Реферат: Налоговая система принципы, структура, функции, виды и взаимодействия налогов

Название: Налоговая система принципы, структура, функции, виды и взаимодействия налогов
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Башкирский государственный университет

экономический факультет

кафедра «Общая экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Налоговая система: принципы, структура, функции, виды и взаимодействия налогов.

Выполнил: студент 1 курса,

гр. 1.4 В ФК очного отделения

Хусаинов И. Р.

Руководитель:

к.э.н., доцент Ханова О. Ю.

«____»____________2010г.

УФА 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .. 3

ГЛАВА 1. НАЛОГИ .. 3

1.1.Сущность и принципы налогообложения. 3

1.2 Виды налогов . 3

1.3 механизм и принципы налогообложения. налоговое бремя. 3

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ .. 3

2.1 Налоговая система России. 3

2.2. Основные недостатки. 3

2.3. Направления реформирования. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 3

ПРИЛОЖЕНИЯ .. 3


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать определение налогов и налоговой системы

· раскрыть принципы и функции налогообложения

· дать классификацию налогов

· охарактеризовать основные направления и достижения налоговой реформы в России.

Объектом научного анализа настоящей работы является институт налоговой системы как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Предметом исследования являются развитие и современное состояние системы налогообложения.

Методологической основой исследования является общенаучный метод. Также в ходе познания использовались общие методы, такие как методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа и системный методы.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть сущность и функции системы налогообложения, а также ее состояние в России в настоящее время.

ГЛАВА 1. НАЛОГИ

1.1.Сущность и принципы налогообложения.

Итак, что же такое налогообложение?

Налогообложение – это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны[1] .

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

В налоговой системе различают следующие основные понятия:

· Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

· Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога.

· Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д..

· Ставка налога или налоговая квота – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

· Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога.

· Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя.

· Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве.

· Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные[7, c.429]. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги.

Налогообложение базируется на ряде принципов [6, c.422]. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Функции налогообложения

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств[2] . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

1.2 Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие[3] . Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен­ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив­ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста­ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те на­логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес­сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо опре­деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

1.3 механизм и принципы налогообложения. налоговое бремя .

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы[4] .

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит, прежде всего, от размеров прибыли компании.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 80 - 90-х годах в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986г. в виде налогов более 45% своей прибыли, то в 1996г. - около 30%. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или за счет ее будущих прибылей. В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и перенос убытков вперед на восемь лет.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50% (базовый равнялся 71%). В России, по оценке, он составляет в настоящее время около 65%.


ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

2.1 Налоговая система России.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ [8] законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями (см. прил. 1 ):

1. федеральные налоги и сборы;

2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3. местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ;

2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:

1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;

2. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;

3. обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

4. законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:

а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по региональному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы:

1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;

2. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

3. обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

4. представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:

а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по местному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов.

2.2. Основные недостатки .

Налоговая система в России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающий огромный спад производства и высокую (хотя и постепенно замедляющуюся) инфляцию. Российская налоговая система подчинена преимущественно выполнению фискально-перераспределительной функции. Все прочие задачи, свойственные налоговой системе стран Запада, особенно стимулирование производства и соблюдение социальной справедливости, пока остаются на втором плане. Это отражается в таких фактах, как частота взимания налогов с предприятий и других юридических лиц, попытки взимать налоги с отгруженной предприятиями продукции независимо от ее оплаты (что в условиях систематических неплатежей ставит предприятия в тяжелое финансовое положение (согласно Указy Президента РФ № 685 от 08.05.96г. (в ред.Указа Президента РФ от 24.07.97 № 776) предлагается вообще ввести следующий порядок: “В целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций плательщики данного налога, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 1 января 1998г. применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты: получения предоплаты; отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг.”)). Огромны масштабы укрытия в России доходов от налогов (по оценкам Минфина РФ - 35 - 40%), что в 2 - 3 раза превышает аналогичные показатели Запада.

