Реферат: Фигуры речи 2
Название: Фигуры речи 2 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
ФИГУРЫ РЕЧИ Фигуры речи - форма, назначение которой - усилить впечатление от чего-либо, подчеркнуть, сделать более наглядным, выделить. Анафора - расставляет акценты. Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторическое восклицание- подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста. Анафора - единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в нале отрывков, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступления И вечной правды торжеством… Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков: …Когда подымет океан Вокруг мня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман… Умолчание- это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца высказывает свою мысль: Нет, я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть (А.П.) Что подумали, что почувствовали оба( Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать - и пройти мимо (Т.). Девочка в поле нашла пулемет. Больше в деревне никто не живет. Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Корол.). И теперь мне снится Под яблонями белая больница, И белая под горлом простыня, И белый доктор смотрит на меня, И белая в ногах стоит сестрица И крыльями поводит. (А.Тарковский) Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(П.). Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.). Туча по небу идет, бочка по морю плывет. Парцелляция - фигура речи, связанная с разделением высказывания: Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный (Серебр.) Это была "Волга". Пепельная. С московским номером (В,Козлов) У нас было 5 учебных классов, 10 спален, 150 коек. И 150 характеров. (С.Баруздин). А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик( (В минуту откровенности он любил называть подчиненных на "ты") Очень хочется, потому что, если подумать,- я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен, терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась мертвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом догадался и убил. (Каверин) Присоединительная конструкция - отражает ход мыслей и связана с различного рода дополнениями: Ты загубила жизнь… свою (Дост.) |