Реферат: Понятие туристских ресурсов

Название: Понятие туристских ресурсов
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Общая характеристика туристских ресурсов

1.1. Понятие туристких ресурсов………………………………………………………...….4

1.2. Классификация туристких ресурсов…………………………………………….….......5

1.3. Туристско-рекреационные ресурсы…………………………………………………….7

Глава 2. Характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного значения в России

2.1. Общая характеристика туристско-рекреационных зон (ОЭЗ)..………………......…….10

2.2. Характеристика ОЭЗ «Новая Анапа»………………………………………...……...…...11

2.3. Характеристика ОЭЗ «Гранд Спа Юца»……………………………………………….....14

2.4. Характеристика ОЭЗ «Ворота Байкала»…………………………………………….........17

2.5. Характеристика ОЭЗ «Байкальская Гавань»………………………..........................……21

2.6. Характеристика ОЭЗ «Алтайская долина»…………………………………..………......25

2.7. Характеристика ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»…………………………………...…….…....29

2.8. Характеристика ОЭЗ «Куршская коса»……………………………………..…………....32

2.9. Характеристика ОЭЗ «Остров Русский»……………………………..………………......35

Глава 3. Туристско-рекреационные особые экономические зон – перспективы, проблемы, решения.

3.1.Механизм создания особых экономических зон в современных условиях…………….37

3.2Актуальные проблемы регулирования, развития и оптимизация деятельности особых экономических зон………………………………………………………...................................40

Заключение……………………………………………………………………………..……….44

Список использованных источников..…………………………………………………..…….45

Введение

Туризм – наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли.

Территория России обладает значительным потенциалом для развития туризма, в то же время, многие туристские ресурсы нашей страны используются не эффективно и не приносят должного дохода в экономику страны. Поэтому, развитие туризма в России требует новых подходов к уже сложившейся системе туристического комплекса. Среди таких подходов, наиболее актуальным является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Создание таких зон повлечет за собой создание, реконструкцию и развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие туризма в целом. Особые экономические зоны будут способствовать более эффективному использованию туристических ресурсов нашей страны.

Целью курсовой работы является характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного значения в России.

Для реализации поставленной цели были намечены задачи:

1. Дать общую характеристику туристическим ресурсам – понятие, их классификация, виды.

2. Охарактеризовать особые экономические зоны туристско-рекреационного значения, созданные в России.

В ходе выполнения курсовой работы использовались следующие методы географической науки: картографический, сравнительно-географический, поисковый, описательный, статистический.

Глава 1. Общая характеристика туристических ресурсов

1.1. Понятие туристические ресурсы

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста туризм в России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил[3]. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.

1. Создается реестр этого вида ресурсов, который включает [2]:

- классификацию и оценку ресурсов;

- порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учетом предельно допустимых нагрузок;

- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов;

- режим охраны.

2. Создается кадастр туристских ресурсов, который включает:

- оценку и картографические характеристики территорий;

- порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;

- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности;

- порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития.

Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников.

Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Иногда синонимом туристского ресурса является туристский потенциал.

1.2. Классификация туристских ресурсов

Туристские ресурсы делятся на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды - важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы [3].

Например, туристские ресурсы можно рассматривать по:

- принадлежности к определенным компонентам природной среды - климатическим, водным, лесным;

- их функциональному назначению - оздоровительному, познавательному, спортивному;

- степени изученности.

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма - разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:

- природные богатства;

- энергетические богатства;

- человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и аспектов культуры);

- институциональные, политические, юридические и административные аспекты;

- социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;

- различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;

- экономическая и финансовая деятельность.

Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.

К основным свойствам туристских ресурсов относятся [3]:

- аттрактивность (привлекательность);

- доступность;

- степень изученности;

- значимость для показа (зрелищность);

- пейзажные и видеоэкологические характеристики;

- социально-демографические характеристики;

- потенциальный запас, емкость;

- способы использования.

Итак, можно сказать, что туристские ресурсы условно делятся на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра.

1.3. Туристско-рекреационные ресурсы

Среди всех видов туризма важнейшую социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.

Для рекреационно-ориентированного сектора экономики природные ресурсы, получившие в экономике название «природные рекреационные ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в целом.

В научной литературе подробно описаны отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими или курортными [2].

Особая роль принадлежит природным ресурсам, которые формируют туристско-рекреационную специализацию региона.

Природные ресурсы с точки зрения их происхождения – это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сфере для удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате деятельности человека.
Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека.
Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом.

Природные рекреационные ресурсы можно классифицировать следующим образом [3]:

- происхождению;

- видам рекреационного использования;

-скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые);

-возможности самовосстановления и культивирования (возобновимые, относительно возобновимые, невозобновимые);

- возможности восполнения (восполнимые и невосполнимые);

- по возможности замены одних ресурсов другими

Историко-культурный потенциал страны является основой культурного (познавательного) туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия [3]:

- памятники археологии;

- культовая и гражданская архитектура;

- памятники ландшафтной архитектуры;

- малые и большие исторические города;

- сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные залы и др.;

- социокультурная инфраструктура;

- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа.
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.
Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культурной архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников истории и культуры как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.
Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:

- достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и др.);

- достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и др.);

- достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.)

По комплексной оценке специалистов, географический туристский потенциал России достаточно высок, его величина отражает привлекательность туристских территорий для посещения туристами, как российскими, так и зарубежными, он составляет 55,8 %.

Таким образом, Россия из года в год укрепляет свои позиции на высоко конкурентном мировом рынке туристских услуг, в том числе за счет целого комплекса уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми располагает.

Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода.

Глава 2. Характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного значения в России

2.1. Общая характеристика туристских рекреационных зон

Вопрос о создании в России особых экономических зон поднимался давно. Согласно Программе экономического развития на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р [4], предполагалось разработать правовые основы для создания в Российской Федерации «образований с особыми экономическими условиями функционирования (особых экономических зон)». Эта проблема неоднократно поднималась в печати [5].

22 июля 2005 года Президент подписал Федеральный закон за N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где в ст. 2 дается понятие особой экономической зоны: «Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Таким образом, законодательно было закреплено понятие особой экономической зоны.

Названный Закон начал регулировать промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны, а туристско-рекреационное направление было предложено проработать дополнительно и внести в Закон в виде поправок.

В подготовке законопроекта об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в течение года приняли участие Министерство экономического развития, Федеральное агентство по туризму, вновь созданное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России. И вот 3 июня 2006 года Президент России подписал Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон ввел третий тип особых экономических зон – «туристско-рекреационные особые зоны».

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма [10].

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

- могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

- на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

- в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

- земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий [10].

В настоящее время на территории Российской федерации создано восемь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

2.2. Характеристика ОЭЗ «Новая Анапа»

Особая экономическая зона в Краснодарском крае названа по наименованию полуострова Новая Анапа, расположенного между Черным морем и двумя лиманами и находится на территории Благовещенской косы (рис. 1). Общая площадь ОЭЗ «Новая Анапа» - 800 га [12].

Благовещенская коса расположена между Витязевским лиманом и Черным морем. Ближайшие населенные пункты – поселок Витязево, станица Благовещенская. Косу перекрывают шлагбаумы, через которые можно за определенную плату въехать и оставить автотранспорт у пляжной зоны.

Ширина косы колеблется от 100 до 300 метров. На косе сформировались песчаные дюны (рис. 2). Но песчаная коса совсем не пустыня, а наоборот живописное разнотравье с кустарниками и низко растущими деревьями серебристого гребенчука или маслины. Туристы полюбили эти растения за их неприхотливость и возможность размещать свои палатки в тени этих деревьев.

Рис 1 2

Необычным еще является то, что среди песка и соленой воды на небольшой глубине содержится слой пресной воды. Нужно вырыть яму менее метра и ключи со всех сторон начнут бить и быстро заполнять ее.

Пляж сложен естественными наносами песка. Отсутствие бухт и открытость пляжей обеспечивает прибрежной воде чистоту и прозрачность. Богатый подводный мир и множество затонувших в разное время кораблей привлекает поклонников дайвинга. Здесь всегда можно встретить также и других любителей активного отдыха: парапланеризм, кайтсерфинг, виндсерфинг, дайвинг, джиппинг – все это уже давно перестало быть здесь в диковинку.

На косе ежегодно проходит благотворительный внедорожный фестиваль юга России «Разбушлат».

Курортная зона Благовещенской косы ориентирована на пляжный семейный отдых в разных формах:

- пляжный отдых по системе «все включено;

- культурный отдых с детьми;

- бальнеология и СПА – терапия;

- Таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини-отели;

- зона спортивного отдыха: гольф, теннис, аквапарк, парусный спорт и виндсерфинг.

Рекреационная емкость территории - около 40 000 койко-мест:

- 60 гостиничных комплексов,

- СПА – отель,

- конгресс – центр,

- искусственный остров с мариной,

- океанариум с гостиничным комплексом.

Расстояние от особой туристической зоны «Новая Анапа» до аэропорта Анапа составляет всего 28 км. расстояние до ближайшей ж/д станции - 25 км.
Курорт ориентирован прежде всего на жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, находящихся в 2-3 часах полета от турзоны.

2.3. Характеристика ОЭЗ «Гранд Спа Юца»

Проект ОЭЗ «Гранд Спа Юца» расположен в самом центре Кавказских Минеральных Вод у подножия горы Юца, приблизительно в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды. Общая площадь участка, выделенного для создания курорта, составляет 843 га [10].

Гора Юца расположена южнее города-курорта Железноводска, в самом Бештаугорском лесном массиве. Его площадь 370 га. Гора имеет форму вытянутого к северо-востоку асимметричного купола. Западный склон крутой, интенсивно расчлененный оврагами и промоинами. Другие склоны более пологие, с волнистой поверхностью, в нижней части террасированные. Вершина слабо выпуклая. Преобладают осадочные породы верхнего мела и палеогена, имеющие морское происхождение. Они образуют купол и прорваны интрузией бештаунитов, выходящих на поверхность на небольшом участке западного склона. В нижней части горы имеются три крупных тела травертинов мощностью до 20 м, свидетельствующих об излиянии в прошлом углекислых минеральных вод. На южном склоне бьет мощный родник пресных вод с температурой 7-90 С, известный под названием Юцкий ключ.

На горе произрастает степная, горно-луговая, реже, в балках, лесная растительность с множеством редких растений. К ним относится мерендера трехстолбиковая, крокус сетчатый, мак прицветниковый, эремурус представительный, ирис низкий, подснежник узколистный, дуб скальный, каркас гладковатый.

Юца - это поистине Мекка отечественного парапланеризма. Все лето, начиная с мая, в палаточном лагере на горе живут пилоты и ученики со всех концов нашей необъятной Родины. На этой горе традиционно проводится множество парапланерных и дельтапланерных соревнований, в том числе и главное парапланерное событие - чемпионат России. Горячее южное солнце, устойчивый и сухой климат летом позволяет совершать красивые и дальние маршруты. Классические равнинные полеты, огромные поля для безопасных посадок, самая большая и представительная парапланерная тусовка в России - это лучшее место для тех, кто хочет научиться летать высоко и далеко.

Основной целью проекта ОЭЗ «Гранд Спа Юца» является создание современного бальнеологического курорта (рис. 3).

Проект курорта был представлен на инвестиционном форуме «Сочи-2008», тогда его заявленная стоимость была - 15 млрд. рублей, с потребностью в инвестициях - 10 млрд. рублей [4].

