Реферат: Рыбная промышленность России

Название: Рыбная промышленность России
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 7

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла.............................................. 7

1.2 Анализ перемещения продукции морского промысла через таможенную границу РФ.................................................................................................... 9

1.3 Классификация рыб............................................................................ 11

1.4 Систематизация и идентификация рыбы и их использование при товароведной оценке............................................................................................................. 12

1.4.1 Семейство осетровых....................................................................... 13

1.4.2 Семейство лососевых...................................................................... 15

1.4.3 Семейство тресковых...................................................................... 18

1.5 Нормативные документы..................................................................................... 29

2 ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЫБЫ.................................................. 38

2.1 Постановление о назначении экспертизы............................ 38

2.2 Ярлык обеспечения сохранности упаковки изъятых материалов и предметов................................................................................... 41

2.3 Заключение эксперта......................................................... 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 46

ВВЕДЕНИЕ

Рыбная промышленность России представляет собой многоотраслевой, органически взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой межотраслевой кооперацией и международными связями. В общем балансе производства отрасль производит около 20 % полноценного белка животного происхождения и выпускает более 2500 на­именований пищевой продукции.

Рыбное хозяйство России находится в неразрывной связи с другими отраслями и сегодня поставляет свою продукцию 58 отраслям.

Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Россия продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств. Сегодня Россия занимает 6 место в мире по добыче рыбы и нерыбных объектов после Китая, Японии, Перу, Чили и США.

Рыбная промышленность является одной из тех отраслей экономики России, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, с различными международными организациями, иностранными компаниями и фирмами; отрасль имеет свои постоянные представительства в 12 зарубежных государствах, с 46 странами заключено 61 межправи­тельственное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Стоимость промышленно-производственных фондов отрасли составляет около 35 % стоимости основных фондов пищевой промышленности страны. В общей численности работающих в пищевой промышленности на рыбное хозяйство приходится около 12,5 %.()

Важную роль рыбная отрасль играет в качестве поставщика кормовой продукции для животноводства и птицеводства, а также сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей.

Приморский край и Владивосток в целом играют важную роль в рыбной промышленности, так как здесь добываются значимое количество этого ассортимента продукции. Рыба – это ассортимент различной продукции, во Владивостоке изготовляются множество продуктов из рыб: консервы, пищевые продукты, кормовые продукты, ветеринарная продукция, рыба мороженая, охлажденная, свежая и т. д..

Экспорт рыбы и рыбной продукции является одним из показателей во Владивостоке. Основными промыслом улова является семейство лососевых, а так же тресковых.

Перед таможенными органами на сегодняшний день стоят очень важные задачи по решению различных проблем, таких как незаконный вывоз рыбы и рыбной продукции.

Проблема классификации и идентификации рыбной продукции, не имея при этом никаких вспомогательных пособий, стоит в таможенных органах очень остро. При задержании контрабанды морепродуктов в процессе таможенного оформления и таможенного контроля составляется постановление о назначении экспертизы.

Целью курсовой работы является проведение таможенной экспертизы рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Основные задачи курсовой работы состоят в следующем:

- изучить биологическую характеристику рыбной продукции;

- исследовать особенности товароведческой характеристики рыбной продукции;

- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую перемещение иглокожих через таможенную границу РФ, а также нормативные документы;

- проанализировать перемещение продукции морского промысла через таможенную границу РФ;

- провести товароведческую стоимостную экспертизу рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Данная тема актуальна, так как экспорт рыбы составляет одно из важных показателей в Приморском крае, добыча рыбы – один из основных промыслов. Как было выше сказано идет тесное сотрудничество между Россией и зарубежными странами, а значит идет огромный товарооборот, что влияет на работу таможенных органов. Должно быть, усиленный контроль со стороны таможни из-за контрабанды рыб и рыбной продукции. В свою очередь экспертные организации помогают таможенным органом осуществлять экспертизу рыбной продукции и рыб в целом.

Исследование было произведено на основании учебной и периодической литературы, нормативно-правовой базы ФТС, а также специализированных сайтов Интернет.

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла

В общем объеме экспорта продукция морского промысла занимает 4 место, промысловые суда оформляются восемью таможнями в 26 морских пунктах пропуска. В январе-сентябре 2003 г. таможенники оформили 701,1 тыс. т рыбы, моллюсков и ракообразных на сумму 201.3 млн. долларов.

При этом морскими таможнями Дальнего Востока совместно с ТОРПУ ФСБ уже в первом квартале 2004 г. в заливе Петра Великого было задержано 8 судов, возбуждено производство по 7 делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, задержано более 37 т продукции морского промысла на сумму более 700 тыс. рублей [10].

В результате проведенного анализа установлено, что основной причиной, объясняющей тенденцию роста контрабанды биоресурсов является продажа рыбодобывающими компаниями продуктов промысла помимо таможенного контроля за пределы РФ с целью получения необлагаемой налогом прибыли в иностранной валюте, превышение установленных квот и лимитов на добычу морепродуктов.

Несовершенство законодательства, отсутствие надлежавшего правового механизма, а также недостаточный контроль со стороны государственных структур (в том числе в силу их низкой технической оснащенности) создают предпосылки к неуплате таможенных платежей, к сокрытию валютной выручки, соответственно, - к снижению прибыли и налоговых платежей.

На сегодняшний день основными документами, регламентирующими порядок таможенного оформления и контроля продукции морского промысла, является:

1) таможенный кодекс Российской Федерации;

2) указание ГТК России от 03.08.95г. №01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла»;

3) приказ ГТК России от 9 марта 2004 г. N 283 «Об утверждении инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами;

4) закон РФ от 16.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

5) закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»;

6) закон РФ от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

7) закон РФ от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Правила проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Порядок выдачи разрешения на применение Правил проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Правила проведения таможенного оформлении и таможенного контроля продукции морского промысла (далее - Правила) могут применяться с разрешения таможенного органа, если на момент подачи таможенной декларации неизвестны или не могут быть точно заявлены отдельные сведения о товарах (сведения о количестве товаров, таможенной стоимости и тому подобные сведения, непосредственно зависящие от количества и качества перемещаемых товаров, сведения о перевозочных документах), а также о стране назначения вывозимых товаров.

Правила могут применяться при соблюдении следующих условий:

- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам, а также штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации, охраны окружающей природной среды и природопользования;

- наличие рыболовного билета;

- вывоз продукции российского происхождения;

- декларирование вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта осуществляется с применением особого порядка декларирования с использованием временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД);

- таможенные платежи в отношении товаров, декларируемых с использованием ВГТД, должны быть уплачены до или одновременно с принятием ВГТД [5].

До начала промысла лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер подает в таможню, в регионе деятельности которой находится большинство районов, где предполагается вести основной промысел, письменное заявление для получения разрешения на применение Правил.

