Реферат: Эффективность модернизации судовой энергетической установки
Название: Эффективность модернизации судовой энергетической установки Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра Экономики и управления на предприятии промышленности Курсовой проект «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ» Выполнила студентка группы ЭУп/п – 5,5 – V Проверил: Иванов А.А. Санкт - Петербург 2009 г . СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................... 3 1. Выбор и расчет эксплуатационных показателей................................... 4 2. Расчет годового объема продукции....................................................... 6 3. Расчет строительной стоимости судна с новой СЭУ............................. 6 4. Расчет эксплуатационных затрат на годовой объем продукции судов 7 4.1. Состав годовых эксплуатационных издержек................................ 7 4.2. Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды......... 9 4.3. Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям..... 10 4.4. Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт СЭУ..................................................................................... 11 5. Расчет сопутствующих капитальных вложений (оборотных средств в грузах).................................................................................................... 16 6. Расчет показателей экономической эффективности............................. 17 Вывод......................................................................................................... 21 Литература................................................................................................. 22 ВВЕДЕНИЕ Важнейшим этапом экономического обоснования модернизации СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и всесторонне показывали бы ее более высокую эффективность. Поскольку эффективность СЭУ оценивается при условии ее монтажа на заданном проекте судна, то определение экономической эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических результатов, достигаемых судном с базой СЭУ и судном с новой СЭУ. При этом обеспечена сопоставимость сравниваемых вариантов по следующим условиям: - району (линии) и периоду эксплуатации; - объему производимой продукции (работы); - качественным параметрам продукции (работы) судов; - принципам и методам расчета эксплуатационно-экономических показателей; - составу учитываемых затрат; - социальным факторам производства и использования продукции, включая влияние на окружающую среду. Обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объему производимой продукции (работы) приводит к тому, что стоимостные результаты работы нового судна и эквивалентного ему судна-прототипа во всех случаях будут совпадать. Следовательно, экономическая эффективность будет определяться лишь разницей затрат на строительство и эксплуатацию судна-прототипа и нового судна. При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей. Такими показателями могут служить: - срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, осуществляемых как за счет собственных средств предприятий, так и за счет банковского кредита; - удельные капитальные вложения на единицу продукции - экономия капитальных вложений; - себестоимость перевозок (для транспортных судов); - производительность труда экипажа судна и т.д. 1. ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Эксплуатационные показатели судна
где , – длительность эксплуатации судна-прототипа и нового судна. Длительность эксплуатационного периода: где – ходовое время с грузом; – ходовое время порожнем; – время погрузочно-разгрузочных операций и простоев судна по различным причинам. Расчет составляющих эксплуатационного периода проводится по формулам: где – период эксплуатации. Численные значения коэффициентов отражающих распределение по составляющим устанавливаются, исходя из условия: Коэффициент учитывает среднестатистическую полезную нагрузку на 1 т грузоподъемности =0,305 · 340 = 103,7 (сут.) =0,120 · 340 = 40,8 (сут.) =0,575 · 340 = 195,5 (сут.) =103,7+40,8+195,5=340 (сут.) Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Техническая скорость нового судна определяется: где Nн и Nn – мощность СЭУ нового судна и судна-прототипа. Мощность главного двигателя после модернизации: >1840 кВт Nn =1 · 1740 = 1740 кВт Nн = 1 · 2200 = 2200 кВт
