Реферат: Домашние хозяйства как субъект экономики

Название: Домашние хозяйства как субъект экономики
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

Специальность Государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

Домашние хозяйства в современной экономической системе

Автор работы

ГУЭ-4, 2 курс _________ Ю.А.Левинская

Руководитель

Преподаватель _________ Д.В.Ярошевич

МИНСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Домашнее хозяйство как субъект экономической системы 6
1.2. Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе 17
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 20
2.1. Структура доходов и расходов домашних хозяйств зарубежных странах 20
2.2. Социальная политика в зарубежных странах 27
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45


ВВЕДЕНИЕ

В условиях трансформации экономики все более значимой становится экономическая роль домашних хозяйств как наиболее стабильной социально-экономической ячейки общества.

Домашние хозяйства представляют собой самый массовый экономический субъект, от результатов, деятельности которого во многом зависит благосостояние всего населения. Особое значение это приобретает в переходный период отечественной экономики, когда общественное воспроизводство переживает кризис, спад объемов национального производства сопровождается снижением уровня удовлетворения жизненных потребностей населения. В этих условиях важнейшим направлением адаптации населения становится всемерная активизация и интенсификация деятельности домохозяйств.

Актуальность темы заключается и в том, что по мере становления рыночной экономики, домохозяйства, как сложная экономическая система, выступают индикатором благосостояния населения в нашей стране.

Изучение экономической сущности и специфики превращения домашних хозяйств в субъект рыночного типа дает возможность разработать и научно обосновать соответствующую модель государственной поддержки домохозяйств в условиях переходной экономики.

Первые исследования отдельных аспектов функционирования домашних хозяйств были проведены классиком английской политэкономии У.Петти в книге "Политическая арифметика" (1662г.), в которой были проанализированы данные о доходах домохозяйств, расходах на питание, одежду, жилищных условиях. Значительный вклад в исследование закономерностей развития домашних хозяйств внес Э.Энгель, как автор закона массового потребления, сформулировавший зависимость структуры потребления от уровня доходов.

Исследования различных аспектов экономики домохозяйств нашли отражение в работах российских экономистов: О.Андреевой, А.Войтова, А.Волкова, С.Галицкой, Б.Зарицкого, Т.Лавровой, И.Лемешевского и других авторов.

Немаловажным аспектом экономического изучения домохозяйства является исследование его макроэкономической роли в общественном воспроизводстве. Домашнее хозяйство в рыночной экономике становится важнейшим фактором перераспределения доходов и формирования платежеспособного спроса, источником накопления капитала, а также одним из основных рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании отечественной экономики.

Однако при всем многообразии исследований практически отсутствует целостная теория домохозяйства, раскрывающая систему его внутренних и внешних связей, дающая экономическое объяснение закономерностей развития, особенностей трансформации домохозяйства в субъект рыночных отношений. Недостаточно исследованы макроэкономические аспекты жизнедеятельности домашних хозяйств как сектора национальной экономики, его роли в общественном воспроизводстве.

Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен теоретической и практической значимостью системного изучения экономического субъекта "домохозяйство".

Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах, разработка предложений по применению опыта зарубежных стран в Республике Беларусь.

Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:

1) изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;

2) раскрыть понятие расходов и доходов домашних хозяйств, определить их структуру;

3) проанализировать структуру доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах;

4) разработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран в нашей стране.

Предметом исследования выступают домашние хозяйства, структура их расходов и доходов в странах с различными типами экономики.

Поставленные цели задачи определили структуру работы – введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ

ЭКНОМИКИ

1.1 Домашнее хозяйство как субъект экономической системы

Первую работу о домохозяйстве написал древний афинский мыслитель Ксенофонт. В его трудах содержатся прикладные экономические вопросы, а также знания по агротехнике выращивания зерновых и основы садоводства. Термин «домохозяйство» использовал Аристотель. Тогда же на основе этого термина было введено понятие «экономика» в качестве синонима и специальной науки о домохозяйстве. Экономическая наука Аристотеля, отражала организацию хозяйственных операций, распределительные, в том числе рыночные отношения с другими домашними хозяйствами, а также с другими формами хозяйственных ячеек того общества- храмовыми хозяйствами и государственным хозяйством.

Эволюционное понимание домохозяйств исходит из учета его предшественников: стая стадо (орда) племя община домохозяйство. Стая не имеет вожаков, это временное образование рыб, птиц (для перелета и т.п.), животных. Стадо является постоянным объединением животных (например, крупного рогатого скота). В стаде обычно присутствует лидер, или вожак. У людей подобный образ жизни иногда называют первобытной ордой. На их основе возникли племена. Для первобытных племен характерен присваивающий образ жизни, коллективное проживание: члены племени обычно жили в одном жилище, совместно потребляли пищу, совместно обеспечивали источники средств существования – совместно охотились, занимались собирательством. В племени были патриархи, вожди, вожаки, которые выбирались на основе определенного порядка. Племенной образ жизни сохраняется вплоть до настоящего времени на некоторых территориях экваториальной зоны земного шара.

В дальнейшем первобытное племя распалось на отдельные роды – имущественно обособленные патриархальные семьи. Они жили отдельно в форме соседской общины, сохраняя общие ресурсы средств существования.

Нормой образа жизни стали домохозяйства – отдельный человек или семья, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя средствами, необходимыми для существования. В домохозяйстве имеется лидер, его называют хозяином. Хозяйствование включает в себя распорядительство – решение вопросов: «Что?», «Как и Сколько делать?», «Кому и На каких условиях передавать продукт труда?». Именно хозяин принимает решения по заданным вопросам. Отношения же по поводу этих решений называют хозяйственными.

В своем развитии домашние хозяйства прошли три формы: перерабатывающее, производящее, потребительское. Перерабатывающее домохозяйство – исходная форма. Она заключается в содержании в аккуратности места проживания, ремонте жилья, поддержании огня, приготовлении пищи, переработки природных даров. Такие домохозяйства – самая простая их форма, по сути, является местом пребывания, сна, отдыха, хранения имущества. Данная форма труда еще не стала производством, труд здесь обеспечивал сохранение природных даров.

