Реферат: Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов
Название: Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат |
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ( МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ) САМАРА 1999 г. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейбо- листов ( методические рекомендации ) . В данной работе рассматриваются виды и способы педагогического контроля в системе подготовки волейболистов. Содержится материал по методике проведения тестирования физической подготовленности уча- щихся общеобразовательных школ ( при прохождении програмного мате- риала по волейболу ) ; юных волейболистов ДЮСШ и спортсменов выс- ших разрядов. Здесь же рассматривается психологическая характери- стика игры и воле- вая подготовка волейболиста как решающий фактор психологической подготовки спортсмена. Рекомендуется для тренеров – преподавателей работающих по спе- циализации “волейбол” и студентов – волейболистов занимающихся на спортивном отделении. Составитель — старший преподаватель Н.Т. Названов Печатается по решению кафедры физического воспитания Самарского госуниверситета протокол № от Рецензент: кандидат педагогических наук Ю.В. Шиховцев 2 В настоящее время подготовка высококлассных волейболистов осо- бенно актуальна. Наша страна в прошлом мировой лидер в волейболе с распадом СССР сдала свои позиции. Предстоит много сделать, чтобы возродить былую мощь волейбольной державы. Здесь большую роль отводится планированию и контролю за процес- сом подготовки волейболистов от новичка до члена сборной команды страны. Проблеме контроля в спорте интересовала и ранее многих иссле- дователей и тренеров (Ю.В. Верхоманский, 1973, 1980гг; В.М. Зациорский, 1966, 1980 гг; М.Л. Горик, 1978, 1983 гг; Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, 1981 и др.) в теме эффективного управления подготовкой как отдельных игро- ков так и команды в целом. Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд – слож- ный и многолетний педагогический процесс управляемый тренерами. Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях вы- двигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных науч- но-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для ус- пешного управления тренировочного процесса необходима такая его орга- низация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных за- тратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздей- ствия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управле- ния находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде. Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффек- тивность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить кор- ректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки. Под педагогическим контролем в спорте следует понимать “совокуп- ность способов получения информации о направлении и причиных морфо- логических и функциональных изменений происходящих в организме кон- кретного спортсмена (В.В. Петровский). Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррек- тивы, способствующие эффективной подготовке. За последние годы в учебно-тренировочном процессе волейболистов возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам подготовки игроков. Данные педконтроля позволяют следить за выполне- нием намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффектив- ность используемых средств и методов, находить новые пути для совер- шенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая 3 актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе подготовки волейболистов, особое внимание приобретают вопросы: • оценка эффективности применяемых средств и методов; • выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки различных сторон подготовки спортсмена; • выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование достижений игроков; • отбор талантливых спортсменов. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непо- средственное влияние на качество управления тренировочным процессом. Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование. В ходе подготовки тренер должен собрать разнообразную информацию о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом мастерстве, об уровне развития волевых качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерст- ва, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, пе- риоде, сезоне. Педагогический контроль осуществляют в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга. В процессе тренировочных занятий педагогический контроль осуществля- ется по следующим пунктам: – контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу; – контроль за применяемыми средствами тренировки; – контроль за эффективностью средств тренировки; – контроль за состоянием тренированности. Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков предполагает оценку следующих показателей: – отношение игроков к соревнованиям; – выполнение отдельными игроками их действий; – технические показатели игроков и команды; – переносимость игроками соревновательных нагрузок. В подготовке спортсменов-волейболистов важное значение имеет планирование готовности игрока (команды) на уровень высших спортив- 4 ных достижений. При этом тесным образом должны быть взаимосвязаны организация и система оценки эффективности процесса подготовки. Схематично это можно изобразить так: Планирование – организация > контроль Планирование и организацию тренировочного процесса необходимо рассматривать в единстве. Контроль в данном случае выступает как опера- тивное управление, обеспечивающее подготовку спортсмена в соответст- вии с намеченным планом. При этом одним из критериев оценки будет яв- ляться степень соответствия полученных результатов с намеченными пла- нами и последующей корректировкой. Виды педагогического контроля Педагогический контроль предполагает оценку состояния, в котором находится спортсмен или оценку тренировочного эффекта. В зависимости от длительности временного промежутка, необходимого для перехода от одного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное, текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуют три формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена: 1. Оперативный – оценивающий срочный тренировочный эффект и то состояние, в котором находится спортсмен в данный момент (опе- ративный контроль предназначен для регистрации нагрузки трени- ровочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом); 2. Текущий – основная задача которого, определить повседневное ко- лебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрации нагрузок в микроциклах); 3. Поэтапный – оценка устойчивого состояния спортсмена на различ- ных этапах тренировочного процесса. В настоящее время во многих видах спорта, и в том числе в волейбо- ле, для подготовки тренировочных программ используют анализ результа- тов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собой систему, которая включает углубленное медицинское обследование, по- этапное комплексное обследование, текущее обследование и обследование соревновательной деятельности игроков. Методы педагогического контроля Для осуществления педагогического контроля применяются следую- щие методы: 1. Педагогические наблюдения. 2. Анализ и синтез данных педагогического контроля. 5 3. Оценка результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности игроков. 4. Беседы, опрос. Метод педагогического наблюдения применяется тренерами в процес- се занятий и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков, их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки. Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля. Эффективное использование данного метода имеет самое непосредствен- ное влияние на качество управления тренировочным процессом. От точно- сти анализа данных педагогических наблюдений и от правильности приня- тых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки. Метод оценки результатов подготовки рекомендуют для определения качественных сдвигов у занимающихся. В большинстве случаев оценивание различных видов подготовки спортсменов строится на объективных показа- телях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино, контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в со- ревнованиях. В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объектив- ной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяется пятибалльная система оценок. Способы педагогического контроля Тестирование является наиболее распространенным способом педаго- гического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно мно- го разработано тестов для оценки физической и технической подготовлен- ности спортсменов. Это опубликовано В.И. Зациорским, М.А. Годик, еще в 1964 году, у А.И. Беляева, Е.В. Фомина в 1982 году, Ю.Н.э Клещева, А.Г. Айрияну в 1985 г. и др. Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов. При составлении программы тестирования необходимо определить: какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленности спортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достоверную информацию для планирования учебно-тренировочной работы. При выборе тестов следует использовать только те из них, которые отвечают специальным требованиям: 1. Стандартность. 2. Наличие системы оценок. 3. Надежность. 4. Информативность. 6 Стандартность – процедура и условие тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста. Система оценок. Показанные спортсменами результаты в различных тестах выражаются в разных единицах (секунды, сантиметры) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. Кроме того, данные тес- тирования сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно со- стояние спортсмена. Поэтому результаты превращают (искалируют) в оценки: очки, баллы и др. Процесс выведения оценок называют оценива- нием. Оценивание, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе показанные спортсменами результаты превращают в очки, на втором, по- сле сравнения набранных очков с заранее установленными нормами выво- дится итоговая оценка. В практике используют различные стандартные шкалы оценок. Наибо- лее популярной среди них – Т-шкала. Стандартные шкалы названы так по- тому, что в них масштабом служат стандартные (средние квадратические) отклонения. В Т-шкале среднее значение результатов теста приравнивается к 50 очкам, а стандартное отклонение от средней – к 10 очкам: х − &&& х Т = 50 + 10 , δ где Т – оценка результата в тесте конкретного спортсмена, &х& – средняя ве- & личина; х – результат этого спортсмена в тесте, δ – стандартное отклоне- ние. Надежность является одним из главных требований, предъявляемых к тестам. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых услови- ях. То есть один и тот же тест, применяемый к одним и тем же испытуемым, должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты Существенным фактором при выборе того или иного теста является его информативность. Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет свойства (качество, способность), для оценки которого используется. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов Современный волейбол характеризует ориентация на атлетизм и уни- версализация игроков, повышение темпа игры, разнообразие тактических вариантов. Это предъявляет особые требования к подготовке волейболи- стов и обуславливает необходимость поиска эффективных методов кон- троля и управления спортивной тренировкой с целью оптимизации и ин- 7 дивидуализации тренировочного процесса спортсменов. Специалисты во- лейбола считают, что для достижения высоких спортивных результатов следует развивать физические качества, начиная со школьной скамьи. а) Педагогический контроль за физической подготовленностью уча- щихся общеобразовательных школ. Педагогической практикой доказана ценность применения экспресс оценки уровня физической подготовленности учащихся, так как это позво- ляет совершенствовать методику дифференцированного подхода, а также по величине и направленности полученных сдвигов корректировать весь педагогический процесс. Однако в практике работы школ наметилась не- дооценка проведения тестирования в целях срочного педагогического кон- троля. Формальный подход к тестированию приводит к серьезным отрица- тельным последствиям, так как только контрольные испытания без после- дующего анализа их результатов не могут быть объективной основой для планирования учебной внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся. Известно, начиная с 5 класса школьники должны овладевать навыка- ми спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч). Начиная с 8 класса они совершенствуют навыки одной игры. Игра в волейбол предъявляет высокие требования к физической под- готовленности человека, и в первую очередь, к уровню развития скорост- но-силовых качеств и быстроты движения. В связи с тем, что в учебный материал программы включено большое количество тестов для контроля за физической подготовленностью школь- ников, возьмем лишь те из них, которые характеризуют уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся V-XI классов. Тесты: бег на 60 м (100 м); прыжок в длину или в высоту с разбега; метание мяча (метание гранаты). Методика проведения этих тестов общепринята. При прохождении программного материала по волейболу некоторые авторы (Г.Б. Мейксон, Г.П. Богданов) рекомендуют использовать челночный бег 6х6 м или 3х12 м и прыжок в длину с места для оценки физической подготовленности учащихся. Прием контрольного испытания по данному тесту следует проводить на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирова- ние каждого испытуемого и оценка с помощью соответствующих его воз- расту и полу нормативов определит исходный уровень физической подго- товленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учеб- ного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать анализ педагогического процесса за истекший период. 8 Тесты: 1. Челночный бег 3х12 м. Место испытания – спортивный зал. За каж- дой чертой, находящейся в 12 м друг от друга, наносятся полукруги радиу- сом 50 см с центром на линиях. В полукруге кладутся деревянные или пла- стмассовые кубики 5х5х5 см. По команде марш испытуемый пробегает 12 м, берет из полукруга кубик, поворачивается кругом и пробегает 12 м, кла- дет кубик в полукруг и возвращается обратно. 2. Челночный бег 6х6 м. По сигналу учащийся бежит, преодолевает расстояние 6 м шесть раз, при этом каждый раз касается рукой стартовой и контрольной линии. 3. Прыжок в длину с места. Прыжок производится одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук, приземление производится на обе ноги. измерение результата производится от контрольной линии до бли- жайшего к ней следа испытуемого при приземлении. б) Педагогический контроль в ДЮСШ. Программа многолетней подготовки юных волейболистов детско- юношеских спортивных школ по волейболу рассчитана на 9 лет. Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача ко- торого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного про- цесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции трениро- вочных планов. В программе для детско-юношеских спортивных школ определены требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Ре- зультаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопостав- лении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортив- ных результатов и прогнозировать достижения спортсмена. Тесты: По общефизической подготовке: бег 100 м, 1000 м, подтягивание, прыжок в длину с места. Специальные тесты: 1. Челночный бег 36 м: 6х6 м. 2. Бег 30 м с высокого старта. Методика общепринятая. 3. Бег “Елочка” 92 м. На боковых линиях волейбольной площадки че- рез 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи весом 1 кг (по три мяча на линии). Седьмой мяч находится на расстоянии 1 метра от се- редины лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь по- 9 очередно мячей 1, 7, 2, 7, 3, 7, 4, 5, 7, 6, 7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути. 4. Прыжок вверх с места и с разбега толчком двух ног. Прыжок с места. На поясе (сзади) у спортсмена закрепляется верти- кально сантиметровая лента (устройство В.