Курсовая работа: Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества

Название: Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Факультет: «Экономический»

Кафедра: «Экономическая теория и сельская кредитная кооперация»

Курсовая работа

«Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества»

Выполнила: студентка гр. Бэм-21

Бейникова К.С.

Проверила: Христенко М.А.

Волгоград, 2010 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3-4

1.Сущность предпринимательства

1.1. История предпринимательства………………………………………5-7

1.2. Предпринимательство: экономическое содержание,

признаки, виды…………………………………………………………..8-14

2. Риск в предпринимательстве. Особенности предпринимательства

в сельском хозяйстве

2.1. Риск в предпринимательстве. Методы снижения риска…………15-22

2.2. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве………23-26

Заключение…………………………………………………………………..27

Список используемой литературы………………………………………28-29

Введение.

Целью моей работы является определения понятия
«Предпринимательство». Исследовать его историю и роль в современном мире, в том числе и в России.

В русском языке слово "предпринимательство" употребляется в двух общих значениях: характеризуя определенный вид деятельности; обозначая определенную общественную группу, занимающуюся этой деятельностью. Поскольку последнее всегда определяется через первое, нас интересует только первое из обычных словоупотреблений. Итак, предпринимательство есть некая деятельность, вид деятельности. Деятельность, в свою очередь, есть вид активности человека. Активность есть форма существования человека как свободной личности. В количественном отношении активность может варьироваться от минимальных энергетических затрат на элементарные витальные процессы до сверхзатрат энергии на осуществление крупномасштабных общественных идеалов. В качественном отношении активность разделяется на: спонтанную активность: - жизнь в узком смысле слова; - витальный процесс, детерминируемый природными факторами; вынужденную активность. Слово "предпринимательство" ассоциируется, прежде всего, с экономической активностью.

Экономическая активность - это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом некоторых благ (материальных или духовных).

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.

В странах с устоявшейся рыночной экономикой предприниматель, как правило, чётко следует законам, регулирующим его деятельность, что гарантирует его нормальные взаимоотношения со всеми участниками процесса. В экономике России рынок пока не стабилен, у его участников отсутствует правовая культура. Это затрудняет, а иногда и делает невозможной нормальную предпринимательскую деятельность. Строгое соблюдение законов позволит создать в России организованный рынок, что, в свою очередь, будет способствовать успешному развитию предпринимательства. В данной работе использованы статьи таких учёных как: Бусыгин А.В., Гукасьян Г.М., Грядов С.И., Лапуста М.Г. Гукасьян Г.М. считает, что предпринимательство-это риск, предприимчивость, ответственность и активный поиск. Бусыгин А.В. рассматривает предпринимательство, как руководство, связанное с распоряжением чужим имуществом. Грядов С.И. утверждает, что предпринимательство есть искусство ведения деловой активности.

1. Сущность предпринимательства.

1.1. История предпринимательства.

Ни за рубежом, ни у нас еще пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства. "Первая волна", которая возникла еще в XVIII в, была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

"Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты.
Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер. В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской

роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе [8, 278 с.]

В Европе слово «предприниматель» (антрепренер) известно со средних веков: так называли организаторов парадов и музыкальных представителей, но чаще руководителей крупных производственных или строительных проектов. При этом руководитель проекта ни чем не рисковал, он лишь организовывал его организацию, используя предоставленные ресурсы. В роли предпринимателей выступали, как правило, духовные лица: именно им обычно поручали возведение общественных зданий, соборов, монастырей.

Итак, в средние века предпринимательство-это руководство крупномасштабными и общественно значимыми работами, связанное с распоряжением чужим имуществом [6, 57 с.].

А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли [1, 107 с.].

В XVII в. предпринимателем считали человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или поставку определённой продукции. Стоимость контракта оговаривалась заранее, поэтому размеры

прибыли или убытков определялись исключительно удачливостью предпринимателей: если удавалось выполнить контракт, затратив меньше средств, возрастал предпринимательский доход.

В XVIIIв. с зарождением капитализма стали различаться собственники капитала и дельцы, заставляющие этот капитал работать, то есть выделились функции предоставления капитала и предпринимательская.

В России предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев, купцов. Расцвело оно в эпоху правления Петра I (1689-1725): создавались мануфактуры, бурно развивались горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известными русскими заводчиками и землевладельцами стали Демидовы, родоначальник династии которых - тульский кузнец.