Комплекс будет размещён на юго-восточной стороне горы Юца, т.е. за пределами жилой застройки села, на пустынном склоне.

Под строительство комплекса выделяется участок в 840 га, где на площади в 373 га будут построены современные туристические объекты, а остальная территория отойдёт под рекреации. Комплекс обеспечивается 14-ю гостиницами, отелями, многочисленными бунгало и апартаментами среднего и высшего ценового сегмента, которые позволят принимать ежегодно до 160 тысяч туристов.

Центром курорта «Гранд Спа Юца» станет крупный оздоровительный комплекс, оснащённый современным оборудованием для медицинской диагностики и лечебных целей. Курорт будет обеспечен различными спортивными и развлекательными сооружениями, крытыми галереями для прогулок, соединёнными с кафе, рестораном, торговым центром, местами для посещения культурно-массовых мероприятий.

На территории разобьют ботанический сад, создадут каскад озёр и водопадов, а так же оборудуют три поля для гольфа, построят центр для верховой езды. Предположительно объём частных инвестиций в данный проект будет уровне 15 млрд. рублей, государственных инвестиций – порядка 2 млрд. рублей. Это гораздо больше ранее предполагаемых объёмов.

Рис. 3.

Также, проектом планируется создание самых разных туристско-рекреационных объектов на 14 площадках в четырёх городах-курортах – Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, городе Лермонтове и Минераловодском и Предгорном муниципальных образованиях на общей площади 1649 га (Всероссийский детский оздоровительный центр у горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в районе Капельной балки города Ессентуки, мега-парк развлечений в Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и др.).

Всего запланировано привлечь в регион около 49 млрд. инвестиций, из них 46,6 млрд. рублей будет направленно на строительство и модернизацию туристических объектов; 2,4 млрд. рублей – на создание инфраструктуры. Средства бюджетов будут направляться только на создание инфраструктуры: это и реконструкция дорог, прокладка новых водопроводов, канализационных сетей, обеспечение строительных площадок энергетическими ресурсами.

Просчитан экономический и социальный эффект ОЭЗ. За 20 лет реализация проектов позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 139 млрд. рублей. Кроме того, в регионе в течении первых пяти лет будет создано 11,2 тыс. новых рабочих мест. Значительный рост туристического потока приведёт к появления более 28 тысяч новых рабочих мест в туристско-рекреационных предприятиях и организациях на сопредельных к ОЭЗ территориях Кавказских Минеральных Вод.

2.4. Характеристика ОЭЗ «Ворота Байкала»

В Прибайкалье имеются уникальные условия для развития туризма и отдыха. В особой экономической зоне «Ворота Байкала» (в районе пос. Большое Голоустное) планируется построить 20 гостиниц различного уровня. Объем инвестиций в создание особой экономической зоны составит 14,6 млрд. руб. в период с 2007 по 2020 года, из них частных инвестиций – 10,32 млрд. руб.

Участок «Большое Голоустное» расположен на побережье озера Байкал в 131 км от международного аэропорта и железнодорожного вокзала в г. Иркутске, ближайшая железнодорожная станция находится в порту Байкал (рис. 4.).

Согласно проекту, предполагается строительство делового центра, spa-курорта, аквапарка, гостиниц и других объектов отдыха (рис. 5). На территории ОЭЗ построят производственно-эксплутационную базу, где будут производиться и хранится материалы и техника, предназначенные для строительства объектов на территории ОЭЗ.

При проектировании ОЭЗ предусматривалось сохранение болотно-водного комплекса рядом с береговой линией Байкала, на которой зафиксировано 26 видов обитателей, внесенных в Красную книгу.

На реализацию проекта ОЭЗ «Ворота Байкала» потребуется 18 млрд рублей, из них почти половину суммы составят средства частных инвесторов, остальные - средства из федерального и областного бюджета.
Всего на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» планируется ежегодно принимать около 80 тыс. туристов. Предполагается, что в гостиницах и турбазах, построенных на территории зоны, одновременно смогут разместиться 3,5 тыс. человек [10].

Летом 2008 года был объявлен конкурс на разработку проекта планировки особой экономической зоны, и в качестве исполнителя работ был определен институт «Иркутскгражданпроект». Финансирование проектных работ осуществляется из федерального бюджета. Проект планировки особой экономической зоны закончен в марте 2009 года. В настоящее время проект зоны находится только на бумаге.

Рис. 4,5

2.5. Характеристика ОЭЗ «Байкальская Гавань»

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» планируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой площадью 700 км². ОЭЗ «Байкальская гавань» позиционируется как центр туризма на востоке России и ключевое туристское направление и объект трансграничного маршрута «Восточное кольцо» для стран Северо-Восточной Азии. К 2027 году планируется свыше 2 миллионов прибытий в год, в том числе 20 % — из-за рубежа [9].

ОЭЗ расположена на восточном побережье оз. Байкал в Прибайкальском районе (рис. 6).

Прибайкальский район находится в центральной части республики Бурятии. Это район с удобным географическим положением и богатейшим природно-ресурсным потенциалом.

Природа Бурятии уникальна и разнообразна. Это эндемичная флора и фауна, горные системы, лечебная вода более 300 источников, памятники природы, галечные и песчаные пляжи. Национальные парки, заповедники и заказники составляют 9 % от общей площади республики.

Историко-культурные ресурсы представлены богатейшей историей края, материальные следы которой берут отсчет с древнейших эпох, государства гуннов, империи Чингис-хана, освоения Сибири русскими казаками, тибетской медициной. Музеи республики обладают уникальными коллекциями. В Бурятии мирно сосуществуют буддизм, православие, шаманизм, старообрядчество. Огромный интерес на сегодня представляет феномен буддийского Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова, драгоценное тело которого сохраняется более 78 лет.
Среди объектов культурного туризма наибольший интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие быт и навыки коренных народов: бурят, эвенков. Культура забайкальских старообрядцев, называемых местным населением «семейские», в 2002 гожу включена ЮНЕСКО в список 19-ти нематериальных мировых шедевров.