М. Абалакова). На ней отмеча- ется точка отсчета при положении испытуемого стоя на всей ступне (а). Спортсмен совершает прыжок вверх толчком двух ног с активным взмахом рук. После прыжка вновь отмечается показатель на сантиметровой ленте (б). Величину прыжка определяют по разнице (б) и (а). Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. делает- ся три попытки, учитывается лучший результат. Прыжок с разбега (экран прыгучести). Прибор служит для измерения высоты прыжка вверх толчком двумя ногами с разбега (или с места). Уст- ройство должно давать возможность измерять длину тела стоя на носках с вытянутой вверх рукой (а) и высшую точку касания во время прыжка вверх. Разница в показателях (б) и (а) характеризует величину прыжка. 5. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками. – Метание сидя. Из исходного положения сидя, при этом плечи нахо- дятся на уровне контрольной линии (линия отсчета), испытуемый выпол- няет бросок мяча из-за головы двумя руками. – Метание стоя. Испытуемый из исходного положения одна нога впе- реди стоит у линии, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Следует замах мяча назад за голову и бросок вперед. – Метание в прыжке. Исходное положение: стоя у линии, ноги вместе, мяч внизу перед собой. Подпрыгнуть вверх, испытуемый делает замах и бросок мяча в прыжке. в) Педагогический контроль в командах I разряда (вузовский уровень). Современная подготовка волейбольных команд, особенно в вузах, сложный педагогический процесс, управление которым определяет тренер- преподователь. Перспективный план подготовки включает четырехлетний цикл. На 5 курс студенты спортсмены как правило снижают интенсивность и объем тренировочной нагрузки. В четырехлетнем цикле ежегодно четко определены три периода: переходный, подготовительный, соревнователь- ный. Контроль по ежегодной спартакиаде вузов города. Педагогический контроль подготовки предполагает контроль модели и состава команды, процесса подготовки и ее выступление на соревнованиях. Контроль подготовки осуществляется ежегодно в два этапа. Подгото- вительный с 1 сентября по 31 декабря и основной с 1 января по 31 мая. В это время проводится оперативный, поэтапный, годичный контроль. Тесты по специальной физической подготовленности игроков: 1. Бег “Елочка” 92 метра. 2. Бег 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию бега на волей- больной площадке). Старт от лицевой линии, коснуться рукой линии напа- 10 дения на “стартовой” стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта. 3. Тест на прыжковую выносливость. Прыжки с места толчком обеими ногами на оптимальную высоту (к росту игрока-мужчины приба- вить 80 см, к росту игрока-женщины – 60 см) с доставанием маркирован- ной отметки двумя руками (количество прыжков). 4. Челночный бег 36 м: 6х6 м. 5. Прыжок с места и с разбега толчком обеими ногами. 6. Тест на скоростную силу: приседание в течение 20 сек. (ко- личество раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа в течение 10 секунд (количество раз). 7. Бросок набивного мяча 1 кг на дальность одной рукой. 8. Тест на ловкость: на высоте, составляющей 80% от максималь- ной высоты прыжка волейболиста и на расстоянии 80-200 см от средней ли- нии натягивают веревочку. В середине волейбольной площадки маркируется мишень размером 1х1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (количество попаданий). Оценивая текущее состояние спортсмена необходимо соблюдать сле- дующие условия: – тестирование проводить в подготовительном и соревновательном пе- риодах, регулярно через равные промежутки времени для каждого периода; – время и число контрольных испытаний должно бать одним на весь подготовительный и соревновательный периоды; – к испытанию допускать только здоровых спортсменов после интен- сивной разминки 3-5 мин. С отдыхом перед тестированием; – контрольные упражнения по специальной выносливости выполнять по одному в занятие. 2) Психологическая характеристика игры одна из главных особенностей двигательных актов, выполняемых волейболистом в процессе игры – необхо- димость быстро переключаться с одних форм движения на другие, совер- шенно иные по ритму, скорости и характеру. Это обусловлено самой специ- фикой игры. Так средняя скорость полета мяча при подачах равна 12,3 м/сек, дальность полета более 15-16 метров. При возрастании скоро- сти полета во времени подачи, когда мяч подается спортсменом в прыжке, условия приема затрудняются. Скорость полета мяча от нападающего уда- ра по результатам исследования В.А. Осколкова и данным Л.