Заявление до его представления в контролирующую таможню подлежит обязательному согласованию с региональным управлением ФПС России. В заявлении должны содержаться следующие сведения:

а) о лице, перемещающем товары (наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, местонахождение согласно учредительным документам, фактические адреса, регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименования, юридические адреса и ИНН банков, в которых открыты рублевые и валютные счета, номера таких счетов), в случае декларирования товаров таможенным брокером дополнительно указывают номер и дату выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (копии), а также номер и дату заключения договора с представляемым лицом;

б) основные сведения, известные на момент подачи заявления о внешнеторговых договорах и перемещаемых товарах:

- стороны внешнеторговых договоров с указанием наименований сторон, их местонахождения и банковских реквизитов сторон;

- номер, дата заключения и срок действия каждого внешнеторгового договора, номера и даты дополнений к ним;

- наименования товаров, их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), их количество и стоимость в соответствии с условиями каждого внешнеторгового договора (в случае большого количества наименований товаров допускается указывать группы товаров в соответствии с ТН ВЭД России);

- общая сумма каждого внешнеторгового договора, условия поставки и оплаты перемещаемых товаров;

в) номера и даты выдачи паспортов сделок на каждый внешнеторговый договор;

г) номера и даты выдачи лицензий, разрешений, сертификатов и иных документов, если товары в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию и (или) контролю иных уполномоченных органов;

д) о районах (подрайонах) морского промысла, судах, расстановке промыслового флота, выданных разрешениях на ведение промысла [5].

Сведения, оговоренные в подпунктах б), в), г), указываются в заявлении в случае, если на момент его подачи заключены внешнеторговые договоры.

Одновременно с заявлением в контролирующую таможню представляют документы, сведения о которых указаны в заявлении. Если лицо, перемещающее товары, поставлено на учет в соответствующей таможне с выдачей учетной карты участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) документы, сведения о которых содержатся в этой учетной карте, для получения разрешения могут в контролирующую таможню не представляться.

Решение о возможности применения Правил принимается контролирующей таможней не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления и оформляется в виде распоряжения за подписью начальника контролирующей таможни или лица, его замещающего.

Разрешение на применение Правил выдает контролирующая таможня на текущий календарный год сроком действия до 31 декабря.

Разрешение оформляют на каждое из судов, указанных в заявлении, в трех экземплярах. Один экземпляр выдают заявителю. Второй подлежит передаче в региональное управление ФПС России. Третий экземпляр Разрешения вместе с документами, необходимыми для последующего производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, направляют в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост, должностные лица которого будут осуществлять операции по таможенному оформлению [5].

Таможенное оформление и таможенный контроль продукции морского промысла

ВГТД подается в таможенный орган декларантом до начала промысла. При этом в ВГТД предъявляются сведения о предполагаемой к вывозу продукции морского промысла, а также о судах, наименование которых указано в Разрешении. Конкретные сроки ее подачи устанавливает таможенный орган исходя из объявленной декларантом даты начала промысла.

Количество подаваемых ВГТД определяет декларант исходя из установленных участнику ВЭД квот вылова продукции морского промысла, а также предполагаемого количества:

- заходов в иностранный порт с целью выгрузки добытой морепродукции;

- перегрузок добытой морепродукции на приемно-транспортное либо обрабатывающее судно с целью последующей выгрузки в иностранном порту.

Количество прилова устанавливается Госкомрыболовством России [5].

В третьем подразделе графы 1 проставляют «ВД» (временная декларация). В графе 44 под номером 9 указывают регистрационный номер Разрешений на применение Правил.

Прилов, добытый одновременно с продукцией морского промысла, выловленной в рамках установленных участнику ВЭД квот вылова, подлежит декларированию таможенным органам одновременно с продукцией морского промысла либо путем подачи отдельной ГТД.

Срок подачи полной ГТД не должен превышать 15 рабочих дней с даты последнего подъема или выборки орудий лова.

При исчислении суммы таможенных платежей в полной ГТД применяются ставки таможенных платежей и курсы иностранных валют, действующие на день принятия ВГТД.

Таможенный и пограничный контроль судов, осуществляющих промысел

После получения Разрешения на применение Правил судно подлежит пограничному контролю и таможенному оформлению в морских портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, расположенных в регионе деятельности контролирующей таможни.

О каждом пересечении границы Российской Федерации капитан судна уведомляет таможенный орган и орган пограничной службы, а также вносит соответствующую запись в промысловый журнал.

Уведомление подается до пересечения границы в письменном (электронном) виде, в том числе оперативными средствами связи. Если судно пересекает государственную границу в течение суток более двух раз, то по согласованию с контролирующей таможней и региональным управлением ФПС России уведомление может подаваться два раза в сутки - при первом и последнем пересечениях государственной границы в течение суток.

Данное уведомление подается в форме декларации о грузе, которую подписывает капитан судна (лицо, им уполномоченное).

Декларация о грузе должна содержать следующие сведения:

- название судна;

- национальная принадлежность;

- фамилия капитана;

- порт отправления (если судно следует в район промысла непосредственно из порта);

- место составления декларации о грузе;

- маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров).

В случае многократного пересечения границы в течение суток указывают координаты каждого пересечения, а также сведения о морепродукции, находящейся на борту, по результатам промысловых суток.

Уведомление принимает сотрудник таможенного органа, осуществляющий контроль за соблюдением Правил, и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа.

По завершении промысла и до пересечения таможенной границы с целью вывоза морепродукции декларант подает в таможенный орган уведомление о намерении вывезти товары за пределы территории Российской Федерации в форме декларации о грузе [5].

Таможенный орган определяет формы и методы таможенного контроля исходя из целей пересечения таможенной границы, информации, содержащейся в уведомлениях, иных сведений. Выпуск продукции морского промысла осуществляется, как правило, без фактического предъявления вывозимой продукции морского промысла таможенному органу. В тех случаях, когда таможенный орган принимает решение о проведении таможенного досмотра, капитану судна назначается время и место, куда судно и товары должны быть доставлены для осуществления таможенного контроля.

Если после пересечения границы (перегрузки на другое судно) изменяются намерения вывезти помещенную под таможенный режим экспорта продукцию морского промысла, последняя может быть ввезена на таможенную территорию Российской Федерации после получения соответствующего разрешения контро­лирующей таможни и регионального управления ФПС России. По прибытии судна в порт оно подлежит пропуску через государственную границу в установленном порядке.

После завершения таможенного контроля в отношении ввезенной морепродукции ВГТД может быть изъята по заявлению декларанта [5].

Лицензирование перемещения через таможенную границу продукции морского промысла.

Лицензирование продукции морского промысла — регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путём выдачи специальных разрешений — лицензий, является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

Лицензия продукции морского промысла — это официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.10.95 №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», лицензирование является нетарифным методом (инструментом) осуществления государственной политики в области внешнеторговой деятельности [2, Ст. 13].

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время таким органом является Минэкономразвития Российской Федерации), является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения или введён разрешительный порядок.

