Реферат: Право в системе социальных норм 5

Название: Право в системе социальных норм 5
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

Кафедра теории, истории государства, конституционного и международного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория государства и права»

на тему:

«Право в системе социальных норм»

Студентки 1 курса

заочного отделения

(по сокращенной программе)

набор 2008 года

Герасименко Елены Витальевны

Ханты-Мансийск

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие и виды социальных норм……………………………………...6

1.1. Понятие нормы. Социальная норма………………………………….6

1.2. Классификация социальных норм……………………………………7

1.3. Соотношение права с иными социальными нормами……………....9

1.4. Право и мораль……………………………………………………….11

2. Понятие правосознания и его структура. Виды правосознания…...13

2.1. Понятие правосознания……………………………………………...13

2.2. Структура правосознания……………………………………………14

2.3. Виды правосознания…………………………………………………15

2.4. Деформация правосознания и формы его проявления…………….16

3. Правовая культура: правовая культура общества и личности, критерии их оценки, характеристика…………………………………....21

3.1. Правовая культура как часть общей культуры……………………..21

3.2. Элементы правовой культуры……………………………………….22

4. Правовое воспитание и правовое обучение……………...…………...25

4.1. Особенности правового воспитания………………………………...25

4.2. Правовое обучение в современный период………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...29

Список литературы…..………………………………………………………32

Приложение…………………………………………………………………..35

Введение

Социальные нормы как общие правила регламентации формы социального воздействия связаны с волей и сознанием людей. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствуют типу культуры и характеру его организации. Социальные нормы возникают различными способами и на различной основе. В юридической литературе социальные нормы выступают как регуляторы общественных отношений. Поэтому на сегодняшний день очень актуальна проблема поиска места права в системе социальных норм.

От рождения и до самой смерти мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей ПРАВА. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», поможет уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только – сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно прововоспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул, вынес с работы материальные ценности и т.п.). В этой связи актуальным становится правильная организация правового образования и воспитания, определение права, как социальной нормы поведения.

Объектом исследования работы выбраны общественные отношения по поводу регламентации формы социального воздействия, поскольку социальные нормы и право, как их часть являются регуляторами общественных отношений.

Предметом исследования работы является понятие и виды социальных норм, формы их взаимодействия и влияния друг на друга, рассмотрение правосознания и его видов, правовая культура и правовое обучение мы раскроем в настоящей работе.

Цель работы: раскрыть место и роль права в системе социальных норм, показать взаимосвязь и взаимообусловленность социальных норм, правосознания и правовой культуры; показать необходимость правильной организации правового воспитания и обучения.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач :

1) дать понятие социальных норм и их классификацию, показать соотношение права с другими социальными нормами;

2) раскрыть суть и структуру правосознания как юридической категории, выделить формы и виды проявления правосознания;

3) раскрыть сущность правовой культуры как части общечеловеческой культуры, выделить ее элементы;

4) рассмотреть особенности правового воспитания и правового обучения в современный период.

При написании работы были использованы такие нормативные источники, как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ. Кроме того, определения и тезисы даны с опорой на таких авторов, как Л.И. Петражицкий, Е.В. Аграновская, Т.А. Артеменко, С.С. Алексеева, И.А. Крыгина, И.Ф. Покровский. В части изучения правового воспитания основывались на воззрения классика российской педагогики К.Д. Ушинского.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Понятие и виды социальных норм

1.1. Понятие нормы. Социальная норма

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) – это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные. Норма (от лат. «norma» ) – мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным ), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность )[1] .

Нормы (правила поведения)

Несоциальные Социальные

- технические - ритуалы

- сельскохозяйственные - обряды

- климатические - мифы

- физиологические - обычаи

- биологические - традиции

- химические - религиозные

- физические - правовые

- санитарно-гигиенические - моральные

- другие - политические

- правила этикета

- эстетические

- деловые обыкновения

1.2. Классификация социальных норм

Социальные нормы – стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Подробно в нашей работе мы остановимся на социальных нормах, которые подразделяются на следующие виды: обычаи, традиции, деловые обыкновения, религиозные, политические, нормы общественных объединений (корпоративные), моральные, правовые.

Обычаи – такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции – близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако, их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат).

Деловые обыкновения – складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер, и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы – правила, установленные различными церковными концессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Нормы общественных организаций (объединений) устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах и решениях, охраняются мерами общественного воздействия. Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями.

