Реферат: Региональный рынок труда 2

Название: Региональный рынок труда 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Оглавление

Введение.2

1 Теоретические основы рынка труда.4

1.1 Понятие рынка труда, его классификация.4

1.2 Особенности российского рынка труда.9

1.3 Роль, цель и виды государственной политики занятости населения.10

2 Региональные рынки труда. 15

2.1 Региональные особенности рынка труда. 15

2.2 Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации.23

3 Рынок труда Тюменской области.27

Заключение.32

Библиографический список.34

Введение

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности социально-экономической политики. Актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Объектом исследования является рынок труда Тюменской области.

Предмет исследования – теоретические вопросы формирования регионального рынка труда, его проблемы.

Цель работы - исследование статистики занятости и безработицы в Тюменской области.

Задачи:

1) рассмотреть сущность, структуру, механизмы функционирования рынка труда;

2) проанализировать региональный рынок трду;

3) изучить рынок труда Тюменской области.

1 Теоретические основы рынка труда

1.1 Понятие рынка труда, его классификация

Рынок труда - важнейшее понятие, используемое современной экономикой труда. Именно на этом рынке происходит взаимодействие работников и работодателей, здесь они ищут и находят друг друга, здесь соединяются и одновременно сталкиваются их интересы.

Рынок труда - неотъемлемая часть рыночной экономики, где принимаются решения, связанные с наймом и занятостью работников и ведутся индивидуальные и коллективные переговоры ( часто при участии профсоюзов и государства) об уровне оплаты, условиях труда и иных аспектах трудовых отношений между нанимателями и работниками в условиях сложившейся институциональной среды.[1]

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.[2]

Главная задача рынка труда - обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций:

а) рынок труда организует встречи между продавцами и покупателями труда;

б) обеспечивает конкурентную среду внутри каждой из групп рыночного взаимодействия;

в) устанавливает равновесные ставки заработной платы;

г) способствует решению проблем занятости населения.

Составными частями рынка труда являются:

- стороны рыночных отношений или субъекта рынка (работодателя или их представителей и люди, которые ищут работу);

- конъюнктура рынка, т.е. равновесие предложения труда и спрос на него, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

- правовые акты, регламентирующие отношения и определяющие поведение субъектов рынков труда;

- органы службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.);

- инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);

- альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);

- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

- система финансирования политики занятости и службы занятости населения.[3]

На рынке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей:

- те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить;

- те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ее и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;

- занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ни м со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов:

1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложений труда;

2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.[4]

Классификация рынка труда.

Внешний (профессиональный) рынок труда ориентирован на:

- законченную профподготовку, о которой свидетельствует диплом и сертификат об образовании у работника;

- основной формы профподготовке – систему ученичества;

- мобильность рабочей силы между фирмами и предприятиями в силу наличия у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами;

- регулирование производственных отношений на жесткой классификации работ, четких границах содержания каждой работы, с тем чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров;

- организацию профсоюзов по отраслевому и профессиональному признаку.

Внутренний рынок труда нацелен на:

- подготовку работников по профессиям и работам, специфическим для конкретной фирмы;

- движение кадров внутри предприятия либо по горизонтали, либо по вертикали;

- ограничения профессиональной мобильности текучести кадров, что позволяет предпринимателям ориентироваться на более длительный период профподготовки и повышения классификации работника, вкладывая значительные средства в «система непрерывного образования»;

- регулирования производственных отношений, сосредоточенных на гарантиях занятости и стимулирования длительного стажа работы на предприятии;

- создание профсоюзных организаций внутри компании.

Сегментация рынков труда представляет собой разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами.

В зависимости от различных признаков проводится дифференциация рынков труда по их видам. По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости различают национальный, региональный, местные и международный рынок труда; по степени зрелости – фрагментарный, теневой и регулируемый; по демографическим признакам – рынки труда молодежи, женщин, пожилых трудящихся; по профессиональным признакам – рынки труда инженеров, учителей, экономистов и т.п.; по управляемости – либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда; по характеру социально-трудовых отношений – профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия).[5]

Таким образом, рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. куплей и продажей. Главная задача рынка труда - обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения.