Приказом ГТК России от 15.07.97 № 423 "О лицензировании ввоза и вывоза товаров" установлено, что лицензия Минэкономразвития России является документом, необходимым для таможенных целей при таможенном оформлении товаров, подлежащих лицензированию. Выпуск указанных товаров производится таможенными органами при условии соблюдения требований, установленного порядка лицензирования, а также при условии представления лицензий МВЭС России [4, Ст. 54].

На основе постановлений Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" и от 31 декабря 1994 г. № 1472 "О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования экспорта товаров и услуг" Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации было разработано и утверждено Положение о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России (ныне Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - Минэкономразвития России) [3, Ст. 3-4].

В соответствии с указанными Постановлениями Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Минприроды России) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации принимают решение о выдаче лицензий на экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, кости слоновой, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов, лекарственного сырья растительного и животного происхождения; живых рыб, живых ракообразных, живых моллюсков и прочих живых водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб.

Для принятия решения о выдаче лицензий в системе Минприроды России, субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, экспортирующие товары животного и растительного происхождения, представляют перечень необходимых документов, указанных в Положении о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России. Для принятия решения о выдаче лицензии, в Минприроды России или территориальный природоохранный орган подаётся:

- письменное заявление о выдаче лицензии;

- заявление/лицензия, оформленная на типовом бланке, утверждённом Минэкономразвития России;

- документ, удостоверяющий законность заготовки, приобретения или владения ресурсом (товаром), в отношении животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ предъявляется разрешение на их добывание распорядительная лицензия на оборот;

-согласование Минздравмедпрома России, (при экспорте лекарственного сырья), согласование Роскомрыболовства (при экспорте водных биологических ресурсов).

До таможенных органов перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России, был доведён приказом ГТК России от 19.03.1996 № 149 «О лицензировании экспорта отдельных товаров». Таможенным органам приказано производить таможенное оформление товаров, указанных в приложении к приказу и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, при условии представления лицензий, оформляемых Минэкономразвития России, и иных документов, необходимых для таможенных целей.

1.2 Анализ перемещения продукции морского промысла через таможенную границу РФ

На сегодняшний день, обстановка в сфере эксплуатации морских биоресурсов остается тревожной. А именно в результате их расхищения наносится большой ущерб национальным интересам государства. Анализ перемещения продукции морского промысла через таможенную границу показывает сокращение экспорта почти на четверть. При этом вывоз готовой продукции из мяса рыбы, моллюсков и ракообразных упал в 7,5 раза, тогда как импорт, напротив вырос в 3,5 раза. За этими цифрами – хищнический вылов рыбы браконьерами, непрекращающееся ухудшение экологии прибрежных акваторий, кризисное состояние рыбообрабатывающей отрасли, незаконный вывоз биоресурсов с территории России [14].

Дальний Восток находится в непосредственной близости от наиболее продуктивных районов Мирового океана, дающих 40 % общемировой добычи морских биоресурсов. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона предъявляется высокий спрос на эту продукцию, стоимость которой достаточно высока. Все это, казалось бы, хорошие предпосылки для развития региона. Тем не менее, этого не происходит, так как морепродукция продается по заниженным ценам на зарубежные рынки, что позволяет осуществлять политику диктата цен на эту продукцию со стороны иностранных партнеров.

Не секрет, что контрабанда морепродукции во многом процветает за счет благоприятных условий ее сбыта на рынки азиатских стран, в частности Японии.

Япония - страна, где жизнь граждан географически и исторически неразрывно связана с морем. При территории 372 тыс. кв. км население составляет 122,6 млн. человек. Морская экономическая 200-мильная зона для использования биоресурсов почти в 5 раз уступает российской - дальневосточной. Японские государственные органы строго контролируют работу добывающих судов в своей 200-мильной экономической зоне и прямо поощряют рыбаков на ведение океанического рыболовства в открытых частях Тихого океана [14].

Предложения России по выработке мер взаимодействия на основе признания японской стороной установленного Правительством РФ порядка декларирования морепродукции, вывозимой за рубеж из районов промысла, недопущению к выгрузкам в портах Японии российской морепродукции без сопровождения ее судовыми грузовыми декларациями и представления информации о попытках выгрузки незадекларированной продукции не находят должной поддержки наших партнеров. И это происходит по вполне понятным причинам:

- местные органы власти заинтересованы в больших поставках дешевой морепродукции на внутренний рынок Японии. Японцам такое положение вещей более чем выгодно. За последние несколько лет, на месте небольших рыбацких поселений на севере Хоккайдо выросли целые города с самой современной инфраструктурой.

- в Японии проблему браконьерства считают исключительно российской и полагают, что Россия должна самостоятельно принимать меры к ее решению;

- по политическим соображениям. Японцы придерживаются позиции, что Южные Курилы - это «северные территории» Японии, поэтому незаконнаядоставка морепродуктов из района промысла не противоречит национальному законодательству.

Объемы браконьерского промысла и несанкционированного вывоза крабов только в Японию без учета поставок в Россию и другие зарубежные страны превысили объемы общедоступных уловов (ОДУ) в 2001 году на 31,3 тыс. т, или в 1,5 раза, в 2002 году – на 13,3 тыс. т, или 23,6%, в 2003 году – на 9,9 тыс. т, или 13,9%. Особенно большое превышение ОДУ ежегодно допускается по вылову краба камчатского и синего – в 1,4–2 раза и краба опилио и берди - в 2,2-2,6 раза. В результате запасы камчатского и синего крабов сократились за последние три года на треть, в ряде промысловых районов уменьшились запасы опилио и берди. Только за счет этого государству причинен ущерб в размере 563897,5 тыс. долларов США, в том числе в 2001 году – 265910, в 2002 году – 57429 и в 2003 году – 240558,5 тыс. долларов США [14].

Сравнительные показатели ввоза в Японию продукции морского рыбного промысла, добытой в территориальных водах, ИЭЗ и на континентальном шельфе России, по данным российской и японской статистики имеют расхождения, как по объему, так и по стоимости (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ данных по экспорту морепродуктов из России

Страна Япония Россия
Год Кол-во ввезенной продукции, тыс. т Стоимость, мил. долларов США Кол-во вывезенной продукции, тыс. т Стоимость, мил. долларов США
2000

От 83

до 117

1281,3

От 46

До 46,8

253,2
2001 1040 262,6
2002 943,1 234,7
2003 1033,8 242,2
2004 1055,6 219,7

Источник: Отчет Счетной палаты РФ

Таким образом, стоимость несанкционированно ввезенной в Японию продукции рыбного промысла, добытой в ИЭЗ России за 2000-2003 годы, составила 3305,8 млн. долларов США, или же в среднем за год более чем на 826 млн. долларов США, и равноценна трети стоимости товарной продукции рыбной отрасли Российской Федерации.

Расчеты показывают, что по этой причине только в виде таможенных платежей и отчислений с заработной платы в федеральный бюджет и внебюджетные фонды ежегодно не поступало около 150 млн. долларов США.