Производящее домохозяйство возникло вместе с землевладением. Оно начинает выражаться в создании орудий труда, в выращивании сельскохозяйственных растений, в разведении животных. Так постепенно появляется производство. Домохозяйство стало основой домашней промышленности в средние века. В настоящее время производящее домохозяйство также имеет широкое распространение (так называемое, кустарное производство).

Потребительское домохозяйство – последняя форма домохозяйств, которая быстро распространяется в рыночной экономике, преимущественно, в современных городах. В данном домохозяйстве не ведется производство, домохозяйство является поставщиком наемной рабочей силы для производства, которое осуществляется вне его, и потребителем произведенных товаров. Потребительское домохозяйство не исключает производственных процессов, которые обычно определяются как дополнительный источник доходов.

Домохозяйство – динамичное и многообразное явление. В разное время в разных странах его формы называли и поместьями (за службу), и имениями (наследственные), и латифундиями (рабовладельческие), и экономиями феодалов, и подворьями простолюдин [8, c. 69-72].

В экономике в качестве важнейшего хозяйствующего субъекта выступает домашнее хозяйство. В реальной жизни домашним хозяйством может рассматриваться отдельный человек, мала группа лиц, семья, которые самостоятельно ведут хозяйство.

С точки зрения различных подходов (воспроизводственного и институционального) домохозяйство можно рассматривать как: а) особый субъект экономической деятельности на всех этапах воспроизводственного цикла; б) специфический институт в экономической системе. В первом случае домашнее хозяйство – малая группа людей, объединенная по определенному признаку и проявляющаяся, прежде всего как потребитель экономических благ [17, c. 37]. Во втором случае домашнее хозяйство – совокупность формальных и неформальных норм и правил, определяющих поведение его участников, упорядочивающих отношения между ними и обусловливающих модели взаимодействия домашнего хозяйства с другими институтами (фирмами и государством) [16, c. 14].

Деятельность домашних хозяйств зависит от системы экономических отношений, которые включают в себя социально-экономические, трудовые и рыночные отношения. В рамках домашних хозяйств принимаются важные социальные и экономические решения, формируется человеческий капитал. Члены домашнего хозяйства владеют не только личным имуществом, но и рабочей силой, денежными сбережениями, землей, а также, капиталом, которые выступают в экономике в качестве факторов производства.

Для домашнего хозяйства характерна устойчивая структура, выполнение конкретных функций при сохранении родственных связей, общности быта и интересов. Система функций определяет сущность домашнего хозяйства. К основным функциям, выполняемым домашними хозяйствами, относятся:

1) функция личного потребления;

2) функция обеспечения предложения на рынке труда;

3) производственно-трудовые и экономические непроизводственные функции [23, c. 7].

Данным функциям соответствуют определенные виды деятельности, представленные на рисунке 1.



Рисунок 1.1 – Функции и соответствующие им виды деятельности домашних хозяйств [23, c . 8]

Существуют различные классификаторы домашних хозяйств на основе социально-демографических признаков и социокультурных особенностей. В качестве критериев их типологии выступают: характер преобладающей экономической функции; уровень совокупного дохода; характер производства в домашнем хозяйстве, что показывает рисунок 2.


Рисунок 1.2 – Типология домашних хозяйств по экономическим критериям [23, c . 8]

По характеру преобладающей функции выделяют:

1) факторные домашние хозяйства (большинство членов домашних хозяйств – наемные работники, удовлетворяющие потребность в таком факторе производства, как труд);

2) производственно-трудовые домашние хозяйства (члены домохозяйств в основном заняты в личном подсобном хозяйстве, индивидуально-трудовой деятельностью, индивидуально-семейной торговлей);

3) потребляющие домашние хозяйства (большинство членов – безработные и экономически неактивные люди, поэтому доминирующей функцией является личное потребление);

4) сберегающие домашние хозяйства (при распределении дохода члены домохозяйств отдают предпочтения сбережениям, с помощью которых в дальнейшем будут получены арендные и рентные платежи, также будут приобретены ценные бумаги) [23, c. 7-8].

По уровню совокупного дохода выделяют такие типы домашних хозяйств как:

1) крайне бедные;

2) бедные;

3) малообеспеченные (доход в расчете на одного человека не превышает прожиточного минимума);

4) среднеобеспеченные (доход в расчете на одного человека превышает прожиточный минимум;)

5) обеспеченные (доход в расчете на каждого члена домашнего хозяйства превышает прожиточный минимум в несколько раз);

6) состоятельные (доход в расчете на каждого члена домашнего хозяйства превышает прожиточный минимум в десятки раз)

Необходимо отметить, что существует международная концепция измерения бедности. В соответствии с методикой Всемирного банка (на 2005 год) выделяется три уровня бедности: 1,075 долл., 2,15 долл., 4,3 долл. в день на человека.

Данная классификация может быть использована при разработке и реализации политики доходов и налоговой политики, которая должна учитывать специфические особенности выделяемых типов домашних хозяйств [23, c. 9].

По характеру производства в домашние хозяйства бывают:

1) товарные (производимая продукция предназначена для реализации на рынке);

2) нетоварные (производимая продукция не предназначена для реализации на рынке).

Т. к. члены домохозяйств могут быть заняты в абсолютно разных сферах деятельности, то для совершенствования регулирования занятости населения в работе разработана типология занятых членов домашних хозяйств по таким социально-трудовым критериям, как:

1. занятые по видам экономической деятельности;

2. занятые в отраслях экономики;

3. занятые по секторам экономики;

4. по статусу занятости;

5. по уровню образования.

Необходимо отметить: следует разделять «занятость членов домашних хозяйств» и «занятость в домашних хозяйствах». Занятость в домашних хозяйствах бывает оплачиваемой, рыночной, неоплачиваемой. Под оплачиваемой занятостью понимается предоставление услуг членами одного домашнего хозяйства другому на условиях оплаты полученных услуг. Рыночная занятость предполагает реализацию товаров и услуг, которые созданы в домашних хозяйствах. Неоплачиваемая занятость в домашнем хозяйстве (домашней экономике) включает в себя ведение личных подсобных хозяйств для собственного потребления, традиционные домашние работы и самоуслуги (уборка помещений, приготовление пищи, стирка, уход за детьми и т.д.)