Составными частями рынка труда являются: стороны рыночных отношений или субъекта рынка; конъюнктура рынка; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынков труда; органы службы занятости населения; инфраструктура рынка труд; альтернативные временные формы обеспечения занятости;- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; система финансирования политики занятости и службы занятости населения.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть трудодефицитной, трудоизбыточной, равновесной.

Рынок труда классифицируют на внешний (профессиональный) рынок труда и внутренний рынок труда нацелен.

1.2 Особенности российского рынка труда

Рынок труда в России имеет свои отличительные черты.

1) Он создается на основе фрагментарного рынка, который существовал в советском союзе. Он содержит в себе отражение прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены.

2) Развивается в условиях общего кризиса.

3) Для него характерен значительный удельный вес теневого сектора экономики. В настоящее время, по разным данным, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики.

4) Его можно охарактеризовать низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.

5) Российский рынок труда имеет региональные особенности, так как очень сильно различается в разных регионах. Эти различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах, так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.

6) Он несбалансирован, то есть с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре.

7) И он труда практически не связан с рынком капитала.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, а также стратегии и тактики механизмы регулирования российского рынка труда.[6]

1.3 Роль, цель и виды государственной политики занятости населения

Государственная политика занятости населения – это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирование мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.[7]

Функции государственной политики занятости населения:

- оценка состояния и прогноз развития занятости населении, информирование о положения на рынке труда;

- разработка и реализация федеральной, территориальных и других целевых программ содействие занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работ;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

- организация мероприятий активной политике занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.[8]

В нынешних условий ведения хозяйства значительно повышается значение государства в регулировании занятости. Повышается роль государственного планирования изменений на рынке труда с целью последующего воздействия на возможные последствия от проведения структурной, научно-технической, политики, которые ведут к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К ним относятся:

• экономические меры (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

• организационные меры (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

• административно-законодательные меры (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).[9]

Выделяют меры прямого и косвенного воздействия на рынок труда в зависимости от области воздействия.

Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия (как правило, на условия регулирования спроса на труд).

В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в области регулирования трудовых отношений: активный, умереннопассивный и пассивный. Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

Основными путями решения проблемы занятости в регионе являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

При разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. важно не просто выделить средства, но и определить, кому отдавать деньги.[10]

Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.

Важным моментом государственного воздействия на проблему занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе.

В связи с этим необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей за проведение таких мероприятий, как: сохранение квалифицированного персонала, создание новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание в период структурной трансформации экономики должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и развитию системы профессиональной ориентации подростков, поддержке молодежного и женского предпринимательства и занятости, проблеме трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.[11]

Общественные работы как один из путей решения проблемы безработицы. Общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства безработных и важным инструментом смягчения социальной напряженности. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, внесенные в Положение об организации общественных работ, согласно которым безработные граждане на период участия в общественных работах снимаются с учета в органах службы занятости. Поэтому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными. Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвоевременная выплата заработной платы, ограниченность перечня видов общественных работ.

Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ:

• совершенствование нормативно-правовой базы организации общественных работ;

• расширение перечня общественных работ;

• предоставление налоговых льгот работодателям, организующим общественные работы;

• полное информирование незанятого населения, работодателей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах;

• повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ.

Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы.

Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета; следует также установить действенные налоговые льготы, повышающие заинтересованность работодателей в организации общественных работ. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, именно национальный размах общественных работ во многом способствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокращению

армии безработных в годы Великой депрессии в США.

Можно сделать вывод, что государственная политика занятости населения является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда. Государственная политика занятости может быть активной и пассивной.[12]

2 Региональные рынки труда

2.1 Региональные особенности рынка труда

Развитие экономически активного населения, исторически сложившейся занятости населения определяет функционирование рынка труда. Формирование рынка труда в субъектах России связано с их хозяйственным комплексом, природно – ресурсным потенциалом, структурой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Важно отметить зависимость эффективности использования трудового потенциала и социально- экономических показателей. Регионы, отмеченные напряженной ситуацией на рынке труда определяются большим разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. А в регионах с критическим состоянием рынка труда вообще трудно планировать экономическое развитие региона.

