Реферат: Криминологическая характеристика и предупреждение коррупции

Название: Криминологическая характеристика и предупреждение коррупции
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………..……………3

1. Понятие и основные показатели коррупционных преступлений…………………………………………………………….....5

2. Причины и условия коррупционного преступного поведения……………………………………………………..…………...13

3. Основные направления предупреждения коррупции……………………………………………………..…………..21

4. Новеллы Российского законодательства по вопросу борьбы с коррупцией…………………………………………………………………

Заключение ...………………………………………………………………...24

Библиография…………………………………….…………..………………25

Введение

Среди наиболее острых социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция. Коррупция не только находится в тесной связи с организованной и экономической преступностью, как это усматривается из аналитических документов, прогнозов и программ, посвященных борьбе с общественно опасными явлениями, но и в целом оказывает негативное воздействие на судьбу государства, общества, каждого гражданина.

"Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, - говорится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, - требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной программы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения

защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности".[1]

В этих целях важное значение имеет изучение коррупции. Данная проблема коррупции ранее затрагивалась в работах следующих ученых: К.М. Абдиева, А.А. Аслаханова, Р.А. Асланова, А.К. Анциферова, Ю.А. Афиногенова, Б.В, Волженкина, Л.Г. Дашковой, Б.В. Здравомыслова, Р.С. Ибрагимова, П.А. Кабанова и др. Но проблема исследовалась преимущественно с уголовно-правовой точки зрения и, как правило, в связи со взяточничеством.


1. Понятие и виды коррупционных преступлений

В словаре иностранных слов отмечается происхождение слова "коррупция" от латинского corruptio и приводятся термины "коррумпировать, корруптировать (лат. corrumpere) — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами". Более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и

как порча[2] , и как разложение, и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях[3] .

Слишком широкое толкование коррупции практически означало объединение под этим термином очень разных по своей криминологической характеристике явлений: и хищений, и должностных преступлений, и подкупа-продажности (коррупции в собственном смысле слова). Если говорить о порче, разложении, то применительно к коррупции это не "саморазложение" и порча сами по себе, а разложение, порча одного субъекта другим, "совращение".

Есть мнение, что коррупция — это то, что на русском языке давно называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин "взяточничество" как синоним коррупции. Издавна на Руси слово "взяточничество" ассоциировалось прежде всего с получением конкретной взятки (часто на основе ее вымогательства) за какие-то определенные, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством. Мздоимство, по дореволюционному российскому законодательству, - получение взятки чиновником или иным лицом, состоящим на службе государственной или общественной, за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей, лихоимство — те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей[4] .

Иванов А.М. придерживается мнения, что в целях осуществления эффективной уголовной политики, думается, надежнее учитывать и понимание коррупции «в широком смысле» слова, а именно - как деградацию личности, превращение сознание индивидуума или определенного социума из имеющего общественно полезные ориентации в сознание, страдающее общественно вредными ориентациями.[5]

При этом следует учитывать, что понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает следующее понятие коррупции:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Сущность коррупции как социально-правового явления, на наш взгляд, двуедина. С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).

Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции бессмысленно; тем не менее традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых сторон доминирует (в том числе с точки зрения большей общественной опасности) продажность лиц, осуществляющих государственные функции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в не законном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя они прямо и не запрещены (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, и т.п.)

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяется три основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) административные проступки; 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся:

а) принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании супругами и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами; б) принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных, обязанностей, — при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает пять минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкам относятся:

а) собственно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ (мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных правонарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муниципальными служащими законодательства о государственной службе и (или) принятых в соответствии с ним иных нормативных актов (например, осуществление работником милиции предпринимательской деятельности вопреки ст. 20 Закона о милиции).

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на три группы: 1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия); 2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия); 3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить пять видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. «б» ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176, 177, 193, 199, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях , ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных , поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности.

Коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

Базу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о ее качественных и количественных свойствах. В 2007 г. в России общий объем коррупционной преступности (в узком значении понятия), характеризуемый числом зарегистрированных преступлений, составил 14 3041, в том числе злоупотребление властью или служебным положением - 2848; незаконное участие в предпринимательской деятельности - 17; получение взятки — 3559; дача взятки — 2049; служебный подлог — 5831.

Суммарный объем числа зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции, несмотря на постоянно декларируемое внимание государства к этой проблеме, составил менее 0,5% общего объема зарегистрированной в 2007 г. преступности. В 2000 г. выявляемость традиционных коррупционных преступлений почти не увеличилась, за исключением взяточничества.

