Реферат: Проблема историчности Иисуса Христа Иисус Христос миф или реальность

Название: Проблема историчности Иисуса Христа Иисус Христос миф или реальность
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Проблема историчности Иисуса Христа: Иисус Христос миф или реальность»

Выполнила:

студентка III курса

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Источники о жизни Иисуса Христа……………………………………………..4

Жизнь Иисуса Христа: от рождения до воскресения………………………..…7

Мифологическая школа…………………………………………………………11

Историческая школа…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………....15

Список литературы …………………………………………………..…………17

Введение

Иисус Христос остается одной из самых таинственных и необъяснимых личностей мировой истории. Феномен его по-прежнему не раскрыт и не объяснен, хотя о нем написано много книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было.

Вопрос об Иисусе Христе как исторической личности уже много веков является камнем преткновения богословов и ученых.

Одни основатели религии существовали в действительности, о других до сих пор идут споры.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, как о Боге-Сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывают немало сомнений. (2).

Для верующих Иисус Христос — сверхъестественная эсхатологическая фигура, справедливый судия и царственный правитель, появляющийся в «конце дней», при крушении нынешнего «греховного мира». И в то же время он Сын Божий, второе лицо Святой Троицы полное и всеобъемлющее олицетворение Бога, мистическим образом присутствующее в повседневной жизни, с которым верующий может говорить, общаться, прибегать к его защите, получать наставления, страшиться его гнева.

Цель работы: проанализировать источники и воззрения историков на проблему историчности Иисуса Христа.

Задачи:

1. изучить источники о жизни Иисуса Христа;

2. рассмотреть представления исторической и мифологической школ;

3. изучить «Новый завет».

Проблема исторического Иисуса Христа — это, прежде всего проблема источников наших знаний о нем. В зависимости от положения дел в этой сфере меняется взгляд на основателя христианства как на историческую фигуру.

Источники о жизни Иисуса Христа

Исторические источники, отнесенные к I веку н.э. не зафиксировали ни имени Христа, ни событий связанных с ним. Первые упоминания о Христе находим в литературе, относящейся к началу ІІ века н.э., в частности у Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Лукиана из Самосаты.

Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков — Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.

Иосиф Флавий — виднейший иудейский историк I века (род. около 35 г. по Р. X.), оставивший два больших труда на греческом языке — «Иудейская война» и «Древности иудейс­кие». В них имеются три упоминания о Христе и о близких ко Христу евангельских персонажах.

Одно из них, подлинность которого никем не оспаривалась, относится к Иоанну Крестителю. Флавий говорит об Иоанне как о личности, хорошо ему известной и пользующейся популярнос­тью. Именуя его «праведным мужем», историк сообщает о его проповеднической деятельности, о том, что он был казнен Иро­дом.

Но наиболее подробным, наиболее известным и возбуждав­шим научные споры является следующий отрывок «Иудейских древностей», посвященный Иисусу Христу: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать челове­ком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огром­ное множество других чудес относительно него. И племя христи­ан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день».

Этот текст фигурирует во всех сохранившихся списках труда Флавия, а также приводится Евсевием Кесарийским в его Церков­ной истории. Большинство исследователей издавна сомневались в подлинности этого текста, слишком «христианского» по содержа­нию и стилю.

Утвержда­лось, что данный отрывок представляет собой интерполяцию, т.е. был вставлен в текст Флавия неким христианином-переписчиком, считавшим, видимо, полезным дополнить иудейского историка, «забывшего» сообщить о божественном Основоположнике хрис­тианской религии.

Отсюда делали вывод, что Флавий вообще не упоминал об Иисусе, это служило косвенным аргументом в пользу отрицания историчности Иисуса Христа.

К другому источнику можно отнести Талмуд - книга, пользующаяся высочайшим авторитетом в иудаизме, представляет собой набор разнообраз­ных исторических сведений и преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к различным текстам Торыи других ветхозаветных книг. Талмуд создавался в еврейской диаспоре с III по VI вв. по Р.Х.

Талмуд составлялся в антихристиански настроенной еврейской среде, и можно с уверенностью предположить, что буквально все его упомянутые в нем и безымянные авторы относились ко Христу и к христианству враждебно.

