Реферат: Основные требования, предъявляемые к учебным научным работам

Название: Основные требования, предъявляемые к учебным научным работам
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Способы написания текста……………………………………………………….4

Правила оформления научно-исследовательской работы……………………...6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованных источников…………………………………………...12

Введение

В современных условиях совершенствования российского законодательства, увеличения количества научной информации, быстрого обновления различных отраслей знаний серьезное значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. Но в этом направлении можно выделить определенный комплекс проблем, связанных с отсутствием модернизации способов проведения научных исследований.

Изучением и разработкой данной проблемы занимались ученые А.Я. Баскаков, И.Н. Кузнецов, А.А. Лудченко, Я.А. Лудченко, Г.И. Рузавин, Р.А. Сабитов, М.Ф. Шкляр.

Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей научно-исследовательской деятельности. При этом стоит отметить, что для достижения этой цели следует поставить задачи, в круг которых входит:

1) выявление основных признаков научного исследования;

2) составление классификации научных работ;

3) изучение сущности научного исследования.

При написании работы мной использовались такие методы познания, как анализ научных изданий, синтез и структуризация полученных знаний, а также их обобщение.

В структуру данной работы входят элементы, раскрывающие сущность и классификацию требований, предъявляемых к учебным научным работам.

Способы написания текста

Авторы научных работ применяют такие способы написания текста, как строго последовательный, целостный, выборочный[1] .

При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа вчерне, а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам[2] .

После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литературной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала. Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций. Литературная правка состоит в обработке произведения с точки

зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Р.А. Сабитов утверждает: «Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений. В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала: описательный, повествовательный или объяснительный»[3] .

Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки. К этому типу изложения прибегают, например, при анализе правовой нормы или составов правонарушений. Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление. Этот тип изложения может быть использован, например, при описании историко-правовых явлений, отдельных видов преступности. Объяснительный тип изложения применяется для объяснения тех или иных правовых установлений, доказывания или опровержения научных положений и выводов.


Правила оформления научно-исследовательской работы

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов:

1) титульного листа;

2) оглавления;

3) введения;

4) основной части;

5) заключения;

6) списка использованных источников.

Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включаю таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.[4]

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в начале либо в конце работы. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации. Обычно объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие юридической науки и учебного процесса в вузе. Объем заключения не должен превышать 5- 7% объема основного текста.

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.

Общие требования. Работа должны быть отпечатана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать работу через два межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.

Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата не более А2. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

левое - не менее 30 мм,

правое - не менее 10 мм,

верхнее - не менее 15 мм,

нижнее - не менее 20 мм[5] .

Шрифт машинки должен быть четким, лента — черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным способом или черной тушью, рукописным способом.

Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают сабзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит их двух предложений, из разделяют точкой. Абзацы в тексте равны пяти ударам пишущей машинки (15...17 мм).

Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами ("СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ", "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ"), должны служить заголовками соответствующих структурных частей отчета.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно трем- четырем интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается.

Каждый раздел следует начинать с новой страницы.

Нумерация. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист не включают в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номера проставляют в правом верхнем углу[6] .

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и должны обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например: "2.3." (третий подраздел второго раздела).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: "1.1.2" (второй пункт первого подраздела первого раздела).

Если работа состоит из двух или более частей (книг), то номер каждой части (книги) проставляют римскими цифрами. Номер части (книги) проставляют на титульном листе под указанием вида работы.

Ссылки в тексте на литературные источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников, выделенный двумя косыми чертами.

Список исполнителей. В список должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей (авторов работы), принимавших творческое участие в выполнении работы. Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих его страницах или в виде отдельной части (книги), располагая их в порядке появления ссылок в тексте[7] .


Заключение

Научное исследование – это сложная научная категория, сущность которой включает в себя множество квалификационных вариаций. Кроме того данный вид деятельности имеет ряд признаков и особенностей, наглядно демонстрирующих его качественное отличие от других видов. Особое внимание при рассмотрении научно-исследовательской деятельности стоит уделять многоуровневой реализации процесса получения знаний, способствующему более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Таким образом, главной формой осуществления развития науки является научное исследование, то есть изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Для дальнейшего успешного функционирования научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.


Список использованных источников

1) Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. - К.: МАУП, 2004. - 216 с.

2) Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.П. Иващенко. - М.: Дашков и К°, 2003. - 340 с.

3) Рузавин Г.И. Методы научного исследования. / Под ред. Л.Г. Князевой. - М.: Мысль, 1975. - 237 с.

4) Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. -Челябинск, 2002. - 138 с.

5) Шкляр М.Ф. Основы научных исследований.Учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2009. - 244 с.

6) Основы научных исследований: Учебное пособие / Под ред. А.А. Лудченко. - К.: Знания, 2001. - 113 с.


[1] См.: Шкляр М.Ф. Основы научных исследований.Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2009. С. 145.

[2] См.: Там же. С. 147.

[3] См.: Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие. Челябинск, 2002. С. 30.

[4] См.: Рузавин Г.И. Методы научного исследования. / Под ред. Л.Г. Князевой. М.: Мысль, 1975. С.34-35.

[5] См.: Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. К.: МАУП, 2004. С. 56.

[6] См.: Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учебное пособие. / Под ред. М.В. Дроздецкой. К.: МАУП, 2004. С. 57.

[7] См.: Основы научных исследований: Учебное пособие / Под ред. А.А. Лудченко. К.: Знания, 2001. С. 19.