Интенсивность коррупционной преступности, зарегистрированной в России в 2007 г., характеризуемая коэффициентом в расчете на 100 тыс. человек, составила 9,7 преступления, а в 2000 г. — 15,5.

Однако корректнее рассчитывать специальный индекс коррупции, т.е. показатель числа коррупционных преступлений в расчете на 100 тыс. человек, осуществляющих государственные функции. В этом случае коэффициент интенсивности коррупции увеличился бы в 9 раз.

Динамика числа сопоставимых с наказуемыми по УК РФ зарегистрированных коррупционных преступлений в России в период между 2005 и 2006 гг. характеризовалась темпом прироста в 9% (с 11 690 до 12 745). В период с 2006 по 2007 г. эта тенденция усилилась — темп прироста объема зарегистрированной коррупционной преступности составил менее 12,2%, если не учитывать факта криминализации такого вида коррупционного преступления, как незаконное участие в предпринимательской деятельности. В последние годы с учетом латентности- указанные параметры существенных изменений не претерпели.

Структура зарегистрированной коррупционной преступности в России в соотношении основных ее видов выглядит следующим образом: злоупотребление властью или служебным положением — 19,7%, дача и получение взятки — 39,2, служебный подлог — 40,8%.

Обязательный элемент криминологической характеристики коррупционной преступности — ее латентность, т.е. свойство неполноты регистрации официальной уголовной статистикой.

Для определения уровня латентности той или иной разновидности преступлений используются различные методы, однако чаще в этих целях используется метод экспертных оценок. Средний коэффициент латентности всех видов коррупционных преступлений в в нашей стране составил 10[6] . Коэффициент латентности наиболее выявляемого вида коррупционных преступлений (взяточничества), по данным опроса экспертов, составил 18[7] . Однако, уже начиная с 2005 г. уровень латентности взяточничества оценивался коэффициентом, превышающим 2000[8] .

Как правило, не более 20% лиц, выявленных в связи с совершением взяточничества, реально осуждаются к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы[9] . Даже за получение взятки при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах к наказанию в виде лишения свободы осуждаются не более половины виновных[10] . Данному феномену трудно найти легальное оправдание, особенно если учесть, что основным видом наказания за взяточничество является лишение свободы.

Крайне низкий уровень был характерен для таких коррупционных преступлений, как должностной (служебный — в УК РФ) подлог.

Общественная опасность коррупционных преступлений наиболее точно может быть измерена по средней величине тяжести наказаний, назначенных судами за преступления того или иного вида. Однако на практике, как уже отмечалось, подобные расчеты из-за сложности методики[11] обычно не выполняются. Тем не менее может быть использован косвенный показатель общественной опасности — сравнительный удельный вес наказания в виде лишения свободы. В правовой действительности наиболее опасные коррупционные преступления находятся примерно в середине шкалы общественной опасности современной преступности в России.

Территориальное распределение коррупционных преступлений в пределах Российской Федерации характеризуется существенными отличиями.

Например, наибольший коэффициент взяточничества в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 16 лет и старше был зарегистрирован в Калмыкии — 13,7; наименьший — на Сахалине - 0,5. Москва по этому показателю находится в середине списка - 4,4.[12]


1. Причины и условия коррупционного преступного поведения

Если говорить о служебной среде, или условиях службы , то, прежде всего, следует обращать внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующие в продуцировании коррупции.

Во-первых, невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям . Иногда оплата бывает настолько мизерной, что как бы подразумевается, что служащий перейдет на "кормление клиентами". При этом в России периода реформ задержка выплаты многим государственным служащим зарплаты была скорее правилом, чем исключением. Это порождало ситуацию крайней нужды в семьях, и под влиянием последней у части служащих формировалась мотивация на совершение коррупционного преступления. Ситуация обострялась в условиях резких контрастов в оплате труда служащих даже одной организации, не обусловленных вескими основаниями.

Во-вторых , имеет значение тип управления . При первом, так называемом ситуативном, управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. В конце концов, значительное число граждан, устающих от многочисленных, заранее точно не определенных требований служащих, бывают готовы откупиться от них. Порой уже само по себе предъявление многозначных и изменяющихся требований оценивается как вымогательство взятки и провоцирует ее.

При втором, нормативном, управлении речь преимущественно идет о применении в определенных типах ситуации подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учете норм, вводящих те или иные ограничения. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила. Вторая ситуация выглядит менее провоцирующей коррупцию.

В-третьих , существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.

Что касается характеристик самих служащих, совершающих коррупционные преступления , то здесь важна иерархия их ценностей , и в частности готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе.