Значительная часть поставляемой в Японию морепродукции, выработанной из незаконно добытого сырья, относится к наиболее ценным видам – крабы (камчатский, опилио, берди, волосатый), морские ежи, частично нерка и кета, креветки, сельдь и другие.

Рисунок 1.

Удельный вес морепродукции поставляемой в Японию; %

В соответствии с рисунком 1 краб и морской еж, занимают до 50% в общих поставках морепродуктов в Японию. При этом данные поставки превышают утверждаемые Правительством Российской Федерации объемы допустимых уловов в 1,5 раза, а по отдельным видам крабов и районам промысла – от 2,5 до 4 раз [14].

При ведении контрабандного промысла в территориальных водах РФ используются самые разнообразные ухищрения, направленные на сокрытие следов и признаков нарушений, таможенных правил. На сегодняшний день наиболее распространенными из них являются:

1) ведение российскими судами, не имеющих систем ГМССБ, опознавательных знаков, браконьерского промысла без разрешительных документов и перемещение добытых морепродуктов через государственную таможенную границу Российской Федерации без разрешения погранвластей и таможенного контроля. Этот способ наиболее характера о-ва Сахалин. Выручка от незаконной сдачи идет на зарплату экипажу, расчеты за получаемое топливо, продукты питания, новое промвооружение. Действия данных судов направлены не только на контрабанду морепродуктов, но также на уклонение от уплаты налоговых платежей, нарушение режима государственной границы РФ, правил для рыбного промысла. Такие суда («летучие голландцы») при преследовании их силами ФПС РФ и вхождении в территориальные воды поднимают японский флаг.

2) при оформлении на отход в ГТД заявляются недостоверные сведения о количестве выловленной морепродукции, товарной позиции, качестве и др. Этот способ имеет наибольше распространение. Выявленные недостоверных сведений о качестве и товарной позиции продукции возможно на этапе таможенного оформления. В этом случае инспекторам досмотровых групп особое внимание следует обращать на товарную позицию заявленной продукции и район промысла судна, так как каждый промысловый вид имеет собственную зону обитания (например, на юге Приморского края зона обитания краба находится в 12-ной зоне). При квалификации данных действий необходимо установить направленность умысла, он может быть нацелен как на контрабандное перемещение, так и на уклонение от уплаты таможенных платежей.

3) в период путины маломерные суда, владельцами которых являются многочисленные частные предприниматели, рыболовецкие, рыбоконсервные предприятия и всевозможные общества, доставляют добытую продукцию морского промысла к линии 12-мильной зоны, где за наличные продают ее на визированные суда. Наибольшее распространение этот способ получил на побережье Камчатки. В целях выявления данного вида нарушения необходимо проводить работу по пресечению фактов незаконного ввоза в РФ иностранной валюты, полученной от продажи морепродуктов, что может являться косвенным доказательством сдачи морепродуктов.

4) перемещение судами, не имеющими систем ГМССБ и не оформляющимися в таможенном отношении на отход за границу, продукции морского промысла за пределами территориальных вод РФ на промысловое судно с закрытой границей. Данный способ является разновидностью приведенного выше, но характеризуется большей общественной опасностью. В этом случае нарушаются режим государственной границы и правила ведения рыбного промысла.

5) российское судно оформляется в своем порту с грузом морепродуктов на экспорт. В 12-мильной зоне происходит перегруз либо догруз продукции морского промысла с других судов. Расчет за продукцию осуществляется наличными на месте сделки сразу либо после сдачи продукции морского промысла. В случае угрозы проверки инспекторами Рыбвода и пограничниками незаконно добытая морепродукция сбрасывается за борт. В данном случае досмотровой группе следует обращать внимание на возможность «догруза» рыбопродукции (оформление судна в режиме экспорт, неполная, частичная загруженность трюмов).

6) отдельные суда с закрытой границей осуществляют промысел краба в территориальных водах РФ. Добытый таким образом краб не предъявляется в таможенные органы РФ и не оформляется в таможенном режиме «экспорт». Такой промысел, как правило, осуществляется в районах, где отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, других контролирующих органов, и в районах, где не работают системы пунктов технического наблюдения ФПС РФ либо такие системы не могут контролировать отдельные участки территориальных вод РФ. При этом из таких районов промысловые суда могут осуществлять две-три поставки продукции морского промысла в Японию в течение недели, имея поддельные документы о прохождении таможенного оформления в российском порту. Контроль над деятельностью таких судов возможен лишь путем пресечения фактов ввоза иностранной валюты, полученной за сданную морепродукцию [18].

Говоря о незаконном перемещении продукции морского промысла нельзя не упомянуть о других наиболее распространенных способов незаконного промысла и перемещения добытой морепродукции:

1) обход контрольных точек выставляемых региональной инспекцией по охране морских и биологических ресурсов (РИОМБР) ФПС России;

2) использование для незаконных операций многочисленных портов-ковшей, расположенных в малонаселенных районах, в которых отсутствуют пограничный и таможенный контроль;

3) суда, прошедшие таможенное оформление и таможенный контроль товаров один раз, совершают несколько рейсов в зарубежные порты с неоформленным грузом, который сдают по поддельным документам;

4) использование неблагоприятных погодных условий (штормовая погода, туманы, темное время суток) для совершения незаконных операций;

5) передача в сводку суточных донесений ложных координат своего местонахождения;

6) заход в территориальные воды по причинам, заявленным как форс-мажорные обстоятельства, в действительности не являющимися таковыми;

7) ведение промысла судами, ходящими под флагами иностранных государств, но принадлежащими российским лицам с российскими экипажами на борту;

8) подкуп сотрудников контролирующих служб, зачастую для обеспечения с их помощью безопасности незаконного промысла [10].

Так, в ходе проверки 20-22 января 2004 г. в 8-ми рыбных портах острова Хоккайдо было выявлено 41 российское рыбопромысловое судно, из которых 15 были без опознавательных знаков (бортовой номер, позывной) или находились под флагом других государств. Остальные 26 судов идентифицированы и, по данным Федерального агентства по рыболовству России, принадлежат рыбопромысловым компаниям и официально зарегистрированы государственными администрациями рыбных портов Дальнего Востока Российской Федерации. При этом 14 судов имели на борту морепродукты, в том числе 11 на момент проверки выгружали крабов и морского ежа [14].

В то же время, по данным Федерального агентства по рыболовству России и Пограничной службы ФСБ России, ни одно из этих судов не могло иметь на борту морепродуктов, а также не имели права на их промысел. У части судов отсутствовали ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местонахождении судна, они не проходили контрольных точек, согласно данным ТСК представляли неточную информацию о своем местонахождении.

В действиях капитанов указанных судов усматриваются признаки незаконного промысла морепродуктов в ИЭЗ России. По минимальной экспертной оценке специалистов Федерального агентства по рыболовству России, суда незаконно добыли и вывезли в Японию не менее 200 тонн крабов и 10 тонн морского ежа на сумму 1,5 млн. долларов США.

