Реферат: Таможенная стоимость товара и методы ее определения

Название: Таможенная стоимость товара и методы ее определения
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра административного права и таможенного дела

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Таможенное право»

на тему «Таможенная стоимость товара и методы ее определения»

Выполнил: студент 4-го курса заочной формы обучения группа ТМДз-07-2 Дохлик Ирина Викторовна

Подпись________________

Научный руководитель: доцент кафедры АПиТД Бедарев Игорь Александрович

Подпись_________________

Чита

2011

Содержание

Введение2

Глава 1. Таможенная стоимость товара. 2

1.1Определение таможенной стоимости. 2

1.2Порядок декларирования таможенной стоимости товара. 2

1.3Порядок контроля таможенной стоимости. 2

.1.4 Контроль таможенной стоимости товара после их выпуска………..19

Глава 2. Методы определения таможенной стоимости товара. 21

2.1Шесть методов определения таможенной стоимости. 21

2.2Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость товаров…Ошибка! Закладка не определена.

Заключение. 2

Список использованных источников…...........................................................33

Приложение 1. 2


Введение

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. За базу исчисления таможенных платежей берется таможенная стоимость. Она же используется в качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость (НДС), и других пошлин и налогов.

Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным нормам.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т. е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогового обложения.

Также одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости. На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления. Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, налогов. Таким образом, вопрос определения таможенной стоимости является одним из важнейших во всем экономическом блоке таможенной политики РФ.

Цель курсовой работы – рассмотреть таможенную стоимость товара, проанализировать практику применения законодательно установленных методов определения таможенной стоимости.

Предметом исследования – является таможенная стоимость товара.

Задачи:

1. Дать определение понятию таможенной стоимости и рассмотреть назначение и направление её использования.

2. Охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости.

3. Раскрыть сущность каждого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами, идентичными товарами, однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости и резервный метод)


Глава 1. Таможенная стоимость товара

1.1 Определение таможенной стоимости

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Стороны при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства. [1]

Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» от 25.01.2008 г. устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза. Положения настоящего Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим. В иных случаях положения настоящего Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства соответствующей Стороны.

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться Сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 ст.4.


1.2 Порядок декларирования таможенной стоимости товара

Соглашение[2] определяет основные положения порядка декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств - участников таможенного союза (далее - ввозимые товары), и товаров, вывозимых с этой территории, в соответствии с которым будут разрабатываться международные договоры государств - участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе.

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"декларирование таможенной стоимости" - заявление сведений, необходимых для определения таможенной стоимости товаров;

"декларация таможенной стоимости" - таможенный документ, в котором указывается таможенная стоимость товаров и сведения, необходимые для ее определения.

Декларирование таможенной стоимости товаров, вывозимых с единой таможенной территории государств - участников таможенного союза, производится в соответствии с законодательством государства Стороны, в котором осуществляется декларирование этих товаров.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с международными договорам и государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления таможенному органу одной из Сторон, производящему таможенное оформление товаров, сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров производится в письменной, электронной и иных формах, определенных международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе.

Сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями необходимыми для таможенных целей.

Заявляемая таможенная стоимость ввозимых товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

За достоверность сведений, указанных в декларации таможенной стоимости, несет ответственность лицо, определенное международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе. С момента принятия таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, декларации таможенной стоимости эта декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью таможенной декларации. Если декларация таможенной стоимости в случаях, установленных решением Комиссии таможенного союза, не заполняется, сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров заявляются в таможенной декларации.

Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение декларации таможенной стоимости, таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, вправе потребовать представления декларации таможенной стоимости для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров. Формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. До вступления их в силу действуют нормы законодательства каждого из государств Сторон. Формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения подлежат официальному опубликованию в государствах Сторон.

Для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется курс валют в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, на территории которого производится таможенное оформление товара, действующий на день принятия таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе.

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.

ДТС заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем (далее - лицо, заполняющее ДТС).

В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.

В случае если в одной партии декларируемых товаров содержатся товары нескольких наименований, то распределение между ними подлежащих включению в таможенную стоимость товаров расходов (компонентов) должно осуществляться в порядке, определенном в Разделе II Порядка для заполнения соответствующей графы ДТС-1.

ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку).

Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза (статья 183 Кодекса).

В случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза ДТС может быть представлена в форме электронного документа.

ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС.

Оба экземпляра ДТС подписываются и удостоверяются в соответствии с пунктом 18 Порядка.

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), декларируемые с использованием декларации на товары, за исключением случаев, указанных в пункте 8 Порядка.