К началу XX в. в России предпринимательство становится массовым явлением. Однако после Первой мировой войны и двух революций - Февральской и Октябрьской (1917 г.)-был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика (1921-1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свёртывается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация. С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации [2, 39 с.].

Сегодня понятие «предпринимательство» наполнилось новым содержанием. В современном мире предприниматель-это человек, способный увидеть перспективу и потребности рынка, обладающий необходимыми знаниями в сфере управления производством и использования производственных ресурсов для получения дохода [13, 260 с.].

1.2. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды.

В российском законодательстве трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Предпринимательская деятельность невозможна в условиях жёсткой централизованной системы - предприятия в такой экономике занимаются хозяйственной деятельностью, а не предпринимательством. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операция с ценными бумагами [9, 125 с.].

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство-это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства - основная.

К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным

образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках при перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путём продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными [11, 77 с.].

Коммерческое предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

Финансовое предпринимательством - разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги. Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход [4, 449 с.].

Страховое предпринимательство – это особая форма финансового

предпринимательства, заключающаяся в том. Что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов – необходимое звено деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений:

1. Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.

2. Внедрение нового метода производства.

3. Освоение нового рынка сбыта.

4. Получение нового источника сырья или полуфабриката.

5. Проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации.

Это качество предпринимательства заметил Ж.Б. сей, который дополнил формулировку, данную А.Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны её разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заёмный, чужой капитал. Однако заёмный капитал подлежит возврату с определённой долей прибыли (процента). Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает [9, 36 с.].

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчётом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель ориентирована не только на свои ресурсы, но и на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательство существует в разных форма. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на: государственное и частное.

Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.

В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

● он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

● не регламентирован в объёмах бизнеса;

● не ограничен твёрдой ценой.

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех

занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система

франчайзинга (от franchise-льготный) и венчурного (от venture-рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определённой территории и в определённой форме. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят - деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма-это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы,

которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо

специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.)

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В предпринимательстве выделяют три формы:

1) индивидуальное, или частное;

2) товарищество, или партнёрство;

3) корпорация (акционерное общество).

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого являются один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал - в этом недостатки индивидуального предпринимательства.

Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобождён от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.п.

Товариществом, или партнёрством, называется бизнес, которым владеют два человека и более. Партнёрство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнёрства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы её участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнёрства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединённых для совместной предпринимательской деятельности. Личного участия создателей в ведении дел общества не требуется. Фирмы, основанные по принципу общества, могут управляться наемными менеджерами [15, 170 с.].

Имущество общества обособляется от имущества его участников. Создатели общества утрачивают право собственности на свое имущество, а такое право возникает у самого общества, участники общества имеют только долю в этом имуществе. Любые сделки по распоряжению имуществом осуществляются самим обществом без согласия его участников. Предприятие, созданное но принципу общества, является независимым субъектом, которому предоставляются те же права, что и отдельным гражданам. Они включают в себя право собственности, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, право управления своими делами, право обращения в суд и т.д. Также общества несут ответственность перед законом, поэтому на них можно подать в суд.

Важным условием развития предпринимательства является мотивация, т.е. внутренние устремления, побуждающие человека рисковать своими деньгами ради достижения определенных целей, как экономических – получение выгоды, так и социально-психологических – удовлетворения потребности во власти, успехе, творчестве, соперничестве и т.п.

Главным стимулом предпринимательства служит прибыль – доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Она является собственностью предпринимателя и может быть израсходована им по своему усмотрению.

Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любимую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции [1, 53 с.].

2. Риски в предпринимательстве. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.

2.1. Риск в предпринимательстве. Методы снижения риска.

Хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы, государ­ство, осуществляя свою предпринимательскую деятельностью, идут на риск. Риск является одним из основных признаков предпринима­тельства, его ключевым элементом [14, 66 с.].

Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

В толковом словаре В. Даля риск определяется, с одной стороны, как опасность чего либо, а с другой — как действие наудачу, требую­щее смелости, решительности, предприимчивости в надежде на счаст­ливый исход. В этом определении прослеживаются две черты риска: с одной стороны, неудачные экономические последствия хозяйство­вания, ведущие к потере ресурсов и прибыли; с другой — надежда предпринимателя на высокую прибыль ипредпринимательский доход [7, 54 с.].

Риском можно управлять.