На сегодняшний день в сфере социально-трудовых отношений увеличивается количество индивидуально-трудовых домашних хозяйств; растет численность домашних хозяйств, в которых рост доходов зависит от рентных платежей и приобретенных ценных бумаг; увеличивается доля домашних хозяйств, в которых большая часть доходов зависит от женщины; усиливается географическая мобильность членов домашних хозяйств, что является предпосылкой для образования новых домашних хозяйств [23, c. 9].

Являясь экономическим субъектом, домашнее хозяйство обладает следующими чертами:

1) владение частной собственностью;

2) использование личной собственности;

3) роль поставщика трудовых ресурсов;

4) планирование деятельности на краткосрочную перспективу;

5) трудности с нормированием и измерением результатов деятельности домохозяйств;

6) наличие, кроме домашнего труда, индивидуально-трудовой деятельности, труда в личном подсобном хозяйстве, индивидуального и коллективного участия в рыночном хозяйстве;

7) потребление большей части производимых в домохозяйстве благ его членами;

8) наличие элементов натуральной и товарной форм хозяйства в том или ином соотношении в зависимости от типа домохозяйства;

9) измерение только совокупного потребления сектора домохозяйств, которое учитывается системой национальных счетов, показывает на уровень экономического развития страны [16, c. 13-14].

Для того чтобы сохранить себя, в полной мере выполнить соответствующие функции, домашнее хозяйство должно постоянно удовлетворять свои потребности.

Потребность – нужда в чем-то, необходимая для поддержания жизнедеятельности человека и его развитии как личности [17, c. 43].

Потребность выступает объективным условием жизни. Ведь после одномоментного удовлетворения потребности, она не исчезает, а постоянно восстанавливается (например, потребность в пище, физиологические потребности).

В условиях домашнего хозяйства потребности проходят через так называемое сито межличностных отношений. Кроме того, система потребностей домашнего хозяйства содержит большое число противоречий между:

1) настоящей ситуацией и желаемым будущим;

2) достигнутыми комфортными условиями жизни и боязнью их утратить [17, c. 44].

Эти противоречия должны побуждать человека к активной деятельности. Совокупность потребностей и их структура играют решающую роль в распределении:

1) времени между различными видами деятельности, куда включается свободное время;

2) денежных средств в расходной части бюджета домашнего хозяйства.

Необходимо отметить, что потребности не являются застывшими формированиями. Объемы, приоритеты, структура потребностей постоянно меняются, в том числе и по причине немалого влияния национальной экономики.

В современной экономической литературе описываются различные варианты классификаций потребностей: по А. Маслоу, по А. Маршаллу и др. Одна из наиболее простых классификаций – это выделение:

1) потребностей в средствах существования;

2) потребностей в средствах, предназначенных для хозяйственной деятельности;

3) потребностей в средствах, предназначенных для социально-культурной жизни;

4) потребностей в социально-престижных благах.

Также каждый из нас для себя и своей семьи выделяет первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности – самые насущные, элементарные или физиологические потребности человека. К таким потребностям относятся потребность в пище, крове, медицинском обслуживании и т. д. Неудовлетворение первичных потребностей – это угроза деградации человека как личности, голода, болезней, смерти человека. Поэтому первичные потребности часто называются жесткими, не отменяемыми. Они сопровождают человека в течении всей его жизни путем непрерывного воспроизводства [17, c. 44].

Вторичные потребности определяют дальнейшее развитие человека, его домашнее хозяйство, формирование его способности к труду. Эти потребности связаны с духовной сферой жизни, с коммуникацией человека, с его развлечениями. В отличие от первичных потребностей, вторичные взаимозаменяемы и отменяемы. По причине своей эластичности они могут быть изменены во времени при переходе от одной социальной группе к другой [17, c. 45].

Разделение потребностей на первичные и вторичные имеет большое значение для национальной экономики, т. к. от удельного веса тех или иных потребностей зависит определение приоритетов социально-экономического развития страны.

Противоречия системы потребностей, которые являются объектом социальной напряженности и политических конфликтов является степень удовлетворения потребностей, их градация, оценка возможностей национальной экономики переходить от удовлетворения потребностей более высокого уровня к потребностям более низкого уровня.

Некоторые противоречия складываются между индивидуальными и общественными потребностями. Причем, в последнее время очень часто наблюдается тенденция к упрощению или подавлению индивидуальных потребностей.

Приоритетное положение материальных потребностей по отношению к духовным формирует потребительское отношение к жизни. Однако больше симпатий вызывает выдвижение на первый план духовных и культурных потребностей.

1.2 Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе

Люди с экономической точки зрения преследуют такие цели, как:

1) максимизировать удовлетворение потребностей в товарах и услугах;

2) максимизировать доход от продажи своих ресурсов.

При достижении этих целей люди зависят друг от друга. Они должны совершать сделки, чтобы получить пищу, одежду, медицинскую помощь и другие, необходимые для жизни блага. Конечно, многими благами люди обеспечивают себя самостоятельно с помощью семьи, родственников и друзей. Но дальнейшее развитие экономической среды показывает, что с целью удовлетворения большинства своих потребностей люди осуществляют экономические сделки друг с другом. Например, передача в пользование ресурсов приносит их владельцам доход. Количество товаров и услуг, которое может приобрести человек, зависит от дохода. В результате этой взаимосвязи образуется совокупный поток доходов и расходов домашних хозяйств.

Домашние хозяйства предлагают хозяйствующим субъектам экономические ресурсы, получая доход в форме оплаты за предоставленные факторы производства. Доходы, аккумулируемые в домохозяйствах, расходуются на приобретение товаров, услуг и другие платежи. Еще одни вид доходов – трансферты. Сберегаемая часть доходов используются на финансовом рынке. Данная модель показывает основные взаимосвязи домохозяйств с основными субъектами рыночной экономики, но не отражают сделки, совершаемые между домохозяйствами.