Нормы морали складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести и долге человека перед обществом и людьми. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу. Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его: совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга. Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17 Конституции РФ) гармонично дополняет и развивает это правило.

Нормы права устанавливаются и охраняются от нарушений государством. Они возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи и представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом правовые нормы становятся институциональными, т.е. четко отделяются от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.[2] Они закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения и т.д.). способы их фиксации отвечают установленным требованиям. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права.

1.3. Соотношение права с иными социальными нормами

Место права в системе социальных норм, его роль в системе нормативного регулирования определяется свойствами, отличающими право от иных социальных норм. С этой точки зрения значимы следующие свойства права:

– связь права с государством – от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение норм;

– общеобязательность правовых норм – никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно меньше;

– формальная определенность – нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках;

– системность права – нормы права регулируют поведение взаимосвязано, комплексно; правовым регулированием охватываются все социально значимые сферы.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все они относятся к социальным нормам. Это социальные регуляторы, выполняющие сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.[3] Социальные нормы выполняются в основном добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.[4]

Различия социальных норм многоплановы. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения . Правовые нормы отличаются:

- по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;

- по сфере действия. Нормы права регулируют наиболее значимые общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы.[5] Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже;

- по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Взаимодействие права и иных социальных норм зависит от содержания норм.

1.4. Право и мораль

Нормы морали и права характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1.По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2.По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

3.По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.[6]

4.По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.[7]

Право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения. Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

2. Понятие правосознания и его структура. Виды правосознания

2.1. Понятие правосознания

Как особая форма общественного сознания, правовое созна­ние представляет собой совокупность взглядов, идей, представле­ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объ­единений или всего общества относительно права и его роли.[8] Правосознание предполагает:

· осмысление и ощущение необходимости права;

· оценку права;

· осознание необходимости создания развитой системы законо­дательства;

· осмысление потребности в изменении и дополнении действу­ющих нормативных актов;

· восприятие процесса и результатов реализации права;

· соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, по­литическими и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно вос­принимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует ус­тановления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного, требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и катего­ричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за ис­полнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание условий для осущест­вления прав человека и гражданина. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения.

2.2. Структура правосознания

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний.[9]

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: общественный интерес; психологический уклад; представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам; способы формирования представлений.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д.[10] Психологические элементы правосознания представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль . Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

Все эти элементы взаимосвязаны. Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической. Без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми сталкивается правовая психология. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отра­жают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

2.3. Виды правосознания

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды:

- в зависимости от субъекта , который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое, массовое и общественное правовое сознание.

- в зависимости от способа отражения , выделяют обыденное, профессиональное и теоретическое или научное правовое сознание.

Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. Осознание правовой действительности преломляется через потребности и интересы коллектива. Это отличие группового от индивидуального правового сознания.[11]

Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, общественные собрания, демонстрации, бунтующая толпа).

Общественное правосознание применяется для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи). Сюда же относится правовое сознание наций и народностей. Например, рядом особенностей отличается правосознание российского общества. Русскому народу присущ взгляд на право, как на ряд обязательных предписаний стоящих на вершине власти людей.

Уточним понятия обыденного и научного (теоретического) правового сознания. Особенностью этих способов познания является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения. Этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Профессиональное правосознание складывается в ходе специальной подготовки (например, обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.[12]

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

2.4. Деформация правосознания и формы его проявления

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.[13]

Деформация (от лат. deformatio– искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.[14]

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания:

Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. – явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.[15] Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).[16] Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения. По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. По данным социологического исследования, проведенного специалистами одного из городов России, выяснилось, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.

3. Правовая культура: правовая культура общества и личности, критерии их оценки, характеристика

3.1. Правовая культура как часть общей культуры

Существует множество разноречивых определений понятия культура. На сегодняшний день в отечественной литературе их насчитывается более 400. Довольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура многоаспектна и многогранна. Это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к её изучению и рассматривает более конкретно ту или иную грань или сторону культуры.

Термин «культура» (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура.

Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е.В. Аграновская определяет правовую культуру как «элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка».[17] Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – «это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов». Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)»[18] . Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Культуру можно рассматривать, с одной стороны, как явление, объективно сложившееся в ходе истории, а с другой стороны, как субъективное отражение этого явления в сознании индивидов. Иными словами, культура имеет объективное и субъективное измерение. Правовая культура как часть культуры общества имеет такую же структуру, и противопоставление объективных и субъективных ее элементов некорректно и непродуктивно.[19]

3.2. Элементы правовой культуры

Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и согласованностью этих элементов, а также масштабом и глубиной юридического образования и правового воспитания, качественной профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки и правового мышления. Правовая культура существует и развивается в тесном взаимодействии с экономическими, политическими, демографическими и другими социальными процессами.Правовая культура личности является относительно самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия различных специфических социальных и психических регуляторов.

