Реферат: Разработка инвестиционной стратегии ООО ЛУКОЙЛ-Коми на Европейском Севере

Название: Разработка инвестиционной стратегии ООО ЛУКОЙЛ-Коми на Европейском Севере
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

УДК

Стратегия развития ООО «Лукойл-Коми» на Европейском Севере

Чаплюк Н.В., Штобе К.И.

Научный руководитель - Павловская А.В.

г.Ухта,Ухтинский Государственный Технический Университет

Моя работа заключается в том, чтобы быть уверенным, что у компании есть

стратегия и что все ей следуют

Кэннет Х. Олсон,

главный исполнительный директор,

DigitalEquipmentCorporation

В условиях рыночной экономики неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.

В настоящее время нефтяная отрасль всё ещё находится в процессе реорганизации: идёт активный процесс укрупнения вертикально-интегрированных компаний с одновременной реорганизацией их систем управления, продолжается процесс совершенствования законодательства. Поглощение более мелких конкурентов является наиболее эффективным инструментом достижения большинства стратегических приоритетов многих компаний. Это одновременно позволяет и нарастить объёмы добычи, и достичь снижения себестоимости продукции за счёт снижения доли условно постоянных издержек, и повысить возможности финансирования инвестиционных проектов, оптимизировать хозяйственные связи в рамках вертикально-интегрированной структуры компании, и, укрупнившись, занять более выгодные позиции в социально-политических процессах, с которыми исторически тесно связан нефтяной бизнес в России. Перед российскими компаниями остро встают вопросы международной конкурентоспособности и стратегических направлений развития.

Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент - теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путём разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на её руководителей.

Формирование стратегии конкретного предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.

Основные задачи разработки стратегии предприятия:

- повышение контролируемой доли рынка;

- предвидение требований потребителя;

- выпуск продукции более высокого качества;

- обеспечение согласованных сроков поставок;

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

- репутация и имидж предприятия.

В мировой и отечественной практике применяются следующие классификации стратегий.

Виды стратегий по уровням иерархии:

1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом);

2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании);

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности);

4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений)).

Стратегии инвестиций в товарные рынки:

1. Модель Гарвардской школы;

2. Матрица Бостонской консалтинговой группы;

3. Модель «Дженерал Электрик –МакКинзи»;

4. Матрица Ансоффа.

Стратегии по функциональным направлениям деятельности:

1. Функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании;

2. Функциональные стратегии, проявляющиеся во внешней сфере.

Общие стратегии конкуренции (по М. Портеру):

• Стратегия лидерства по издержкам;

• Стратегия широкой дифференциации;

• Стратегия оптимальных издержек;

• Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках;

• Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции.

Изучив результаты анализа стратегий развития вертикально-интегрированных компаний, можно сделать следующие выводы:

1. Стратегии компаний-лидеров носят комплексный характер;

2. Компании-лидеры стараются быть информационно открытыми;

3. Стратегии компаний-лидеров носят детальный и проработанный характер;

4. Для крупнейших компаний особую остроту приобретают проблемы организации управления;

5. Проведенный анализ стратегий российских компаний позволяет утверждать, что характер стратегии напрямую зависит от размера компании и ее положения на рынке;

6. Стратегические приоритеты носят самый общий характер.

Лидеры отрасли - «Роснефть» и «Лукойл» - опираются в большей степени на долгосрочные проекты, тогда как остальные компании ориентированы на краткосрочные мероприятия более локального характера. Это свидетельствует о том, насколько компания уверена в своих силах.

Основными направлениями усиления конкурентных позиций компаний остаются:

- курс на жесткий контроль над производственными издержками;

- наращивание добычи и расширение рынков сбыта продукции.

Процесс разработки стратегии предприятия

Номер этапа Характеристика этапа Используемые методы
I

Предварительный этап:

- анализ внешней и внутренней среды

- анализ личного потенциала руководства;

- диагностика предприятия

Анкетный опрос

Бизнес-диагностика

Обучение персонала

II Определение целей и генерация стратегических альтернатив

«Мозговой штурм»

Проблемно-деловая игра

Коллективная работа

III Ранжирование стратегических проблем, отбор всех возможных альтернатив развития

Экспертные методы

Сетевые модели и стохастические графы

IV

Выбор одной или нескольких стратегий развития

Разработка целевых программ

Экспертные методы

Объектом исследования является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Дочернее общество ОАО «ЛУКОЙЛ» - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» зарегистрировано 12 апреля 2001 года. Работает в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (регионе, охватывающем территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа), обладающей самой крупной на Северо-Западе России ресурсной базой углеводородного сырья.