При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 4 Соглашения (далее - метод 1) заполняется ДТС-1 (приложение N 2 к Порядку).

При определении таможенной стоимости товаров методами определения таможенной стоимости, предусмотренными статьями 6 - 10 Соглашения, используется ДТС, форма и правила заполнения, которой устанавливаются государствами - членами Таможенного союза.

Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС в следующих случаях:

- если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

- если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований Кодекса;

- если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную 10000 (десяти тысячам) долларов США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора (контракта), а также повторяющихся (два и более раза) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам (контрактам);

- если в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

- если в соответствии с Кодексом, иными международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами (не облагаются таможенными пошлинами и налогами).

Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно мотивированно в произвольной форме потребовать представления ДТС.

ДТС-1 состоит из двух основных и необходимого числа дополнительных листов. Первый основной лист содержит сведения, заявляемые в декларации на товары, во втором листе указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости.

Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).

Если при определении таможенной стоимости по методу 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, не производятся дополнительные начисления и (или) вычеты из нее и такая цена за каждое наименование товара выделена из общей суммы контракта и (или) счета-фактуры на конкретную товарную партию, заполнение ДТС-1 на все номера товаров не требуется - заполняется только первый лист основной формы ДТС-1. На втором листе основной формы ДТС-1 в графе "Дополнительные данные" производится запись: "Таможенная стоимость товаров равна цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате". Остальные графы второго листа остаются незаполненными.

Если в документах встречается написание наименований лиц с использованием букв латинского алфавита, то такие сведения указываются в ДТС буквами латинского алфавита.

Стоимостные показатели на втором и дополнительных листах ДТС округляются по математическим правилам с точностью до второго знака после запятой, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза.

Исправления приводимых в ДТС сведений, не влияющих на величину таможенной стоимости товаров, производятся исключительно лицом, ее заполнившим, путем вычеркивания указанных и внесения необходимых данных посредством надпечатывания с использованием печатающих устройств или надписания синей или черной шариковой ручкой (или с помощью иных средств, производящих нестираемую графическую линию). Каждое исправление должно быть заверено подписью лица, заполнившего ДТС (или, соответственно, работником этого лица), и удостоверено в порядке, установленном пунктом 18 Порядка.

Пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена Таможенного союза производится по курсу валют, действующему на день регистрации декларации на товары таможенным органом.

Если Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза предусмотрен иной день применения курса иностранной валюты для целей определения таможенной стоимости и (или) исчисления таможенных пошлин, налогов, указывается курс иностранной валюты на этот день.

Если в соответствующей графе ДТС недостаточно места для заявления лицом, ее заполняющим, сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа служебных отметок, необходимые сведения должны быть указаны в графе "Дополнительные данные" соответствующего листа либо на отдельных листах формата A4, которые являются неотъемлемой частью ДТС. В соответствующих графах ДТС, к которым относятся приводимые в графе "Дополнительные данные" и (или) на отдельных листах сведения, должна быть сделана соответствующая запись, отсылающая к графе "Дополнительные данные" или к отдельным листам соответственно: "см. доп. N ___ на __ л.".

На каждом листе дополнения необходимо указать:

- "Дополнение N ___, к ДТС N ___";

- порядковый номер декларируемого товара в виде записи: "Товар N __" и по каждому товару - номер графы и те сведения, которые вносятся в эту графу в соответствии с правилами заполнения этой графы.

Если на одном отдельном листе места для указания вносимых в одну графу сведений недостаточно, такие сведения приводятся на нескольких отдельных листах формата A4. В этом случае в правом верхнем углу указывается номер листа по порядку. Нумерация отдельных листов всегда начинается заново.

Каждый экземпляр дополнения в правом нижнем углу должен быть подписан лицом, заполнившим ДТС, и удостоверен в порядке, установленном пунктом 18 Порядка.

Количество экземпляров каждого такого дополнительно прикладываемого листа должно соответствовать количеству экземпляров ДТС.

В электронную копию ДТС лицом, ее заполнившим, должны вноситься все сведения, содержащиеся в дополнениях.

Для заявления сведений в ДТС применяются классификаторы и перечни нормативно-справочной информации, используемые для таможенных целей.

ДТС, а также дополнения к ДТС, когда они заполняются, удостоверяются и подписываются в соответствующей графе основных листов ДТС, в соответствующем поле каждого дополнительного листа ДТС и дополнении с указанием даты, лицом, заполнившим ДТС. Удостоверение ДТС производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством - государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, лицо, заполнившее ДТС, должно иметь печать.

Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица, заполнившего ДТС, вписывать какие-либо данные в графы, заполняемые этим лицом, или вносить изменения, дополнения или исправления в указанные в этих графах сведения.