Слагаемым правовой культуры личности: 1) уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть одна из надежных гарантий свободы каждого; 2) уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения; 3) чувство личной ответственности за свои поступки и внутреннее убеждение в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей; 4) уважение к закону; 5) вера, что соблюдение принятых человеком обязательств есть элементарное условие нормального сосуществования людей в рамках общества.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры отдельной личности различен. Этот уровень зависит от многих факторов, например, от того, насколько точно осознает и усваивает индивид принципы действующего в обществе права; от степени информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, опосредствующих реализацию (защиту, восстановление) права; от внутреннего (ценностного) отношения индивида (позитивного или негативного) к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. Таким образом, правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное отношение, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм.

Возможно несколько вариантов взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества. Наиболее желательным будет тот, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания. В реальности же правовая культура личности может отставать от правовой культуры общества. Правовая культура личности может оказаться и впереди норм, идеалов данного общества и его законодательства. (Хорошо известна правозащитная деятельность академика А. Д. Сахарова.) Она выступает в данном случае динамическим моментом развития новой юридической практики, может стимулировать совершенствование законодательства и способствовать формированию новой правовой культуры общества. В противном случае, правовая культура личности обречена на автономное существование наряду с действующими законами и правовыми нормами.

Становление правовой культуры нашего общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе. Вместе с тем, уже можно выделить некоторые особенности становления нового правосознания.

Остановимся подробней на основных причинах его проявления. Во-первых, произошел слом командно-административной системы управления, отход от принципов жесткого централизованного планирования. Сегодня общество вступило на сложный, противоречивый путь создания рыночной экономики. Этот процесс, начавшийся в 1988 году и продолжающийся до настоящего времени, постоянно требует полноценного правового регулирования и создания системы законов, отражающей происходящие изменения в политической и экономической жизни. Необходимо учитывать национальное своеобразие формирования рынка в нашей стране. Суть его в том, что современная рыночная экономика капиталистических стран складывалась на протяжении столетий, поэтому там никогда не решалась такая специальная задача создания рынка в короткие сроки, как у нас.

4. Правовое воспитание и правовое обучение

4.1. Особенности правового воспитания

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном российском обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства,цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции РФ[20] .

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.[21] Кроме того, «Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».[22]

Еще в середине XIX века известный русский педагог К.Д. Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ («О камеральном образовании», 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни[23] – т.е. уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В программе (содержании) полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом «воспитание в ребенке чувства права и справедливости», путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом.[24]

Более подробно влияние правосознания (как результат правового воспитания) на жизнь человека исследует профессор Л.И. Петражицкий – он подчеркивает, что «оказывая более сильное и решительное давление…., право… более успешно укрепляет социально желательные привычки и склонности…; вообще оно оказывает соответственно более неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственность».[25]

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности[26] . В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность государства», «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

4.2. Правовое обучение в современный период

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания»[27] . Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».

Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию. В этой связи очень важным становится содержание образования по дисциплине «Право», заложенное в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении правовых вопросов). Особенно интересно, что, согласно программы, школьник должен усвоить так необходимые в повседневной жизни понятия: система законодательства, субъект и объект права, презумпция невиновности, адвокатура, нотариат, пределы допустимой самообороны и т.п. На деле же получается, что эти элементарно необходимые понятия, вводимые школьной программой, у большинства россиян не сформированы вообще, или владением ими расплывчато. Что уж говорить о том, что каждый образованный гражданин должен иметь элементарные основные нормативные акты. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения, гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Основные тексты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде, или приобрести компакт диск с какой-либо правовой системой. Наверное, эти элементарные действия помогут выбраться из правого безведения. Этому поспособствуют и каждодневные ситуации передачи юридических знаний грамотными людьми другим лицам (родственникам, друзьям, коллегам). Зная как поступить в той или иной ситуации, мы можем доводить эти сведения до других. Для разъяснения юридических вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Хотя многие граждане и не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действующего совета или разъяснения. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги – но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения.