Управление предпринимательским риском включает в себя страте­гию и тактику. Стратегиябазируется на долговременных целях и оцен­ках неопределенности хозяйственной ситуации. Она предопределяет тактику.

Тактика— это совокупность методов и приемов, использованных в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достиже­ния поставленных целей. В стратегии управления риском использует­ся ряд методов.

Первый метод управления риском — это устранение, предотвраще­ние риска. Однако здесь существует ряд ограничений:

• невозможно предотвратить риск, связанный с природными ка­таклизмами (землетрясение, наводнение и т. п.);

• не представляется возможным заранее и точно определить изме­нения в

поведении конкурентов;

• нельзя предвидеть все обстоятельства собственной инновацион­ной деятельности.

Можно, конечно, не принимать рискованных решений, но тогда субъект хозяйствования лишится шанса реализовать себя в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход.

Чтобы «не прогореть», предприниматель обязан:

• избегать катастрофических рисков, способных вызвать потери, близкие к размеру собственных оборотных средств;

• избегать риска нежизнеспособности инновационного проекта;

• принимать лишь такой проект, предполагаемые доходы от кото­рого способны покрыть затраты на его реализацию и принести прибыль не ниже уровня банковского процента;

• уходить от рисков незавершенного строительства, невозврата кре­дита и т. п.

Второй метод управления риском состоит в системе его страхова­ния. Для достижения этой цели должна быть сформирована эффек­тивная система страхования.

Третий метод управления риском состоит в уменьшении неблаго­приятного влияния различных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели долж­ны приниматься превентивные меры:

• повышение качества управления производством;

• создание системы резервных фондов;

• улучшение государственного регулирования;

• выбор оптимальной стратегии поведения предпринимателя и др. Четвертый метод управления — это овладение риском. Чтобы со­знательно идти на риск, предприниматель должен:

• овладеть знанием экономических законов и закономерностей;

• нести экономическую ответственность;

• иметь достоверную информацию о рынке;

• овладеть теорией принятия управленческих решений и механиз­мом их реализаций.'

Для тщательности анализа риски принято классифицировать. В осно­ве классификации рисков лежат разные признаки. В зависимости отвозможного результата(рискового события) риски можно подразде­лить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски:

• природно-естественные;

• экологические;

• политические;

• транспортные;

• коммерческие (не все, а лишь имущественные, производствен­ные, торговые).

Спекулятивные риски делятся на два вида: риски, связанные с поку­пательнойспособностью денег(инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности), и риски, связанные с вложени­емкапитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности и риск прямых финансовых потерь) [5, 44 с.].

Риск необходимо анализировать и оценивать. Назначение анализа риска— дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и пред­усмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

В анализе риска заинтересованы все основные участники предпри­нимательства: заказчик, инвестор, исполнитель (подрядчик), прода­вец (покупатель), страховая компания.

Обычно производится качественный и количественный анализ риска.

Качественный анализопределяет факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, устанавливает потенциальные области риска.

Более сложной проблемой является количественный анализ,т. е. чис­ленное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в це­лом.

Анализ риска предполагает определение зоны риска. Зоны риска различаются величиной ожидаемых потерь.

Безрисковая зона — это область, в которой потери не ожидаются, где результат хозяйственной деятельности положительный.

Зона допустимого риска — это область, в пределах которой величи­на вероятных потерь не превышает ожидаемую прибыль, а значит, ком­мерческая деятельность имеет экономическую целесообразность.

Зона критического риска — это область возможных потерь, превы­шающих величину ожидаемой прибыли. В этой зоне предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.

Зона катастрофического риска — это область экономической ката­строфы, связанной не только с имущественными потерями, но и с угрозой здоровью и жизни людей. Катастрофический риск может привести фирму и предпринимателя к краху и банкротству. В зоне катастрофи­ческого риска потери превосходят критический уровень и могут дос­тигнуть величины, равной собственному капиталу фирмы.

Учитывая зоны риска, можно построить кривую распределения ве­роятности потерь прибыли, которую называют кривой риска .

Существует несколько методов анализариска. К ним относятся:

• статистический;

• экспертных оценок;

• аналитический;

• оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;

• оценки целесообразности затрат;

• анализа последствий накопления риска;

• использования аналогов;

• комбинированный метод.

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприя­тии, с целью определения вероятности события, которое может сде­лать осуществление проекта рискованным.