Экономическая роль домашних хозяйств многообразна. Т.к. под домашними хозяйствами подразумеваются обычные семьи, то роль домашних хозяйств можно показать на примере семьи.

Семья – это, как правило, осознанно-организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. Под экономической ролью семьи подразумевается ведение домашнего хозяйства, формирование и использование семейного бюджета, развитие семейного бизнеса, воспроизводство рабочей силы, обеспечение потребительского спроса, создание инвестиционного потенциала и человеческого капитала [21, c. 343-344].

Таким образом, домашние хозяйства имеют большое значение в экономической системе. Являясь одним из главных субъектов хозяйствования, они связывают всех субъектов экономики в единую систему. Одной из функций домашнего хозяйства является воспроизводственная функция, т. е. домашние хозяйства ответственны за создание наиболее важного ресурса – человека, его труда. Домашнее хозяйство стало первой ступенькой в развитии экономических отношений. Кроме того, от поведения домашних хозяйств во многом зависит национальная экономика, т. е. принимаемые на уровне домашних хозяйств решение оказывают существенное влияние на:

1) поддержание приемлемых темпов экономического развития (умеренного роста реального ВВП);

2) поддержание высокого уровня занятости (низкого процента безработицы);

3) поддержание стабильности цен (минимального инфляционного давления).

Кроме прямой связи домашних хозяйств с национальной экономикой, существует и обратная связь: развитие экономики существенно меняет структуру семьи, характер принимаемых ей решений.

ВЫВОДЫ:

1) в своем развитии домашнее хозяйство прошло такие этапы, как стая, стадо (орда), племя, община, домохозяйство;

2) существует три формы домашних хозяйств: перерабатывающее, производящее, потребительское;

3) исходя из различных подходов, домашнее хозяйство может рассматриваться как: а) особый субъект экономической деятельности на всех этапах воспроизводственного цикла; б) специфический институт в экономической системе;

4) основные функции домашних хозяйств: функция личного потребления, функция обеспечения предложения на рынке труда, производственно-трудовые и экономические непроизводственные функции;

5) существуют различные классификаторы домашних хозяйств. Их критериями являются характер преобладающей функции, уровень совокупного дохода, характер производства в домашнем хозяйстве;

6) потребность – нужда в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности человека в его развитии как личности;

7) потребности не являются застывшими формированиями. Потребности побуждают человека к активной деятельности, нацеленной на их удовлетворение. Различают первичные и вторичные потребности.

8) экономическая роль семьи заключается в ведении домашнего хозяйства, формировании семейного бюджета, развитии семейного бизнеса, воспроизводстве рабочей силы;

9) домашние хозяйства имеют большое значение в экономической системе: являясь одним из важнейших субъектов хозяйствования, они связывают всех субъектов экономики в единую систему.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1 Структура расходов и доходов домашних хозяйств в зарубежных странах

Являясь одновременно и покупателем, и продавцом, домашнее хозяйство должно уметь зарабатывать деньги и рационально их расходовать. Доходы и расходы домашних хозяйств образуют семейный бюджет.

Доход домашнего хозяйства – сумма денежных средств, которую присваивает данная общность людей за определенный промежуток времени [17, c. 38].

В современной западноевропейской стране доходы – это комбинация зарплаты, экономической ренты, земельной ренты, процентов с капитала и сбережений, части предпринимательской прибыли. Нетрудоспособные же члены семьи получают доход в виде пенсии, стипендий, пособий, других трансфертов.

В соответствии с принятым международным стандартом доходы домашнего хозяйства включают первичные расходы, доходы от собственности, текущие трансферты, прочие поступления.

Основными направлениями расходов домашних хозяйств являются:

1) расходы на личное потребление;

2) уплата налогов и сборов в пользу государства;

3) личные сбережения.

Под потреблением домашнего хозяйства понимается расходы на товары кратковременного и долговременного использования, а также на услуги.

Та часть доходов, которая не используется на покупку товаров и услуг называется сбережениями. Сбережения выполняют ряд функций:

1) социальное страхование на случай непредвиденных обстоятельств;

2) стремление нарастить покупательную силу домашнего хозяйства, предназначенную для приобретения дорогостоящего товара длительного пользования.

3) формирование фонда для оплаты учебы детей;

4) следование сложившимся национальным традициям, законам психологии или примеру ближайшего окружения, поддержание соответствующего имиджа [17, c. 38-41].

Для сравнения с Республикой Беларусь рассмотрим структуры расходов и доходов на примере семей Германии, Японии, Чехии.

В развитых странах Запада значительную роль в бюджете домохозяйства играет государство. Так, в Германии в доходах домохозяйств в среднем каждый четвертый евро поступает в виде социальных трансфертов и бесплатных услуг государства. Много давая, государство при «социальном рыночном хозяйстве» одновременно забирает значительную часть доходов домохозяйств в виде подоходных и иных личных налогов. Данные о доходах и расходах представлены в таблице 2.1 и таблице 2.2 соответственно.

