Реферат: Мавзолей А. Яссауи

Название: Мавзолей А. Яссауи
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

В стратегическом плане «Казахстан 2030» президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул тему развития туризма в стране. Это сфера услуг станет приоритетным направлением в достижении цели данного плана. И поэтому мы, как будущие специалисты в сфере туризма должны уделять особое значение этому документу.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Каждое туристское предприятие в своем арсенале должно иметь несколько видов экскурсий: тематические или же обзорные, для того чтобы познакомить туристов с местными достопримечательностями, обычаями и традициями.

Курсовая работа по дисциплине «Экскурсоведение» предусматривает разработку мной индивидуального маршрута по Мавзолею Ходжа Ахмеда Яссауи. Для составления данной экскурсии я использовала материалы из национальной библиотеки, с различных сайтов сети Интернет, периодических изданий журналов и газет.

Цель данной экскурсии – воспитать у молодежи любовь к городу и расширить культурный кругозор студентам, так как моя экскурсия рассчитана именно на такую аудиторию. Задачами же являются ознакомить экскурсантов с главными достопримечательностями, архитектурой и культурно-историческими памятниками города.

Туркестан - наше прошлое, живущее в настоящем. Туркестан - место проповеднической деятельности суфия Ходжи Ахмеда Яссауи, политический центр Казахского ханства, торговый и культурный центр на стыке степных просторов и региона древних земледельческих культур и вторая Мекка. Средневековый Туркестан пережил бурную историю, в которой были периоды взлета и упадка. Он впитал в себя различные в своих истоках культурные традиции. Дата основания Туркестана - 490 год, V в.н.э. - никому пока неведомая деревушка Лютеция - будущий Париж, рыбацкое поселение на Темзе - Лондиний. До основания Москвы остается еще 658 лет, открытия Колумбом Нового Света -1002 года.

1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУСОВЕДЕНИЯ

1.1 Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.

Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни город (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковье» и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов , как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

— показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

— наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

— переезд или переход между объектами не должен занимать 10 — 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

— наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКСКУРСИИ «По Мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи»

2.1 Титульный лист экскурсии «По Мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи»

Утверждаю

Директор ТОО « KZ Travel»

25.04.2009г.

Экскурсия «По Мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи»

Вид : пешеходный

Продолжительность : 1,5 ч

Протяженность маршрута : 1,3км

Состав экскурсантов : студенты

Цель экскурсии : воспитать у молодежи любовь к городу, расширить культурный кругозор экскурсантов

Задача экскурсии : ознакомление с историей мавзолея, показать архитектуру и культурно-исторические памятники объекты мавзолея

Маршрут экскурсии : Казандык- Кабырхана - Малая мечеть- Большой и Малый аксараи- Китапхана- Кудукхана- Асхана

Составитель разработки:

Менеджер туристской фирмы «KZ Travel»

Дата составления

20.04.2009г

2.2 Схема маршрута экскурсии «По Мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи»

СХЕМА

2.3 Вступление к экскурсии «По Мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи»

Здравствуйте, дорогие студенты! Вас приветствует туристская фирма KZ Travel и ее сотрудники, я – Ваш экскурсовод.

Вы наверняка согласитесь с мнением, что Туркестан является местом паломничества туристов всего мира, прибывающих, чтобы увидеть непревзойденный шедевр средневековой архитектуры - мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. С историей Туркестана тесно переплеталась судьба двух cредневековых городов Южного Казахстана - Шавгара и Ясы, бывших в определенные исторические периоды административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался Туркестан до VI в.). В период VI - XI вв. Шавгару подчинялись мелкие города и поселения, в число которых входил Ясы. В XI в. Шавгар приходит в упадок, а в XII в. окончательно запустевает. Центром округи становится Ясы. Наибольшего расцвета Ясы достиг в XII в. В ту пору город был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна, находясь на Великом Шелковом пути. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. Именно тогда о Ясах начинают говорить как о второй Мекке. С XII в. он известен как столица округа (вилайета) Шавгар, до XVI в. - административный центр среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, чагатаидов, тимуридов, шейбанидов. С XVI в. Город известен под современным названием – Туркестан.

А знаете ли Вы что,в мусульманском мире Мавзолей Ходжи Ахмеда считается как вторая Мекка?

Из 802 памятников истории и культуры Южной Казахстанской области: 528 принадлежат памятникам археологии, 42 - к историческим памятникам, 226-к архитектурным памятникам.