Пороки налоговой системы в России обуславливают острую критику и многочисленные рекомендации по ее совершенствованию, направленные на заметное усиление как ее социальной направленности, так и стимулирующей роли в экономике [2, c.457]. Наиболее радикальные рецепты предлагают, чуть ли не повторить успешный опыт экономической политики администрации Президента Рейгана по резкому снижению налогов.

Подобные предложения встречают возражения со стороны финансовых и налоговых органов. Их основной довод - ситуация в бюджетной сфере настолько напряжена, что не допускает сколько-нибудь серьезного снижения налогов без изысканий полноценных альтернативных источников бюджетных поступлений. А подобные альтернативы в современных условиях России нереальны. Нельзя не признать обоснованность подобных возражений. Правда, заявления о полном отсутствии альтернатив снижению налогов на прибыль явно преувеличены. Можно хотя бы напомнить о такой серьезной альтернативе, как восстановление государственной монополии на винно-водочную и табачную продукцию, что по оценкам специалистов, может увеличить налоговые поступления в бюджет России в 1,5 раза.

Но в целом возможности усиления нефискальных задач, прежде всего социальных и стимулирующих производство, в системе налогообложения России прямо зависят от общей экономической ситуации в стране. Только преодолев спад производства, добившись заметного оживления и подъема (с использованием для этой цели действенного государственного регулирования) при значительном расширении базы налогообложения может стать реальностью такая перестройка налоговой системы в России, которая бы не только формально - по наименованию основных налогов, но и функционально соответствовала выполнению всех задач, обеспечивающих развитие нормальной рыночной экономики.

В общем виде российская бюджетная система имеет следующие недостатки:

1. Не урегулированы бюджетные взаимоотношения РФ и ее субъектов, решения о распределении и перераспределении между ними доходов и расходов принимаются произвольным образом. Необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов. Сложившийся масштаб и алгоритмы перераспределения доходов между бюджетами разного уровня затрудняют развитие федерализма и местного самоуправления. Это, в частности, порождает стремление региональных и местных властей устанавливать дополнительные, нестандартные налоги.

2. В бюджете неадекватно отражаются стоимостные параметры внешнеэкономической деятельности, что ведет к искажению величин и структуры бюджетных доходов, расходов и дефицита, поэтому анализ поступления доходов и финансирования расходов бюджетов всех уровней крайне затруднен.

Особую тревогу вызывает полная безответственность должностных лиц за соблюдение бюджетно-налогового законодательства.

Непригодна для достижения целей и задач финансовой стабилизации сложившаяся в России налоговая система (включающая налоги, сборы, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды и др. непременные платежи предприятий и граждан). Основными недостатками этой системы являются:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. Установление высоких полных ставок налогообложения добавленной стоимости еще вовсе не означает, что государство получает большие доходы. Разными путями налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов или, не имея средств для уплаты, получают отсрочки. Поэтому необходимо значительное ослабление налогового бремени на производственные предприятия при одновременном распространении на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налогов, взимаемых с предприятий - юридических лиц. Государство почти не взимает налогов с индивидуалов, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (этим в значительной мере объясняется бурное развитие неорганизованной торговли и “челночного” импорта при многократном сокращении производства продукции отечественной легкой промышленности и бытовой техники (с соответствующим сокращением налоговой базы и налоговых поступлений)).

Также крупный изъян сложившейся налоговой системы - обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, а не ренты, имущества и видов деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами (такими, как рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды и т.д.). Механизмы изъятия ренты в соглашениях о разделе продукции гораздо более приемлемы с точки зрения задач преодоления экономического кризиса. Целесообразно было бы также изменить базу для исчисления ресурсных платежей, устанавливая их в процентах не от валовой выручки, а от прибыли. При этом необходимо упразднить акцизы на отдельные виды минерального сырья.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности, приводящие к недобору поступлений. Назрела необходимость упорядочения и отмены множества неоправданных налоговых льгот. Нужно запретить предоставление налоговых льгот тем налогоплательщикам, которые несвоевременно и не в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства, имеют просроченную кредиторскую или дебиторскую задолженность и нарушают требования банковского, валютного или таможенного законодательства. Предоставление налоговых льгот целесообразно осуществлять в виде долгосрочного (5 - 10 лет) инвестиционного налогового кредита с тем, чтобы в случаях нецелевого или незаконного использования льготы, банкротства предприятия или его финансовых махинаций государству возмещались хотя бы часть налоговых потерь. Пора переходить к предоставлению налоговых льгот в форме, обеспечивающей их возврат в случае нецелевого или неэффективного использования. Разумеется, ставка процента по инвестиционному налоговому кредиту должна быть невелика, и основная часть кредита должна индексироваться в зависимости от темпов инфляции. По мере накопления общей суммы инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных предприятиям, проценты по ним будут становиться все более существенной статьей государственных доходов. Безальтернативна также необходимость реализации принципа платности всех отсрочек и рассрочек по уплате налогов, причем нецелесообразно их предоставление под меньший процент, чем ставка рефинансирования ЦБ РФ.