Таблица 2.1 - Структура доходов домохозяйств Германии

Статьи доходов Величина в евро Величина в %
Доходы от работы по найму 5792 51,5
В т.ч. главы семьи 3417 30,4
В т.ч. супруга / супруги 2375 21,1
Доходы от самозанятости 708,5 6,3
Доходы от имущества 1304,5 11,6
Доходы от трансфертов государства, в т.ч. 2890 25,7
Государственные пенсии 1383 12,3
Пособия по безработице 1462 13,0
Доходы от негосударственных трансфертов и сдачи в аренду имущества 551 4,9
Итого доходы 11246 100

Источник: собственная разработка

Таблица 2.2 - Структура расходов домохозяйств Германии

Статьи расходов Величина в евро Величина в %
Вычеты: подоходный и аналогичные налоги 2058 18,3
Индивидуальные обязательные отчисления на социальное страхование 315 2,8
Располагаемый доход 8873 78,9
Потребительские расходы 6916 61,5
В т.ч. продукты питания, напитки, табачные изделия 965 8,7
Одежда и обувь 348 3,1
Аренда жилья, электроэнергия, коммунальные услуги 2246 20,0
Бытовая техника, предметы интерьера 393 3,5
Здравоохранение 257 2,3
Транспортные расходы 1000 8,9
Средства коммуникаций 213 1,9
Досуг, культура, развлечения 810 7,2
Образование 67 0,6
Посещение ресторанов и т.п. 303 2,7
Прочие товары и услуги 314 2,8
Сбережения 1957 17,4

Источник: собственная разработка

Япония, как известно, относится к числу наиболее развитых стран мира. Вместе с тем это островное государство является и одной из самых дорогих стран. Япония обеспечивает своим гражданам весьма высокий уровень жизни, вполне адекватный ее статусу второй по экономической мощи державы мира. Источники доходов японских семей представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Структура доходов домохозяйств в Японии

Статья доходов Величина в иенах (тыс.) Величина в %
Доходы от работы по найму 505,6 49,9
В т.ч. главы семьи 438,6 43,3
В т.ч. супруги/супруга 55 5,4
В т.ч. детей 12 1,2
Доходы по банковским вкладам 360 35,6
Другие доходы 146,4 14,5
Итого: 1012 100

Источник: собственная разработка

По данным японской статистики, в семьях лиц, работающих по найму, на цели текущего потребления направляется порядка 395 тыс. иен, или около 1/3 совокупного ежемесячного дохода. Данные о расходах показаны в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Структура расходов домашних хозяйств в Японии

Статьи расходов Величина в иенах (тыс.) Величина в %
Налоги 69,8 6,9
Выплаты в систему социального страхования 74,9 7,4
На потребление: 395,7 39,1
В т.ч. продукты питания 83,9 8,3
В т.ч. жилье и коммунальные услуги 53,6 5,3
В т.ч. мебель, домашняя утварь 26,3 2,6
В т.ч.медицинское обслуживание 23,3 2,3
В т.ч. образование 27,3 2,7
В т. ч отдых и развлечения 42,5 4,2
В т.ч. транспортные расходы 44,6 4,4
В т. ч. прочие расходы на потребление 94,2 9,3
Выплаты по кредитам (за жилье) 125,5 12,4
Сбережения 346,1 34,2

Источник: собственная разработка

В Чехии достаточно высокий уровень жизни, который сочетает в себе относительно низкие цены на продукты питания и обувь, и довольно высокие на одежду. Недорогая рабочая сила и стабильная экономическая ситуация способствовала созданию в Чехии иностранными инвесторами множества предприятий, специализирующихся на производстве высококачественных товаров мировых марок по подлинно низкой стоимости. По сравнению с другими европейскими странами, жизнь в Чехии достаточно недорогая. Прожиточный минимум, конечно же, зависит от культуры потребления и привычек. На финансовое благосостояние семьи влияет не только уровень зарплаты, но и общий уровень потенциального заработка, учитывая квалификацию взрослых членов семьи. Среднемесячные данные о доходах и расходах чешской семьи представлены в таблицах 2.5 и 2.6 соответственно.

Таблица 2.5 - Структура доходов домашних хозяйств Чехии

Статьи доходов Величина в кронах Величина в%
Заработная плата 25381 44
Социальные пособия, доходы по банковским вкладам, от продажи имущества 32303 56
В т.ч. пособие по безработице 7116 12,3
Итого: 57684 100

Источник: собственная разработка

Таблица 2.6 - Структура расходов домашних хозяйств Чехии

Статьи расходов Величина в кронах Величина в %
Налоги 9806 17
Коммунальные услуги 4960,8 8,6
На потребление 22496,6 39
В т. ч. питание, одежда, обувь 19727,9 34,2
В т. ч. транспортные услуги 576,8 1
В т. ч. образование (детский сад) 1269 2,2
В т.ч. интернет, мобильная связь 922,9 1,6
Выплаты по кредитам (за жилье) 13555,7 23,5
Прочие расходы 5076 8,8
Сбережения 1788,9 3,1

Источник: собственная разработка

На основании вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы:

1) основную часть доходов в бюджете семей составляет заработная плата: в Германии – 51,5%, в Японии – 49,9%, чуть меньше в Чехии – 44%. Данные цифры говорят о том, что почти половину своих доходов семьи получают в качестве заработной платы, и вторую половину составляют другие доходы: государственные и негосударственные трансферты, доходы от банковских вкладов и др.

2) доходы от государственных трансфертов составляют в Германии 25,7%, в Японии – 14,5%, в Чехии – приблизительно 8,7%. Это свидетельствует о том, что в Германии семьи более защищены, нежели в Японии и Чехии.

3) основной статьей расходов являются расходы на потребление: в Германии – 61,5%, в Японии – 39,1%, в Чехии – 39,1%. Причем, достаточно высокие расходы на потребление в Германии обусловливаются высокими ценами на продукты питания и другие услуги, в Чехии же цены на аналогичные блага намного ниже.

4) немаловажными статьями расходов являются налоги и сбережения: в Германии эти показатели равны 21,1% и 17,4% соответственно, в Японии – 14,3% и 34,2%, в Чехии – 17% и 3,1%. Эти данные показывают, что расходуя значительные части бюджета на оплату налогов и потребление, немецкие семьи сберегают немалую часть доходов (17,4%). Японские семьи, выделяя наименьшее, в сравнении с Германией и Чехией, количество средств на оплату налогов и потребление, сберегают значительную часть бюджета (34,2%). В Чехии же, достаточно большие расходы на налоги и потребление, оставляют семьям лишь 3,1 % от доходов в качестве сбережений. На мой взгляд, это может говорить о том, что в Чехии семьи стремятся больше осуществить выплаты по кредитам (23,5%), чем накопить сбережения, как это делают японские семьи (выплаты по кредитам – 12,4), тогда, как немецкие семьи не имеют такой статьи расходов.

