Реферат: Конкурентоспособность предприятия и продукции 3

Название: Конкурентоспособность предприятия и продукции 3
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Министерство финансов Российской Федерации

Калужский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Академия Бюджета и Казначейства»

Министерства финансов Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Экономика организаций (предприятий)

Студента:Кушакова Алексея Алексеевича

Группы:2ФК1
Тема: « Конкурентоспособность предприятия и продукции»

Факультет: Финансовый
Специальность: Финансы и кредит
Отделение: очное
Научный руководитель: Витютина Т.А.


Дата поступления Допуск к защите. Защита работы.

работы в деканат Подпись преподавателя. Оценка.

Подписьпреподавателя.

КАЛУГА, 2007

Оглавление

Введение- 3

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятии и его продукции-- 5

1.1.Понятие, факторы и показатели конкурентоспособности предприятия- 5

1.2.Понятие, факторы и показатели конкурентоспособности продукции- 11

1.3.Формирование стратегии конкурентоспособности фирмы- 13

Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия и пути её повышения (на примере ООО «Каравай»)16

2.1. Общая характеристика предприятия- 16

2.2. Анализ технико–экономических показателей деятельности ООО «Каравай»18

2.3.Направления по повышению конкурентного статуса ООО "Каравай"- 22

Заключение- 25

Список литературы-- 27

Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно, для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и его продукции и показать на примере ООО «Каравай» пути ёё повышения.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

· отразить теоретические аспекты конкурентоспособности;

· проанализировать конкурентоспособность предприятия (на примере ООО «Каравай»);

· дать рекомендации по ёё повышению.

Объектом исследованием является ООО «Каравай» - предприятие, выпускающее хлебобулочные изделия.

В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные общие характеристики предприятия.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как монографический, абстрактно-логический, а также анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, подведены итоги проделанной работы.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и изложена на 28 страницах машинописного текста.

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятии и его продукции

1.1. Понятие, факторы и показатели конкурентоспособности предприятия

Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками – через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами – через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.[1]

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена – качество. Говоря о результатах, имеются ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3.Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.[2]

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Одним из составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

¾ концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

¾ качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

¾ цена товара с возможной наценкой;

¾ финансы - как собственные, так и заемные;

¾ торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

¾ послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

¾ внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

¾ предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. [3]

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (приложение 1).

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (в приложении 1 - предприятия А и Б).

Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:

– финансовое положение предприятия;

– наличие передовой технологии;

– обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

– способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;

– наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;

– состояние технического обслуживания;

– действенность рекламы и системы связей с общественностью;

– кредитоспособность основных покупателей.[4]

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.[5]

Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портер, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.

3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.

4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.[11]

5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М.Портер предлагает делить на несколько типов.

Во-первых, на основные и развитые.

Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.

Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие и специализированные.

Общие факторы , к которым М.Портер относит систему автомобильных дорог, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.

Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.

И, наконец, еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.[11]

Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему (приложение 2).

1.2. Понятие, факторы и показатели конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.

Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара (приложение 3).

Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:

- параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;

- эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);

- конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);

- эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

Нормативные параметры . Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры . Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

Факторами, определяющими конкурентоспособность товара являются:

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Товар должен удовлетворять потребности потребителей, а если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен.

Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.[8]

Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.

1.3. Формирование стратегии конкурентоспособности фирмы

Концепция стратегического управления представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Как было сказано выше, в самом общем виде стратегия это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

- какой бизнес прекратить;

- какой бизнес продолжить;

- в какой бизнес перейти.[10]

Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:

- что организация делает и чего не делает;

- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.[13]

Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что кампания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологическую и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в производстве своей продукции. Это приводит к тому, что потребители выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии имеют высокий потенциал для проведения НИОКР, имеют прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма строит свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е., должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.[15]

Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно конкуренция продуктом, в конечном счете, является решающей для долгосрочного выживания фирмы.

Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия и пути её повышения (на примере ООО «Каравай»)

2.1. Общая характеристика предприятия

ООО «Каравай» является правопреемником Ступинского хлебокомбината, пущенного в эксплуатацию в 1940 году. Первоначально хлебозавод имел один хлебобулочный цех с отделениями – дрожжевое, тестомесильное и печное и ориентировался на выработку формовых сортов хлеба. В хлебобулочном цеху было установлено три печи, на которых вырабатывались – хлеб I сорта, хлеб II сорта и булочные изделия.

В 1958 году освоен выпуск бараночных изделий на новой механизированной линии.

В 1960 году была первая реконструкция предприятия. Тогда заменили 3 хлебопекарных печи. В том же году построен второй цех – кондитерский по выработке тортов и пирожных.

Начиная с 1967 года – переспециализация на выпуск булочных изделий. Если в 1962 году удельный вес булочных изделий составлял 14 %, то в 1980 году он вырос до 61 % в общем выпуске хлебобулочных изделий.

В 1972 году был построен склад бестарного хранения муки закрытого типа, что позволило полностью механизировать этот участок и свести к минимуму потери муки при её приёмке и подаче в производство. Одновременно был построен двухэтажный бытовой корпус. В нём располагается столовая, медпункт с физиотерапевтическим и зубным кабинетом.

В 1980 году была произведена реконструкция хлебобулочного цеха, что позволило увеличить выпуск хлебобулочных изделий, и дало возможность перейти на двухсменную работу.

В 1998 году пущена чешская линия по производству хлеба.

В 2001 году пущена собственная котельная, позволяющая вырабатывать пар для технологических целей, смонтирована новая печь для производства батонов, открыта мини пекарня для изготовления сдобных мелкоштучных изделий. В этом же году предприятие перешло на трехсменный график работы.

В 2002 году предприятие включилось в реализацию государственной программы «Здоровье через хлеб», в основе которой лежит концепция здорового и безопасного питания. И в 2003 году была введена в работу линия по производству хлеба лечебно – профилактического действия с такими названиями, как «Докторский», «От Алексеевича», «Сельский», «Лучик», «Подмосковный с расторопшей».

В этом же году была введена новая линия по производству кондитерских изделий.

Современная организационная структура ООО «Каравай» отражена в приложении 7.

В 2004 году была пущена в работу линия отечественного производства, которая позволяет изготавливать батоны, мелкоштучные изделия–булочки, пряники, сухари, сушки.

В настоящее время среднесуточная выработка хлебобулочного цеха составляет:

– в зимний период 22–24 тонн;

– в летний период до 36 тонн.

Продукция, вырабатываемая предприятием, реализовывается населению через торговые коммерческие предприятия, частных предпринимателей, поставляется предприятиям общественного питания, воинским частям, продается через собственную торговую сеть.

В настоящее время в ассортименте ООО «Каравай» около 40 видов формового хлеба и батонных изделий, 10 видов сдобных изделий, более 50 видов тортов, пирожных и других мучнистых кондитерских изделий, 10 наименований бараночных изделий (сушки, бублики). Для народных праздников, семейных торжеств предприятие выпекает караваи, куличи, калачи.


2.2. Анализ технико–экономических показателей деятельности ООО «Каравай»

Основные технико – экономические показатели показаны в приложении 8.

Показатель выпуска продукции в натуральном выражении (объем производства продукции) отражает размеры и тенденции изменения на предприятии объемов производства. В рассматриваемом периоде наблюдается снижение объемов производства, что предопределило в итоге снижение коэффициента использования производственных мощностей.

Показатель товарной продукции в сравнении с показателем выпускапродукции в натуральном выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а в сочетании с показателем реализованной продукции проследить тенденцию спроса и предложения, складывающуюся на потребительском рынке. На хлебозаводе в 2005 году при уменьшении объемов производства на 3,3 %, объем товарной продукции увеличился на 10,9%. Это связано с постоянным повышением оптовых цент предприятия по причине продолжающейся инфляции.

