Реферат: Референдум-форма осуществления власти народом России

Название: Референдум-форма осуществления власти народом России
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Дальневосточный институт законодательства и правоведения

Контрольная работа

по Конституционному праву

Российской Федерации

Тема: «Референдум – форма осуществления

власти народом России».

Выполнила : студентка 3 курса

гр. 1 заочного отделения

Макиенко Марина Николаевна

г. Хабаровск

1999 г.

ПЛАН.

стр.

Введение 2

1. Понятие референдума и его классификация 3

2.Развитие института референдума в России 4

3.Порядок проведения референдумов. 6

Заключение 9

Список литературы 11


ВВЕДЕНИЕ.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. «За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований».1

После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. «После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г.»2 В настоящее время «…референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран»3 .

Целью данной работы является раскрытие понятия референдума, его видов, сравнить как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве его отличия и преимущества

______________________________________________________________

1. Референдум – оружие обоюдоострое//Российские Вести 6 апр.)

2. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн.Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991, №6, с.5)

3. Референдум – оружие обоюдоострое//Российские Вести 6 апр.


1. Понятие референдума и его классификация.

В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. «Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер»1 .

Различия между референдумом и плебисцитом.

В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.

В ходе плебисцита (от лат. «plebs»–простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности.

Различия между референдумом и «всеобщими выборами»

Если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос.

Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии.

Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы:

1. Конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней)

2. Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке)

3. Дозаконодательный или консультативный. «…Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них»2 )

__________________________________________________________________

1. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн.Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991, №6, с.7)

2. Референдум – оружие обоюдоострое.//Российские Вести, 1993, 6 апр.

4. Послезаконодательный (ратифицирующий). «…После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов»1 .

5. Обязательный (при наступлении точно установленных законом условий).

6. Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права).

Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдум проводится и на общенациональном и на региональном и на местном уровнях.

2. Развитие института референдума в России.

В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:

ст.49 (д) «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. На практике и таких референдумов не было. Конституция СССР 1977 г. определила голосование:

ст.5 Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)»2 .

Однако, долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.

За 70-летний период существования СССР первое всенародное голосование на его территории было проведено лишь однажды – 17 марта 1991 года. Была поставлена задача – выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента России. Исторически это стало возможным благодаря тому, что 16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Союз ССР в декабре 1991 года прекратил свое существование. Т.о. Референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.

1. Референдум – оружие обоюдоострое.//Российские Вести, 1993, 6 апр.

2. Конституция и Законы Союза ССР. М., 1983 г. с.7


По данным Национальной службы новостей1 в результате голосования не референдуме 25 апреля 1993 г. ответы избирателей на вопросы распределились следующим образом:

Вопросы референдума Доля избирателей, ответивших «да», в % от числа принявших в голосовании

· Доверяете ли Вы президенту РФ Борису Ельцину.

· Поддерживаете ли Вы экономическую политику, проводимую под руководством Б.Ельцина?

· Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента в 1993 г.?

· Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов в народные депутаты в 1993 г.?

58,7

53,0

49,5

67,2

«Возникший в стране конституционный «вакуум» (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только президентской властью».2 Из-за недостаточности лигитимности для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры, оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, т.е. использовать референдум. Особенностью референдума 12.12.93 г. явилось то, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное Собрание, предусмотренное еще на принятой Конституцией. Возможность того, что проект Конституции может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21.09.93.) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Т.о. для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

1. НСС//Интернет www.nns.ru/elects/voting/elects91_96.html

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. Учебник для юридич. вузов. М.:ИНФРА-М, 1996 г.,с.91.


Референдум о принятии проекта новой Конституции РФ состоялся 12 декабря 1993 г. По данным Национальной службы новостей 58,43% населения РФ проголосовали за принятие новой Конституции1 . Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.

10 октября 1995 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Конституционный Закон «О референдуме РФ».

Основное различие Законов в содержании понятия референдума, что отражалось на круге вопросов, которые могут выноситься на него. В ст.1 Закона СССР говорилось, что референдум – это народное голосование по наиболее важным вопросам государственной жизни, а в республиканском Законе референдум определялся более широко - как всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. В Законе 1995 г. референдум определен, как всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и др. вопросам государственного значения.

В первых двух Законах было записано, что на всенародное голосование выносятся «наиболее важные» вопросы, но критерия для деления вопросов на наиболее важные и остальные не было дано, в связи с чем, нормы толковались по-разному. В новом Законе в ст.3 определены вопросы, которые выносятся на референдум в обязательном порядке и которые не могут выноситься на референдум.

3.Порядок проведения референдумов.

Одним из важнейших условий назначения референдума является четкое выделение предмета голосования и его инициатора.

I этап Порядок реализации инициативы граждан РФ о проведении референдума РФ.