Большое значение имеет социальная среда личности :

а) наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, а тем более достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности;

б) материально обеспеченная среда в условиях развития личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем. Например, когда молодой человек создает семью и начинает жить на свою зарплату. Его привычки к иному уровню жизни в определенных условиях могут провоцировать избрание преступного варианта решения проблемы;

в) характеристики референтной для человека среды. Если ориентирован на стандарты жизни голливудских звезд, а получает скромную зарплату служащего, то это создает для него проблемную ситуацию;

г) наличие дорогостоящих привычек и интересов: неумеренное употребление спиртных напитков, увлечение азартными играми и т. п.

Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных "подарков", подношений. Среди некоторых студентов-медиков даже существовал термин "дорваться до тела".

Что касается социального контроля , то он должен носить в первую очередь упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции, либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных это — составляющие причинного комплекса, порождавшие криминальную мотивацию следующего типа: "другие брали и берут взятки, не изобличались, ни в чем не нуждались - почему бы и мне не попробовать". Нередко изобличаются именно отдельные взяточники, ибо организованные, как правило, действуют продуманно.

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабые экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм.

Последние значимы, когда речь идет о взяткодателях.

Среди них, как уже отмечалось, много организованных преступников и вообще правонарушителей, обеспечивающих с помощью подкупа противоправный интерес. Что же касается других взяткодателей, то нередко они подкупают служащих в условиях, когда отчаялись отстоять свой законный интерес в рамках закона, или не умеют этого делать, или даже не пытаются, оценивая ситуацию как период произвола и беззакония.

Исключительно криминогенно распространение коррупционной психологии и основанного на ней поведения в высших эшелонах государственной власти. Нельзя не вспомнить стройку Булата Окуджавы: "О, были б небеса чисты, а остальное все приложится". Этому нередко противопоставляется другое суждение: "Народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Но представляется, что такой тезис носит больше яркий, чем справедливый характер: ситуацию в пирамиде государственной службы очень сильно определяет ее вершина.

Эскалация коррупции и усугубление ее качественных характеристик закономерны для тех состояний общества , когда одновременно, в единой системе, отмечается следующее: во-первых , мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. п.), девальвируются духовные ценности, ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего; во-вторых , признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д.; в-третьих , в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность, обездоленность беженцев и вынужденных переселенцев), закон по разным причинам не соответствует криминологически значимым реалиям (криминальной и криминогенной ситуациям).

Итак, можно следующим образом сгруппировать причины и условия, воздействующие на коррупционную преступность:

1. Экономические факторы коррупционной преступности. К числу основных экономических факторов рассматриваемого явления в России следует отнести:

а) экономическую нестабильность, проявляющуюся, прежде всего в бессистемных изменениях инфляции и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых источников доходов;

б) появление достаточно представительного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа;

в) завышенные темпы приватизации государственной собственности;

г) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, позволяющее получать необоснованные сверхдоходы;

д) традиция уравнительного подхода к оплате труда государственных и муниципальных служащих, провоцирующая создание незаконных, но более эффективных механизмов компенсации дополнительных затрат.

2. Политические факторы коррупционной преступности:

а) отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

б) реальная возможность представителей власти (прежде всего на уровне высших ее органов) определять в своих интересах формы наказания коррумпированного поведения государственных служащих или препятствовать установлению ответственности за него;

в) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства;

г) нестабильность существующих форм политического устройства общества на всех уровнях, провоцирующая недобросовестное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям;

д) расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ;

е) непомерно высокая численность государственного аппарата, естественно, ухудшающая условия оплаты труда государственных служащих и качество контроля за их работой;

ж) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

з) отсутствие эффективного политического механизма, обеспечивающего быстрое лишение полномочий государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения действиями, которые традиционно воспринимаются как коррупция (присвоение дорогих подарков, систематическое присутствие на бизнес банкетах и т.п.).

3. К числу правовых причин и условий коррупционной преступности следует отнести:

- отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;

- сохраняющееся господство ведомственного нормативного саморегулирования по отношению к законодательному, препятствующее эффективному контролю за предпосылками коррупции на уровне ведомств;

- почти полное отсутствие административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения;

- существование многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение государственных служащих;

- объективное бессилие законов вообще в условиях общего кризиса.

4. Психологические причины и условия коррупционной преступности включают:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России[13] ;

б) традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

в) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих;

г) психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;

д) крайне низкий риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

5. И, наконец, причины и условия коррупции организационного характера:

а) структурная неадекватность правоохранительной системы целям борьбы с коррупцией;

б) незначительная практика применения правовых норм, предназначенных для борьбы с коррупцией;

в) отсутствие сколько-нибудь эффективной административной и уголовной статистики коррупционных преступлений;

г) отсутствие федерального и регионального регистров (учреждений, осуществляющих регистрацию и учет) лиц, которым запрещено занимать должности на государственной и муниципальной службе;

д) отсутствие специализированного внебюджетного фонда по финансированию специальных мер по борьбе с коррупционной преступностью;

е) низкая учебно-методическая обеспеченность подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью;

ж) малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью (прежде всего на местном и региональном уровне).

В России периода реформ 90-х гг. формирование новых экономических отношений и нового слоя собственников как социальной опоры реформ осуществлялось в ускоренном темпе при сознательном допущении легализации криминальных и иных теневых капиталов. В результате положение дел стало таким, что, по оценке бывшего помощника Президента РФ А. Лившица, усиление борьбы с коррупцией способно "привести к потере равновесия в экономике", а потому он "против резких движений в вопросах борьбы с коррупцией"[14] . Коррупция наряду с экономической преступностью становилась все более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных. Таким образом, с одной стороны, создавался все более широкий и внушительный слой граждан, заинтересованных в сохранении основанных на оптимизации отношений, с другой — большая часть граждан испытывали на себе пагубные последствия коррупции и приучались решать свои проблемы путем подкупа служащих.

Значимо отсутствие энергичной законотворческой и правоохранительной деятельности. В 2003—2007 гг. федеральные законы о борьбе с коррупцией, организованной преступностью неоднократно принимались, но так и не вступили в действие. Борьба с коррупцией сводилась только к карающей стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лишь тех лиц, которые брали взятки без участия должностных лиц высокого ранга, крупных предпринимателей, организованных преступных формирований с широкими коррумпированными связями (именно за их счет во второй половине 90-х гг. несколько возросло число осужденных взяточников).


2. Основные направления предупреждения коррупции

В устных дискуссиях и в литературе встречается утверждение, с которым можно поспорить: коррупция — социальное явление и не поддается правовому воздействию[15] . Однако все, что существует в обществе и порождено им, является социальным явлением: преступление, наркотизм, терроризм, организованная преступность и т. п. Искусство юриста заключается, во-первых , в том, чтобы выделить такие проявления того или иного социального явления, которые поддаются внешнему контролю, и дать их адекватное юридическое описание; во-вторых , учитывать необходимость конструирования такой системы юридических мер воздействия, которая бы включала не только меры наказания, но и меры предупреждения, меры восстановления нарушенных прав и законных интересов, общие организационные меры (информационно-аналитические, направленные на программирование борьбы с коррупцией, создание и совершенствование правовой основы борьбы с ней, подготовку кадров надлежащей квалификации и другие); в-третьих , ввести надежные юридические основания для индивидуализации уголовной ответственности разных субъектов, общественная опасность деяний которых не является тождественной. Наконец , важно разработать такие законные процедуры раскрытия, пресечения и доказывания фактов коррупции, которые были бы адекватны механизмам совершения и защиты коррупционных преступлений (сокрытия, распределения ролей с выделением фигур организаторов, исполнителей и других, создания систем легализации преступных доходов и т. п.).

Высказывается также мнение, что для России вообще характерно взяточничество, а проблема коррупции сводится в основном к проблеме государственного чиновника, вымогающего взятку, и связывается с усилением роли государства в жизни общества. Утверждение типа "нет государства — нет взятки" аналогично другому: "нет человека — нет проблемы", тем более что масштабы подкупа-продажности растут и в негосударственной сфере. Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью.

До настоящего времени предупреждение коррупционной преступности в России продолжает сохранять бессистемный характер.

Среди соответствующих мер преобладают в основном уголовно-правовые, да и те применяются нестабильно. В этой связи совершенно естественно еще в начале 90-х годов возникла идея универсального криминологического закона о борьбе с коррупцией, призванного заложить основы системы борьбы с коррупцией.

Правовые меры, подлежащие включению в систему мер предупреждения коррупционной преступности:

1) законодательное определение коррупционного преступления как деяния, наказуемого по соответствующим статьям УК РФ;

2) законодательное определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление государственных функций;

3) законодательное определение системы государственных и негосударственных субъектов борьбы с коррупционной преступностью, одной из основных функций которых будет борьба с данных феноменом;

4) принятие закона о внебюджетном фонде борьбы с коррупцией, средства которого создаются за счет поступающих на основании судебных решений денежных отчислений в размере всей суммы возмещенного государству ущерба, нанесенного правонарушениями коррупции;

5) включение в новый Кодекс об административных правонарушениях совокупности норм, выполняющих функцию раннего предупреждения всех видов коррупционных преступлений, корреспондирующих соответствующим нормам УК РФ.