Показатель стоимости основных производственных фондов в 2005 году возрос на 1,75% и по абсолютной величине составил 21 049 тыс. рублей. Одной из причин повышения этого показателя является пуск новой линии по производству батонов и мелкоштучных изделий.

Стоимость товарной продукции возросла на 5,9% или на 4419 тыс. рублей, а себестоимость реализованной продукции возросла на 15% или на 14244 тыс. рублей. Это является следствием инфляционных процессов.

Качественная сторона хозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка, характеризуется затратами на 1 рубль товарной продукции . Этот показатель показывает, какое количество средств, выраженных в едином денежном эквиваленте, предприятие в среднем расходует на производство, рекламу, а также работы и услуги, связанные со сбытом товарной продукции, с тем, чтобы в конечном итоге получить один рубль выручки от её реализации. В 2005 году этот показатель снизился с 0,94 руб. до 0,9 руб.

Затр = С тов. пр.
Тов. пр.
Затр2004 = 74209 = 0,94
78501
Затр2005 = 78628 = 0,90
87064

В 2004 году прибыль от реализованной продукции составила 2892 тыс. рублей, но после уплаты налогов у ООО «Каравай» прибыли не осталось. Это связано с тем фактом, что налоговыми органами на предприятие были наложены штрафные санкции, на уплату которых ушла вся полученная прибыль.

Производительность труда– это результативность процесса труда, эффективность деятельности человека в сфере материального производства.

Производительность труда в натуральном выражении:

ПТ = QТП
ЧППП

где QТП –объем товарной продукции.

ЧППП –численность промышленно–производственного персонала.

ПТ2004 = 8730 = 32 т/чел
267
ПТ2005 = 8440 = 30 т/чел
276

Производительность труда в стоимостном выражении:

ПТ = SТП
ЧППП

где SТП –стоимость товарной продукции

ПТ2004 = 78501 =294 тыс.руб/чел
267
ПТ2005 = 87064 =315 тыс.руб/чел
277

Рентабельность продукциипоказывает результативность текущих затрат.

Этот показатель в целом возрос за отчетный период с 3,04% до 7,9%. Если в 2004 году на каждый израсходованный рубль хлебозавод получал 0,030 руб. прибыли, то в 2005 году 0,079 руб. В расчете на весь объем затрат (себестоимость товарной продукции), в 2005 году достигшей 78 628 тыс. рублей, абсолютный прирост прибыли составил (0,079–0,030) х 78628 = 3 852,7 тыс. рублей.

Rпр = Пр *100%
Среал. пр.
Rпр н.г. = 2892 *100% = 3,04 %
94874
Rпр к.г. = 8645 *100% = 7,9 %
109118

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.

Т.к. в 2004 году ООО «Каравай» не получил прибыли (–697 тыс. рублей), то рентабельность производства за этот год не рассчитывается.

Rобщ = П отч.пер. *100%
(Ф ср+О ср)
Rобщ = 3031 *100% =9,25 %
(21049+11702)

Анализ основных технико–экономических показателей устанавливает лишь общие тенденции, сложившиеся в деятельности предприятия, тенденции, выявление которых позволяет выявить приоритеты, наметить направления дальнейшего экономического анализа.

Номенклатура выпуска продукции на ООО «Каравай» показана в приложении 9.

Объем производства хлебобулочных изделий по сравнению с 2004 годом сократился на 3,4 % или на 297,6 тонн, за счет снижения спроса, сокращения рынка быта и открытия в Ступинском районе новой хлебопекарни, которая составляет конкуренцию ООО "Каравай". С другой стороны увеличился выпуск чаще всего покупаемых изделий, таких как батона "Весенний"– на 2%, батона "Донской" на 1,93 %.

Выработка кондитерских изделий по сравнению к 2004 году увеличилась на 9,7 % или на 5,8 тонн. Прежде всего, это связано с тем, что предприятие освоило и ввело в эксплуатацию новую линию по производству кондитерских изделий.