Критичность ситуации на региональном рынке труда обусловливаются в большей степени социальными и профессиональными показателями составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в особенности. Например, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может усугубить политическую и социальную жизнь страны. Наоборот, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.[13]

На территории России практически всегда имелись сравнительно

развитые территории, в которых население, проживающее там, располагает определенными доходами и набором социальных услуг. В то же время на этой же территории могут быть ареалы, которые характеризуются кризисным состоянием. Во всяком случае средние показатели положения регионов далеко не полностью отражают реальное положение дел.

Для России характерны большие территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики.

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличении финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным, основным способом решения проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Динамика безработицы в России подвержена ряду специфических факторов. Кроме факторов, увеличивающих вытеснение рабочей силы из производства, на уровень безработицы в ближайшие годы будет действовать демографическая ситуация. При сокращении общей численности населения численность экономически активного населения несколько увеличится, так как в трудовой возраст должно вступить поколение трудоспособных, по численности превышающее предыдущее. Поэтому может произойти обострение ситуации на рынке труда.

Региональный аспект занятости населения отражает участие населения в трудовой деятельности, которое выражается как отношение численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т.е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Таким образом, есть вероятность представить уровень благосостояния общества в текущий период.[14]

Рассмотрим более конкретно сложившуюся ситуацию на рынке труда по субъектам, входящим в экономические районы.

Северный район: самый высокий уровень безработицы наблюдался в Ненецком автономном округе (20,1%), Мурманской (16,3%) обл. и Республике Коми (16,1%), причем он вырос за 90-е гг. более чем в 3,5 раза. «Вклад» этих субъектов в общий уровень безработицы за 7 лет был стабильно высоким и превышал среднее значение по стране. За ними следуют «сырьевые» республика Карелия и Архангельская область;

Северо-Западный район: общая тенденция — снижение уровня безработицы, причем во всех трех областях района (15—16%). Район имеет выгодное экономико-географическое положение, высокую инвестиционную привлекательность и, как следствие, большие возможности для создания рабочих мест. Самая низкая безработица в северной столице (11%), где работают портовые хозяйства и предприятия машиностроения и развитая рыночная инфраструктура;

Центральный район: Это уникальный в своем роде район и единственный в стране, где самый низкий уровень безработицы (9,3%), именно поэтому он столь привлекателен для населения других регионов и иностранных инвесторов. В большинстве его субъектов наблюдался рост уровня безработицы, особенно в Ивановской(17,7%), Брянской (16,7%) и Рязанской (12,8%) областях. Только в 4-х из них произошло снижение безработицы, например, в Орловской (с 13,2 до 9,2%), Ярославской (с 11,1 до 8,8%) областях.В столице же наметившаяся было тенденция падения сменилась ростом уровня безработицы (с 4,8 до 5,6%). В целом этот район остается самым благополучным в России;[15]

Волго-Вятский район: уровень безработицы снизился в основном за счет стабилизации работы машиностроительных и химических предприятий. Во всех его субъектах наметилось улучшение ситуации на рынке труда, уровень безработицы снизился наиболее существенно в Нижегородской области (на 1,4%), в Республики Марий Эл (на 1,7%) и Кировской обл. (на 3%). Следует отметить, что в этом районе уровень безработицы ниже, чем в целом по России на 2,9%;

Центрально-Черноземный район: входит в группу относительно благополучных районов в силу благоприятного экономико-географического положения, сохранения роли района как важнейшей металлургической базы страны. Район имеет сельскохозяйственную специализацию, в связи с чем происходит перераспределение рабочих мест по сезонам года. Самый высокий уронен безработицы в Тамбовской области (12,7%) За год уровень безработицы вырос на 1,7%, причем эта тенденция характерна для всех субъектов района, кроме Липецкой области, где он стабилизировался на уровне 11,1%;