5. Неприспособленность к функционированию в инфляционной обстановке (чем выше темп инфляции, тем больше величина добавленной стоимости и прибыли в цене, что усиливает налоговый пресс).

6. Функционирование внебюджетных фондов за рамками официальной налоговой системы.

7. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравное положение. Необходимо защитить налогоплательщиков от произвола налоговых органов, региональных и местных властей.

Сложившаяся в России налоговая система не соответствует принципу экономического либерализма, поскольку позволяет государству осуществлять тотальное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и создавать непосильную нагрузку на них. Тем самым провоцируется встречное давление на правительственные структуры со стороны предприятий с целью “выбивания” льгот, их стремление уклониться от уплаты налогов и их неплатежеспособность.

Проблема состоит в уменьшении налогообложения доходов, получаемых в результате инвестирования и инновационной активности при одновременном наращивании доходов государства за счет улучшения сбора налогов и перенесения акцента на налоги, стимулирующие ресурсосбережение, инвестиции и занятость, препятствующие загрязнению окружающей среды и вывозу капитала. Система налогообложения должна параллельно обеспечивать достижение целей финансовой стабилизации и повышения экономической активности.

2.3. Направления реформирования.

Изменения в налоговой системе должны поддерживать производителей, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

Реализация мер по реформированию налоговой системы означала бы существенную корректировку правительственной налоговой политики. Но это вовсе не противоречило бы задачам в области налоговой реформы. Анализ президентских посланий Федеральному Собранию РФ выявляет весьма содержательный и обширный перечень задач в области налоговой реформы и налоговой политики. Ключевые моменты этого перечня[5] :

1) Полная регламентация взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов иначе, как в соответствии с законодательными актами.

2) Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.

3) Недопущение налогового произвола и самостоятельного расширения прав налогоплательщиков.

4) Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их взимания.

5) Общее снижение налогового бремени.

6) Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.

7) Поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок.

8) Самофинансирование экспортноориентированных отраслей.

9) Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.

10) Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.

11) Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также усиление значимости ресурсных платежей.

12) Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей среды, не подрывающие, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

13) Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.

14) Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками доходов.

15) Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов, взимаемых с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения людей с низкими доходами; ликвидация льгот по подоходному налогу, позволяющих высокооплачиваемым гражданам выводить значительную часть своих доходов из-под налогообложения.

16) Расширение использования механизма инвестиционного налогового кредитования.

17)Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот.

18) Полная окончательная ликвидация не предусмотренных законодательством таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального производства.

19) Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

20) Своевременное обеспечение коммерческими банками платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Конечно, одномоментный радикальный пересмотр принципов налогообложения, перечня, ставок и процедур взимания налогов, нормативов и алгоритмов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня - крайне нежелательный шаг, наносящий ущерб налогоплательщикам и государству. Поэтому соответствующие меры должны осуществляться поэтапно и подготовлено. В условиях чрезмерного налогового пресса и хаоса в сборе налогов невозможно и бессмысленно ужесточение налоговой дисциплины; такого рода шаги эффективны лишь в контексте разумной финансовой политики, направленной на укрепление финансового положения предприятий, граждан и на этой основе - государства.