· Каждый гражданин, группа граждан или общественное объединение РФ «не позднее, чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума РФ, могут образовать инициативную группу (ИГ) в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума РФ.»2

1. НСС//Интернет www.nns.ru/elects/voting/elects91_96.html

2. ФЗ «О референдуме РФ» от 10.10.95 № 2-ФКЗ, ст.9


· Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходотайством о регистрации группы.

· Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня поступления ходотайства принимает решение о регистрации ИГ. С момента получения регистрационного свидетельства ИГ вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума РФ.

· Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства ИГ подсчитывает число собранных подписей.

· Подписные листы и экземпляр итогового протокола ИГ передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, которая в течение 15 дней направляет вышеперечисленные документы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

· Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех документов требованиям ФЗ «О референдуме РФ» и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ и ИГ.

II Этап. Назначение референдума РФ.

· Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд.

· В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда.

· Президент издает Указа о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования Указа.

III Формирование комиссий.

· территориальная комиссия (5-9 чел.) по проведению референдума формируется не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента.

· участковая комиссия (5-10 чел.) формируется выборным органом местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдума.

· решения комиссий по проведению референдума публикуются в печати и передаются другим СМИ.

IV Порядок голосования на референдуме.

· В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым, опечатывает ящики для голосования, приглашает граждан приступить к голосованию.

· Гражданин проставляет в списке граждан данные паспорта или заменяющего его документа.

· Заполнение бюллетеня для голосования производится в специально оборудованном месте без постороннего присутствия. Заполненный бюллетень опускается в ящик для голосования. который находится в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.

· По истечении времени голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени (их число заносится в протокол), проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках, вскрывает ящики.

V Подведение итогов.

Пожалуй, самой ответственной стадией в проведении референдума и его законодательном регулировании является подведение итогов. Решение, поставленное на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

· Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования в 3-х экземплярах (1- в территориальную комиссию по проведению референдума; 2 – хранится до окончания работы участковой комиссии; 3 - представляется наблюдателям и СМИ).

· Территориальные комиссии на основании протоколов участковых комиссий устанавливают и протоколируют итоги голосования на соответствующих территориях. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую комиссию субъекта РФ.

· Комиссия субъекта составляет протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту. Первый экземпляр протокола и сводная таблица направляются в Центральную комиссию референдума РФ.

· Центральная комиссия на основании протоколов комиссий субъектов РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет его результаты.

· Центральная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

· Постановлением Центральной комиссии референдума результаты голосования в отдельных субъектах могут быть признаны недействительными.

· Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию не позднее 3 дней после определения результатов референдума. Не позднее 2 месяцев после определения результатов Центральная комиссия публикует в СМИ общие итоги голосования.

Референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.

Решение принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За период 1991-1996 г.г. в России по данным Национальной службы новостей были проведены следующие обшефедеральные голосования1 :

Референдум ( о сохранении СССР и введении поста президента РФ) 17 марта 1991 г.

1. НСС//Интернет www.nns.ru/elects/voting/elects91_96.html


Выборы президента России 12 июня 1991 г.
Референдум ( о доверии Президенту и о необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов) 25 апреля 1993 г.
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

12 декабря 1993 г.

17 декабря 1995 г.

Референдум о принятии проекта новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Выборы президента РФ 1996 г.

1-й тур – 16 июня 1996 г.

2-й тур – 3 июля 1996 г.

Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума,как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

Т.о. можно сделать вывод, что референдум в любой стане будет политически и идеологически эффективен с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, «…если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…»1 , и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

1. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн.Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991, №6, с.14.


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ 1993 г.М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998 г.

2. Федеральный Конституционный Закон о референдуме РФ.№ 2-ФКЗ от 10.10.95 г.

3. ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»//Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97 г.

4. Закон о референдуме РСФСР. № 241-1 от 16.10.1990.

5. Конституция и Законы Союза ССР. М, 1983 г.

6. Конституция (основной закон) СССР с изменениями и дополнениями, принятыми на седьмой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва. М.1970 г.

7. М.В.Баглай, Б.Н.Габричидзе. Конституционное право РФ. Учебник для юридич. вузов. – М., 1996 г.

8. М.Н.Марченко. Референдум, как форма непосредственной демократии.//Вестн. Моск.ун-та. серия 11, Право. 1991. №6)

9. Н.Панов, Л.Хахулина, С.Шпилько. Реформа, закон и народ//Народный депутат, 1990 № 15.

10. Референдум – оружие обоюдоострое.//Российские Вести 1993, 6 апр.

11. Шумейко В. Зачем нужен референдум?// Известия, 27 февр. 1993 г. № 38.

12. Г.Водолазов. Референдум: сеанс черной магии с разоблачением.//Известия23 апр.1993, № 76.