Метод экспертных оценок отличается от статистического лишь способом сбора информации. При этом методе осуществляются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами, как дан­ного предприятия, так и внешними экспертами, касающихся вероят­ности возникновения различных уровней потерь.

Аналитический метод сложнее двух предыдущих. В его основе лежит теория игр, поэтому он доступен лишь узкому кругу специа­листов [3, 91 с.].

Существуют методы снижения риска.

Общим в хозяйственной практике являются три основных принци­па снижения риска:

• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

• не забывать о последствиях риска;

• не рисковать многим ради малого.

Считается, что проектам, предполагающим получение наибольше­го дохода, сопутствует и наибольший риск. Поэтому любая фирма должна принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации риска.

Этих методов много. Наиболее значимыми являются следующие:

1.Получение наибольшей информации о выборе проекта. Чем пол­нее информация, тем больше вероятности сделать хороший про­ект и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитыва­ется как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (например, проекта приобретения сырья), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда ин­формация неполная.

2. Распределение риска между участниками проекта. Практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответ­ственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако ча­стенько именно этот партнер недостаточно стабилен в финансо­вом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рис­ков. Поэтому риски распределяются между всеми участниками контракта. Происходит это распределение на стадии разработки финансового плана.

3.Диверсификация как метод снижения риска.

Диверсификация — это процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объекта­ми вложений с целью снижения риска.

Фирма использует разнообразные формы диверсификации.

A.Диверсификация предпринимательской деятельности.Цель
этого рода диверсификации состоит в сочетании разнообразных ви-
дов деятельности в рамках одной фирмы. Если в результате непред-
виденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другая
деятельность будет все же приносить прибыль, что спасет фирму и пред-
принимателя от банкротства. В последние годы в предприниматель-
стве распространены концентрическая и горизонтальная диверсифи-
кация.

Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортимен­та

изделиями, похожими на товары, уже выпускаемые фирмой.

Например, фирма, специализирующаяся на продаже ванн, может также торговать мини-бассейнами для дачных участков.

Горизонтальная интеграция — это пополнение ассортимента из­делиями, не похожими па товары предприятия, но интересными для потребителей.

Например, туристическая фирма, торгующая путевками, в «мерт­вый сезон» охотно переключается на торговлю зимней обувью.

Б. Диверсификация портфеля ценных бумаг.Она позволяет сни­жать инвестиционные риски, не уменьшая при этом доходности инве­стиционного портфеля.

B.Диверсификация кредитного портфеля.Она направлена на сни-
жение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие по-
купателей ее продукции и услуг.

Г. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплек­тующих. Она позволяет в случае сбоя поставок одним предпринима­телем переключаться на другого, не тратя средств на поиски альтерна­тивных поставщиков.

Д. Диверсификация валютной корзины фирмы. Она предусматри­вает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешне­экономических операций [17, 22 с.].

Успешное функционирование всех секторов экономики в значительной степени определяется уровнем овладения предприни­мателями теорией рисков. Не только мелкий и средний, но и крупный бизнес подчас терпят фиаско по той причине, что в условиях жесткой конкуренции либо не идут на риск вообще, либо бездумно бросаются в рискованные проекты, не просчитав заранее возможные результаты и не определив методы нейтрализации риска [13, 82 с.].

Факторы риска.

Факторы риска Пути решения

1. Невыполнение плана продаж

1. Дополнительные затраты на стимулирование покупателей.

2. Несвоевременная поставка товара 2. Вести закупку товара из нескольких источников и в случае нарушения сроков оговоренных в контракте, штрафовать.
3. Кадровый риск 3. Принятие в штат фирмы стажера-продавца
4. Валютный риск 4. Все сделки совершать лишь в твердо конвертируемой валюте.
5. Инфляционный риск. 5. Иметь все сбережения в твердо конвертируемой валюте

.2 Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.

Современное сельское хозяйство все большую роль отводит крупным холдинговым компаниям (во всяком случае в аграрно-развитых областях, например в Белгородской). Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции приходится на индивидуальные подворья.

Население нашей страны привыкло ожидать манны небесной. Сначала от Барина или царя, потом от «вождя» и партии, теперь от Государства и от президента лично. Не вызывает сомнений, что Государство должно оказывать поддержку своим гражданам решившим ступить на путь сельскохозяйственного бизнеса. Но у гетмана Хмельницкого на шашке была надпись, вольный перевод которой звучит так: «Надежда в Боге, но Сила в руке». К сожалению мало кто из Российского крестьянства осознает в полной мере тот факт, что никому кроме самих себя они не нужны.

