Реферат: Основное направление и содержание украинской либеральной мысли 19 века

Название: Основное направление и содержание украинской либеральной мысли 19 века
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Министерство науки и образования Украины

Реферат

на тему «Основное направление и содержание украинской либеральной мысли 19 в.»

Выполнил:

Щербина Дмитрий

Проверила:

Егорова Елена Витальевна

Днепропетровск

2011

Как правило, под либеральными идеями подразумевается стремление к свободе, демократии, гуманизму. Либерализм основывается на признании приоритетности прав личности, являющейся высшей ценностью в сравнении с коллективом, нацией, обществом и государством. Это мировоззрение закрепляет признание священности и неприкосновенности частной собственности, гарантии прав и свобод личности.

Либерализм как политико-экономическая концепция прибавляет к этому требование разделения властей, такой организации экономики, которая ставит на первое место свободу и природные способности личности и т.п.

Распространение либеральных идей в Украине

Когда во второй половине XIX — в начале XX в. украинские общественно-политические деятели только начинали примерять либеральные идеи к украинским реалиям, либеральная мысль как таковая уже объединяла ряд развитых концептуальных модификаций, теоретических школ и практикующих либеральную идеологию партии. В украинской политической мысли либеральная (демократическая) идея всегда была подчинена социальной и национальной идеям.

Можно выделить две попытки рецепции либеральной идеи в Украине: первая связана со стремлением Михайла Драгоманова перенести западноевропейские либеральные представления на украинскую почву второй половины XIX в. и объединить их с социальной и национальной идеями; вторая — с деятельностью представителей русского либерального направления в Украине в начале XX в.

Первая попытка была неудачной прежде всего из-за отсутствия организационных основ для популяризации идеи. Что касается XX в., то причины гибели ростков либерализма общеизвестны: довольно сильная партия конституционных демократов исчезла с политической арены после победы большевиков. Носителями либеральных идей некоторое время еще оставались отдельные представители партии кадетов, работавшие в системе Украинской Академии наук. Но либеральная модель в Украине никогда не обретала законченную форму.

Либеральное направление в украинской общественной мысли фактически очертил Михайло Драгоманов 2. Находясь под влиянием декабристов и представителей английского либерализма, он отстаивал концепцию общества, базирующегося на идее объединения гармонически развитых личностей. Путь к этому идеалу — федерализм с максимальной децентрализацией и самоуправлением общин и областей.

Подход М. Драгоманова заключался в том, чтобы связать украинское национальное движение и его программу с европейскими либерально-демократическими концепциями. Однако в значительной степени его мировоззрение имело социал-демократическую окраску. Вообще, анализируя общественно-политическую жизнь второй половины XIX века, необходимо принимать во внимание распространенную тогда идейно-политическую «моду» на социализм.

Самоуправление — основа демократического общества, считал Михайло Драгоманов. Именно поэтому институт самоуправления — это не только форма децентрализации государства, но и механизм общественно-политического строя. В концепции Драгоманова ключевое место занимают гражданин и община. Дальнейшая организация власти строится по принципу «снизу вверх», где все институты самоуправляемы и действуют по схеме: гражданин — община — волость — уезд — область — государство, причем лишь государственные органы не являются органими самоуправления.

Говоря о главных характеристиках «украинского либерализма», следует заметить, что теоретические рефлексии в историческом контексте так и не смогли приобрести четкую, определенную политико-экономическую форму. Некоторые партийные институты, действовавшие в период 1907–1917 гг., — Украинская Демократическая Партия, Украинская Радикальная Партия и др. — не были представителями либеральной программы в полном её понимании.

В дальнейшем отдельные носители либеральных идей не находили в Украине благотворной почвы для формирования организационной структуры. В период новейшей истории среди известных деятелей лишь Иван Лысяк-Рудницкий своей деятельностью и научным творчеством неизменно подтвердил верность украинской либеральной идее. Его толкование национальной истории и наследия украинской политико-правовой мысли включало, кроме традиционного рассмотрения национализма и коммунизма, еще и анализ либеральных идей, осуществленный им в контексте общечеловеческих ценностей.

Либеральные реформы 60-70-х годов 19 в.

Учреждение земств . После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Самоуправление в городах . В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Судебная реформа . Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Военные реформы . Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.