетные документы (с указанием в том числе индивидуального номера операциониста и номера пачки), а если в иностранной валюте - Справки о проведенных документах в валюте. Реестры передаются на контроль и далее непосредственно в Управление учета и контроля розничных операций.

Так как в соответствии с услугами банка возможно предоставление справок по счету (по запросу клиента), предоставление выписки о текущих операциях по счету, предоставление дубликата выписки по счету, предоставление дубликата платежного документа по запросу клиента, а так же исполнение валютного контроля, уточнения реквизитов и т.д., то соответственно Сбербанк взыскивает комиссионное вознаграждение, которое оформляется мемориальным ордером.

К процессе знакомства с документооборотом отдела я каждый день регистрировала платежные требования в специальном журнале регистрации платежных требований, где указывала дату составления требования, № счета плательщика, наименование получателя и суммы. Так же в другом специальном журнале я регистрировала инкассовые поручения, но их фиксирование требовало подписи курирующего определенную организацию контролера.

Работа на самом деле оказалась очень трудоемкой и породила много вопросов с моей стороны к руководителю и операционистам Отдела и помогла разобраться в тонкостях документооборота.

Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомилась с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомилась с компьютерными рабочими программами Сбербанка России и приобрела навыки работы с его внутренней документацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Российская Федерация. Законы. Государственная дума. О рынке ценных бумаг, от 22.04.1998г, №39-ФЗ с изм., внесенными федер. Законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

2. Российская Федерация. Законы. Государственная дума. О Центральном Банке РФ ( Банке России), от 10.07.2002 №86-ФЗ.

3. Сберегательный банк Российской Федерации. Устав. Устав акционерного коммерческого банка СБ РФ, в новой редакции от 26.09.96.

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 №17-ФЗ.

5. Официальный сайт Сбербанка России [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www.sbrf.ru/

6. Официальный сайт Северо-Кавказского Банка Сбербанка России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http//www.stb.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ.