Реферат: Внешнеэкономическая деятельность предприятия 11

Название: Внешнеэкономическая деятельность предприятия 11
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ

МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 3

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 8

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА

УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Наиболее характерной чертой современного мира является глобализация .В условиях глобализации люди, живущие даже в самых разных уголках Земли, оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от происходящих событий. Этот процесс захватывает различные стороны жизни: экономику, культуру, технологию, управление. Его отличительными чертами являются:

• Новые средства коммуникации Интернет, сотовые телефоны,
информационные сети;

• Активизация международных экономических организаций;

• Усиление роли многосторонних договоров и соглашений по вопросам
торговли, услуг, интеллектуальной собственности, безопасности,
экологии;

• Возникновение новых мировых рынков валюты и капиталов, которые
обеспечивают оперативное совершение сделок.

По уровню грамотности взрослого населения 99% - Россия пока сохраняет равное положение с большинством развитых стран. По числу специалистов, занимающихся научно • исследовательскими и опытно конструкторскими работами, Россия находится в первой десятке стран. В области здравоохранения Россия к сожалению сдает свои позиции. Понятно, что дело не только в числе врачей, а в низком финансировании здравоохранения со стороны государства. Есть в России и динамично развивающиеся направления, в частности связь.

Цивилизованность мира растет. С 1999 по 2006г несмотря на стремительный рост народонаселения производство продовольствия на душу населения увеличилось почти на 25%. На фоне безусловных достижений удручающими выглядят данные о нуждах и лишениях, сопровождающих жизнь людей в эти годы. Количество людей, инфицированных ВИЧ более


чем удвоилось - с 15 до 35 млн. Ежегодно около 3 млн. чел. Умирают от загрязнения атмосферы (80% из них от загрязнения воздуха внутри помещений) и более 5 млн. от заболеваний, связанных с загрязнением воды. Новый российский президент унаследует страну , где уже многое было сделано , но где еще многое предстоит сделать, чтобы трансформировать экономику, позволить укорениться демократии и взять твердый внешнеполитический курс для обеспечения этих целей.

СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Внешнеэкономические связи России в настоящее время включают следующие формы: внешнюю торговлю, совместные предприятия за рубежом; иностранные предприятия на территории России; международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничество ;концессии; лизинг; сотрудничество на компенсационной основе; сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами; переработку давальческого сырья; привлечение иностранной рабочей силы; производственное кооперирование; научно - техническое сотрудничество; торговлю лицензиями и технологией; прибрежную и приграничную торговлю; торговлю строительными услугами; прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи, торговые дома, ассоциации и др.)

Наличие товаров для экспорта создает возможности для импорта, притока иностранных инвестиций. Следует помнить и то, что полная интеграция России в мировую экономику возможна только сейчас, когда Россия погасила внешние долги. И это произойдет с помощью форсированного развития экспорта готовой продукции, для чего необходимо


задействовать и научный, и технологический потенциалы промышленности. Стимулирование этого процесса зависит и от успехов в организации внешнеэкономической деятельности.

ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВЛИ ЗАРУБЕЖНОГО ПАРТНЕРА С РОССИЕЙ

В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ.

1. Экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том
числе поставки и в третьи страны).

2. Совместное предпринимательство, охватывающие области
производства, финансов, экономических услуг, снабжения,
внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.

Разработка природных ресурсов нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.

В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.

Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осуществление сделок.

1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и
нехватка квалифицированных экспертов.

2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы.

3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного
капитала.

4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП),
предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ)


До недавнего времени в стране не было правовой и организационной базы иностранного инвестирования. Созданный Комитет по иностранным инвестициям занят обновлением существующих и созданием новой базы иностранного инвестирования.

Комитет принимает участие в выработке правовых предложений по участию иностранцев в программе приватизации и функционированию свободных экономических зон. Важным направлением работы Комитета является международно - правовая защита иностранных инвестиций.

ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОГО ПАРТНЕРА

С ЗАРУБЕЖНЫМ

Предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе.

Можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

1. Завершение создания законодательной базы регулирования
внешнеэкономической деятельности.

2. Совершенствование системы управления внешнеэкономической
деятельностью как сферой народного хозяйства.

3. Принятие Федеральной программы развития экспорта России,
которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема
экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с
повышенной степенью обработки, наукоемких товаров,
технологий и услуг.

4. Налаживание системы кредитования и страхование
промышленного комплекса

5. Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить
потребность экспортно - импортных перевозок.


6. Формирование благоприятного правового климата для
российского экспорта.

7. Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и
системы налоговых платежей (НДС и акцизов).

8. Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров,
поступающих по импорту в Россию.

9. Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров
через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому
субсидированию их экономики за счет России и потере для
федерального бюджета значительных сумм в валюте.