Важной задачей правовоспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. Правовоспитательные мероприятия, как правило, ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании. Следует отметить, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления, на настоящий момент, уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности. Скорее всего, это относится к затягиванию разработки, принятия соответствующих нормативных актов и созданию действенных механизмов по реализации правового воспитания. Меры по этому вопросу должны быть комплексные, а не просто формальные и направленные абсолютно на всех граждан.

Заключение

Итак, в нашей работе мы доказали, что важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы– это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Как отмечалось в работе, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы являются правилами поведения людей, это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил), это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на ус­транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз­решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, – писал фран­цузский юрист Ж. Карбонье, – то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, – безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

В своей работе мы обратили особое внимание и на такую деформацию правосознания, как правовой нигилизм, который принял масштабы национального бедствия. Известный историк Владимир Соловьев в своей работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Если в Европе правовой договор – согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то в России – это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности. Во многом правовой нигилизм явился результатом особенностей отечественного исторического пути развития общества. Долгие годы правового произвола привели к распространению в общественном сознании неверия в реальность таких основополагающих демократических принципов, как неприкосновенность личности, равенство людей перед законом, справедливость судебного разбирательства и т.д. Было бы слишком просто возлагать ответственность за это неверие лишь на беззакония, творившиеся в периоды революции, сталинских репрессий или «застоя». На пути к правовому государству, видимо, предстоит пересмотреть и бытовавший ранее взгляд на роль права в общественной жизни. В отношении государства и права лидирующая роль должна оставаться за правом, все государственные органы должны безусловно подчиняться Закону, действующим юридическим нормам. В постсоциалистический период развития нашего общества не устраняется угроза возврата к тоталитарному режиму, поэтому именно право должно стать мощным антитоталитарным фактором, охватывающим все сферы общественной жизни. Новые правовые механизмы должны гарантировать каждой личности реальное осуществление ее неотъемлемых человеческих прав. Именно высокий правовой статус личности может стать своего рода точкой отсчета в созидании новой правовой культуры.

Сегодня остро стоит вопрос и о доступности правовых актов для широких слов населения. Так, в марте 2006 года во время встречи Президента с главой Конституционного суда Валерием Зорькиным было отмечено, что часто люди не могут защитить свои интересы, потому что не имеют доступа к текстам законов. Оказывается, что «Российской газеты», где для массового распространения публикуются законы, практически нет в свободной продаже. Владимир Путин пообещал дать поручение Правительству решить этот вопрос, чтобы официальная информация была доступна для всех граждан.

Список литературы

Источники:

1. Конституция РФ // Российская газета от 13.12.1993 г.

Литература:

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М. : Наука, 1988. – 188 с.

2. Аграновская Е.В. Личность и правовая культура // Советское государство и право. – М. : Наука. – 1981. – № 12. – С. 136-138.

3. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М. : Наука, 1988. – 188 с.

4. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – С. 67-71.

5. Алексеев С.С. Тайна права : его понимание, назначение, социальная ценность : резюме с претензией. – М. : Норма, 2001. – С. 21.

6. Бабаев В.К, Баранов В.М. Общая теория права : краткая энциклопедия. – Н.Новгород, 1998. – С. 87.

7. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 87.

8. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. – 1990. – № 9. – С. 3-4.

9. Детское управление школой // Первое сентября. – 1999. – № 9. – С. 3.

10. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 115.

11. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дисс. : канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 91

12. Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. – 1999. – № 1. – С. 25.

13. Муромцев Г.И. О некоторых аспектах структуры права // Структура права : вопросы теории, истории и методологии : материалы межвузовской научной конференции. 7 апреля 2004 г. М. : Издательство РУДН, 2005.–С.9.

14. Общая теория государства и права : учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ; под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – 2-е изд., дополненное. – М. : Амалфея, 2004.

15. Общая теория государства и права : учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

16. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского : сборник речей по случаю 25-тилетия со дня кончины. – С.-Пб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1896.

17. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – Т. 1. – СПб., 1909. – 146-152.

18. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : дисс… канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 47.

19. Право как ценность : материалы дискуссии / отв. ред. Л.О. Иванов; Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М. : Гардарики, 2002. – С. 44.

20. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. – Л, 1972. – С. 42.

21. Проблемы применения норм права : защита частных, общественных интересов / под ред. В.И. Попова – Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 1999. – С. 53.

22. Российский энциклопедический словарь. – М. : Просвещение, 2007. – 220 с.

23. Самигуллин В.К. Право и неправо // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 6.

24. Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. проф.В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М. : Норма, 2001. – 616 с.