2.2 Социальная политика в зарубежных странах

Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 80-е годы XIX века Отто фон Бисмарк разработал три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).

Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, имевших место в 50-60 годы XX века в ФРГ, и изменялась в соответствии с политическими взглядами каждой новой партии.

Рассмотрим основные характеристики современной модели социальной защиты ФРГ:

1) принцип профессиональной солидарности. Создаются страховые фонды, которые управляются в равном соотношении и работниками, и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предусматривает развитие системы пособий по социальному страхованию, различающихся по видам трудовой деятельности.

2) принцип перераспределения. Этот принцип рассчитан на незначительную часть малообеспеченных слоев общества. Оказание социальной помощи не зависит от выплаченных ранее взносов. Средства берутся из налоговых поступлений в государственный бюджет. Правом на получение такой помощи обладают лица, имеющие особые заслуги перед государством (например, государственным служащим или жертвам войны).

3) принцип вспомоществования. Он является очень важным элементом системы социальной защиты, поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Суть принципа вспомоществования состоит в том, что социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме, если у него нет возможности самостоятельно улучшить свое материальное положение.

4) принцип самоуправления страховых учреждений Германии. Управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон.

На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Системе социальной защиты ФРГ присуще разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Общая система социальной защиты не включает страхование по безработице. Оно относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования осуществляется с помощью смешанной системы: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Лишь страхование от несчастных случаев занимает особое положение: финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении финансовых затруднений у органов социального страхования государство гарантирует выполнение их обязательств, что подчеркивает особую роль органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.

XXI век требует структурной переориентации систем социальной защиты с целью, направленной на их прочное финансовое обеспечение. Растущая доля пожилых людей среди населения, сравнительно низкая рождаемость, а также тенденции на рынке труда привели к тому, что системы социальной защиты работают на пределе своих возможностей. С помощью широких реформ политики пытаются дать ответ на вызовы времени и на солидарной основе обеспечить функционирование социальной сети и для будущих поколений.

Структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер. Она включает выплаты, которые гарантируют минимальный доход (пенсии, пособия нетрудоспособным), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Для нормального функционирования системы социального обеспечения необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Первый компонент системы социального обеспечения – пенсии. Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты. С середины 80-х годов осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна. Задача реформы - унифицировать ее и сделать двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

Немаловажным компонентом системы социального обеспечения является страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:

1) страхование здоровья наемных работников частного сектора;

2) страхование моряков;

3) ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений;

4) ассоциации взаимопомощи по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений;

5) ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;

6) национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами.

Третий компонент системы - общественное вспомоществование - охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Правовой базой этого вида помощи является Закон о гарантиях прожиточного минимума. Средства выплачиваются по семи статьям расходов: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Общественное вспомоществование осуществляется также и на основании шести других законов, которые указывают адресатов получения помощи. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Также эта система предназначена и для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками. Кроме того, помощь оказывается пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, создание волонтерских организаций для привлечения населения к активнойдеятельности по месту жительства).

Необходимо отметить, что наибольшее внимание японское правительство уделяет на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет. В скором времени по причине роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения, обращая внимание на взаимосвязь социальных доходов с ростом стоимости жизни.

В Законе о прожиточном минимуме устанавливаются суммы, необходимые для обеспечения питания и других первичных потребностей, дифференцированные в зависимости от возраста и состояния здоровья; суммы, необходимые для обеспечения первоочередных затрат на семью, дифференцированные в зависимости от количества лиц в семье, и виды доходов, которые являются решающими для оценки уровня бедности.

На основании прожиточного минимума определяются все минимальные выплаты: минимальная пенсия, являющаяся единственным источником дохода, минимальное пособие по безработице, устанавливающееся на уровне прожиточного минимума. При этом в правительственных заявлениях подчеркивается, что необходимо соблюсти такие пропорции между отдельными видами доходов, чтобы доходы по труду не утратили своего стимулирующего характера, а социальные доходы сохранились на приемлемом уровне как с точки зрения стоимости жизни, так и с точки зрения возможностей государства.

Новая концепция социальной защиты в Чехии предполагает создание дифференцированного комплекса инструментов, призванных адресно, оперативно и эффективно решать сложные социальные ситуации. В основе новой концепции лежит следующий принцип: уровень жизни каждого отдельного лица и семьи определяется в первую очередь доходами по труду, перераспределение социальных средств не должно ослабить этот механизм. Социальные доходы не должны деформировать, а лишь целенаправленно корректировать социальное расслоение общества.

В новой концепции структура социальной политики представлена тремя относительно самостоятельными системами.

1) система социального страхования решает все варианты социальной ситуации, связанные с потерей заработка: старость, болезнь, инвалидность, уход за больным членом семьи или потеря кормильца. Социальное страхование позволяет заранее подготовиться к этим социальным ситуациям путем откладывания части финансовых средств для решения возможных проблем в будущем, что позволит сохранить (хотя и относительно) привычный жизненный стандарт.

2) значительные изменения претерпела система финансирования социального обеспечения. Закон о страховых взносах на социальное обеспечение и отчислениях на государственную политику занятости упорядочил страховые тарифы взносов на социальное обеспечение, которое включает страховой взнос на пенсионное обеспечение и медицинское страхование, а также отчисления на государственную политику занятости. Плательщиками страховых взносов являются работодатели, работники и лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в Чешской Республике подготовлен проект новой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 г. Главные направления государственной политики занятости сосредоточены на четырех программах:

1) помощь лицам, решившим заняться предпринимательской деятельностью или создающим рабочие места.

2) создание временных рабочих мест (общественные полезные работы)

3) стимулирование занятости молодежи.

4) программы переквалификации.

Коренным образом была изменена и система финансирования здравоохранения. За основу организации здравоохранения в Чехии была взята система классического обязательного медицинского страхования, принятая, в частности, в Германии. Все расходы на медицинскую помощь покрываются из доходов фонда медицинского страхования, государственного бюджета и местных бюджетов.