Наиболее монументальные памятники архитектуры расположены в городе Туркестане, в 2000 год праздновалась его 1500 годовщина. Здесь на границе XIV-XV вв. после того, как по заказу эмира Тимура, известного в истории как Тамерлан, был установлен огромный мавзолей на могиле святого суфия шейха Ходжы Ахмеда Яссауи, известного в Средней Азии.
Интереснейший факт: высота огромного здания, которое пережило много исторических бедствий, и было открыто недавно после восстановления, приблизительно 40 метров. Его центральный зал - закрытое место резиденция Казахских ханов, открыт специфический музей - пантеон. Жемчугом этого музея является - Тай Казан самая большая по всему восточному мусульманскому миру – чаша для воды. Она была сделана из сплава семи металлов.

Наш маршрут составит 2 астрономических часа. Во время экскурсии мы осмотрим и ознакомимся с такими объектами и помещениями мавзолея, как казандык, кабырхана- усыпальница Ходжа Ахмеда Яссауи, малая мечеть, дворцовые залы- большой и малый аксараи, библиотека, хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана),жилые помещения (худжры) и другие.

Хотелось бы упомянуть о правилах поведения и безопасности при передвижении группы по намеченному маршруту. Дорогие ребята, старайтесь сильно не отставать и не убегать вперед экскурсионной группы. Ведь вы не услышите или прослушаете такие интересные факты и рассказы об истории этой улицы и города в целом. Если возникнут проблемы или вопросы, обращайтесь ко мне, я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Итак, начнем нашу экскурсию!

2.5. Заключение экскурсии «По Мавзолею Ходжа Ахмеда Яссауи»

Итак, наша прогулка завершается. Моей задачей было ознакомить Вас с сердцем города, жемчужинами данной местности. И я надеюсь, что выполнила свою миссию. Вы не только увидели прежние места по-новому, Вы еще и пополнили свои знания о городе. Вы, как будущее нашего Казахстана, должны любить и сохранять наши святые места.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи - непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Изящная обстановка хранилища и красочная черепичная мозаика захватывают воображение.

Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения. Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы. Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность.

Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура.
Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.

В настоящее время Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи является второй Меккой и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если у Вас возникли соответствующие по теме вопросы, я с удовольствием отвечу на них.

Мне было очень интересно работать с Вами. Спасибо Вам за внимание!

До скорых встреч, дорогие друзья!

2.6. Контрольный текст

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестан на юге Казахстана - удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов. Включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО(Рисунок1).

Рисунок1-Комплекс мавзолея АхметаЯссауи-выдающийся памятник средневекового зодчеств

Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает из Ясы. Так в древности назывался город Туркестан.Весь городской центр - является исторической и культурной резервацией Азрет - султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, он включает в себя, средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей великой - внучки Тимура Рабии - Султан Бегим и другие памятники, среди которых чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - основатель суфизма, мыслитель, поэт, проповедник Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Отец - Ибрахим ибн Махмуд - был, как отмечал Ахмет Яссауи в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб (Сайрам). Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстанбаба. Становление Ахмета Яссауи как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересуется поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Юсуфа Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет Яссауи возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстанбабы. Здесь он основал суфийский орден "Яссауи". Ахмет Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему тюркский язык был введен в литературный обиход(Рисунок2)[8].

Народные проповедники, именуемые "баба", распространяли учение Яссауи в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в районе Волги, Хорасане и т.д. Яссауи определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистеким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа.Благодаря Ахмету, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.

Его последователем стал сын Арыстанбабы Мансур. К нему шло большое количество поклонников и паломников. После 63 лет он до конца жизни прожил в подземелье. Эго Яссауи объяснил таким образом: "Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком". Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - до 85 лет. Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. (Тогда дата его рождения - 1041 г.).Проповедуя идеи суфизма, Ахмет Яссауи сам твердо следовал им, жил в бедности. Нравственный авторитет Ахмета Яссауи был высок как среди населения сырдарьинских степей, так и далеко за их пределами. После смерти Ахмета Яссауи вокруг его имени стали создаваться легенды, могила стала местом паломничества[1].

Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ахмета Яссауи на месте небольшого надмогильного сооружения, очевидно, пришедшего в ветхость, был построен один из выдающихся памятников мирового зодчества, который вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО.