Итак первая проблема – Индифферентность .

Сельское хозяйство плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки в руке, ругая «проклятых демократов» и жалуясь на свою, несомненно нелегкую долю. А ведь мог бы сделать, что-нибудь и сам.

Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда».

Как следствие и вторая проблема – Низкое качество продукции.

Продукция не соответствует стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.

Третья проблема – Сельское хозяйство не имеет достаточно инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки.

Все просто:

  • Отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством;
  • Отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. А именно эта отрасль могла бы серьезно повысить жизненный уровень села.
  • Самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирование объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимул к овощеводству.
  • Каноническая Российская беда – дороги.

Четвертая проблема , обусловлена предыдущими – Сложности со сбытом продукции.

Cельское хозяйство выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.

Отсутствие базового экономического образования на селе – пятая проблема .

Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.

Шестая проблема – взаимоотношения с банками, а именно отсутствие залоговой базы.

Хитроумность российского законодательства о земле смущает юристов-евреев в 12-м поколении. Что уж говорить о среднестатистическом крестьянине. Получить участок земли под ведение личного подсобного хозяйства не трудно. И при должной сноровке на нем можно широко развернуться. Но вот существенно расширить земельные ресурсы, оформить собственность – это подвиг. А какое может быть сельское хозяйство без земли? Можно положить годы в борьбе с бюрократической машиной и ничего не добиться. В результате мощнейший залоговый инструмент не используется. Более-менее крепкие хозяйства имеющие капитальные строения и технику все равно, как правило, не набирают достаточной базы для серьезных инвестиций, и вынуждены довольствоваться скромными кредитами. Выходом может быть упрощение регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, их свободная купля-продажа или предоставление муниципальных и областных кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства на селе.

Добавим ложку меда – существенно упростилась формальная часть в оформлении кредитов на нужды личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, особенно в Россельхозбанке и Сбербанке.

Итак, вот ключевые проблемы малого сельхозбизнеса, от скорейшего решения которых зависит дальнейшее развитие сельского хозяйства в России:

1. Индифферентность и инертность населения;

2. Низкое качество продукции;

3. Отсутствие инфраструктуры;

4. Сложность реализации продукции;

5. Низкий уровень образования, особенно в части экономики;

6. Недостаточная залоговая база.

Все они преодолимы и на примере, скажем, Белгородской области можно увидеть успешное решение некоторых из них.

Заключение.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационный момент.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Предприниматель- это человек (или группа людей), который берёт на себя инициативу, риск и ответственность за успешную деятельность организации. Одна из самых сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимательства, если речь идет о действительном феномене предпринимательства.

Список используемой литературы.

1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие/А.Н. Алейников. — М.: Новое знание, 2007. — 304 с.

2. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, 2-е издание, крокус, 2009 г—.329 с.

3. Асаул, А.Н. Развитие предпринимательства в России : Регион: политика, экономика, социология, 2002. — 303 с.

4. Базылев, Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Мн.: Книжный Дом, 2005. — 608 с.

5. Балацкий, Е, Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования ; Экономист, 2009 г.

6. Бусыгин, А.В. Предпринимательство, 1 часть: Москва, Интерпракс, 2006 г. — 116 с.

7. Бусыгин, А.В. Предпринимательство, 2 часть: Москва, Интерпракс, 2006 г. — 110 с.

8. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория, 2-е изд.-Спб.: Питер, 2008 г. — 480 с.

9. Грузинов, В., Грибов, В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности : Экономика предприятия . - М., 2008 г. — 208 с.

10. Грядов, С.И. Теория предпринимательства, М.: колосС, 2007 г., 310 с.

11. Камаев, В.Д. Экономика и бизнес. –М., 2007 г. — 237 с..

12. Крутик, А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учеб пособие для высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 160 с.

13. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности / А.Б. К.рутик, М.В. Решетова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.

14. Лапуста, М.Г., Старостин, Л.М. Малое предпринимательство:Учебное пособие 2-е изд; М 2005г. — 90 с.

15. Менкью, Н.Г. Принципы макроэкономики, 4-е изд. Питер, 2009 г. — 265 с.

16. Хизрич, Р, Питере, М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М. — гл. 1, с. 1.

17.Чепурина, М.Н, Киселёва, Е.А. Курс экономической теории, 2005 г.