Основной вид деятельности – разведка, обустройство и разработка месторождений углеводородного сырья.

Более половины запасов нефти Тимано-Печоры относятся к категории трудноизвлекаемых, характеризующихся высокой вязкостью. Это требует применения специальных дорогостоящих технологий добычи.

В насоящее время в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» входят 3 территориальных производственных предприятия (ТПП) - «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и "ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз", расположенное в городе Нарьян-Мар.

Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г.

2006 г.

Темп роста, %
2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г. 2006г. к 2005г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Валовая добыча нефти, т. т. 5 885,916 6 651,185 8 059,099 9 721,324 113,00 121,17 120,63

2. Валовая добыча

попутного газа, млн. м3

383,178 541,661 668,071 817,691 141,36 123,34 122,39

3. Валовая добыча

природного газа, млн. м3

0,309 0,280 0,280 0,089 90,61 100,00 31,79
4.Товарная добыча нефти, т т 5 845,401 6 610,524 8 007,457 9 660,852 113,09 121,13 120,65

5. Товарная добыча

попутного газа, млн. м3

21,265 96,457 145,216 202,966 453,60 150,55 139,77

6. Товарная добыча

природного газа, млн. м3

0 0 0 0 - - 0

Динамика показателей объема производства и реализации продукции в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы говорит о том, что все основные показатели имеют тенденцию к росту.Темп прироста валовой добычи нефти в 2004 году составил 13,00%, в 2005 году – 21,17%, в 2006 году – 20,63% по сравнению с 2005 годом. Темп роста товарной добычи нефти практически совпадает с ростом валовой добычи.

Динамика показателей эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп роста, %
2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г.

2006 г.к

2005г.

1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг, тыс. руб. 21547874 32719184 45154260 57209488 151,84 138,00 126,7
2.Прибыль от продаж, тыс. руб. 3296370 4793542 8779696 12689186 145,42 183,16 144,53
3.Прибыль до налогообложения (балансовая), тыс. руб. 2854526 3 747 698 4155712 9767445 131,29 110,89 235,04

4.Чистая прибыль, тыс. руб.

2 035 647 2 147 735 2 026 349 6963896 105,51 94,35 343,67

5.Рентабельность

продукции, %

18,06 17,81 24,14 29,73 98,62 135,54 123,16

6.Рентабельность продаж, %

15,30 14,65 19,44 22,18 95,75 132,70 144,09
7.Рентабельность производственной деятельности, % 11,15 7,69 5,57 16,12 56,61 85,56 289,41
8.Рентабельность реализованной продукции, % 9,45 6,56 4,49 12,17 58,84 80,76 271,05

Анализ эффективности производства в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2003-2006 годы показал, что рентабельность продукции в 2006 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 64,62%, рентабельность продаж возросла на 44,97%, рентабельность производственной деятельности - на 44,57%, а рентабельность реализованной продукции - на 28,78%. Увеличение данных показателей в 2006 году свидетельствует о повышении эффективности добычи в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Первым этапом разработки стратегии развития предприятия является SWOT-анализ.

SWOT-анализ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»

Сильные стороны

1. Наличие освоенных месторождений;

2. Большое количество месторождений, которые еще не разведаны;

3. Существующие нефте- и газопроводы;

4. Наличие в базовых городах необходимой производственной базы;

5. Наличие квалифицированной рабочей силы;

6. Разработка новых технологий;

7. Привлечение на различных стадиях подрядчиков и обслуживающих компаний;

8. Надёжная репутация предприятия.

Слабые стороны

1. Удаленность от промышленно-развитых регионов;

2. Отсутствие сети магистральных автодорог;

3. Непростая экологическая ситуация;

4. Трудные климатические условия;

5. Недостаточная пропускная способность железной дороги;

6. Болотистая местность;

7. Близость к полярному кругу;

8. Высокий % в добыче высоковязкой нефти;

9. Большая глубина нефтесодержащих пластов;

10. Высокая чувствительность к внешним факторам.