В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи был возведен архитектурный памятник. По этому поводу есть местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея, сильная буря снесла их. После вторичного возведения история повторилась. После чего во сне Тимуру является старик, который дает совет возвести сначала мазар Арыстанбабы, как учителю и наставнику Ахмета. Эмир Тимур поступил так, как сказал старик. После чего приступил к задуманному. О значимости Арыстанбабы свидетельствует обычай, по которому паломники должны были обязательно провести ночь в Отраре у Арыстанбабы, где имелись специальные домики, чайхана, а потом только могли прийти к Ахмету Яссауи.

Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.

В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей.

Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана... – да продлит аллах его повеления на века!»

Указания Тимура осуществлялись неукоснительно. По преданиям, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства.

Мавзолей Ахмета Яссауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов - казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5 м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков.

Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.

Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии[3].

До наших дней сохранились деревянные консоли для лесов времен Абдулла-хана, под самым замком арки некогда висел шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для покрытия ремонтных расходов в случае разрушения мавзолея

В XIX веке в оборонительных целях, по указанию Кокандского хана, в то время владевшего Туркестаном, были сделаны грубые крепостные зубцы на минаретах н на портале, весь мавзолей с прилегающими участками был обнесен крепостной стеной из сырцового кирпича и превращен в крепость.

Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика.

Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики.

Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмета Яссауи.

Плоскости этого и боковых (западного и восточного) фасадов облицованы глазурованными кирпичами, поставленными на ребро. Геометрический орнамент (гири) выложен синими плитками и четко выделяется. Световые проемы, обрамленные тонкими прямоугольными рамками, органично вписываются в композицию фасадов.

Верхнюю часть стен всех фасадов, кроме главного южного, на высоте 13 метров венчает эпиграфический фриз шириной 2,5 метра. На фризе выдержки из шестой суры корана.

Цокольная часть здания облицована каменными пятигранными плитками, между которыми вставлены цветные майоликовые плитки, образующие звездчатый узор.

Творческий принцип зодчих, создавших этот памятник, основывался на единстве архитектурных и конструктивных форм и декоративного решения. В отдельных помещениях декор усилен сталактитами, наборной мозаикой и настенной живописью.

Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комлпексе зала – казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Казандык – парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности[2].

В центре зала находится ритуальный котел Тайказан, отлитый, по преданиям, из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. По преданию, испив из тай-казана, каждый паломник полагал, что очистился от скверны(Рисунок3).

Рисунок3- Котел

Казан аккуратно и плотно закрыт пленкой, так как одно время среди посетителей возник обычай бросать в него денежные пожертвования, что, по мнению служителей, не было правильным "ни исторически, ни политически".

Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2,2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется.

Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года этот котел экспонировался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тайказан был возвращен государству.

В этом помещении установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник – также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера – Изуддин ибн Таджундин и год изготовления -1937[4].

Высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и филигранностью исполнения отличаются деревянные резные двери, ведущие в казандык, и двери Кабырханы, инкрустированные ценными породами дерева, которая расположена за казандыком и зиаратханой – местом совершения поминальной молитвы напротив главного входа по продольной оси здания. Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зеленым орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.

Малая мечеть ( место для молитв) также чрезвычайно интересное архитектурное сооружение — это продолговатый зал, имеющий в стенах четыре ниши, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с шестнадцатью окнами на барабане [7]. В плане — это крестообразное помещение. Попасть сюда можно из казандыка через коридор Джульбарс-хана. От причудливых сталактитов плафона мечети нависают у нижней части плоскости несущих арок шесть угловых выступов, напоминающих в плане шестиконечную звезду. Панели мечети выложены голубыми шестигранными глазурованными плитками, на западной стороне мечети помещен уникальный мозаичный михраб размером 3,5x2,5 м, приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке. Михраб придает помещению мечети особую нарядность. Поверхности его стен украшены мозаикой и майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Сам михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой, и эта ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульх». Местами сохранились остатки примененного для росписи золота. Вся плоскость прямоугольной рамы обильно украшена растительным орнаментом. Богослужение в этой мечети происходило по пятницам. Сидя на коврах, кошмах и циновках, обступив тесным кольцом михраб, местные дервиши ордена накш-бендиев по окончании джума-намаза в полдень исполняли «Зикр», громко выкрикивая слова: «Он (т. е. бог) живой!» А ученики, стоявшие за дервишами, распевали стихи из «Хикмата» Ахмеда Ясави. Звуки большого хора были слышны далеко за пределами мавзолея.