2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ За среднегодовой объем продукции может быть принята транспортная работа, выраженная в тонно-километрах (грузооборот): где – коэффициент использования грузоподъемности; – грузоподъемность судна, т. Q = 3000 т Расчет годового объема продукции (работы) производится как для судна-прототипа, так и нового судна. Вп = 24 · 103,7 · 26 · 0,85 · 3000 = 165007440 (ткм) Вн = 24 · 103,7 · 32,8 · 0,85 · 3000 = 208163232 (ткм) 3. РАСЧЕТ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СУДНА С НОВОЙ СЭУ Расчет себестоимости СЭУ
Закупочная цена на двигатель той же марки, но другой мощности определяется по соотношению: где – цена двигателя определенной марки мощностью N1 , кВт; – цена двигателя той же марки, но мощностью N2 < N1 , кВт. Плановая прибыль от реализации СЭУ, как и для судна в целом, также определяется сложившемся уровнем рентабельности продукции: где Рп , р – средняя рентабельность продукции судостроительного предприятия, соответственно, в процентах и долях единицы. = 30880640 · 0,3 = 9264192 (руб.) = 38376800 · 0,3 = 115130400 (руб.) Формула для нахождения строительных стоимостей СЭУ на основе уровня рентабельности продукции: = 30880640 · (1+0,3) = 40144832 руб. = 38376800 · (1+0,3) = 498898400 руб. = 4000000 · 28 = 112000000 руб. = 112000000+(30880640-38376800) = 104503840 руб. 4. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ СУДОВ 4.1 Состав годовых эксплуатационных издержек Годовые эксплуатационные издержки: где С ui – расходы по содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, зависящие (изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.; – расходы по содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, не зависящие (не изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.; – коэффициент распределяемых расходов по управлению и обслуживанию флота (содержание служебно-вспомогательного флота, портового хозяйства и т.п.); = 1.18 К изменяющимся элементам себестоимости содержания судов в эксплуатации, величина которых зависит от типа и мощности СЭУ, можно отнести: - затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды, Сзп ; - расходы на топливо и энергию, Стэ ; - амортизационные отчисления на реновацию СЭУ, СА ; - затраты на ремонт СЭУ, Ср . - сумма затрат на содержание судна в эксплуатации по изменяющимся элементам: К не изменяющимся статьям затрат относятся: - амортизация судна без СЭУ; - вспомогательные материалы; - износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; - платежи за хозяйственное и техническое обслуживание флота (ХТО); - прочие расходы; - налоги, сборы, платежи. Затраты на годовой объем перевозок: По судну-прототипу на годовой объем продукции Вп : где – затраты на перевозки по i-му изменяющемуся элементу, тыс. руб.; – доля i-й статьи затрат в себестоимости перевозок, %. По новому судну на годовой объем перевозок Вн (по двум вариантам): Затем величина корректируется на объем продукции, производимой с помощью нового судна: 4.2 Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питании и отчислениями на социальные нужды Суммарные затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды находятся из выражения: где – затраты на оплату труда экипажа, тыс. руб.; – затраты на рацион бесплатного питания, тыс. руб.; – норматив отчислений на социальные нужды, %. Затраты на оплату труда экипажа судна определяются по формуле: где – месячный фонд основной заработной платы всего экипажа судна, рассчитанный по должностным окладам, тыс. руб.; – коэффициент, учитывающий доплаты, премии и дополнительную зарплату, принимается равным 0,8; – время подготовки судна в эксплуатационное и зимовочное состояние, сут.; – число дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверхустановленной продолжительности рабочего дня, сут.; – среднемесячное число календарных дней в эксплуатационном периоде, принимается равным 30,6 сут.; – среднемесячное число рабочих дней в межнавигационном периоде, принимается равным 21,1 сут. Затраты на рацион бесплатного питания рассчитываются по формуле: где – норматив месячных затрат на рацион бесплатного питания, тыс. руб./чел.; Ч – численность экипажа, чел. , руб. , руб. , руб. , руб. 4.3 Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям Расходы на топливо и энергию включают в себя затраты на топливо Ст и затраты на масло См . Затраты на топливо могут быть рассчитаны по выражению: где – цена 1 т топлива для главных двигателей, тыс. руб.; – расход топлива за навигацию главными двигателями, т. где – удельный расход топлива главными двигателями, г/кВт-ч; – суммарная мощность главных двигателей, кВт; , – коэффициент использования мощности главных двигателей на ходу с грузом и порожнем; – коэффициент, учитывающий расход топлива во время швартовок и маневров; принимается равным 1,04. Затраты на масло для главных двигателей определяются из выражения: где – цена 1т масла; – удельный расход масла главными двигателями, г/кВт-ч. Судно-прототип:
