Реферат: История отечественной публицистики. Писательская публицистика. Олесь Гончар и Иван Драч

Название: История отечественной публицистики. Писательская публицистика. Олесь Гончар и Иван Драч
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПУБЛИЦИСТИКА»

На тему: История отечественной публицистики. Писательская публицистика. Олесь Гончар и Иван Драч.

Студентки 4 курса

группы 4ЖА

дневной формы обучения

Воротиловой Елены Владимировны

Симферополь – 2010

Публицистика - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, которое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, публицистика включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую литературу. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа публицистики, ее смысл и значение как особого вида литературного творчества. Но публицистика существует не только как самостоятельный вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции».

Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная литература 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само литературное произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в литературе свое отражение. Это обусловливается, прежде всего, остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную литературу и критику как единственное средство выражения политических взглядов. Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.

Писательскую публицистику рассмотрим на примере Олеся Гончара. Это неповторимый классик писательской публицистики второй пол. ХХ в. В основе ведущих мотивов его публицистического творчества (создания государства, взаимоотношений художника и власти, развития национального языка, отношения к соотечественникам за пределами Украины, сохранения окружающей среды, оценки художественного наследия и его величайших представителей, роли молодежи в будущем государства) лежат коренные вопросы бытия украинского народа. Их анализ позволяет проследить эволюцию мировоззрения и подходов автора к отображению и оценке действительности: от лояльного отношения к существующей в СССР политической системе в довоенной время, через сомнения и непоследовательность в пору хрущевской "оттепели", попытки гуманизировать, демократизировать и направить в цивилизованное русло общественное развитие в годы "застоя", к осознанию необходимости борьбы за провозглашение Украины как независимого государства. Публицистические работы Гончара подтверждают, что он был одним из первых в Украине, кто понял важность и историческую необходимость такого шага, открыто заговорил о катастрофических последствиях Чернобыля, поставил вопросы предоставления государственного статуса украинскому языку

В журналистском и публицистическом наследии Гончара встречаются произведения 27 жанров, наиболее часто представлены статья, речь, интервью, очерк. В его творчестве использовались и такие жанровые формы, которые до сих пор не стали предметом тщательного рассмотрения в научной литературе (предисловие, рецензия, запись в книге музея, некролог, заявление, открытое письмо, обращение, приветствие), а также те, что связаны с современными достижениями науки и техники (радио, телепублицистика), которые еще недостаточно, в особенности относительно писательской публицистики, исследованы в журналистиковедении.

Их анализ дает все основания утверждать, что даже в творчестве одного писателя между жанрами журналистики и писательской публицистики имеется существенное различие: отдельные жанры, такие, как заметка, репортаж, отчет, информация, корреспонденция, литературная запись, встречаются только в журналистском творчестве Гончара, а речь, приветствие, предисловие, послесловие, некролог, запись в книге музея, заявление, открытое письмо, радиопублицистика (выступление, интервью), телепублицистика (выступление, интервью, очерк) - лишь в публицистике писателя, хотя имеются жанры, присущие обеим сферам деятельности (статья, интервью, очерк, обращение, рецензия, фельетон, реплика, письмо)

Поэтика публицистики писателя представлена в ономастическом и интертекстуальном измерениях. В функционально-стилистическом, когнитивном и прагматическом аспектах, в свете актуальных проблем дискурса. Текстология в журналистиковедении рассматривается, как специфика использования в публицистическом тексте заглавий, антропонимов, топонимов, мифонимов, ассоционимов и других ономастических единиц, а также разных видов цитат

Писатель-гуманист часто обращается к страницам литературного наследия не только украинского, но и других народов, создает оригинальный и сложный интертекстомир, используя "чужие" тексты как строительный материал собственных произведений на фабульным уровне, когда цитаты задействованы в раскрытии основных параметров сюжета, и внефабульном, в случае активного включения интеллектуального потенциала реципиента в процесс "дописывания" произведения. Свободное размещение цитаты в структуре произведения - в его начале, в конце или в средине, - усиливая такие сюжетные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация или развязка, сближает публицистическое произведение с философским, которое начинается и заканчивается вопросом Иного.

Олесь Гончар - журналист-профессионал, и приобретенный им опыт работы в газетах еще до войны, в послевоенную пору - во время редакторской деятельности в журналах "Днепр" и "Отечество", а позднее - практика председателя и члена редколлегии ряда изданий классиков украинской и зарубежной литератур являются органической частью работы, направленной на усовершенствование текста. Осуществленный при этом непредубежденный анализ деятельности Гончара-редактора делает более выразительным автобиографический синерген в публицистическом дискурсе художника, открывает до сих пор неизвестные страницы его творческой биографии.

Заслуживает внимания и творческая практика Гончара как редактора собственных публицистических текстов. Архив писателя, свидетельства людей, причастных к подготовке его текстов для печати, показывают эволюцию, воссоздающую этапы работы писателя над публицистическим произведениями разных жанровых форм. Его прагматика саморедактирования предопределяет отбор необходимой лексики, стилистическое шлифование фразы, гармонизацию содержательных и формальных факторов текста и мотивирован необходимостью наиболее адекватно, художественно донести до широкой аудитории читателей, телезрителей и радиослушателей содержание произведения, учитывая повторную публикацию.