С особой изысканностью отделан интерьер мечети. Широкие ниши, перекрытые стрельчатыми арками, декорированы ганчевыми сталактитами. Ниже сталактитов – геометрический орнамент (гирих), плетение которого образует шестиконечные звезды. Панель мечети выложена синими и темно-зелеными майоликовыми плитками(Рисунок4).

Рисунок4- Малая мечеть

Михраб (ниша мечети, обращенная на Мекку) представляет собой углубленную нишу, обрамленную прямоугольной рамкой. На плоскости рамки изречения из корана на фоне растительного орнамента, выполненного в технике резной наборной мозаики с преобладанием сине-фиолетового цвета.

В отделке тимпана михраба применена позолота. Орнаментальное богатство этой части памятника дает представление о характере декора в величественной архитектуре эпохи Тимура. Вход в мечеть – из коридора, идущего вдоль северной стороны казандыка. Доступ в это помещение также был ограничен[6].

Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI-XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.

Малый Аксарай – помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее – 1917 года.

Большой Аксарай - это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень великого правителя Аблай Хана, умершего в 1781 году.

Библиотека примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство. Документы и деловые бумаги, сохранившиеся до наших дней, отражают историю Туркестана XIV – XV вв. Среди книг, дошедших до нас, особый интерес представляет собой два Корана, относящихся к XII веку, с золотым тиснением и орнаментированные росписями. Здесь же хранились уникальные издания произведений восточных авторов, в том числе самого Ахмеда Яссави, которые в наше время переданы в редкие фонды Академии наук РК и Национальной библиотеки Казахстана[5].

Колодезная и кухня расположены в портальной части памятника.

Название зала – «асхана» связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Это помещение получило своё название от колодца (кудук)- «кудукхана», который здесь находится. Предполагают, что колодец вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; но есть и другие версии: колодец вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахстана в XVIII в. Поднятую из этого колодца воду считали священной, ею наполняли Тай-казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

Из четырех величественных памятников эпохи Тимура сохранилось только здание мавзолея Ахмета Яссауи в Туркестане, а остальные Ак сарай и Доруссиадат (усыпальница Тимуридов) в Шахрисябзе, мечеть Биби-ханым в Самарканде – превратились в руины.

Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Яссауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV- начале XV веков. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры(Рисунок7).

Рисунок7-Мавзолей Х. А. Яссауи - мерило нравственности

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи также таит в себе множество неразгаданных до сих пор загадок. Одна из них - это происхождение необычного золотого сияния от одной из стен мавзолея. Сама стена покрыта сине-голубой мозаикой,как подтвердили современные архитекторы и реставраторы, никаких золотых или позолоченных вкраплений на ней нет.

В XVI—XIX веках город Туркестан являлся резиденцией казахских ханов.

В 1864 году, при взятии города Туркестана царскими войсками под предводительством генерала Черняева, полковник Веревкин обстрелял мавзолей Ахмеда Ясави, где укрывались защитники. По мавзолею было произведено несколько орудийных выстрелов, которые оставили одиннадцать пробоин.

В 1898 году был разобран мавзолей Рабии Султан-бегим, и кирпичи его использовали на казенные постройки.

Инициаторами изучения архитектурных памятников Востока выступили представители передовой русской интеллигенции: историки, археологи, архитекторы и востоковеды.

В 1871—72 гг. А. Куном был составлен «Туркестанский альбом» фотографий в 7 экземплярах. В этот же период под воздействием мировой общественности некоторый интерес к комплексу проявляют и царские власти России. В 1872 году расчистили территорию мавзолея от накопившегося веками мусора и кирпичей. В 1884 году царское правительство ассигновало на ремонт мавзолея огромную по тому времени сумму—15 тысяч рублей. Однако средства попали в руки людей, совершенно не заинтересованных в этом деле. Во всяком случае, произведенный ремонт не послужил делу сохранения уникального исторического памятника. В ходе ремонта были забелены первоначальные росписи темперой [11], в больших масштабах были убраны изразцовые плитки мозаичной панели казандыка и т. д.

В 1886—87 гг. в целях укрепления оседавшего северо-западного угла здания были подведены четыре массивных контрфорса. Особенно ценно, что в ходе ремонтных работ архитекторами и инженерами были составлены подробные чертежи различных архитектурных деталей и составлен план мавзолея. Позже историки начали изучать эпиграфику. Все надписи мечети были переведены П. Н. Ахмеровым на основании копий с надписей, выполненных в 1894 году Ходжа Казиевым и присланных в 1895 году в распоряжение общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. К сожалению, перевод П. Н. Ахмерова грешит большими неточностями.