И. Гуревич равняется в среднем 25 м/сек. Сделанный анализ позволил дополнительно охарактеризовать некоторые временные параметры различных компонен- тов игры. Оказалось, что время второй передачи мяча для нападающего удара из зоны 3 в зону 4 составляет в среднем 1,36 сек, время приема мяча с подачи 1,40 сек, приема мяча с нападающего удара – 0,40 сек. 11 О психологической напряженности игры свидетельствует длитель- ность приема мяча с нападающего удара. Осуществляя это важное дейст- вие, волейболисты должны оценить направление полета мяча, спланиро- вать свое действие, принять мяч. На все эти действия волейболисту требу- ется примерно 0,40 сек. Приведенные временные характеристики свиде- тельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внима- ния, к скорости реакции, а также требует от игрока исключительной точ- ности и дифференциации движений. Энергозатраты во время активно проведенной игры весьма значитель- ны. Потеря веса может в некоторых случаях достигать 2,5-3,0 кг., что сви- детельствует о большом объеме и интенсивности соревновательных нагру- зок. Такие энергозатраты, по-видимому, связаны с тем, что в процессе иг- ры, особенно при участии в ответственных соревнованиях, большие требо- вания предъявляются к центральной нервной системе. Причина этого мо- жет заключаться в том, что: 1. Постоянно меняющаяся ситуация игры требует от игрока быстро переключаться от выполнения одного движения к другому. Такое пере- ключение связано с перегруппировкой процессов торможения и возбужде- ния, происходящих в минимально короткий промежуток времени. При не- достаточной подвижности процессов возбуждения и торможения происхо- дит их сталкивание, нарушается ранее сформированный стереотип. 2. Несмотря на всю динамичность игры в целом, волейболист часто принимает вынужденное исходное положение в ожидании мяча при прие- ме подачи, нападающем ударе, при готовности к страховке и т. д. Напря- женное состояние в момент игры партнеров и “противника” (незначитель- ное по сравнению с другими видами спортивных игр передвижение по площадке) вызывает значительное статическое напряжение мышц. При статических напряжениях быстрее развивается утомление соответствую- щих двигательных центров. Интересно отметить, что нервное напряжение в нападении снижается, а в защите повышается. Поскольку волейбол – игра командная, каждый игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей ко- манды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спорт- смена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что воз- можно только при наличии полного самообладания и максимальной сосре- доточенности. Содержание психологической подготовки Психологическую подготовку спортсмена целесообразно подразде- лять на: а) общую, направленную на развитие психических функций и ка- честв личности, необходимых для успешной деятельности в данном виде 12 спорта, и б) специальную, направленную на формирование готовности к конкретному предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка осуществляется в каждой трени- ровке в течении всего спортивного стажа, так как совершенная физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена неразрывно связана с психологической. В ходе ее спортсмен познает свои функциональные возможности и объективные предпосылки к победе, укрепляет веру в свои силы, приобретает необходимый психологический тонус. Специальная психологическая подготовка направлена на достижение оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в каждом конкретном соревновании: регулируется предстартовое состояние, готов- ность к наилучшему выполнению определенной программы действия в конкретных условиях. Оба вида психологической подготовки – как общая, так и специальная – взаимосвязаны и взаимообусловлены. Учитывая то, что в процессе общей психологической подготовки во- левая подготовка приобретает решающее значение, целесообразно остано- виться на средствах воспитания волевой подготовки. Как составляющую специальной психологической подготовки рассмотрим некоторые методы регуляции предстартового состояния спортсмена. Средства воспитания волевых качеств волейболистов 1. Воспитание настойчивости, выдержки и самообладания. Специальных упражнений для воспитания настойчивости при овладе- нии техникой и тактикой не существует. Необходима определенная орга- низация тренировочных занятий. Для стимулирования упорной работы над усвоением и совершенство- ванием техники и тактики большое значение имеют: а) эмоциональность трудных упражнений, применение соревнова- тельного метода при выполнении отдельных приемов техники и тактики под контролем тренера и самого тренирующегося; б) отметки за качество выполнения; в) поощрения игроков, проявляющих настойчивость и трудолюбие. Чтобы преодолеть утомление и сохранить высокий темп игрок должен обладать не только настойчивостью, но и выдержкой – способностью пере- носить большие напряжения, преодолевать утомление и болевые ощущения. Поэтому упражнения, применяемые для развития специальной выносливости волейболиста, следует использовать и для воспитания выдержки. Вот примерные упражнения: а) бег с рывками в различных направлениях с преодолением различ- ных препятствий, проводимый в конце занятий при наличии утомления; 13 б) прыжки с имитацией нападающих ударов, кувырки, перекаты влево и вправо по зрительному сигналу; в) прием зачетных нормативов по технике после интенсивной тренировки. Применяя эти упражнения, необходимо постепенно повышать объем нагрузки добиваясь, чтобы все задания выполнялись точно и до конца. В противном случае они не будут служить средством воспитания выдерж- ки и самообладания. Хорошим средством развития настойчивости и выдержки являются учебные игры в усложненных условиях со специальными заданиями, по- вышающими напряженность игры. Например: а) двухсторонние игры с неравным числом игроков; б) игры с открытым и