25. Черданцев А.Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. – М. : Юрайт, 2001.

Приложение

Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения, распространяют данные нормы на новый круг отношений. Рассмотрим введение оперативных норм на примере Федерального Закона РФ от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Данный закон существует в нескольких редакциях: в ред. Федеральных законов от 17.03.2004 № 14-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ.
Редакция от 25.12.2008 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

Изменение части первой статьи 5

Старая редакция

Новая редакция
Статья 5. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством Российской Федерации .

Статья 5. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

Изменение части второй статьи 2

Старая редакция Новая редакция

Российская Федерация передает

органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 17 части первой настоящей статьи.

Российская Федерация передает

органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 17 части первой настоящей статьи.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки.

Часть первая статьи 4.1 в части денежных выплат изменялась и дополнялась несколько раз

Редакция от 01.03.2008

Старая редакция Новая редакция

Статья 4.1. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

1) граждане, получившие суммарную (накопленную)эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 800 рублей

2) граждане, получившие суммарную (накопленную)эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную(накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей - 250 рублей.

Статья 4.1. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

1) граждане, получившие суммарную (накопленную)эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр),

- 1 073 рубля

2) граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную(накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей - 335 рублей.

Редакция от 14.07.2008 увеличивает сумму выплат по пункту 1 до 1 093 рублей и по пункту 2 до 342 рублей. Редакция от 25.12.2008 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009) по пункту 1 увеличивает выплаты до 1 186 и по пункту 2 до 372 рублей. Таким образом все изменеия отменяют старые нормы и вводят в действие новые.

В начале апреля были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Эти дополнения также являются оперативными нормами, поскольку они дополняют перечень, распространяя действие закона на новый круг отношений. В пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в перечне компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, прямо не были указаны. Учитывая социальную значимость государственной поддержки семей, имеющих детей, оказываемой, в частности, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, Правительство приняло поправки в законе. Сегодня суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Подобные оперативные нормы мы встречаем во всех нормативных правовых актах.

ДИСПОЗИЦИЯ (от лат. dispositio – распоряжение; англ. disposition) – структурная часть нормы права, в которой изложено содержание правила поведения, указаны права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения, приведенные полностью или частично, но логически всегда воссоздаваемые. Диспозиция составляет основуправовой нормы, в ней получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между субъектами права, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе формальную модельправомерного поведения. В зависимости от характера содержащихся в диспозиции предписаний нормы права подразделяются на бланкетные нормы права, диспозитивные нормы права, императивные нормы права, отсылочные нормы права. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. По способу изложения диспозиции классифицируются на простые, сложные, описательные, альтернативные, ссылочные и бланкетные. Сложная диспозиция содержит несколько вариантов поведения.

Нормы современного гражданского права РФ, в частности содержащиеся в ГК РФ, имеют преимущественно диспозитивный характер.

Приведем несколько примеров сложных диспозиций, определяемых Гражданским кодексом РФ. В Пункте 1 Статьи 466 говорится: если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Пункт 2 статьи 497 того же кодекса определяет, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Пункт 1 статьи 572 определяет, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Пункт 1 статьи 583 говорит, что по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Пункт 2 той же статьи определяет, что по договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента).

Пункт 1 статьи 612. говорит, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества.

Пункт 1 Статьи 614 говорит, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Пункт 2 той же статьи утверждает, что арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

Таким образом, практически все вышеназванные статьи содержат примеры сложных диспозиций.

Масса примеров сложных диспозиций содержит Семейный кодекс РФ. Так, Пункт 3 Статьи 32 определяет, что в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии. Статья 40 Семейного кодекса РФ, брачным договором признает соглашение лиц, вступающих в брак , или соглашение супругов , определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Статья 5 Семейного кодекса РФ о применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии говорит, что в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) . При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Есть сложные диспозиции и в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Он устанавливает, что «учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации».

«Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний».[28]

Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основании юридический фактов и конкретных правовых норм.

Признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицими, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме. Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений.

Таким образом, примером применения права можно считать все юридические действия по конкретным ситуациям.

30 января 2007 года в г. Новокузнецке Кемеровской области Гр-н Ч. совершил разбойное нападение на г-на Б.В., в ходе которого он использовал нож, после чего осужденный, действуя с целью сокрытия разбойного нападения, сжег потерпевшего в автомобиле марки ГАЗ-3110 государственный номер Р920 ЕН42.