Если бы существование Христа являлось плодом измышления адептов христианского учения, то противникам есте­ственно было бы обвинить их в явной лжи. Ведь многие из авторов поучений и повествований Талмуда жили в I в. по Р.Х. и, следова­тельно, были современниками Христа и его ближайших учеников.

Другим методом борьбы с христианством могло быть замал­чивание существования Христа. Однако Талмуд, напротив, его подтверждает, вступая в полемику против христианства и Его Основателя, нередко насмехаясь над Ним. В трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжении сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: "Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восста­ние; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует". Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Также известны свидетельства из язычных источников. Например, Тацит, дает отрицательную оценку христианам. Римский историк Светоний (70-140) известен как биограф императоров. Описывая жизнь Клавдия, он сообщает: “Иудеев, которые по подстрекательству Христа заводили всякие смуты, он (император) изгнал из Рима”.

Жизнь Иисуса Христа: от рождения до воскресения

Иисус родился в Иудеи на территории современного государства Израиль. Евангелия ничего не сообщает о годе, месяце и дне рождения Иисуса.

Большинство христианских конфессий исповедует непорочное зачатие Христа (от Святого Духа) и считает сверхъестественным не только зачатие, но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии.

Иисус родился в Вифлееме куда Дева Мария вместе со своим мужем Иосифом пришли для переписи населения. В это время Вифлеем был полон народу, поэтому Мария и Иосиф вынуждены были остановиться во хлеву, где и родился Иисус.

После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф.2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

Младенец Иисус был приведён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда, предписанного в законе Моисея, «чтобы каждый младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу».

Навстречу вышел старец по имени Симеон, встретил Марию и Иосифа с младенцем Иисусом на руках, обратился к ним с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец»

Примерно в 30 летнем возрасте Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Крещение предполагало погружение человека в виду как начало новой духовной жизни.

По одному из Евангелие сообщается о том, что Господь-Бог явился во сне Иосифу и велел назвать сына именем «Иисус».

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус был трижды искушен дьяволом. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф.4:13). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, всем существом своим любить Бога (в постоянном покаянии (Лк.15:1—32, Лк.18:10—14)); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах милосердия (Мф.25:31—46)); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством причащения (Ин.6:48—58)). При этом не любить мира и всего, что в мире (т. е. чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Вместе со своими учениками Иисус путешествовали по Галилее, Самарии, Десятиградию, бывали в пределах Тира и Сидона. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и многое другое.

Иудейские священники были напуганы растущей популярностью Иисуса и его учеников. Возмущение вызывало то, что он отпускал грехи, а это согласно иудейской вере, мог делать только Бог.

Совершая проповеди, Иисус совершил важную нагорную проповедь. В ней он изложил основы своего учения, рассказал о законе Божьем, о заповедях, которые люди должны соблюдать.

Через 3 года после начала проповедей Иисус Христос, и его ученики пришли в Иерусалим на иудейскую пасху. Христос въехал в Иерусалим верхом на осле, его приветствовали как нового царя. Люди думали, что Христос и его ученики свергнут власть Римских наместников и создадут иудейское царство. Поняв, что этого не будет простые жители Иудеи отвернулись от Христа.

Последняя проповедь Иисуса Христа и его учеников называется «Тайное вечере». Попросив приготовить Пасху Христос собрал своих учеников и возвестил им о скорой своей смерти. Иисус роздал хлеб и вино говоря, что это его тело и кровь и завещал вкушать хлеб и вино в память о нем. Во время «Тайной вечере» один из учеников Христа по имени Иуда, продал учителя римским наместникам за 30 серебряных.

Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет), Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (25—36 гг.). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи.[10] Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин.18:29—38). Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк.23:4).

Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф.27:22). Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего».

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе, куда он, согласно евангельскому рассказу, сам нёс свой крест. Вместе с ним были распяты два разбойника.В момент смерти Иисуса в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма.

После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву.

Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин.20:1-15): Мария Магдалина одна (по другим версиям, жён-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

После своего воскресения Христос дал апостолам Великое поручение проповедовать его учение о спасении по всем странам и народам.