Непосредственно из государственного бюджета выплачиваются страховые взносы за следующие социально уязвимые категории населения: находящихся на иждивении детей, пенсионеров, получателей родительского пособия, женщин в отпуске по беременности и родам, безработных, получателей социальных пособий в соответствии с нормами Закона о социально нуждающихся и некоторых других категорий граждан.

Закон о государственной социальной поддержке свел более чем 70 видов различных пособий по социальной защите к девяти и значительно сузил круг их получателей. Все пособия системе государственной социальной поддержки являются чисто государственными и предоставляются из государственного бюджета. Право на государственные пособия по социальной поддержке имеют все лица, постоянно проживающие на территории Чешской Республики.

3) система социальной помощи призвана решать проблему бедности в тех случаях, когда гражданин не в состоянии ее решить собственными силами, социально не затребован и не выполняет условий для предоставления государственной социальной поддержки. Эта система финансируется из государственного бюджета, местных бюджетов и из средств добровольных организаций

Проводимая в настоящее время реформа финансирования социальной сферы в конечном счете позволит не только оказывать более адресную и эффективную помощь нуждающимся в ней, но и в перспективе даст значительную экономию государственных средств.

Новая чешская концепция социальной политики позволяет реализовать многовариантную модель, в которой государственное перераспределение будет направлено на смягчение резких различий в доходах, ведущих к дезинтеграции общества и усилению социальной напряженности, что могло бы нарушить достигнутый социальный консенсус в обществе и тем самым затормозить проведение экономических реформ.

ВЫВОДЫ:

1) доход домашнего хозяйства – сумма денежных средств, которую присваивает данная общность людей за определенный промежуток времени;

2) основные направления расходов домашних хозяйств: расходы на личное потребление, уплата налогов в пользу государства, личные сбережения;

3) в Германии в доходах домохозяйств в среднем каждый четвертый евро поступает в виде социальных трансфертов и бесплатных услуг государства;

4) Япония – одна из наиболее развитых стран мира, которая обеспечивает своим гражданам достаточно высокий уровень жизни;

5) в Чехии достаточно высокий уровень жизни, сочетающий в себе относительно низкие цены на продукты питания и обувь и довольно высокие на одежду;

6) в Германии, Чехии, Японии почти половину своих доходов семьи получают в качестве заработной платы, вторую половину составляют другие доходы: государственные и негосударственные трансферты, доходы от банковских вкладов и др.;

7) в Германии наблюдаются самые высокие расходы на потребление – 61,5% (по сравнению с Японией и Чехией);

8) существовавшая в ФРГ модель социальной защиты («корпоративная», «континентальная», «консервативная», «бисмарковская») – одна из наиболее эффективных среди европейских стран;

9) структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход, страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся;

10) Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения.

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

На социальное обеспечение, помимо средств из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование. Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии и социальные пособия.

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане. Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий. Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В республике существует система досрочных пенсий для лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

Социальные пенсии назначаются гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.

Для повышения эффективности мер по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция — 2000 г.)

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

Одной из составляющих социальной защиты населения является социальная работа. В Беларуси социальная работа находится на стадии своего развития и профессионального становления. Однако практика социальной работы должна быть теоретически обоснована. Поэтому, оценив богатый опыт теоретической базы зарубежных стран, я считаю, что важнейший элемент, который должен присутствовать в области социальной защиты населения – ее подкрепленность теоретической базой. В связи с этим необходимо провести исследования, которые обеспечат социальных работников знаниями о развитии человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных проблемах на разных стадиях развития личности, потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человечества.

Следующим этапом совершенствования социальной работы, на мой взгляд, могут являться:

1) cлужба социально-бытовой помощи. Ее цель - расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специально оборудованных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и для повышения конкурентоспособности человека с ограничениями на рынке труда;

2) служба семейного досуга. Ее цель - стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;

3) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения. Ее цель - работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

На мой взгляд, в белорусских условиях, существует возможность применения такого вида социальной работы, как социальное страхование, включающее обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.

Опыт зарубежных стран, свидетельствующий о движении от государственно-распределительным к смешанным системам финансирования, говорит о том, что наилучший способ рационального использования недостаточных финансовых ресурсов – возможности государственно-распределительной системы в сочетании с разнообразными частными схемами социального обеспечения. Для создания, становления и развития смешанной системы финансирования в Республике Беларусь необходимы следующие мероприятия:

1) расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных организациях медицинского страхования;

2) нетрадиционные способы привлечения средств фирм и домашних хозяйств к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры;

3) расширение сферы платности социальных услуг, различных по качеству;

4) привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне.

ВЫВОДЫ:

1) в Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности;

2) основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;

3) к базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»;

4) опыт зарубежных стран может быть применен в таких сферах социальной политики Республики Беларусь, как: создание теоретической базы практического осуществления социальной защиты; создание служб социальной помощи; введение обязательного социального страхования, обеспечивающего более высокий уровень социальной защищенности граждан; реструктуризация ответственности между государством, работодателями и работниками с преобладанием роли хозяйствующих субъектов в финансировании инструментов социальной защиты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была изучена следующая тема – «Домашнее хозяйство как субъект экономики». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание работы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

1) изучено домашнее хозяйство как субъект экономических отношений;

2) раскрыто понятие доходов и расходов домашних хозяйств, выявлена их структура;

3) проанализирована структура расходов и доходов домашних хозяйств в зарубежных странах;

4) сформулированы предложения по возможности перенятия опыта в сфере социальной политики зарубежных стран.

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Домохозяйство можно рассматривать как: а) особый субъект экономической деятельности на всех этапах воспроизводственного цикла; б) специфический институт в экономической системе. В первом случае домашнее хозяйство – малая группа людей, объединенная по определенному признаку и проявляющаяся, прежде всего как потребитель экономических благ. Во втором случае домашнее хозяйство – совокупность формальных и неформальных норм и правил, определяющих поведение его участников, упорядочивающих отношения между ними и обусловливающих модели взаимодействия домашнего хозяйства с другими институтами (фирмами и государством).

