Реферат: Баланс, как метод обобщения данных об объектах наблюдения

Название: Баланс, как метод обобщения данных об объектах наблюдения
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

баланс, как метод обобщения данных

об объектах наблюдения

сущность балансового обобщения

и его роль в бухгалтерском учете

Термин «баланс» широко используется в учете, анализе, планировании, ло­гистике и употребляется в значении равновесия (от французского «balance» – весы).

В экономике при­меняются различные виды балансов:

- бухгалтерский баланс;

- баланс доходов и расходов;

- баланс ос­новных фондов;

- баланс денежных потоков;

- баланс платежеспособности и др.

Общим для всех этих видов балансов является то, что информация в них группируется одновременно по двум признакам связанным или не связанным ме­жду собой. В результате данные представляют в виде дву­сторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Та­кой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.

Применяемый для построения балансов принцип двойственности (двусто­ронности) относится к основополагающим концепциям БУ. Он формируется урав­нением, связывающим между собой три базовых понятия:

- экономические ресурсы (активы);

- капитал;

- обязательства (пассивы).

Научное обоснование уравнения принадлежит основоположнику балансовой тео­рии И. Ф. Шеру.

В общем виде уравнение двойственности имеет следующий вид:

АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного от­ражения информации, называется балансовым обобщением .

В современной теории и практике БУ понятие «балансовое обобщение» ото­ждествля­ется с понятием «баланс», который также является и основной формой БО ор­ганизации. Та­ким образом, понятие «баланс» в БУ имеет двоякое значение: с одной стороны оно означает применение балансового обобщения к обработке информации, с другой – под ним понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в уни­фицированном виде.

При построении балансов необходимо исходить из следующих требо­ваний :

- правдивости – все показатели должны быть подтверждены соответствую­щими докумен­тами;

- реальности – оценка его статей должна соответствовать действительности;

- единства – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

- преемственности – каждый последующий баланс должен вытекать из данных предыду­щего;

- ясности – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понима­ния внутрен­ними и внешними пользователями информации.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья , которая соответствует показателю, характеризующему отдельные виды экономи­ческих ресурсов и ис­точников их образования. Конкретное числовое значение ка­ждой балансовой статьи соответ­ствует остатку определенного бухгалтерского счета или нескольких счетов. Балансовые ста­тьи объединяются в группы, группы – в разделы, разделы – в итоговую статью актива или пассива баланса, которые принято называть валю­той баланса.

В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей ба­ланса, а поря­док их расположения на конкретной стороне баланса определен вертикальными и го­ризон­тальными взаимосвязями между статьями и разделами. Равенство итогов баланса обу­слов­лено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет ко­торых они образованы.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их рас­положение в порядке уровня ликвидности, а статей пассива – по срочности по­гашения. В российской форме бухгалтерского баланса активы располагаются в порядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных к наиболее ликвид­ным), а пассивы по степени возрастающей срочности погашения обязательств (от наименее срочных, к наиболее срочным обязательствам).

Горизонтальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение напротив пассивов, являющихся источником их образования. На­пример, наименее ликвидные активы, в т.ч. ОС, НМА располагаются напротив наименее срочных по времени погашения пассивов – капитала и долгосрочных обязательств, а оборотные средства, в т.ч. ДС – напро­тив более срочных по вре­мени погашения краткосрочных обязательств. Горизонтальные взаимосвязи ба­лансовых статей позволяют проводить анализ финансового состояния орга­низа­ции, оборачиваемости и ликвидности ее активов, степени платежеспособности и другие виды анализа.

В мировой практике применяют две формы бухгалтерского баланса :

- горизонтальную, когда активы располагаются в левой стороне баланса, а пас­сивы – в пра­вой;

- вертикальную, при которой балансовые статьи располагаются в столбик, сна­чала статьи, характеризующие активы, а затем статьи, относящиеся к пасси­вам. При вертикальном по­строении баланса уравнение двойственности имеет следующий вид: АКТИВЫ – обяза­тельства = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.

В российской практике бухгалтерский баланс построен по горизонтальной форме, тогда как в большинство зарубежных стран используют вертикальную форму построения бухгал­терского баланса.