Анализ структуры себестоимости продукции ООО «Каравай» приведён в приложении 10.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что затраты в 2005 году возросли на 14067 тысяч рублей. Объем материальных затрат увеличился на 3,5 % или на 12078 тыс. рублей. Одной из причин увеличения материальных затрат является введение в эксплуатацию нового хлебопекарного оборудования. Затраты на оплату труда остались практически на том же уровне. Сократились отчисления на социальные нужды на 28 тыс. рублей или на 0,9%, это связано с тем, что в 2004 году была изменена ставка единого социального налога. В 2004 году она составляла 4%, а в 2005–3,2%. Положительной можно назвать увеличение затрат на амортизацию, которые увеличились на 0,3 % или на 684 тыс. рублей. Это связано с тем, что предприятие ввело в эксплуатацию основных фондов на сумму 4803 тысяч рублей. Так же положительным можно считать сокращение прочих затрат на 3,8 % или на 2647 тыс. рублей.

2.3. Направления по повышению конкурентного статуса ООО "Каравай"

Финансовая устойчивость предприятия напрямую зависит от его конкурентоспособности. Основными направлениями повышения конкурентоспособности предприятия являются:

направления повышения конкурентоспособности предприятия
повышение качества продукции расширение ассортимента внедрение новых технологий совершение маркетинговой политики предприятия

В настоящее время производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в Ступинском районе занимается ООО «Каравай», работающий в 3 смены и хлебопекарня «Акри», работающая в 2 смены по 12 часов, также в нашем районе свою продукцию реализует ОАО «Кашира хлеб».Основные поставщики муки отражены в приложении 4. Основной вид продукции:

ООО «Каравай» – хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, кондитерские изделия, баранки, сушки.

Хлебопекарня «Акри» – кондитерские изделия.

ОАО «Кашира хлеб» – хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, редко булки.

Оборудование хлебозаводов достаточно изношено, требует капитальных вложений.

ООО «Каравай» – ведущее предприятие города и района по производству хлеба и кондитерских изделий. Начиная с 1999 года предприятие производит замену устаревшего оборудования новым. Средний стаж работы персонала составляет 15 – 20 лет. Основной рынок сбыта – г. Ступино и Ступинский район. Постоянные покупатели и основные рынки сбыта отражены в приложениях 5,6. Сильные стороны:

- широкий ассортимент;

- большой выбор мелкоштучных изделий;

- высокое качество.

Хлебопекарня «Акри» – частное предприятие, основанное в 2000 году. Специализируется на выпуске кондитерских изделий. Использует традиционное сырье, оборудование мини – пекарни. Ежегодно персонал проходит курсы повышения квалификации. В 2003 году хлебопекарня «Акри» получила приз губернатора Московской области в номинации «Перспективное предприятие малого бизнеса». Является основным конкурентом ООО «Каравай» по кондитерским изделиям.

Сильные стороны:

- широкий ассортимент кондитерских изделий;

- гибкая адаптация к запросам потребителей и изменение ориентации производства в зависимости от изменения потребностей рынка.

ОАО «Кашира хлеб» ориентирован главным образом на производство сортов 1 – го сорта, пшеничного 2 – го сорта, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий. Основной рынок сбыта – Каширский район и Озерский район (23%). 69 % устаревшего оборудования.

Сильные стороны:

- широкий ассортимент мелкоштучных изделий;

- высокое качество.

Проведём сравнительный анализ ООО «Каравай» с конкурентами. Анализ проводится по 10 бальной шкале (приложение 11).

По уровню технической оснащенности у хлебопекарни «Акри» самый высокий балл. Это связано с тем, что предприятие основано сравнительно не давно и при открытии предприятия всё оборудование соответствовало последним тенденциям. ООО «Каравай» по уровню технической оснащенности занимает второе место. С 1999 года предприятие производит замену старого оборудования новым и на 2004 год было заменено 44% устаревшего оборудования на новое, которое отвечает современным требованиям. На ОАО «Кашира – хлеб» замена оборудования началась с 2002 года и на 2004 год только 31 % заменено на современное.