Поволжский район: уровень безработицы ниже, чем по России в целом. Самый высокий уровень безработицы (25,5%) в Республике Калмыкия, хотя за год он сократился на 4,5%. Рост безработицы характерен только для Татарстана (с 10,9 до 11,4%), во всех остальных субъектах района происходит его снижение. Поволжский район является традиционным центром отечественного автомобилестроения, нефте- и газохимии. Роль его предприятий довольно велика в экономике страны;[16]

Северо-Кавказский район: лидирует по «вкладу» в безработицу населения страны (20,9%). Особенно высока безработица в Ингушетии (51,8%) и Дагестане (31,2%). Таким образом, от '/3 до '/2 населения не является экономически активным. Значительная часть высвободившегося населения приходится на сельскохозяйственные районы. Спад производства, нестабильная военно-политическая ситуация являются одними из основных причин оттока инвестиций из района и сокращения рабочих мест. Однако район является крупнейшим аграрно-индустриальным центром страны. Но за годы реформ здесь прекратило существование огромное число сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Уровень безработицы в этом регионе по сравнению с другими нарастает, что свидетельствует о необходимости изменения ситуации в сфере труда, главным образом, за счет создания новых рабочих мест и снижения социальной напряженности;

Уральский район: уровень безработицы выше, чем в целом по стране. В одной половине субъектов района произошел рост уровня безработицы, в другой — ее снижение. Этот район является старейшим промышленным центром России, однако резко ухудшилось финансовое состояние предприятий, устарела их материально-техническая база, возросла изношенность основных фондов. Следствием этих процессов явилось ухудшение состояния сферы труда .

Запададно-Сибирский район: при общем снижении уровня безработицы сохраняется высокая безработица в Республике Алтай (19,4%), самая низкая — в нефтегазовом Ямало-Ненецком автономном округе (10%). Только в трех субъектах района уровень безработицы снизился — это Алтайский край, Тюменская и Омская области. Для сферы труда этого района характерно наличие вакантных рабочих мест в нефтегазовом комплексе,формирующемся на севере. Южные же территории остаются депрессивными, особенно высока безработица в угольным районе — Кемеровской обл. (ежегодный рост — на 1,3%). Структурные изменения на рынке труда в этом районе являются самой труднорешаемой задачей;[17]

Восточно-Сибирский район: входит в группу районов с самой большой незанятостью населения. Особенно высока безработица в Республике Тыва (26,0%), в Республике Бурятия (18,1%) и Читинской обл. (21,0%). Только в Красноярском крае ситуация меняется в лучшую сторону, что свидетельствует о проводимой администрацией политике в сфере занятости. На фоне всей страны этот район по степени неблагополучия сопоставим только с Северным Кавказом, но причины роста безработицы различны. В Восточной Сибири происходит реструктуризация промышленности, закрытие нерентабельных предприятий, смена форм собственности и т. д. Поэтому для такого огромного промышленного региона актуальной является протекционистская политика государства в сфере труда и занятости;

Дальневосточный район: сохраняется тенденция роста уровня безработицы. Самый высокий показатель в Магаданской (20,6%) и Сахалинской (20,7%) областях. Год назад лидировала Еврейская автономная обл., где ситуация улучшилась. В пяти субъектах этого района положение на рынке труда тревожное. Ежегодный отток населения из района, реформы в общественной жизни, низкая заработная плата способствуют переходу района в самые неблагополучные. Мероприятия, которые проводились здесь в сфере труда и социальной жизни, не приносят сколь-нибудь положительного эффекта. До сих пор не работают хозяйственные механизмы, связанные с созданием здесь свободных экономических зон. Без федерального регулирования, с одной стороны, и компетентной политики местных властей, с другой стороны, на этих территориях трудно представить улучшение социально-экономического положения.[18]

Таким образом, территориальный ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и юг страны. В России сформировалась особенно тяжелая ситуация с занятостью населения в регионах, находящихся «по краям» страны — это республики Северного Кавказа, Восточной Сибири, и Дальнего Востока. Здесь необходимы самые срочные меры по улучшению ситуации на рынке труда, рабочие места в этих регионах напрямую зависят от государственного финансирования.

Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от столицы — это Владимирская, Ивановская и Кировская области, и Республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия — на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан. При этом в различных регионах причины безработицы отличаются: если в старопромышленных областях центральной России она вызвана структурным кризисом, то в республиках Северного Кавказа — общей хронической трудоизбыточностью и социально-политической нестабильностью.

Несколько лучше ситуация в западных регионах страны, связанная со структурными особенностями хозяйства, низким уровнем официальной безработицы на селе, а также значительным притоком мигрантов и беженцев, которые в большей степени увеличивают трудоспособное население. Аналогичная ситуация воспроизводится и на региональном уровне. Как правило, в областном (краевом, республиканском) центре уровень зарегистрированной безработицы заметно ниже, чем в других городах региона.

В наибольшей степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы.

Состояние рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни населения того или иного региона, поскольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается стабильных источников получения доходов, за исключением минимальных пособий по безработице.[19]

Таким образом, в России происходит усиление региональной дифференциации по уровню безработицы. Если анализировать безработицу на основе средних показателей, то острота проблемы неизбежно сглаживается, так как ее уровень значительно различается в зависимости от региона. На фоне роста общей безработицы отчетливо видна тенденция усиления ее региональной дифференциации. Если в 1993 г. уровень безработицы 60 регионов не превышал 7%, то к 1995 г. уже 77 регионов преодолели этот барьер. В 2000 г. в том же количестве регионов уровень безработицы превысил 10%.[20]

Таким образом, развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей.Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности.

Территориальный ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и юг страны. Это республики Северного Кавказа, Восточной Сибири, и Дальнего Востока. Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от столицы — это Владимирская, Ивановская и Кировская области, и Республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия — на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан.

Несколько лучше ситуация в западных регионах страны, связанная со структурными особенностями хозяйства, низким уровнем официальной безработицы на селе, а также значительным притоком мигрантов и беженцев, которые в большей степени увеличивают трудоспособное население. В наибольшей степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы.

2.2 Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации

Структурный дисбаланс, который имеется сегодня на рынке труда в большей степени можно объяснить деформацией системы высшего образования, произошедшим за последние годы, разрывом между уровнями образования, который не отвечает сегодняшним требованиям уровнем возможности получения высшего образования для различных социальных групп молодежи. В настоящее время наиболее острой проблемой является проблема регулирования рынка труда и, в особенности, уменьшения структурного дисбаланса между имеющейся на рынке труда рабочей силой и пользующейся спросом на нее. В тоже время эта проблема является всего лишь частным аспектом фундаментальной проблемы современного общества – общества технологического риска – качества человеческого капитала. Огромные производства, транспортные потоки, энергетика и др. ставят общество в зависимость: чем квалифицированней и чем выше профессиональный уровень персонала, тем меньше вероятность техногенных катастроф. Понятие данной зависимости отражается в нормативных документах, которые принимаются на различных уровнях. «Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане» - такой вывод прозвучал в Программе модернизации образования России, подготовленной Центром стратегических исследований.[21]

Особенности рынка труда и качество рабочей силы в большей мере определяется региональной спецификой и характеризуется не только социально-экономической ситуацией в регионе, но и обусловливают в нем динамику социальных процессов. Поэтому так важна роль органов государственной власти на региональном уровне, которой необходимо более инициативно активизировать эмпирические и теоретические исследования региональных рынков труда, результаты которых могут служить основой управления социальными процессами в регионе.

Надо заметить, что рынок труда как часть рынка, также как и институт рынка в целом взаимодействует с другими социальными институтами и тем самым обеспечивает и, в определенной мере, определяет воспроизводство общества и, следовательно, воспроизводство социальности определенного типа. Вследствие этого формирующийся региональный рынок труда надо рассматривать, исходя как из уже имеющегося, так и из предполагаемого типа социальности будущего общества.