закрытым гандикапом, стимулирующие прояв- ление волевых усилий, нужных для ликвидирования преимущества “про- тивника” или для сохранения собственного преимущества; в) игра, сопровождающаяся неблагоприятным эмоциональным фоном; г) игры в условиях ненормального температурного режима. В ряде случаев спортсмен сильную усталость и неприятные болезнен- ные ощущения воспринимает как признак крайнего утомления организма и истощения своих сил. Он прекращает выполнение упражнения, не пытаясь преодолеть усталость. Но, как показывают специальные эксперименталь- ные исследования, сильная усталость еще не является показателем столь же сильного утомления организма и невозможности продолжать работу без вреда для здоровья. Для воспитания выносливости необходимо пре- одолеть чувство усталости и физические трудности; спортсмен привыкает к неприятным ощущением и не будет им поддаваться. Волевое усилие поддерживается и второстепенными стимулами. Очень важно при возникновении утомления медленно представить себе что-нибудь, уметь переключать внимание на посторонние предметы. Пре- одолению утомления способствует также самоубеждение, самоободрение, самоприказы. В заключении следует отметить, что для полноценного проявления настойчивости, выдержки и самообладания во время игры особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товарищества. Каждый иг- рок должен быть твердо уверен в поддержке товарищей в трудный момент. 2. Воспитание смелости и решительности. Смелость и решительность в борьбе с препятствиями характеризуются способностью затрачивать необхо- димые волевые усилия в процессе деятельности, связанной с сознанием опас- ности, требующей преодоления отрицательных эмоциональных состояний. Воспитание решительности, так же как и других волевых качеств, не- разрывно связано с физической и технической подготовкой волейболиста. Решительность выражается в способности своевременно находить обду- манные решения задач, возникающих в процессе деятельности, и быстро их реализовывать. Основные причины нерешительности: 14 а) отсутствие уверенности из-за недостаточной технической, тактиче- ской и физической подготовки; б) боязнь травм; в) опасение попасть по блоку в сетку и т. д. в ответственные моменты игры; г) боязнь отрицательной реакции зрителей на неточный удар, а также упреков тренера и товарищей. Для развития у волейболистов решительности и смелости применяют- ся упражнения, требующие проявления этих качеств. Это различные акро- батические прыжки, прыжки в воду, занятие хоккеем, ручным мячом, бас- кетболом и др. Немаловажное значение имеет правильный разбор игр, в котором тре- нер отмечает все случаи проявления нерешительности и указывает на не- обходимость смелых и решительных действий. Поощрение игроков, про- являющих смелость, решительность во время игры, даже если их действия не достигли цели, так же способствует воспитанию решительности. Нако- нец, большое значение для воспитания решительности может иметь воз- действие на самолюбие спортсмена, указание на перспективы игрока при устранении данного недостатка. 3. Воспитание инициативности. В ряде случаев в процессе игры воз- никает необходимость отказаться от заранее намеченного тактического плана. Игрокам приходится проявлять самостоятельность и инициативу, чтобы игра не стала однообразной, стандартной, так как это не способству- ет успеху. Инициативность проявляется в способности быстро ориентироваться в игровой обстановке. Целесообразно использовать игровые положения, гибко изменять и самим создавать благоприятные ситуации для себя и не- ожиданные для противника. Игроки должны проявлять инициативу при организации атак и защитных действий, не боясь личной ответственности. Развитие инициативности возможно лишь при хорошей технической и тактической подготовленности. Для воспитания инициативности необхо- димо создавать условия, из которых они должны найти выход собствен- ными усилиями и средствами. Помимо того рекомендуется: а) систематическое привлечение игроков к разработке и активному обсуждению тактических планов предстоящих игр; б) при разборке проведенных тренировок и игр вовлекать в обсужде- ние всех игроков, уделяя особое внимание анализу тактических ошибок и продумыванию различных вариантов правильных решений; в) поручать отдельным игрокам просматривать игры других команд, выявлять сильные и слабые стороны отдельных игроков команды, привле- кать к обслуживанию различных тактических вариантов; 15 г) проводить в отдельных случаях тренировочные игры, давая специ- альное задание – проявлять больше самостоятельности и инициативности при решении тактических задач. Одним из основных средств воспитания инициативности волейболи- стов являются двухсторонние игры, проводимые в условиях, требующих от игроков максимального проявления инициативы. Библиографический список: 1. Осколкота В.А. Сунгуров М.С. “Волейбольное учебное пособие для за- нятий с начинающими”. М., Ф. и С., 1985. 2. Железняк Ю.Д. Служкий Л.Н. “Волейбол в школе”. Пособие для учите- ля. М., Просвещение. 1989. 3. “Спортивнык игры”. Учебник для студентов педагогических институ- тов по специальности “Физвоспитание”. Ред. Неварева В.Д. Просвещение. 1985. 4. Железняк Ю.Д. “Юный волейболист” М., Ф. и С., 1988. 5. Осколота В.А. Сунгуров М.С. “Техника и тактика игры в волейбол”. М., Ф. и С., 1991. 16 |