Среди специальных организационных мер предупреждения коррупцией на различных уровнях следует выделить:

1) создание автоматизированных банков данных о функционирующих на территории России, субъектов Федерации, городов, районов хозяйствующих субъектах;

2) введение в действие системы приоритетного декларирования доходов, расходов и имущественного положения юридических и физических лиц, участвовавших в приватизации государственной собственности, и членов их семей;

3) проведение выборочных проверок соответствия результатов приватизации в ряде крупных регионов законодательству РФ;

4) снижение численности государственного аппарата;

5) создание механизма контроля за денежными средствами, размещенными в офшорных зонах;

6) реформирование налоговой системы в части обеспечения взимания налогов с фактических пользователей имущества;

7) создание автоматизированных местных и региональных регистров налогов, уплачиваемых государственными служащими;

8) создание системы мониторинга общественного мнения о состоянии законности на государственной и муниципальной службе;

9) издание открытых информационных бюллетеней о состоянии доходов государственных служащих, занимающих должности, предусмотренные Конституцией РФ или конституциями субъектов РФ;

10) обязательное ежегодное опубликование бюджетов высших органов государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствующих официальных изданиях.


4. Новеллы Российского законодательства по вопросу борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который определил основные положения и вопросы в борьбе с коррупцией.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.


Заключение

Коррупция представляет угрозу национальным интересам государства, поскольку ее развитие ведет к ослаблению позиций России в политической и экономической областях. Препятствуя консолидации гражданского общества, коррупция противоречит его интересам, осуществлению принципа равенства всех перед законом, права на достойную жизнь, заинтересованности населения в поддержании законности и правопорядка, мотивации уважения к праву и правоприменительной деятельности. Коррупция затрагивает интересы каждого гражданина, так как она снижает в целом уровень и качество жизни, оказывает деморализующее воздействие наличность, способствует формированию нравственных деформаций, обладающих существенным криминогенным потенциалом.

Особенно значимыми криминогенными последствиями характеризуется коррупция в правоохранительных органах. Коррупционные процессы в этих органах подрывают основы построения правового государства, создают благоприятную обстановку для ослабления правового контроля за ситуацией в стране сращивания исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновения их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями, а также в органы власти и непосредственно - в правоохранительные структуры[16] .

Таким образом, среди наиболее острых социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция и важное значение имеет изучение данного явления.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты:

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М.: 2009

2. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: 2009

3. Указ Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

4. Указ Президента РФ от 18.12.2008 N 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»

5. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Основная литература:

1. Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов. – М., Издательство НОРМА, 2007.

2. Кудрявцев В.Н., Эминова В.Е. Криминология: Учебник для вузов. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2006.

3. Бурлаков В.Н., Кропачев В.М. Криминология: Учебник для вузов. – СПБ.: Санкт – Петербургский университет, Питер, 2007.

4. Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998. С. 5;

5. Криминология / Под ред. Астанин В. В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I / Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 216; ПСЗ. Собр. I. Т. IV. № 1819. П. 9

6. Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцыию. Монография. – Владивосток, 2002.

7. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М-, 2000. С. 60.

8. Максимов С.В. Предупреждение коррупции. М., 2004. С. 14.

9. Преступность в России. Аналитическое обозрение. М., 2007. С. 3.

10. Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

11. Вечерняя Москва. 2003. 29 июля

12. Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2007.

13. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

16. Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о взаимодействии на организованную преступность и коррупцию. – Владивосток, 2002.

17. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности // Государство и право. – 2006. - №. 12.


[1] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

[2] Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998. С. 5; Криминология / Под ред. В. Н. Вурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999. С. 404

[3] Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад рабочей группы регионального общественного фонда "Информатика для демократии" под руководством Г. А. Сатарова. М., 1998. С. 1.

[4] Астанин В. В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I / Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 216; ПСЗ. Собр. I. Т. IV. № 1819. П. 9

[5] Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцыию. Монография. – Владивосток, 2002.

[6] Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М-, 2004. С. 60.

[7] Максимов С.В. Предупреждение коррупции. М., 2004. С. 14.

[8] Преступность в России. Аналитическое обозрение. М., 2007. С. 3.

[9] Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

[10] Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

[11] Подробно существующая методика описана в работе: Эффективность общего Предупреждения преступления. М., 2002. С. 59—60.

[12] Существенные колебания в территориальном распределении отдельных видов коррупционных преступлений, по нашему мнению, могут быть объяснены традициями региональной уголовной политики в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, которые сформировались задолго до начала нынешнего общего кризиса нашего общества.

[13] Колодкин Л.М. Ответственность чиновников полиции по законодательству царской России // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М., 2003. С. 13.

[14] Вечерняя Москва. 2003. 29 июля

[15] Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2007.

[16] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.