В соответствии с Консульским уставом и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации капитаны всех российских судов, заходящих в зарубежные порты, должны извещать о своем прибытии и обстоятельствах плавания консульство Российской Федерации. В генеральном консульстве Российской Федерации в г. Саппоро в 2002 году из 4937 судозаходов официально зарегистрировано только 40 (0,81%), в 2003 году из 5525 судозаходов - 19 (0,3%) [10].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые таможенным органом меры, опасность понести наказания за нарушения установленных правил и другие преграды, многие участники ВЭД в погоне за сверхприбылью идут на любые противоправные действия. Указанные в работе проблемы свойственны не только отдельно взятому таможенному органу. С ними сталкиваются в своей повседневной деятельности все дальневосточные таможни, имеющие дело с продукцией морского промысла. Назревает острая необходимость принятия действенных мер со стороны государства.

1.3 Классификация рыб

Особенности строениярыб обусловлено обитанием их в воде. У большинства рыб тело удлиненное, веретенообразной или стреловидной обтекаемой формы, слегка сжатое с боков. Встречаются рыбы с плоской формой тела (камбала, палтус), змеевидной (угорь, минога), лентовидной (сабля-рыба) или неопределенной (мероу, солнечник). Тело рыбы состоит из трех основных частей – головы, туловища и хвоста, которые плавно переходят одна в другую.

Классифицировать рыб следует по:

1. По строению скелета:

- хрящевые (акулы, скаты);

- хрящекостные (осетровые рыбы);

- костные – все остальные1

2. По образу жизни:

а) морские рыбы - постоянно живут и размножаются в морях и океанах. Они делятся на океанические, которые обитают в открытых морях в толще воды (сельдь, скумбрия, сардина, тунец и др.); донные и придонные, обитающие на дне или у дна водоема (треска, камбала, палтус, пикша и др.);

б) проходные рыбы - обитающие в морях, но для нереста заходящие в устье рек (лососевые, осетровые и др.) или, наоборот, живущие в пресной воде, а для икрометания заходящие в моря и океаны (угорь);

в) полупроходные рыбы - обычно обитают в опресненных участках морей, а для нереста и зимовки уходят в верховье рек (судак, лещ, сазан, сом и др.);

г) пресноводные рыбы – постоянно живут и нерестуют в пресных водоемах (щука, стерлядь, форель, карась, налим, толстолобик и др.).

3. Рыбы подразделяются по длине и массе тела:

- крупная рыба;

- средняя рыба;

- мелкая рыба.

Измеряют длину рыбы по прямой линии от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника. Отдельные виды относят к мелочи 1, 2 и 3 группы, которые не подразделяются ни по длине, ни по массе.

4. По упитанности рыбы бывают:

-упитанные;

-средней упитанности;

-тощие.

5. Рыбы подразделяются по времени вылова:

- весеннего;

- весенне-летнего;

- летнего;

- летне-осеннего;

- зимнего.

6. По половой принадлежности:

- самец;

- самка.

7. По возрасту - возраст рыб определяют по количеству годовых колец на чешуе и районам добычи.

8. По физиологическому состоянию - рыбы питающиеся, жирующие, нагульные, преднерестовые, отнерестившиеся.

9. По характеру питания - хищные, плантоноядные, бентосоядные.

10. По содержанию жира - тощая – 2% жира, среднежирная – 2-8%, жирная до 15%, особо жирная более 15% жира.

11. По содержанию белка делятся: с низким 13-16% (мойва, минога, макрурус), средним 17-20% (салака, сардина севрюга, сельдь, хариус, щука и др.) и высоким содержанием белка. 21-23% (кета тунец горбуша).

1.4 Основы систематизации и идентификации рыбы и их использование при товароведной оценке

Процедура определяется требованиями ГОСТ 7631-85, который распространяется на рыбу, морских млекопитающих, морских беспозвоночных, водоросли и продукты их пере работки.

Качество рыбы, продуктов из рыбы, морских млекопитающих и беспозвоночных оце­нивают в соответствии с требованиями нормативно-технической документации с соблюде­нием правил, обеспечивающих достаточно точные результаты оценки: хорошее освещение (естественное дневное), температура продукта от 18 до 20°С (кроме особо оговоренной тем­пературы), а также отсутствие сквозняков, посторонних запахов, шума, достаточная площадь для правильного размещения транспортной тары или емкостей для живой рыбы.

Об органолептических показателях качества рыбы-сырца сулят по состоянию от­дельных ее органов и тканей, оцениваемых по ряду признаков.

в итоговой оценке качества рыбы эти признаки можно подразделить на основные и дополнительные.

К основным признакам относят состояние кожно-чешуйчатого покрова, глаз, брюш­ка, мышечной ткани, жаберных крышек. К дополнительным признакам относят упитанность, цвет анального кольца. Запах и цвет мяса у позвоночника, чёткость контуров и окраску внутренних органов, положение жаберных крышек относительно тела рыбы, их цвет, а также цвет, прозрачность и консистенцию слизи в жабрах наличие гельминтов во внутренних органах и мышечной ткани.

Исследование дополнительных признаков необходимо в тех случаях, когда оценка основных признаков не позволяет получить достаточно полного представления о качестве органа или ткани. Обычно для оценки качества рыбы определяют не все дополнительные признаки, а лишь характерные для определенных видов сырца

В зависимости от способа холодильной обработки различают рыбу охлажденную и мороженую.

Охлажденная рыба имеет температуру в толще мышечной ткани от 5°С до темпера­туры замерзания (криоскопияеской) тканевого сока.

Мороженой является рыба с температурой в толще мышечной ткани от - 18°С и ниже.

Рыбой-сырцом называют рыбу, не подвергавшуюся холодильной обработке, без при­знаков жизнедеятельности, с температурой в толще мышц, близкой к температуре окру­жающей среды.

Охлажденная и мороженая рыба может направляться в реализацию или переработ­ку неразделенной, т. е. в целом виде, либо разделанной. Охлажденную разделанную ры­бу выпускают потрошеной с головой либо потрошеной обезглавленной. Для мороженой рыбы применяют также другие способы разделки: тушка и тушка полупотрошеная, спин­ка, кусок и др. Для отдельных видов рыб и семейств стандартами установлены особенно­сти разделки.

Идентификацию охлажденной и мороженой рыбы по анатомическим и морфологи­ческим признакам для установления промыслового семейства проводят аналогично живой рыбе.

Охлажденная и мороженая рыба по длине и массе должна соответствовать требованиям ГОСТ 1368-91 «Рыба всех видов обработки. Длина и масса».

Качество охлажденной продукции регламентируется стандартом ГОСТ 814-96. ГОСТ 1168-86 распространяется на мороженую рыбу всех семейств и видов, за ис­ключением мороженой рыбы, изготовляемой по ГОСТ 17661-72 «Тунец, парусник, мак­рель, марлин и меч-рыба мороженые. Технические условия»,

При идентификации используют систематические признаки внешней организации рыб и рыбообразных, в том числе:

- форма и окраска тела (веретенообразная, плоская, торпедообразная, стреловидная, змеевидная и др.);

- характер кожного покрова (чешуйчатые рыбы или без чешуи);

- вид чешуи (циклоидная, ганоидная, ктеноидная, плакоидная);

- форма, количество и расположение плавников; наличие или отсутствие жирового плавника.

