Реферат: Вступление России в ВТО 4

Название: Вступление России в ВТО 4
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Введение.

1. Всемирная торговая организация.

1.1. ВТО. История организации.

1.2 Цели, принципы и особенности

2. Россия и ВТО.

2.1 Процесс вступления России в ВТО.

2.2 Позитивные и негативные стороны встпуления.

3. Защита отечественного рынка.

3.1. Возможные угрозы для отечественного рынка.

3.2. Защита отечественного рынка. Меры.

Заключение.

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.

Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.

Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности. Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО.

Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).

Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 146 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.

Важно и другое, интенсивное развитие мировой торговли (только за 1970—1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых и административных норм. По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ — это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные «правила дорожного движения» на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только «подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ». А это, в свою очередь, означало, что, соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

Есть еще одна непростая, но исключительно важная проблема — разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для России. Механизм консультаций и поиска решения спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Продолжая эту тему (роль ВТО для России), нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994.

Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО? Конечный ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно, несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения своего внешнеторгового режима с нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос.

Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.

В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».

1.1 ВТО. История, современное положение в мире, особенности.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

Бюджет ВТО составляет примерно 134 млн. швейцарских франков, это около 90 млн. долларов США. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- cоздание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле.

1.2. Вступление России в ВТО. Позитивные и негативные стороны встпуления.

Вступление России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3)[1] внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.

С началом периода рыночных форм в экономике Россия обозначила желание вступить в международную торговую систему. Уже с начала 1990-х годов после распада СЭВ и Советского Союза во внешнеэкономических связях России произошли существенные изменения. В качестве основного инструмента регулирования внешней торговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предприятия получили доступ на мировой рынок, в качестве основных торговых партнеров Россия получила ведущие страны Запада и ближайших соседей по СНГ.

В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговли выиграли прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить как минимум аргумент о "проедании" природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.

Однако попытка изменить ситуацию связана с огромными трудностями. Можно сказать, что внешнеэкономическое положение России определяет вызов ее будущему, а возможности страны адекватно ответить на этот вызов - предмет постоянных дискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например, кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может быть реализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающей промышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичных производств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций в условиях, когда их фактически нет, во втором - сохранение качества человеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем, что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителям извне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, в нескольких направлениях.

Одним из самых дискуссионных вопросов в этой связи является вступление России в ВТО.

Имеются предпосылки для интеграции России в мировое хозяйство. В долговременном плане наиболее убедительны потенциальные возможности и перспективы России. Имеются в виду те области, которые становятся движущей силой преодоления кризиса и будущего развития. Россия обладает экономическим потенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классу стратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. Население страны характеризуется, в целом, достаточно высоким уровнем образованности, среди работающих большой удельный вес квалифицированных специалистов. Продвижению России в мировое хозяйство способствует улучшение отношений с западными странами. Движение России по пути к интеграции в международную торговую систему зависит от решения накопившихся проблем в области внутренней экономики и внешнеэкономических связей. Для России действительно необходимо восстановление экспортного потенциала за счет быстрого технического переоснащения добывающих отраслей, поскольку оно позволяет обеспечить необходимые валютные поступления. Затем необходимо провести постепенную, но достаточно быструю модернизацию промышленности. Решение этих задач тесно связано с созданием цивилизованной внешнеэкономической системы инструментов, которая обеспечит вступление России в международные экономические организации, в частности, ВТО.

Особенности положения, в котором находится сегодня Россия и с учетом которого должна вырабатываться ее политика, состоят в следующем:

Россия единовременно решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему мирохозяйственных связей;

- исторически сложившиеся хозяйственные связи с бывшими советскими республиками требуют развития экономической интеграции в рамках СНГ;

- предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;

- экономика России нуждается в интенсивной структурной перестройке, которая способствовала бы повышению ее технологического уровня и созданию конкурентоспособных производств.

Присоединяясь к ВТО, вместе с обязательствами Россия получит права, которые дадут ей возможность защищать свои внешнеторговые интересы на мировом рынке. Кроме того, это даст положительный импульс сложному процессу интеграции России в мировое хозяйство.

Для России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно, она не сможет пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться полноправным членом системы. Но даже не начальной стадии положительный эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки, так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате “уругвайского” раунда”.[2] Улучшение атмосферы мировой торговли должно стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения наибольшей пользы из конкуренции.

Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ, начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и юридической защищенности. Став членом ВТО, Россия сможет воспользоваться всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств, согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100% российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[3] Россия получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный, основанный на согласованных принципах порядок торговли не только предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но и дает своего рода “путеводную звезду”[4] экономическим реформам, направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

2.1.2. Конкретные цели.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Процесс

2.3. Процесс вступления России в ВТО.

2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ ( председательРГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

Осталось завершить переговоры с 3 странами-членами РГ: с США, Австралией и Колумбией.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г. Дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США и Австралией.

Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);

3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

- либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;

- приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);

- присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);

- приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;

- отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;

- обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;

- обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

По вопросу “двойного ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.

Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.

В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.

26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.

27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также “подстройки” действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.

В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.

В рамках 29-ого заседания РГ , состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 (“Транзит”, “Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при импорте товаров”).

В ходе 30-го заседания РГ , прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г.

В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы о завершении переговоров по присоединению с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).

23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.

22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.

С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Колумбией и Австралией.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О.Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.

26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.

В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.

26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.

7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.

В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития , которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.

К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), “О валютном регулировании и валютном контроле” (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), “О техническом регулировании” (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г., “О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации” в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ), “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции” ( от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ), “О внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона "о внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ), “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.

В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно проводится сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами “четверки”.

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематикес различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Негатифне и позитивные стороны

Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.

Многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке - для импорта в Россию. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

Сегодня в широком обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта (в январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 1998 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

По словам первого заместителя министра внешних экономических связей и торговли Г. Габунии, “в ВТО нам нет нужды вступать, если мы и дальше хотим экспортировать только нефть и газ”. Поэтому Россия, чтобы не быть в будущем исключительно сырьевым придатком и рынком сбыта для индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена искать механизмы преодоления торговых преград.

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины (!) действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является
региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

Процедура присоединения к ВТО предусматривает обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Правила ВТО требуют, чтобы входящие в нее страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.

Получение Россией выгод из присоединения к ВТО далеко не безусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.

Либерализация международной торговли товарами, которая выражается в снижении и устранении тарифных и нетарифных барьеров, способствует обострению международной конкуренции в борьбе за рынки сбыта продукции. Поскольку торговля становится все более свободной, то все чаще имеют место факты недобросовестной конкуренции в форме поставок демпингового либо субсидируемого импорта, а также поставки товара в таких возросших количествах, что грозит обрушением рынка импортирующего государства.

Защита внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции является важнейшей составляющей стратегии большинства товаропроизводителей мира. Такие отрасли, как легкая, пищевая, фармацевтическая, химическая промышленность, металлургия, сельское хозяйство и многие другие агрессивно защищают свой рынок от недобросовестной конкуренции. При это речь идет не о дискриминации, а о здоровом протекционизме, который разрешен нормами международного торгового права.

Российское законодательство уже более десяти лет содержит положения о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. Однако, к сожалению, российские компании редко прибегают к этим эффективным инструментам защиты внутреннего рынка.

Пассивная позиция российской промышленности в вопросах защиты своих интересов от демпингового, субсидированного и резко возросшего импорта ведет к тому, что у Правительства России нет понимания необходимости защиты интересов российской промышленности. Решения о введении таких мер порой не принимаются по политическим соображениям. Вместе с тем, вопрос защиты российского рынка - это вопрос экономический и правовой, но не политический. В случае, если после присоединения России к ВТО эта ситуация не будет переломлена, интересам российских товаропроизводителей может быть нанесен колоссальный и невосполнимый ущерб. Чтобы предотвратить такое развитие событий, российским товаропроизводителям следует ближе ознакомиться с механизмами защиты рынка и при необходимости, незамедлительно прибегать к ним.

· Применение антидемпинговых пошлин.

Демпинг - это продажа товара на российском рынке по цене, которая ниже цены, по которой аналогичный товар продается на внутреннем рынке предприятия-производителя. Иностранные производители и экспортеры прибегают к демпингу в силу самых разных причин ~ с целью вытеснения отечественных компаний с рынка, с целью продажи по любым ценам продукции, которую невозможно реализовать на своем национальном рынке, с целью реализации сезонных товаров и т.д.

Продажа товара по демпинговым ценам является нарушением принципов добросовестной конкуренции, т.к. считается, что необходимо «уважать» иностранные рынки, и не продавать на них товар по цене, которая ниже цены реализации аналогичного товара на собственном рынке предприятия-производителя. Продажа товара по демпинговым ценам наносит ущерб российским предприятиям, которые выражается в снижении объемов производства, падении рентабельности, сокращении инвестиций, занятости и т.д. Благодаря демпинговым ценам иностранные товары получают на рынке недобросовестные конкурентные преимущества. Неконтролируемые поставки демпингового импорта могут полностью вытеснить отдельные товары с российского рынка.

Решение. Антидемпинговые пошлины - это специальные виды пошлин, которые вводятся с целью выравнивания условий конкуренции. Антидемпинговые пошлины повышают цену иностранного товара, благодаря чему такие товары лишаются ценового преимущества. Антидемпинговые пошлины вводятся на срок до пяти лет по итогам антидемпингового расследования, которое проводит Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по заявлению российских предприятий. Антидемпинговые пошлины вводятся в отношении импорта определенного товара из определенной страны (либо нескольких стран).

· Применение компенсационных пошлин.

Поставка субсидированного импорта также является формой недобросовестной конкуренции. Субсидиями являются освобождение от уплаты налогов, импортных/экспортных пошлин и других обязательных платежей, снижение ставок налогов и других платежей, предоставление государством безвозмездных кредитов и т.д. То есть субсидия - это любая адресная поддержка со стороны государства определенных компаний либо отдельных отраслей.