Мифологическая школа

Своим происхождением мифологическая теория обязана отнюдь не историкам-профессионалам. Впервые ее выдвинули публицисты XVIII века, яростно боровшиеся с христианством. Сначала они пытались изобразить Христа обыкновенным, заурядным человеком, но потом стали замечать, что даже развенчанный и низведенный до простого учителя морали образ Христа сохраняет притягательность. И тогда нашли новое средство борьбы с Ним: Иисус Христос был объявлен никогда не существовавшим.
“Отцом мифологизма” можно считать астронома и адвоката Шарля Дюпюи (1742-1807), деятеля Французской революции. Дюпюи не был догматическим атеистом, но, глубоко ненавидя христианство, он как член Конвента принимал активное участие в гонениях на Церковь. В своей книге “Происхождение всех культов” Дюпюи утверждал, что Христос - солнечное божество.
Около того же времени вышел очерк врача Константина Ф.Вольнея (1757-1820), где высказывались сходные взгляды. Допуская даже, что Иисус мог существовать, Вольней отверг достоверность всех свидетельств о Нем, считая их подделками, сфабрикованными в эпоху Никейского собора.
В середине XIX века возродить мифологизм пытался немецкий философ-гегельянец Бруно Бауэр (1809-1882). Оспаривая историчность Иисуса, он утверждал, что христианство возникло вовсе не в Иудее, а в Риме или Александрии.
Древс возвещал близкое крушение традиционного христианства. Все аргументы против историчности Иисуса философ суммировал в книге “Миф о Христе”, но при этом откровенно заявлял, что делает это главным образом в интересах укрепления новой пантеистической религии. Суть этой доктрины заключается в том, что Божество как Душа Вселенной ищет в лице человека выход из круга страданий и несовершенства. “Прямой целью религии, - писал Древс, - является освобождение человека от подчиненности миру, а также от зависимости и условности временного бытия. Следовательно, какой-либо исторический факт, вроде жизни и смерти человека Иисуса, ни в каком смысле не может быть возведен в степень основного символа веры... Религия будущего либо будет верой в божественную природу человеческой сущности, либо ее вообще не будет. Но если нет другого спасения человека, кроме спасения через самого себя, через духовное божественное свойство своей сущности, то для этого не нужно никакого Христа... Вера в историческую действительность Иисуса является главным препятствием для религиозного прогресса”.
Продолжатели Древса (Ранович, Виппер, Ковалев, Ленцман, Крывелев) в сравнении с ним не выдвинули ничего нового. Их тезисы целиком укладываются в следующие пять пунктов:
1. Образ Христа создавался постепенно, путем очеловечивания божества Иешуа (Иисуса).
2. Миф о Христе есть вариант античных и восточных мифов, а также отголосок дохристианских легенд.
3. Об Иисусе не упоминают современные Ему нехристианские писатели.

4. Евангелия содержат противоречия и ошибки, и поэтому их нельзя считать достоверными.
5. Евангелия возникли почти на полтора века позже описываемых ими событий, и поэтому они не могут быть историческими источниками.
Своим главным козырем мифологисты всегда считали “молчание века”. В самом деле, если Христос существовал, почему о Нем не упоминают писатели и историки той эпохи? Ведь она прославилась такими именами, как Сенека, Плиний Старший, Ювенал, Марциал, Филон, Иосиф Флавий, Юст Тивериадский и другие.
Во-первых, отсутствие книгопечатания ограничивало число рукописей, что облегчило полное исчезновение огромной массы манускриптов.
Во-вторых, странно требовать от античных авторов сведений о таком незначительном в их глазах факте, как кратковременная деятельность некоего Учителя в глухой восточной провинции. Тогда повсюду странствовали различные проповедники, и Христос, с точки зрения язычников, ничем от них не отличался.
Следовательно, римские и греческие писатели должны были упомянуть о Нем только тогда, когда христианство заявило о себе как массовое движение. Мы знаем, что в Риме это произошло лишь через тридцать лет после Распятия, в связи с гонением на христиан в 64 году.

Историческая школа.