По данному факту было возбуждено уголовное дело и проведено следствие. Которое установило все обстоятельства дела. Дело передано в Кемеровский областной суд, где и было рассмотрено.

1 ноября 2007 года Кемеровским областным судом г-н Ч. осужден по ст. 162 ч. 2 УК РФ к 8 годам лишения свободы без штрафа, по ст. 105 ч. 2 пп. , «д» и «к» УК РФ – к 14 годам лишения свободы, по ст. 167 ч. 1 УК РФ – к 1 году 6 месяцам лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 18 лет лишения свободы без штрафа.

Г-ка Ч. проживавшая и владевшая квартирой в городе К. считала, что ее родственники проживают в квартире незаконно. Ч. обратилась в суд с иском о выселении из своей квартиры своего внука и его жены, просила суд признать их не приобретшими права пользования жилым помещением. Адвокатом А. было подано встречное исковое заявление о признании членами семьи нанимателя и о признании права на жилое помещение, а также были собраны необходимые доказательства. Встречные исковые требования были удовлетворены в полном объёме, внук и его жена признаны членами семьи нанимателя и остались проживать в квартире.

В данных примерах присутствуют все признаки применения права. Дела носят индивидуальный характер, направлены на установление конкретных правовых последствий, по ним произведено следствие и вынесено индивидуальное юридическое решение.

Особенности применения права законодательно закрепляется в различных нормативных правовых актах. Так, в Разделе «Международное частное право» Гражданского кодекса РФ есть статья ряд статей регламентирующих применение права.

Статья 1186. Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом.

1. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

2. Если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

3. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

Принципы применения права раскрываются и в статье 1187. Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению.

1. При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом.

2. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем

В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано.

Статья 1189. Взаимность

1. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

2. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ существует глава «Применимое право». Приведем текст Статьи 414. Определение права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом.

1. Право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и признаваемыми в Российской Федерации обычаями торгового мореплавания.

2. Стороны договора, предусмотренного настоящим Кодексом, могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по данному договору. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила настоящего Кодекса; наличие такого соглашения не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с настоящим Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.


[1] Российский энциклопедический словарь. – М. : Просвещение, 2007. – 220 с.

[2] Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского. – М. : Норма, 2001. – С. 255.

[3] Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. – 1999. – № 1. – С. 25.

[4] Право как ценность : материалы дискуссии / отв. ред. Л.О. Иванов ; Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М. : Гардарики, 2002. – С. 44.

[5] Проблемы применения норм права : защита частных, общественных интересов / под ред. В.И. Попова – Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 1999. – С. 53.

[6] Самигуллин В.К. Право и неправо // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 6.

8 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – С. 67-71.

[8] Общая теория государства и права : учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.

[9] Общая теория государства и права : учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ; под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – 2-е изд., дополненное. – М. : Амалфея, 2004.

[10] Черданцев А.Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. – М. : Юрайт. – М., 2001.

[11] Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. проф.В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М. : Изд-во НОРМА, 2001.

[12] Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского. – М. : Норма, 2001. – С. 338.

[13] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 87.

15 Бабаев В.К, Баранов В.М. Общая теория права : краткая энциклопедия. – Н. Новгород. 1998. – С. 87.

[15] Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. – Л, 1972. – С. 42.

17 Гойман В.И. Правовой нигилизм : пути преодоления // Сов. юстиция. – 1990. – № 9. – С. 3-4.

[17] Аграновская Е.В. Личность и правовая культура // Советское государство и право. - М. : Наука. – 1981. – № 12. – С. 136-138.

[18] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М. : Наука, 1988. – 188 с.

20 Муромцев Г.И. О некоторых аспектах структуры права // Структура права : вопросы теории, истории и методологии : материалы межвузовской научной конференции. 7 апреля 2004 г. – М. : Издательство РУДН, 2005. – С. 9.

[20] Конституция РФ

[21] Детское управление школой // Первое сентября. – 1999. – № 9. – С. 3.

[22] Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 115.

[23] Памяти Константина Дмитриевича Ушинского : сборник речей по случаю 25-тилетия со дня кончины. – С.-Пб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1896. – С. 28

[24] Памяти Константина Дмитриевича Ушинского : сборник речей по случаю 25-тилетия со дня кончины. – С.-Пб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1896.С. 197.

[25] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – Т. 1. – СПб., 1909. – 146-152.

[26] Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дисс. : канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 91

[27] Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : дисс. : канд. юрид. наук. М., 2001. – С. 47.

[28] Лазарев В. В. Липень С. В. Теория государства и права. – М., 1998. – С. 305