В 1906 г. Русским комитетом по изучению Средней Азии под руководством Н. И. Веселовского была организована экспедиция в Туркестан для снятия планов и зарисовок в красках.

В 1907 г. была предпринята попытка привлечь мусульманские массы к добровольным пожертвованиям на ремонт мавзолея Ахмеда Ясави, но реставрация проведена была несущественная, хотя и были собраны значительные средства.

В 1910 году в Туркестане был образован специальный комитет по сбору пожертвований на ремонт мавзолея под контролем местной русской администрации. На собранные шейхами мавзолея 12000 рублей был произведен небольшой ремонт кровли и части стен.

Большая забота о ремонте и реставрации архитектурного комплекса была проявлена с первых же дней установления Советской власти в Казахстане. В 1922 году организовали авторитетную комиссию, которая осмотрела мавзолей и составила акт-протокол. В 1923 году ЦИК Советов и Совнарком Туркестанской республики приняли постановление о необходимости охраны, изучения и реставрации исторических памятников Туркестана. В 1925 году мавзолей обмерили, засняли и изучили архитектор М. М. Логвинов и профессор Б. П. Денике.

В 1928 году было произведено археологическо-топографическое обследование Туркестана М. Е. Массоном и М. Мирдиазовым. Значительно отремонтировали нижнюю часть стен некоторых помещений внутри здания и перекрыли куполом помещение с колодцем.

Впервые подводка фундамента осуществлялась в 1928 году. Фундаменты под стены мечети (1938 г.) подведены на ганчевом растворе Б. Н. Засыпкиным, а последующие подводки осуществлялись на цементном растворе как менее гигроскопическом материале.

В 1938 году, согласно постановлению СНК. КазССР было организовано прорабство, которое также вело некоторые ремонтные и восстановительные работы. Консультантом стал Б. Н. Засыпкин.

В 1938 году студенты архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств под руководством профессора А. Бакланова произвели обмер и зарисовку сталактитовых украшений, оформляющих внутреннюю поверхность купола, составили чертежи разрезов здания. С 1945 года учет, охрана, изучение и реставрация архитектурных памятников на территории Казахской ССР, согласно решению правительства, отошли в ведение Республиканского управления по делам архитектуры при Совете Министров Казахской ССР, по поручению которого в 1951 —1957 годах проводились серьезные реставрационные работы силами специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя Узбекской ССР на договорных началах.

В 1951 — 1954 годах научное руководство возглавлял Н. Засыпкин, с 1955 по 1957 годы — ученый совет этой мастерской. В это время продолжали подводить фундаменты на цементном растворе, реставрировали фасады здания по проектам архитекторов В. Филимонова, П. Плетнева, Т. Карумидзе. Облицовка четверика и восьмерика купола казандыка была выполнена под руководством архитектора Т. Карумидзе. В 1954 году понизили уровень земли вокруг памятника до древней отметки. Местами толщина культурного слоя была равна двум, двум с половиной метрам. На основании остатков первичной каменной панели ее реконструировали по всем фасадам. В эти годы реставрировали малые купола. В 1953 году были составлены чертежи планов I и II этажей и крыши архитекторами М. Абдуллаевым, В. Железняковым, А. Хусаиновым, Е. Осиповым.

В 1956—1958 гг. архитекторами И. Усманходжаевым, С. Неумывакиным, В. Ловкачевым и Л. Маньковской проводились уточненные обмеры и были выполнены чертежи разрезов памятника по всем помещениям.

В 1960 году реставрационные работы возобновились силами Госстроя Казахской ССР.

В 1966 году решением Совета Министров Казахской ССР была создана республиканская научно-реставрационная мастерская при Министерстве культуры Казахской ССР, которая и продолжает реставрационные работы по настоящее время [12].

Нужно отметить, что все ранее проведенные реставрационные работы, несмотря на их своевременность и важность, не имели строго разработанного историко-культурного плана. Достаточно сказать, что в ходе планировочных земляных работ был уничтожен и сильно поврежден целый ряд интересных памятников, которые создавали подлинную историческую атмосферу и ту пространственную среду, в которой протекала сложная жизнь мавзолея. Невнимание к так называемым второстепенным памятникам, в число которых входят небольшие по сравнению с комплексом Ахмеда Ясави мавзолеи и культовые сооружения, а также традиционная жилая застройка, привело к тому, что, потеряв значительную часть своего окружения, он лишился масштабного ориентира и выглядит сейчас одиноким сооружением.