В настоящее время бухгалтерский баланс в РФ имеет следующую форму (Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н)

форма бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс
на 20 г. Коды
Форма № 1 по ОКУД 0710001
Дата (год, месяц, число)
Организация по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 384/385
Местонахождение (адрес)
Дата утверждения
Дата отправки (принятия)

Актив

Код

показа­теля

На начало

отчетного года

На конец

отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110
Основные средства 120
Незавершенное строительство 130
Доходные вложения в материальные ценности 135
Долгосрочные фин. вложения 140
Отложенные налоговые активы 145
Прочие внеоборотные активы 150
Итого по разделу I 190

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы, в т.ч.:

210
сырье, материалы и др. аналогичные ценности 211
животные на выращивании и откорме 212
затраты в незавершенном производстве 213
готовая продукция и товары для перепродажи 214
товары отгруженные 215
расходы будущих периодов 216
прочие запасы и затраты 217
НДС по приобретенным ценностям 220
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожи­дают­ся более чем через 12 мес. после отчетной даты) 230
в т.ч. покупатели и заказчики 231
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожидают­ся в теч­ение 12 мес. после отчетной даты) 240
в т.ч. покупатели и заказчики 241
Краткосрочные фин. вложения 250
Денежные средства 260
Прочие оборотные активы 270
Итого по разделу II 290
БАЛАНС 300

Пассив

Код

показа­теля

На начало

отчетного периода

На конец

отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410
Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 ( ) ( )
Добавочный капитал 420
Резервный капитал, в т.ч. 430
резервы, образованные в соот­ветствии с законода­тельст­вом 431
резервы, образованные в соот­ветствии с учреди­тельными документами 432
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470
Итого по разделу III 490

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510
Отложенные налоговые обязательства 515
Пр. долгосрочные обязательства 520
Итого по разделу IV 590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610
Кредиторская задолженность, в том числе: 620
поставщики и подрядчики 621
задолженность перед персоналом организации 622
задолженность перед гос. внебюджетными фондами 623
задолженность по налогам и сборам 624
прочие кредиторы 625
Задолженность перед учредите­лями по выплате доходов 630
Доходы будущих периодов 640
Резервы предстоящих расходов 650
Пр.краткосрочные обязательства 660
Итого по разделу V 690
БАЛАНС 700
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Арендованные основные средства 910
в том числе по лизингу 911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920
Товары, принятые на комиссию 930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов 940
Обеспечения обязательств и платежей полученные 950
Обеспечения обязательств и платежей выданные 960
Износ жилищного фонда 970
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980
Нематериальные активы, полученные в пользование 990

Классификация бухгалтерских балансов

Бух. балансы можно объеди­нить по след. классификационным признакам:


Бухгалтерский баланс, его назначение

и содержание основных показателей

Бухгалтерский баланс (ББ) – это способ экономической группировки и обобщения ин­формации об имуществе и обязательствах организации, сгруппированных по их составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определённую дату.

Одно из основных назначений ББ – дать оценку финансовой устойчивости организа­ции. Если соотношение итоговой суммы ББ на начало и конец отчётного периода изменилось в строну снижения, то можно сделать вывод о сокращении хозяйственного оборота организа­ции, следовательно, её финансовое положение имеет тенденцию к ухудшению при прочих равных условиях.

Модель ББ предусматривает два разреза:

- вертикальный, который предполагает наличие двух частей ББ – актива и пассива;

- горизонтальный, который зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представлен­ными в ББ.

Итог актива ББ всегда равняется итогу его пассива , что является следствием приме­нения в БУ метода двойной записи.

По своему внешнему виду ББ представляет собой двухстороннюю таблицу , форма ко­торой рекомендована Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н.

Каждый вид имущества и обязательств организации, показанный в ББ отдельной стро­кой и выраженный отдельной суммой принято называть статьей ББ . Каждой статье ББ присваивается кодовый номер, что значительно упрощает проведение анализа на основе данных ББ, а также ведение государственного статистического учета.

Балансовые статьи объединяются в экономически однородные группы, а группы в соответствующие разделы. Современная форма ББ содержит пять разделов : I «Внеоборотные активы, II «Оборотные активы», III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обя­зательства».

Первые два раздела ББ составляют его актив, остальные разделы включаются в пассив ББ. Итоговую сумму актива и пассива ББ принято называть валютой ББ .

Содержание показателей статей ББ определяется требованиями нормативных доку­ментов по БУ и учетной политикой организации.

Согласно ПБУ 4/99 ББ должен содержать следующие числовые показатели:

Раздел Статьи Показатели, отражающиеся в статье
АКТИВ
Внеоборотные активы Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собст­венности, патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслужи­вания, иные аналогичные права и активы, орга­низационные расходы, деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования, зда­ния, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в МЦ Имущество для передачи в лизинг, имущество, предос­тав­ляемое по договору проката
Долгосрочные финансовые вложения Инвестиции в дочерние, зависимые общества и в другие орга­низации, займы, предоставленные организациям на срок бо­лее 12 месяцев, прочие финансовые вложения
Отложенные налоговые активы
Оборотные активы Запасы Сырье, материалы, др. аналогичные ценности, за­траты в нез­авершенном производстве, готовая продук­ция, товары для пе-репродажи и товары отгруженные, расходы будущих перио­дов
НДС по приобретенным ценно­стям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики, векселя к получению, задолжен­ность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капи­тал, авансы выдан­ные, прочие дебиторы
Краткосрочные финансовые вложения Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 ме­сяцев, вклады в уставные капиталы других органи­заций, про­чие финансовые вложения
Денежные средства Расчетные, валютные, специальные счета, касса, де­нежные документы, прочие денежные средства
ПАССИВ

Капитал

и

резервы

Уставный капитал
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Добавочный капитал
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Долгосрочные обязательства Займы и кредиты
Отложенные налоговые обязательства
Краткосрочные обязательства Займы и кредиты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персона­лом организации, бюджетом и государственными внебюджет­ными фондами, авансы полученные, прочие кредиторы
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов

Самостоятельным разделом ББ является Справка о наличии ценностей, учитывае­мых на забалансовых счетах . Она заполняется при наличии у организации соответствую­щих показателей.

В условиях рыночной экономики ББ является центральным документом и выполняет ряд функций :

- экономико-правовую, которая заключается в том, что ББ является обязательной формой БО для всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

- информационную, которая подчеркивает основную цель ведения БУ и представления БО и связана с необходимостью обеспечения информацией всех заинтересованных лиц, о наличии и движении имущества и обязательств организации;

- результативную, которая проявляется в том, что в ББ представлена информацию о финансо­вых показателях деятельности организации.

При формировании показателей ББ необходимо выполнять следующие требова­ния , предъявляемые к его составлению:

- данные ББ на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с его данными за пе­риод, предшествующий отчетному;

- в ББ не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими ПБУ;

- ББ должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к ББ и отчету о прибылях и убытках;

- статьи ББ, составляемого за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвента­ризации активов и обязательств;

- активы и обязательства должны представляться в ББ с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

Формирование показателей ББ осуществляются на основе данных Главной книги . Дебетовые остатки по счетам Главной книги отражаются в активе ББ, а кредитовые остатки – в пассиве ББ.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчётность (БО) – это единая система данных об имущественном и финансовом по­ложении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, со­ставляемая на основе данных БУ по установленным формам.

БО, как элемент метода БУ является завершающим этапом учёт­ного процесса. Она по­зволяет определить общую стоимость имущества организации, стоимость иммобилизованных (основных и прочих внеоборотных) и мобильных (обо­ротных) средств, материальных оборот­ных средств, величину собственных и заёмных средств организации. БО является источником информации, необходимой руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.

Пользователями БО являются физические и юридические лица, заинтересованные в информации об организации.

По отношению к хозяйствующему субъекту пользователи БО могут быть внутренними и внешними, по критерию страновой принадлежности – отечественные и зарубежные, а в зависимости от финансового интереса – пользователи с прямым и косвен­ным финансовым интересом.

При составлении БО бухгалтеру необходимо руководствоваться нормами :

- главы III ФЗ «О БУ»;

- раздела III Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н;

- ПБУ 4/99 «БО организации»;

- Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах БО организаций».

В соответствии с положениями указанных нормативных актов одной из составляющих частей БО является :

- бухгалтерский баланс (форма № 1)

К БО предъявляются следующие требования:

- БО должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении орга­низации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом поло­же­нии. Достоверной и полной считается БО, сформированная исходя из правил, установ­ленных нормативными актами по БУ;

- при формировании БО должна быть обеспечена нейтральность информа­ции, содержа­щейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп поль­зователей БО перед другими;

- БО должна включать показатели деятельности всех филиалов, представи­тельств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);

- по каждому числовому показателю БО, кроме отчета, составляемого за первый отчет­ный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшест­вующий отчетному;