Возможности

1. Увеличение объема добычи нефти;

2. Лидерство на внутреннем рынке;

3. Диверсификация рынков сбыта нефти;

4. Применение современных технологий;

5. Строительство автодорог;

6. Приобретение электроэнергетических активов для снижения затрат на электроэнергию;

7. Снижение издержек;

8. Диверсификация деятельности в газовую отрасль.

Угрозы

1. Политическая нестабильность;

2. Падение цен на нефть;

3. Несвоевременная поставка оборудования и материалов;

4. Может пострадать репутация предприятия при неосторожных действиях (например, розлив нефти);

5. При отсутствии новых разработанных месторождений возможность снижения добычи;

6. Потеря высококвалифицированных работников в связи с нестабильной ситуацией в стране.

В ходе выполнения работы проведен анализ портфеля нефтегазовых активов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по состоянию на 01.01.2005 г., и на его основе сделаны следующие выводы.

Месторождения в промышленной разработке выработаны на 61,4%, лишь несколько месторождений выработаны менее чем на 50%. По всем месторождениям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» средний процент использования научно-извлекаемых запасов составляет 53,8%. Таким образом, месторождения находятся во второй и третей стадиях разработки, что увеличивает себестоимость добычи нефти. Это говорит о том, что в нефтяной промышленности республики достигнут порог развития. Необходимы вложения денежных средств в разведку и разработку новых месторождений, что в свою очередь влечет вложения в инфраструктуру. В связи с этим ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» произвело технико-экономическое обоснование к развитию 11 месторождений на основе определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности и внутренней нормы доходности.

Отток денежных средств в t-ом году:

Чистый доход в t-ом голу Фt может рассчитываться по формуле: ,

где Пчt – прирост прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в t-ом году, руб.,

At – амортизационные отчисления в t-ом году, руб.

Чистый дисконтированный доход ЧДД (чистая текущая стоимость – NetPresentValue, NPV) при оценке коммерческой эффективности рассчитывается по формуле:


Индекс доходности (ProfitabilityIndex, PI) рассчитывается по формуле:


Внутренняя норма доходности (InternalRateofReturn, IRR) определяется на основе решения уравнения:


Срок окупаемостикапитальных вложений показывает число лет, в течение которых капитальные вложения окупаются за счет ежегодно получаемых доходов.

Срок окупаемости Ток определяется на основе решения уравнения:


Месторождения к развитию не имеют достаточно больших извлекаемых запасов, что не может гарантировать больших объемов добычи в будущем. Вследствие этого можно сделать вывод о необходимости покупки новых лицензий на новые месторождения. Большие залежи нефти обнаружены севернее от уже разрабатываемых месторождений, то есть на шельфе Баренцева и Карского морей, что влечет за собой огромные трудности при их разработке и большие затраты. Без помощи государства в строительстве инфраструктуры компании Республики Коми и Ненецкого Автономного округа будут не в состоянии рентабельно добывать нефть на шельфе Баренцева и Карского морей.


Месторождения к развитию

Ранг по NPV на тонну Месторождение Добыча, тыс. т. Капитальные вложения,
млн. руб. в ценах 2005 г.
Удельные капитальные вложения в ценах
2005 г., руб./т
NPV(15), млн. руб. IP IRR, % NPV(15)
на тонну добычи, руб./т
по проекту ожидаемая накопленная на 01.01.2006 % от НИЗ по проекту факт на 01.01.2006 % освоения
1 Макаръельское 3 295,0 296,7 6,1 1 030,9 609,6 59,1 312,9 2 309,0 3,24 110,5 700,8
2 Южно-Терехевейское 2 247,0 666,8 21,6 1 871,9 242,1 12,9 833,1 1 233,0 1,66 54,2 548,7
3 Южно-Кыртаельское 1 732,0 2 383,6 52,4 1 409,6 0,0 0,0 813,9 709,0 1,50 22,1 409,4
4 Восточно-Мастеръельское 3 665,0 174,6 3,2 1 799,2 121,0 6,7 490,9 1 315,0 1,73 39,8 358,8
5 Северо-Кожвинское 1 753,0 554,3 19,5 989,6 213,2 21,5 564,5 590,0 1,60 61,3 336,6
6 Низевое 1 176,0 55,3 10,4 722,4 33,0 4,6 614,3 289,7 1,40 23,7 246,3
7 Южно-Харьягинское поднятие 4 859,0 120,0 2,5 3 468,0 1 138,5 32,8 713,7 1 001,0 1,29 38,1 206,0
8 Леккерское 2 172,0 530,1 28,1 2 239,8 195,1 8,7 1 031,0 265,1 1,12 20,7 122,1
9 Кыртаельское 8 327,0 3 501,9 22,2 6 666,9 95,0 1,4 800,6 773,0 1,12 20,1 92,8
10 Южно-Лыжское 3 238,6 586,0 8,6 6 321,8 432,8 6,8 1 952,0 186,0 1,03 15,2 57,4
11 Южно-Низевое 988,0 338,1 25,9 855,6 465,2 54,4 865,0 33,0 1,04 15,6 33,4
ИТОГО: 33 452,6 9 207,4 17,7 27 375,7 3 545,5 13,0 818,3 8 703,8 1,32 38,3 260,2