Проведение предлагаемой реформы позволит решить следующие задачи, непосильные для действующей системы [13, c.4-9]:

1. Последовательное снижение темпов инфляции;

2. Приближение структуры и уровня внутренних цен к мировым (с учетом качества товаров, информационных и транспортных барьеров);

3. Ускорение структурных сдвигов в экономике, снижение затрат природных ресурсов, труда и капитала на производство продукции, повышение ее качества, ослабление дифференциации предприятий внутри отраслей по эффективности производства;

4. Появление мощных стимулов к труду, к инвестированию доходов, к предпринимательству; создание эффективно функционирующих рынков труда, капитала, природных ресурсов и интеллектуальной собственности;

5. Усиление социальной защищенности граждан, перераспределение в разумной мере доходов в пользу нетрудоспособной части населения;

6. Превращение России в страну, благоприятствующую новым инвестициям и применению интеллектуальной собственности;

7. Увеличение уровня доходов государства при снижении тяжести налогового бремени;

8. Обеспечение единства ныне дезинтегрированной финансовой системы; повышение эффективной финансовой, структурной и социальной политики, создание основы для выработки конструктивной экономической платформы, призванной объединить различные силы и слои общества.

Чтобы вывести российскую экономику из кризиса, надо не только “усмирить” инфляцию, но и стимулировать спрос на инвестиционные и потребительские товары. Дж.М.Кейнс утверждал [18], что в рыночной системе нет автоматического механизма, способного обеспечить эффективное развитие экономики. Поэтому нужны дополнительные стимулы, увеличение государственных расходов. Применение государственных инъекций полезно для стран, перестраивающих хозяйственную систему; чтобы вывести страну из депрессии, надо стимулировать спрос. Добиться стабилизации немыслимо без активного регулирующего воздействия государства, оперативно реагирующего на постоянные изменения обстановки. Преодолеть инфляцию и сократить до желаемого минимума бюджетный дефицит можно только на основе достаточно твердой и последовательной финансовой и денежно-кредитной политики. Однако достижение финансовой стабильности невозможно в условиях непрерывно падающего производства и без структурных преобразований. Поэтому решение проблемы лежит на пути компромисса, сочетания рыночных и административных методов, на основе согласия и поддержки населения, понимания им существа и необходимости преобразований, связанных с немалыми трудностями, неизбежными жертвами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Таким образом, существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это, прежде всего, означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант».

2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – с457.

3. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – с 384.

4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – с 496.

5. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – с 520.

6. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – c 422.

7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с 429.

8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса российской федерации. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2007.

9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2004.

10. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2005.

11. Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2002.

12. Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко – М.: ТК Велби, 2003.

13. Абалкин Л.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики.-1998.-№ 6, c.4-9.

14. Совершенствование налоговой системы России. Карбушев Т.И., Зимин В.Н. / ЭКО 2008 - № 2.

15. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. Дубов В.В. / Финансы -2007 - № 4

16. Статья «Налогообложение»: Свободная интернет энциклопедия: ru.wikipedia.org

17. Справочно-новостная система: www.taxpravo.ru

18. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1936 :traderov.net


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классификация налогов согласно Налоговому кодексу

Федеральные налоги и сборы

Налоги и сборы субъектов федерации Местные налоги и сборы

Прямые налоги

Косвенные налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

Прямые налоги

Налог на прибыль (доход) организаций

НДС

Налог на имущество организации

Налог с продаж

Земельный налог

Налог на доходы капитала

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья

Налог на недвижимость

Налог на имущество физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Таможенная пошлина

Дорожный налог

Налог на рекламу

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Транспортный налог

Налог на наследование или дарение

Государственная пошлина Налог на игорный бизнес Местные лицензионные сборы
Налоги на пользование недрами Региональные лицензионные сборы
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Лесной налог
Водный налог
Экологический налог
Федеральные лицензионные сборы

[1] Финнасы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. 1999. – с263

[2] Налообложение/Статья из свободной энциклопедии ru.wikipedia.org

[3] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. 2000. – с. 90

[4] Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.

[5] Справочно-новостная система: www.taxpravo.ru