- статьи БО по которым отсутствуют числовые значения должны быть прочеркнуты. Если показа­тель БО должен вычитаться из соответствующих показателей или имеет отрица­тельное зна­чение, то этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убы­ток, себестои­мость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, про­центы к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.);

- в БО не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;

- для составления БО отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении БО за отчетный год отчетным годом является календарный год с 01 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных орга­низаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря со­ответст­вующего года, а для организаций, созданных после 01 октября, - по 31 декабря следующего года;

- на формах БО, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

- наименование составляющей части БО;

- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена БО, или отчетного пе­риода, за который составлена БО;

- указание полного наименования юридического лица;

- ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности;

- единица измерения;

- местонахождение организации;

- дата утверждения БО и дата ее отправки / принятия;

- БО должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации;

- данные в БО приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имею­щая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в мил­лио­нах рублей без десятичных знаков;

- БО состав­ляется, хранится и представляется на бумажных носителях. Возможно также представление БО в электронном виде по каналам связи.

публичность бухгалтерской отчетности.

Порядок представ­ления бух­галтер­ской отчетности

БО является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредит­ных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с БО.

Согласно ст.16 ФЗ «О БУ» годовую БО обязаны опубликовывать ОАО, банки и дру­гие кредитные организации, страховые организации, инвестиционные и иные фонды, соз­дающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), биржи, госу­дарственные внебюджетные фонды.

Принцип публичности БО реализуется путем ее опубликования в газетах и журналах, доступных пользователям БО, либо распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих БО, а также передачи отчетности террито­риальным органам государст­венной статистики по месту регистрации организации для предостав­ления заинтересованным пользователям.

Публикация БО производится не позднее 01 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством РФ.

В рамках публикации БО организации обязаны:

1) обеспечить представление годовой БО ка­ждому учредителю (участнику) в сроки, уста­новленные законодательством РФ;

2) представить БО по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной стати­стики, органам исполнительной власти (например, налоговая инспекция), банкам, государст­венным внебюджетным фондам и в другие адреса, преду­смотренные законодательством РФ, в сроки, установленные законодательством РФ;

3) опублико­вать итоговую часть аудиторского заключения вместе с БО, если организа­ция подлежит обяза­тельному аудиту.

Организации обязаны представлять годовую БО в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную – в случаях, предусмот­ренных законодательством РФ, - в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах ука­занных сроков конкретная дата представления БО устанавливается уч­редителями (участни­ками) организации или общим собранием. При этом годовая БО должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Представляемая годовая БО должна быть ут­верждена в порядке, установленном учредительными документами организа­ции.

Датой представления БО для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления БО прихо­дится на нерабо­чий (выходной) день, то сроком представления БО считается первый, сле­дующий за ним рабочий день.

БО может представлять на бумажных и электронных носителях.

На бумажных носителях БО представляется налогоплательщиком лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления.

Передача БО в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществ­ляется с соблюдением требований электронного документооборота. Подготовленная в элек­тронном виде БО подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица и направляется адресату в зашифрованном виде.

Понятие промежуточной и сводной бухгалтерской отчетности. Классифика­ция бухгал­тер­ской отчетности

Согласно ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную БО за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законода­тельством РФ.

Одной из составляющих частей промежуточной БО является бухгалтерский баланс. Организация должна сформировать промежуточную БО не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

Согласно п.91 Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственной БО она составляет сводную БО, вклю­чающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее преде­лами.

Сводная БО – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчет­ную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организа­ций.

Сводная БО объединяет БО головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация вы­ступает как основное общество, по отношению к зависимым обществам – как пре­обладающее общество.

БО дочернего общества объединяется в сводную БО, если:

1) головная организация обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % ус­тавного капитала ООО;

2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочер­ним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, при­ни­маемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную БО, если головная органи­зация имеет более 20 % голосующих акций АО или более 20 % уставного капитала ООО.

Сводная БО составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ 4/99 по формам, разрабо­танным головной организацией, исходя из их типового варианта.

Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной БО обеспе­чивает руководитель головной организации. Объем и порядок, включая сроки, представления БО дочер­них и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной ин­формации, необ­ходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организа­ция.

До составления сводной БО необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

Показатели БО дочернего общества включаются в сводную БО с первого числа месяца, сле­дующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности оп­ределять ре­шения, принимаемые дочерним обществом.

Данные о зависимом обществе включаются в сводную БО с первого числа месяца, сле­дую­щего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества ак­ций или доли в уставном капитале зависимого общества.