При идентификации семейства обращают особое внимание на форму и окраску тела, расположение глаз, плавников, характер кожного или чешуйчатого покрова, вид чешуи, форму и размеры головы, положение рта, количество усиков около рта, наличие и форму боковой линии, количество позвонков и другие признаки.

1.4.1 Семейство осетровых

Осетровые имеют удлиненное веретенообразное тело, покрытое пятью рядами костных образований-жучек: двумя брюшными, двумя боковыми и одним спинным между которыми рассеяны мелкие костные пластины. Рыло удлиненное, коническое или лопатовидное. Рот поперечный, нижний, на нижней стороне рыло четыре усика. Хвостовой плавник неравнополостный, скелет хрящекостный.

Мясо осетровых рыб белое с прослойками межмышечного жира, характеризуется превосходными вкусовыми и пищевыми свойствами. Икра осетровых рыб является исключительно ценным пищевым сырьем. Спинная хорда используется для получения визиги. Выход съедобной части около 85%. В реализацию осетровые рыбы поступают, как правило, в мороженом виде - потрошеными.

Применяются рыбы для приготовления в основном вяленых и копченых балыков, изделий горячего копчения, натуральных рыбных консервов, икорных товаров, а в кулинарии для ухи, супов (из голов и хрящей), заливных и отварных блюд, начинок для пирогов, кулебяк, расстегаев (из визиги).

К промысловым осетровым рыбам относят два рода: род белуги и род осетра.

Род белуги представлен двумя видами – белугой и калугой.

Род осетровых представлен несколькими видами, в том числе осетром русским и сибирским, шипом, севрюгой, стерлядью, бестером.

1.4.2 Семейство лососевых

У лососевых рыб тело несколько сжато с боков, покрыто мелкой, плотно - прилегающей чешуей, голова голая, боковая линия полная. Спинных плавников два: первый – лучистый, второй – мягкий жировой, расположенный над анальным плавником. Мясо лососевых рыб очень нежное, жирное, превосходного вкуса, почти не имеет межмышечных костей.

Из рыб семейства лососевых приготавливают высококачественные рыбные гастрономические товары: икру, слабосоленую и копченую рыбу, балычные изделия; консервы (в основном натуральные). В кулинарии их используют для приготовления холодных закусок, разнообразных первых и вторых блюд. Характерной особенностью большинства лососевых рыб является их способность созревать при посоле.

Семейство лососевых, обитающее в наших водах, представлено несколькими родами.

К роду тихоокеанских лососей относятся кета, горбуша, чавыча, нерка, кижуч и сима. Это проходные рыбы, живущие в морях и входящие на нерест в реки, которые впадают в Тихий океан. В анальном плавнике от 10 до 16 ветвистых лучей. Все тихоокеанские лососи мечут икру лишь раз в жизни, осенью, погибая после нереста. Во время миграции по рекам лососи не питаются и сильно худеют. У них появляется брачный наряд: тело уплощается, чешуя врастает в кожу и теряет блеск, челюсти искривляются, на спине вырастает горб, серебристая окраска исчезает, и на теле появляются пятна малинового или лилово-красного цвета. Мясо становится тощим, бледным, водянистым и дряблым.

К роду благородных лососей относят благородный лосось (семга), озерный лосось, кумжа, каспийский лосось, форели. Они отличаются от тихоокеанских лососей более коротким анальным плавником, содержащим всего 7-10 ветвистых лучей. Во время нереста рыбы приобретают брачный наряд, но не погибают после первого нереста.

Род белорыбицы и нельмы представлен белорыбицей и нельмой.

Род сиговых имеет меньше, чем у других лососевых, рот; более крупную серебристую чешую без пятен. К ним относятся европейская ряпушка, сибирская ряпушка (обская сельдь), тугун (сосвинская сельдь), омуль, пелядь, сиг и др.

Род гольцов представлен проходными и пресноводными формами, населяющими водоемы бассейнов Северной Атлантики, Северного Ледовитого и северной части Тихого океанов. К ним относятся гольцы, малама, кунджа, палия. Промысловое значение их невелико. Мясо гольцов нежное и жирное (до 11% жира), отличаются высокими вкусовыми свойствами. Остальные рыбы во вкусовом и пищевом отношении менее ценны.

1.4.3 Семейство тресковых

К роду тресковых, которые в основном вылавливаются на территории Приморского края относится: треска, минтай, навага. Тело тресковых покрыто мелкой чешуей.

Отличительным признаком рыб этих семейств является наличие трех спинных и двух анальных плавников. Брюшные плавники расположены несколько впереди грудных или под ними. Все плавники без колючих лучей, мягкие. Рот большой, челюсти с зубами, на нижней челюсти обычно один усик. Пленка, выстилающая внутреннюю полость, ядовита, поэтому при переработке ее обязательно удаляют.

Все тресковые являются морскими рыбами.

Мясо тресковых белое, вкусное и малокостистое, но тощее. Печень богата жиром. Большинство тресковых имеет специфический запах, который не является признаком порчи, даже если он сильно выражен.

Тресковые обитают преимущественно в северных морях, особенно их много в Баренцевом море. Большие уловы тресковых и на Дальнем Востоке.

Средняя длина трески - 50 см, вес - 5 кг, но встречаются экземпляры размером свыше 1 м и весом до 24 кг и выше.

Боковая линия светлая, образует дуги над грудными плавниками. На хвостовом плавнике выемки нет. В торговле к крупной относится треска весом более 1 кг (без головы), а к мелкой - весом 1 кг и менее. Печень трески содержит более 60% жира.

Минтай — промысловая, рыба дальневосточных морей, средний вес -около 500 г. Мясо минтая на вкус хуже, чем мясо трески. Икра очень вкусная, а жирная печень минтая (жира более 50%) во много раз богаче витаминами А и D, чем печень трески.

Навага северная - одна из основных промысловых рыб Белого и Карского морей. Обычная длина наваги - до 30 см, вес – 75-250 г (бывает и выше). Навага имеет своеобраз­ный вкус; это лучшая по вкусу рыба из семейства треско­вых. Среди видов наваги выделяется по качеству мезенская, вылавливаемая в северной части Белого моря.

Навага тихоокеанская - вахня - крупнее северной наваги, но значительно уступает ей по вкусу. Мясо тихоокеанской наваги по консистенции грубее мяса северной наваги. Крупная вахня хуже по вкусу, чем вахня обычных средних размеров.

Оба вида наваги поступают в продажу в мороженом виде. Соленая навага имеет неудовлетворительные вкусовые качества и расценивается ниже свежей на 50%. При продаже нельзя допускать оттаивание наваги, так как она теряет нормальный товарный вид: брюшко ее ослабевает, сморщивает­ся или лопается.

1.5 Нормативные документы

Ниже приведена нормативная документация по рыбе и рыбной продукции.