Из анализа месторождений к развитию видно, что наиболее эффективным является Макаръельское месторождение, удельные капитальные вложения по которому составляют 312,9 руб./т, чистый дисконтированный доход – 2309 млн. руб., индекс доходности – 3,24, внутренняя норма доходности – 110,5%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 700,8 руб. Наименее эффективным месторождением является Южно-Низевое, чистый дисконтированный доход по которому имеет значение 33 млн. руб, индекс доходности – 1,04, а внутренняя норма доходности – 15,6%. В целом по всем месторождениям к развитию чистый дисконтированный доход составляет 8703,8 млн. руб., индекс доходности равен 1,32, внутренняя норма доходности – 38,3%, чистый дисконтированный доход на тонну добычи – 260,2 руб.

Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2004 году

Компания Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс.т Доля в общем объеме добычи по РФ, % Среднесуточная добыча, тыс.т Проходка на 1000 т добытой нефти, м. Капитальные вложения на 1 т добытой нефти, руб. Отношение числа простаивающих скважин к эксплуатационному фонду, % Доля экспорта в объеме добычи, %
Всего В том числе
В эксплуатационном бурении В разведочном бурении
ЛУКОЙЛ 84068,4 18,3 230,3 3,9 12,2 1,1 429,4 17,9 37,8
ТНК-ВР 70515,3 15,4 193,2 11,6 11,0 0,6 278,3 40,3 41,4
Роснефть 21301,6 4,7 59,2 23,5 21,7 1,8 835,6 6,7 34,5
Сургутнефтегаз 59619,9 13,0 163,3 50,9 47,3 3,6 675,5 11,9 35,0
Сибнефть 33997,7 7,4 93,1 24,1 23,7 0,4 361,6 57,3 29,7
Татнефть 25099,5 5,4 68,8 22,0 20,1 1,9 309,8 18,0 46,0
Славнефть 22008,3 4,8 60,3 13,8 12,9 0,9 288,6 19,1 37,2
ЮКОС 85678,5 18,7 234,7 9,0 8,7 0,2 217,9 26,1 35,4
РуссНефть 8789,1 1,9 24,1 15,9 15,4 0,5 148,9 30,9 32,1
Башнефть 12073,2 2,6 33,1 33,8 30,2 3,6 551,2 17,2 32,0
Нефтяные компании, всего 423451,5 92,3 1160,1 20,0 18,7 1,3 394,6 23,8 36,9