Удобное географическое положение, богатейшие историко-культурные и природные ресурсы, сложившаяся транспортная схема, связывающая Байкал с регионами России и с зарубежными странами, стабильная экологическая ситуация, мирное сосуществование религий, растущая популярность Байкала на рынке туризма способствуют быстрому развитию туризма в Бурятии. За последние 3 года туристический поток возрос на 16,6%.

Доля иностранных туристов, посетивших Бурятию в 2009 году, составила 11,4%. География въездного туризма охватывает 61 страну. На фоне снижения объемов въездного туризма в Россию, данный показатель по республике имеет тенденцию к росту.

В рамках плана по строительству инфраструктурных объектов начато строительство на территории ОЭЗ причала, водозабора и пожарного депо. Все объекты будут закончены к концу 2010 года.

ОЭЗ «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе Бурятии будет построена на пяти участках: Турка, Пески, «Гора Бычья - вершина 1771», Бухта Безымянная, Гремячинск (рис. 7). Первоочередными для создания ОЭЗ являются участки «Турка» и «Пески», для которых уже разработаны проекты планировки.

Территории для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа была рекомендована международными экспертами в области проектирования горнолыжных курортов – компанией Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. Проектируемая особая экономическая зона включает в себя три базовые территории: Южная (Вершина 1771, озеро Котокельское и прилегающая территория), Центральная (Гремячинск, Турка-Пески, Горячинск и прилегающая территория) и Северная (территория ограниченная береговой линией озера Байкал от бухты Безымянная до мыса Каткова).

На Южной и Северной территориях предполагается: создание двух всесезонных курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, для которых разработан детальный Мастер-план (Экосайн), объекты базовой инфраструктуры.

Первый горнолыжный курорт проектируется на площади 200 га у подножия Вершины 1771 м., который по заключению компании «Экосайн», может быть развит в крупнейший в мире курорт, обслуживающий в день более 67 000 человек (при условии использования всей потенциальной территории). В настоящее время крупнейшим горным курортом в мире считается курорт Три Долины (Мерибель/Куршевель/Валь-Торанс) во Франции, обслуживающий 55 000 катающихся в день. Вистлер/Блаккомб (Канада), место проведения Зимних Олимпийских Игр 2010 года и крупнейший курорт в Северной Америке имеет потенциальную вместимость до 40 000 человек. Крупнейший курорт США - Вэйл, Колорадо обслуживает до 23 000 человек в день [9].

Рис. 6,7

Главной целью строительства горного курорта на Вершине 1771 является создание хорошо сбалансированного комплекса сооружений для предоставления широкого спектра всесезонных рекреационных услуг высокого качества. Принципы планирования курорта:

- создать комплекс сооружений всесезонного горного курорта национального/международного класса;

- сбалансировать состав и объем застройки курортного города у подножия с вместимостью системы трасс и канатных дорог на горах;

- сохранить в процессе планирования существующие природные объекты и особенности, максимально бережно отнестись к сохранению природной среды;

- создать объект, вносящих вклад в развитие региональной экономики и создание рабочих мест;

- создать уникальную рекреационную среду с минимальным конфликтом между транспортом и пешеходным движением;

- создать условия для разнообразных видов спорта и активного отдыха, привлекающие широкий спектр пользователей.

Центр водного туризма и отдыха проектируется на живописном берегу оз. Котокельское. Он задуман как единый туристско-рекреационный комплекс с горнолыжным курортом, размещенным у подножья Вершины 1771 м. Площадка расположена на живописном берегу губы Полковая оз. Котокельское, между мысом Орлиный и мысом Кедровый. Участок гористый, не освоенный, залесенный березой, осиной, сосной, кедром с песчаными пляжами. Площадь озера Котокельское более 6000 га.

Транспортная доступность возможна с южной стороны с республиканской дороги Улан-Удэ-Курумкан сначала по существующей дороге через д. Черемуховая, затем по подводящей дороге через падь Черемуховая. Расстояние до деревни – 2,5 км, до мыса Коврижка – 5,0 км, до оз. Байкал (п. Гремячинск) – 16 км, до подножия горы 1771 м – 15 км [13].

В состав Центра водного туризма и отдыха планируется ввести следующие объекты: Яхт – клуб; Пирс- набережная с маяком с охранным и водно-спасательным пунктом, видовой площадкой; Водно-оздоровительный комплекс крытого Аквапарка; Набережная – мол с площадками отдыха, оборудованным пляжем; Водный канал с летними игровыми аттракционами, дискотекой и площадками отдыха; Спортивный комплекс с универсальным спортивным залом; Спортивные площадки; Плав-домики; Административно-хозяйственный блок; Автостоянки и пр.

Второй курорт разместится на 120 га в бухте Безымянная у подножия горы 1308 м. Учитывая, что эта гора имеет склоны с хорошим выбором спусков для начинающих, а также лыжников и сноубордеров среднего уровня подготовки, курорт рассчитан на категорию семейных туристов и малоподготовленных спортсменов. Особенностью территории зоны является то обстоятельство, что на этом участке высокогорного хребта имеется большой выбор южных склонов с перепадами высот от 600 до 700 м, что позволит использовать горнолыжные трассы, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. В настоящее время по заказу Правительства Республики Бурятия готовится архитектурно-планировочное решение курорта.

У подножия горы будет расположен морской курорт с прекрасными песчаными пляжами для отдыха летом.

Центральная территория особой экономической зоны (Гремячинск, Турка-Пески, Горячинск) ориентирована на летние виды туризма, SPA и оздоровительный курорт с развитием морского порта в с. Турка. Курорты в центральной части особой экономической зоны (Гремячинск, Турка, Пески, Горячинск) ориентированы на обслуживание туристов, прибывающих на круизных судах в порт Турка и с.Гремячинск. Район Горячинска с известным ныне действующим одноименным курортом в дальнейшем будет развит в крупный оздоровительный центр на базе горячих минеральных источников с центрами восточной медицины различных направлений.