По органолептическим, физическим и химическим показателям лососевые рыбы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.

Табл. 1

Показатели качества рыбы, рыбной продукции.

#G0Наименование показателя

Характеристика и норма для сортов

первого

второго

Внешний вид

Поверхность рыбы чистая, у неразделанной рыбы брюшко целое, плотное.

Сбитость чешуи не нормируется.

Могут быть:

отпечатки сетки, проколы от шомполов или крючков в хвостовой части, морщинистая поверхность;

у отдельных рыб - незначительные трещины в брюшной полости и на срезах;

небольшие белково-жировые натеки на поверхности тела рыбы;

белково-жировые натеки на поверхности тела рыбы;

незначительный налет соли у жаберных крышек, глаз и основания хвостового плавника

незначительный налет соли на поверхности тела рыбы;

неравномерно прокопченные экземпляры;

легкое пожелтение в приголовной части, а у полупласта - в области позвоночника;

у неразделанной рыбы - брюшко ослабевшее;

у потрошенных рыб - слегка оголенные концы реберных костей;

у дальневосточных лососей:

частичное отслаивание кожи от мяса;

слабо выраженный брачный наряд - не "зубатка"*

Цвет чешуйчатого или кожного покрова

От светло-золотистого до темно-золотистого или коричневого
Разделка

В соответствии с 4.2.1. Может быть отклонение линии разреза от середины брюшка, см, не более:

1

2

Консистенция

Сочная, плотная, у чавычи - слегка мажущая.

Может быть:

Легкое расслоение мяса у ломтиков.

Ослабевшая, но без признаков подпарки.

Жесткая или мягковатая, слегка крошащаяся при разрезании

Вкус и запах

Свойственные данному виду рыбы с ароматом копчености без посторонних привкусов и запахов

Массовая доля поваренной соли, %:

для дальневосточных лососевых рыб и спинки сиговых рыб

5-10

5-13

для прочих рыб

5-12

5-13

Массовая доля влаги, %:

для дальневосточных лососевых рыб, иссык-кульской форели**

52-58

для атлантического лосося

52-60

для прочих рыб

42-58

Массовая доля жира в мясе иссык-кульской форели, %, не менее

12

Наличие посторонних примесей (в потребительской таре)

Не допускается

* "Зубатка" - дальневосточные лососевые рыбы с резкими изменениями челюстей и горба и ярко выраженными поперечными и продольными брачными полосами и пятнами разного оттенка на поверхности рыбы.

** У дальневосточных лососевых рыб, сиговых рыб и иссык-кульской форели холодного копчения, реализуемых в местах изготовления, массовая доля влаги в мясе может быть не более 60%.

Табл. 2

Показатель безопасности рыбы, рыбной продукции.

Индекс, группа продуктов Показатели Допустимые уровни мг/кг, не более ,¦ Примечание
1 2 3 4
1.3.1. Рыба живая, свежая, охлажденная, мороженная Токсичные элементы:

Тунец меч- рыба, белуга пресноводная

Морская

пресноводная

Свинец

1,0

2,0

мышьяк

1,0

5,0

кадмий 0,2
ртуть

0,3

0,6

0,5

1,0

Гистамин 100,0 Тунец, скумбрия,
лосось, селдь
Нитрозамины сумма НДМА и НДЭА 0,003
Пестициды Гексахлорцикло гексан (альфа, бета -, гамма изомеры) ДДТ и его метаболиты

Из таблиц видно, что рыба по качеству должна соответствовать ТУ ГОСТ 11298-2002, а по показателям безопасности должны соответствовать СанПин 2.3.2.10.7801.

2 ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЫБЫ

2.1 Постановление о назначении экспертизы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ГОУ ВПО Российская таможенная академия Владивостокский филиал

(наименование таможенного органа)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении Товароведческой стоимостной экспертизы
(наименование экспертизы)
г. Владивосток 15 февраля 200 7 года

Профессор Мамедова Т. Д., кафедра Т и ТЭ

(должность, фамилия, инициалы должностного лица, наименование таможенного органа)

при осуществлении таможенного контроля установил:
выполнить курсовую работу на тему «Особенности экспертизы рыбы и рыбной продукции при таможенном оформлении и таможенного контроле»,

(краткое изложение обстоятельств, основания и цель

приказ № 138 с от 17.04.2007 г.

проведения экспертизы или номер приказа, распоряжения ФТС России, номер ТД)

Принимая во внимание, что при осуществлении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний, руководствуясь статьей 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), принял решение:

1. Назначить проведение товароведческой стоимостной экспертизы,

(наименование экспертизы)

поручив ее эксперту научно-методического экспертного центра ВФРТА

(наименование экспертного учреждения; если экспертиза проводится вне экспертного учреждения -

Ким Владимиру Виссарионовичу, студенту

фамилия, инициалы эксперта, специальность, стаж работы по ней, должность, ученая степень)

4 курса специальности 080115 Таможенное дело

2. Срок проведения экспертизы с 15.02.07 по 15.05.07

(устанавливается с учетом трудоемкости экспертизы или по согласованию с начальниками ЦЭКТУ, ЭКС)

3. Поставить перед экспертом(ми) вопросы:

1. Каковы торговые ограничения по экспорту рыбы?

2. Каковы идентификационные признаки семейства лососевых?

3. Каковы условия хранения и транспортирования рыбы?

4. Какова таможенная пошлина партии замороженной рыбы (семейства лососевых) в количестве 100000 кг на 2007 г.?

4. В распоряжение эксперта(ов) представить:

(перечень проб, образцов с приложенной

постановление о назначении товароведческой стоимостной экспертизы;

к ним документацией)

партию товара, изъятую в ходе таможенного досмотра; нормативно-правовые документы; учебную, справочную литературу; периодические издания; информацию ООО «ДВрыбинфоцентр»; официальную информацию сеть Интернет

5. Поручить доценту Таскаеву В. И. разъяснить эксперту его права

(кому именно)

и ответственность.

Должностное лицо профессор к. т. н., доцент Мамедова Т. Д.

(должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись)

Служебный телефон должностного лица, назначившего экспертизу: 630302

Адрес таможенного органа: Владивосток, ул. Стрелковая 16-в

СОГЛАСОВАНО

начальник таможенного органа

Зав. Кафедрой Т и ТЭ Н. В. Берлова
(подпись) (инициалы, фамилия)
(дата)

Права и обязанности, предусмотренные статьями 378, 381 ТК России, мне разъяснены

г. Одновременно я предупрежден(а) об административной

ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Эксперт

(подпись)

Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей, при назначении и проведении экспертизы,

предусмотренные ст. 382 ТК России, мне разъяснены “ г.