Современное развитое общество характеризуется постиндустриальным или информационным обществом, что подчеркивает доминирующую роль в нем коммуникативных процессов, высокотехнологичных отраслей промышленности, использующих современные информационные технологии, развитой сферы услуг. При этом высокотехнологичные отрасли требуют высококвалифицированной рабочей силы, а сфера услуг – менее квалифицированной. В этом и проявляется особенность и двойственный характер рынка труда информационного общества.

На сегодняшний момент в Россия идет этап накопления капитала. В данный период объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила. Это подтверждается эмпирическими данными как по региональному рынку труда, так и по рынку труда в целом по России.[22]

Потому действия органов управлений, направленные на региональный рынок труда, должны исходить из вышесказанного противоречия.

Таким образом, регулирование органами регионального управления рынка квалифицированной рабочей силы строится с учетом того, что:

1) в настоящее время в регионах РФ и в целом в России идет процесс накопления капитала, с характеризующийся для него структурой рынка труда, то есть значимое доминирование востребованности низко квалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным;

2) ориентиром развития модели структуры рынка труда станет та модель, которая будет выбрана.

Выделяют следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:

1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

2) государственные возмещения последствий безработицы;

3) формирование дополнительных рабочих мест;

4) системное управление процессами в сфере занятости населения на рынке труда (подготовка и переподготовка кадров, создание социально перспективных рабочих мест, трудоустройство и поиск кандидатов на вакантные места, закрепление кадров и организация их направленной миграции и пр.).

Конечно, что отдельно взятые стратегии, такие как 1 и 3, не приведут к желаемому результату, хотя и могут оказать частичное компенсаторное воздействие на рынок труда и сферу занятости. И только выбор меры 4 может привести к успеху в попытках региональной власти оказывать влияние на рынок труда и сферу занятости на уровне субъекта РФ.[23]

Надо сказать, что системное управление на региональными процессами, происходящими в сфере занятости населения и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов. При этом:

- федеральные приоритеты исходят из необходимости перехода к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникаций и услуг;

- региональные приоритеты учитывают уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и, в целом, социокультурную динамику региона.

В связи с этим при определении мер по регулированию регионального рынка труда необходимо сформировать региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Тем самым можно будет в будущем оказывать влияние на поведение субъектов на рынке труда. При этом надо определить их состав и структуру, выявить динамику и сделать определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу. Появится возможность сглаживать дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.[24]

Можно сделать вывод, что имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи.

Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда: внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы; государственная компенсация последствий безработицы; создание дополнительных рабочих мест; системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда.

3 Рынок труда Тюменской области

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в августе-октябре 2010г. по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости составила в Тюменской области, по оценке, 1918,9 тыс. человек (55,9% от общей численности населения области), в их числе 1795,7 тыс. (52,3% от общей численности населения области) классифицировались как занятые экономической деятельностью и 123,2 тыс. человек (3,6% от общей численности населения области) – как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).[25]

Динамика численности экономически активного населения в регионах области.[26]

Экономически

активное

население,
тыс.
человек

В том числе

Уровень

безработицы,

в % к
экономически
активному
населению

занятые безработные

Тюменская

автономных

округов)

2009г.
январь 691,7 650,2 41,5 6,0
февраль 644,2 566,2 78,0 12,1
март 728,1 680,0 48,1 6,6
апрель 738,9 695,5 43,4 5,9
май 680,5 619,8 60,7 8,9
июнь 637,5 576,5 61,0 9,6
июль 726,0 681,0 45,0 6,2
август 719,3 684,9 34,4 4,8
сентябрь 702,2 667,4 34,8 5,0
октябрь 697,3 658,6 38,8 5,6
ноябрь 693,4 650,8 42,6 6,1
декабрь 693,1 643,3 49,7 7,2
2010г.
январь 683,2 629,3 53,9 7,9
февраль 651,9 604,0 47,9 7,3
март 654,0 603,7 50,3 7,7
апрель 653,9 605,8 48,0 7,3
май 655,0 607,7 47,3 7,2
июнь 655,4 609,0 46,4 7,1
июль 660,7 613,6 47,1 7,1
август 682,7 633,5 49,2 7,2
сентябрь 691,6 643,1 48,5 7,0
октябрь 691,3 644,0 47,3 6,8

В сентябре 2010г. в организациях Тюменской области работало 1507,2 тыс. человек.