Все отметки должностного лица таможенного органа, за исключением регистрационного номера, датируются и заверяются его подписью и оттиском личной номерной печати.


1.3 Порядок контроля таможенной стоимости товаров

Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок) определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - товары)[3] .

Нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться случаи, когда контроль таможенной стоимости товаров осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости товаров, вывозимых с единой таможенной территории Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с единой таможенной территории Таможенного союза.

Порядок разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) и Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее - Соглашение), и применяется:

· при осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров;

· при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров;

· при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, по которым принято решение в отношении их таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо) при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:

· по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

· о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;

· полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;

· полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;

· полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.


1.4 Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска

Контроль таможенной стоимости после выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение по таможенной стоимости, осуществляется в соответствии со статьей 99 Кодекса[4] .

При обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Декларант (таможенный представитель) в установленном порядке осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров путем представления в таможенный орган надлежащим образом заполненных декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.

Если декларантом (таможенным представителем) в срок, установленный в государстве - члене Таможенного союза, не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров или такая корректировка осуществлена ненадлежащим образом (неправильно), то корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется уполномоченным лицом таможенного органа. В этом случае уполномоченное лицо таможенного органа заполняет в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, осуществляется в соответствии с главой 14 Кодекса.



Глава 2. Методы определения таможенной стоимости

2.1 Шесть методов определения таможенной стоимости

Таможенная стоимость товара представляет собой специфически определяемую стоимость в целях таможенного обложения, внешнеторговой статистики, применения мер государственного регулирования ВЭД.

Порядок и методика определения таможенной стоимости товара, перемещаемого через границу России, изначально были определены в законе РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. Таможенная стоимость определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости и заявляется им таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу РФ.

Международная практика и российское законодательство предусматривают шесть методов определения таможенной стоимости товаров:

1. Определение таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. В России оформляется этим методом более 90% деклараций таможенной стоимости. Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. Для расчета используются данные, содержащиеся в счете-фактуре, а также сведения о дополнительных суммах расходов: транспортных расходов, страховых сумм, комиссионных вознаграждений, стоимость упаковки, многооборотной тары и др.

Применение данного метода не допускается, если: существуют ограничения (не влияющие на цену сделки) в отношении прав покупателя на оцениваемый товар; продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, заявленные декларантом, не подтверждены документально либо не определены количественные данные, используемые декларантом; участники сделки являются взаимозависимыми лицами.

2. Определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми, в том числе, но физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения, производителю. При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами учитываются расходы, указанные в первом методе.

Этот метод применяется при соблюдении ряда условий. Идентичные товары должны быть импортированы и проданы не ранее 90 дней до ввоза оцениваемых товаров на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах; должны быть приняты во внимание документально подтвержденные доходы, которые учитываются при определении таможенной стоимости по первому методу; если выявляется более одной сделки, то для определения таможенной стоимости применяется самая низкая ставка.

3. Определение таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. За однородные принимаются такие товары, которые не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики, состоят из схожих компонентов, что позволяет выполнить те же функции, быть коммерчески взаимозаменяемыми, т. е. качество, наличие товарного знака, страна происхождения, производитель совпадают.

Данный метод применяется при соблюдении следующих условий: используются принципы второго метода; товары не считаются идентичными или однородными, если они не были произведены в той же стране, что и идентичные или однородные товары; товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, художественное оформление, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы выполнены в России.

4. Метод вычитания стоимости применяется в тех случаях, когда оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния. За основу берется цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участником сделки, не зависящим от продавца.

Из цены единицы товара вычитаются: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида; суммы импортных таможенных пошлин, налоги, сборы и другие платежи, связанные с ввозом и продажей товаров; обычные расходы, понесенные в РФ на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы и страхование.

5. Метод сложения стоимости. За основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителями в связи с производством оцениваемого товара; общих затрат, характерных для продажи в РФ товаров из страны-экспортера; страхования до таможенной границы; прибыли, которую обычно получает экспортер при поставке в Россию товаров.

6. Резервный метод. Этот метод применяется в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом последовательным применением вышеперечисленных методов, а также, если таможенный орган аргументировано считает, что указанные методы не могут быть применены.

При использовании резервного метода российский таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. При этом не допускается использование: цены товара на внутреннем российском рынке; цены товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны; цены на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения; цены товара, произвольно установленной или достоверно не подтвержденной.

Правильность определения таможенной стоимости товаров, ее обоснованность контролируются таможенными органами.