Ошибки такого рода, многие из которых непоправимы, учитываются в ходе нынешних работ по созданию историко-архитектурного комплекса вокруг памятника Ахмеда Ясави. Большую роль в этом сыграло постановление Совета Министров Казахской ССР по вопросу реставрации памятника, принятое в 1972 году.

Выделяются значительные средства для воссоздания подлинного облика всего комплекса мавзолея. Реставрационные работы на комплексе включают благоустройство территории охранной зоны с учетом исторических, архитектурных и археологических проблем. Эту работу успешно осуществляют архитекторы-реставраторы и археологи Казахстана, используя созданную на месте производственную базу и национальные кадры реставраторов.

Объекты, которые входят в охранную зону, обнаруженные в последние годы и ранее не известные науке, вернут картину грандиозного и сложного комплекса, существовавшего в центре древнего города Туркестана. В числе их мавзолей Рабии Султан-бегим, мавзолеи казахских ханов Есима и Аблая, средневековая баня, интересный полуподземный комплекс хильвета, классическая средневековая жилая усадьба — дом Шейх-Уль-ислама, остатки жилых и ремесленных построек XI—XIV веков и многие другие интересные объекты.

В 1975 году был выполнен и утвержден генеральный план охранной зоны памятника (площадь около 65 гектаров), включающей в себя территорию древних городищ Ясы и Куль-тюбе, средневекового города Туркестана. Безусловно, главным и прекраснейшим объектом охранной зоны является архитектурный комплекс Ахмеда Ясави [13].

В мусульманском мире Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи почитается как вторая Мекка[14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизировав полученные знания по дисциплине «Экскурсоведение», я подготовила технологические документы экскурсии.

Разработка маршрута экскурсии «По проспекту Абая» способствовала закреплению теоретических знаний. Для выполнения данной работы я находила дополнительные источники литературы, провела учебно-научное исследование. При составлении экскурсии сделала следующие выводы:

1. Для начала важно определить цели и задачи экскурсии;

2. От выбора названия зависит дальнейшее раскрытие темы экскурсии;

3. Отбор и изучение экскурсионных объектов заняло значительную часть моего времени. При отборе объектов я учитывала значение каждого из них для раскрытия избранной темы.

4. Отбор литературы и составление библиографии;

5. Составление маршрута экскурсии;

6. Следующим этапом является обход маршрута, где уточняются расположения объектов на пересечениях улиц и площадей, по которым проложен маршрут, места остановок группы, уточняется время экскурсии в целом и выбор лучших точек для осмотра объектов;

7. Подготовка контрольного текста, представляющий собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг объектов, которые надо осветить в экскурсии для полного раскрытия темы;

8. И, наконец, составление методической разработки – документа, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Москва, 2003г, с 5;

2. Нурпеисов М.М., Малиновская Е.Г., Проскурин В.Н. «Свод памятников истории и культуры города Алматы», Алматы, 2006 г.;

3. Маляр И. «Их именами улицы назвали», Алма-Ата, 1983 г.;

4. «Памятники истории и культуры Казахстана», Алма-Ата, 1988 г.;

5. Алма-Ата. Энциклопедия. Алма-Ата, 1983 г.;

6. Алма-Ата. Энциклопедия. Алма-Ата, 1996 г.;

7. Ердавлетов С.Р. «Достопримечательные места Казахстана», Алматы, 1988 г;

8. Маляр И., Фельф М. «Алма-Ата: 100 улиц, 1000 фактов», Алма-Ата, 1966 г;

9. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», 2003;

10. Ердавлетов С.Р. «Достопримечательные места Казахстана», Алматы, 1988;

11. Казахстан, Национальная энциклопедия, том 5 .Книга «Исторические личности»;

12. Национальная энциклопедия искусств,том 2, книга 1 «Искусство народов Средней Азии»;

13. «Памятники истории и культуры Казахстана», Алматы, 1988;

14. http://travel.hotline.kz

15. kazakhstan.orexca.com

16. www.google.kz

17. www.farsah.kz

18. w.w.w.myfoto.kz

19. http. foto.mail.ru

20. w.w.w.poedem.ru

21. http:/www.aif.kz

22. www.goldenbook.kz

23. http://www.almaty.freenet.kz;