По сравнению с соответствующим периодом 2009г. среднесписочная численность работников по области снизилась на 0,6%. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре численность сократилась на 0,7%, в Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,9%, в Тюменской области (без автономных округов) увеличилась на 0,7%. Среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в сентябре 2010г. по области составила 1274,0 тыс. человек, из них 52,5% работало в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, 22,3% - в Ямало-Ненецком автономном округе, 25,2% - в Тюменской области (без автономных округов).[27]

Численность граждан, нашедших работу при содействии службы занятости на 5.03.2010г. - 2871 чел., в том числе безработных – 1457 чел.

Потребность в работниках, заявленная работодателями составила 11174 человек. Основная часть заявленных вакансий приходится на строительство (31,1%), здравоохранение (8,3%), образование (6,5%).

По состоянию на 5 марта 2010 года 326 организаций области включены в мониторинг предполагаемого увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и введения режима неполной занятости, в т.ч. в 233 организациях предполагается увольнение работников, в 8 из них - введен режим неполной занятости, а в 93 - введен только режим неполной занятости и высвобождение работников не планируется.

С 26 февраля по 5 марта 2010 года сведений о высвобождении работников не поступало.[28]

Общая численность работников организаций области, предполагаемых к увольнению, составила 5501 человек (за неделю 13 человек).

Из числа уволенных 2065 человек обратились в органы службы занятости (за неделю – 3 человека).

По состоянию на 5 марта 2010г. численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя - 7816 чел., находятся в простое по вине работодателя 1892 человек.

Своевременная выплата заработной платы сотрудникам - первоочередная задача, стоящая перед руководителями всех предприятий.

В 2010 году прокуратурой области совместно с представителями управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Государственной инспекцией труда в Тюменской области, областного Департамента труда и занятости населения, ТМООП «Тюменский облсовпроф» с целью оперативного реагирования на незаконные действия работодателей будет продолжена работа мобильной группы, осуществляющей выезды в районы, где остро стоят вопросы невыплаты заработной платы.

3 марта 2010 года состоялось заседание комиссии по выплате заработной платы при губернаторе Тюменской области с участием профсоюзов.

Задолженность по заработной плате на 2 марта 2010 года по Тюменской области (без учета автономных округов) составляет 8,8 млн. рублей.

В органах исполнительной власти Тюменской области, на территориях муниципальных образований продолжают работать телефоны «горячей линии».[29]

На заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в I квартале 2010 года запланировано рассмотреть вопрос: «О влиянии мирового кризиса на рынок труда».

ТМООП «Тюменский облсовпроф» продолжает работу с обращениями граждан. В правовой отдел обращаются по сокращению штатов, задержкам заработной платы, нарушениям трудового законодательства. С начала 2010 года обратилось более 60 членов профсоюзов по данным вопросам.

ТМООП «Тюменский облсовпроф» еженедельно по информациям областных организаций профсоюзов и областного департамента труда занятости Тюменской области продолжают отслеживать ситуацию на рынке труда.[30]

Таким образом можно отметить, что численность экономически активного населения в Тюменской области в 2009г составила в среднем 696,0 тыс. человек, уровень безработицы в среднем составил 7 %. В 2010г ситуация сильно не изменилась. Численность экономически активного населения составила в среднем 667,9 тыс. человек, а уровень безработицы составил 7,3%. Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Тюменской области остается в целом стабильной.

Заключение

Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. куплей и продажей. Главная задача рынка труда - обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения.

Составными частями рынка труда являются: стороны рыночных отношений или субъекта рынка; конъюнктура рынка; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынков труда; органы службы занятости населения; инфраструктура рынка труд; альтернативные временные формы обеспечения занятости;- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; система финансирования политики занятости и службы занятости населения.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть трудодефицитной, трудоизбыточной, равновесной.