Субсидии предоставляют предприятиям недобросовестные конкурентные преимущества, позволяют снижать за счет государства издержки производства и продавать продукцию на экспортных рынках по более конкурентоспособным ценам. При этом необходимо иметь в виду, что субсидии имеют длительный срок действия, например, в некоторых отраслях последствия субсидирования действуют в течение 15-20 лет. Поставки субсидируемого импорта наносят ущерб российским компаниям, т.к. субсидируемый импорт не позволяет им повышать объемы производства, ведет к снижению рентабельности, сокращению инвестиций и т.д. В результате российские предприятия, которые не получают от никаких льгот, терпят колоссальные убытки.

Решение. Мерой противодействия субсидируемому импорту являются компенсационные пошлины.

Компенсационные полшины повышают цену товара на величину субсидирования, которая приходится на единицу продукции, благодаря чему субсидированный импорт лишается недобросовестного конкурентного преимущества. Компенсационные пошлины вводятся на срок до пяти лет по итогам компенсационного расследования, которое проводит Минэкономразвития России по заявлению отечественных производителей. Компенсационные пошлины вводятся в отношении импорта определенного товара из определенной страны (либо нескольких стран).

· Применение специальных защитных мер.

На практике нередки ситуации, когда на российский рынок поставляются большие объемы импорта того или иного товара, вследствие чего снижается общий уровень цен, происходит вытеснение российских товаров с рынка, падают объемы производства, и наступают другие неблагоприятные экономические последствия. При этом, совершенно не обязательно, чтобы цены на импортную продукция были значительно ниже российских товаров. Ключевую роль здесь играет объем импорта. Увеличение на 20% по сравнению с предыдущим периодом можно рассматривать как резкий рост импорта. Несмотря на то, что поставка товара в таких возросших количествах не является формой недобросовестной конкуренции, тем не менее, с этим можно и нужно бороться.

Решение. Формой противодействия резко возросшему импорту являются специальные защитные меры, которые чаще всего вводятся в форме квот. Квоты вводятся на срок до трех по итогам специального защитного расследования, которое проводит Минэкономразвития России по заявлению отечественных производителей. В отличие от антидемпинговых и компенсационных пошлин, которые вводятся на импорт определенного товара из определенной страны (либо стран), специальные защитные меры вводятся на импорт определенного товара из всех стран. В практике России есть прецеденты исключения импорта из Белоруссии из-под действия квот, но это не соответствует российскому законодательству.

Практические рекомендации российским товаропроизводителям.

Для эффективной защиты отечественного рынка российским предприятиям необходимо:

1. Ввести на предприятиях систему мониторинга импорта, которая позволит своевременно выявлять поставки демпингового импорта, а также резкий рост импорта. Для выявления демпинга также необходимо проводить мониторинг цен на внутренних рынках ключевых производителей, поставляющих свою продукцию на наш рынок. Важно выявлять эти факты на ранних стадиях, а не тогда, когда демпинговый либо резко возросший импорт уже нанесли ущерб российской промышленности.

2. Проводить мониторинг на предмет выявления субсидий, которые могут предоставляться иностранными государствами своим предприятиям. Особое внимание следует обратиться на Китай, Белоруссию, Украину, Индию, а также другие страны.

3. Прибегать к помощи юристов соответствующей квалификации для подготовки документов в целях инициирования антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных расследований. Эти документы очень специфичны, и для их грамотной подготовки обязательно требуются специальные познания и опыт в этой области.

4. Вносить через депутатов и другими способами поправки в федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", который, в отличие о законодательства ЕС и США, содержит более узкий инструментарий защиты российских товаропроизводителей, что создает для них менее благоприятный режим. На основании действующего закона российские предприятия лишены многих возможностей защиты своей продукции.

5. Публично высказывать позицию относительно хода переговоров в рамках ЕврАзЭс и Единого экономического пространства, добиваться вовлечения бизнеса в эти переговоры. Есть опасность, что в рамках этих интеграционных объединений будут заключены соглашения, которые отменят применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во взаимной торговле стран-участников. Реализация такого сценария приведет к очень тяжелым последствиям для российских товаропроизводителей. Практика показывает, что производители и экспортеры стран СНГ чаще всего прибегают к недобросовестной конкуренции на российском рынке.

6. Очень важно иметь в виду, что ассоциации товаропроизводителей в большинстве стран мира имеют огромное влияние на государство, и постоянно требуют защиты своих прав. А государства в свою очередь осознают степень ответственности перед бизнесом.

Поэтому ассоциации российских товаропроизводителей, составляющих реальный сектор экономики, должны грамотно и последовательно проводить стратегию защиты своих интересов, используя все механизмы, предусмотренные российским законодательством. Эта проблема станет еще более актуальной после присоединения Российской Федерации к ВТО.


[1] Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.,стр.19.

[2] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 121.

[3] Там же.

[4] Sanford J. World Trade Organization opens global markets.

Business America, Washington. - 1995, Jan., p. 6.