Декларант

(подпись)

Лицо, обладающее полномочиями
в отношении товаров и (или)

транспортных средств

(подпись)

Представители

(подпись)

(подпись)

2.2 Ярлык обеспечения сохранности упаковки изъятых материалов и предметов

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Дело N __12__ │

│ Образец (проба) 2 N 122 │

│ │

│ГОУ ВПО ВФРТА____________________________│

│ (наименование таможенного органа) │

│____________партия сушеного трепанга_____│

│(наименование материалов и предметов) │

│_____________________________________ │

│ │

│Специалист __Ким В. В._______________ │

│Дознаватель _________________________ │

│ │

│"__" ________ 200_ г. м.п. / / │

│ │

│ │

│ │

└─────────────────────────────────────────┘

2.3 Заключение эксперта

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ГОУ ВПО Российская таможенная академия Владивостокский филиал

(ЦЭКТУ, наименование экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА №123/345

Мне (нам) Ким Владимиру Виссарионовичу

(фамилия, имя, отчество)

поручено провести экспертизу по уголовному делу № 3334/7658, возбужденному по ч. 1 ст. 188 УК РФ в отношении гражданина Путина В. В.

В соответствии со ст. 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК России) руководителем ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные вст.

ст. 57 УПК России. 15 Февраля 2007 г. об уголовной ответственности за дачу


заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предупрежден(ы).

Эксперт(ы) ( Ким В. В. )
(подпись) (Ф.И.О.)
( )
(подпись) (Ф.И.О.)

На основании постановления от 15.02.07 профессора Мамедовой Т. Д., кафедра Т и

(наименование таможенного органа, фамилия, инициалы лица,

ТЭ

вынесшего постановление)

экспертом(ами) Ким В. В. , студент 4 курса специальности 080115 Таможенное дело

(фамилия, инициалы, должность, специальность, стаж работы, ученая степень, звание)

проведена товароведческая стоимостная экспертиза

(наименование экспертизы)

Экспертиза начата 15.02.07 окончена 15.05.07

I. Описание поступивших на исследование объектов

15.02.07 в ВФРТА г.Владивосток были факсом присланы:

(когда, откуда, каким образом (почта, курьер) доставлены объекты,

-постановление о назначении экспертизы от 15.02.07 на 2л в 2 зкз.

количество, вес, описание и состояние упаковки, сохранность ярлыков и пломб)

II. Вопрос(ы), поставленные перед экспертом,

1. Каковы торговые ограничения по экспорту рыбы?

2. Каковы идентификационные признаки семейства лососевых?

3. Каковы условия хранения и транспортирования рыбы?

4. Какова таможенная пошлина партии замороженной рыбы (семейства лососевых) в количестве 1000 кг на 2007 г.?

III. Исследовательская часть

В ходе изучения представленных документов установлено, что предметов уголовного дела № 3334/7777 являются морские промысловые рыбы – семейства лососевых (кета), обнаруженные в багаже каюты, следующего из РФ в КНР.

Какие-либо разрешительные документы на транспортировку и добычу товара отсутствуют.

Так как данная рыба была не задекларирована участником ВТД и вес ее превышал 1000 кг, то его перемещение через таможенную границу РФ запрещен. В соответствии с Приказом ФТС РФ «О ввозе и вывозе товаров" для экспорта данного вида продукции должна быть декларация, которую участник ВТД должен был подать при вывозе товара и задекларировать товар, а именно рыба свежемороженая «Кета» (семейство лососевых) в количестве 1000 кг.

«Кета» принадлежит к семейству лососевых, так как тело, покрытое плотной чешуей, на голове чешуи нет, спинной плавник короткий, расположен в средней части тела. Позади спинного плавника есть жировой плавник, похожий на мочку уха, хвост ярко выражен в виде стрелы, концы хвоста острые и равные. По всем показателем рыба сходится.

Замороженная рыба храниться при температуре -5 С0 и может перемещаться в специальных морозильных камерах.

В соответствии с представленной копией заключения эксперта Института биологии моря ДВО РАН от 21.03.2007 г. № 21/03/2007-У было установлено, что товар находится в замороженном виде.

В соответствии с копией акта перевеса от 22.02.2007 г., общий вес нетто задержанной партии трепанга составляет 1000 кг.

Для определения рыночной стоимости замороженной кеты было проведено маркетинговое исследование российского рынка рыбы и морепродуктов.

Мониторинг рынка осуществлялся путем изучения официальной информации, размещенной в сети Интернет на сайтах: http://www.seafood-expo.com, http://www.npacific.ru, а также данных ООО «ДВрыбинфоцентр».

Согласно информационному письму ООО «ДВрыбинфоцентр» № 3463/27 от 26.03.2007 г., средняя рыночная цена свежемороженой кеты на 20.02.2007 г. составляла 50 долларов за 1 кг.

В соответствии с ТН ВЭД РФ и Приказомот 6 августа 2003 г. N 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин» таможенная пошлина на свежемороженую кету составляет 10%, отсюда следует, что таможенная пошлина партии свежемороженой кеты в количестве 1000 кг составляет 50000 долларов.

Учитывая курс доллара по данным ЦБ РФ на 20.02.2007 г. равного 26,2 руб., таможенная пошлина 1000 кг свежемороженой кеты составляет 131000 руб.

IV. Выводы эксперта(ов):

1. Кета, свежемороженая относится к разрешенным вывозу товаром, но при подачи декларации и правильности заполнения.

2. Кета, представляет собой рыбу, принадлежащую к семейству лососевых, имеющую, одну из наиболее дорогих рыб своего вида, имеющую богатую пищевую ценность белков и углеводов, фосфора.

Кета может достичь больших размеров – 1,5-2,0 метра длинной.

3. Кета свежемороженая транспортируется в специально-созданных для перевозки мороженной рыбы морозильных камерах и должен храниться при температуре -5 С0

4. Средняя рыночная цена свежемороженой кеты на 20.02.2007 г. составляла 50 долларов за 1 кг.

5. Таможенная пошлина партии сушеного трепанга в количестве 1000 кг составляет 131000 руб.

Эксперт(ы)
(подпись эксперта)
М.П.
(подпись эксперта)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что сегодня таможня не застрахована от незаконного вывоза рыбной продукции.

Россия сотрудничает со многими зарубежными странами во многих отраслях промышленности, во многом доля сотрудничества и выпадает на экспорт рыбной продукции, так как Россия, Дальний Восток в частности являются одним из крупных поставщиков рыбной продукции на рынки. Все вышесказанное ставит перед таможней ряд вопросов, которые должны помочь в связи с контрабандой рыбной продукцией. Таможня прежде всего должна издать ряд приказов по усовершенствованию работы на пунктах проверки, так же по повышении квалификации сотрудников ТО, для самоопределения продукции.

Хочется отметить, что в ходе работы были выполнены все поставленные задачи, в частности, дана общая характеристика семейства лососевых; охарактеризованы семейство тресковых, осетровых. Дана их классификация, систематизация и идентификация для товароведной оценки. В экспериментальной части – проведена товароведческая стоимостная экспертиза свежемороженой кеты.

Курсовая работа написана на основании учебной и периодической литературы, нормативно-правовой базы ГТК, а также материалов полученных при прохождении практики во Владивостокской таможне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