Сводная БО представляется учредителям (участникам) головной организации, иным за­инте­ресованным пользователям сводная БО представляется в случаях, установленных зако­нодательст­вом РФ, или по решению головной организации. По решению участников группы взаимосвязан­ных организаций сводная БО может публиковаться в составе публикуемой БО головной организа­ции.

В сводную БО объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной органи­зации и дочерних обществ. БО головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную БО путем построчного суммирования соответствующих данных.

При составлении сводной БО используется единая учетная политика в отношении ана­логич­ных статей имущества и обязательств, доходов и расходов БО головной организации и дочерних обществ.

В сводную БО объединяется БО головной организации и дочерних обществ, составлен­ная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Основные типы хозяйственных операций

и их взаимосвязь с бухгалтерским балансом

Хозяйственные операции (ФХД) – это отдельные действия организации, осуществ­ляемые в процессе ее деятельности и вызывающие изменения в объ­еме и составе средств организации и в источниках их образования.

Исследование многообразия хозяйственных операций позволяет выделить их основ­ные четыре типа :

- операции, затрагивающие только статьи актива бухгалтерского баланса без из­менения его общего итога (валюты баланса) (I тип – активный );

- операции, затрагивающие изменение только пассива бухгалтерского баланса без измене­ния его общего итога (валюты баланса) (II тип – пассивный );

- операции, затрагивающие статьи актива и пассива бухгалтерского баланса, и вызываю­щие увеличение его общего итога (валюты баланса) (III тип – ак­тивно-пассивный в сто­рону увеличения );

- операции, затрагивающие изменение актива и пассива бухгалтерского ба­ланса, и вызываю­щие уменьшение его общего итога (валюты баланса) (IV тип – активно-пассив­ный в сторону уменьшения ).

Рассмотрим эти операции на примере.

Пример. Имеется следующее балансовое обобщение имущества организа­ции и источ­ников его образования.

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 30 460
Материалы 37 900 Прибыль 7 600
Расчеты с покупателями 3 200 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета 18 000 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

I тип операций – затрагивает только статьи актива бухгалтерского баланса, при этом сумма по одной статье актива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же вели­чину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.

Например, на расчетный счет организации поступили денежные средства от покупате­лей на сумму 1 200 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям актива «Расчетный счет» в сторону ↑ на сумму 1 200 руб. и «Расчеты с покупателями» в сторону ↓ также на сумму 1 200 руб.

Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 30 460
Материалы 37 900 Прибыль 7 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета 19 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

II тип операций – затрагивает только статьи пассива бухгалтерского ба­ланса, при этом сумма по одной статье пассива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же ве­личину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.

Например, за счет прибыли увеличен уставный капитал организации на сумму 1 000 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям пас­сива «Уставный капитал» в сторону ↑ на сумму 1 000 руб. и «Прибыль» в сторону ↓ также на сумму 1 000 руб.

Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 31 460
Материалы 37 900 Прибыль 6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета 19 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

III тип операций – затрагивает одновременно статьи актива и пассива бух­галтерского баланса, при этом происходит их ↑ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в ре­зультате такой операции увеличивается.

Например, в организацию поступили материалы от поставщика на сумму 2 000 руб. В результате этой операции изменится в сторону ↑ на сумму 2 000 руб. статья актива «Материалы» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».

Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 31 460
Материалы 39 900 Прибыль 6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 14 300
Расчетные счета 19 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 74 160 Валюта баланса 74 160

IV тип операций – затрагивает одновременно статьи актива и пассива бух­галтерского баланса, при этом происходит их ↓ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в ре­зультате такой операции уменьшается.

Например, с расчетного счета организации перечислено 4 000 руб. в счет по­гашения за­долженности перед поставщиком. В результате этой операции изме­нится в сторону ↓ на сумму 4 000 руб. ста­тья актива «Расчетный счет» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».

Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 31 460
Материалы 39 900 Прибыль 6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 10 300
Расчетные счета 15 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 70 160 Валюта 70 160

Характеристики четырех типов изменений , вызываемых хозяйственными операция­ми, можно обобщить в виде следующей таблицы

Схема основных типов изменений бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций

Типы изменений Изменения в составе
имущества (активов) источников образования имущества (пассивов)
счета активов счета капитала и обязательств
дебет кредит дебет кредит
I +
II +
III + +
IV