Являясь одним из главных субъектов хозяйствования, домашние хозяйства связывают всех субъектов экономики в единую систему. Одной из функций домашнего хозяйства является воспроизводственная функция, т. е. домашние хозяйства ответственны за создание наиболее важного ресурса – человека, его труда. Домашнее хозяйство стало первой ступенькой в развитии экономических отношений. Кроме того, от поведения домашних хозяйств во многом зависит национальная экономика

Доход домашнего хозяйства – сумма денежных средств, которую присваивает данная общность людей за определенный промежуток времени.

Основными направлениями расходов домашних хозяйств являются:

4) расходы на личное потребление;

5) уплата налогов и сборов в пользу государства;

6) личные сбережения.

Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран.

Структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер.

Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения, обращая внимание на взаимосвязь социальных доходов с ростом стоимости жизни.

Несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

При написании работы использовались общенаучные методы: анализ и синтез, историческое и логическое познание, качественно-количественного анализ, системный подхода.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы:

1) в процессе формирования государственной социальной политики, в сфере социальной защиты;

2) программ-рекомендаций по формированию и сведению бюджетов домашних хозяйств и т.д.;

3) в учебном процессе для преподавания курсов "Экономическая терия", "Микроэкономика", "Макроэкономика", "Государственное регулирование экономики", "Маркетинг".


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева О.В. Домашние хозяйства и их государственная поддержка в современных условиях / Казан. финансово-эконом. ин-т. – Казань, 2000. – 19 с.

2 Бок З.К. Экономика Японии. Какая она?/ Бок Зи Коу. – М.:Экономика, 2002. – 349 с.

3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: «Юристъ», 2003. –311 с.

4 Булатов А.С. Экономика. М, 2002. – 557 с.

5 Войтов А. Г. Экономика. Общий курс.: Учебник. - 8‑е изд. перераб. и доп. - М.: «Дашков и К°», 2003. - 600 с.

6 Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2000.- 454 с.

7 Волков А. Семья и домохозяйство / Вестн. статистики. - 1991. - N 7. - С.40-46.

8 Все о Чехии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим дотупа: http://www.in-prague.ru/czech/

9 Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2002. – 416 с.

10 Германия – Википедия [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Deutschland.

11 Германия – все о Германии, сайты Германии, рефераты и статьи о Германии – Социальная защищенность в Германии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.de-web.ru/article/a-53.html

12 Жук И.Н. Компаративный анализ тенденций изменения источников финансирования социальной политики в зарубежных странах// Экономика и управление. – 2007. - №3. – С.144-151. РБ

13 Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз / Б.Е. Зарицкий. – М.:Юристъ, 2003. – 298 с.

14 Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. – М.,1999. – 298 с.

15 Курс экономической теории. ─ Киров, 1998. – 283 с.

16 Лаврова Т.В. Домашнее хозяйство как субъект экономических отношений, его интересы и противоречия / Лаврова Татьяна Валериевна – Воронеж, 2008. – 24 с.

17 Лемешевский И.М. Микроэкономика: социально-экономический аспект. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: ФУ Аинформ, 2006. – 512 с.

18 Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. - М., 2003. – 329 с.

19 Лучкина Л.С. Доходы и расходы домашних хозяйств в странах Центральной и Восточной Европы // Труд за рубежом. - 1999. - N 4. - С.13-26.

20 Лучкина Л.С. Формирование и использование бюджетов домашних хозяйств в странах Восточной Европы // Мироваяэкономика и междунар. отношения. - 1992. - N 6. - С.145-147.

21 Микроэкономика: учебное пособие. / Плотницкий М.И., Корольчук А.К., Лемешевская Л.В., Радько М.К.; под ред. Плотницкого М.И. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2005. – 407 с.

22 Министерство иностранных дел Республики Беларусь – Беларусь – Социальная политика [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/ru/republic/politics/

23 Мироненко О.В. Домашние хозяйства в системе социально-трудовых отношений. / Мироненко Ольга Владимировна. – Хабаровск, 2008. – 20 с.

24 Недвижимость Чехии – Полезная информация – Новости Чехии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.abrupt.cz/poleznaja-informacija/novosti/gosudarstvennuju-kaznu-razorjajut-bezrabotnye.html

25 Общая экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П.. – М., 2005. – 336 с.

26 Очерки политической экономии. / под. общ. ред. Лемещенко П.С. – Мн.: БГУ, 1999. – 426 с.

27 Попов М.В. Домашнее хозяйство: эволюционно-функциональный подход. / Попов Михаил Витальевич. – Волгоград, 2003 – С. 16-19.

28 Самуэльсон П. Экономика. ─ М.: Прогресс, 1964.

29 Социальная политика. Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Италии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://ru.belembassy.it/respublika-belarus/sotsialnaya-politika

30 Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для средней школы. ─ СПб.: Экономическая школа, 1999.

31 Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – Основные черты германской модели социальной полтики [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/272788.html

32 Хейне Пол, Боутке Питер, Причитко Дэвид – Экономический образ мышления, 10-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 554 с.

33 Честихина Е. П. Домашнее хозяйство как основной субъект предложения рабочей силы на рынке труда. / Честихина Екатерина Павловна. – Брянск, 2006. – 22 с.

34 Экономика общественного сектора: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. ─ М.: ТЕИС, 2004.- 356 с.

35 Экономика России – Социальное обеспечение: опыт Японии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexpub136.htm

36 Экономика Японии и стран Запада: сравнительный анализ. / сост. и ред. Соколов А.И., Маковский В.Д. – М.: ИНИОН, 1983. – 219 с.

37 Экономика. Учебник. / под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 792 с.

38 Экономическая теория. / Под редакцией д.э.н. Добрынина А.И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг», 2003. – 479 с.

39 Экономическая теория. / Под редакцией проф. Николаевой И.П.: Учебник. - Москва, «Финстатинформ», 1999. – 282 с.

40 Юнгблюд Д. Социальные системы стран Западной Европы // Общество и экономика. – 2008 - №9. – С. 125-146.