На ООО «Каравай» и ОАО «Кашира – хлеб» средний стаж работы сотрудников составляет 15 – 20 лет. Это квалифицированный и добросовестный персонал, который хорошо знает весь процесс производства выпускаемой продукции. На предприятии хлебопекарня «Акри» 41% составляют выпускники профессионально–технических училищ, не имеющих достаточного опыта работы в данной сфере производства.

По хлебобулочным изделиям ООО «Каравай» охватывает 80 % рынка сбыта (приложение 12). Основным конкурентом по кондитерским изделиям является хлебопекарня «Акри» (приложение 13).

Вся продукция хлебопекарни "Акри" реализуется в герметичной упаковке, в результате чего продукция сохраняет свои полезные свойства. ООО "Каравай" и ОАО "Кашира–хлеб" не используют герметичную упаковку при реализации своей продукции.

Оборудование и технологии, используемые на ООО "Каравай" и хлебопекарне "Акри", позволяют этим предприятиям своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке хлебобулочных изделий. В результате предприятие имеет возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Основываясь на результатах диагностики деятельности ООО "Каравай" можно предложить следующие направления повышения его конкурентоспособности. Они показаны в приложении 14.


Заключение

Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает ООО «Каравай». Это предприятие пищевой промышленности, занимающееся выпуском и реализацией хлебобулочных изделий. Как и большинство бывших государственных предприятий, ООО «Каравай» в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, связанном с усилением конкуренции, устареванием материально – технической базы и налоговой политикой государства.

Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия позволил выявить следующие отрицательные явления в его деятельности:

– увеличение кредиторской задолженности;

– рост и большой объём дебиторской задолженности;

– ухудшение показателей ликвидности и как результат ухудшение финансовой устойчивости предприятия.

Все выше перечисленные показатели могут привести предприятие к банкротству. В связи с этим, я предложил следующие мероприятия по укреплению финансовой устойчивости:

1. Расширение ассортимента продукции (выпуск хлебобулочных изделий с лечебными свойствами):

– хлеб "Славянский" на основе йодированных дрожжей;

– "Хлебцы докторские новые" с отрубями.

2. Улучшение качества продукции:

– введение в эксплуатацию линии, по герметичной упаковке хлебобулочных изделий.

3. Реструктуризация дебиторской задолженности.

Предложенные мною мероприятия будут способствовать увеличению прибыли предприятия, появляется возможность погасить кредиторскую задолженность, за счет погашения части дебиторской.

Список литературы

1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. ГУУ. – М.: Финстатинформ, 1999

2. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Центрополиграф, 2004

3. Бородина Е.И. Финансы предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1995

4. ГорфинкельВ.Я., Купряков Е.М., ПрасоловаВ.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996

5. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Дело и сервис, 1999

6. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998

7. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб: Питер, 2000

8. Круглов В.В. Конкуренция. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2004

9. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. – М.: Пищепромиздат, 2002

10. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. – 2 – е издание – М.: Пищепромиздат, 2001

11. Портер М.Э. Конкуренция. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001

12. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Рагрин В.Н. Основы финансового анализа: Учебное пособие.– Ростов-на-Дону: Рост. гос. Строит. ун-т, 1999

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003

14. Семенов В. М., Баев И. А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996

15. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004

16. Филатов О.К., Маргулис Е.И., Рябова Т.Ф. Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2001

17. Шведенко В.В., Тяжов А.И., Керпелева А.В., Николаев Н.Г., Брагина З.В., Клещев А.Г. Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, в схемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях. – Кострома: Изд-во Костромского госпедуниверситета им. Н.А.Некрасова. 1998

18. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. - М.: Инфра-М, 1998

19. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2002

20. Журнал "Экономист"–№ 10, 1998