2.2 Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость товаров

1. При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:

- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;

- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс);

- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара, сделки;

- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;

- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;

- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);

- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

2. При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:

- документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом: таможенная декларация, декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1), внешнеторговый договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему, счет-фактура и другие коммерческие документы, а также другие документы и сведения, которые были представлены декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров (включая дополнительные документы и сведения);

- документы и сведения, подтверждающие обоснованность и точность корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве, расходов по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

- расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, расходов на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 5 Соглашения (если такие корректировки проводились).

3. При определении таможенной стоимости по методу вычитания лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:

- учредительные документы декларанта;

- учредительные документы лица, которому проданы оцениваемые, идентичные или однородные товары;

- договоры, по которым оцениваемые, идентичные или однородные товары проданы на таможенной территории Таможенного союза;

- счета-фактуры, выставленные при продаже товаров на таможенной территории Таможенного союза, оформленные в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза;

- банковские документы (если счета-фактуры оплачены), бухгалтерские документы, счета-фактуры, отражающие затраты, связанные с ввозом и реализацией товара на таможенной территории Таможенного союза (о вознаграждениях посреднику (агенту, комиссионеру), коммерческих и управленческих расходах, расходах на перевозку и страхование, получаемой прибыли);

- документы и сведения о стоимости, добавленной в результате переработки (обработки) ввозимых (ввезенных) товаров, если такие товары продаются после их переработки: договор возмездного оказания услуг по переработке, счета-фактуры (инвойсы), выставленные исполнителем заказчику, банковские документы по оплате этого договора, бухгалтерские документы (калькуляция) о стоимости переработки (обработки);

- документы по оплате таможенных пошлин, налогов, сборов, уплачиваемых в государстве - члене Таможенного союза в связи с ввозом и продажей товаров на территории этого государства - члена Таможенного союза;

- другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходов, подлежащих вычету из нее.

4. При определении таможенной стоимости по методу сложения лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:

- бухгалтерская документация производителя оцениваемых товаров, содержащая сведения о расходах по изготовлению или приобретению материалов, о расходах на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых (ввезенных) товаров, коммерческие счета производителя оцениваемых товаров, составленные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;

- бухгалтерская документация производителя и (или) экспортера, содержащая сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;

- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

- счет-фактура (инвойс) за транспортировку (калькуляция транспортных расходов), документы, подтверждающие расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;

- документы и сведения о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар;

- документы об оплаченной стоимости проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

5. При определении таможенной стоимости по резервному методу декларантом (таможенным представителем) должны быть представлены следующие документы:

- в зависимости от основы, выбранной для определения таможенной стоимости, документы и сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 настоящего перечня;

- копии первого (обложка с указанием наименования и даты источника информации) и соответствующих листов независимых публичных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым идентичные, однородные или товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в тот же или соответствующий ему период времени, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров;

- публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также котировки цен мировых бирж;

- договоры аренды, лизинга, мены, дарения и другие договоры, содержащие сведения о стоимости или расчеты стоимости ввозимых товаров;

- счета-проформы, спецификации, содержащие стоимостную оценку товаров;

- страховые документы;

- транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров;

- отчет об оценке товара, проведенной в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, регулирующим оценочную деятельность;

- другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной таможенной стоимости.


Заключение

Дальнейшее совершенствование таможенной фискальной политики России неразрывно связано с интенсификацией определения таможенной стоимости товаров. Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля. Для этого имеются все основания. Приведенная система методов определения таможенной стоимости и методология ее декларирования служит методической базой для контроля таможенной стоимости. Следующим шагом по пути создания постоянно действующей системы контроля должно быть проведение оптимизации структуры управления подразделений, занимающихся таможенной стоимостью.

Правильный выбор критериев эффективности тесно связан с главной целью, стоящей перед таможенными органами, - обеспечение экономической безопасности страны.

Оценка факторов, влияющих на выполнение этой задачи, заключается а систематизации, количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых может зависеть решение задач. Проведение постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников внешнеэкономической деятельности, тщательный контроль таможенной стоимости, устранение утечки валютной выручки - вот некоторые пути достижения этой цели.


Список использованных источников

1. Таможенный кодекс таможенного союза. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. – 191 с.

2. Соглашение от 12.12.2008 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

3. Соглашение от 12.12.2008 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

4. Соглашение от 25.01.2008 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

5. Решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 г. «О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров».


Приложение 1


[1] Соглашение от 25 января 2008 года

[2] Соглашение от 12 декабря 2008 года

[3] Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376

[4] Таможенный кодекс таможенного союза. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. – 191 с.