Некоторые аналитические показатели деятельности нефтяных компаний в 2005 году

Компания Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс.т Доля в общем объеме добычи по РФ, % Среднесуточная добыча, тыс.т Проходка на 1000 т добытой нефти, м. Капитальные вложения на 1 т добытой нефти, руб. Отношение числа простаивающих скважин к эксплуатационному фонду, % Доля экспорта в объеме добычи, %
Всего В том числе
В эксплуатационном бурении В разведочном бурении
ЛУКОЙЛ 88293,0 18,8 241,9 14,7 13,5 1,2 508,0 16,8 38,6
ТНК-ВР 75306,6 16,0 206,3 11,6 11,1 0,5 384,4 37,8 49,0
Роснефть 74417,7 15,8 203,9 14,8 14,2 0,6 644,5 15,9 36,6
Сургутнефтегаз 63858,7 13,6 175,0 49,0 46,4 2,6 752,5 9,3 43,4
Сибнефть 33002,2 7,0 90,4 22,7 22,0 0,7 401,0 15,2 34,6
Татнефть 25332,0 5,4 69,4 20,1 18,2 1,9 312,6 16,6 48,6
Славнефть 24162,5 5,1 66,2 27,5 25,9 1,6 660,4 16,8 21,1
ЮКОС 23861,3 5,1 65,4 4,7 4,4 0,3 142,9 28,9 4,5
РуссНефть 13872,7 3,0 38,0 27,1 24,8 2,3 346,0 26,7 46,7
Башнефть 11934,4 2,5 32,7 35,0 31,5 3,6 585,6 11,1 36,6
Нефтяные компании, всего 434041,2 92,4 1189,2 21,2 20,0 1,2 511,7 19,8 38,4

Величина капитальных вложений на 1 тонну добытой нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2005 году составляет 818,3 руб., что превышает среднее значение данного показателя в отрасли (511,7 руб.). Средние удельные капитальные вложения для нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в целом в 2005 году составляют 508 руб./т, что на 18% больше аналогичного показателя предыдущего года.

Результаты расчета себестоимости добычи 1 тонны нефти по ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за 2006-2015 годы

Годы Годовая добыча нефти, тыс. т Условно-переменные затраты, тыс. руб. Условно-постоянные затраты, тыс. руб. Итого затрат, тыс. руб. Себестоимость добычи тонны нефти, руб.
2005 8000 19723316 5562987 25286303 3157,80
2006 12300 30295884 11736168 42032052 3417,24
2007 13700 33744196 13746854 47491050 3466,50
2008 15200 37438816 15898744 53337560 3509,05
2009 19100 47044828 21499724 68544552 3588,72
2010 21600 53202528 25089912 78292440 3624,65
2011 22300 54926684 25591703 80518387 3610,69
2012 23400 57636072 26381411 84017483 3590,49
2013 24300 59852844 27026168 86879012 3575,26
2014 23900 58867612 25506797 84374409 3530,31
2015 23200 57143456 23714344 80857800 3485,25

Результаты расчета себестоимости 1 тонны нефти в ценах 2006 г. с учетом ввода в эксплуатацию месторождений к развитию показывают, что планируемое увеличение данного показателя за период с 2005 по 2010 г. составит 14,8% и достигнет величины 3624,65 руб. В дальнейшем происходит снижение себестоимости на 3,8% в 2015 г. по сравнению с 2010 г. Плановое значение себестоимости в 2015 г. находится на уровне 3485,25 руб. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» придерживается стратегии лидерства в низких издержках.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что при существующих ценах на нефть ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» имеет хорошие перспективы развития и стабильное финансовое положение.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основополагающими принципами формирования стратегических установок ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» являются следующие положения:

• В силу эволюции и специфики нефтяной отрасли, а также основных тенденций развития мирового экономического хозяйства успешное развитие нефтяной компании обеспечивается по пути транснационализации её деятельности.

• Конкурентные преимущества нефтяной компании основываются на лидерстве по издержкам, которое эффективно достигается в основном в направлениях улучшения сырьевой базы, повышения технологичности производства, оптимизации транспортных маршрутов, совершенствования структуры управления.

• В условиях глобализации мирового рынка нефти и недифференцированного по качеству производимого нефтяными компаниями продукта вопрос международной конкурентоспособности компании заключается в ее способности производить и реализовывать продукцию при приемлемом уровне затрат.

Для ОАО «Лукойл», выбравшего путь интеграции на мировой рынок, основными стратегическими направлениями развития являются:

- лидерство на внутреннем рынке;

- диверсификация рынков сбыта нефти;

- расширение добывающего сектора в мировые центры добычи нефти;

- интеграция в зарубежную систему нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов;

- диверсификация деятельности в газовую отрасль, как в России, так и за рубежом;

- лидерство в низких издержках.

Библиографические ссылки

1. Фатхутдинов Р.М. Стратегический менеджмент. – М.: Финам, 2005. – С. 58-69.

2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2005. – С. 325-327.

3. http://lukoil-komi.lukoil.com.

подписи подпись

авторов научного руководителя