Знаменитым отечественным писателем-публицистом 20 века является и Иван Драч . Хотя больше он известен как поэт и политик. У каждого писателя свой путь к признанию. Но только тот достигает вершин, кто всегда сам в себе, кто всегда - неповторимость. К таким фигурам в украинской литературе можно отнести Ивана Драча, одного из представителей той плеяды, которая вошла в историю под именем «шестидесятники». На мысль Б. Олейника, Иван Драч всегда ««заряжен на поиск», он постоянно находится на пути, который обязательно приведет к достижению цели. Принципиальный, острый на слово, поэт с самого начала литературной деятельности не умел сохранять «правила хорошего тона» в поединке со злом, никогда не уступал своим миропониманиям, всегда был (и есть!) верным себе. И та импульсивность, неукротимость в его характере существует параллельно с добротой, которая предусматривает терпимость и рассудительность. И потому закономерно то, что 60-е годы, когда в поэзию влилась целая когорта ярких талантов, своей переломной энергией более всего отвечали таланту Ивана Драча.

Украинской литературе посчастливилось, что она получила себе именно такого, ни на кого не похожего поэта. Ивана Драча временами читать тяжело. Иногда и совсем не понимаешь, что хочет сказать поэт. Не все новации его, как отмечает критика, воспринимаются как положительные. А это в свою очередь подтверждает формулу: оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кому нельзя подражать. Поэт Драч - автор произведений разных жанров. И какую бы тему он не поднимал, она всегда приобретала гражданского звучания. Возьмем для примера его поэму «Вера, Надежда и первая моя любовь», которая вошла в сборник «Телижинцы». Из всех книг поэта она самая теплая, так как - исповедальная. В ней Иван Драч выражает искреннюю благодарность отцу, матери, родной земле и людям, которые живут на ней, за то, что они (все вместе!) научили его наиболее дорогому - жить по совести и не забывать своего гнезда. Так и хочется эпиграфом к этой поэме взять бессмертные слова Симоненко:

· Все в мире можно выбирать, сын…

· Выбрать нельзя только Родину.

Иван Драч в своих произведениях возвеличивает человека-творца. Человек и Солнце у него на равных. Более того, Солнце - сквозной образ всего поэтического творчества. В 1978 году поэт издал сборник под названием «Солнце и слово», а новая оригинальная книга, выпущенная в этом же году, получила название «Солнечный феникс». Автор этих книг в довженковском понимании говорит об особенностях современной жизни, которая всегда на пути из прошлого в будущее. Современность, говорит поэт, питается плодотворными соками прошлого и имеет в себе зародыши будущего. Именно так понимается в жизни главный герой поэмы «Чем в солнце». Он предан народу, Родине. На самоотверженную борьбу за справедливость его вдохновляют образы правдолюбцев прошлого, он идет на смерть во имя будущего не только родного края, а всей планеты. Лирический герой - человек-гражданин, который живет радостями и болями вселенной в их конкретных проявлениях.

Произведение «Чем в солнце» небольшое по своему размеру, но глубокое по идейным направлениям. Основная идея произведения довольно актуальная: выступление против использования естественных сил и достижений науки для уничтожения людей, для разрушения и смерти. И сегодня она звучит, возможно, еще современнее, чем в 60-е годы, когда писалась поэма, так как человечество пережило страшную трагедию, имя которой «Чернобыльская».

Следует отметить, что Драч один из первых литераторов мира, кто сказал свое слово о влиянии научных открытий на жизнь планеты. В его понимании наука не может существовать ради науки, она должна оказывать содействие повышению жизненного уровня, а не самоуничтожению. Появление образа Солнца в поэме И. Драч объяснил так: «Солнце - это воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к нежности, к справедливости. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих взглядов, обращенных в небо, так как человек привыкший смотреть в небо, если он не животное». Соответственно, Солнце в поэме “Чем в солнце» - не только небесное светило, не только источник нашей галактики.

Скорее это морально-этическая категория. Возможно, символ идеала, тех светлых начал, которыми природа наделяет каждого человека. А если это так, то к его высочеству должны стремиться каждый, кому Всевышний подарил жизнь на земле, так как само такое стремление даст право сказать: «Я - человек». Драч в поэме утверждает, что у каждого человека должны быть свое солнце, своя заветная мечта, в вечном движении к которой мы очищаемся от всего ошибочного и начинаем понимать свою ответственность за свою планету. Освободившись от ненужного, мы становимся выше и красивее. Особое звучание в поэме приобретает мотив разрушения. Со времени ее написания прошло уже два десятилетия. За это время люди осуществили множество открытий в науке, технике, которые, с одной стороны, улучшают благосостояние, а с другой - совершенствуют то страшное оружие, которое может уничтожить жизнь на земле.

И те ужасы, которые в некоторой мере в 1978 году трактовались как гиперболы, сегодня становятся жестокой реальностью, особенно после аварии на четвертом реакторе Чернобыльской атомной электростанции. Несомненно, более тревожного звона, чем в поэме И. Драча, которая призывает к внимательности, не прозвучало ни в одной из литератур. Драчу присуще восприятие жизни в ее высочайшем напряжении, так как он всегда стремится к тому, чтобы познать все, дойти умом и сердцем ко «дну росы» и к глубочайшим загадкам кибернетики.

Это свое жизненное кредо автор сформулировал в небольшой поэме «Жажда»: «Это жажда человечности, и красоты, и возможности, Я ею преисполнен. Меня печет каждый день страстная жажда счастья для человека. Тревоги человечества - это мои тревоги». Поэт ощущал еще в те года тревогу, которую таил в себе атомный век. Поэтому и стремился к планетарному, космическому восхвалению человека, который, имея общественное сознание, встанет на защиту Земли.