Создание особой экономической зоны и реализация планируемых проектов даст значимый толчок развитию таких видов туризма как:

- Спортивный и приключенческий

- Рекреационный

- Водный, круизный

- Деловой

- Экскурсионный

- Экологический

В настоящее время идет доработка Концепции развития особой экономической зоны, в рамках которой будет уточнен перечень необходимых объектов инфраструктуры.

2.6. Характеристика ОЭЗ «Алтайская долина»

Общая площадь ОЭЗ «Алтайская долина» составляет 857 га. Цель создания ОЭЗ состоит в организации современного семейного спортивно-развлекательного курорта мирового уровня, с широким комплексом туристических, развлекательных и санаторно-курортных услуг для всех поколений гостей, в соответствии с новейшими международными стандартами.

ОЭЗ «Алтайская долина» располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь. Общая площадь «Алтайской долины» составит 856 га.

ОЭЗ «Алтайская долина расположена на территории республики Алтай. Республика находится в самом центре Азии. Ее территория характеризуется богатым растительным и животным миром, редкостным разнообразием ландшафтов. Республика полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), поэтому рельеф характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Одна из достопримечательностей Горного Алтая – гора Белуха (4506 м), которая является высочайшим пиком Сибири. Климат в Горном Алтае резко континентальный.

«Алтайская долина» создается в целях формирования туристической отрасли региона на высоком международном уровне. Ее потенциал позволит развивать такие виды туризма, как горнолыжный, экологический, водный, лечебно-оздоровительный, культурно-развлекательный.

Согласно концепции развития зоны, подготовленной немецкой компанией «Roland Berger Strategy Consultants», она позиционируется как «домашний» курорт для семейного отдыха. На основе этой концепции Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы разработал проект планировки территории зоны [1]. Ключевым объектом здесь будет искусственное озеро, находящееся в центре курортной зоны с примыкающими к нему тремя округлыми ансамблями зданий (рис. 8, Б).
Самым большим из ансамблей планируется южный. В нем, помимо мест размещения среднего класса, будут находиться основные развлекательные объекты – главная площадь курорта, магазины, рестораны, конференц-центр и зал для культурно-массовых мероприятий.

В ансамбле, находящемся посередине, разместятся четырехзвездочный отель и апартаменты, спортивный комплекс для игры в футбол, волейбол, теннис и детская игровая площадка.

Третий ансамбль на севере курорта вместит в себя VIP-места для проживания: апартаменты и бунгало высшего класса, пятизвездочную гостиницу.

На курорте планируется расположить две дополнительные зоны размещения. Они будут включать в себя «этническую деревню», охотничий клуб (гостиничный комплекс) высоко в горах.

Рис. 8

Туристско-рекреационная зона в Республике Алтай сможет принимать около 95 тысяч человек ежегодно с единовременным пребыванием на курорте до 3,5 тысяч человек [9].

Создана и функционирует система управления ОЭЗ «Алтайская долина», включающая в себя территориальное управление РосОЭЗ по Республике Алтай, Наблюдательный совет. В 2008 году прошло три заседания Наблюдательного совета. На них обсуждались вопросы выполнения соглашений о создании ОЭЗ, инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости в границах территорий ОЭЗ, формирования перечня объектов инфраструктуры, разработки проекта планировки территории, привлечения резидентов, информационного сопровождения развития ОЭЗ, подготовки кадров.

В настоящее время на территории «Алтайской долины» туристско-рекреационную деятельность ведут два резидента. Это компания «Горно-тур» (10 гостиничных комплексов класса «комфорт» с общим номерным фондом 30 единиц в поселке Горный, ресторан «У водопада») и компания «ИНТЕРСКИ» (горнолыжный комплекс, включающий 7 горнолыжных трасс, 1 трассу сноубординга, 1 учебную трассу, детский городок, 3 подъемника, 2 лифта)[1].

Общая стоимость проекта «Горно-тур» составляет 294,1 млн руб., «ИНТЕРСКИ» - 1032,18 млн руб.

Важным объектом ОЭЗ является административно-деловой комплекс (АДК), в котором будут размещены офисы резидентов ОЭЗ, а также служба «одного окна». Работы по проектированию АДК завершились в начале 2009 года. В настоящее время проектируются объекты внутренней инфраструктуры, искусственного озера.

Вцелом, в 2009 году прошла большая подготовительная работа по проектированию объектов инфраструктуры и туристской индустрии ОЭЗ, разработке главного градостроительного документа – проекта планировки.
В частности, осуществлены мероприятия по уточнению объектов недвижимости (в том числе земельных участков), подлежащих передаче в управление и распоряжение РосОЭЗ. Разработан и утвержден план обустройства, материально-технического оснащения, перечень объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

В 2010 – 2011 годах будут проведены основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры ОЭЗ. Создание ОЭЗ «Алтайская долина» позволит динамично развиваться туристической отрасли не только Республики Алтай и прилегающих территорий, но и всей страны[1]. Современный высокотехнологичный туристический комплекс откроет массовый доступ гражданам России и зарубежных стран к первозданной красоте и целебным силам Алтая.

2.7. Характеристика ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»

Зона располагается на берегу р. Катунь в районе горы Красный камень – северном склоне Алтайских гор.

Объем инвестиций в развитие особой экономической зоны на первом этапе ожидается в размере 7,8 млрд. рублей, на втором он может приблизиться к 40 млрд. рублей. С развитием ОЭЗ Алтайский край сможет принять до 5 млн. туристов в год.

Цель проекта - формирование организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Особая экономическая зона расположена на 1 участке площадью 3220 га.