Рынок труда классифицируют на внешний (профессиональный) рынок труда и внутренний рынок труда нацелен.

Российский рынок формируется на базе фрагментарного рынка труда действовавшего в советское время.Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда.Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Рынки труда в России весьма существенно различается в разных регионах. Российский рынок руда несбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре. Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала.

Государственная политика занятости населения является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда. Государственная политика занятости может быть активной и пассивной.

Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности.

Территориальный ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и юг страны. Это республики Северного Кавказа, Восточной Сибири, и Дальнего Востока. Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от столицы — это Владимирская, Ивановская и Кировская области, и Республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия — на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан.

Несколько лучше ситуация в западных регионах страны, связанная со структурными особенностями хозяйства, низким уровнем официальной безработицы на селе, а также значительным притоком мигрантов и беженцев, которые в большей степени увеличивают трудоспособное население. В наибольшей степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы.

Таким образом, в России происходит усиление региональной дифференциации по уровню безработицы.

Имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи.

Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:

1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

2) государственная компенсация последствий безработицы;

3) создание дополнительных рабочих мест;

4) системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда.

Что касается рынка труда Тюменской области, то можно сказать, что численность экономически активного населения в Тюменской области в 2009г составила в среднем 696,0 тыс. человек, уровень безработицы в среднем составил 7 %. В 2010г ситуация сильно не изменилась. Численность экономически активного населения составила в среднем 667,9 тыс. человек, а уровень безработицы составил 7,3%. Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Тюменской области остается в целом стабильной.

Библиографический список

1. Коваленко Е. Г.Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Концепция действий на рынке труда на 2008 – 2010 годы.

3. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда»/ А.Л.Мазин.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2088. -575с.

4. Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с.

5. Региональная экономика: Учебное пособие/Под ред. М.В.Степанова.- М.:ИНФРА-М, изд-во Рос. Экон. Акад., 2000.-463 с.

6. Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с.

7. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.

8. Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с.

9. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование).

10. http://www.oblprof.ru/novosti/rynok_truda_05.03.html

11. http://www.tumstat.gks.ru

12. http://credonew.ru/content/view/351/55/

13. http://atlas.socpol.ru/portraits/tumen.shtml

14. http://atlas.socpol.ru

15. http://spimash.ru

16. http://www.gks.ru

17. http://www.ekportal.ru

18. http://www.tumentoday.ru


[1] Цит. по: Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда»/ А.Л.Мазин.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2088. -575с., стр. 30

[2] Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.138

[3] Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.140-141

[4] Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.142

[5] Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 54-56

[6] Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 57-58

[7] Цит. по:Рофе А.И. Экономика труда: учебник/А.И.Рофе.-М.: КНОРУС, 2010.-400с., стр.188

[8] Цит. по:Остапенко Ю.А. Экономика труда: Учеб. Пособие.-2-е изд.,- М.: ИНФРА-М, 2007.-272с., стр. 60

[9] Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с. 366

[10] Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с 367

[11] Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с.368

[12] Цит. по: Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование)., с. 369

[13] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.249

[14] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.250

[15] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.254

[16] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 254-255

[17] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр.255-256

[18] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 256

[19] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 256-257

[20] Цит. по: Региональная экономика. Основной курс: Учебное пособие/Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова.-М.:ИНФРА-М, 2008.-686 с., стр. 259

[21] http://credonew.ru/content/view/351/55/

[22] http://credonew.ru/content/view/351/55/

[23] http://credonew.ru/content/view/351/55/

[24] http://credonew.ru/content/view/351/55/

[25] http://www.tumstat.gks.ru

[26] http://www.tumstat.gks.ru

[27] http://www.tumstat.gks.ru

[28] http://www.oblprof.ru/novosti/rynok_truda_05.03.html

[29] http://www.oblprof.ru/novosti/rynok_truda_05.03.html

[30] http://www.oblprof.ru/novosti/rynok_truda_05.03.html