Историческая школа (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Бауэр, Д.Штраус и др.) считала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, которая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращался в сверхъестественную личность. Сторонники этого направления ставили задачу освободить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей мифологической обработки. С этой целью в конце XIX в. было предложено использовать метод рационалистической критики, который означал реконструкцию «подлинной» биографии Иисуса Христа путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению, т.е. фактически «переписывание» Евангелий в рационалистическом духе (Тюбингенская школа). Метод этот вызвал серьезную критику (Ф.Брэдли) и был вскоре отвергнут большинством ученых.

Краеугольный тезис мифологистов о «молчании» источников I в. о Иисусе Христе, который, по их убеждению, доказывал мифический характер этой фигуры, побудил многих сторонников исторической школы перенести свое внимание на тщательное изучение новозаветных текстов в поисках исходного христианского предания. В первой четверти XX в. возникает школа изучения «истории форм» (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью которой было реконструировать историю развития традиции об Иисусе Христе – от устных истоков до литературного оформления – и определить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакций. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что даже выделенная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа: здесь он также остается лишь символическим персонажем; исторический Иисус Христос мог существовать, однако вопрос о подлинных событиях его жизни едва ли разрешим.

Заключение.

В мире науки существует две более или менее четкие позиции, представленные в концепциях и воззрениях мифологической и исторической школ. Первая из них считает, что Иисус Христос является легендарной личностью и, соответственно, евангельские рассказы о нем – не более чем мифы. Ее представители отрицали историческое существование Иисуса. Представители второй считают Иисуса Христа реальной исторической личностью и пытаются доказать этот факт, используя разнообразные источники. На сегодняшний день превалирующей является точка зрения, что существовал великий христианский пророк Иисус, а последующее развитие христианства привило к его героизации. Доказательством этой версии служат не только письменные источники, но и так называемая Туринская плащаница, которая, находится под контролем церкви и недоступна для современных методов научных исследований.

Основными доказательствами мифологической школы в историчности Иисуса Христа являются:

1. противоречие идеалу греков и еврей;

Иисус не соответствовал идеалу героя у евреев, так как их концепцией героя был сильный, воинственный тип личности, воодушевленный религиозными идеями, готовый бороться с захватчиками, покорившими страну и подавляющими национальную религию.

Героем воображения греков был идеал эпикурейца, тщательно избегавшего, как страданий, так и удовольствий; либо идеал стоика, который, будучи сугубо рациональным, подавлял эмоции и встречал смерть с завидным самообладанием.

2. отсутствие в источниках, отнесенных к первому веку упоминаний об Иисусе Христе.

Но если Иисус Христос выдуманная личность, как авторы Евангелия смогли вымыслить Его и зачем им это понадобилось?

Основными доказательствами исторической школы в существовании Иисуса Христа являются:

1. наличие в источниках, начиная со второго века, упоминаний о Иисусе Христе;

2. началом церкви послужило воскресение Христа;

3. если, авторы Евангелия выдумали Иисуса Христа, то они должны быть выдающимися литературными гениями, которые смогли описать образ Христа так, чтобы для миллионов людей он стал реальным образом.

4. За проповедь о воскресшем Иисусе первых христиан жестоко преследовали, пытали, казнили. Они упорно свидетельствовали о том, что Иисус, казненный властями воскрес из мертвых. Многие из них умерли за это. Не умерли же они за выдуманную ими же фальшифку?

Некоторые ученые продолжают считать, что Иисус Христос является выдуманной личностью, другие же настаивают на его историчности. И те и другие приводят доказательства своей теории.

Таким образом, в настоящее время ученые еще не пришли к единому выводу о проблеме историчности Иисуса Христа.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр.и доп./ Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов.-СПб.:Издательство «Лань», 2003.-800с.

2. Основы религиоведения: Учеб./Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова.-4-е изд., перераб.и доп.-М.: Высш.шк., 2005.-508с.

3. Библия – миф или истина?/Брошюра/проф.д-р Дэвид Гудинг/ Вера и наука.-32с.

4. Воскрес ли Христос?/Брошюра/д-р Юрген Шпис/Вера и наука.-27с.

5. Библия

6. У истоков христианства/Амброджо Донини; М.: Издательство политической литературы, 1979.-341с.

7. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем.-М.:Республика, 1993.-479с.: ил.

8. Христианство: Словарь/Под общ.ред. Л.Н.Митрохина и др.-М.: Республика, 1994.-559с.