Реферат: Финансовое планирование на макроуровне
Название: Финансовое планирование на макроуровне Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СодержаниеI.Сущность финансового планирования 1.1. Понятие, необходимость и задачи финансового планирования 2.1.Перспективный финансовый план II. Этапы финансового планирования 2.1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах 2.2.Расчет плановых показателей 2.3. Составление финансового плана как документа 3.1.Виды финансовых планов, и их характеристика 3.2.Федеральный бюджет – главный финансовый план государства
|
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | |||
млрд. руб | % к ВВП | млрд. руб | % к ВВП | млрд. руб | % к ВВП | |
Доходы | 4093 | 17,8 % | 4406 | 16,9 % | 5022 | 17,1 % |
Расходы | 3689 | 16 % | 4095 | 15,7 % | 4680 | 16 % |
профицит | 404 | 1,8 % | 311 | 1,2 % | 342 | 1,2 % |
В своем интервью во «Время новостей» 29 декабря 2005 года министр экономического развития и торговли Герман Греф сказал: «2006 год - это будет первый год реализации трехлетнего финансового плана. Начнется перевод всех бюджетных программ на более качественное планирование с 2007 года. Нам предстоит огромная работа по этим направлениям»
· Методические указания по формированию бюджетных проектировок на 2007-2009 годы являются дополнением к Методическим материалам Министерства финансов РФ от 24 апреля 2006 г. №02-02-14/1026.
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.
Баланс построен по методу двойной записи – доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел – Доходы, II раздел – Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.[6]
Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в табл. 2.
Таблица 2
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы | Расходы |
1. Прибыль 2. Амортизация 3. Налоговые доходы 4. Единый социальный налог 5. Неналоговые доходы 6. Средства целевых бюджетных фондов 7. Безвозмездные перечисления 8. Средства государственных внебюджетных фондов |
1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций 2. Затраты на государственные инвестиции 3. Фундаментальные исследования и содействие НТП 4. Расходы на социально-культурные мероприятия 5. Расходы на национальную оборону 6. Расходы на проведение военной реформы 7. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 8. Расходы на судебную власть 9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление 10. Расходы по международной деятельности 11. Обслуживание государственного и муниципального долга 12. Финансовая помощь бюджетам других уровней 13. Целевые бюджетные фонды 14. Прочие расходы |
Итого доходов | Итого расходов |
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
В условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создаёт условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.
Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
· определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;[7]
· определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
· обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
· создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.
.
II . Этапы финансового планирования
2.1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.
В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
· горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
· вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;[8]
· трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
· факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.
На данном этапе финансового планирования экономический анализ
позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
2.2.Расчет плановых показателей
На этом этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей – числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.
Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложных решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.[9]
В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:
· Экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
· Нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование;
· Индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен – индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);[10]
· Программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем.
Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
2.3. Составление финансового плана как документа
На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый
план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.[11]
Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.
При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут применяться следующие критерии выбора:
· максимум доходов бюджета;
· минимум текущих расходов бюджета;
· минимум непроцентных расходов бюджета;
· максимальная эффективность расходов бюджета;[12]
· максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета
III .Финансовые планы и бюджет
3.1.Виды финансовых планов, и их характеристика
Основными финансовыми планами на макроуровне выступают бюджет
(федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г.
Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.[13]
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов внебюджетных фондов определен в разделах II и III Бюджетного кодекса РФ соответственно.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.[14]
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей для бюджетных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.
3.2.Федеральный бюджет – главный финансовый план государства
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Я рассмотрю его роль и основные функции в системе финансовых планов на макроуровне.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы.
Заключение
Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели необходимость и задачи финансового планирования в масштабах государства, а также проанализировали этапы и методы финансового планирования и виды финансовых планов и пришли к выводу, что главным финансовым планом на макроуровне является государственный бюджет, с помощью которого образуются и используются общегосударственные фонды денежных средств.
Также важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета.. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.
В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное финансовое планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей. В последние года политическая и экономическая ситуация в нашей стране стабилизируется, поэтому можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем финансовое планирование в масштабах государства будет осуществлять более точно и качественно.
Список литературы
1. «Большой экономический словарь», Азрилиян А.Н., 2008 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, ФЗ №145 от 31.07.1998 г.
(по состоянию на 20 сентября 2008 г.)
3. «Время новостей», 29.12.2005 г, с. 1, 2
4. «Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации», Епифанов В.А., Паньковский А.А. 2004 г.
5. «Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
6. www.niisp.ru Офиц. сайт ГосНИИ сист.анализа Счётной палаты РФ.
7. www1.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ
[1] «Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации», Епифанов В.А., Паньковский А.А. 2004 г.
[2] «Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации», Епифанов В.А., Паньковский А.А. 2004 г.
[3] Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации», Епифанов В.А., Паньковский А.А. 2004 г.
[4] Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации», Епифанов В.А., Паньковский А.А. 2004 г.
[5] www1.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ
[6] www1.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ
[7] www1.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ
[8] Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
[9] Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
[10] Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
[11] Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
[12] Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство
«Финансы и статистика», 2006 г.
[13] Большой экономический словарь», Азрилиян А.Н., 2008 г.
[14] Большой экономический словарь», Азрилиян А.Н., 2008 г.