Концепция особой экономической зоны предполагает два этапа развития. Первый этап – строительство Алтайского парка приключений. Участок особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь - Алтайский парк приключений» граничит с памятниками природы краевого значения «Озеро Ая», комплекс Тавдинских пещер.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти четыре района - Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и город-курорт Белокуриха (рис. 9).

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первый в Российской Федерации крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах с четким разделением на «молодежно-экстремальную» зону и на зону для состоятельных туристов [11].

Потенциал ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» позволяет развивать экологический, лечебно-оздоровительный, водный, спелеотуризм.
ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в соответствии с концепцией, разработанной немецкой компанией Roland Berger, должна обладать тремя центрами притяжения: один проходит вдоль реки, другой находится выше на горном плато, а третий «затерян» среди дикой природы. Вдоль реки планируется расположить центр экстремальных видов спорта (сплав по рекам, гребля на каноэ), центр наземных видов спорта и набережную с магазинами, кафе, ресторанами (рис. 10).

Рис. 9,10

На горном плато будут созданы горнолыжный и спортивно-развлекательный центры с трассой для сноубордистов.

Гостиничные постройки планируется разделить на три зоны. Самая крупная, состоящая из отелей разных классов и стилей, растянется вдоль берега Катуни. На плато будут расположены сразу две других зоны с классическими четырехзвездочными гостиницами в горах, построенными в деревенском стиле.

В туристско-рекреационной зоне планируется создать и другие возможности для проживания туристов, такие как отдельно стоящие деревянные деревенские домики, коттеджи и кемпинги.

Познавательно-развлекательный отдых будет доступен взрослым и детям в музее естествознания.

Концепция развития экотуризма предполагает ограничения на пользование автотранспортом. Центральную автостоянку планируется расположить неподалеку от реки, в то время как горное плато станет зоной свободной от автомобилей. Все перевозки смогут осуществлять повозки, запряженные лошадьми.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» характеризуется более высокой, чем в других зонах степенью готовности инфраструктуры. В настоящее время функционируют искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, 2 горнолыжных спуска, 3 круглогодичных гостиничных комплекса [11].

Сейчас разрабатывается проект планировки ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Разработчиком проекта является ОАО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект». Проведены конкурсы на проектирование административно-делового комплекса и производственно-эксплутационной базы на территории зоны.

Планируется, что на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» туристско-рекреационную деятельность будут осуществлять более 20 резидентов.

2.8. Характеристика ОЭЗ «Куршская коса»

Туристско-рекреационная особая экономическая зона располагается на территории национального парка «Куршская коса» в Зеленоградском районе Калининградской области.

Куршская коса – это узкая полоса суши, полуостров, протянувшийся на 98 км с юга на север, шириной от 0,4 км в самом узком месте в пос. Лесное до 4 км у пос. Рыбачий. Своим основанием она упирается в Самбийский полуостров, а оканчивается на севере у Литовского города Клайпеда, где ее отделяет от континента пролив шириной 300 метров (рис. 11). Куршская коса представляет собой «естественную плотину», отделяющую соленые воды Балтики и пресноводный Куршский залив с его обитателями.

В настоящее время главной достопримечательностью косы являются необлесенные дюны, одни из самых высоких в Европе (рис. 12). Они состоят из сыпучего светлого кварцевого песка и тянутся вдоль побережья Куршского залива, местами обрываясь крутыми откосами прямо в воду залива. Дюны представляют ценность как в эстетическом, так и в научном отношении. С их вершин, местами достигающими 60 метров высоты, одновременно просматривается морская гладь и бескрайняя ширь Куршского залива.

На Куршской косе можно в один день увидеть песчаные дюны, луга, покрытые мхами и лишайниками, сосновые боры, песчаные пляжи, искупаться в пресноводном заливе и принять соленые «ванны» в Балтийском море.

Природа Куршской косы живописна и разнообразна. 72% территории Национального парка покрыто лесами. Здесь произрастают более 600 видов древесной, кустарниковой и травянистой растительности. Не менее богат и разнообразен животный мир косы. Здесь можно встретить 296 видов наземных позвоночных животных [14]. Из млекопитающих наиболее распространены лось, кабан, косуля, белка, лиса, заяц. На территории Национального парка в поселках и лесном фонде расположились более тридцати баз отдыха для приема от 20 до 600 отдыхающих. Климатические условия позволяют гостям косы отдыхать в период с мая по ноябрь.

Целью создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа является:

- формирование условий эффективной конкурентоспособности области в Балтийском регионе;

- повышение инвестиционной привлекательности региона;

- Увеличение туристического потока;

- диверсификация туристической деятельности, обеспечивающая круглогодичный цикл;

- исправление дисбалансов в пространственной схеме развития области;

- активизация экологического туризма .

Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ «Куршская коса» позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

Рис. 11,12

2.9. Характеристика ОЭЗ «Остров Русский»

В марте 2010 г. правительством РФ было подписано Постановление о присуждении статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного значения о. Русский Приморского края. По географическим особенностям остров Русский в заливе Петра Великого является самым большим островом.

От Полуострова Муравьёва-Амурского, где расположена основная часть Владивостока, Русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга и востока — Уссурийского (рис. 13). С севера от следующего острова архипелага, острова Попова, Русский отделяет пролив Старка [7]. В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых — бухта Новик. Эта бухта делит остров на две неравные части:

- юго-западную (более крупную);

- северо-восточную (более узкую), носящую также название полуостров Сапёрный.

Рельеф гористый, характерный для юга Приморья. На острове насчитывается 47 вершин различной высоты, называемых сопками. Наиболее крупные из них расположены в центральной части острова: гора Русских (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м). Берега острова в основном скалистые, обрывистые. Местами на них видны обнажения горных пород.