, руб. , руб. Новое судно: , , руб. , руб. 4.4 Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт Размер амортизационных отчислений по СЭУ зависит от ее срока службы и стоимости. Экономически обоснованный амортизационный срок службы СЭУ определяется по минимуму среднегодовых затрат на реновацию и ремонт судовой энергетической установки на основании построенных графиков “среднегодовые затраты – срок службы”. Кривая Ср = f1 ( Tд ) отражает функциональную зависимость величины среднегодовых затрат на ремонт СЭУ от срока ее службы. где пт , пс , пк – количество , соответственно, текущих, средних и капитальных ремонтов главного двигателя за срок его службы; ST , Sc , SK – стоимость, соответственно, текущего, среднего, капитального ремонта главного двигателя, тыс. руб.; пд – количество главных двигателей на судне; Тд – срок службы двигателя, лет; кн – коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты и модернизацию СЭУ. Значения коэффициента кн находится в зависимости от надежности работы главных двигателей и срока их службы, то есть складывается из двух коэффициентов
где кнр – коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты. Чем больше гарантированный заводом-изготовителем технический ресурс двигателя, тем меньше вероятность его отказа и, следовательно, тем меньше значение кнр ; км – коэффициент, учитывающий затраты на модернизацию двигателя. Чем больше капитальных ремонтов двигателя, тем больше затраты на его модернизацию и, следовательно, тем выше значение км. Для построения кривой Ср = f1 ( Tд ) задаемся последовательно значениями пк = 0,1,2,3, для каждого из которых рассчитываем величину Тд . Если технический ресурс двигателя после капитального ремонта будет обеспечен в пределах β = 0,6 - 0,8 предыдущего ремонтного цикла, то: где Rk – технический ресурс двигателя до первого капитального ремонта; tг – среднегодовая наработка главного двигателя. – продолжительность j-го ремонтного цикла ( j= nk + l), годы. Среднегодовая наработка может быть принята на основании отчетно-статистических данных или рассчитана по следующей формуле: Величина среднегодовых амортизационных отчислений СА для судна прототипа и для нового судна: Судно-прототип:
, руб. , руб. , руб. 1. пк =0 =18 (лет) пс = 2 (так как 64000 > 35000); пт = 18–2–1 = 15 = 18 (лет); пс = 2; пт = 15 , руб. , руб. 2. пк =1 =13 (лет) пс = 2 (так как 44800 > 35000); пт =13–2–1 = 10 = 18+13 = 31 (год); пс = 2+2=4; пт = 15+10=25 , руб. , руб. 3. пк =2 =9 (лет) пс = 1 (так как 31360 > 35000); пт = 9–2–1 = 6 = 18+13+9 = 40 (лет); пс = 2+2+1=5; пт = 15+10+6=31 , руб. , руб. Исходные данные для построения графиков для судна-прототипа
Топт = 18 (лет) Новое судно:
, руб. , руб. , руб. 1. пк =0 =18 (лет) пс = 2 (так как 64000 > 35000); пт =18–2–1 = 15 = 18 (лет); пс = 2; пт = 15 , руб. , руб. 2. пк =1 =13 (лет) пс = 2 (так как 44800 > 35000); пт = 13–2–1 = 10 = 18+13 = 31 (год); пс = 2+2=4; пт = 15+10=25 , руб. , руб. 3. пк =2 =9 (лет) пс = 1 (так как 31360 > 35000); пт =9–2–1 = 6 = 18+13+9 = 40 (лет); пс = 2+2+1=5; пт = 15+10+6=31 , руб. , руб. Исходные данные для построения графиков для судна-прототипа
Топт = 18 (лет) = 1721152,9+5074156+546746,6+1194666,6 = 8536722,1, руб. = 1721152,9+6415599,6+751776,7+1642666,7 = 9189752,3 руб. , руб. , руб. , руб. 5. РАСЧЕТ СОПУТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГРУЗАХ). Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключенных в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений. Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте: где К' – среднегодовой размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.; – годовой объем перевозок грузов, т; – средняя цена 1т груза, тыс. руб.; – время доставки груза, сутки. Годовой объем перевозок рассчитывается по формуле: где В – грузооборот судна, ткм; 1ср – средняя протяженность линии, км. Время доставки грузов включает в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих транспортных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, а также время хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для его расчета может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом: где – ходовое время с грузом; – прочие составляющие эксплуатационного периода; 0,75 – коэффициент, учитывающий наличие в tnзатрат времени, не связанных с доставкой грузов; – среднегодовое количество рейсов. где – скорость судна с грузом, км/ч. Для нового судна, при условии его эксплуатации на линии той же протяженности, время доставки груза определяется из выражения: где Un , Uн – техническая скорость судна-прототипа и нового судна, км/ч. Судно-прототип: , руб. , сут. , руб. Новое судно: , т , сут. , руб. 6. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Для оценки эффективности нового судна по сравнению с судном-прототипом достаточно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений (если КН > КП ), экономию капитальных вложений (если КН < КП ), удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), производительность труда экипажа и себестоимость перевозок. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений с учетом платы за банковский кредит рассчитывается по формуле: где – расчетный срок окупаемости банковского кредита, годы; – дополнительные капитальные вложения, тыс. руб.; – снижение годовых эксплуатационных издержек, тыс. руб.; – коэффициент, учитывающий затраты на оплату банковского кредита. В свою очередь дополнительные капитальные вложения определяются из выражения: где Цн , Цп – строительные стоимости нового судна и судна-прототипа, тыс.руб.; , – размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.; Вн , Вп – годовые объемы продукции. Величина ΔИ рассчитывается по формуле: где Ип , Ин – годовые эксплуатационные издержки, рассчитанные на объем продукции (работы), производимой новым судном, тыс. руб.; В случае, когда КН < КП , рассчитанные дополнительные капитальные вложения ΔКД имеют знак (-), т.е. на самом деле место экономия капитальных вложений ΔКЭ . Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы) судна- прототипа и нового судна находятся по формулам: Производительность труда экипажа рассчитывается по формуле: где Пэ – производительность труда экипажа за навигацию, млн. ткм/ чел-год; В – годовой объем продукции, ткм; Ч – численность экипажа, чел. Эффективность транспортных судов также оценивается сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле: где S – себестоимость перевозок в тыс. руб. на 1000 ткм; И – годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб.; В – годовой объем продукции, ткм. Капитальные вложения:
, руб. ΔКД =(1812557440+61516230,1) - · (112000000+52214683,07)= =3561056,15 ΔКЭ = · (112000000+52214683,07)-(181257440+61516230,1)= =- 35610561,5 (руб.) ΔИ = 20319628,8 – 15323386,59 = 4996242,21, руб. , года , руб./ ткм. , руб./ ткм. , млн. ткм/чел – год , млн. ткм/чел – год , руб./тыс. ткм. , руб./тыс. ткм. Сопоставление технико-экономических показателей судов
ВЫВОД В данной курсовой работе я произвела расчет экономической эффективности модернизации СЭУ. Рассчитав себестоимость СЭУ для судно-прототипа и нового судна, мы видим что при повышении мощности СЭУ у нас повышается себестоимость на (41,12%). Но при этом строительная стоимость нового судна возрастает на (6,3%). Примерно в таком же диапазоне повышается годовой объем продукции (4,2%), эксплуатационные затраты на (4,6%). Рассмотрев все эти показатели и рассчитав капитальные вложения в сфере эксплуатационных затрат мы можем увидеть, что они снижаются на 18%, и снизится себестоимость на11%. Эти два показатели дают возможность снизить цену одной тонны перевозимого груза. При этом дополнительно получить прибыль. Так же одним из важнейших показателей является производительность труда, которая возрастает на 3,9%,по отношению к судну-прототипу. ЛИТЕРАТУРА 1. Лазарев А. Н. Экономика судостроительного и судоремонтного производства. Эффективность модернизации судовой энергетической установки. / Методические указания по выполнению курсовой работы. – СПб.: СПГУВК, 2006, – 41с. 2. Лазарев А. Н., Филиппов Н. М., Селиванов Е. Н., Силантьев В. А., Смирнов С. П. Справочные материалы для выполнения курсовых и дипломных проектов и практических занятий. Методические указания. – СПб.: СПГУВК, 2003, – 23с. 3. Справочник по серийным речным судам. Т. 7. – М.: Транспорт, 1981 4. Справочник по серийным речным судам. Т. 9. – М.: Транспорт, 1994 5. Справочник по серийным речным судам. Т.10. – М.: Транспорт, 1992 |