10.Ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Для достижения поставленных целей и повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса потребуется развитие системы и принципов государственного регулирования, которое будет осуществляться по ряду основных направлений:

Первое направление - выработка и реализация целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг. Второе направление улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле. Третье направление -защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов и др.


ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях демонополизации предприятие • основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО)

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируются на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы -несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение
управленческих решений.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно - правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.


РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, или применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг.

Можно выделить следующие основные разделы маркетингового исследования рынка для внешнеэкономической деятельности:

1. Изучение спроса. При выявлении потребности в товаре важен
показатель емкости рынка.

2. Изучение предложения. Структура предложения, т.е. степень
обновления ассортимента, появления новых товаров, обычно
подвержена постоянным изменениям.

3. Изучение условий работы на конкретном рынке товара
необходимо, чтобы принимать эффективные управленческие
решения.

Позиционирование товара на рынке это обеспечение товару отличительного конкурентного положения на рынке с помощью различных элементов маркетинга.

СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНОК КОНЕЧНЫХ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Существует несколько основных стратегий выхода на рынок. « Стратегия контрольной точки. Стратегия заключается в достижении целевой прибыли при заданных объемах сбыта или заданной цене товара.

• Стратегия «снятия сливок». Заключается в последовательном
привлечении разных сегментов рынка.

• Стратегия внедрения товара на рынок Она заключается в
установлении фирмой предельно низкой цены на товар, иногда ниже
себестоимости, при выходе на рынок с целью завоевать значительную


его долю и снизить себестоимость товара за счет реализации эффекта масштаба производства.

• Стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара.
Ориентируется на спрос как на главный фактор ценообразования и на
не ценовые методы конкуренции.

• Стратегии реализации товаров.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТЖИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов.

Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы.

1. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины,
выражаются в соответствующих денежных единицах как разница
между результатами и затратами.

2. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения
результатов к затратам

Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей. Условий и других особенностей конкретной сделки.

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА

Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью в России: 1-й этап - до 1918 г.-дореволюционный; 2-й этап - 1918 - 1986 гг. - советский; 3-й этап - 1986 -1991 гг. -- перестроечный; 4-й этап - с 1991г. - современный;


До прихода к власти большевиков внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах.

В основе осуществления экспортно - импортных операций с само] начала был заложен принцип валютной самоокупаемости. Была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

• Регистрация участников внешнеэкономических связей;

• Декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через
государственную границу СССР;

• Порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;

• Оперативное регулирование внешнеэкономических связей.

За 2001-2006 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд законов
заложившихосновусовременнойсистемы управления

внешнеэкономическим комплексом. В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИИ

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с Законом:

• Обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой
политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает
соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

• Разрабатывает и представляет на утверждение Федерального
Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой
деятельности;

• Принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;



• Принимает решения об определении величины ставок таможенного
тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

• Вводит количественные ограничения экспорта и импорта в
соответствии с федеральными законами;

• Принимает в пределах своей компетенции решение о проведении
переговоров и подписании международных договоров РФ;
Осуществляет управление федеральной собственностью РФ за
рубежом;

• Осуществляет иные полномочия в области государственного
управления внешнеторговой деятельностью на основании и в
соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами
Президента РФ.

Минэкономразвития России, являясь центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет единую государственную экономическую политику.

Главная задача Минэкономразвития России в области ВЭД координация регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Важную роль в управлении внешнеэкономическим комплексом играет Государственный таможенный комитет РФ, который является центральным органом в сфере внешнеэкономической деятельности.

Важным органом государственного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России). Основными задачами Банка России являются:

• Регулирование денежного обращения;

• Обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно
кредитной политики;


Организация расчетов и кассового обслуживания;

• Надзор за деятельностью коммерческий банков и других кредитных
учреждений;

• Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные.

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические.

В - третьих, в зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно - тарифные и нетарифные.

Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три категории. К первой относятся меры прямого ограничения, которые направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование.

Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.


Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени.

Важная составная часть валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью установление курса рубля по отношению к иностранным валютам.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные формы стимулирования, поддержки экспорта. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки российского экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно тарифное стимулирование, специальные мероприятия и меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынка.

(УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА

УРОВНЕ РЕГИОНА

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т. е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

Без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона.


С целью реализации своих полномочий в ряде субъектов Российской Федерации были приняты специальные законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность.

В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты специальные законы, направленные на усиление инвестиционной привлекательности своих регионов. В некоторых регионах иностранные инвесторы, вложившие деньги в производство товаров, оказание услуг, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, начисляемых региональный бюджет, и (или) на имущество.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Л..Е. СТРОВСКИИ «Внешнеэкономическая деятельность предприятия», учебное издание, КЖИТИ, Москва, 2001.