Следует напомнить, что в 2012 году именно здесь будет проводиться саммит АТЭС. В связи с этим на острове развернуто крупное строительство. Объекты, необходимые для проведения саммита, расположатся на полуострове Сапёрный. По проекту планировки, на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров предполагается построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН (рис. 14). Для освобождения территории под строительство часть жителей острова планируется переселить, в основном на «материк».

В настоящее время ведется строительство двух мостов во Владивостоке - через бухту Золотой Рог и на остров Русский. По мнению чиновников, со строительством моста остров Русский станет привлекательным местом для развития курортной зоны.

Рис. 13, 14

Глава 3 . Туристско-рекреационные особые экономические зон – перспективы, проблемы, решения.

3.1. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях.

Главной задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Достижение положительного эффекта предполагается путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот, прежде всего налоговых и таможенных. Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, создание новых рабочих мест и пополнение региональных бюджетов. Специальный правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики отдельных регионов, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству и т. д.

Туризм, являясь отраслью экономики, аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона. Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Это позволяет государству решить вопрос о пополнении доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней.

Однако в России вклад в ВВП от туризма составляет всего 1%, несмотря на то, что Россия обладает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом, с помощью которого реально развивать различные виды туризма: экологический, оздоровительный, экстремальный, бизнес-туризм, морские и речные круизы и т.д.Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста.

Основные цели создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

· увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики;

· стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;

· повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в 7 ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест);

· улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг;

· рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году);

· сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;

· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

В подготовке законопроекта об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в течение года приняли участие Министерство экономического развития, Федеральное агентство по туризму, вновь созданное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России. Принятием закона наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня. Ведь с туризмом в регионы приходят передовые технологии. Решается и политическая задача: Россия становится в ряд ведущих туристских держав, интегрируется в мировое сообщество. Такое явление, как туристско-рекреационные зоны, для России впервые и вовсе уникально, и поэтому здесь есть возможность привнести что-то свое, новое.

Однако с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа появились и проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Среди них, , вопрос подготовки и переподготовки кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала - считают в Федеральном агентстве. По нашему мнению, проблемы могут усугубиться еще и быстрым ростом количества рабочих мест. Возможно, потребуется параллельная работа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами с Министерством образования и науки в части пересмотра заказа на подготовку специалистов непосредственно для сферы туризма.Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в сфере активного вовлечения рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы: разработка новых учебных дисциплин, предметом изучения которых явилась бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию.

Таким образом, туристско-рекреационные ресурсы должны становиться обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна.

Так, лояльный административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах нередко использовался в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам, из 2 млрд долл. США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России, наибольшая часть проходила через свободные экономические зоны. Негативные последствия от создания свободных экономических зон могут состоять в усилении диспропорций территориального развития страны, оживлении теневой экономики, оттоке ресурсов из других регионов, в иных злоупотреблениях статусом свободной экономической зоны.

Также достаточно актуальны проблемы организационно-правового характера, не позволяющие полноценно использовать все преимущества применения льготного налогового, таможенного и валютного регулирования, установленного в ОЭЗ, связанные с отсутствием четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.

В современный период целесообразно уделять более пристальное внимание совершенствованию методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, не уходить от системы государственного контроля (надзора) деятельности предпринимателей, учитывать особенности, связанные с режимом функционирования особых экономических зон, сферу предпринимательской деятельности и позитивный опыт зарубежных государств. Однако совершенно очевидно, что создание туристско-рекреационных особых

экономических зон – серьезный шаг на пути развития как регионального туризма, так и развития туризма в России в целом.

3.2. Актуальные проблемы регулирования, развития и оптимизация деятельности особых экономических зон.

Формирование особых экономических зон представляет эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала РФ.

Согласно международным стандартам свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение. Кроме того, все действующие зоны и регионы-претенденты такого статуса располагаются на значительных территориях (в пределах республики, области, города-гиганта).

Зарубежный опыт показывает, что на обустройство 1 км² экспортопроизводящей зоны требуется $40 - 45 млн., а в виде вложений в организацию таможенно-торговой деятельности - $10 - 15 млн.

В России такие зоны, как свободные экономические в Читинской области или Алтайском крае, занимают территорию, равную 432 тыс. км² и 262 тыс. км², соответственно, и поэтому по-настоящему их обустроить достаточно сложно.

Необходимо отметить, что развитие законодательства о свободных (особых) экономических зонах шло по неудобному пути: для каждой создаваемой зоны принимался «свой» закон или нормативный правовой акт.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» - основополагающий акт законодательства РФ об особых экономических зонах. В соответствии с ним могут приниматься иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие соответствующие отношения .

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов .

На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, обладающие инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это позитивно отличает настоящий период развития ОЭЗ от предыдущих попыток их создания в России.

Другое важное отличие, которое необходимо в дальнейшем поддерживать и усиливать, – относительная прозрачность и конкурентность при принятии решений о присвоении статуса особой экономической зоны. Внедрение конкурсных механизмов, определение критериев отбора, создание экспертных советов и межведомственных комиссий, разработка индивидуальных концепций для каждой ОЭЗ и гласность при обсуждении региональных заявок существенно увеличивают доверие бизнеса к этому инструменту экономической политики.

Текущее жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне эффективным. Например, имеющая практика поддержки инновационного процесса в России состоит из явных крайностей – либо попытки создания «малобюджетных» центров инновационного развития, отпугивающих потенциальных инвесторов спартанскими условиями работы, либо амбициозные проекты создания «инновационной инфраструктуры», которые фактически не имеют никакого отношения к развитию инновационной деятельности.

Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать преимущества

· агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;

· позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.

Фактор агломерационной экономии обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому благоприятствуют наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.

Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены, прежде всего, возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон. Организация ОЭЗ должна рассматриваться как элемент более широкого набора мероприятий, направленного на создание инновационно-ориентированных экономических кластеров. Представляется важным, чтобы в ОЭЗ было возможно органичное сочетание предприятий малого и крупного бизнеса. С одной стороны, крупный бизнес имеет возможности привлечения финансирования, внедрения результатов НИОКР в реальные производственные процессы, отлаженные каналы сбыта, систему отбора приоритетов и т.д. С другой стороны, малый и средний бизнес отличается гораздо большей гибкостью, креативностью и т.д.

Однако сейчас законодательство прямо предполагает наличие в промышленно-производственных ОЭЗ только крупных инвесторов (проекты от 10 млн. евро), а технико-внедренческие зоны, наоборот, иногда трактуются исключительно как центры развития малого и среднего бизнеса, о чем говорилось ранее.

Представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента). Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадет жесткая необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста.

В существующем законодательстве сделан явный акцент на создание ОЭЗ на пустой территории. Конечно, это упрощает задачи госструктур, однако далеко не всегда бывает эффективно. Это особенно актуально с учетом имеющихся в России сложностей с земельными вопросами (сложно найти крупный целостный участок с государственной собственностью в привлекательном месте). В результате, выбранные площадки могут требовать гигантских затрат в инфраструктуру, хотя рядом могут находиться значительные простаивающие мощности.

При отборе площадок для особых экономических зон следовало бы учитывать не только финансовые возможности субъектов РФ, но и наличие на их территории сложившихся научно-промышленных комплексов. На наш взгляд, закрепление данного предложения в практике работы конкурных комиссий позволило бы создать необходимые условия для максимальной реализации научного, человеческого и производственного потенциала депрессивных регионов страны, стимулировать приток в них инвестиций.

В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах. Этому препятствует как 50-процентное ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру, так и текущие критерии отбора, дающие существенные преимущества наиболее развитым и благополучным субъектам федерации.

Многие депрессивные регионы имеют значительный потенциал (человеческий, ресурсный, геополитический и т.д.). Однако для его реализации необходимо создание специальных условий. ОЭЗ – один из лучших механизмов для этого. Просто при отборе особых экономических зон необходимо сместить акцент с оценки текущего состояния региона на анализ инвестиционного предложения, содержащегося в заявке.

Анализ результатов деятельности свободных и особых экономических зон за рубежом показывает, что сколько-нибудь масштабное привлечение инвестиций в ОЭЗ невозможно без организации целостной системы финансирования инновационных проектов и компаний. К ее созданию, на наш взгляд, целесообразно активнее привлекать ведущие отечественные банки, способные успешно адаптировать применяющиеся в международной практике финансовые инструменты к особенностям каждой конкретной ОЭЗ.

Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными. Это особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного типа, где фактор местоположения и согласование концепции проекта являются наиболее существенными. Представляется целесообразным более четко отрегулировать этот процесс, включая определение преимущественных прав инвесторов, заключивших соглашения о намерениях на стадии подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.

Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. Основная цель его применения – придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему.

Заключение

Туризм в России является динамично развивающейся отраслью экономики. В то же время, отрасль испытывает ряд проблем – не достаток мест для размещения туристов, низкий уровень обслуживания, не достаточный сервис и т.д. Все эти обстоятельства негативно сказываются на развитии отрасли. На современном этапе развития большую роль приобретают новые направления в туризме – направленные на создание новых и реконструкцию старых туристических центров.

Одним из новых направлений в туристической сфере является создание особых экономических зон туристско-рекреационного значения (ОЭЗ). ОЭЗ – новый и перспективный инструмент для построения и диверсификации туристической отрасли в России.

В настоящее время на территориях ОЭЗ развернулось масштабное строительство. На данных территориях государство предоставляет инвесторам ряд направлений для реализации их проектов. Поэтому, ОЭЗ представляют собой государственное и частное партнерство.

Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа предполагает комплексное освоение территорий целенаправленно для развития туризма. За счет развития таких зон планируется увеличить долю туристского сектора в экономике страны, сократить отток российских граждан, выезжающих за рубеж, дополнительно привлечь иностранных туристов в Россию, создать новые качественные места размещения, отвечающие мировым стандартам.

В настоящее время на территории создано восемь ОЭЗ - в Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях, Иркутской и Калининградской областях, а также в Республике Бурятии и Республике Алтай и Приморском крае.

Первые семь – были созданы в 2007г., восьмая –в текущем 2010г. Для каждой ОЭЗ разработана концепция, в соответствии с которой установлено целевое позиционирование (предназначение) каждой

зоны, определен необходимый объем инвестиций, проведена планировка территории, выбран архитектурный стиль и многое другое.

Список использованных источников

1. «Алтайская долина». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kobsev.ya.ru/replies.xml?item_no=778&ncrnd=5702

2. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Финансы статистика», 2001.

3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Издание 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский дом Герда», 2004.

4. Богданова, С. ОЭЗ: новый инструмент развития территорий // Туризм. 2006. - № 1.

5. Богданова, С. Лед тронулся... // Туризм. 2006. - № 5.

6. Вишняков, В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. - № 1.

7. Владивосток. Фотоальбом. Остров Русский. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://vladfotki.narod.ru/main.htm

8. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Доронина, Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. - № 6. 165c.

10. Егоров, Б.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. - 2006. - №6.

11. Инвестиции в туризм. Особая экономическая зона Бирюзовая Катунь. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.13sotok.ru/articles/11.html

12. Кусков, А.С., Голубева, В.Л., Одинцова, Т.Н. Рекреационная география : учеб. пособие / А.С. Кусков. - М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Пирогова, О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. 34 с.

14. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев. – М.: ЮНИТИ, 2000.

15. Федеральный Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.96г. N 132-ФЗ. (в ред. ФЗ от 28.06.2009 № 123-ФЗ).

16. Экономика туризма: Учебник для вузов. Под ред. Козырева В.М., Зорина И.В. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.